Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности внешнеэкономической сферы в Российской Федерации'

Обеспечение экономической безопасности внешнеэкономической сферы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1190
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC MANAGEMENT / EXTERNAL ACTIVITIES / STATE REGULATION / PUBLIC POLICY / DIGITIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янковская Елизавета Сергеевна

В статье представлен сравнительный анализ структуры и содержания систем обеспечения экономической безопасности Российской Федерациии сферы в нешнеэкономической деятельности. Определены ключевые соотношения и связи между структурными элементами этих систем и показана их значимость для обеспечения экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ECONOMIC SECURITY OF FOREIGN ECONOMIC SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents a comparative analysis of the structure and content of systems for ensuring the economic security of the Russian Federation and the sphere of foreign economic activity. Key relationships and linkages between the building blocks of these systems have been identified and their relevance to economic security demonstrated

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности внешнеэкономической сферы в Российской Федерации»

УДК 338.24

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Янковская Елизавета Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры управления, к.э.н., e-mail: Liza30ys@gmail.com

В статье представлен сравнительный анализ структуры и содержания систем обеспечения экономической безопасности Российской Федерации исферывнешнеэкономической деятельности. Определены ключевые соотношения и связи между структурными элементами этих систем и показана их значимость для обеспечения экономической безопасности

Ключевые слова: экономическая безопасность; управление экономикой; внешнеэкономическая деятельность; государственное регулирование; государственная политика; цифровизация

ENSURING ECONOMIC SECURITY OF FOREIGN ECONOMIC SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Iankovskaia Elizaveta S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Management, PhD, e-mail: Liza30ys@gmail.com

The article presents a comparative analysis of the structure and content of systems for ensuring the economic security of the Russian Federation and the sphere of foreign economic activity. Key relationships and linkages between the building blocks of these systems have been identified and their relevance to economic security demonstrated

Keywords: economic security; economic management; external activities; State regulation; public policy; digitization

Для цитирования: Янковская Е.С. Обеспечение экономической безопасности внешнеэкономической сферы в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 83-87.

Экономическая безопасность внешнеэкономической сферы, наряду с энергетической безопасностью, продовольственной и другими видами, составляет один из важнейших аспектов экономической безопасности страны. Обеспечение экономической безопасности в Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года) определяется в п. 7, ст. 7 как реализация органами власти всех уровней и институтами гражданского общества комплекса мер по противодействию вызовам и угрозам экономической безопасности и защите национальных интересов России [1]. В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, в частности, раскрываются вопросы экономической безопасности в отдельных сферах общественной жизни и в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в том числе.

В данной статье решается задача определения специфики обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере, включая вопросы о принципах обеспечения безопасности, о вызовах и угрозах безопасности, о государственной политике, о механизмах и инструментах ее реализации. Особый акцент автором сделан на вопросе соотношений и взаимосвязей этих составляющих. Полученные на основе проведенного анализа выводы могут оказаться полезными при выработке и реализации стратегии

обеспечения экономической безопасности в сфере ВЭД на ведомственном, региональном, федеральном уровнях.

Для более полного раскрытия значимости данной темы необходимо предварительно показать роль безопасности ВЭД в единой системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Рядом авторов опубликованы предлагаемые ими схемы, раскрывающие структуру системы обеспечения экономической безопасности России, например, И.В. Андроновой и Н.П. Русаковым [2], С.Н. Митяковым [3], И.В. Фирсовым [4]. В предложенных источниках предлагается рассматривать данные вопросы на одном из уровней «классического варианта» разделения системы обеспечения экономической безопасности: государство, предприятие, личность. Данный подход можно найти в научных статьях, например Е.С. Янковской [6], и в учебных изданиях К.В. Алябьева, В.В. Ковар-да [7] или у В.К. Сенчагова [8]. Так, Е.С. Митяковым дан и обоснован состав системы обеспечения экономической безопасности с точки зрения ее инструментальной структуры [9].

Автор статьи предлагает уточненный вариант схемы, построенной по принципу логико-хронологической связи элементов системы. На схеме (см. рисунок) наглядно видно, что экономическая безопасность страны обеспечивается сложным комплексом (системой) объектов и институтов, связей и отношений, процессов и состояний, инструментов и механизмов.

> «

H

А

>

сг X

Е

hi

Я ^

О Е

п о

Cd ^

hi М

hi X X

о

s« Э

КО X

ОМИ

s «

s

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1

Вызовы и угрозы, факторы и условия экономической безопасности Стратегия экономической безопасности, государственная политика в области обеспечения экономической безопасности

Стратегические цели социально-экономического развития страны

Система управления рисками.

