0 ПРЕДПОСЫЛКАХ
И МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ДО 2030 ГОДА
ABOUT PREREQUISITES AND MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA TILL 2030
УДК 338.2
DOI: 10.25631/PEJ.2019.3.16.23
1 ■ W а ЯНКОВСКАЯ Елизавета Сергеевна
доцент кафедры управления Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, [email protected]
YANKOVSKAYA, Elizaveta Sergeevna
Associate Professor at the Management Department, Saint Petersburg Branch named after V. B. Bobkov of the Russian Customs Academy, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
Аннотация.
В качестве основной проблемы экономической безопасности России автор определяет синергетический эффект комплекса внутренних и внешних угроз. Предложена схема построения многомерной классификации механизмов обеспечения экономической безопасности, в которой можно использовать следующие классификационные признаки: категория субъекта, применяющего соответствующий механизм; предметное содержание механизма; инструментальная основа механизма. В оценке перспектив достижения целей Стратегии экономической безопасности Российской Федерации следует применить комплексный подход. Необходимо опираться на систему национальных макроэкономических показателей, на материалы международных рейтингов и результаты научных исследований проблемы экономической и национальной безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия, внутренние угрозы, внешние угрозы, управление рисками, международные рейтинги, государственная политика.
Abstract.
The author defines the synergetic effect of the series of internal and external threats as the main problem of economic security of Russia. The paper presents a scheme
© Янковская Е. С., 2019.
for constructing a multidimensional classification of mechanisms for ensuring economic security, in which the following classification features can be used: the category of the subject applying the appropriate mechanism; the subject content of the mechanism; the instrumental basis of the mechanism. An integrated approach should be taken in assessing the prospects for achieving the goals of the economic security Strategy of the Russian Federation. It is necessary to rely on the system of national macroeconomic indicators, on the materials of international ratings and the results of scientific research on the problem of economic and national security.
Key words: economic security, strategy, internal threats, external threats, risk management, international ratings, public policy.
Одним из основополагающих условий обеспечения России статуса равноправного участника мировой экономической системы является создание такой модели государственного управления, которая способна оперативно и адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы и угрозы, формировать и реализовывать долгосрочную стратегию социально-экономического развития и обеспечения безопасности.
В системе управления национальной экономикой органы государственной власти как субъекты управления выполняют комплекс функций, среди которых одной из важнейших является обеспечение национальной и экономической безопасности. Эффективность деятельности в области обеспечения экономической безопасности обусловлена такими факторами, как качество и сбалансированность инфраструктурного комплекса, обоснованность и гибкость в принятии решений и использовании организационных механизмов управления.
Важным шагом в обеспечении экономической безопасности в России является принятие в 2017 г. Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (далее Стратегия) [1]. Прошло два года с момента принятия данного документа, что может служить поводом для оценки первых итогов действия Стратегии и оценки перспектив на будущее. С учетом этого основными целями
статьи являются выявление ключевых проблем обеспечения экономической безопасности РФ, анализ механизмов реализации Стратегии, оценка перспектив достижения целей Стратегии.
В Стратегии определены цель и ожидаемые итоги деятельности по обеспечению экономической безопасности - «противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности, защита национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере; обеспечение экономического суверенитета РФ и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения» [1].
Таким образом, главной целью обеспечения безопасности социально-экономической системы является предотвращение и минимизация угроз ее устойчивому и эффективному функционированию в текущем режиме и на долгосрочную перспективу. Объектами обеспечения экономической безопасности выступают народнохозяйственный комплекс страны и экономические институты. Основные проблемы и угрозы безопасности экономических институтов в России заключаются в их недостаточной стабильности, в несбалансированности формальных и неформальных экономических институтов.
Обязательным условием результативности деятельности по обеспечению экономической безопасности является ее информационно-аналитическое сопровождение и, прежде всего, -идентификация и оценка вызовов и угроз экономической безопасности. В ст. 12 Стратегии названы 25 основных вызовов и угроз экономической безопасности РФ. В аналитических целях могут быть применены их классификации по целому ряду признаков. Наиболее значимым, по мнению автора, является разграничение внутренних и внешних вызовов, рисков, угроз. Они требуют разного подхода в деятельности по управлению рисками, так как:
1) внутренние вызовы и угрозы являются наиболее многочисленными и разнообразными;
2) только внутренние риски и угрозы поддаются, как правило, целенаправленному регулированию;
3) минимизация внутренних рисков является важной предпосылкой снижения чувствительности экономики по отношению к внешним рискам.
