Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лебедева Анна Алексеевна, Лапшова Анна Владимировна

В современном мире основным требованием, предъявляемым к педагогам, становится реализация взаимодействия субъектов образовательной деятельности, внедрение инновационных технологий обучения, работа в формате межличностного общения. Формирование комфортной образовательной среды является востребованным процессом в современной системе образования, поскольку психолого-эмоциональное благополучие субъектов педагогической деятельности сказывается на развитии личности, как педагога, так и обучающихся. В статье было уточнено назначение комфортной образовательной среды для повышения качества образовательного процесса. Были рассмотрены основные методы формирования комфортной образовательной среды учебного заведения, которые заключаются в непрерывном взаимодействии участников педагогического процесса, интерьерном оформлении аудитории, стабильности окружающей среды и эмоциональном благополучии студентов и педагогов. В процессе исследования были разработаны современные средства формирования комфортной образовательной среды, которые также направлены на достижение высокого уровня качества образования и развитие социально-эмоциональных навыков: внедрение свободной коммуникации, применение информационных технологий, создание медиа пространства, использование около школьной территории. Установлено, что формирование комфортной образовательной среды способствует повышению качества образования, развитию личностных качеств педагога и студентов, конструктивному взаимодействию всех субъектов педагогической деятельности, эффективному решению образовательных задач учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лебедева Анна Алексеевна, Лапшова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the modern world, the main requirement for teachers is the implementation of interaction between subjects of educational activities, the introduction of innovative learning technologies, and work in the format of interpersonal communication. The formation of a comfortable educational environment is a popular process in the modern education system, since the psychological and emotional well-being of the subjects of pedagogical activity affects the development of the individual, both the teacher and the students. The article clarified the purpose of a comfortable educational environment for improving the quality of the educational process. Were considered the main methods of formation of the comfortable educational environment of the institution, which are in a continuous interaction of participants of pedagogical process, interior design audience of environmental stability and emotional wellbeing of students and teachers. In the course of the research, modern means of creating a comfortable educational environment were developed, which are also aimed at achieving a high level of quality of education and developing social and emotional skills. For example, the introduction of free communication, the use of information technologies, the creation of media space, the use of near school grounds. It is established that the formation of a comfortable educational environment contributes to improving the quality of education, the development of personal qualities of teachers and students, constructive interaction of all subjects of pedagogical activity, and effective solution of educational problems of the educational institution.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

VTTK" 471 4 l/^i rTlia L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' 1 •J |(сс) УХ) C5J This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 26140/bgz3-2021-1002-0013 lfcde3MI^etittps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) SPIN-код: 7878-1618 AuthorID: 549968 ORCID iD:0000-0001-7222-4271

ЛЕБЕДЕВА Анна Алексеевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: mazencova@mail.ru)

AuthorID: 737272 SPIN-код: 8001-9256 ResearcherID: J-3273-2017 ORCID: 0000-0001-7017-3589 ScopusID: 57201130316

ЛАПШОВА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: any19.10@mail.ru) Аннотация. В современном мире основным требованием, предъявляемым к педагогам, становится реализация взаимодействия субъектов образовательной деятельности, внедрение инновационных технологий обучения, работа в формате межличностного общения. Формирование комфортной образовательной среды является востребованным процессом в современной системе образования, поскольку психолого-эмоциональное благополучие субъектов педагогической деятельности сказывается на развитии личности, как педагога, так и обучающихся. В статье было уточнено назначение комфортной образовательной среды для повышения качества образовательного процесса. Были рассмотрены основные методы формирования комфортной образовательной среды учебного заведения, которые заключаются в непрерывном взаимодействии участников педагогического процесса, интерьерном оформлении аудитории, стабильности окружающей среды и эмоциональном благополучии студентов и педагогов. В процессе исследования были разработаны современные средства формирования комфортной образовательной среды, которые также направлены на достижение высокого уровня качества образования и развитие социально-эмоциональных навыков: внедрение свободной коммуникации, применение информационных технологий, создание медиа пространства, использование около школьной территории. Установлено, что формирование комфортной образовательной среды способствует повышению качества образования, развитию личностных качеств педагога и студентов, конструктивному взаимодействию всех субъектов педагогической деятельности, эффективному решению образовательных задач учебного заведения.

