Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / КЕЙСЫ / COMFORTABLE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / QUALITY OF EDUCATION / TEACHER'S READINESS TO CREATE A COMFORTABLE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Людмила Андреевна, Поворознюк Ольга Алексеевна

Процесс формирования готовности учителей начальных классов к созданию комфортной образовательной среды приобретает сегодня особую значимость в силу того, что в контексте современных требований школе необходимо таким образом организовать образовательную среду, чтобы создать пространство для самореализации каждой личности, при этом действуя в рамках заданных государством ориентиров. Авторы рассматривают возможный вариант подготовки будущего учителя начальных классов к созданию комфортной развивающей образовательной среды, ориентируясь на федеральный государственный стандарт высшего образования 3++. В статье определены параметры качества комфортной развивающей образовательной среды по трем компонентам: предметно-пространственному, социальному и технологическому, которые послужили основанием для разработки содержания и последовательности использования кейсовых заданий в рамках специального курса, созданного авторским коллективом. Статья содержит примеры кейсовых заданий, нацеленных на осознание студентами роли образовательной среды в достижении младшими школьниками планируемых результатов, а также на осмысление взаимосвязи цели и задачи образования в начальной школе, возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, особенностей темы и предмета, проектирования и конструирования комфортной развивающей образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Людмила Андреевна, Поворознюк Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS’ READINESS TO CREATE A COMFORTABLE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The formation process of primary school teachers’ readiness to create a comfortable educational environment is becoming particularly important today due to the fact that in the context of modern requirements, the school needs to organize the educational environment in such a way as to create a space for self-realization of each individual, while acting within the guidelines set by the state. The authors consider a possible option for future preparing the primary school teacher to create a comfortable developing educational environment, focusing on the Federal state standard of higher education 3++. The paper defines the quality parameters of a comfortable developing educational environment in three components: subject-spatial, social and technological, which served as the basis for the development of the content and sequence use of case tasks in a special course created by the author's team. The paper contains examples of case tasks aimed at students' awareness of the educational environment role in achieving the planned results for younger students, as well as at understanding the relationship between the goal and the task of education in primary school, age and individual characteristics of younger students, the characteristics of the topic and subject, designing and constructing a comfortable developing educational environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 371.13:37.032-053.5"465.06/.11"

Павлова Людмила Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

Поворознюк Ольга Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация:

Процесс формирования готовности учителей начальных классов к созданию комфортной образовательной среды приобретает сегодня особую значимость в силу того, что в контексте современных требований школе необходимо таким обра-зом организовать образовательную среду, чтобы создать пространство для самореализации каждой личности, при этом действуя в рамках заданных государством ориентиров. Авторы рассматривают возможный вариант подготовки будущего учителя начальных классов к созданию комфортной развивающей образовательной среды, ориентируясь на федеральный государственный стандарт высшего образования 3++. В статье определены параметры качества комфортной развивающей образовательной среды по трем компонентам: предметно-пространственному, социальному и технологическому, которые послужили основанием для разработки содержания и последовательности использования кейсовых заданий в рамках специального курса, созданного авторским коллективом. Статья содержит примеры кейсовых заданий, нацеленных на осознание студентами роли образовательной среды в достижении младшими школьниками планируемых результатов, а также на осмысление взаимосвязи цели и задачи образования в начальной школе, возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, особенностей темы и предмета, проектирования и конструирования комфортной развивающей образовательной среды.

Ключевые слова:

комфортная развивающая образовательная среда, качество образования, готовность педагога к созданию комфортной развивающей образовательной среды, кейсы.

