Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / RURAL SCHOOL / THEATRICAL ACTIVITY / UNIFICATION / INTEGRATION / CONTENT / FORMS / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Дается определение, выявляются воспитательные возможности театральной деятельности, основная форма которой - детское объединение. Театральное объединение рассматривается как воспитывающая среда, где педагоги и дети в процессе театральной деятельности решают комплекс задач воспитания и социализации детей. Обращается особое внимание на то, что при организации театральной деятельности следует учитывать особенности региона, социума, специфику сельской школы. Сельская школа часто берет на себя функции дополнительного образования детей и взрослых, является центром культурно-досуговой деятельности всего населения. Рассматриваются проблемы при организации театральной деятельности сельских детей, также отмечается, что создание театрального коллектива в школе позволяет преодолеть трудности социализации сельских детей. Выделяется ряд благоприятных факторов, которые положительно влияют на организацию и развитие театральной деятельности детей, их социализацию: тесные связи школы и социума, близость детей к природе, развитие взаимодействия детей с родителями, жителями села, духовно-нравственная среда села, развитие интегративных связей. Отмечается, что театральная деятельность в ряде сельских школ является системообразующей, то есть объединяет деятельность всех субъектов, способствует интеграции общего и дополнительного образования сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANISATION OF THEATRICAL ACTIVITIES AMONG RURAL SCHOOLCHILDREN

The definition is given, upbringing possibilities of theatre activities are identified; their main form is children's association. Theatre association is seen as an upbringing environment where pedagogues and children solve a set of tasks of children’s upbringing and socialising in the process of theatrical activity. Particular attention is paid to the fact that, when organising theatrical activities, one should take into account the peculiarities of the region, the societas and the specifics of rural school. Rural school often assumes the functions of additional education for children and adults; it is the centre of cultural and leisure activities for the whole population. Problems when organising theatre activities for rural children are considered; it is also noted that setting up a theatre group in a school helps to overcome the socialisation difficulties of rural children. A number of favourable factors, positively influencing the organisation and development of children’s theatrical activity, their socialisation, include close ties of school and societas, closeness of children to nature, development of interaction of children with parents, with fellow villagers, rural spiritual and moral environment, development of integrative connections. It is noted that theatrical activity in a number of rural schools is a system-forming one, i.e. it unites the activities of all actors, it contributes to the integration of general education and additional education of rural schoolchildren. Peculiarities of the content, forms, methods and technologies that can be used when organising theatrical activity of rural schoolchildren are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-33-40 УДК 159.922.7

Байбородова Людмила Васильевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

особенности организации театральной деятельности сельских школьников

Дается определение, выявляются воспитательные возможности театральной деятельности, основная форма которой - детское объединение. Театральное объединение рассматривается как воспитывающая среда, где педагоги и дети в процессе театральной деятельности решают комплекс задач воспитания и социализации детей. Обращается особое внимание на то, что при организации театральной деятельности следует учитывать особенности региона, социума, специфику сельской школы. Сельская школа часто берет на себя функции дополнительного образования детей и взрослых, является центром культурно-досуговой деятельности всего населения. Рассматриваются проблемы при организации театральной деятельности сельских детей, также отмечается, что создание театрального коллектива в школе позволяет преодолеть трудности социализации сельских детей. Выделяется ряд благоприятных факторов, которые положительно влияют на организацию и развитие театральной деятельности детей, их социализацию: тесные связи школы и социума, близость детей к природе, развитие взаимодействия детей с родителями, жителями села, духовно-нравственная среда села, развитие интегративных связей. Отмечается, что театральная деятельность в ряде сельских школ является системообразующей, то есть объединяет деятельность всех субъектов, способствует интеграции общего и дополнительного образования сельских школьников. Рассматриваются особенности содержания, форм, методов и технологий, которые могут использоваться при организации театральной деятельности сельских школьников.

