Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / информационное право / информационное законодательство / информационное общество / information security / information law / information legislation / information society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хадиков Ацамаз Казбекович, Тезиев Георгий Аланович

Публикационное исследование раскрывает проблемы обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Авторы приходят к выводу, что для обеспечения эффективности управления национальных программ в контексте информационного общества в целом необходимо учитывать различные реальные возможности государства проводить адекватную оценку сложившейся ситуации, контролировать достижение всех необходимых показателей, и, своевременно, наиболее точно планировать дальне йшие действия. Стоит уделить внимание региональному неравенству в данной сфере. Поскольку, если мы рассматриваем цифровую трансформацию как переход жизнедеятельности общества на новую ступень развития, все субъекты государства должны достигнуть приблизительно равный уровень внедрения необходимых технологий. Особенно важно учитывать, как потенциал одного региона, так и отставание другого. Более того стоит отметить, что государственная политика в современном российском обществе должна обеспечиваться управленческими, организационными и технологическими средствами в соответствии с региональными особенностями. Учет данных моментов будет способствовать повышению эффективности современной системы реализации государственной политики на разных этапах развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring information security in the Russian Federation

The published research reveals the problems of ensuring information security in the Russian Federation. The authors conclude that in order to ensure the effectiveness of the management of national programs in the context of the information society as a whole, it is necessary to take into account various real possibilities of the state to conduct an adequate assessment of the current situation, monitor the achievement of all necessary indicators, and, in a timely manner, plan further actions most accurately. It is worth paying attention to regional inequality in this area. Because if we consider digital transformation as a transition of society's life activity to a new stage of development, all subjects of the state should achieve approximately the same level of implementation of the necessary technologies. It is especially important to take into account both the potential of one region and the lag of another. Moreover, it is worth noting that public policy in modern Russian society should be provided with managerial, organizational.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_81 УДК 349

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ensuring information security in the Russian Federation

ХАДИКОВ Ацамаз Казбекович,

кандидат юридических наук доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ). 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

ТЕЗИЕВ Георгий Аланович,

студент юридического факультета

Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ). 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Khadikov Atsamaz Kazbekovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Faculty of Law of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (Vladikavkaz). 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Teziev Georgy Alanovich,

Master's student of the Faculty of Law of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (Vladikavkaz). 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. Публикационное исследование раскрывает проблемы обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Авторы приходят к выводу, что для обеспечения эффективности управления национальных программ в контексте информационного общества в целом необходимо учитывать различные реальные возможности государства проводить адекватную оценку сложившейся ситуации, контролировать достижение всех необходимых показателей, и, своевременно, наиболее точно планировать дальнейшие действия. Стоит уделить внимание региональному неравенству в данной сфере. Поскольку, если мы рассматриваем цифровую трансформацию как переход жизнедеятельности общества на новую ступень развития, все субъекты государства должны достигнуть приблизительно равный уровень внедрения необходимых технологий. Особенно важно учитывать, как потенциал одного региона, так и отставание другого. Более того стоит отметить, что государственная политика в современном российском обществе должна обеспечиваться управленческими, организационными и технологическими средствами в соответствии с региональными особенностями. Учет данных моментов будет способствовать повышению эффективности современной системы реализации государственной политики на разных этапах развития государства.

Abstract. The published research reveals the problems of ensuring information security in the Russian Federation. The authors conclude that in order to ensure the effectiveness of the management of national programs in the context of the information society as a whole, it is necessary to take into account various real possibilities of the state to conduct an adequate assessment of the current situation, monitor the achievement of all necessary indicators, and, in a timely manner, plan further actions most accurately. It is worth paying attention to regional inequality in this area. Because if we consider digital transformation as a transition of society's life activity to a new stage of development, all subjects of the state should achieve approximately the same level of implementation of the necessary technologies. It is especially important to take into account both the potential of one region and the lag of another. Moreover, it is worth noting that public policy in modern Russian society should be provided with managerial, organizational.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационное право, информационное законодательство, информационное

общество.

Keywords: information security, information law, information legislation, information society.

Для цитирования: Хадиков А.К., Тезиев Г.А. Обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 81-83. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_81.

For citation: Khadikov A.K., Teziev G.A. Ensuring information security in the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 81-83. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_81.

