Научная статья на тему 'Моделирование развивающей образовательной среды в системе начального образования'

Моделирование развивающей образовательной среды в системе начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE ENVIRONMENT DEVELOPMENT / СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRIMARY EDUCATION / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / TRAINING AND DEVELOPMENT OF YOUNGER STUDENTS / МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / УСЛОВИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / MODELING METHODOLOGY DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE CONDITIONS OF THE SIMULATION EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В статье рассматривается сущность понятий «образовательная среда», «развивающая образовательная среда». В работе осуществлен анализ отражения проблемы моделирования развивающей образовательной среды в психолого-педагогической литературе, в частности, формирование развивающей образовательной среды в системе начального образования. В статье приведены компоненты, условия формирования развивающей образовательной среды, а также критерии изучения эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the Developing Educational Environment in Primary Education System

The article considers the essence of the concepts “educational environment”, “developing educational environment”. The work analyzes the reflection of the problem of modeling the developing educational environment in psychological and educational literature, n particular, the formation of a developing educational environment in the system of primary education. The article describes the components, the conditions of formation of the developing educational environment, as well as criteria study its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Моделирование развивающей образовательной среды в системе начального образования»

20///.3

ный курс, семинарские занятия, индивидуальные задания.

SUMMARY

The article deals with the meaning of term "Individual Work"; the main types, forms and criteria of students' individual work are defined; the system of tasks for students' individual work in teaching "Culture of Tolerance" and the algorithm of implementation are developed.

Key words: culture of tolerance, individual work, students, curriculum, seminars, individual tasks.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыршина А. Р. Технология организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9. -С. 82-84.

2. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2004. - № 6. - С. 18-22.

3. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкастый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

4. Рубаник А. И. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. -2005. - № 6. - С. 26-29.

5. Толерантность / общ. ред. М. П. Мче-длова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.

6. Тюрикова Г. Организация самостоятельной работы - условие реализации компе-тентностного подхода // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10. - С. 93-97.

Е. В. Везетиу

УДК 371

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

0 ериод демократизации общества предопределил ряд перспектив в развитии отечественного образования. Одной из перспективных тенденций и обязательным условием реализации федеральных государственных стандартов, в том числе в системе начального образования, является формирование развивающей образовательной среды.

Указанная среда формируется путем создания благоприятных условий для субъектов педагогического процесса, обеспечивает единство действий учителей, обучающихся, родительской общественности и общества в целом путем организации духовной общности, взаимопонимания, взаимодействия и атмосферы сотрудничества. Атмосфера благоприятной среды основывается на доверии, сопереживании, позитивной тональности, определяющей перспективную линию успеха образовательной организации и всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

По мнению исследователей образовательной среды в отечественной и зарубежной науке, данная проблема является одной из важнейших в современной педагогике. Решение указанной проблемы ученые связывают с усилением образовательного воздействия на личность обучающегося, поскольку обучение рассматривается в значении первого шага к преобразованию среды современной школы и образовательного пространства государства в целом.

На основе анализа современных исследований в области педагогики, психологии, социологии и ряда смежных наук можно гово-

рить об интересе ученых к проблеме становления благоприятного микроклимата в ученическом коллективе, гуманизации образовательной среды, вопросам интеграции влияния социальной среды на развитие личности, организации целостного воспитательного процесса в развивающей среде и создания комфортной среды в рамках образовательной организации.

Проблема влияния образовательной среды на развитие творческого потенциала личности обучающегося отражена в работах Ш. А. Амонашвили, А. М. Анохина, А. В. Тро-шевой, В. Г. Афанасьева, Г. С. Тараскиной.

С учетом основных положений научной литературы можно утверждать о том, что среда является одним из системообразующих факторов формирования личности. Несмотря на многочисленные исследования в указанной области, обоснование сущности образовательно-развивающей среды начальной школы, методологических аспектов ее моделирования и организации не было предметом специального изучения. Имеющиеся сегодня исследования не отражают полноценной взаимосвязи между значением среды в системе развития личности, разработкой адекватной модели построения развивающей образовательной среды начальной школы и психолого-педагогическими условиями ее формирования.

Целью данной статьи является изучение основных теоретических аспектов моделирования развивающей образовательной среды, выделение ее компонентов, условий и этапов формирования.

Понятие «образовательная среда» является одним из ключевых в современной психолого-педагогической науке. Прежде чем перейти к вопросу о методологии моделирования развивающей образовательной среды, рассмотрим научные подходы к определению сущности данного понятия в целом.

В научной педагогической литературе данное понятие рассматривается как единство действий школы, семьи, внешкольных государственных и общественных элементов, информационно-культурной среды; как совокуп-

ность материальных требований в соответствии с педагогическими, эргономическими, санитарно-гигиеническими стандартами учебно-воспитательного процесса.

