1.3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: УГРОЗЫ И ПРОБЛЕМЫ
Алиев Адик Тагирович, д-р экон. наук, профессор
Место работы: ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
alievadik@yandex. ru
Коннов Олег Юревич, проректор по развитию и финансам Место работы: ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Титов Алексей Викторович, канд. экон. наук, доцент, заместитель начальника Оперативного отдела, полковник полиции
Место работы: Управление внутренних дел по Центральному административному округу г.Москвы
Аннотация: рассматриваются понятия национальнаой безопасности; приводится аналитический обзор формирования национальной экономической безопасности в России в постсоветский период развития страны; раскрывается глобализация и её механизм как источник новым вызовам и угрозам российским национальным интересам; дается анализ принятым указами Президента стратегиям национальной безопасности и экономической безопасности страны до 2030 года; выявляются недостатки и проблемы оценки угроз состояния экономической безопасности страны.
Ключевые слова: национальная безопасность, угроза национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности, система обеспечения национальной безопасности, состав национальной безопасности, национальная экономическая безопасность, глобализация, стратегии национальной и экономической безопасности, показатели, индикаторы, пороговые значения.
NATIONAL ECONOMIC SECURITY AND GLOBALIZATION: THREATS AND CHALLENGE
Aliev Adik T., Doctor of economy, Professor
Work place: State Security Academy of the Academy of Social Sciences «Academy of Social Management»
Konnov Oleg Yu., Vice-Rector for Development and Finance
Work place: State Security Academy of the Academy of Social Sciences «Academy of Social Management»
Titov Alexey V., PhD, Associate Professor, deputy chief Work place: Moscow Internal Affairs Department
Annotation: oncepts of national security; Provides an analytical overview of the formation of national economic security in in the post-Soviet period of development of the country; Globalization and its mechanism are revealed as a source of new challenges and threats to Russian national interests; An analysis is made of the adopted presidential decrees to the national security and economic security strategies until 2030; identify shortcomings and the problems of quantitative assessment of threats to the state of economic security of the country.
Keywords: national security, national security, national security, national security, national security, national economic security, globalization, national and economic security strategies, indicators, indicators, thresholds.
С момента появления человечества на Земле оно живет в постоянном окружении внешних и внутренних опасностей и угроз. В толковом словаре Ожегова под безопасностью понимается такое состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Более конкретное смысловое значение получило понятие безопасность общества, сформулированное В. Парето, как взаимосвязь трёх составляющих: политической стабильности, экономического процветания, обороноспособности государства. На наш взгляд, в этом определении вторая составляющая «экономическое процветание» ещё не
означает, что высокоразвитая экономика избавляет общество от различного вида угроз. Напротив, в условиях глобализации дальнейшее развитие национальной экономики порождает новые угрозы устойчивому состоянию суверенитета общества и национальной безопасности страны.
Национальная безопасность в Законе РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» определяется как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил принципиально качественно новый в нашей стране
Проблемы экономики и юридической практики
подход к проблеме безопасности, означающий конец игнорированию защиты интересов личности и общества.
В стратегии национальной безопасности РФ, принятой Указом Президента России (№ 683 от 31. 12. 2015), определяется формат современной государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности страны. В ней сформулирован ряд определений, уточняющих понятийный аппарат, в частности таких как:
- национальная безопасность - «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при которой обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость государства и территориальная целостность, устойчивое социальное экономическое развитие Российской Федерации»;
- угроза национальной безопасности - «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам»;
- обеспечение национальной безопасности - «реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворения национальных интересов»;
- система обеспечения национальной безопасности - «совокупность осуществляемых реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов».
Здесь же уточнён и состав национальной безопасности, который включает в себя все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ. Это такие виды как оборона, государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности. Среди этих видов решающее значение имеет экономическая безопасность, поскольку от неё зависит жизнеспособность общества и государства (а, следовательно, и личности), стабильность социально-экономического развития страны.
