Научная статья на тему 'Проблемы экономической безопасности государства и пути их решения'

Проблемы экономической безопасности государства и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5761
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SAFETY / ECONOMIC SAFETY ANTI-RECESSIONARY ACTIONS / THE FEDERAL BUDGET / KINDS OF THE ECONOMIC SAFETY / CRITERIA OF ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Д. С.

В статье освещены проблемы экономической безопасности государства как элемента национальной безопасности, ее оценки и способы обеспечения экономической безопасности через антикризисные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE AND WAY OF THEIR DECISION

In article problems of economic safety are covered states as element of national safety, its estimation and maintenance of economic safety through anti-recessionary actions.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономической безопасности государства и пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Зайцев Д.С., аспирант Международной академии оценки и консалтинга

В статье освещены проблемы экономической безопасности государства как элемента национальной безопасности, ее оценки и способы обеспечения экономической безопасности через антикризисные мероприятия.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, антикризисные мероприятия, федеральный бюджет, виды экономической безопасности, критерии экономической безопасности.

PROBLEMS OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE AND WAY OF THEIR DECISION

Zaitsev D., The international academy of an estimation and consulting, the post-graduate student

In article problems of economic safety are covered states as element of national safety, its estimation and maintenance of economic safety through anti-recessionary actions.

Key words: national safety, economic safety Anti-recessionary actions, the federal budget, kinds of the economic Safety, criteria of economic safety.

Потребность в безопасности сформировалась в человеческом сообществе на грани инстиктивного и сознательного. В толковом словаре С.И. Ожегова слово «безопасность трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, то есть защита от опасности», а В.И. Даль определяет безопасность, как «отсутствие опасности, сохранность, надежность».

Многовековая история человечества свидетельствует о том, что проблема безопасности еще в древности воспринималась, как важнейшая в любой социальной структуре. Роль безопасности в общественной жизни человека описывалась многими древними и современными учеными. Так, к примеру, Аристотель содержание безопасности сводил к проблеме самосохранения. Д. Локк развивая мысль о безопасности, считал, что люди, объединяясь в общество, преследовали цель защиты своих естественных прав, в том числе и право безопасности.

В России впервые в лексиконе понятие «интересы России» появилось в середине XIX века. В употребление он был введен российским дипломатом, канцлером князем А.М. Горчаковым. Он полагал, что в основе безопасности государства, как внутренней, так и внешней, лежит его готовность к отстаиванию национальных интересов.

В конце XX века понятие «безопасность» стало занимать особое место среди общесистемных понятий. Данный факт объясняется усложнением развития человечества, появлением оружия массового поражения (ядерного), распространением международного терроризма, развитием научно-технического прогресса. Применение компьютеров и высоких технологий привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов перелива капитала. С одной стороны это способствовало экономическому росту стран, а с другой расширило зону опасности не только в бизнесе, то и в функционировании государства.

То есть категория безопасности является общеисторической, охватывающая всю историю развития человечества.

В то же время следует учитывать, что безопасность общества -это конкретная историческая категория и в разных условиях она выступает в разных формах организации, достигается иными путями и подчинена собственным целям.

Так, в России в составе СССР безопасность обеспечивалась через единый народнохозяйственный комплекс с общественной собственностью, позволявший в чрезвычайных ситуациях концентрировать ресурсы на преодоление последствий кризисов; армию и оборонную промышленность, способных противостоять военной угрозе; силовую организация, обеспечивающую в глобальном масштабе безопасность государства; единую национальную политику, экономическое выравнивание и помощь отстающим.

С 1991 года Россия существует как самостоятельное государство. Это обуславливает то, что Россия формирует в настоящее время собственную, отличную от предшествующего исторического отрезка времени ее развития, безопасность.

Наибольшее внимание уделяется национальной безопасности. Понятие национальной безопасности определяет состояние, когда надежно защищены жизненно важные политические, экономичес-

кие, социальные, экологические, духовные и военные интересы страны, когда к минимуму сведено действие реальных и потенциальных внутренних и внешних воздействий, кризисных ситуаций, природных катаклизмов и обеспечиваются благоприятные возможности для всестороннего развития личности, общества и государства.