Ключевые слова: сельская школа, театральная деятельность, объединение, интеграция, содержание, формы, технологии

Информация об авторе: Байбородова Людмила Васильевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9004-978, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия

E-mail: lvbai@mail.ru

Дата поступления статьи: 12.09.2020

Для цитирования: Байбородова Л.В. Особенности организации театральной деятельности сельских школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 33-40. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-33-40

Lyudmila V. Bayborodova

Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University

features of the organisation of theatrical activities among rural schoolchildren

The definition is given, upbringing possibilities oftheatre activities are identified; their main form is children s association. Theatre association is seen as an upbringing environment where pedagogues and children solve a set of tasks of children s upbringing and socialising in the process of theatrical activity. Particular attention is paid to the fact that, when organising theatrical activities, one should take into account the peculiarities of the region, the societas and the specifics of rural school. Rural school often assumes the functions of additional education for children and adults; it is the centre of cultural and leisure activities for the whole population. Problems when organising theatre activities for rural children are considered; it is also noted that setting up a theatre group in a school helps to overcome the socialisation difficulties of rural children. A number of favourable factors, positively influencing the organisation and development of children's theatrical activity, their socialisation, include close ties of school and societas, closeness of children to nature, development of interaction of children with parents, with fellow villagers, rural spiritual and moral environment, development of integrative connections. It is noted that theatrical activity in a number of rural schools is a system-forming one, i.e. it unites the activities ofall actors, it contributes to the integration of general education and additional education of rural schoolchildren. Peculiarities of the content, forms, methods and technologies that can be used when organising theatrical activity of rural schoolchildren are considered.

Keywords: rural school, theatrical activity, unification, integration, content, forms, technologies

Information about the author: Lyudmila V. Bayborodova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9004-978, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia

E-mail: lvbai@mail.ru

Article received: September 12, 2020

For citation: Bayborodova L.V. Features of the organisation of theatrical activities among rural schoolchildren. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 33-40 (In Russ.). DOI https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-33-40

© Байбородова Л.В., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

33

В современном обществе актуализируются потребности в гармонизации отношений человека с самим собой и окружающим миром. Возникает необходимость развивать способность человека сознательно выстраивать нравственные отношения с людьми, природой и в целом с миром.

В этой связи театральная деятельность может стать средством духовно-нравственного развития молодых людей, познавательной и созидательной активности, выявления и развития профессиональных интересов.

Детское театральное объединение представляет собой особую воспитывающую среду, в которой педагоги и дети вовлечены в процесс театральной деятельности. Поскольку театр является видом искусства, а театральная деятельность - это вид художественного творчества, логично, что качество организации театральной деятельности в детском коллективе определяется через оценку художественных результатов: спектаклей, показов, концертных номеров.

Однако достижение признания и высоких внешних оценок не может быть главной и единственной целью деятельности детского театрального объединения. Многими исследователями убедительно доказано, что детское театральное объединение может стать действенным фактором разностороннего развития детей, воспитания комплекса личностно и социально значимых качеств. Театральное объединение создает особую психолого-педагогическую среду в коллективе детей и взрослых, особый стиль их отношений.

Изучением влияния театральной деятельности на развитие личности детей в разных аспектах занимались П.Г. Аверьянов, И.А. Агапова, О.А. Антонова, Н.Н. Бахтин, Э.Р. Бойко, А.И. Буренина, Ю.В. Колчеев, Е.И. Косинец, С.М. Машевская, Ю.И. Рубина, Н.В. Румянцева, В.Г. Ширяева и другие. Однако организация театральной деятельности сельских школьников недостаточно освещается в педагогических публикациях. Сегодня педагогическая практика испытывает потребность в научно обоснованных подходах к организации деятельности детских театральных объединений, обеспечивающих достижение ребёнком личностного результата образования, духовно-нравственного развития, в том числе в условиях сельской местности, где часто отсутствуют культурно-образовательные центры для организации развивающего досуга детей.

Значительное число сельских школ, выполняя функцию организации культурного досуга детей и взрослого населения, берет на себя роль организаторов театральной деятельности детей и взрослых. При этом важно учитывать особенности региона, социума и прежде всего специфику сельской школы.