Статья поступила в редакцию: 05.07.2023

Общей целью развития информационного общества является достижение посредством правовых средств и использования информационных технологий общественно полезных целей в рамках развития и укрепления связей между субъектами публичной власти и гражданским обществом. Правовые средства (инструменты и действия по их использованию) представлены правовыми нормами, регулирующими отдельные элементы информационного общества, юридическими фактами, обуславливающими возникновение правовых связей субъектов гражданского общества с носителями политической власти, политико-правовыми отношениями в информационно-телекоммуникационной среде, действиями по передаче политически значимой информации в информационно-телекоммуникационной среде, соответствующим программным обеспечением, информационно-телекоммуникационным оборудованием и другими отраженными в праве средствами.

Правовой режим информационного общества определяется:

1) общим и специальным нормативным правовым регулированием;

2) особыми интересами конкретных субъектов политических отношений в информационно-телекоммуникационной среде;

3) специфической целью и обусловливаемыми ею функциями;

4) подходящими для достижения цели и выполнения функции правового режима правовыми средствами: элементами меха-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)

низма правового регулирования, актами реализации их правового потенциала, специальными принципами и гарантиями.

5) особым сочетанием правовых дозволений, запретов и позитивных обязываний[1].

На пути достижения поставленных государством целей всегда существуют препятствия. Однако, в зависимости от проводимой политики, в том числе, политики, реализуемой в регионе, будут наблюдаться положительные или негативные тенденции по их преодолению. Успех решения проблем будет зависеть от многих факторов, в том числе: от взаимодействия федеральных органов власти и органов власти региона, своевременного обнаружения отклонений от запланированных результатов, инициативности уполномоченного в данной сфере органа власти субъекта, географических, исторических и других особенностей региона.

Рассмотрим актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере развития цифровизации и информационного общества.

Выделяются следующие проблемы:

• Низкий уровень проникновения услуг мобильной связи и широкополосного доступа к сети Интернет в малонаселенных пунктах, который связан с удаленным расположением базовых станций операторов сотовой связи и низким качеством линий, проложенных от районных АТС до населенных пунктов;

• Отсутствие или неудовлетворение предъявляемым требованиям ведомственных информационных систем при одновременном существенном росте их спроса из-за перехода региона на использование единого портала государственных услуг в качестве основного портала предоставления услуг;

• Недостаточное финансирование мероприятий в сфере развития информационного общества, способное привести к снижению их эффективности и затруднениям в достижении запланированных целевых показателей[2, с. 37-45].

В рамках повышения эффективности системы государственного управления национальной программой, улучшения качества взаимодействия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ с региональными и муниципальными органами власти, необходимо создать единую информационную среду, которая содержит актуальные методические рекомендации, паспорта федеральных, региональных и муниципальных проектов, а также нормативных правовых актов, регламентирующих получение субсидий и иных межбюджетных трансфертов, информацию о существующем комплексе мер поддержки реализации проектов.

Для оказания положительного воздействия на эффективность управления реализации проектов, достижение целей и показателей оценки эффективности муниципальных проектов, которые являются муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национальной программы или иных региональных проектов отраслевых национальных проектов, следует реализовать функционал мониторинга региональных и муниципальных проектов в системе «Электронный бюджет».

Для обеспечения единого, комплексного подхода к цифровому развитию территории субъектов Российской Федерации, для эффективного принятия управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, необходимо создать единое информационное пространство управления проектной деятельностью, участниками которой являлись бы не только представители федеральных и региональных органов власти, но и органов местного самоуправления, учреждений, организаций.

Полагаем, что повысить эффективность реализации государственной политики в сфере развития цифровизации и информационного общества можно путем применения следующих рекомендаций:

- Следует продолжить реализацию федерального проекта по устранению цифрового неравенства с целью обеспечения населения широкополосным доступом;

-Необходимо обратить внимание на неподготовленность граждан к цифровому взаимодействию, соответственно с этим провести широкий комплекс мероприятий по обучению населения (особенно граждан пожилого возраста) работе на ПК и в сети Интернет;

- Стоит провести мониторинг и оценку технического оснащения и кадровой готовности органов власти к работе в цифровой среде[3].

Анализ различных подходов к определению понятия информационного общества позволяет сделать вывод, что под информационным

обществом следует понимать общество, основанное на развитой информационной инфраструктуре, в котором главными ценностями выступают информация и знания, а экономические процессы максимально автоматизированы.