В первые годы становления Российской Федерации как самостоятельного государства был принят закон Российской Федерации «О безопасности». Данный закон определил безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Следующим шагом в определении круга задач для обеспечения национальной безопасности России стала разработка Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Государственная стратегия экономической безопасности была разработана в целях обеспечения национальных интересов в области экономики и поддержания экономической безопасности страны.

В этом документе были отражены базовые положения экономической безопасности России.

Прежде всего, было определено, что Стратегия экономической безопасности является составной частью национальной безопасности страны в целом. Стратегия призвана обеспечить такое развитие экономики, при котором создались приемлемые условия для жизни и развития личности, социальной, экономической и военнополитической стабильности общества и сохранности целостности государства, способности противостояния внешним угрозам.

В Стратегии были сформулированы следующие угрозы экономической безопасности России:

- увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности;

- деформированность структуры российской экономики, включая разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала;

- возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

- криминализация общества и хозяйственной деятельности.

В качестве критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности России были сформулированы национальные интересы страны:

• способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

• приемлемый уровень жизни населения;

• устойчивость финансовой системы;

• рациональная структура внешней торговли;

• поддержание научного потенциала страны и сохранение ве-

дущих научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

• сохранение единого экономического пространства и разносторонних международных экономических отношений;

• создание экономических условий, исключающих криминализацию общества;

• определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

В части мер и механизмов экономической политики, направленных на обеспечение экономической безопасности предложены следующие положения:

1) разработка для реализации Стратегии количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, выход за пределы которых вызывают угрозу национальным интересам страны в сфере экономики;

2) важнейшие элементы механизма обеспечения экономической безопасности - мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;

3) учет проблем экономической безопасности в ходе разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны, государственных бюджетов, а также законодательных и иных нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности должна осуществляться по таким основным направлениям:

• выявление случаев, когда фактические и прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности;

• организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов;

• экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

Как мы видим, Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации способствовала восстановлению в России экономического роста на новой основе и с помощью новых инструментов рыночной экономики.

Кроме этого, следование принципиальным положениям Стратегии способствовало принятию взвешенных управленческих решений.

В настоящее время существенно повысились требования к национальным интересам России в области экономики.

Реализация национальных интересов России, как это определено в Концепции национальной безопасности, возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

В сфере экономики угрозы национальной безопасности носят комплексный характер и обусловлены сокращением ВВП, снижением инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющей и т.д.

Угрозу в социальной сфере составляет увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности.

Все это требует принятия кардинальных мер по обеспечению национальной безопасности страны.

В этих целях в последние годы решалась стратегическая задача по борьбе с бедностью населения страны. В связи с чем, были увеличены реальные доходы работников бюджетной сферы к 2008 году в 1,5 раза по отношению к росту цен на потребительские товары.

Были практические возможности увеличить в два раза объем ВВП России к 2012 году. Ведь объем ВВП напрямую связан с экономической безопасностью России, поскольку чем выше ВВП, тем больше общественных благ получает население страны.

Однако, кризис, начавшийся в мире в 2007 г. и охвативший Россию осенью 2008 г. внес отрицательные коррективы казалось бы уже решенную проблему.

В тоже время превентивные меры Правительства Российской Федерации в конце 2008 г., скорректировавшего бюджетную политику страны, предотвратили коллапс российской банковской системы и позволили выполнять в полной мере социальные обязательства государства перед населением.

Так принятые Правительством Российской Федерации первоначальные меры по преодолению последствий мирового кризиса оцениваются в сумме 2045-2145 млрд. рублей или 5,2-5,4% к ВВП. Что значительно выше идентичного показателя в развитых странах. Так, к примеру, в Японии данный показатель составил лишь 2,0 % к ВВП.

В следующем году работа по преодолению кризисных явлений будет продолжена.

Предполагается снижение дефицита федерального бюджета 2010 г. до 5-6 процентов ВВП против 8 процентов ВВП 2009 г.

Несмотря на жесткие объективные ограничения социальные расходы в 2010 году будут увеличены. Увеличится пенсия российских пенсионеров до 7 тыс. рублей или на 20-40 процентов. Причем будет проведена переоценка их прав за советский и дореформенный период. Если в 2009 г. на выплату пенсий расходуется 1,5 трлн. рублей, то в 2010 году будет израсходовано 2 трлн. рублей.

