Научная статья на тему 'ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ'

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / КОЛЛЕКТИВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Актуальность создания детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности определяется необходимостью обеспечения преемственности старших и младших поколений, успешной социализации сельских детей, для формирования у школьников опыта взаимоотношений со взрослыми на основе партнерства, диалога и сотрудничества. Цель: выявить функции и особенности деятельности детско-взрослых сообществ в сельской школе. Предложено определение понятия «детско-взрослое сообщество», на основе ряда признаков дается сравнение данного понятия с категорией «коллектив». Рассмотрена классификация детско-взрослыхсообществ по разным основаниям. Определены отличительные характеристики детско-взрослых сообществ и их функции. На основе анализа опыта сельских, и прежде всего, малочисленных школ определены требования, которыми важно руководствоваться педагогическим коллективам при организации деятельности детско-взрослых сообществ в целях обеспечения реализации вышеназванных функций. Выводы: в сельской местности формируются различные детско-взрослые сообщества, школа может стать сообществом взаимодействующих субъектов разного возраста, где каждый может реализовать себя, добиться успехов. Детско-взрослые сообщества сельских образовательных организаций – это важнейший механизм развития воспитательного процесса, средство решения педагогическихзадач и социальных проблем села. Успешность деятельности сообществ зависит от подготовленности педагогов, от их позиции во взаимодействии с субъектами образовательных отношений, от наличия авторитетного лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNITIES OF CHILDREN AND ADULT IN A VILLAGE SCHOOL

There are several factors that justify the relevance of creating communities of children and adults in rural areas. Thus, it is determined by the necessity to ensure the continuity between older and younger generations, successful socialization of rural children, development of students’ experience in building up relationships with adults based on partnership, dialogue and cooperation. The purpose of the study is to identify the functions and peculiar activities of communities of children and adults in rural schools. The study proposes the definition of the concept of ‘communities of children and adults’. On the basis of a number of features, a comparison of this concept with the category of a ‘collective body’ is given. The author considers the classifi cation of communities of children and adults grounded on various approaches. Distinctive characteristics of communities of children and adults and their functions are determined. Based on the analysis of the experience of rural schools, especially those with a small number of students, the study determines some requirements for the pedagogical staff to use as their guide. It is necessary when school collectives organize the activities of children’s and adult’s communities in order to ensure the realization of the above-mentioned functions. The author makes the conclusions: various child-adult communities are formed in rural areas; a school can become a community of interacting subjects of diff erent ages, where everyone can realize themselves and achieve success. Communities of children and adults in rural educational organizations are the most important mechanism for the personal development process, a means of solving pedagogical tasks and social problems of the countryside. The success of community activities depends on the profi ciency of teachers, on their position in the interaction with all the subjects of educational relations, on the possibility to have an authoritative leader.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 178-184 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 2 (42), рр. 178-184 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-178-184

Научная статья

Детско-взрослые сообщества в сельской школе 1щ | //

Л.В.Байбородова ПгчШ/ \

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108

Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогических технологий, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4440-5013

Аннотация. Актуальность создания детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности определяется необходимостью обеспечения преемственности старших и младших поколений, успешной социализации сельских детей, для формирования у школьников опыта взаимоотношений со взрослыми на основе партнерства, диалога и сотрудничества. Цель: выявить функции и особенности деятельности детско-взрослых сообществ в сельской школе. Предложено определение понятия «детско-взрослое сообщество», на основе ряда признаков дается сравнение данного понятия с категорией «коллектив». Рассмотрена классификация детско-взрослых сообществ по разным основаниям. Определены отличительные характеристики детско-взрослых сообществ и их функции. На основе анализа опыта сельских, и прежде всего, малочисленных школ определены требования, которыми важно руководствоваться педагогическим коллективам при организации деятельности детско-взрослых сообществ в целях обеспечения реализации вышеназванных функций. Выводы: в сельской местности формируются различные детско-взрослые сообщества, школа может стать сообществом взаимодействующих субъектов разного возраста, где каждый может реализовать себя, добиться успехов. Детско-взрослые сообщества сельских образовательных организаций - это важнейший механизм развития воспитательного процесса, средство решения педагогических задач и социальных проблем села. Успешность деятельности сообществ зависит от подготовленности педагогов, от их позиции во взаимодействии с субъектами образовательных отношений, от наличия авторитетного лидера.