В иерархической структуре экономической безопасности принято выделять различные её уровни - национальная, региональная, хозяйствующих субъектов, безопасность личности. При этом национальная экономическая безопасность (охватывает макроэкономический уровень) является основополагающей с точки зрения обеспечения защищенности и устойчивости других уровней безопасности, которые зависимы и произ-водны от неё. В дальнейшем речь пойдёт именно об этой безопасности.
Национальная экономическая безопасность государства, объектом которой выступает национальная экономика, означает такое её состояние, при котором за счет инструментов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляется противодействие негативному влиянию внешних и внутренних угроз обеспечиваются условия стабильного и устойчивого социально-экономического развития общества и конституционных прав и свобод граждан.
Ещё в начале 90-х годов прошлого века экономическая безопасность выдвинулась на первый план после распада СССР, повлекшим за собой разрыв хозяйственных связей с бывшими союзными республиками и со странами социалистического лагеря. А в результате форсированного и кардинального про-
ведения рыночных реформ в России на основе либерализации экономики произошел резкий спад производства, существенное ухудшение демографической ситуации и падение уровня и качества жизни абсолютного большинства. И таким образом наша страна оказалась слабо защищенной перед внешними и внутренними угрозами.
Тогда в сложившейся ситуации вопросы обеспечения экономической безопасности России приобрели первостепенное значение, и, прежде всего, в плане защиты национального суверенитета страны, что потребовало от отечественных исследователей сконцентрироваться на разработке этой проблемы. Была создана институциональная основа с принятием ряда базовых законодательных и подзаконных актов, регулирующих решение комплекса проблем национальной, в том числе и экономической безопасности (Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»; Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» - 2-я редакция и др.). Опубликовано значительное число работ, посвященных проблемам экономической безопасности (монографий, статей, учебников и учебных пособий), во многих вузах созданы соответствующие кафедры, проводятся учебные занятия по основам безопасности в экономической сфере, ведутся научно-исследовательские работы и т.д. Все это важно для того, чтобы определить научно обоснованные ориентиры для принятия основных социально-экономических решений и выбора стратегии развития во всех сферах деятельности государства: внутреннего, внешнего, экономического, финансового, торгового и др. Однако до сих пор в законченном виде научная концепция национальной экономической безопасности ещё не сформировалась.
Между тем в последние годы проблемы экономической безопасности обострилась в связи с усилением воздействия внешне политических факторов на все аспекты социально-экономической жизни страны, что в комплексе с другими порождают новые вызовы и угрозы национальному суверенитету страны. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента России № 683 от 31. 12. 2015 года, отмечается «возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач, ослабляют устойчивость международных экономических отношений на фоне структуры дисбаланса в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, воло-тильности рынка энергоресурсов сохраняют высокий риск повторения масштабных финансово-экономичеких кризисов».
В ответ на новые вызовы и угрозы национальным интересам России и в целях противодействия им явилась уже стратегия экономической безопасности страны до 2030 года, принятая в мае 2017 года Указом Президента России (13.05.2017 № 208). Необходимость разработки этой стратегии, как отмечено в Указе, обусловлена ситуацией, когда сохраняется низкая восприимчивость большинства отраслей отечественной экономики к инновациям и высокая зависимость от иностранных технологий.
Действие отмеченных факторов и развернувшиеся вызовы национальной экономической безопасности страны являются
прежде всего результатом стремления ряда стран во главе с США доминировать на общемировой площадке в целях создания однополярного мира. Это общеизвестный признанный факт и останавливаться подробно на нём нет смысла. Здесь важно заметить другое, что возникшие опасности для нашей страны и вытекающие из них угрозы, связаны с нарастающей глобализацией, используемой технологически развитыми странами в своих интересах для закрепления достигнутых преимуществ и усиления политического и экономического давления на другие страны.
Глобализация как явление обще планетарного масштаба стало зримо выступать в последней четверти 20-го века. В многочисленных публикациях, посвященных этому явлению, глобализация рассматривается в качестве объективного процесса конца 20 - начала 21 века как: главной фундаментальной тенденцией современного мирового сообщества, определяющий признак современной эпохи, качественно новая ступень развития интернационализации хозяйственной жизни и т.д. Часто глобализацию связывают с международным разделением труда, свободной торговлей и переливом капитала, миграцией трудовых ресурсов, унификацией технологий и т.п.
