УДК 378 ББК 74.48
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-330-333 © Е.А. Никитская, 2021
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Екатерина Александровна Никитская,
кандидат педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Е-таП: [email protected]
Аннотация. Актуальность представленной в статье темы обусловлена всеобщим переходом системы образования Российской Федерации в новый формат обучения и воспитания молодежи, и обострением рисков и угроз в интернет-пространстве для несовершеннолетних. В статье рассматривается вопрос об использовании специалистами социальной сферы интернет-пространства в качестве средства профилактики делинквентного поведения, обращается внимание на подготовку специалистов в системе дополнительного образования по проблемам защиты несовершеннолетних от вредоносного медиапространства. Целью статьи является представление рекомендаций специалистам социальной сферы по работе в интернет-пространстве для минимизации таких угроз как экстремизм, суицид, травля и других антисоциальных проявлений. Представленный в статье тематический план для дополнительного образования специалистов социальной сферы также может быть использован в качестве модуля психолого-педагогических дисциплин на этапе обучения в высшей школе.
Ключевые слова: информационная безопасность, специалисты социальной сферы, профилактика, делинквентное поведение, несовершеннолетние.
ENSURING THE INFORMATION SECURITY OF MINORS AND THE PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR AS A NECESSARY COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE
Ekaterina A. Nikitskaya,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The urgency of the topic presented in the article is conditioned by the general transition of the education system of the Russian Federation to the new format of training and education of youth and by the aggravation of risks and threats in the Internet space for minors. The article deals with the use of the Internet space as a means of preventing delinquent behavior by specialists in the social sphere and pays attention to the training of specialists in the system of additional education on the problems of protecting minors from harmful media space. The aim of the article is to give recommendations to specialists of social sphere for work in the Internet space to minimize such threats as extremism, suicide, bullying and other antisocial manifestations. The thematic plan presented in the article for additional education of social sphere specialists can also be used as a module of psychological and pedagogical disciplines at the stage of higher education.
Keywords: information security, social specialists, prevention, delinquent behavior, minors.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Никитская Е.А. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних и профилактика делинквентно-го поведения как необходимая компетенция специалистов социальной сферы. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):330-3.
Проблема информационной безопасности несовершеннолетних и профилактика делинквентного поведения как крайняя степень проявления проблемы становится все более актуальной в сложившихся современных реалиях. В геометрической прогрессии увеличивается количество несовершеннолетних пользователей сети интернет, в целом наблюдается уменьшение возраста детей, включенных в интернет-пространство, возрастает число детей и подростков с проблемами в поведении и неустой-
чивостью психики, что неизбежно находит свое отражение в информационном пространстве Интернета1. Безусловно, в сложившихся обстоятельствах, когда компьютер как техническое устройство укоренился в семьях и как помощник, и как педагог, а
1 Плешаков В.А. Киберсоциализация человека и интегра-тивные тенденции киберпедагогики / В.А. Плешаков // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластени-на. 16-17 сентября 2010 г., М., МПГУ: В 2-х ч. Ч. I. М.: МАНПО, 2010. С. 613-617.
иногда и транслятор ценностей, и воспитатель, всем субъектам профилактики не стоит забывать и о другой стороне компьютера - компьютер как угроза физическому, психическому и духовному здоровью несовершеннолетних.
В связи с этим от специалистов психологов, социальных педагогов, учителей, инспекторов ПДН требуется направлять свои усилия в том числе и на защиту несовершеннолетних от информации, которая причиняет или может причинить вред здоровью и развитию детей и подростков1. Несовершеннолетние в подавляющем большинстве не в полной мере могут распознавать манипулятивные техники при подаче информации, не анализируют достоверность информации, не умеют критически подходить к предлагаемой информационной продукции, не знают даже части опасностей которые их подстерегают в медиапространстве, что в конечном итоге может или приводит к распространению преступлений совершаемых в отношении несовершеннолетних или распространению преступлений совершаемых самими несовершеннолетними в интернет-пространстве.
Решением проблемы делинквентного поведения может стать социально-педагогическая профилактика в медиапространстве через формирование медиаграмотности. В международном праве медиа-грамотность понимается как «грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их учителей в целях позитивного и ответственного использования информационных и коммуникационных технологий и услуг». Обратившись к законодательству Российской Федерации, а именно к ФЗ № 436 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2 мы определяем информационную безопасность детей как
«состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».