С 1 января 2010 года начнет работать программа по выплате материнского капитала, что следует учесть в расходах федерального бюджета примерно.

На образование и здравоохранение планируется увеличить бюджетные ассигнования федерального бюджета на 0,7 трлн. рублей.

Особо следует отметить, что расходы на безработицу и поддержку рынка труда составляют в текущем финансовом году 100 млрд. рублей, а учитывая экономические тенденции в следующем году эта цифра будет существенно увеличена.

В настоящее время 7,7 миллиона безработных, из которых зарегистрировано 2,2 миллиона человек. Остальным будет оказываться помощь через переобучение.

Все это планируется осуществить в условиях падения доходов федерального бюджета.

Все эти меры направлены на обеспечение стабильности в стране.

Как мы видим, экономическая безопасность не является какой-то абстрактной категорией.

Составляющими компонентами экономической безопасности являются такие компоненты: признание особых национально-государственных интересов и целей России (такие интересы существуют как в рамках границ страны, так и вовне); поддержание государственного сувернитета и самостоятельного развития; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковских системах, важнейших товаров рынков и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федеративного многонационального государства.

Защищенность же национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Российские ученые определяют экономическую безопасность как состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

Выделяют следующие виды экономической безопасности: финансовая, энергетическая, военная, оборонная, оборонно-промышленная, информационная и продовольственная.

Финансовая безопасность - это такое состояние финансовобанковской системы, при которой государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Структурными звеньями финансовой безопасности для России признаются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансовый рынок.

Энергетическая безопасность имеет особую значимость. Энергия - универсальный товар, обеспечивающий функционирование всей многогранной человеческой деятельности. Топливно-энергетический комплекс по данным за 2003 г. создает 35,5% всей промышленной продукции, 30% доходов федерального бюджета, более 56,4% всего экспорта. При этом прирост добычи нефти за последние годы в ВВП носил конъюнктурный характер и не мог быть продолжительным.

Падение же среднегодовой стоимости нефти до 41 доллара повлечет спад экономики в 2010 году до 8 процентов.

Оборонная безопасность характеризуется возможностью государства отражать внешние угрозы. В контексте этим следует определить геополитический статус России и оценить составляющие угрозы национальной безопасности: количественного и качественного состава армии, ее структуры, ее боевой и моральной готовности, состояния качества оборонных сооружений, обустройство границ, состояния и качественного состава всех видов сооружений.

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние оборонно-промышленного комплекса. Данное состояние характеризуется созданием современных видов вооружений и боевой техники, состоянием мощностей, способных производить вооружение, состояние научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.

Для отражения угроз экономическим интересам существует ряд приоритетных мер и целей. Решить задачи национальной экономической безопасности за счет силового фактора в настоящее время невозможно. В условиях глобализации мировой экономики, роста международной взаимозависимости все большую роль играет экономическая сила.

В результате принуждение все больше места уступает заинтересованности. В процедуру оценок уровня экономической деятельности включаются оценочные показатели. В качестве оценочных показателей признана система индикаторов. Индикаторы представляют собой количественное соотношение элементов и факторов хозяйственной деятельности. Среди них выделяют те, которые влияют на ход экономического развития различных элементов производства, отклонение от которых несет угрозы экономическим интересам. К таким показателям относят показатели развития финансовой системы страны, показатели благополучия социальной сферы, показатели успехов во внешнеэкономической деятельности.

Числовые значения индикаторов меняются во времени в зависимости от международной политической и военной ситуации. От степени вероятности возникновения тех или иных угроз, новых научно-технических открытий и потребностей людей, общества и государства. Отражая пределы допустимого колебания с позиции национальных интересов, они получили название пороговых.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что пороговые (критические) значения при оценке уровня экономической безопасности должны отражать сущностные, а не второстепенные черты состояния экономики и складывающихся в ней пропорций и состояний между элементами и факторами производства, полно и всесторонне отображать национальные интересы государства в развитии экономики. Они должны четко указывать тенденции и силы, противостоящие угрозами и защищающие национальные экономические интересы, обеспечивая при этом возможности международных сопоставлений. Критические значения должны быть конкретны и определенны, что давать однозначную характеристику фактического состояния хозяйственной деятельности с позиции экономической безопасности.