Ключевые слова: сельская школа, детско-взрослое сообщество, коллектив, взаимодействие субъектов, совместная деятельность Для цитирования: Байбородова Л. В. Детско-взрослые сообщества в сельской школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 178-184. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-178-184

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Communities of children and adult in a village school L. V. Baiborodova

Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 108 Republican St., Yaroslavl 150000, Russia Lyudmila V. Baiborodova, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4440-5013

Abstract. There are several factors that justify the relevance of creating communities of children and adults in rural areas. Thus, it is determined by the necessity to ensure the continuity between older and younger generations, successful socialization of rural children, development of students' experience in building up relationships with adults based on partnership, dialogue and cooperation. The purpose of the study is to identify the functions and peculiar activities of communities of children and adults in rural schools. The study proposes the definition of the concept of 'communities of children and adults'. On the basis of a number of features, a comparison of this concept with the category of a 'collective body' is given. The author considers the classification of communities of children and adults grounded on various approaches. Distinctive characteristics of communities of children and adults and their functions are determined. Based on the analysis of the experience of rural schools, especially those with a small number of students, the study determines some requirements for the pedagogical staff to use as their guide. It is necessary when school collectives organize the activities of children's and adult's communities in order to ensure the realization of the above-mentioned functions. The author makes the conclusions: various child-adult communities are formed in rural areas; a school can become a community of interacting subjects of different ages, where everyone can realize themselves and achieve success. Communities of children and adults in rural educational organizations are the most important mechanism for the personal development process, a means of solving pedagogical tasks and social problems of the countryside. The success of community activities depends on the proficiency of teachers, on their position in the interaction with all the subjects of educational relations, on the possibility to have an authoritative leader. Keywords: rural school, communities of children and adults, collective body, interaction of the subjects, joint activity

For citation: Baiborodova L. V. Communities of children and adult in a village school. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 2 (42), рр. 178-184 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-178-184 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В многообразии человеческих связей самым распространенным является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самыми распространенными в обществе - разновозрастные объединения, объединения взрослых и детей. Прежде всего это семьи, в которых иногда проживают несколько поколений людей, и от того, как осуществляется взаимодействие между ними, зависят успех, благополучие и комфорт каждого. Разновозрастными также являются производственные объединения, где работают как опытные специалисты, так и новички, только начинающие свою трудовую деятельность. И очевидно, что для каждого молодого человека важно приобрести опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

В современных условиях существует потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, которые характеризуются не подавлением, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, согласием и доверием. Такой опыт важно целенаправленно формировать со школьной скамьи, расширяя контакты детей с окружающей их средой, организуя активное взаимодействие с педагогами, родителями, жителями села, опытными специалистами, авторитетными для них взрослыми.

Исследования подтверждают, что прогрессирует ослабление контактов между поколениями, разрыв связей между взрослыми и детьми становится ощутимее и глубже [1]. Это обусловлено существенным отличием ценностных ориентиров разных поколений, отсутствием взаимопонимания между взрослыми людьми и молодежью, детьми и родителями. В то же время у современных подростков есть потребность в общении со взрослыми на основе партнерства, в общении с теми, кого они уважают, кто их понимает, кому они доверяют.

Необходимость развития отношений взрослых и детей становится очевидной, когда решается проблема формирования психологически комфортной образовательной среды в школьном коллективе, которая характеризуется демократичными, партнерскими отношениями субъектов образовательных отношений, доброжелательным и взаимоуважительным взаимодействием педагогов, детей и их родителей, тем более что все чаще возникают ситуации, когда не только дети учатся у взрослых, но и взрослые учатся у детей.

Особенно благоприятны условия для создания детско-взрослых объединений в сельской местности, где все жители являются членами одного относительно автономного сообщества, хорошо знают друг друга, их контакты

естественно возникают в повседневной жизни. Взрослые и дети мобильно организуются для проведения совместных дел на селе, решения общих задач. С другой стороны, развитие взаимодействия взрослых и детей в сельской местности позволяет преодолеть дефицит общения обучающихся, который особенно ощущается в малочисленных сельских школах, развивать их коммуникативный опыт, тем самым содействуя успешной социализации сельских детей. В этой связи идея развития взаимодействия субъектов образовательных отношений в сельской школе через формирование детско-взрослых сообществ является одной из актуальных.

Цель: выявить функции и особенности деятельности детско-взрослых сообществ в сельской школе.

Теоретический анализ

Что понимают под детско-взрослыми сообществами? Существует немало определений этого понятия. Обобщив некоторых из них [2, 3], мы рассматриваем детско-взрослые сообщества как относительно устойчивую систему эмоционально-психологических связей и отношений между детьми и взрослыми на основе общих интересов, способствующую удовлетворению потребностей субъектов, предполагающую сотрудничество и сотворчество, стимулирующую самореализацию и саморазвитие всех членов сообщества.