Среди 25 отмеченных в Стратегии вызовов и угроз восемь могут быть отнесены к внешним и 17 - к внутренним. Внешние вызовы и угрозы, в свою очередь, можно подразделить на две группы: 1) преобладающие в структуре внешних вызовов и угроз неблагоприятные для России условия внешней среды, например, структурные дисбалансы мировой экономики, нестабильность мировой рыночной конъюнктуры и др.; 2) недоброжелательные, дискриминационные действия со стороны зарубежных стран и их интеграционных объединений, такие, как санкции, недобросовестная конкуренция и др.
Внутренние вызовы и угрозы экономической безопасности России, названные в Стратегии, охватывают практически все ключевые структурные компоненты общественной системы:
• состояние экономики в целом - исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, низкие темпы экономического роста, значительная доля теневой экономики и др.;
• финансовая система - несбалансированность национальной бюджетной системы,
ограниченность доступа к долгосрочным финансовым ресурсам и др.;
• научно-технологическая сфера - отставание в области разработки и внедрения новых перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и др.;
• система управления и нормативно-правовое регулирование - недостаточно эффективное государственное управление; неэффективная защита прав собственности и др.;
• социальная сфера - усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества и доступности образования и медицинской помощи, снижение качества человеческого потенциала и др.
Каждая конкретная внутренняя угроза (вызов) сама по себе является весьма умеренной с точки зрения ее негативного влияния на уровень экономической безопасности, что может вести к недооценке степени опасности. Но существует синергетический эффект действия комплекса угроз, который делает преодоление комплекса трудноразрешимой задачей. Это означает, что реализация Стратегии является для России жизненно важной, но возможна она лишь при условии одновременного достижения целей по всему комплексу государственных программ. Один из способов оценки степени реальности такой перспективы - обращение к системе макроэкономических показателей.
В Стратегии определены восемь направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, представлен перечень задач по реализации каждого направления, указаны основные задачи системы управления рисками и комплекс показателей для мониторинга состояния экономической безопасности. В контексте данной статьи особый интерес представляет раздел V Стратегии - «Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии». Представляется возможным, опираясь на содержащуюся в данном разделе информацию, предложить схему построения многомерной классификации механизмов реализации Стратегии (таблица 1). В ней использованы три классификационных признака: категория субъекта, применяющего соответствующий
Таблица 1
Классификация механизмов реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации
Субъекты использования механизмов Механизмы по предметному содержанию Инструментальная основа механизма
Организационная Нормативно-правовая Методическая
Органы власти (государственные, муниципальные) Политические
Социально-экономические
Информационные
Иные
Субъекты хозяйственной * деятельности Политические
Социально-экономические
Информационные
Иные
* Государственные корпорации, компании с преобладающим участием государства и иные организации с государственным участием.
механизм; предметное содержание механизма; инструментальная основа механизма.
Предложенная классификационная схема дана в общем виде и определяет, прежде всего, возможный принцип систематизации механизмов реализации Стратегии. При ее практическом применении может потребоваться дальнейшая детализация градаций классификационных признаков. Например, предусмотренный ст. 37 Стратегии ключевой механизм обеспечения реализации Стратегии - «ежегодный доклад Президенту РФ о состоянии экономической безопасности РФ и мерах по ее укреплению», представляемый Правительством РФ - идентифицируется по первому признаку как «Высшие органы власти РФ», по второму признаку - «специальная информация»; по третьему признаку - «организационно-управленческий».
Чтобы оценить результативность и ожидаемые перспективы процесса реализации Стра-
тегии, следует обратиться к рассмотрению состояния действующих механизмов реализации Стратегии и анализу динамики соответствующих проблеме экономической безопасности макроэкономических показателей.
На федеральном уровне в качестве наиболее значимого мероприятия может быть отмечено следующее. К апрелю 2019 г. Министерством экономического развития РФ разработан проект распоряжения министерства об утверждении паспорта показателей экономической безопасности РФ. За основу принята представленная в ст. 27 Стратегии система показателей состояния экономической безопасности. По каждому из 40 показателей данной системы определено его целевое значение к 2030 году и критическое (пороговое, предельно допустимое с точки зрения экономической безопасности) значение (в таблице 2 приведена информация по некоторым показателям).
