Научная статья на тему 'Обеспечение качества организации производственных и трудовых процессов'

Обеспечение качества организации производственных и трудовых процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1358
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ORGANIZATION OF PRODUCTION / THE PRODUCTION PROCESS / QUALITY ASSURANCE / WORKFLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каблашова И. В., Цуканова А. А.

В статье рассматривается повышение адаптивности производства к требованиям потребителей по количеству и качеству поставляемой продукции, в результате процессов конструирования новой продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE ORGANIZATION OF PRODUCTION AND WORKFLOW

In the article the increasing adaptability of production to the requirements of consumers in quality and quantity of our products, as a result of the design process of new products

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества организации производственных и трудовых процессов»

УДК 658

Экономика и управление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

И.В. Каблашова, А.А. Цуканова

В статье рассматривается повышение адаптивности производства к требованиям потребителей по количеству и качеству поставляемой продукции, в результате процессов конструирования новой продукции

Ключевые слова: организация производства, процесс производства, обеспечение качества, трудовые процессы

В настоящее время важным условием эффективного производства является внедрение основополагающих принципов современной международной концепции всеобщего управления качеством производственных процессов, что способствует повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках. Следует учитывать, что обеспечение качества процессов и снижение затрат на производство является стратегическим решением, влияющим на составляющие положения политики и тактики организации производства.

Организация производства включает комплекс мероприятий, направленных на оптимальное сочетание трудовых процессов с материальнотехническими элементами процессов производства и трудовых процессов, осуществляемых в пространстве и во времени в конкретных условиях в целях обеспечения заданных количественных и качественных показателей при рациональном использовании производственных ресурсов предприятия.

Традиционно под организацией производства понимается координация и оптимизация во времени и пространстве всех материальных и трудовых процессов, обеспечение рационального сочетание и использование всех элементов производственной системы [1].

Основная задача организации производства -обеспечить наиболее рациональное соединение и использование во времени (производственный цикл) и в пространстве (производственная структура предприятия и его подразделения), с одной стороны, живого труда (рабочей силы), с другой -орудий и предметов труда.

В контексте процессного подхода к управлению качеством процессов под организацией производства следует понимать совокупность функциональных действий и организационных процедур, направленных на создание оптимальных условий осуществления производственных и трудовых процессов в пространстве и во времени и установление взаимозаинтересованных отношений между участниками процессов, направленных

Каблашова Ирина Владимировна - ВГТУ, д-р экон. наук, профессор, тел. (473) 243-76-67

Цуканова Алла Анатольевна - ВГТУ, аспирант, тел. (473) 243-76-67

на обеспечение совокупного качества процессов и качества производимой продукции.

На каждом предприятии, в зависимости от особенностей отрасли, решаются специфические задачи организации производства, в частности, комплекс задач по обеспеченности сырьем, наилучшему использованию трудовых ресурсов, оборудования, улучшения ассортимента и качества выпускаемой продукции, освоению новых видов продукции и т.д. Поскольку на практике многие задачи организации производства решают технологи, следовательно технология производства как часть производственного процесса, включает целенаправленные действия по обеспечению стабильности и устойчивости процессов, а также повышение их гибкости и надежности.

В разрезе рассматриваемой задачи функцией организации производства является определение конкретных значений параметров качества технологического процесса на основе анализа текущих параметров и условий производства.

Иными словами, организация производства должна обеспечивать оптимальное сочетание предметов и технических средств труда, а также организовать производственный и трудовой процессы с требуемыми параметрами при наименьших затратах трудовых процессов и технических средств производства.

Таким образом, основной задачей организации производства является рассмотрение во взаимосвязи элементов производственных и трудовых процессов и выбор таких методов и условий их осуществления, которые в наибольшей степени соответствуют целям системы менеджмента качества.

Следовательно, технология должна обеспечивать повышение потенциальных возможностей производства, улучшение качества, снижение норм расхода ресурсов, в тоже время как элемент системы организации производства определение методов и условий для достижения этих возможностей с учетом внешних и внутренних условий деятельности предприятий.

Анализ и обобщение современных форм и методов организации производства в контексте принципов системы менеджмента качества позволяет выделить и охарактеризовать изменения в системах организации производственных и трудовых процессов.

Современные принципы управления качеством Изменения в системе организации производством Изменение в системе организации трудовых процессов

1. Роль руководства (лидерство) Создание и поддержка работы небольших подразделений и формальных групп. Повышение приверженности линейных руководителей к проблеме качества. Привлечение более высококвалифицированных работников, повышение компетентности в области обеспечения качества

2. Принятие решений на основе конкретных фактов Уменьшение числа уровней иерархии управления, улучшение «проводимости» информации между подразделениями и процессами. Построение командных структур управления производственными трудовыми процессами

3. Вовлеченность персонала Изменения стиля руководства, переход от роли контроллера к роли лидера команды. Наделение работников правами принятия решений и контроля за производственным и трудовым процессом

4. Ориентация на требования потребителя Организация производства, ориентированного на требования внутренних и внешних потребителей к качеству производственных процессов и их результатов. Учет и анализ требований к качеству внутренних потребителей результатов трудовых процессов

5. Системное управление производством Разработка комплексной системы организации поставок, производства и обслуживания с учетом требований к качеству производственных процессов. Применение гибких графиков работы, обеспечение адаптивности трудовых процессов к изменению в технологии производства

6. Процессный подход Построение процессно-ориентированной структуры системы организации производства Организация процессноориентированных команд в подразделениях предприятия на принципе самоуправления

7. Постоянное улучшение Совершенствование техники и технологии производства, постоянное внедрение инноваций, минимизация производственных запасов. Применение методов статистического контроля и мониторинга трудовых процессов, входящих в методологию системы всеобщего управления качеством.