Не вызывает сомнения тот факт, что субъектами, обеспечивающими безопасность несовершеннолетних в информационном пространстве должны являться не отдельные специалисты с фрагментарными и разрозненными знаниями, а личности готовые к взаимодействию с различными ведомствами и структурами, личности прошедшие обучение (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) по проблемам защиты несовершеннолетних от вредоносного медиапространства3. Обязательным условием эффективной работы по данному направлению является включение в профилактическую работу родителей или лиц их замещающих, педагогов и самих обучающихся4. Эффективная профилактическая работа может строиться на основании программ и запросов со стороны несовершеннолетних и их родителей. Но прежде, чем формировать программы профилактики делинк-вентного поведения в информационном пространстве, необходимо подготовить специалистов через систему дополнительного образования.
Например, целью реализации такой программы может стать: совершенствование профессиональных компетенций по противодействию вредоносной информации, содержащейся в медиаространстве с которым может столкнуться несовершеннолетний в интернет-среде.
В качестве субъектов обучения могут выступать преподаватели вузов, колледжей и техникумов, учителя школ, педагоги-психологи, социальные педа-гоги5, инспекторы ПДН, заинтересованные проблемой родители6.
1 Тихомиров С.Н. Представления подростков о допустимом и девиантном поведении в рискогенном обществе. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 1. С. 33-37.
2 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_108808/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 19.12.2020).
3 Мудрик А.В. Социокультурные и социально-педагогические вызовы российской социальной сфере на рубеже веков. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 3. 2016. С. 6-9.
4 Пряхина М.В., Душкин А.С. Содержание и основные направления психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 152-160.
5 Золотарева Л.И., Дорошенко О.М. Проблемы изменения системы образования. В сборнике: Сборник статей, тезисов, докладов курсантов и слушателей. М., 2018. С. 15-20.
6 Дорошенко О.М. Реализация полицией полномочий по выявлению и пресечению правонарушений несовершеннолетних. Полицейская и следственная деятельность. № 2, 2016, С. 6-12.
Тема Содержание Примечание При увеличении часов на изучение данной темы возможно включение следующего содержания
Раздел 1. Нормативно-правовые основы информационной безопасности
Тема 1.1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие защиту несовершеннолетних в интернете Основные нормативно-правовые документы, регулирующие информационные правоотношения в РФ. Классификация правовых понятий, используемых в законе о защите детей. Понятия информационной безопасности. Проблемы правового регулирования информационных процессов: сравнительный анализ опыта России и других стран. Преступность несовершеннолетних в сфере оборота компьютерной информации, учета и хранения данных. Анализ уголовно-правовых норм о компьютерных преступлениях и мошенничестве в сфере компьютерной информации.
Раздел 2. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения безопасности несовершеннолетних в интернет-пространстве
Тема 2.1. Специфика психологических особенностей обучающихся разных возрастов цифрового поколения Психология современного поколения детей и подростков как поколения «Digital natives» (цифровые с рождения). Влияние виртуального пространства на развитие познавательной сферы несовершеннолетних. Новообразования личности, связанные с погружением в виртуальную реальность и цифровую среду. Проблемы интернет аддикции у несовершеннолетних: профилактика, коррекция, ресоциализация. Кибербуллинг и другие формы травли: исключение, домогательство, аутинг, киберсталкинг, фрейпинг, поддельные профили, диссинг, обман, тролинг, кетфишинг.
Тема 2.2. Формирование психологической безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве Психологическая безопасность обучающегося в информационном пространстве как новая задача образования. Психологическая безопасность как комплексное состояние, характеризующее уровень психологического благополучия. Методики и технологии работы по формированию психологической безопасности обучающегося в пространстве Интернет и противостояние деструктивным явлениям.
Раздел 3. Медийно-информационное образование как профилактика угроз в интернет пространстве
Тема 3.1. Медийно-информационная грамотность (МИГ) как одна из ключевых компетенций специалиста Медийно-информационная грамотность как результат медиаобразования. Понятие «медийно-информационная грамотность»: структура и содержание. Критерии и индикаторы медийно-информационной грамотности. Рекомендации по профилактике негативных сторон коммуникации в виртуальной среде.