На наш взгляд, все это представляет собой различные формы проявления глобализации на поверхности мирового пространства и внешне выглядит так, что отдельные национальные хозяйства начинают функционировать как взаимосвязанные составные части единого всемирного экономического организма, трансформируясь из разрозненных слабо взаимозависимых стран в единую интегрированную мировую экономическую систему.
Не отрицая объективной природы возникновения глобализации, на самом деле она представляет собой механизм перераспределения ресурсов и благ между странами, обеспечивая конкурентные преимущества тем из них, которые в международном разделении труда генерируют новые знания и на их основе создают и применяют инновационные технологии. Это позволяет им обеспечивать не только устойчивость их развития, но и присваивать более высокую долю добавленной стоимости. А те страны, участвующие в международном разделении труда в качестве поставщиков ресурсов - человеческих, сырьевых и энергетических, получают меньшую долю добавленной стоимости и реально становятся «донорами» технологически развитых стран. Даже казалось бы при общем их внешнем благополучии макроэкономических показателей, этим странам с ресурсно-сырьевой направленностью характерны такие негативные черты и процессы, как неопределенность и неустойчивость их развития из-за большой зависимости от конъюнктуры мировых цен; углубление социального неравенства общества, различий в доходах и имущественного расслоения населения; обострение экологических проблем; коррупция и др. Короче говоря, от глобализации в выигрыше находятся страны с «сильной» экономикой, обладающие высоким уровнем интеллектуального потенциала, значительной долей наукоемкой высокотехнологичной сферой материального производства и услуг, развитыми банковскими системами и финансовыми рынками.
В результате в мире происходит не выравнивание социально-экономического развития стран, а их поляризация. Вместо того чтобы ослаблять проявления сложившегося неравенства, интеграция национальных экономик в мировую экономическую систему, напротив, усиливает их и делает во многих отношениях более острыми. Глобализация приводит к углубле-
нию неоднородности, к возникновению новой модели мира -модели общества одной пятой. При этом 80% всех ресурсов контролируют развитые страны (и прежде всего США и страны Западной Европы). Составляя всего 20% всех стран мира, они распоряжаются более 85% мирового ВНП, на их граждан приходится более 85% мировой торговли и 85% общих сбережений (внутренние вклады на банковских счетах). За последние полвека разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность тезиса о справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Технологически развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся под всякими предлогами закрепить и сохранить существующее положение.
На современном этапе человеческого развития глобализация явно обнажило свою внутреннюю сущность, усилив проявление разрушительного воздействия центробежных сил, что в итоге приводит к разрыву традиционных связей страны, деградации неконкурентоспособных отраслей и производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых для общества идей, ценностей и моделей поведения. На наш взгляд, именно глобализация является источником возникновения внешних и внутренних угроз (политических, военных, экономических, социальных и др.) для стран развивающего мира и с переходной экономикой (в том числе и для России) в целях закрепления своего доминирующего положения на планете.
Особенно быстро потенциал опасностей от глобализации разрастается в интернет-пространстве, неся реальные угрозы не только отдельным гражданам, но и целым государствам. Если в недалёком прошлом эти угрозы были связаны с экстремизмом, пропагандой наркотиков, продажей оружия и др., которые носили отдельные фрагментарные хакерские атаки и сетевое хулиганство, то теперь они приобретают системный характер, расширяют своё присутствие и проявляются не только в сегменте бытового «Интернета вещей», но и промышленного Интернета. Это вмешательство в управление промышленными объектами многих государств, в их информационную инфраструктуру, взлом хакерами сайтов, на которых вместо государственной размещается экстремистская информация от лиц международных террористов или националистов и т.д. Причем киберататки всё больше увеличивают свой круг пользователей в виртуальном пространстве: от рядовых граждан до медицинских учреждений, крупных заводов, государственных органов. Особенно стремительно хакерские атаки распространяются на банковские системы разных стран с помощью различных вирусов («троян», ШаппаСгу и др.), принося им громадные убытки. Как отмечает большинство специалистов, такие атаки будут в дальнейшем не только повторяться, но и ещё больше возрастать в масштабах.
