Научная статья на тему 'Исторические императивы обеспечения экономической безопасности России'

Исторические императивы обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2155
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / СИСТЕМНЫЕ КРИЗИСЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY OF COUNTRY / EXTERNAL AND INTERNAL THREATS / SYSTEM CRISES / PARALLELS IN HISTORY IN SYSTEM OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзых Лариса Александровна

В данной статье приводится классификация угроз национальной безопасности России и определение сущности экономической безопасности. Рассмотрены проблемы обеспечения экономической безопасности государства на различных исторических этапах развития, а именно, проанализированы реформы П. А. Столыпина в период с 1905 по 1911 гг., новая экономическая политика, проводимая В. И. Лениным в период с 1921-1929 гг., и преобразования в современной России через призму обеспечения экономической безопасности. Освещено зарождение экономической безопасности как самостоятельной функции обеспечения национальной безопасности России и создание ее нормативно-правовой базы. Выделены ключевые экономические факторы, оказывающие позитивное и негативное воздействие на систему экономической безопасности России. Перечислены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL IMPERATIVES OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Classification of threats of national security of Russia and definition of essence of economic security is given in this article. Problems of providing economic security of the state at various historical stages of development are considered. Exactly P. A. Stolypin's reforms during the period from 1905 to 1911, the new economic policy pursued by V. I. Lenin, during the period since 1921-1929 and transformation in modern Russia through a prism of providing economic security are analyzed. Origin of economic security as independent function of ensuring national security of Russia and creation of its standard and legal base is shined. The key economic factors making positive and negative impact on system of economic security of Russia are marked out. National interests of the Russian Federation in long-term perspective till 2020 are listed.

Текст научной работы на тему «Исторические императивы обеспечения экономической безопасности России»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Л. А. БОРЗЫХ

В данной статье приводится классификация угроз национальной безопасности России и определение сущности экономической безопасности. Рассмотрены проблемы обеспечения экономической безопасности государства на различных исторических этапах развития, а именно, проанализированы реформы П. А. Столыпина в период с 1905 по 1911 гг., новая экономическая политика, проводимая В. И. Лениным в период с 1921-1929 гг., и преобразования в современной России через призму обеспечения экономической безопасности. Освещено зарождение экономической безопасности как самостоятельной функции обеспечения национальной безопасности России и создание ее нормативно-правовой базы. Выделены ключевые экономические факторы, оказывающие позитивное и негативное воздействие на систему экономической безопасности России. Перечислены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2020 г.

Ключевые слова: экономическая безопасность страны, внешние и внутренние угрозы, системные кризисы, исторические параллели в системе обеспечения экономической безопасности.

В настоящее время Россия находится в состоянии динамического социально-экономического развития, происходит все более широкая интеграция нашей страны в мировую экономику, расширяется сотрудничество с международными экономическими и финансовыми институтами. В то же время этот процесс, как и любой другой, происходит циклически - от упадка к подъему и наоборот. С уверенностью можно сказать, что в нашей стране этап спада экономики и уровня жизни сменился этапом устойчивого роста. Это является результатом сбалансированных действий правительства и его исполнительных органов на основе обеспечения экономической безопасности России.

Задача любой правящей (властной) структуры уберечь страну от всякого рода внешних и внутренних угроз, обеспечив безопасное функционирование государства, общества в нем и личности посредством применения определенного комплекса мер. А учитывая, что «реализация всех национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики»[8], экономическая безопасность относится к одному из основополагающих направлений национальной безопасности страны.

Приоритетная задача сегодняшнего дня заключается в оптимизации открытости экономики при одновременной ее защите от всякого рода угроз. Обеспечение национальных интересов государства должно быть системным и предупреждающим. В соответствии с Концепцией нацио-

нальной безопасности России под национальными интересами России понимается «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах» [1].

Основные угрозы национальной безопасности России классифицируются:

- по источникам на две группы: 1) внешние угрозы - негативные процессы и явления за пределами Российской Федерации; 2) внутренние угрозы - негативные процессы и явления внутри Российской Федерации;

- по сферам деятельности человека: угрозы в сфере экономики; угрозы федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации; угроза криминализации общественных отношений; угрозы в социальной сфере; угрозы в международной сфере; угрозы в информационной сфере; угрозы в военной сфере; угрозы в пограничной сфере; угрозы в экологической сфере; угрозы в духовной сфере.