8. Учет интересов всех сторон Ориентация производства на результаты сервисного и гарантийного обслуживания потребителя. Гибкая ассортиментная политика производства Обеспечение качества продукции, акцентированное на взаимоотношения производителя, заказчика и потребителя.

При решении поставленных вопросов необходимо учитывать, что технология производства усложнилась настолько, что сегодня требуются совершенно новые формы контроля, организации производственных и трудовых процессов [2].

Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер технологических и конструкторских решений, что обусловливает необходимость организации качественного послепродажного обслуживания для удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон.

Следует учитывать, что в системе организации производства постоянно взаимодействуют две подсистемы:

Техническая подсистема, включающая не только машины, станки, оборудование, все виды технологии и т. п., но и управленческие знания, организационные структуры, методы производственного планирования, разработки рабочих месту технические приемы и навыки работы, уро-

вень квалификации и подготовки рабочей силы, ее профессиональный состав. Иначе говоря, техническая подсистема представляет собой органическое единство технического и трудового потенциала.

Социальная подсистема, является тоже важным самостоятельным фактором повышения конкурентоспособности производства на основе одновременного повышения качества производственных и трудовых издержек производства. Эта подсистема включает все формы морального и материального стимулирования труда, стиль управления, формы участия рабочих и служащих в процессе принятия управленческих решений по улучшению качества производственных и трудовых процессов, возможности карьеры и продвижения по службе, прочие виды признания заслуг, элементы организационной культуры.

В данном контексте предприятие рассматривается как, социально-техническая система, элементы которой являются ключевыми для успеха в

конкурентной борьбе и в то же время характеризуют степень развития и зрелости производственных процессов. При решении данных вопросов целесообразно выделить и охарактеризовать следующие элементы системы организации производства, учет изменений которых позволяет решить задачу обеспечения качества производственных и трудовых процессов.

1) Организационная философия с учетом процессного подхода к обеспечению качества и нового подхода к организации производства, базируется на понимании работниками своих целей и предназначения на предприятии, их постоянная готовность разделить с руководством всю ответственность за качество организации производственных и трудовых процессов.

2) Организационная структура, обеспечивающая работникам реальные права по участию в самоуправляемых командах по обеспечению качества организации производственных и трудовых процессов.

3) Процессный подход к разработке и проектированию рабочих мест и организации процессов.

4) Процессно-интегрированная схема размещения производственного оборудования, обеспечивающая эффективные взаимосвязи между процессами и совершенствование организации логистических потоков.

5) Методы и формы подготовки и переподготовки работников с учетом всеобщей ответственности за качество трудовых и производственных процессов.

6) Методика оценки устойчивого успеха предприятия, основанная на расчете критериев зрелости производственных и трудовых процессов, с учетом показателей надежности и качества.

Содержание и значение приведенных элементов на предприятии определяют направления совершенствования для обеспечения качества организации процессов производства. Алгоритм обеспечения качества организации производственных и трудовых процессов приведен на рисунке.

Идентификационные требования к качеству производственных процессов

Определение пара-

метров качества производственных процессов

Определение пара-

метров качества производственных процессов

Корректировка требований к качеству организации производственных процессов

Формирование условий осу-

ществления производственных и трудовых процессов

Формирование организационно-технологических условий производства

Формирование социально-

психологических условий производства

Корректировка условий организации производственных и трудовых процессов

Анализ факторов производственных и трудовых процессов

Оценка влияния факторов организации процессов произ-

водства

Оценка влияния факторов организации трудовых процессов

Корректировка параметров производственных процессов и трудовых процессов

Определение условий обеспечения качества организации процессов производства

Схема формирования системы обеспечения качества организации производственных и трудовых процессов

Рассмотрим содержание направлений изменений в организации производства.

1. Новая организационная философия. Предполагает прежде всего, точное и четкое понимание работниками целей, стоящих перед предприятием в целом. Иначе говоря, осознание работниками, чего они должны добиваться в первую очередь, какого рода проблемы решать в каждодневной деятельности.

2. Организационная структура. Традиционно оргструктуры строились по принципу управленческих пирамид, в виде нагромождения линейных или функциональных служб и подразделений друг над другом.