В информационном пространстве возникает ещё одна проблема, обусловленная нарастающим в мире потенциалом будущих новых видов угроз, связанных с распространением технологий блокчейн или цепочек блоков транзакций - технологий, основанных на рассредоточенном хранении и обработке данных. Смысл этих технологий сводится к тому, что помощью мобильных и онлайн-инструментов участники системы блокчейн (граждане и организации) могут заимствовать деньги друг у друга, покупать и продавать ценные бумаги и др. При этом расчеты внутри системы блокчейн осуществляется в цифровой валюте, т.е. криптовалюте, которые децентрализаванны
Проблемы экономики и юридической практики
и по сути используются в собственной криптовалюте в каждом отдельном блокчейн-проекте. Они находятся вне зоны надзора и контроля государства в лице Центробанка и не являются законными платёжными средствами, т.е. реальными деньгами. Поэтому с их помощью появляются возможности для ухода от налогов, отмывания грязных денег, коррупции, финансирования криминальной деятельности. Между тем, по мнению некоторых аналитиков, внедрение блокчейн сравнивают с технологической революцией сопоставимой по значимости с появлением Интернета. К слову, у нас в стране технологию блокчейн публично и активно пропагандируют Сбербанк и система Qiwi.
Между тем клуб избранных стран пополняется новыми членами, стремящимися получить политические и экономические выгоды от глобализации. Речь идет, прежде всего, о Китае, который уверенно позиционирует себя в качестве ведущего мирового игрока, о чём свидетельствует выступление руководителя КНР Си Цзинпина в январе 2017 года в Давосе в защиту глобализации и свободы международной торговли, предложив мировому сообществу крупнейший интеграционный проект ХХ1 века со времен Второй мировой войны - «Один пояс -один путь». Его главная цель - сократить транспортный разрыв между Востоком и Европой и, таким образом, фактически пересмотреть всю мировую логистику. Впервые в современной истории человечества Китай заявил себя в качестве глобального лидера с твердо выраженной позицией по фундаментальной проблеме мироустройства.
Действительно мотивация КНР на такую роль имеет под собой реальное основание. За последние тридцать лет Китай совершил экономическое чудо: сконцентрировал у себя более 25% мирового промышленного производства и около 15% мирового экспорта, а также превратился в основного мирового импортера сырья. Финансовый капитал достиг небывалых размеров - 33 трлн. долларов - в 2 раза больше, чем в США и в 25 раз больше, чем в России. Одновременно развернул самую грандиозную по масштабам в истории человечества стройку, что наглядно можно увидеть даже на примере дорожного строительства. Так, за последние 10 лет Китай настолько развил дорожное строительство, что за 15 суток прокладывает столько же трасс, сколько в России их строят в течение одного года. В среднем за год в КНР прокладывается до 100 тыс. км. всех дорог, в то время как в России в 2016 году построили всего лишь 303 км. федеральных трасс, а в 2017 году запланировано их проложить протяжённостью в 330 км.
В финансовой сфере мирового хозяйства глобализация наиболее ярко проявилась в форме государственных обязательствах ряда ведущих стран мира, сосредоточившись в их суверенных долгах, породив в связи с этим новый формат мировой экономики - «глобальную долговую экономику».
Для свидетельства этого явления можно привести пример из недавнего прошлого. Так, международное банковское кредитование (накопленный объем выданных и непогашенных ссуд) за период с 1990 г. по 2008 г. увеличилось с 6,2 трлн. долл. до 15,5 трлн. долл. и продолжает дальше нарастать. За этот же период международный долговой рынок (рынок облигаций) вырос с 1,5 трлн. долл. почти до 15 трлн. долл., а общий объем накопленных обязательств по всем сделкам на международном рынке деривативов достиг к 2010 г. более 300 трлн. долл., что в 6,5 раза превысило объем валового мирового продукта. Хронический бюджетный дефицит в США (государственный долг) к началу 2017 г. превысил объём ВВП и достиг около 19,5
трлн. долл. Растет государственный долг и в странах Еврозоны, который в отдельных странах Западной Европы сравнялся или стал больше размеров ВВП, что в целом ведет к дальнейшему обострению долговых проблем мировой экономики. Тот же Китай, который претендует на роль глобального лидера, не избежал последствий глобализации, увеличив свой государственный долг за последнее десятилетие почти до 60% ВВП.