По мнению В. А. Богомолова, в широком смысле слова экономическая безопасность содержит две составляющие: интересы и цели в рамках границ страны, т. е. поддержание государственного суверенитета и место России на мировой арене.

При этом сущность экономической безопасности определяется как такое «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспе-

чивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [7]. Из этого определения вытекает готовность государства разрабатывать механизмы реализации для обеспечения экономической безопасности.

В настоящее время универсальный механизм защиты национальных интересов на основе обеспечения экономической безопасности пока еще не создан. Любая экономическая система, а уж тем более государство, для своего стабильного существования крайне нуждается в создании и в постоянном использовании такого механизма. Проанализируем ряд мер, предпринятых властью, для преодоления системных кризисов в разных временных периодах, направленных на предотвращение угроз национальным интересам России и, в частности, экономической безопасности.

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности Петра Аркадьевича Столыпина (15.04.186205.09.1911 гг.). Под его руководством был разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, государственному страхованию рабочих, о веротерпимости. П. А. Пожигайло в своей работе «Столыпинская программа преобразования России (19061911)» выделил следующие меры, предпринятые П. А. Столыпиным для стабилизации ситуации в рамках переходного для России периода после революции 1905-1907 гг.:

1. Оперативное подавление революции и стабилизация политической обстановки.

2. Проведение системных реформ, позволяющих создать динамично развивающуюся Великую Россию.

Результатом реформ, задуманных и проводимых П. А. Столыпиным, должно было стать решение целого ряда задач как текущего, так и стратегического характера, направленных на защиту национальных интересов:

1. Укрепление государственного единства и целостности России посредством реформы. «Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между цельностью теорий и цельностью отечества» [4]. Однако, считал он, такого рода «временные меры» не должны «приобретать постоянного характера», ибо когда «они становятся длительными, то теряют свою силу, а затем могут отразиться на

самом народе, нравы которого должны воспитываться законом» [5].

2. Упрочение международного престижа России. «Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» [4].

3. Превращение России в могучую державу, обладающую мощным военным потенциалом. «Неудачная для нас война вызывает необходимость крупных затрат на возрождение нашей армии и флота. Как бы ни было велико наше стремление к миру, как бы громадна ни была потребность страны в успокоении, но если мы хотим сохранить наше военное могущество, ограждая вместе с тем самое достоинство нашей родины, и не согласны на утрату принадлежащего нам по праву места среди великих держав, то нам не придется отступить перед необходимостью затрат, к которым нас обязывает все великое прошлое России» [4].

4. Создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления. Правительство, отмечал П. А. Столыпин, должно иметь в регионах «исполнителей испытанных, которые являются его руками, его ушами, его глазами. И никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти» [4].

5. Создание среднего класса и эффективной экономики.

6. Реальное обеспечение прав и свобод граждан.

7. Обеспечение социальных гарантий населения.

8. Повышение образовательного и культурного уровня. «На очереди главная наша задача -укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов и будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте - и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром... Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа - вот девиз для нас всех, Русских. Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» [3].

9. Формирование правового пространства.

Реформы, которые премьер проводил жестко

и целеустремленно, дали свои плоды: около 9 миллионов крестьян стали собственниками земли, а благодаря предвоенным урожаям был создан такой запас зерна, что им несколько лет кормилась большевистская Россия. Но решительные действия и неподкупная честность премьера по-

родили множество врагов и недоброжелателей. Политический курс, намеченный Столыпиным, вызвал резкую критику в его адрес со стороны как левых, так и правых политических сил.

П. А. Столыпину удалось в результате всех своих проводимых реформ обеспечить защиту национальных интересов России и, отсрочив очередную революцию на 10 лет, тем самым дать государству время для восстановления сил. Промышленное производство, финансы и экономика страны в целом достигла хороших показателей. Эти показатели Советская Россия смогла достигнуть только спустя почти два десятилетия [5].