Ключевые слова: образовательная среда, взаимодействие, комфортное состояние, эмоциональная атмосфера, качество обучения, личность, благополучие, образовательные потребности, межличностное общение, инновационные технологии.

CREATING A COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© The Author(s) 2021

VAGANoVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) LEBEDEVA Anna Alekseevna, associate professor Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova (625001, Russia, Tyumen, L. Tolstoy st. 1, e-mail: mazencova@mail.ru) LAPSHOVA Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: any19.10@mail.ru) Abstract. In the modern world, the main requirement for teachers is the implementation of interaction between subjects of educational activities, the introduction of innovative learning technologies, and work in the format of interpersonal communication. The formation of a comfortable educational environment is a popular process in the modern education system, since the psychological and emotional well-being of the subjects of pedagogical activity affects the development of the individual, both the teacher and the students. The article clarified the purpose of a comfortable educational environment for improving the quality of the educational process. Were considered the main methods of formation of the comfortable educational environment of the institution, which are in a continuous interaction of participants of pedagogical process, interior design audience of environmental stability and emotional wellbeing of students and teachers. In the course of the research, modern means of creating a comfortable educational environment were developed, which are also aimed at achieving a high level of quality of education and developing social and emotional skills. For example, the introduction of free communication, the use of information technologies, the creation of media space, the use of near school grounds. It is established that the formation of a comfortable educational environment contributes to improving the quality of education, the development ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002 57

VAGANOVA Olga Igorevna and others CREATING A COMFORTABLE EDUCATIONAL .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

of personal qualities of teachers and students, constructive interaction of all subjects of pedagogical activity, and effective solution of educational problems of the educational institution.

Keywords: educational environment, interaction, comfortable state, emotional atmosphere, quality of education, personality, well-being, educational needs, interpersonal communication, innovative technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире развитие условий образовательной среды занимает ключевое положение. В ХХ веке основным требованием, предъявляемым к процессу обучения, выступало обеспечение передачи знаний, на сегодняшний момент востребованным становится реализация взаимодействия субъектов образовательной деятельности, внедрение инновационных технологий обучения, работа в формате межличностного общения.

В современном педагогическом процессе ключевую роль составляет окружение студентов, которое в совокупности с его элементами представляет собой среду. Получается, что среда включает в себя и предметное наполнение, и информационные технологии, и методическое обеспечение, и архитектуру образовательного учреждения, и взаимодействие педагогов, обучающихся. Комфортное состояние означает благоприятное самочувствие в процессе образовательной деятельности. Развитие образовательной среды становится международной тенденцией. Образовательное учреждение является объектом реконструкции, наполнение которого непосредственно влияет на качество образовательной и общественной деятельности. Так, формирование комфортной образовательной среды является востребованным процессом в современной системе образования, поскольку психолого-эмоциональное благополучие субъектов педагогической деятельности сказывается на развитии личности, как педагога, так и обучающихся.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемой формирования комфортной образовательной среды занимался теоретик Вентцель К.Н., который утверждал, что комфортное состояние характеризуется ощущением уверенности, доброжелательности, нужности [1]. Комфортное состояние студента складывается из таких факторов, как эмоциональная атмосфера в семье, физическое состояние, самоуважение обучающегося, взаимодействие со сверстниками и педагогами.

По мнению Гуленко В.В., Дольника В.Р. комфортная образовательная среда является элементом социального благополучия, которое выступает определяющим фактором поведения людей [2]. Воробьева О.А. отмечает, что условия педагогического комфорта зависят от согласованного развития и удовлетворения образовательных потребностей всех участников учебного процесса [3].