Сельские школы очень разные. Каждая сельская образовательная организация - уникальное социально-педагогическое явление. Это обусловлено тем, что даже в одном и том же регионе по-разному организуется образовательный процесс, обеспечивается качество обучения и воспитания школьников в зависимости от социально-экономических и территориальных условий проживания детей. Эти условия в свою очередь существенно различаются [Байбородова 2019].

В сельском районном центре, как правило, кроме одной или нескольких школ имеются культурные и спортивные учреждения, учреждения дополнительного образования, средние профессиональные организации, действуют предприятия. В большинстве случаев можно отметить, что условия деятельности, финансирования, организации образовательного процесса в сельской районной школе близки к городским. В районных школах или в организациях дополнительного образования достаточно часто встречаются театральные коллективы, некоторые из них имеют местные традиции, вовлекают в театральную деятельность детей и взрослых.

В отдаленных от районного центра поселениях чаще всего имеется малочисленная или малокомплектная школа, отсутствуют другие культурно-образовательные организации. Здесь школа берет на себя функции дополнительного образования детей и взрослых, является центром культурно-до-суговой деятельности всего населения. Если есть энтузиасты и (или) специалисты, то создаются театральные коллективы, которые объединяются совместным творчеством всех или почти всех участников образовательного процесса, приобщают местных жителей, становятся системообразующим средством воспитательной системы школы.

Замкнутость социального пространства, удалённость многих сельских школ от культурных центров, низкий культурный и образовательный уровень взрослого населения создают особые проблемы при организации театральной деятельности сельских детей. Назовем некоторые из них.

Прежде всего, большая загруженность учащихся бытовым трудом ограничивает возможности детей участвовать в театральной деятельности. У части родителей заниженные или ограниченные требования к развитию и образованию своего ребенка, некоторые не видят смысла, пользы для своего ребенка заниматься в театральном объединении, считая, что от этого нет пользы для дальнейшей жизни, что такие занятия отвлекают учащихся от учебы. Кроме того, в большинстве сёл, особенно удаленных, отсутствуют организации дополнительного образования детей, культурно-образовательные центры и соответственно специалисты, способные развивать театральное творчество школьников.В ряде школ появляется увлеченный

педагог, который добровольно берет на себя организацию театральной деятельности.

В то же время театральное творчество, как показывают практика, результаты деятельности театральных объединений ряда школ, является одним из важных средств социализации сельских детей и способствует решению ряда типичных проблем сельских детей.

Создание театрального коллектива в школе позволяет преодолеть ограниченность социальных контактов школьников, способствуя развитию их коммуникативности, общительности, обогащению социального взаимодействия во внеурочное время.

В отдаленной сельской школе усложнен доступ учащихся и педагогов к культурным центрам региона, а непосредственное участие в театральной деятельности позволяет детям приобщиться к созидательному творчеству и через личный опыт познать и присвоить художественные, эстетические, нравственные ценности.

Сельские дети трудолюбивы, отзывчивы, уважительно относятся к старшим, быстро откликаются на предложения поучаствовать в полезных делах, но в то же время значительная часть этих детей не уверена в своих силах, многие из них теряются в новой обстановке, излишне стеснительны, смущаются, когда нужно высказать свое мнение. Участие ребенка в театральной деятельности позволяет в значительной мере решить эти проблемы, включая детей в игровые ситуации, раскрывая их достоинства, создавая ситуацию открытий в ребенке и для ребенка, помогая детям преодолеть определенные барьеры и трудности в общении и поведении.

Разнообразие видов деятельности, которое свойственно театральному объединению, позволяет каждому найти посильный и привлекательный вид занятия, реализовывать себя, добиваясь успеха.

При организации театрального коллектива в сельской школе важно учитывать ряд благоприятных факторов, которые положительно влияют на организацию и развитие театральной деятельности детей, их социализацию. Назовем некоторые из них, наиболее, на наш взгляд, типичные.

Прежде всего, это тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, непосредственные личные контакты обучающихся, учителей, родителей, позволяющие находить общие проблемы для театрального творчества, удовлетворяющие потребности всех субъектов села по организации их совместной деятельности. Очень важно театральному объединению оперативно реагировать на проблемы села, школы, запросы жителей и отражать это, используя средства театрального искусства. Связь с заботами села, его жителей содействует формированию чувства сопричастности к делам и событиям села, гражданской идентичности сельских школьников.