Теперь рассмотрим новую экономическую политику (НЭП) 1921-1929 гг., проводимую В. И. Лениным и его единомышленниками по коммунистической партии через призму обеспечения национальных интересов страны. «Разруха в стране была ужасающая. Производство в стране почти остановилось. Объем продукции сельского хозяйства составил в 1920 г. менее половины довоенного уровня, что усугубилось поразившей хлебосеявшие губернии засухой. Продукция крупной индустрии сократилось в 7 раз, продукция машиностроения составила только 7 %. Если в 1913 г. производилось 27 кг стали и 19 м хлопчатобумажной ткани на душу, то в 1920 г. выпускалось соответственно 1,5 кг и 0,77 м. Вышло из строя 80 % железнодорожных путей. Грузооборот составил в 1920 г. 27,8 % от уровня 1913 г. Остановка производства усугублялась сворачиванием товарно-денежных отношений, безудержной эмиссией. Бюджет в 1921 г. был сверстан на нищенскую сумму в 1,8 млрд руб. с дефицитом в 1 млрд руб., который покрывался эмиссией. Инфляция составляла 1200-1800 % в месяц» [2]. Большая часть российской интеллигенции была уничтожена или покинула страну.

В конце 1917 г. прекратило торговые отношения с Советской Россией правительство США, в 1918 г. правительства Англии и Франции. В октябре 1919 г. Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм экономических связей с Советской Россией. В связи с ростом противоречий в экономике самих этих стран государства Антанты были вынуждены снять блокаду в январе 1920 г. Потерпев поражение с организацией общей блокады, империалистические государства пытались организовать «золотую» блокаду, отказываясь принимать в качестве платежного средства советское золото, а несколько позже - «кредитную» блокаду, отказываясь предоставлять СССР кредиты.

Таким образом, главная задача внутренней политики Советского государства состояла в восста-

новлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу, а задача внешней политики -наладить международные отношения и признание. Ранней весной 1921 г. возникла серьезная угроза национальной безопасности новой России. Жесточайший продовольственный кризис начала 1921 г., неконтролируемый подпольный рынок «спекулянтов», сознательное сокращение крестьянами посевных площадей («излишки» подлежали изъятию продотрядами), повсеместные крестьянские мятежи и забастовки рабочих из-за резкого сокращения продовольственного пайка и, наконец, грозное Кронштадтское восстание - все это вынудило ввести новую экономическую политику. Суть реформы состояла в отмене продразверстки и замене ее продналогом с указанием нормы и времени его сдачи и самое главное - в разрешении свободной торговли. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе НЭПа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

Главная политическая цель НЭПа - снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель -обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции. Также в этот период была организована Государственная плановая комиссия (Госплан) РСФСР - первый в мире правительственный орган общегосударственного правительства. «Целью создания этой структуры - квалифицированное руководство функционированием рынка на основе создания системы модельного отображения экономики, позволяющее анализировать экономическую ситуацию и своевременно воздействовать на нее» [2].

Задачи плана - укрепить обороноспособность, добиться независимости экономики от импорта, полностью вытеснить частный капитал путем создания государственной крупной промышленности и коллективизации в сельском хозяйст-

ве, начать хозяйственный и культурный подъем республик. Можно сказать, Госплан использовался в качестве своеобразного механизма обеспечения национальной безопасности страны. «НЭП сыграл свою решающую роль в восстановлении хозяйства после разрухи, вызванной революцией и Гражданской войной, в создании индустриальных основ народного хозяйства России и республик СССР. В 1922-1927 гг. производство валовой продукции промышленности выросло более чем в четыре раза, а сельского хозяйства - примерно в два раза. В промышленности темп прироста шел невиданными темпами: 1921 г. - 42,1 %, 1922 г. -30,7 %, 1923 г. - 52,9 %, 1924 г. - 14,6 %, 1925 г. -66,1 %,1926 г . - 43,2 %, 1927 г. - 14,2 %. Подобные темпы, даже принимая во внимание восстановление после разрухи, были рекордными за всю историю страны и уже, видимо, никогда не повторятся» [2].

Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях НЭПа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения. Была отменена обязательная трудовая повинность, и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе.

Появились многие льготы - право на ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам и др. В годы НЭПа возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн чел. в 1924-1929 гг., однако расширение рынка труда было еще более значительным. Числен-

ность рабочих и служащих увеличилась с 5,8 до 12,4 млн чел. за тот же период.