Можно отметить многообразие таких сообществ, которые могут формироваться в зависимости от условий по разным основаниям:

- по численности (малые, средние, большие);

- по длительности существования (разовые, кратковременные, долговременные);

- по способам взаимодействия (контактные и виртуальные);

- по способам формирования сообщества (самоорганизованные, внешнеорганизованные);

- по управляемости (управляемые, самоуправляемые);

- по степени сменяемости состава (стабильные, со средней динамикой, динамичные);

- по преобладающему возрасту (детские, молодежные, взрослые);

- по территории (школы, учреждения дополнительного образования, детские оздоровительные лагеря, место жительства и др.);

- по направленности содержания (трудовые, спортивные, экологические и др.);

- по гендерному принципу и т. д.

Возникает вопрос о принципиальном отличии сообщества от привычного понятия «коллектив» (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Отличительные признаки коллектива и сообщества Distinctive marks of a collective body and a community

Отличительные признаки Коллектив Сообщество

Основание для создания Наличие общественно значимых целей Общие интересы, потребности

Преобладающий способов создания Может задаваться извне как необходимость Создается на добровольной основе, инициируется субъектами, свобода выбора

Степень сплочения Высокая степень сплочения людей Менее устойчивая форма существования

Степень устойчивости состава Достаточно устойчивая форма объединения Свободная форма объединения людей, предполагающая текучесть состава

Организационная структура Более жесткая структура, регламентируемая постоянными органами самоуправления Создание временных творческих и инициативных микрогрупп, способствующих самореализации субъектов, их лидерских и творческих потребностей

Основа развития объединения Деятельность - общение -отношения Отношения - общение - деятельность

Доминирующее средство Социально значимая деятельность Эмоционально значимые события

Доминирующие традиции Дела, мероприятия Правила общения и отношений

Из табл. 1 видно, что коллектив и сообщество отличаются рядом важных признаков. Обе эти формы объединения людей имеют полное право на существование в условиях образовательной организации. Коллективы и детско-взрослые сообщества одновременно могут действовать в школе, реализуя свой образовательный и воспитательный потенциал. Для развития ребенка, его социализации важно приобретать опыт взаимодействия в детском коллективе и детско-взрослом сообществе. В школах для организации учебного процесса создаются классы, постоянные первичные коллективы или разновозрастные группы для проведения учебных занятий. Для внеурочной деятельности, дополнительного образования оптимальным вариантом является детско-взрослое сообщество, так как формирование объединений осуществляется на добровольной основе с учетом интересов, запроса детей и родителей.

Опираясь на различные источники [2-7], выделим основные характеристики детско-взрослого сообщества, которые подтверждают его важность для формирования психологически комфортной образовательной среды в сельской школе, для демократичного взаимодействия, самореализации субъектов образовательных отношений (табл. 2).

Исходя из вышеизложенного очевидны функции детско-взрослого сообщества:

- социальная - обеспечение преемственности, передача взрослыми подрастающему поколению культурных, образовательных, национальных традиций и обычаев, гуманистических ценностей, позитивного опыта, системы жизненных установок; социальная поддержка детей, защита их прав и интересов; активизация социальной активности, нравственное обогащение и развитие взрослых;

- социализация детей - овладение способами, средствами взаимодействия с окружающим социумом; изучение, освоение, укрепление, развитие культурных, нравственных ценностей и традиций; развитие системы отношений в обществе на положительном опыте взаимодействия; накопление опыта сотрудничества с представителями разных возрастных групп в разных общностях, существующих в реальности; осуществление процессов самокультурной идентификации, ценностно-смысловой трансформации; в естественных условиях ребенок является участником самых разных общностей, в каждой из которых формируются благоприятный социально-психологический климат, неповторимая ситуация, а значит, и неповторимая система условий, способствующих самореализации всех субъектов сообщества;

Таблица 2 / Table 2

Характеристики детско-взрослого сообщества Characteristics of the community of children and adults

Характеристика Содержание характеристики

Рефлексивная Проявляется как «поле интеллектуального напряжения» (Л. И. Новикова) в коллективной познавательной активности, через общий интерес, коллективное целеполагание, планирование и анализ. Общее знание создается в процессе обсуждения и дискуссий, высказывания и соотнесения мыслей и позиций каждым субъектом