Непосредственная близость детей к природе, возможность тесного активного взаимодействия с естественной красотой окружающего мира, природные ресурсы положительно влияют на организацию театральной деятельности ребенка и развитие его личности, обогащают эмоциональную атмосферу. Природа может быть использована как источник творческих идей и решений, база для проведения театральных занятий, освоения специальных программ дополнительного образования художественной направленности детей.

Сегодня почти каждое сохранившееся село имеет свою уникальную историю, культурные, национальные, местные традиции. Коллективы многих из образовательных организаций совместно с местными жителями создают школьные музеи, где отражена не только история школы, но и представлены экспонаты, рассказывающие о судьбах предприятий, сельского хозяйства, жителях, традициях села. Есть опыт совместного построения зданий музеев («Светелка», «Крестьянская изба» и др.), рассказывающих о быте и занятиях разных слоев сельского населения. Целенаправленное использование местных культурных и исторических традиций позволяет расширить возможности социализации и воспитания сельских школьников, включить историческое, национальное и культурное наследие в творческий созидательный процесс, разрабатывать и реализовывать оригинальные программы театральной деятельности, используя местный краеведческий материал. Так, например, в Великосельской средней школе Гаврилов-Ямско-го МР Ярославской области действует несколько театральных объединений, которые организуют интерактивные экскурсии в музее «Светелка» и краеведческом музее, с помощью театрализации восстанавливают исторические события села.

Как уже отмечалось, важной особенностью многих сельских, особенно удаленных от районных центров, школ является малочисленность контингента учащихся, поэтому в ряде таких школ в театральную деятельность включаются все или почти все дети и учителя, при этом каждому находится конкретное дело. Малочисленность классов, школы создает реальные возможности для развития интенсивного межличностного и делового общения между педагогами и учащимися, проявления и самореализации каждого в общем деле. В такой школе нет обособленности между классами, учащимися, в малочисленной школе формируется атмосфера хорошей многодетной семьи [Бай-бородова 2019].

В условиях села благоприятные условия для развития взаимодействия детей с родителями, жителями села. Именно поэтому к театральной деятельности школы приобщается взрослое население села. Многие родители детей учились в школе, все взрослые и дети на селе хорошо знают

друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Полезно, интересно и реально организовывать совместную творческую деятельность детей и родителей, бабушек, дедушек через систему семейных театральных конкурсов, привлекать взрослых к организации деятельности творческих коллективов: театральных, музыкальных, хоровых, к постановке театрализованных представлений.

Особенно важно при организации школьного театра в сельской школе развивать социальные связи учащихся с жителями села, новыми людьми, специалистами творческих профессий, чтобы обогатить сферу социальных связей детей, повысить их культурный и образовательный уровень. Дети разного возраста вместе с взрослыми могут объединиться в поиске сведений о жизни и творчестве своих земляков, сборе материалов о местных событиях, о способах защиты окружающей природы, чтобы представить результаты поиска в театрализованной форме при проведении праздников, традиционных мероприятий школы и села.

Целесообразно приглашать учащихся других школ к проведению совместных мероприятий (дискуссии, встречи, экскурсии, праздники, смотры), представлять свои творческие достижения в других селах и школах. Совместно с ближайшими общеобразовательными и профессиональными организациями могут проводиться театрализованные представления, создаваться творческие коллективы. Важно, чтобы руководство сельских школ организовывало выезд детей и педагогов в театры, областные и районные музеи, исторические и культурные центры, творческие встречи с другими театральными коллективами.