Таким образом, проводимые преобразования позволили удержать власть и наметить положительную тенденцию в стране на улучшение экономической, социальной и культурной жизни населения. Ситуация постепенно стабилизировалась, и страна верной поступью пошла навстречу «светлому коммунизму». Таким образом, политические, экономические и социальные цели, определившие необходимость введения НЭПа, были достигнуты в кратчайшие сроки.

Современная Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., планомерно и осознано создавала нормативно-правовую базу экономической безопасности как самостоятельной функции обеспечения национальной безопасности России. Так, 5 марта 1992 г. был принят Федеральный закон «О безопасности» № 2446-1, определивший всю дальнейшую работу в этом направлении. Следом принимается Указ Президента РФ «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации» от 3 июня 1992 г. № 547.

Этими документами определяется орган, координирующий всю работу в стране по обеспечению национальной безопасности - Совет безопасности РФ. В обязанности данного органа входила подготовка решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Постоянные члены Совбеза РФ назначаются Президентом РФ: это Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности, министры иностранных дел, обороны, руководители федеральных министерств и ведомств: экономики, финансов, юстиции, внутренних дел, здравоохранения и др. Председателем Совбеза РФ является Президент РФ.

Следующим шагом было создание Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной в 1996 г. Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. В этом документе изложены цели и определены объекты Стратегии, угрозы экономической безопасности Российской Федерации, критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Также в нем определено, что важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Как отмечает В. К. Сенчагов «важным условием обеспечения национальной безопасности страны на современном этапе является стратегическое планирование, призванное заблаговременно выявить наиболее вероятные угрозы и вызовы, наметить меры по их парированию и методы реализации этих мер» [8]. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Таким образом, этими нормативными актами в России был сформирован понятийный аппарат, и определены основные направления развития экономической безопасности, что стало началом зарождения нового направления в экономической науке.

Период возникновения экономической безопасности как отрасли науки совпал с развалом СССР - «одной из великих держав мира, обладавшей мощной армией, одной из сильнейшей в мире служб государственной безопасности, многомиллионной политической партией с разветвленным идеологическим аппаратом» [8], что стало причиной очередного в истории России периода упадка и потребовало от правительства в очередной раз проведения серьезных преобразований, направленных на обеспечение защиты национальных интересов.

Подводя экономические итоги работы В. В. Путина за 2000-2008 гг., The Wall Street Journal писал: «Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 1990-е, но и создала жизнеспособный сектор услуг, который практически не существовал в советский период. В России накоплен третий по объему золотовалютный запас после Китая и Японии».

Главный экономист Всемирного банка по России в марте 2008 г. констатировал, что Россия на фоне замедления темпов роста мировой экономики показывает неплохие результаты. Как отметил экономист, Россию можно считать одним из островков экономической стабильности в мире, что отражает качество макроэкономической политики, рост внутреннего спроса, накопленные золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд.

При участии В. В. Путина в современной России были проведены следующие масштабные реформы: налоговая реформа, таможенная реформа, судебная реформа, пенсионная реформа, реформа трудовых отношений, административная реформа, федеративная реформа, реформа Совета федерации, реформа избирательной системы, реформа социальных льгот, земельная реформа, реформа системы

военно-технического сотрудничества, реформа госслужбы, реформа здравоохранения, реформа образования, реформа уголовно-исполнительной системы, реформа системы государственных и муниципальных закупок, реформа бюджетных учреждений, реформа антикоррупционной системы, реформа финансовой системы (банковская и бюджетная реформы), военная реформа, реформа МВД России, реформы таких отраслей экономики как атомная энергетика, электроэнергетика, ЖКХ, железнодорожный транспорт, реформа оборонно-промышленного комплекса.

Подводя итоги реформаторской деятельности Путина и его правительства, можно с уверенностью сказать, что поставленные в начале этих преобразований цели достигнуты. По словам Вячеслава Никонова - декана факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова: «в первые два срока президентства В. Путина, которые пришлись на межкризисный период, экономика росла с темпом выше 7 % в год, заметно быстрее среднемировых показателей. Номинальный ВВП вырос с менее 300 млрд долл. до 1,7 трлн долл. По итогам 2007 г., по подсчетам МВФ, Россия опередила Италию и Францию по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, и вошла в семерку крупнейших экономик мира. Объем иностранных инвестиций в Россию вырос в 7 раз, товарооборот с зарубежными странами - более чем в 5 раз, капитализация фондового рынка - в 22 раза. Реальные располагаемые доходы россиян увеличились в 2,5 раза, уровень бедности и безработицы снизился вдвое. Мировой банк в 1998 г. считал, что 30 % граждан России жило ниже черты бедности, в 2007-м этот показатель составлял уже 14 % (в 2011-м - 12,8 %).