Меры, инструменты, механизмы противодействия рискам

*

Деятельность органов власти и институтов гражданского общества по реализации мер в области обеспечения экономической безопасности 1

Результаты функционирования системы обеспечения экономической безопасности: экономический суверенитет, устойчивость и динамизм социально-экономического развития, рост уровня и качества жизни населения

Система обеспечения экономической безопасности РФ

Рассмотрим структуру и содержание представленной на схеме системы обеспечения экономической безопасности. В качестве исходного и определяющего элемента системы выступают основные принципы обеспечения безопасности*. Особая значимость принципов подтверждается тем, что их перечень установлен Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 06.02.2020) (далее - ФЗ № 390 «О безопасности») [10]. Состав этих принципов следующий:

- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности;

- приоритет предупредительных мер;

- взаимодействие субъектов обеспечении безопасности.

Существует прямая и опосредованная связь между всеми структурными элементами предлагаемой автором статьи схематически представленной модели системы обеспечения экономической безопасности. Так, опираясь на принципы обеспечения безопасности и с учетом стратегических целей, а также факторов, условий, угроз экономической

* Термин «обеспечение экономической безопасности» здесь использован в более широком понимании, чем интерпретации смысла аналогичных терминов в нормативно-правовых документах. В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [11, ст. 6, п. 4] понятие «обеспечение национальной безопасности» определяется как реализация органами власти и институтами гражданского общества комплекса мер по противодействию угрозам национальной безопасности и удовлетворению национальных интересов.

безопасности Совет Безопасности РФ формирует государственную политику в области обеспечения экономической безопасности; основные направления государственной политики определяет Президент РФ.

Содержание государственной политики и иные ключевые положения в области обеспечения экономической безопасности излагаются в документе стратегического планирования, утверждаемом указом Президента РФ - Стратегии экономической безопасности РФ на долгосрочную перспективу. В настоящее время решаются задачи второго этапа реализации Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года [1].

В целях оценки ситуации, выявления угроз ивыработкиуправленческихрешенийповопросам экономической безопасности Правительство РФ формирует специальную структуру - «систему управления рисками» - и определяет регламент ее взаимодействия с субъектами реализации мер государственной политики в области обеспечения безопасности [1, ст. 24, 26]. Разрабатываются методики и механизмы таких действий, как решение организационных вопросов и проблем финансирования, мониторинг и прогнозирование ситуации, порядок и механизмы реализации мер по предупреждению и противодействию рискам и другие.

Реализация политики в области экономической безопасности достигается согласованными действиями органов власти всех уровней и институтов гражданского общества с использованием политических, правовых, социальных, экономических, информационных и иных мер противодействия рискам. Результатом этой деятельности является состояние защищенности национальных интересов России в экономической сфере.

В данной общей системе обеспечения экономической безопасности страны интегрированы многочисленные частные подсистемы и обеспечение экономической безопасности, включая сферу ВЭД.

Особенности обеспечения экономической безопасности сферы ВЭД определяются как собственно спецификой данной области деятельности, так и взаимодействием нескольких систем обеспечения безопасности - государств, контрагентов и международной системы обеспечения безопасности.

Специфика факторов и условий деятельности в сфере ВЭД, проявляется в следующем:

- структура хозяйственных отношений диффе-ренцируетсянетолькопотоварнойструктуреэкспор-та/импорта, но и по составу стран-контрагентов;

- в сравнении с хозяйственной деятельностью в пределах территории одной страны условия внешнеэкономической деятельности усложняются за счет действия геополитических факторов;

- в современных условиях для России существенно обостряются проблемы обеспечения экономической безопасности при осуществлении ВЭД в связи с нарушением рядом государств норм международного права. Распространившиеся в международной практике «санкционные войны» нарушают сбалансированность международного разделения труда, деформируют направления и механизмы международных торгово-экономических связей, повышают неустойчивость и неопределенность рыночной конъюнктуры;

- особенностью государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере ВЭД является совмещение двух направлений взаимодействия - на межгосударственном уровне и на уровне «государство - бизнес». Таким образом, при обеспечении безопасности в сфере ВЭД в комплексе средств противодействия рискам возрастает роль политических мер.

Природа внешнеэкономической деятельности предопределяет особенности содержания основных структурных элементов системы обеспечения экономической безопасности в сфере ВЭД. Исходная составляющая - принципы, сформулированные в ФЗ № 390 «О безопасности» [10], имеют универсальный характер, но возможности их соблюдения специфичны в сфере ВЭД. Так, грубейшим нарушением норм международного права является введение рядом стран экономических санкций против России, реагировать на которые возможно лишь введением ответных санкций.

Условия и возможности соблюдения базовых принципов обеспечения экономической безопасности в сфере ВЭД существенно меняются в связи со стремительно развивающимся процессом всеобщей цифровизации. Появляются новые инструменты управления рисками и одновременно возникают, как известно, новые вызовы и угрозы экономической безопасности.