Эмоционально-психологическая Основой возникновения общности как общего эмоционального единения является переживание эмоциональной ситуации (радость, событие, проблема, огорчение и пр.). В результате возникают связи спонтанные и непрочные, но дающие чувство взаимного переживания и выводящие общность в единое ценностно-смысловое пространство. Такая общность создает благоприятный социально-психологический климат, атмосферу эмоционального принятия и признания, чувство родства и принадлежности к ней, условия для открытой самореализации

Ценностно-смысловая Единое ценностно-смысловое пространство является сущностной характеристикой со-бытийной общности. Нормы, цели, ценности, смысл общения и взаимодействия привносятся самими участниками

Коммуникативно-деятельностная Детско-взрослая общность возникает вокруг совместной деятельности и общения, в процессе взаимодействия ее участников. Характер совместной деятельности - познание, предметно-практическая деятельность, игра, общение. Солидарность и творчество, общение и коммуникация обеспечивают функционирование всех остальных видов деятельности. Содержание деятельности определяется динамично изменяющимися запросами детей в связи с актуализацией их потребностей и индивидуальных возможностей

- коммуникативная - развитие межпоколенных связей, взаимопонимания и взаимоотношений взрослых и детей; формирование климата, благоприятного для проявления и развития ребенка, всех субъектов общности; расширение круга общения посредством разных видов деятельности и взаимодействия взрослых и детей;

- развитие и самореализация детей - освоение общечеловеческих нравственных ценностей и отношений; расширение возможностей для проявления и развития индивидуальности, развитие ответственности, самостоятельности и творчества; проявление и развитие субъект-ности; удовлетворение потребности в самореализации; стимулирование саморазвития.

Эмпирический анализ

В сельской местности достаточно распространены временные и постоянные детско-взрослые сообщества разной формы и с разным содержанием совместной деятельности педагогов, детей, их родителей, жителей села. Эффективность форм воспитательной деятельности в условиях таких сообществ значительно повышается. Взрослые и дети определяют целевые ориентиры, способы организации и содержание совместной деятельности, планируют проведение различных воспитательных мероприятий, дела, события.

В межрегиональной лаборатории «Педагогика сельской школы» Научного центра Российской академии образования, созданного при Ярославском педагогическом университете, многие годы работает проблемная группа, объединяющая сельские малочисленные школы, в которых важнейшим механизмом развития воспитательной системы образовательной организации являются детско-взрослые объединения. Так, например, временные детско-взрослые группы формируются в Ананьинской основной школе Ярославского муниципального района при выполнении проектов, проведении учебных занятий по разным дисциплинам, когда на занятиях в разновозрастных группах организаторами и участниками познавательной деятельности детей становятся родители, местные специалисты, жители-умельцы. Внеурочная и клубная деятельность школьников организуется в детско-взрослых объединениях, в состав которых входят родители, социальные партнеры, выпускники школ, жители села [8].

Ярким примером активной деятельности детско-взрослых сообществ является Первомайская средняя школа Первомайского муниципального района, расположенная в селе Куко -бой [9]. Детско-взрослое объединение «Растем вместе» занимается организацией социально значимой деятельности, волонтерского движения, пропагандирует здоровый образ жизни и

др. Работа сообщества заключается в организации совместных занятий, игр, праздников, выпуске стенгазет, подготовке и проведение творческих мероприятий и социальных проектов. Осуществляется размещение информации в социальных сетях, создаются видеоролики, проводятся социально значимые мероприятия -акции, выставки, конкурсы, мастер-классы, фотовыставки.

Другое детско-взрослое сообщество сформировалось в процессе реализации долгосрочного проекта «Золотая нить добра и милосердия», и в нем взаимодействуют учащиеся начальной школы, их родители, педагоги, жители села. Они участвуют в «трудовых десантах», помогая ветеранам труда в заготовке дров и огородных работах, в акции «Подарок ветерану» и др. В селе открыт Дом социального проживания ветеранов труда, где детско-взрослое объединение проводит праздничные мероприятия, приуроченные к Новому году, Дню защитника Отечества, 8 Марта, Дню Победы, мастер-классы. Особый интерес у членов сообщества вызывают подготовка и проведение православных праздников.