Таблица 2
Основные макроэкономические показатели состояния экономической безопасности Российской Федерации [9; 10]
Показатель 2017, факти- 2030, Целевое Пороговое значение
чески значение
Прирост ВВП, % 1,5 4,9 1,5
ВВП на душу населения, по паритету покупательной способности, тыс. долл. США 28 30 20
Доля ВВП РФ в мировом ВВП, % 3,2 3,5 2,5
Прирост производительности труда, % 1,9 6,5 0,0
Прирост объема промышленного производства, % 2,0 6,5 0,0
Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП 21 25 16
Уровень инфляции, % 2,5 4 13
Объем внутреннего государственного долга РФ, в % к ВВП 5 38
Объем внешнего государственного долга РФ, в % к ВВП 2,5 10
Чистый вывоз капитала, в % к объему экспорта товаров 0 25
и услуг
Дефицит федерального бюджета, в % к объему ВВП 1,4 2,1
Нефтегазовый дефицит федерального бюджета, в % к объему ВВП 7,9 7,7
Прирост экспорта и импорта, % 6 2
Сальдо торгового баланса, в % к внешнеторговому обороту 8 2
Доля населения с доходами ниже прожиточного 13,2 9 29
минимума, %
Децильный коэффициент доходов, раз 15,5 10 17
Прирост объема розничной торговли, % 3,5 0,0
Преступлений в сфере экономики на 10000 человек трудоспособного населения 5 20
Оценивая материалы таблицы 2, можно сделать преимущественно позитивные выводы: а) ситуация на момент старта действия Стратегии уже была достаточно благополучной, так как основные макроэкономические показатели не выходили за пределы безопасной зоны значений; б) не вызывает сомнений достижимость запланированных на 2030 г. значений основных индикаторов, поскольку они, как правило, достаточно близки к стартовым
уровням. Но такой подход к оценке является крайне ограниченным и должен сочетаться с иными приемами оценок.
Народнохозяйственный комплекс страны является открытой системой, соответственно, нельзя не принимать во внимание факторы внешней среды и статус России в мировом сообществе. В таблице 3 показано место России в современном мире, определяемое по ряду международных рейтингов [2].
Таблица 3
Место России и США в важнейших международных рейтингах [2; 11]
Наименование рейтинга Место России Место США Год Число стран в рейтинге
Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) 43 1 2018 140
Индекс социального прогресса (The Social Progress Index) 60 25 2018 146
Объем ВВП (Gross Domestic Product) 11 1 2018 194
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) 45 16 2017 176
Объем прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investment) 17 1 2018 197
Индекс эффективности национальных систем образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment) 34 1 2016 50
Численность населения (World Population) 9 3 2018 195
Индекс верховенства закона (The Rule of Law Index) 89 19 2017 113
Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) 49 13 2018 189
Валовой национальный доход на душу населения (Gross National Income) 67 8 2018 194
Всемирный индекс счастья (The Happi Planet Index) 116 106 2016 140
Индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index) 116 36 2018 191
Наиболее высокие значения наблюдаются по рейтингам, зависимым, прежде всего, от размеров государства (численность населения, объем ВВП, объем иностранных инвестиций). По ним Россия входит в первую десятку или первую двадцатку стран мира. По 9 качественным индикаторам имеет место большой разброс значений при сохранении в целом уровня, который существенно ниже, чем в экономически развитых странах.
В наибольшей степени благополучным является индекс эффективности образования (34-е место). Россия примерно на 40-м месте по таким важнейшим характеристикам, как
глобальная конкурентоспособность и развитие информационно-коммуникационных технологий. Крайне неблагоприятная ситуация обнаруживается по показателям продолжительности жизни, состояния правового поля и глобального индекса счастья. Но это не является спецификой только российской действительности. В США также для этих индикаторов характерны менее благоприятные значения рейтингов. Причины этого вполне объяснимы. Чем выше экономический и социально-культурный уровень общества, тем у населения более жесткие критерии оценки состояния «счастья», тем сильнее негативное влияние на
продолжительность жизни таких факторов, как хронические стрессы и перегрузки, связанные с профессиональной деятельностью, тем чаще в силу усложнения и ужесточения конкурентной среды возникают отклонения от соблюдения правовых норм, притом зачастую в завуалированных и особо изощренных формах.