Потенциал угроз разрастания обязательств «глобальной долговой экономики» скрывается и в современном механизме эмиссии валют, действующем в ведущих странах мира. Дело в том, что в структуре эмиссии мировых валют преобладают государственные облигации. Так, в США и Японии в структуре их денежных баз (в широком определении) национальные государственные бумаги составляют 85-90 процентов эмиссии валют этих стран. А у нас, к примеру, на российские государственные бумаги приходится всего лишь менее 5 процентов эмиссии рублей. При этом большая же часть этой рублёвой эмиссии обеспечивается за счет притока валюты от экспортной выручки и внешних займов. Сложившаяся ситуация с долгами в мировом хозяйстве, по мнению большинства экспертов, в перспективе будет ещё более разрастаться, а следовательно, локализация потенциала угроз в мировой финансовой системе будет только увеличиваться.
Среди исследователей проблем национальной экономической безопасности большое распространение получила точка зрения, согласно которой эта безопасность, её сущность реализуется в системе показателей, точнее - их пороговых значений (индикаторов), принимаемых как предельные максимальные или минимальные величины. Они выступают в качестве ориентиров развития, определяющих границы воздействия негативных факторов, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу общественного воспроизводства, приводит к формированию отрицательных, разрушительных тенденций.
Данная точка зрения заслуживает внимание, поскольку позволяет количественно оценивать уровень угроз в связи с вероятностью наступления неблагоприятных событий, которые могут причинить значительный ущерб экономике страны. Для такой оценки необходимо иметь систему индикаторов. С их помощью можно анализировать, выявлять, прогнозировать и планировать возможные угрозы и определять способы противодействия этим угрозам. При составлении такой системы индикаторов нужно базироваться на объективном отражении наиболее значимых характеристик состояния национальной экономики с позиции обеспечения её безопасности и адекватно отвечающих составу вероятных угроз в соответствии с национальными приоритетами социально-экономического развития страны. При этом они должны быть четко классифицированы по однородным признакам (критериям) исходя из национальных экономических интересов, опираться на действующую систему статистической отчетности и быть методологически увязаны с международными показателями для сопоставлений между странами. Однако до сих пор научно-обоснованная, стройная, иерархически структурированная система индикаторов, отражающая характерные особенности развития российской экономики в полном объёме, так и до конца не разработана.
Между тем в принятой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента России № 683 от 31. 12. 2015 года) четко не прописаны инструменты защиты национальных интересов России в глобальной экономике и не определена совокупность и последовательность мероприятий
по противодействию негативным факторам (опасностям) в рамках международного разделения труда. К тому же в разделе У! «Основные показатели состояния национальной безопасности» приведен недостаточный набор показателей, с помощью которых можно было бы оценить состояние экономической безопасности страны. Даже по этим показателям не приведены пороговые значения (индикаторы) с их минимальными или максимальными величинами. А это не позволяет получить соответствующую оценку на основе сравнения фактического уровня индикаторов с их пороговыми значениями, отклонение которых могут сигнализировать о вероятных или воздействующих опасностях на экономическую систему страны, что может служить предупреждением для принятия своевременных мер по их противодействию. По всей видимости, авторы этой Стратегии не имели достаточных научно-экономических обоснований для разработки индикаторов и поэтому они не нашли своего места в ней.