Школьный театр, театральная деятельность многое могут сделать не только для нравственного, эстетического, художественного развития детей, но также имеют большое значение для обогащения духовно-нравственной среды села, для развития отношений в селе и его развития. Имеются яркие доказательства влияния искусства на изменение жизни людей. Этому могут способствовать:

- творческое освоение учащимися исторического и культурного наследия своей страны, села, духовных ценностей своего народа, жителей села, знакомство с местными и национальными традициями в процессе создания театрализованных представлений;

- активное влияние на преобразование окружающей жизни, развитие культуры села через эмоциональные средства театрального искусства;

- включение в репертуар школьных театральных и творческих коллективов содержания, способов и средств, пропагандирующих патриотизм, здоровый образ жизни, заботу о людях, внимательное отношение к старшему поколению, лучшие образцы семейного воспитания, семейных отноше-

ний детей и родителей, ответственное отношение к труду, любовь к своей земле, селу и др. ценности;

- актуализация нравственных и социальных проблем школы, семьи, села, стимулирующая детей и взрослых к созидательной и преобразовательной деятельности для улучшения жизни, местного хозяйства и производства;

- пропаганда достижений местного населения, педагогов, учащихся, их семей в специально подготовленных театрализованных представлениях;

- взаимодействие и сотрудничество театральных коллективов с социальными партнёрами: местной администрацией, предприятиями, культурными учреждениями, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями, что не только обеспечивает успешность социализации и развития сельских школьников, но и способствует более эффективному решению проблем села, росту социальной активности всех жителей, взрослых и детей;

- создание символики, развитие традиций, закрепляющих нравственные нормы взаимоотношений членов театрального коллектива, школы, жителей села.

В сельской школе имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать образовательный процесс, корректировать режим внеурочной деятельности и учебное расписание, оперативно реагировать на потребности каждого ребёнка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнёров. Это позволяет интегрировать ресурсы учебной и внеучеб-ной деятельности при организации театральной деятельности, объединить усилия педагогов школы, детей, жителей села, ресурсы школы и социума в целенаправленном развитии театрального творчества на селе.

Есть опыт сельских школ, когда театральная деятельность является системообразующей. Это означает, что театральная деятельность в различных вариантах пронизывает все другие сферы деятельности детей. Практически все учащиеся и педагоги школы включены в театральную деятельность, в процесс создания театрализованных представлений, творческих проектов, спектаклей, используя при этом ресурсы учебного процесса, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Учебные занятия по предметам (технологии, ИЗО, музыке, литературе и др.) становятся базой для подготовки спектаклей, театрализованных представлений к праздникам и важным событиям в школе или селе. Создаются и реализуются программы дополнительного образования детей, связанные с различными аспектами театрального творчества, где дети приобретают конкретные умения и навыки, необходимые им для успешного участия в театральной деятельности. Таким образом, дети включаются в самые раз-

ные виды эстетической и художественной деятельности, в различные сферы творчества.

Театральное творчество на селе может быть тесно связано с фольклором, народной музыкой, литературой. Создаются фольклорные коллективы, детские театры, которые организуют народные праздники, проектируют и реализуют театрализованные постановки к основным народным событиям и мероприятиям.

В решении проблем воспитания и социализации сельских детей при организации театральной деятельности важное место занимает музыкальное искусство, и прежде всего музыкальный фольклор. Календарные обряды, народные песни, игры обогащают содержание театрального творчества, повышают его нравственный потенциал, позволяют организовать с детьми все виды музыкально-театральной деятельности: хоровое пение, инструментальное музицирование, музыкально-ритмическое движение, импровизацию. Включение в театрализованные праздники, спектакли народных песен, напевов, скороговорок, закличек служит основой формирования вокально-хоровых навыков, дает возможность познакомить школьников с народным творчеством данной местности и в целом способствует воспитанию гражданской идентичности сельских детей. Использование в театральной деятельности исполнения фольклорных произведений на простейших народных инструментах решает ряд задач: формирует навыки музыкального восприятия, игры на музыкальных инструментах (свистульки, рожки, трещотки, ложки и т. д.), знакомит с элементами музыкальной грамоты, способствует музыкально-ритмическому развитию детей, так как связано с танцем и движением. Музыкальный фольклор даёт возможность раскрытия и проявления театрального творчества детей через организацию вокальных импровизаций (сочинение подголосков к народным мелодиям); разыгрывание песен по ролям с характерными движениями, жестами, мимикой; инсценировку известных народных сказок [Новикова].