В академических научных концепциях (Б. Д. Эльконина, А. П. Валицкой) образовательная среда или образовательное пространство рассматривается как совокупность духовно-материальных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания, отражающих в содержании образовательных программ модель культуры [6]. Важным наблюдением ученых является то, что образовательная среда обязательно должна быть развивающей. Развивающая среда заключается в направленности принципов, методов, форм организации процесса образования на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей обучающихся.

Ряд ученых, исследуя особенности формирования развивающей образовательной среды, рассматривают ее влияние на развитие, другие же ученые сходятся во мнении, что в современных условиях основой образовательной системы и направления развития педагогики являются гуманистические ценности [5]. В. И. Слободчиков уточняет, что развивающее обучение является основой культурно-общественного контекста, оно вписывает образовательную среду в механизмы развития обучающегося, определяя таким образом ее целевое и функциональное назначение [5].

В. А. Ясвин, анализируя образовательную среду, выделяет такие ее основные параметры, как широту, интенсивность, степень сознания и устойчивость, а также четыре дополнительные установки: эмоциональность, обобщенность, доминантность и социальную активность [6].

На основе анализа приведенных определений образовательной среды можно сделать вывод о том, что это совокупность социально-психологической, педагогической, информационной, технической и других подсистем, обеспечивающих достижение образовательных целей; совокупность материальных, духовных и общественных условий осуществления процесса образования.

20///.3

Интеграция ряда научных подходов к определению понятия «образовательная среда» позволяет рассматривать образовательную среду современной организации образования в роли совокупности духовно-материальных условий функционирования учреждения образования, обеспечивающих саморазвитие свободной и активной личности, реализацию творческого потенциала обучающегося.

Среда осуществления образовательных услуг является функциональной и пространственной интеграцией субъектов образования, между которыми формируются разно -плановые взаимосвязи. Данное педагогическое явление может также рассматриваться в качестве модели социокультурного пространства, в котором осуществляется становление личности обучающегося. Процесс формирования развивающей образовательной среды образовательной организации означает ориентацию содержания, форм, методов, средств и технологий организации взаимодействия субъектов процесса образования на личность обучающегося, что способствует развитию его интеллектуального, творческого, духовного потенциала, эмоционально-волевых качеств, мышления, общей культуры, формированию способности личности к самостоятельной, активной деятельности [4].

Процесс обеспечения благоприятной развивающей образовательной среды включает такие составляющие:

- создание атмосферы доброжелательности;

- ориентация на более подготовленные субъекты обучения;

- предоставление возможности обучающимся образовательной и развивающей деятельности [5].

Проблема формирования образовательно-развивающей среды в современной школе убеждает, что необходимо системно применять инновационные педагогические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, такие как системно-деятельностный, системно-средовый, интерактивно-деятель-ностный, личностный [3].

Моделирование развивающей образовательной среды предполагает обеспечение ря-

да условий: осознание целей образовательной деятельности; культивирование моральных ценностей, способствующих усвоению обучающимся личностно и социально значимых способов деятельности, развитию его личности. Указанные условия в комплексе характеризуют средовой подход в арсенале современной педагогики [2]. Формирование развивающей образовательной среды начальной школы, по мнению ведущих представителей современной педагогической науки, осуществляется в несколько этапов, основными из которых являются этапы становления, функционирования и совершенствования образовательной среды.

Первый этап заключается в разработке концепции и программы развития среды образования, соответствующих современным тенденциям развития системы образования, общественным и государственным требованиям. На этапе становления основным условием является также создание необходимой документации, органов управления процессом моделирования развивающей образовательной среды, анализ финансовых и материальных возможностей образовательной организации, поиск дополнительных источников финансирования.

Этап функционирования характеризуется обеспечением ряда условий, необходимых для полноценного и эффективного функционирования развивающей образовательной среды, привлечением к процессу ее моделирования наиболее компетентных и творческих педагогов, представителей родительской общественности, участвующих в реализации концепции развития указанной среды начальной школы.

Этап совершенствования развивающей образовательной среды начальной школы характеризуется непрерывным поиском оптимальных средств развития среды, повышающих ее результативность; проведением инновационной исследовательской деятельности, обеспечением необходимых дополнительных образовательных услуг в соответствии с потребностями субъектов учебно-воспитательного процесса [1].

В функции инновационной развивающей образовательной среды входит также миссия, заключающаяся в генерировании усилий расширения сферы своего влияния за пределы конкретной образовательной организации, укреплении сетевых образовательных связей с целью обеспечения развития образовательного пространства региона.