Интеграция страны в глобальное информационное общество является задачей, решение которой позволяет обеспечить эффективность ее жизнедеятельности, высокий уровень благосостояния населения, конкурентоспособность на мировом рынке и тому подобное. Способность страны решить эту задачу, воспользоваться преимуществами информационных технологий определяют по многим параметрам, среди которых:

- наличие соответствующей национальной политики, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для развития других инфраструктур общества;

- распространение технологической грамотности, а также наличие средств мониторинга и анализа процессов развития[4].

В целом, если рассматривать содержание данной государственной политики на государственном уровне, можно отметить разнона-правленность развития цифровизации, ее охват, значимость для совершенствования жизни в самых различных аспектах. При этом, следует учитывать и реальные возможности государства проводить адекватную оценку сложившейся ситуации, контролировать достижение всех необходимых показателей, и, своевременно, наиболее точно планировать дальнейшие действия. Стоит уделить внимание региональному неравенству в данной сфере. Поскольку, если мы рассматриваем цифровую трансформацию как переход жизнедеятельности общества на новую ступень развития, все субъекты государства должны достигнуть приблизительно равный уровень внедрения необходимых технологий. Особенно важно

учитывать, как потенциал одного региона, так и отставание другого.

Развитие цифровизации и информационного общества ориентировано на увеличение пользовательской аудитории информационно-коммуникационными технологиями и совершенствование стандартных действий, осуществляемых в различных сферах жизнедеятельности социума. В данной работе много раз был отмечен тот факт, что для использования цифровой платформы в самых различных сферах жизнедеятельности общества и включения государства в глобальное информационное общество, следует проделать огромную организационную и техническую работу.

При постепенном изменении и совершенствовании государственной политики в рассматриваемой сфере, следует обратить особое внимание на подготовку кадров к работе в новом цифровом пространстве и их последующее непрерывное развитие в данном направлении. Постепенно все большую значимость будут приобретать «цифровые компетенции», начнется разработка подходов к приобретению новых знаний и навыков уже с использованием методов цифрового обучения. Однако, на сегодняшний день, при рассмотрении статистики, наблюдается сильная градация возрастной структуры использования современных технологий. Так, уже сейчас следует продумывать и реализовывать действия в политике государства по сокращению данной разности между молодым и пожилым поколениями.

Также, при проведении анализа статистических данных, всегда отмечалось количественное различие пользования ИКТ в городских и сельских поселениях. Поэтому, с течением времени, государство должно быть готово к предоставлению возможностей получения примерно одинаковых, основных знаний работы в новом формате каждому гражданину, то есть, пресекать образование цифрового неравенства по половозрастному или социальному признаку.

Таким образом, государственной политике следует не только направлять субъект Федерации на реализацию уже определенных целей, но и необходимо содержать в себе механизмы, учитывающие его специфические особенности и направленные на решение проблем, присущих данному региону. Органы исполнительной власти федерального и регионального уровней должны взаимодействовать между собой для реализации возможностей совершенствования; быть заинтересованными в совместной работе и достижении наиболее высоких результатов деятельности подобает всем субъектам, осуществляющим данную политику.

В заключение стоит отметить, что государственная политика в современном российском обществе должна обеспечиваться управленческими, организационными и технологическими средствами в соответствии с региональными особенностями. Учет данных моментов будет способствовать повышению эффективности современной системы реализации государственной политики на разных этапах развития государства.

Библиография:

1. Заколдаев Д.А., Ямщиков Р.В., Ямщикова Н.В. Технология блокчейн в России: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 2. - С. 101.

2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

3. Улезько А. В., Жукова М. А. Цифровизация как этап эволюции социально-экономических систем // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2019. № 1 (60).

4. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10.

5. Догузова О.Р., Хадиков А.К. Информационная безопасность в системе национальной безопасности России//В сборнике: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ИНСТИТУТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Владикавказ, 2023. С. 74-76.

References:

1. Zakoldaev D.A., Yamshchikov R.V., Yamshchikova N.V. Blockchain technology in Russia: problems and prospects // Bulletin of the Moscow State Regional University. - 2018. - No. 2. - p. 101.

2. On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 09.05.2017 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. St. 2901.

3. Ulezko A.V., Zhukova M. A. Digitalization as a stage in the evolution of socio-economic systems // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. 2019. № 1 (60).

4. Khalin V. G., Chernova G. V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks // Management consulting.

2018. № 10.

5. Doguzova O.R., Khadikov A.K. Information security in the national security system of Russia//In the collection: HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY AND INSTITUTIONS OF ELECTRONIC DEMOCRACY. MATERIALS OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE. Vladikavkaz, 2023. pp. 74-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.