Pavlova Lyudmila Andreyevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Theory and Methods of Primary and Preschool Education Department, Ishim Pedagogical Institute branch of Tyumen State University

Povoroznyuk Olga Alekseyevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Theory and Methods of Primary and Preschool Education Department, Ishim Pedagogical Institute branch of Tyumen State University

FORMATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS' READINESS TO CREATE A COMFORTABLE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Summary:

The formation process of primary school teachers' readiness to create a comfortable educational environment is becoming particularly important today due to the fact that in the context of modern requirements, the school needs to organize the educational environment in such a way as to create a space for self-realization of each individual, while acting within the guidelines set by the state. The authors consider a possible option for future preparing the primary school teacher to create a comfortable developing educational environment, focusing on the Federal state standard of higher education 3++. The paper defines the quality parameters of a comfortable developing educational environment in three components: subject-spatial, social and technological, which served as the basis for the development of the content and sequence use of case tasks in a special course created by the author's team. The paper contains examples of case tasks aimed at students' awareness of the educational environment role in achieving the planned results for younger students, as well as at understanding the relationship between the goal and the task of education in primary school, age and individual characteristics of younger students, the characteristics of the topic and subject, designing and constructing a comfortable developing educational environment.

Keywords:

comfortable developing educational environment, quality of education, teacher's readiness to create a comfortable developing educational environment, cases.

В современном образовании произошли значительные перемены, которые направили позицию школы с формулы «делай как все» на новые ориентиры, основанные на самоценности каждого

человека и развитии его индивидуальных возможностей. Следовательно, новое значение и наполнение приобретает понятие образовательной среды, которая становится источником развития ребенка, при этом направление развития школьника определяется государством и социумом.

Обязательным условием реализации основной образовательной программы начального общего образования является создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей каждому школьнику, вне зависимости от его особенностей, возможность развития своего потенциала. Одна из трудностей создания комфортной развивающей образовательной среды связана с определением ее параметров. В нормативных документах, регламентирующих образование младших школьников, нет четкого определения понятия «образовательная среда». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 образовательная среда рассматривается в контексте электронных информационно-образовательных ресурсов. Косвенно это понятие затронуто в статьях об условиях реализации образовательных программ. В законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует объяснение того, что следует понимать под комфортной развивающей образовательной средой. Однако в статье 13 «Общие требования к реализации программ» сказано, что при реализации образовательных программ нельзя использовать методы, средства, образовательные технологии, наносящие вред здоровью обучающихся [1]. Таким образом, с одной стороны, необходимость создания комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей качество образования, не вызывает сомнения, с другой стороны, ее ключевые характеристики определены недостаточно четко.

Термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских педагогов и психологов, однако единого мнения в определении этого понятия сегодня нет. Анализируя разные подходы к трактовке термина, А. Савенков определяет несколько моделей определения и конструирования образовательной среды: эколого-личностную модель (В.А. Ясвин); коммуникативно-ориентированную модель (В.В. Рубцов); антрополого-психологическую модель (В.И. Слободчиков); психодидактическую модель (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин и др.); экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды (В.И. Панов). Обращаясь к понятию «образовательная среда», большинство исследователей подчеркивает, что процесс и результат образования обусловлены не только «усилиями педагогов и индивидуально-психологическими особенностями детей, но и социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами» [2].

Если рассматривать образовательную среду в общекультурном процессе, то особую актуальность приобретает мысль А.И. Савенкова о том, что «в наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности» [3].

Если брать во внимание процессы всеобщей цифровизации, то можно говорить о том, что влияние традиционных институтов образования, в том числе школы, в общем объеме образования человека неуклонно снижается. В контексте этих изменений школе необходимо таким образом организовать образовательную среду, чтобы создать пространство для самореализации каждой личности, при этом действуя в рамках заданных государством ориентиров. В качестве генеральной цели такой культурно-образовательной среды М.Р. Нечаев предлагает рассматривать «создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры с опорой на сензитивные периоды и возрастные особенности развития личности обучающегося» [4, с. 17].

Говоря о комфортной развивающей среде, мы основываемся на тех ее характеристиках, которые определены в федеральном государственном стандарте начального общего образования. Образовательную среду можно назвать таковой, если она отвечает следующим требованиям:

- обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- является комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам [5, с. 22].

В определении содержания и условий создания комфортной развивающей образовательной среды мы исходили из понимания качества образовательной среды Е.А. Бакай, включающего следующее: «качество пространственно-предметной среды; качество социальных связей и отношений в данной среде; качество связей между пространственно-предметным и социальным компонентами; качество информационной насыщенности среды» [6, с. 75].

Компоненты, содержание и условия создания комфортной развивающей образовательной среды представлены в таблице 1 .