В процессе организации театральной деятельности важное место отводится декоративно-прикладному искусству, которое осваивается на уроках изобразительного искусства, черчения, технологии и других предметов. Благодаря соединению техники, технических приёмов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность создаваемых детьми произведений, в том числе для оформления спектаклей, театральных выступлений. Такая деятельность формирует эстетический вкус школьников, развивает творчество и воображение, что особенно полезно для достижений в театральной деятельности.

Рассмотренные выше содержательные особенности, основные направления и их ценностные ос-

нования с учётом возможностей и условий села необходимо учитывать при организации театральной деятельности, где ребёнок может развиваться и ре-ализовывать себя сразу в нескольких направлениях.

Как уже отмечалось, особенностью театральных объединений в сельской школе является разно-возрастность их состава. Педагогам важно учитывать это при организации театрального творчества и уметь осуществлять совместную деятельность детей разного возраста таким образом, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал их взаимодействия.

Особенности разновозрастных групп определяются, прежде всего, характером взаимодействия участников совместной деятельности и общения, который в значительной мере зависит от качественного и количественного состава групп.

Психологами установлено, что возрастной диапазон, наиболее благоприятный для эффективного взаимодействия воспитанников, не должен превышать 3-4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне больше возможностей для организации взаимодействия на основе диалогового общения, сотрудничества. Больший диапазон на первом этапе взаимодействия, когда нет опыта сотрудничества, может привести к излишней опеке младших и даже их подавлению со стороны старших.

Со временем, когда опыт сотрудничества накапливается, возрастной диапазон может увеличиваться. Так, например, в системе дополнительного образования успешно функционируют детские творческие коллективы, объединяющие воспитанников от 7 до 18 лет, а иногда в деятельности таких коллективов участвуют выпускники школ, родители, местные жители. На процесс формирования и развития театрального объединения оказывает влияние социальный состав группы, в частности, театральные объединения могут состоять только из детей, из воспитанников и педагогов, детей и родителей; из школьников, педагогов и жителей села. Для решения комплекса образовательных задач и разностороннего развития детей, развития их социальных связей важно, чтобы в театральное объединение входили не только дети, но и взрослые, родители, жители села, выпускники школы.

В сельской школе создаются разновозрастные группы с относительно постоянным составом. Они являются первичными коллективами, которые действуют в рамках одной образовательной программы или являются творческими объединениями, действующими в течение ряда лет под руководством увлеченного педагога, выпускника школы, местного специалиста. Относительно постоянные по составу разновозрастные объединения часто формируются для выполнения конкретной систематической работы, например, помощь театральному коллективу в изготовлении костюмов, декораций, музыкального оформления.

При организации театральной деятельности могут действовать и относительно постоянные микрогруппы, которые выполняют по очереди систематическую работу в театральном коллективе (методика чередование традиционных поручений): подготовка помещения и рабочих мест к репетиции, подбор материалов к занятиям, поздравление детей с достижениями, днем рождения, подготовка сюрпризов, проведение творческой разминки и др.).

Опыт показывает целесообразность создания РВГ при подготовке и проведении различных мероприятий, праздников, разработке сценариев.

Своеобразными разновозрастными объединениями могут быть органы самоуправления: постоянные (совет театрального коллектива) и временные, например совет дела при подготовке конкретного праздника, театрализованного выступления или поздравления, организации встречи, фестиваля. В таких объединениях, прежде всего, формируются деловые отношения старших и младших, осуществляются преемственное освоение и обогащение социального опыта в коллективе.

Таким образом, в зависимости от воспитательных и организационных задач театрального объединения могут формироваться различные разновозрастные группы.

При организации театральной деятельности в разновозрастном объединении наряду с общеизвестными принципами воспитания необходима реализация ряда специальных принципов, отражающих особенности организации совместной деятельности детей разного возраста: интеграция и дифференциация задач, содержания, средств совместной деятельности детей разного возраста; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей разного возраста, согласованность их интересов; педагогизация деятельности детей в РВГ; взаимообучение; педагогическое регулирование взаимодействия детей разного возраста; гибкость, вариативность, разнообразие и динамика в организации деятельности РВГ; самоорганизация и самоуправление в РВГ.