Обосновывается актуальность исследования. Благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся влияет на повышение показателей качества образования. Комфортная образовательная среда обеспечивает подготовку полноценной гармоничной личности, высококвалифицированных специалистов. Стоит отметить, что от формирования комфортной образовательной среды будет зависеть соблюдение требований федерального государственного образовательного стандарта в области комфорта, охраны здоровья и безопасности обучающихся и педагогов образовательных учреждений.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в исследовании влияния комфортной образовательной среды на качество обучения в образовательном учреждении, эффективность педагогического процесса.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- уточнить сущность и назначение комфортной образовательной среды для повышения качества обучения;

58

- рассмотреть основные методы формирования комфортной образовательной среды;

- разработать современные средства формирования комфортной образовательной среды.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проанализированы основные направления для эффективной реализации комфортной образовательной среды современного образовательного пространства, проведена систематизация и дедукция полученных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Образовательная среда учебного заведения выражается в форме социального и предметного окружения конкретной образовательной организации, целью которого является профессиональное и личностное развитие субъектов педагогической деятельности.

Комфортная образовательная среда заключается в формировании условий, где субъекты обучения будут проводить время с пользой [4]. Основные методы формирования комфортной образовательной среды заключаются в непрерывном взаимодействии участников педагогического процесса, интерьерном оформлении аудитории, стабильности окружающей среды и эмоциональном благополучии студентов и педагогов.

Рассмотрим методы формирования комфортной образовательной среды при изучении дисциплины «Педагогические технологии».

В-первую очередь, это взаимодействие педагога и обучающихся [5]. Важно, чтобы эмоциональная речь преподавателя создавала положительную атмосферу в процессе обучения. Для студентов приятным моментом во время образовательной деятельности является обращения педагога к индивидуальным особенностям студента, физический и контакт глаз также сказывается на эффективном формировании комфортной образовательной среды [6]. При преподавании дисциплины «Педагогические технологи» желательно разделять задания для студентов и оказывать им поддержку в усвоении нового материала, проводить проектную деятельность, использовать электронную образовательную среду для взаимодействия со студентами.

Вторым результативным методом выступает инте-рьерное оформление аудитории, которое создает уют и тепло, спокойствие и расслабление. Положительное влияние будет оказывать удобная мягкая мебель, одинаковая цветовая гамма, оформление стендов, зона для самостоятельной и коллективной деятельности. При преподавании дисциплины «Педагогические технологии» в НГПУ им. К.Минина как раз используется многофункциональная аудитория, которая позволяет подготовиться к семинарским занятиям, разработать доклады на заданные темы, создать наглядные пособия, мультимедийные презентации, провести круглые столы и открытые занятия [7]. Все это оказывает положительное влияние на организаторский, управленческий и коммуникативный опыт.

Следующим методом формирования комфортной образовательной среды является стабильность окружающего пространства, которое направлено на устойчивое чувство безопасности и эмоциональное благополучие [8]. На успешное осуществление данного метода будет влиять правильно организованный учебный процесс. Например, при преподавании дисциплины «Педагогические технологии» важно в начале занятия определить план процесса обучения, распределить время для самостоятельной, коллективной подготовки, оставить время для работы в Интернет - пространстве,

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

время для просмотра познавательного видео - материала [9].

Четвертый метод заключается в реализации совместной деятельности педагога и обучающихся. Данный метод предполагает проведение совместных мероприятий, например, при изучении педагогических технологий можно подготовить статью на конференцию, организовать мастер-класс использования конкретной педагогической технологии [10]. Всё это оказывает положительное влияние на эффективность педагогического процесса.

В процессе исследования были разработаны современные средства формирования комфортной образовательной среды для студентов и педагогов, направленные на достижение высокого уровня качества образования и развитие социально-эмоциональных навыков:

1) внедрение свободной коммуникации, предполагающей проведение дискуссий, культурного досуга;

2) применение информационных технологий, которые с помощью Wi-Fi помогут студентам работать с информацией со своего гаджета [11];

3) объединение учебного пространства для реализации различных видов деятельности;

4) использование больших аудиторий для культурно-массовых мероприятий [12];

5) организация мастерских и лабораторий для получения студентами дополнительных знаний и навыков;

6) создание медиа пространства, где можно заниматься web-проектированием, анимационным искусством, звукозаписью [13];

7) появление в столовых экранов телевизора, организация в холле университета кофе-брейка;

8) использование около школьной территории для решения образовательных задач.