В принятой майским 2017 года Указом Президента РФ стратегии экономической безопасности до 2030 г. также нет индикаторов, оценивающих уровни вероятных угроз, что ставит под сомнение практическую значимость этого документа. Вероятно Правительство, которому поручено в 3-х месячный срок разработка мер организационного, нормативно-правового и методического характера, сможет создать такой набор индикаторов, который выражал бы конкретные формы реализации индикативного планирования, являющегося одним из составляющих современной конструкции механизма оценки состояния экономической безопасности исходя из принятого стратегического плана развития экономики страны. Причём, как представляется, на выходе эти пороговые значения (индикаторы) должны выступать в системе индикативных долгосрочных прогнозов и корректирующих их в динамике краткосрочных планов в связи с возможными изменениями текущих условий внешней и внутренней политической и социально-экономической среды в тесной увязке и согласованием друг с другом с учетом возможностей финансового обеспечения. К тому же необходимо учитывать возможности дальнейшего усиления санкционного давления со стороны Запада, поскольку в настоящее время наша страна отрезана не только от международных рынков заимствования и источников инвестиционного финансирования, но и от импорта инновационных технологий. Иначе майская 2017 года Стратегия экономической безопасности до 2030 г. станет одной из очередных деклараций без практического применения.
В этой связи, как нам представляется, наиболее удачным из всех существующих до сегодняшнего дня стратегий национальной экономической безопасности является набор индикаторов (пороговых значений), предложенный аппаратом Совета безопасности РФ, исходя из государственной стратегии экономической безопасности РФ (Указ Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996г «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации»):
- объем ВВП в целом: в размере не менее 75% от среднего показателя по странам «большой семерки»;
- объем ВВП на душу домохозяйства: не менее 50% от среднего по «большой семерке» и 100% - от среднемирового;
- доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве - не менее 70%;
- доля импорта во внутреннем потреблении домохозяйства - не более 30%, в том числе продовольствия - не более 25%;
- доля наукоемкой продукции в ВВП - не менее 6%;
- доля инвестиций в ВВП - не менее 25% (меньшая доля угрожает застоем в производстве, физическим и моральным устареванием оборудования) и не более50% (более высокая доля грозит сокращением потребления и, как следствие, падением уровня жизни и социальными проблемами);
- доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума - не более 7%;
- средняя ожидаемая продолжительность жизни - не менее 70 лет;
- разрыв между доходами 10%самых высокодоходных и 10% самых низко доходных групп домохозяйства - не более 8 раз;
- уровень безработицы - не более 7%.
Это далеко не полный перечень перечисленных индикаторов. Вместе с тем данный набор хотя бы наглядно иллюстрирует подходы к оценке важнейших показателей социально-экономического развития страны. На наш взгляд, он может служить в качестве исходной базы для разработки системы индикаторов для оценки состояния национальной экономической безопасности. В этой системе должно найти место также новые вызовы со стороны США и стран НАТО в связи со сложившейся современной геополитической ситуацией для России, состояние которой резко ухудшилось по причине усиления и расширения военного и экономического давления крупнейших стран мира. Поэтому в обозримом будущем речь может идти об угрозах существования самой российской цивилизации, что предъявляет дополнительные требования к обеспечению национальной экономической безопасности страны.
Список литературы:
1. Алиев А.Т., Титов А.В. «Глобализация экономики, риски и проблемы обеспечения экономической безопасности страны». Журнал «Бизнес в законе». М.: №3, 2012 г.
2. Алиев А.Т., Урумова Ф.М. «Вызовы, проблемы и риски становления современной российской экономики». Вестник Ленинградского Государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал №
3.Том 6. Экономика. Санкт-Питербург. 2012 г.
3. Алиев А.Т. Веснин В.Р., Грибов ВД., Титов А.В. «Проблемы становления современной модели российской экономики в условиях глобализации». Журнал «Бизнес в законе». М.: № 6. 2013 г.
4. Алиев А.Т. «Особенности и риски развития российской экономики в условиях современного экономического кризиса». Журнал «Бизнес в законе». М.: № 2. 2016 г.
5. Толковый словарь Ожегова. htth://www.ozhegov.ru /slovoA734.html;
6. Экономическая безопасность России. Общий курс. М.: Дело. 2005. Сайты Минфина и ЦБ.
7. www.expert.ru. 2017
8. www.rg.ru. 2017г.
9. www.argumenti.ru. 2017 г.