В практике театральной деятельности используются самые разные общие и частные технологии, которые применимы в любой воспитательной и образовательной деятельности. В то же время могут использоваться специфичные технологии, которые характерны для развития театрального творчества.

Наиболее актуальной и эффективной с точки зрения развития детей является субъектно-ори-ентированная технология, которая нами апробирована в разных педагогических системах и для разных возрастных и целевых групп [Байбородова 2018]. Ее цель - обеспечить успешное формирование и развитие субъектности, индивидуальности и личности ребенка, условия для его самореализации и саморазвития. Суть технологии состоит в том, что на каждом этапе своей деятельности

ребенок принимает самостоятельные решения в соответствии с поставленными им самим обоснованными и осознанными целями. Подтвердим это, представив общий алгоритм субъектно-ори-ентированной технологии и конкретные действия каждого ребенка в коллективной деятельности, например, при подготовке сценария мероприятия, которое организуется к Дню Победы с последующей театрализацией.

На этапе самодиагностики каждому ребенку предлагается продолжить фразу: «Для меня День Победы - это...», «День победы в моей семье -это...» Также ребенок отвечает на вопрос: «Что я знаю (чего не знаю) о Дне Победы?» - например, после проведения небольшого теста или опроса.

Далее осуществляется самоанализ, и каждый ребенок может поразмышлять над тем, как отмечают этот день в нашей стране: «Почему это день "со слезами на глазах"?», «Как отмечают этот день в моей семье? Почему?» На этапе самоопределения (целеполагания) детям предлагается ответить на вопросы: «О чем я хочу узнать?», «Кого я поздравлю в этот день?», «Что для этого мне нужно сделать?», «С кем я буду это делать?», «К кому обращусь за помощью?» и т. д. На следующем этапе (самореализации) ребенку предлагается объединиться или работать индивидуально, чтобы принять участие в подготовке праздника и театрализованного поздравления. Он собирает информацию, обрабатывает ее и решает, в какой форме, в каком виде и кому она будет представлена. Каждый может участвовать в обсуждении идей и предложений других детей и представлять свой вариант. Составляется общий сценарий, где каждый определяет свою роль, согласовывая ее с деятельностью других и участвуя в реализации своих замыслов и планов. На этапе «самооценка» детям предлагается ответить на вопросы: «Что получилось в результате моих действий и почему?», «Чего удалось добиться из того, что хотел и почему?», «Что не удалось и почему?» и т. п. Этап «самоутверждение» может предусматривать ответы на вопросы: «Правильно ли я действовал(а)?», «Оправдались ли мои ожидания?», «Какие я извлек уроки?», «Чему научился?», «Что понял?», «Что учту в дальнейшем?» и др.

Имея возможность отвечать на вопросы, предусматривающие осмысление действий и их последствий, а также делая выбор действий и решений, ребенок приобретает опыт самостоятельного и ответственного поведения. Данная технология применима при подготовке и проведении различных коллективных дел, в различных видах театральной деятельности.

Предложенный алгоритм может быть применен к организации деятельности подростков в детском коллективе, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста учаще-

гося, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности. Для более глубокого осознания ребенком важного события целесообразно продолжать фразы и отвечать на вопросы письменно, предлагая желающим зачитать свои записи. На этапе самоопределения и самореализации при обоюдном желании детей может произойти формирование микрогрупп, если чьи-то замыслы совпадут.

Ярким примером технологии субъектно-ори-ентированного типа является проектная деятельность, которая располагает большими возможностями для саморазвития и самоорганизации детей. Проектная деятельность ребенка - это творческая работа по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются самим ребенком и реализуются им в процессе теоретической проработки информации. В процессе этой деятельности создается реальный продукт (проект сценария спектакля, праздника, поздравления, театрализованного представления; разработка дизайна костюмов, оформления сцены, зала, проект музыкального сопровождения спектакля, праздника и др.), обладающий субъективной новизной, что означает, что для ребенка этот продукт всегда является новым [Байбородова 2014].