В рамках системы всеобщего качества процессов в оргструктуре необходимо создавать управленческие команды под конкретные цели, проблемы или задачи, которые надо решить. Такие команды создаются на самых разных уровнях управления - от бригады до производственного подразделения, а также включают руководителей и исполнителей, новаторов и изобретателей, разработчиков и тех, которые участвуют в решении задач обеспечения качества организации производственных и трудовых процессов.

В целом, командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ всеобщей ответственности за качество процессов производства с программно-целевым управлением предприятием, устранить бюрократические барьеры, неизбежно разделяющие специалистов различных функциональных областей, повысить вовлеченность работников в деятельность по обеспечению качества, создать новую корпоративную культуру организации производства и труда, устранить дублирование управленческих функций. Очевидным преимуществом командных структур является меньшее число уровней управленческой иерархии.

3. Проектирование рабочих мест и изменение роли работников в принятии оперативных решений.

Решение данной задачи способствует отказу от традиционных форм организации и разделения труда на производстве, то есть, вместо профессиональной специализации трудовых процессов должны привлекаться работники широкой квалификации, обладающие соответствующей компетентностью в области обеспечения и улучшения качества. Задачей организации производственных и трудовых процессов в новых условиях должно являться совершенствование ресурсного обеспечения рабочих мест необходимыми качественными элементами, а также повышение качества элементов трудовой и производственной сред с учетом процессного подхода к управлению качеством.

4. Размещение производственного оборудования.

Процессно-ориентированный подход отвечает потребностям командно-бригадной формы организации трудовых процессов и направлен,

прежде всего, на ускорение материальных потоков на производстве, на ускорение выполнения всего комплекса технологических операций. Современная схема размещения оборудования должна быть основана на ячеечной форме, что позволяет организовать межфункциональное управление процессами в системе организации производства, способствующее существенному росту скорости выполнения производственных операций и повышению качества.

5. Подготовка работников и их обучение должны основываться на овладении сложными профессиями, а также знаний, дающим им возможность выполнять множество функций, такие как производственные, организационные, экономические, а также обладать компетенциями в области статистического контроля и анализа производственных и трудовых процессов, способствующих своевременному выявлению и ликвидации отклонений в процессах.

При высокой точности современного оборудования эффективность организации производственных процессов напрямую зависит от степени вовлеченности, заинтересованности и взаимоот-ветственности работников в решении вопросов наладки и эксплуатации оборудования, особенно работающих на сложных, взаимосвязанных рабочих местах.

6. Применение новых форм организации производственных и трудовых процессов.

При реализации данного направления необходимо читывать тот факт, что использование высокоавтоматизированных и компьютеризированных систем не эффективно в рамках устаревших форм и методов организации производства, ориентированных на количество выпускаемой продукции без учета требований к качеству. Необходимо разрабатывать гибкие графики переналадки оборудования с учетом изменения спроса на продукцию, устанавливать взаимовыгодные отношения с поставщиками материально-технических ресурсов, повышать гибкость логистических потоков, обеспечивающих своевременную доставку на рабочие места необходимых элементов производственных и трудовых процессов. В процессах конструирования новой продукции целесообразно повысить степень стандартности конструкторско-технологических решений, что обеспечивает адаптивность производства к требованиям потребителей по количеству и качеству поставляемой продукции.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы и сформировать направления обеспечения качества организации производственных и трудовых процессов:

- применение гибких графиков работы оборудования и работников, способствующих обеспечению сопряженности процессов оперативнопроизводственного планирования и диспетчирования производства;

- постоянное повышение квалификации и компетенции работников, что обеспечивает во-

влеченность и повышение способности к принятию своевременных организационно-

управленческих решений по улучшению качества и совершенствованию организации производственных и трудовых процессов;

- создание и интегрирование команд по качеству в подразделениях и производственных цехах предприятия с учетом всех этапов производственного цикла, начиная с этапа конструирования и заканчивая работами по обслуживанию продукции у потребителя;

- совершенствование трудовой, производственной сред и инфраструктуры предприятия, что обеспечивает прямоточность информационнологистических потоков, способствующих организации эффективных коммуникаций и своевременности доставки на рабочие места необходимых производственных ресурсов.

Реализация предложенных направлений совершенствования организации производственных

Воронежский государственный технический университет

и трудовых процессов позволит повысить гибкость и адаптивность системы организации производства, что способствует росту устойчивости деятельности предприятий с учетом процессного подхода к управлению качеством на долговременной основе.

Литература

1. Родионова В.Н. О функциональном и процессном подходах к организации производства / В.Н. Родионова, О.Г. Туровец // Организатор производства, 2009. №4(43), С.11-14.

2. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям / М. М. Иванов, А. П. Исаенко, С. Р. Колупаева, И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. М.: Изд-во Политической литературы, 1991.

3. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. 180 9004:2009. М.: Стандартинформ, 2011.

QUALITY ASSURANCE ORGANIZATION OF PRODUCTION AND WORKFLOW

I.V. Kablashova, A.A. Tsukanova

In the article the increasing adaptability of production to the requirements of consumers in quality and quantity of our products, as a result of the design process of new products

Key words: organization of production, the production process, quality assurance, workflows

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.