Таблица 1 - Комфо ртная развивающая образовательная среда

Компоненты образовательной среды Содержание образовательной среды Условия создания образовательной среды

Пространственно-предметный компонент - материальные предметы и их образы; - оборудование для опытов и наблюдений, лабораторных работ; - технические средства обучения; - материализованные средства обучения (схемы, таблицы и пр.); - дидактические материалы (кейсы, карточки и пр.) - использование разнообразных элементов, представляющих все виды деятельности; - гибкость и управляемость как со стороны ребенка, так и со стороны педагога; - индивидуализированность

Социальный компонент - субъект-объектные отношения с преобладанием репродуктивной деятельности учеников и фронтальной работы; - субъект-субъектные отношения с преобладанием проблемно-поисковой деятельности и групповых форм работы; - сотрудничество, т. е. коллективная, проблемно-исследовательская деятельность - создание ситуации успеха, психологического комфорта, принятие и поддержка каждого субъекта во взаимодействии; - авторитетность учителя; - участие всех субъектов в управлении образовательным процессом; - использование разнообразных видов продуктивного социального взаимодействия в образовательном процессе; - создание ситуации ощущения школьниками безопасности в обучении, улучшения самооценки

Технологический компонент - содержание образовательного процесса; - стиль взаимодействия участников; - организация образовательного процесса - установление взаимосвязей между субъектами образовательного процесса и компонентами образовательной среды: пространственно-предметным и социальным

Необходимость конструирования комфортной развивающей образовательной среды обусловливает ориентацию педагогического образования на формирование у студентов специальных компетенций, обеспечивающих готовность будущих учителей к созданию такой среды. Анализируя требования к результатам освоения программы бакалавриата по ФГОС ВО 3++ по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), можно утверждать, что значительная часть компетенций непосредственно обеспечивает готовность выпускников бакалавриата создавать комфортную развивающую образовательную среду в условиях школы (УК-8, ОПК-2, 3, 4, 5, 6, 7) [7]. Для того, чтобы обеспечить формирование готовности будущих педагогов к созданию комфортной образовательной среды начальной школы, нами был разработан спецкурс «Проектирование образовательной среды в начальной школе», рассчитанный на 72 часа аудиторных занятий.

Основные задачи курса - это формирование ценностного отношения к комфортной развивающей образовательной среде, осознание студентами роли образовательной среды в достижении планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования, а также освоение содержания компонентов образовательной среды и их взаимосвязи, условий создания образовательной среды и формирование умения создавать комфортную развивающую образовательную среду начальной школы.

В содержании спецкурса мы выделили три блока: мотивационный, когнитивный, организа-ционно-деятельностный.

Реализация мотивационного блока направлена на осознание студентами роли образовательной среды в развитии ребенка, в достижении им личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов. Также реализация направлена на понимание зависимости между результатами обучения и воспитания младших школьников и созданием для этого условий, благоприятных для каждого ученика. На основе этого реализуется направленность на формирование у будущих учителей ценностного отношения и потребности в создании комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.

Когнитивный блок включает в себя овладение знаниями о структуре образовательной среды, ее компонентах, типах, условиях создания. Работу в этом разделе необходимо строить с учетом уже приобретенных студентами в рамках других дисциплин знаний о методах, формах, средствах, технологиях обучения и воспитания младших школьников, а также с учетом знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста, имеющихся

представлений о формах взаимодействия участников образовательного процесса и знаний содержания и основ методик преподавания учебных дисциплин начальной школы. На основе интеграции выше перечисленных знаний можно сформировать у студентов умение проектировать образовательную среду начальной школы.

Организационно-деятельностный блок программы курса предусматривает формирование у студентов умения создавать предметно-пространственную и социальную среду урока, внеклассного занятия, как отдельно каждого компонента, так и всех компонентов в их взаимосвязи.