Рассмотрим систему критериев моделирования образовательно-развивающей среды начальной школы с учетом оценки эффективности ее функционирования. К ним относят:

- уровень образовательных возможностей образовательной среды, заключающихся в обеспечении гармоничного развития обучающихся;

- уровень результативности творческой и исследовательской деятельности обучающихся;

- обеспечение необходимых условий для самореализации личности обучающегося в творческой деятельности;

- способность образовательной среды к удовлетворению комплекса потребностей обучающегося и сформированию у него системы духовно-нравственных и социальных ценностей.

Учитывая вышесказанное, критерием качества образовательной среды, по нашему мнению, является создание условий всем субъектам образовательного процесса для эффективного личностного саморазвития.

При моделировании развивающей образовательной среды в системе начального образования необходим учет ряда психологических аспектов и закономерностей:

1. В роли факторов формирования развивающей образовательной среды выступают компоненты жизненного пространства личности как специфического физического окружения, социокультурных обстоятельств, определяющих общий уклад и ритм жизнедеятельности.

2. Образовательная среда должна представлять собой открытую систему и обеспечивать диалогичность всех контактов обучающегося.

3. Обеспечение пространства для полно -го выражения индивидуальных и возрастных

возможностей младших школьников является обязательным условием моделирования развивающей образовательной среды начальной школы в организации образования.

4. Отношение личности обучающегося начальной школы к образовательной среде способствует принятию ценностей образовательной организации как собственно-личностных убеждений [1].

Одним из основных условий в процессе моделирования и организации образовательно-развивающей среды в начальных классах является обеспечение кадрового потенциала, реализующего педагогическую деятельность. В процессе формирования инновационной развивающей образовательной среды важная роль отводится педагогу и его профессиональной подготовке. В вопросах моделирования образовательной среды в начальной школе одной из актуальных проблем является оценка и необходимая коррекция приоритетов, целей, задач, структуры, содержания, организации и технологий профессиональной подготовки педагогов начальной школы.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что создание развивающей образовательной среды начальной школы является многоплановым процессом, представляющим собой результат осмысления современных теоретических концепций и педагогических идей, усилий и действий различных субъектных сторон, обеспечивающих функциональность процесса образования.

Сравнительно новое понятие, вошедшее в тезаурус психолого-педагогической науки в последнее десятилетие, - развивающая образовательная среда - все еще является не до конца определенным и устоявшимся. Однако сегодня многие исследователи и педагоги-практики используют данное понятие для целостного описания специфических особенностей развития образовательных явлений.

Процесс моделирования развивающей образовательной среды заключается в обеспечении совокупности условий, среди которых вопросы материально-технического и организационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, обеспечения

20///.3

творческого эффективного взаимодействия школьников между собой, с педагогами, семьей, обществом и государством, использования методов и технологий активизации деятельности младших школьников, направленной на творческое личностное развитие обучающихся.

Моделирование развивающей образовательной среды строится на основе ряда факторов, обеспечивающих ее эффективность. Результативность среды образования должна диагностироваться в соответствии с целями образовательной организации и критериями ее функционирования, согласно актуальным государственным документам в сфере образования, а также с учетом особенностей развития современной педагогической мысли.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность понятий «образовательная среда», «развивающая образовательная среда». В работе осуществлен анализ отражения проблемы моделирования развивающей образовательной среды в психолого-педагогической литературе, в частности, формирование развивающей образовательной среды в системе начального образования. В статье приведены компоненты, условия формирования развивающей образовательной среды, а также критерии изучения ее эффективности.

Ключевые слова: развивающая образовательная среда, инновационная среда развития, система начального образования, система обучения и развития младших школьников, методология моделирования развивающей образовательной среды, условия моделирования развивающей образовательной среды.

SUMMARY

The article considers the essence of the concepts "educational environment", "developing educational environment". The work analyzes the reflection of the problem of modeling the developing educational environment in psychological and educational literature, n particular, the formation of a developing educational environment in the system of primary education. The article describes the components, the conditions of

formation of the developing educational environment, as well as criteria study its effectiveness.

Key words: developing educational environment, innovative environment development, primary education, training and development of younger students, modeling methodology developing educational environment, the conditions of the simulation education environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев Г. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. - М.: ИЦКПС, 2000. - 288 с.

2. Менг Т. В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 52. - С. 70-83.

3. Носова Т. А. Методология моделирования организационно-стимулирующей среды в начальной школе // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2012. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/104-6826.

4. Петровский В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. Петровский, Л. Кларина, Л. Смывина, Л. Стрелкова // Дошкольное образование в России / под ред. Р. Стеркиной. - М.: АСТ, 1996. - С. 57-90.

5. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М.: Смысл, 1997. - Вып. 7. Инноватор Bennett Colledge. - С. 34-52.

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.