Театрализованное выступление, театрализованная постановка, спектакль могут быть результатом проектной деятельности детей, при этом дети могут участвовать как в индивидуальном проекте, так и групповом, каждый ребенок или микрогруппа выбирают для разработки тему или проблему по силам и интересам. Выполнение проектов предполагает использование литературы, ресурсов сети интернет и окружающей действительности, интерпретацию собранного материала, привлечение партнеров к разработке проектов.

При организации театральной деятельности очень часто используется коллективное творчество, которое можно представить через коллективные творческие дела (КТД), обоснование и методика которых предложены И.П. Ивановым. В театральном творчестве могут быть использованы как КТД с предварительной подготовкой (подготовка и проведение праздника, поздравление ветеранов), так и экспромтные КТД, требующие оперативного решения проблемы, например проведение творческой встречи с интересным человеком или гостями из другой школы.

Коллективные творческие дела создаются и реализуются самими школьниками. При правильной организации КТД объективно обеспечивает доступность и привлекательность деятельности для всех членов театрального коллектива, условия для самореализации обучающихся в различных видах творчества, вовлечение детей в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных жизненных ситуаций. В сельской

школе педагоги или приглашенные специалисты могут разрабатывать программы дополнительного образования, способствующие непрерывности театральной деятельности, основу которых составляет система коллективных творческих дел.

Мы остановились на технологиях, которые необходимы и применимы в любом театральном объединении. Безусловно, при организации театрального творчества в школе используются и другие технологии, а также разнообразные общеизвестные формы и методы: беседа, дискуссия, объяснение, упражнение, тренинг, встреча, экскурсия и др. Многие из форм могут создаваться самими детьми в процессе совместного творчества при использовании вышеизложенных технологий.

Особенности сельской школы и ресурсы сельского социума могут быть использованы для обогащения содержания театрального творчества, позволяют разнообразить методы, формы, технологии организации театральной деятельности учащихся.

Список литературы

Байбородова Л.В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 9-23.

Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2014. № 2. С. 65-70.

Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Груздев М.В., Белкина В.Н. Ключевые идеи субъектно-ориен-тированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 7-21.

Новикова Л.П. Восприятие учащимися художественных образов православных святых земли ярославской на музыкальных занятиях в малочисленной сельской школе // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: материалы Междунар. конф. «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ 2013. С. 200-206.

References

Baiborodova L.V Sovremennye ekonomicheskie i sotsial'nye usloviia obrazovaniia sel'skikh shkol'nikov [Modern economic and social conditions for the éducation of rural schoolchildren]. Pedagogika sel'skoi shkoly [Pedagogy of rural schools], 2019, № 1 (1), pp. 9-23.

Baiborodova L.V., Serebrennikov L.N. Proektnaia deiatel'nost' kak sredstvo professional'nogo samoopredeleniia shkol'nikov [Project activity as a means of professional self-determination of schoolchildren]. laroslavskii pedagogicheskii vestnik:

Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Yaroslavl Pedagogical Bulletin: Psychological and Pedagogical Sciences], 2014, № 2, pp. 65-70.

Baiborodova L.V., Gushchina T.N., Gruzdev M.V., Belkina VN. Kliuchevye idei sub"ektno-orientirovannoi tekhnologii individualizatsii obrazovatel'nogo protsessa v pedagogicheskom vuze [Key ideas of subject-oriented technology of individualization of the educational process in a pedagogical university]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University], 2018, vol. 8, № 5, pp. 7-21.

Novikova L.P. Vospriiatie uchashchimisia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

khudozhestvennykh obrazov pravoslavnykh sviatykh zemli iaroslavskoi na muzykal'nykh zaniatiiakh v malochislennoi sel'skoi shkole [Pupils' perception of artistic images of Orthodox saints in the land of Yaroslavl during musical lessons in a small rural school]. Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: var'irovanie podkhodov v usloviiakh smeny obrazovatel'nykh paradigm: materialy mezhdunarodnoi konferentsii "Chteniia Ushinskogo" pedagogicheskogo fakul'teta IaGPU [Preschool and primary education: varying approaches in the context of changing educational paradigms Materials of the international conference "Readings of Ushinsky" of the pedagogical faculty of YAGPU], 2013, pp. 200-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.