Подготовка бакалавров к созданию образовательной среды начальной школы осуществляется на лекционных и практических занятиях. С теоретическими основами курса студенты знакомятся на лекциях, на практических занятиях происходит осмысление теории и формирование практических умений создания комфортной развивающей образовательной среды. С этой целью разработана система кейсовых заданий, реализуемая на практических занятиях в следующей последовательности:

1) кейсы на осознание роли образовательной среды в развитии младших школьников, в достижении планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования; формирование у будущих учителей ценностного отношения и потребности в создании комфортной развивающей образовательной среды начальной школы;

2) кейсы, способствующие овладению студентами такими понятиями как «образовательная среда», «качество образовательной среды», «комфортная развивающая образовательная среда», «компоненты образовательной среды», «типы образовательной среды»;

3) задания на формирование умений создавать пространственно-предметный компонент образовательной среды;

4) задания на формирование умений создавать социальный компонент образовательной среды;

5) кейсы на формирование технологического компонента образовательной среды;

6) кейсовые задания на конструирование образовательной среды на основе интеграции имеющихся знаний и умений.

Кейсовые задания мы составляем, ориентируясь на определение эффективности качественной образовательной среды, данное Я.С. Соловьевым. По его мнению, одним из главных показателей качества образовательной среды является раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Для этого «образовательная среда должна быть комфортной и эмоционально насыщенной для каждого школьника, обеспечивать благоприятный режим, ритм и темп жизнедеятельности, расширять познавательные возможности, стимулировать различные виды активности, быть здоровьесберегающей и побуждать обучающихся к самостоятельности и творчеству» [8, с. 24].

Рассмотрим один из кейсов, способствующий осознанию студентами зависимости результатов обучения и воспитания от особенностей образовательной среды, который основан на примере ознакомления третьеклассников с циркулем на уроке технологии. На уроке обучающиеся должны познакомиться с назначением и устройством циркуля, понятиями «радиус», «диаметр», «окружность», овладеть первоначальными умениями выполнения разметки циркулем. В кейсе дано описание двух вариантов фрагмента урока, отличающихся используемыми на уроке методами, образовательными ресурсами и ходом урока, но с одинаковыми планируемыми результатами.

Первый вариант. Фронтальная работа с классом на этапе знакомства с циркулем с использованием методов объяснения и воспроизводящей беседы на основе страниц учебника технологии, пошаговый показ вычерчивания окружностей.

Второй вариант. Анализ аппликационных работ, содержащих детали круглой формы, с использованием метода наблюдения и выполнения школьниками операций анализа, сравнения, обобщения, самостоятельного формулирования определения понятия «окружность». Знакомство с циркулем и его частями происходит в результате рассматривания и сравнения разных видов циркулей, вычерчивания окружностей и в совместной с учителем деятельности - формулировании понятий «радиус», «диаметр».

Вопросы и задания к кейсу: сравнить варианты фрагментов урока с позиции развития личностного потенциала школьников; указать, какие личностные качества и универсальные учебные действия формируются у учащихся на каждом из уроков; объяснить, что способствует достижению образовательных результатов.

Выполняя задания кейса, студенты выявляют взаимосвязь между активностью учеников в овладении содержанием темы урока и приобретаемыми знаниями, умениями (социальный компонент образовательной среды), приходят к выводу, что знания, полученные школьниками в результате собственной познавательной деятельности (наблюдение, сравнение, обобщение), являются более осознанными, легче запоминаются и могут быть применены учениками на прак-

тике. В процессе соотношения предметных и метапредметных планируемых результатов с выбранными для их достижения методами, формами работы, образовательными ресурсами (технологический и пространственно-предметный компоненты) студенты приходят к пониманию зависимости образовательных результатов урока от образовательной среды.

Подготовке студентов к раскрытию личностного потенциала младших школьников способствует решение кейсов, предполагающее анализ ситуации с позиции соответствия образовательной среды урока (пространственно-предметное содержание образовательной среды, социальные взаимоотношения участников образовательного процесса, информационная насыщенность урока) возрастным, индивидуальным особенностям обучающихся. Кейсы могут содержать описание образовательной среды урока, предполагаемые виды деятельности по конкретной теме и характеристику индивидуальных особенностей школьников.