В течение десяти лет в Первомайской школе действует объединение «Литературное краеведение», формируя у детей, жителей села чувство гордости за свою историю, традиции, развивая коммуникативные умения, опыт сотрудничества разных поколений, проживающих в селе Кукобой. Взрослые и дети собирают народные песни и частушки, знакомятся с играми и танцами молодежи начала XX в., встречаясь со старожилами села, записывают их воспоминания о престольных праздниках, свадебных обрядах и «беседах», разучивают старинные песни, хороводы и игры, представляют реконструкцию событий с элементами театрализации. К 100-летию комсомола с помощью взрослых школьники изучили историю комсомольской организации, подготовили и провели реконструкцию школьного комсомольского собрания середины 1980-х гг. и показали, как проходили собрания по агитации выпускников в сводный комсомольский молодежный отряд животноводов (СКМОЖ). Ко Дню Победы взрослые и дети участвуют в акции «Вахта памяти». Проходят тематические классные часы, организуются почетный караул, митинг у обелиска, концерт, Бессмертный полк. Готовясь 100-летию пионерской организации, дети взяли интервью и записали воспоминания учителей, своих родителей, дедушек и бабушек об их пионерских годах. К юбилею пионерии готовится реконструкция сбора пионерской дружины школы. Объединение «Литературное краеведение» активно сотрудничает с сельской библиотекой, которая организует

выставки, встречи с интересными людьми, мероприятия, посвященные юбилеям писателей.

В Первомайской школе также действует детско-взрослое объединение «Радуга», цель которого - развитие творческих способностей взрослых и детей. Это клуб по интересам по месту жительства. Данная форма воспитания и организации досуга, коллективной деятельности детей и взрослых способствует более полному раскрытию их талантов, духовно-нравственному становлению личности в активной познавательной, трудовой, культурно-творческой деятельности. Взрослые и дети вместе выбирают репертуар, пишут сценарии, шьют костюмы. Каждое мероприятие становится проявлением коллективного творчества, способствует единению школьников, педагогов, родителей в процессе совместного планирования работы, проведения мероприятий, анализа итогов совместной деятельности.

Многолетний опыт, результаты исследования позволяют определить ряд положений (требований), которыми важно руководствоваться, чтобы детско-взрослые сообщества стали эффективным средством и механизмом воспитательного процесса, создания психологически комфортной образовательной среды, самореализации и саморазвития субъектов образовательных отношений:

- важно обеспечить ценностно-смысловую основу, социально значимую направленность деятельности детско-взрослого объединения, понимание и принятие всеми субъектами ценностно-ориентированных целей и смысла деятельности;

- необходимо предоставить и взрослым, и детям возможность самоопределения и свободного выбора объединений для совместной деятельности, для реализации своих потребностей и интересов;

- члены сообщества в совместном поиске на основе солидарности и сотворчества определяют задачи, содержание и формы деятельности, учитывая интересы и потребности людей разного возраста, давая возможность каждому реализовать свои личные замыслы;

- детско-взрослые сообщества строят свою деятельность с учетом формирования психологически комфортной образовательной среды, обеспечивая индивидуализацию, субъект-ность, рефлексивность деятельности;

- деятельность сообщества развивается с учетом синергии, что предусматривает гибкость, вариативность, нелинейность в организации взаимодействия взрослых и детей с учетом сложившейся ситуации;

- многообразие детско-взрослых сообществ позволяет обеспечивать динамичность и сменяе-

мость ролевого статуса субъектов образовательных отношений, что также дает возможность участникам деятельности выбирать условия и способы самореализации;

- необходимо предусмотреть педагогическое регулирование развития взаимодействия взрослых и детей на основе диалога, партнерства, демократии, при этом педагоги, являясь членами детско-взрослого сообщества, должны занимать позицию «первого среди равных» или тьюторскую позицию;

- при организации деятельности сообществ важно использовать возможности взаимообучения и взаимопомощи старших и младших, взрослых и детей: взрослые передают свой опыт, а младшие, школьники в ряде случаев оказываются более осведомленными в современных процессах и подготовленными к решению проблем, которые возникают у старшего поколения в использовании, например, интернет-ресурсов.

Заключение

В целом следует отметить, что во многих сельских школах созданы постоянно действующие сообщества взрослых и детей, в которых на протяжении многих лет сохраняются традиции и развиваются преемственные связи, а также формируются временные детско-взрослые объединения для решения конкретных задач. Сама сельская школа может стать детско-взрослым сообществом, в котором создана комфортная образовательная среда и каждый его участник имеет возможность реализовать себя, добиться успехов, получить признание окружающих.