Кризис не прервал в целом поступательного развития России. Даже с его учетом с 2000 по 2011 гг. ВВП в номинальном выражении вырос в 7,5 раза (до 54,6 трлн руб.) и в 1,83 раза в реальном выражении. За эти годы экономика росла в среднем на 5,3 % в год, а ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, увеличился на 147 % (по остальным развивающимся экономикам эти показатели составили 4,6 и 91 %, а по развитым - 2,5 и 62 %). Последствия кризиса российская экономика преодолела в 2011 г., когда ее объем составил 41 421 трлн руб. (в ценах 2008 г.) по сравнению с 41 277 трлн - в 2008 г. Инфляция за это время снизилась с 13,3 до 6,1 %. Опасения второй волны кризиса с Запада не беспочвенны, но пока прогнозы для России неплохие. Согласно МВФ, в 2016 г. ВВП России в текущих ценах составит 3,09 трлн долл.,

тогда как в Италии - 2,48 трлн долл., Великобритании - 3,22 трлн долл., Франции - 3,27 трлн долл., Германии - 3,93 трлн долл.».

Но все равно защита страны от внешних и внутренних угроз является одной из приоритетных задач Правительства, требующая серьезных фундаментальных знаний. Нельзя забывать, что Россия до сих пор интересна мировому сообществу как сырьевая база, существует вероятность возникновения межэтнических конфликтов в нашем многонациональном государстве, поражают масштабы коррупции, также беспокойство вызывает экологическая ситуация и природные катаклизмы.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета страны; в превращении России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Сегодня Россия для обеспечения национальной безопасности сосредотачивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

В начале ХХ в. П. А. Столыпин, В. И. Ленин в реализации своих глобальных преобразований оберегали страну от угроз, обеспечивая стабильность и безопасность государству интуитивно, базируясь на собственные знания, мироощущение и зарубежный опыт. В начале ХХ1 в. уже сформи-

рованы базовые основы экономической безопасности как направления в науки, применяемые на практике. В то же время ничего не стоит на месте, все течет и изменяется. Систематически возникают проблемы в обеспечении национальных интересов страны в области экономики, решение которых требует все новых и новых знаний, разработки до настоящего времени неизвестных универсальных методов и приемов в обеспечении экономической безопасности. Таким образом, экономическая безопасность сегодня выступает в роли динамично развивающегося междисциплинарного направления в науке и является перспективной сферой для актуальных научных исследований и разработок.

Литература

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 17 дек. 1997 г. № 1300. URL: www.armscontrol.ru

2. Самохин Ю. М. Экономическая история России. М., 2001. С. 196.

3. Столыпин П. А. Грани таланта политика. М., 2006. С. 488.

4. Столыпин П. А. Мысли о России. М., 2006. С. 99.

5. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991. С. 75.

6. Столыпин П. А. Переписка М., 2004. С. 38.

7. Экономическая безопасность: Производство. финансы, банки / под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998. С. 96.

8. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М., 2010. С. 31.

* * *

HISTORICAL IMPERATIVES OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

L. A. Borzykh

Classification of threats of national security of Russia and definition of essence of economic security is given in this article. Problems of providing economic security of the state at various historical stages of development are considered. Exactly P. A. Stolypin's reforms during the period from 1905 to 1911, the new economic policy pursued by V. I. Lenin, during the period since 1921-1929 and transformation in modern Russia through a prism of providing economic security are analyzed. Origin of economic security as independent function of ensuring national security of Russia and creation of its standard and legal base is shined. The key economic factors making positive and negative impact on system of economic security of Russia are marked out. National interests of the Russian Federation in long-term perspective till 2020 are listed.

Key words: economic security of country, external and internal threats, system crises, parallels in history in system of providing economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.