В исследование проблем экономической и национальной безопасности значительный вклад вносят российские ученые [3; 4; 5; 6]. Признавая особую ценность коллективно выработанных суждений (с участием авторитетных ведущих ученых и специалистов), обратимся к итоговому документу Сенчаговских чтений 2018 г. [7]. В Резолюции данной международной научно-практической конференции в предельно сжатой форме отмечены наиболее опасные внешние и внутренние риски и угрозы для экономики России:
• резкое ухудшение внешнеэкономических условий (неэффективное позиционирование России в новой конфигурации многополярного мира; ограничение контроля над оборотом национального рынка из-за значительного участия иностранных компаний в обороте наличных денег);
• значительные базовые внутренние риски и угрозы (технологическое отставание; недостаточная координация стратегического управления; слабость механизмов взаимодействия фискального и монетарного регулирования; социальные проблемы - социальное неравенство, недостаточность внутреннего спроса как фактора экономического роста; низкая эффективность территориальной организации экономики; коррупция и криминализация экономики).
В Резолюции Сенчаговских чтений определены основные сферы, в первоочередном порядке требующие реализации мер по обеспечению экономической безопасности: геополитическая; стратегическое планирование и управление; социальная; финансовая, промышленная; мониторинговая.
Обобщая рассмотренную выше информацию о предпосылках и механизмах реализации Стратегии, в качестве наиболее значимых можно выделить следующие требующие своего решения вопросы:
• по истечении двух лет с момента принятия Стратегии официально еще не утверждены целевые значения показателей экономической безопасности на 2030 год и их пороговые значения;
• не сформирован и официально не принят перечень механизмов и инструментов реализации Стратегии;
• не разработан единый порядок взаимодействия и координации деятельности субъектов реализации Стратегии;
• не определены масштабы финансирования мероприятий, направленных на обеспечение экономической безопасности.
В качестве общего итога краткого рассмотрения вопроса о предпосылках и механизмах реализации Стратегии экономической безопасности России до 2030 года и решения трех обозначенных в начале статьи задач, можно отметить следующее:
1. В условиях множественности вызовов, рисков и угроз экономической безопасности России главную опасность представляет си-нергетический эффект комплекса внутренних угроз, хотя каждая из них как отдельно взятое явление и не создает существенной рисковой ситуации.
2. В достижении целей Стратегии решающая роль принадлежит механизмам ее реализации. При формировании, использовании и оценке эффективности этого множества механизмов необходим дифференцированный подход. Чтобы ориентироваться в данном многообразном комплексе, полезно применить классификацию механизмов, один из возможных вариантов которой предложен в статье.
3. Оценивая состояние и перспективы обеспечения экономической безопасности России, важно опираться на комплексный подход, позволяющий всесторонне раскрыть данные вопросы. Оценка на базе национальной системы макроэкономических показателей, места России в международных рейтингах и принципиальных основополагающих позиций представителей научной общественности в своей совокупности способны дать наиболее полную и разностороннюю оценку ситуации.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 20.06.2019).
2. Рейтинги стран и регионов. Интернет-издание информационно-аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий». URL: https://gtmarket.ru/research/ countries-ranking (дата обращения: 18.06.2019).
3. Актуальные оценки состояния социальной сферы Российской Федерации в зарубежных источниках: препринт WP8/2017/01 / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. URL: https://wp.hse.ru/ data/2017/02/17/1167780970/WP8_2017_01.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
4. Бородушко И. В. Исследование проблем национальной безопасности с позиций теории рисков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 3 (81). С. 57-63.
5. Бородушко Е. С. Проблемы сбалансированности и безопасности социально-экономического развития регионов России // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2012. № 1 (14). С. 81-86.
6. Трошин Д. В. Экономическая безопасность России: количественный макроанализ: монография. М.: Научные технологии, 2018. 195 с.
7. Оценка рисков и угроз экономической безопасности России 2018-2020 гг.: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции «Сенчагов-ские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, Институт экономики РАН, 10-11 апреля 2018 г.). М.: Институт экономики РАН, 2018. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Senchagov_book_2018.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
8. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Февраль 2018. Динамика доходов населения / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16270.pdf (дата обращения: 21.06.2019).
9. Минэкономразвития РФ объявило критичные показатели для экономики // Вести. Прямой эфир. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/117143 (дата обращения: 21.06.2019).
10. Российский статистический ежегодник 2018: Статистический сборник / Росстат. М., 2018. 694 с.
11. Россия в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2018. 522 с.