При выполнении кейса студентам необходимо проанализировать ситуацию и дать обоснованный ответ о том, верно или неверно выбраны средства предметно-пространственной образовательной среды, виды деятельности учителя и обучающихся, выстроены социальные отношения между ними. Студенты должны опираться на знания возрастных закономерностей развития познавательных процессов, особенностей физиологического, личностного развития младших школьников, знания содержания анализируемой темы урока или внеурочного воспитательного занятия, знания требований к планируемым результатам. Кейс может содержать характеристику индивидуальных особенностей обучающихся, тему занятия и задание по самостоятельному определению и обоснованию необходимой образовательной среды для достижения поставленной цели.

Рассмотрим пример кейса. Для анализа предлагается следующая ситуация. Первый класс, урок математики, первый по теме «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток».

В классе 25 человек, развитие восприятия и внимания большинства школьников соответствует возрастной норме. Большая часть детей класса является визуалами, три школьника - ки-нестетики, двое - аудиалы. Состав чисел первого десятка слабо усвоили 4 школьника, часто допускают ошибки при сложении однозначных чисел 10 обучающихся. Выполняют учебные действия этого вида сложения в свернутом виде 8 учеников. В кабинете имеется обычная и электронная доска, напольные счеты, лента числового ряда чисел первого десятка.

Задания для анализа ситуации: определить образовательные ресурсы урока, объяснить их выбор; обосновать, какие социальные отношения должны преобладать на данном уроке. Будет ли отличаться наглядный материал для визуалов и аудиалов и чем? Что поможет кинестети-кам понять механизм выполнения сложения двузначных чисел с переходом через десяток и освоить вычисления?

Наряду с решением кейсов осознанию роли образовательной среды в развитии личности младшего школьника и достижении планируемых результатов образовательной программы помогает использование на занятиях деловых и ролевых игр. Представленная форма работы может быть использована на разных этапах овладения бакалаврами знаниями и умениями по созданию комфортной развивающей образовательной среды начальной школы в зависимости от выбранной темы ролевой игры и предъявленных к разработке проекта требований. Так, на этапе обобщения представлений бакалавров об образовательной среде начальной школы мы предлагаем группе разделиться на четыре подгруппы и подготовить мини-проекты на предложенную тему, а затем по очереди представить их защиту. В результате обсуждения проектов студенты создают наиболее удачный вариант решения проблемы.

Процедура игры следующая. Каждая мини-группа после подготовки проекта определяет выступающего, оппонента, защитника, эксперта и представителя пресс-центра. Выступающий первой команды защищает свой проект, участники других команд задают вопросы. Оппонент, представитель второй команды, указывает на слабые места проекта. Защитник, представитель третьей команды, отмечает выигрышные стороны, а эксперт, представитель следующей мини-группы, подводит итоги обсуждения представленного варианта решения проблемы. Далее по такой же схеме защиты своих проектов представляют другие команды. В ходе игры пресс-центр отбирает интересные идеи и готовит итоговое решение проблемы. Включение студентов в подобную деятельность способствует более глубокому и разностороннему рассмотрению и осознанию содержания курса.

Таким образом, можно сделать вывод, что готовность будущих учителей начальных классов к созданию комфортной развивающей образовательной среды включает в себя мотивацию студентов к созданию такой среды, осознание роли образовательной среды в достижении планируемых результатов начального образования; способность интегрировать знания о содержании и организации образовательного процесса в начальной школе, о возрастных особенностях развития познавательных процессов младших школьников и способность на их основе создавать образовательную среду, обеспечивающую качество образования обучающихся.

Ссылки:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Савенков А. Образовательная среда [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2008. № 20 (426). 11Р1_: https://psy.1sept.ru/view_article.php?id=200802001 (дата обращения 09.04.2020).

3. Савенков А. Указ соч.

4. Нечаев М.П. Моделирование развития культурно-образовательной среды в условиях системных изменений // Педагогическое образование и наука. 2014. № 4. С 16-20.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6.10.2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Бакай Е.А. Современные проблемы изучения феномена образовательной среды // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 73-77.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 121 от 22.02.2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 125 от 22.02.2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Соловьев Я.С. Особенности построения предметно-пространственной среды в образовательных организациях // Начальное образование. 2017. Том 5. № 4. С. 24-31. https://doi.org/10.12737/article_59a8111c8fed14.05458148.

Редактор: Шитикова Ольга Сергеевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.