Очень часто комфортная образовательная среда зависит от общения, которое строится в процессе педагогического процесса [14-20]. При организации процесса обучения следует грамотно выстраивать взаимоотношения с коллегами, студентами, от этого будет зависеть эмоциональное состояние. При выстраивании коммуникации с участниками педагогического процесса следует правильно выбрать модель поведения. Самый оптимальный вариант занимать равную позицию, предполагающую проявление инициативы, активности, учёт мнения и интересов друг друга.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье были уточнены сущность и назначение комфортной образовательной среды для профессионального становления личности студентов и педагогов. Анализ методов формирования комфортной образовательной среды определил основные ориентиры для повышения качества образования.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Формирование комфортной образовательной среды способствует повышению качества образования, развитию личностных качеств педагога и студентов, конструктивному взаимодействию всех субъектов педагогической деятельности, эффективному решению образовательных задач учебного заведения. При преподавании дисциплины «Педагогические технологии» с использованием методов непрерывного взаимодействия участников педагогического процесса, инте-рьерном оформлении аудитории, стабильности окружающей среды и эмоциональном благополучии студентов и педагогов обеспечивается эффективное влияние комфортной образовательной среды на качество обучения в образовательной организации, достигается эффективность педагогического процесса.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следует изучать особенности влияния и функционирования отдельных методов и способов формирования комфортной образовательной среды на развитие личностных качеств студентов и педагогического состава. Детально изученные особенности образова-

тельной среды способствуют повышению конкурентоспособности учебного заведения на международном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

2. Кириллова И.К., Мельникова А.Я. Лабораторный метод обучения как средство формирования инновационного потенциала будущих бакалавров // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 91-94.

3. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

4. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.

5. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

6. Гилязова О.С. Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015. С. 39-43.

7. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Мониторинг качества подготовки будущих специалистов при внедрении технологии модульного обучения в системе высшего образования // Глобальный научный потенциал. 2014. № 10 (43). С. 24-29.

8. Гилязова О.С. Молодежь и интернет-коммуникации: социальный аспект. В сборнике: Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования Материлы XVI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Редакционная коллегия: Е.В. Грунт, Г.Б. Кораблева, А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, А.В. Старшинова. 2013. С. 1211-1218.

9. ПрохороваМ.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Использование инструментов электронной образовательной среды в высшей школе //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 5-2. С. 131-135.

10. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., СмирноваЖ.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентиро-ванного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.

11. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотива-ции//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274276.

12. Брюханова Н.В., Аничкин Е.С., Коваленко К.Е. Оценка регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием: концептуально-теоретические и нормативно-правовые аспекты// Сибирская финансовая школа. 2017. № 4 (123). С. 104-112.

13. Максимова К.А., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Возможности интерактивной лекции в профессиональном образовании бакалавров професионального обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 61-67.

14. Андриенко О.А. Сетевые образовательные технологии и их использование при работе с обучающимися //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

15. Гриньова М.В., Сагайдак В.Р., Гриньова В.С. Зона комфорту як оздоровче середовище для сучасного вчителя // Revista ¡tiinftficá progresiva. 2020. Т. 3. № 4 (6). С. 9-13.

16. Braslavska O.V., Rozhi I.G. Peculiarities of innovative learning in a modern educational environment // Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 24-26.

17. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научный вектор Балкан. 2018. № 1. С. 17-23.

18. Цветкова И.В. Оценка взаимоотношений школьников с учителями как показатель комфортности образовательной среды // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 114-117.

19. Амбросенко Н.Д. Цифровая образовательная среда университета: направления развития, опыт, проблемы и риски // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 1 (49). С. 4348.

20. Аничкин Е.С., Коваленко К.Е. Роль оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в совершенствовании правового регулирования образовательной деятельности //Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 6 (98). С. 34-38.

Статья поступила в редакцию 28.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.