Тема 3.2. Роль медийно-информационной грамотности в обеспечении общего и высшего образования Медиаобразование школьника и студента в условиях современной системы образования. Интегрирование медиаобразования в учебно-воспитательный процесс школы, вуза, колледжа и других организаций. Комплексное развитие медиаобразования и правового просвещения в современной образовательной организации. Взаимодействие семьи, образовательной организации и иных ведомств в процессе формирования медиаинформационной грамотности несовершеннолетнего1.
Тема 3.3. Медиаобразователь-ные технологии в профилактике угроз интернет-пространства Медиаобразовательные технологии: цели, содержание, форматы, способы реализации. Использование медиаобразовательных технологий с точки зрения профилактики угроз интернет-пространства.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация Зачет Тестирование/проект
1 Дорошенко О.М., Нижниченко Н.Б. Взаимодействие социального педагога и инспектора ПДН как компонент системы субъектов профилактики. В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. Сборник статей. Под ред. О.М. Дорошенко, Н.Б. Нижниченко, Е.А. Никитской. М., 2020. С. 25-29.
Исходя из того, что семья не всегда может адекватно оценить риски, которые возникают в результате свободного использования современных информационно-коммуникационных технологий (прежде всего Интернет) на помощь им могут прийти подготовленные специалисты, которые будут решать задачи по развитию и формированию информационной культуры; организации просветительской и профилактической работы с родителями; формированию компетенций в области информационной безопасности несовершеннолетних, активно использующих Интернет и др.1. Особое внимание специалистам (особенно сотрудникам полиции, инспекторам ПДН) следует обращать на вновь появляющиеся и стремительно развивающиеся угрозы, например, рост числа сайтов с информацией о суицидах и способах покончить с жизнью; форумов потенциальных самоубийц; появление экстремистскх и террористических сайтов, разжигающих национализм, фашизм, шовинизм и национальную рознь и неприязнь; развитие сайтов порнографической направленности и др.2.
Решение проблемы профилактики делинквент-ного поведения несовершеннолетних и их безопасности в информационном пространстве возможно при комплексной длительной (не менее 3 лет) работы. Предлагаем ориентировочный план и направления, по которым можно осуществлять профилактическую работу.
1. Использование организационно-правовых механизмов защиты несовершеннолетних от вредоносной информации.
- Разработка и реализации программы по обеспечению информационной безопасности детей;
- Разработка и внедрение внеурочных занятий «Правила безопасной работы в Интернете», разработка методических рекомендаций для педагогов по реализации данной дисциплины;
1 Солдатова Г.У, Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
2 Простокишина Ю.А., Дорошенко О.М. Проблемные во-
просы профилактики правонарушений несовершеннолетних. В сборнике: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. сборник материалов. Воронежский институт МВД России. 2015. С. 313-314.
- Реализация возможности обучения на курсах повышения квалификации для специалистов по проблемам безопасного поведения в Интернете;
- Реализация возможности для родителей посещения информационного курса по проблемам защиты от вредоносной информации;
- Проведение регулярных родительских собраний в форме тренингов по безопасности детей в сети Интернет;
- Применение административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты несовершеннолетних от вредной информации в местах доступных для детей в условиях образовательной организации3.
2. Профилактика у несовершеннолетних интернет-зависимости, делинквентного и/или деви-антного поведения с использованием интернет-технологий, формирование навыков ответственного поведения в информационном пространстве:
- Медиауроки «Информационная безопасность»;
- Неделя профилактических и воспитательных мероприятий, посвященных безопасности в интернете;
- Организация и проведение ежегодного «Дня безопасного интернета»;
- Участие в конкурсе сайтов «Позитивный контент»;
- Участие в обучающих межведомственных семинарах-тренингах по защите несовершеннолетних от деструктивной информации в интернете.
3. Информационное просвещение граждан о возможности защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.
- Проведение лекториев, тренингов, конференций и др. с применение технологий дистанционного обучения для субъектов профилактики;
- Информирование через сайты, социальные сети, электронные почты о проблемах информационной безопасности.
3 Базулина А.А., Дорошенко О.М. Научно-исследовательская деятельность курсантов (слушателей) отдельных направлений подготовки в свете федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 3. С. 62-64.