Помимо базовых принципов обеспечения экономической безопасности, в сфере ВЭД должна

соблюдаться особая, распространяющаяся только на данную сферу экономики, группа принципов. По мнению автора, ей соответствуют «основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности», сформулированные в ст. 4 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»* (далее ФЗ № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а там же, в ст. 27, определены «специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры», которые являются средствами обеспечения безопасности внешнеторговой деятельности и могут рассматриваться также в качестве принципов обеспечения безопасности [12].

Перечень установленных ст. 4 ФЗ № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» принципов внешнеторговой деятельности включает в себя: защиту прав и законных интересов участников ВЭД (аналог первого базового принципа по ФЗ № 390 «О безопасности»); равенство и недискриминацию участников ВЭД, их право на обжалование незаконных действий государственных органов; взаимность в отношении другого государства; выполнение обязательств РФ по международным договорам; гласность, обоснованность, без неоправданной обременительности, объективность мер государственного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеторговую деятельность; обеспечение обороны и безопасности государства; единство методов и системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Соблюдение этих принципов (в комплексе с пятью базовыми принципами по ФЗ № 390 «О безопасности») должно способствовать эффективному функционированию сферы ВЭД и, соответственно, - обеспечивать ее безопасность.

Следует отметить, что принципы внешнеторговой деятельности (они же могут рассматриваться как принципы обеспечения экономической безопасности) охватывают торгово-экономические отношения двух уровней - межгосударственные и «государство - бизнес». Примером принципов, действующих на межгосударственном уровне может служить принцип: «взаимность в отношении другого государства (группы государств)» [12]. На меж-страновом уровне устанавливаются двусторонние и многосторонние договорные отношения, проводятся международные форумы, конференции, где должны соблюдаться принципы обеспечения безопасности межстранового уровня.

На уровне «государство - бизнес» действует, например, принцип «защита государством прав

* Положения данного федерального закона распространяются не на внешнеэкономическую деятельность в целом, а только на внешнеторговые операции, на долю которых приходится подавляющая часть общего объема внешнеэкономической деятельности.

и законных интересов участников внешнеторговой деятельности...» [12]. На данном уровне государство осуществляет меры таможенного, налогового, валютного регулирования, реализует меры по развитию инфраструктуры ВЭД по обеспечению правопорядка, по борьбе с экономической преступностью в сфере ВЭД (контрабанда товаров, таможенные преступления и т.п.), когда должны соблюдаться специфические принципы обеспечения экономической безопасности.

В условиях построения в России информационного общества перечень принципов обеспечения безопасности ВЭД расширяется. В ст. 44, 45 Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» названы обязательные принципы и условия сотрудничества российских организаций с иностранными: «защита интересов и безопасности российских участников электронной торговли осуществляется с учетом соблюдения требований идентификации используемых документов», «осуществление расчетов между участниками электронной торговли через российскую платежную систему», «сотрудничество российских и иностранных организаций в сфере цифровой экономики не предполагает оказания на территории РФ финансовых услуг иностранными организациями» [13] и т.д.

Как определено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (ст. 42, пп. в, г), в условиях цифровой экономики произойдет «увеличение за счет новых технологий объема несырьевого российского экспорта», «повысится конкурентоспособность отечественных высокотехнологичных организаций на международном рынке» [13]. Такие тенденции не могут не повысить уровень экономической безопасности сферы ВЭД.

В своей совокупности комплекс принципов обеспечения безопасности ВЭД направлен на защиту прав, безопасности и интересов по следующим трем основным направлениям: защита национальных интересов и безопасности РФ; регулирование вопросов безопасности в отношении российских юридических и физических лиц - участников ВЭД; регулирование вопросов безопасности в отношении зарубежных юридических и физических лиц -участников ВЭД.

Рассмотренные принципы обеспечения экономической безопасности ВЭД лежат в основе формирования государственной политики в данной области, определения комплекса мер и механизмов ее реализации. При этом не могут также не учитываться цели развития ВЭД и факторы, условия, вызовы и угрозы в данной сфере хозяйственной деятельности.

В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года представлен перечень вызовов и угроз экономической безопасности России (ст. 12). В числе этих вызовов и угроз 12 относятся

к сфере ВЭД: среди них лишь 4 - внутренние, остальные 8 являются внешними, противодействовать которым особенно трудно [1].

Внешними угрозами безопасности ВЭД являются: усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и конъюнктурных колебаний на мировых рынках; нарастание конфликтов разного рода в зонах экономических интересов России; нарастание международной конкуренции за кадры высшей квалификации; неблагоприятные для России сдвиги в конъюнктуре мирового рынка энергоносителей; возникновение и функционирование ряда международных экономических объединений без участия РФ; использование развитыми странами информационных технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции; применение рядом стран дискриминационных мер в торгово-экономических отношениях с Россией.