Анализ опыта деятельности сельских образовательных организаций убеждает в том, что детско-взрослые сообщества - важнейший механизм развития различных аспектов воспитательного процесса, решения многих не только педагогических задач в школе, но и социальных проблем на селе. В то же время очевидно, что инициирование и эффективность деятельности детско-взрослых сообществ в значительной мере зависят от подготовленности педагогов к созданию и регулированию взаимодействия взрослых и детей, от понимания коллективом школы важности этой деятельности. Большое значение для жизнедеятельности и развития детско-взрослого сообщества имеет наличие положительного лидера, которым может быть педагог, кто-то из родителей, авторитетный житель села, выпускник школы, способный увлечь яркой созидательной идеей, создать команду организаторов и обеспечить взаимодействие взрослых и детей на основе партнерства и сотрудничества членов сообщества.

Библиографический список

1. Психологическая комфортность образования в сельской школе: результаты теоретико-эмпирического исследования: коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, О. В. Коршуновой. Ярославль ; Киров : РИО ЯГПУ, 2021. 235 с.

2. ПанасюкВ. П. Создание и функционирование разновозрастных сообществ как феномена неформального образования // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 17-20.

3. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность и ее роль в воспитании школьника // Воспитательная работа в школе. 2012. № 2. С. 37-43.

4. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Александрова М. В., Донина И. А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24.

5. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Александрова М. В., Донина И. А. Развитие межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых обществах // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 118-122.

6. Задворная М. С., Литвинова Н. В. Создание детско-взрослого сообщества как условие реализации педагогического проекта в дошкольном образовательном учреждении // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 7-8 (23-24). С. 69-72.

7. Алексеева Е. И. Становление детско-взрослых сообществ в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2021. № 8. С. 39-40.

8. Воспитание и обучение в разновозрастных группах сельской школы: из опыта работы Ананьин-ской основной школы Ярославского МР / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль : Литера, 2021. 227 с.

9. Дополнительное образование детей: из опыта Первомайской средней школы / под ред. Л. В. Бай-бородовой, Т. А. Соколовой. Ярославль : Литера, 2021. 178 с.

References

1. Bayborodova L. V., Korshunova O. V. (sci. eds.). Psi-khologicheskaya komfortnost' obrazovaniya v sel'skoy shkole: rezul'taty teoretiko-empiricheskogo issle-dovaniya [Psychological Comfort of Education in a Rural School: Results of a Theoretical and Empirical Study]. Yaroslavl', Kirov, RIO YaGPU Publ., 2021. 235 p. (in Russian).

2. Panasyuk V. P. Creation and functioning of communities of different ages as a phenomenon of non-formal education. Man and Еducation, 2013, no. 1 (34), pp. 17-20 (in Russian).

3. Shustova I. Yu. Child-adult community and its role in the upbringing of a schoolchild. Vospitatel'naya rabota v shkole [Educational Work at School], 2012, no. 2, pp. 37-43 (in Russian).

4. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Aleksandrova M. V., Donina I. A. Educational opportunities for the develop-

ment of child-adult relationships. Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO [Education: Development Resources. LOIRO Bulletin], 2016, no. 1, pp. 20-24 (in Russian).

5. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Aleksandrova M. V., Donina I. A. Development of intergenerational relations in territorial communities of children and adults. Man and Education, 2015, no. 3 (44), pp. 118-122 (in Russian).

6. Zadvornaya M. S., Litvinova N. V. Creating a child-adult community as the condition of implementation of the pedagogical project in the preschool educational institution. Saint Petersburg Educational Bulletin, 2018, no. 7-8 (23-24), pp. 69-72.

7. Alekseeva E. I. The formation of children's and adult

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

communities in the preschool educational institution. Young Scientist, 2021, no. 8, pp. 39-40 (in Russian).

8. Bayborodova L. V. (ed.). Vospitanie i obuchenie v raznovozrastnykh gruppakh sel'skoy shkoly: iz opyta rabotyAnan'inskoy osnovnoy shkoly Yaroslavskogo MR [Education and training in different-age groups of a rural school: From the experience of the Ananyinskaya basic school of the Yaroslavl municipal district]. Yaroslavl', Litera Publ., 2021. 227 p. (in Russian).

9. Bayborodova L. V., Sokolova T. A. (eds.). Dopolnitel'noe obrazovanie detey: iz opyta Pervomayskoy sredney shkoly [Additional Education for Children: From the Experience of Pervomaiskaya Secondary School]. Yaroslavl', Litera Publ., 2021. 178 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 26.03.2022; одобрена после рецензирования 06.04.2022; принята к публикации 10.04.2022 The article was submitted 26.03.2022; approved after reviewing 06.04.2022; accepted for publication 10.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.