Целями (направлениями) государственной политики в области ВЭД, как указано в ст. 21 Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, являются «повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики» [1]. Их условно можно рассматривать одновременно в качестве целей политики обеспечения безопасности ВЭД. В рамках этих целей должны решаться следующие задачи:

- выстраивание международно-правовой системы экономических взаимоотношений, соответствующей национальным интересам России;

- активизация взаимодействий России с международными экономическими организациями (СНР, ЕАЭС, БРИКС и другими организациями);

- государственное регулирование внешнеторговой деятельности, направленное на расширение номенклатуры и рост объемов экспорта несырьевых товаров, развитие рыночной инфраструктуры для продвижения на зарубежные рынки;

- содействие деятельности российских участников ВЭД (в трансфере передовых технологий, участии в международной экономической кооперации) и оказание им правовой консультативной поддержки.

В области ВЭД представлен специфический комплекс мер, инструментов и механизмов, необходимых для реализации государственной политики по обеспечению экономической безопасности, и особый состав субъектов данного процесса.

Особое место в системах обеспечения экономической безопасности занимает информационно-аналитическое сопровождение. Заслуживает внимания предложенная Е.С. Митяевым система индикаторов (показателей) экономической безопасности*, состоящая из пяти блоков, часть из которых характеризует внешнеэкономическую безопасность [9, с. 42].

* В качестве исходного перечня показателей Е.С. Митяковым использована информация, представленная в публикации С.Н. Митякова [3].

К числу основных инструментов и механизмов регулирования внешнеторговой деятельности относятся: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения, меры экономического и административного характера, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности. Принципиальной особенностью этих инструментов и механизмов, отличающей их от инструментов и механизмов в других сферах экономики, является ориентация на контрольные функции, порядок реализации которых детально прописан в соответствующих нормативных актах.

Конкретный круг полномочий в области внешнеторговой деятельности законодательно установлен для Президента и Правительства РФ, для уполномоченного федерального органа исполнительной власти с правом регулирования внешнеторговой деятельности, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, таможенных органов.

В России действует принятая в 2014 г. государственная программа - «Развитие внешнеэкономической деятельности» [14]. АО «Российский экспортный центр», Государственный Российский экспортно-импортный банк, «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» реализуют меры по поддержке экспорта. Государственная корпорация «ВЭБ.РУ» координирует деятельность организаций и институтов развития и поддержки экспорта.

Автором статьи были рассмотрены две системы обеспечения экономической безопасности: обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и частная система (подсистема) - обеспечение экономической безопасности в сфере ВЭД. На основе проведенного анализа этих систем сделаны следующие выводы:

- две системы сходны по своей структуре, однако частная система отличается локализацией каждого структурного элемента;

- в обеих многоуровневых системах имеет место и прямая, и опосредованная связь элементов разных уровней, что обеспечивает единство и целостность системы;

- по мере перехода к каждому последующему уровню в рамках системы меняются свойства элементов в направлении их большей изменчивости и вариабельности. Например, принципы обеспечения безопасности жестко заданы и закреплены в федеральных законах. Механизмы и инструменты, применяемые в ходе реализации мер по обеспечению безопасности, устанавливаются, как правило, подзаконными нормативными актами.

Учет этих особенностей систем обеспечения экономической безопасности необходим для достижения согласованности, координации, результативности функционирования этих систем и реализации стратегических целей в области экономической безопасности.

Библиографический список:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 05.03.2020).

2. Андронова И.В., Гусаков Н.П. Концептуальные подходы к разработке новой стратегии экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 46. С. 2-14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Митяков С.Н. Новая система индикаторов экономической безопасности России // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: матер. V междунар. Научн.-практ. Конф. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2016. С. 123-148.

4. Фирсов И.В. Методологические основы принятия решений в системе обеспечения экономической безопасности в современных условиях, проблемы и пути их решения // Безопасность бизнеса. Издательская группа «Юрист». № 3. 2016. С. 3-8.

5. Коробейникова Е.В., Садыкова Л.М. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 215-218.

6. Янковская Е.С. Система национальной безопасности и международная миграция // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014. № 4 (25). С. 79-84.

7. Экономическая безопасность: учебное пособие / К.В. Алябьева, В.В. Коварда. СПб: ИЦ «Интермедия». 2019.

8. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М: Дело. 2005.

9. Митяков Е.С. Развитие методологии и инструментов мониторинга экономической безопасности регионов России: Дисс. ... д.э.н. Нижний Новгород. 2018. С. 360.

10. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 06.02.2020). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 06.03.2020).

11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 06.03.2020).

12. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 01.05.2019). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 06.03.2020).

13. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 06.03.2020).

14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 330 (ред. от 28.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162174/ (дата обращения: 06.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.