Процесс выделения пороговых значений многогранен. При принятии решений учитывается группа критических показателей, так как отклонение одного или двух параметров не всегда полно дают необходимую характеристику ситуации в экономике страны. Национальные особенности требуют большой осторожности использования унифицированных показателей, разработанных и применяемых за рубежом. Недопустимость выхода за критические точки экономического положения в одних странах, может быть допустима в других. В различных странах действуют свои методики сбора и обработки статистической информации, которые не всегда могут быть приемлемы для России. Нельзя не учитывать тот факт, что в официальной отчетности может быть допущено искажение важных показателей, характеризующих процесс функционирования экономики и динамику кризисного развития.

Одним из направлений экономической безопасности является анализ соотношения прироста ВВП на душу населения, поскольку динамичность экономических отношений характеризуется темпом развития экономики страны.

Оценка уровня экономической безопасности осуществляется путем сопоставления параметров фактического уровня с параметрами прогнозных оценок на предстоящую перспективу.

При выборе направлений экономической политики в целях обеспечения экономической безопасности может производиться срав-

нительный анализ со среднемировыми данными и данными о состоянии экономики определенных государств.

Из множества индикаторов необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки» развития экономики. Именно такие индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности представляют собой предельные величины каких-либо финансово-экономических индикаторов, превышение которых лишает экономику возможности функционировать в нормальном режиме.

В целях использования перечня пороговых значений на различных уровнях государственной системы на заседании секции экономической и социальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (1999 год) было принято решение формировать не единый перечень пороговых значений экономической безопасности, а систему перечней, различающихся по объектам применения и уровням рассмотрения, утверждения и применения.

Первая группа пороговых значений - пороговые значения макроэкономического характера первого уровня. Данная группа отражает главные, принципиальные черты национальных интересов страны в области экономики и угроз экономической безопасности. Эта группа пороговых значений имеет федеральное значение. Мнение российских ученых по данной группе таково, что число пороговых значений этой группы должно быть небольшим.

Вторая группа пороговых значений - пороговые значения макроэкономического характера второго уровня. Показатели этой группы раскрывают и дополняют характеристику показателей первой группы и также имеют федеральное значение.

Третья группа пороговых значений - пороговые значения функционального и отраслевого уровня. Они детализируют национальные интересы в области экономической безопасности до внутриотраслевого уровня и до уровня отдельных сфер экономики. В эту группу должны войти пороговые значения, характеризующие угрозы, стоящие на границе между экономической безопасностью и другими аспектами национальной безопасности. К таким аспектам можно отнести демографическую, социально-политическую, оборонно-промышленную безопасность, проблемы здоровья людей.

Данная группа пороговых значений имеет важное значение, так как они отражают проблемы жизни людей.

Четвертая группа пороговых значений - пороговые значения безопасности регионов. Экономика каждого региона имеет специфику, которая должна найти отражение при формировании перечня.

Следует сказать, что трудность создания пороговых значений заключается в том, что они не всегда поддаются расчетным действиям, математическим операциям. В связи с этим целесообразно использовать при их определении нормативный метод, метод экспертных оценок или метод аналогий с другими странами.

Для развитой рыночной экономики существуют, к примеру, максимально возможные пределы дефицита бюджета, пределы ассигнований на оборону, пределы безработицы, пределы в распределении богатства между богатыми и бедными.

При рассмотрении вопроса необходимости разработки пороговых значений индикаторов, следует обратиться к мнению американского ученого, лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева. В. Леонтьевым отмечалось, что переходная экономика подвергнута серьезным трансформациям при слабом развитии институтов и инструментов рыночной экономики. Переходная экономика лишена рулевого управления, не обладает необходимыми способами денежно-кредитного регулирования, поэтому требуются индикаторы

- ориентиры развития, определяющие границы негативных процессов, сигнализирующие о возможных сферах неблагополучия, понижения глобального уровня национальной безопасности.

Подтверждением данного мнения может служить августовский кризис 1998 г. При внешнем благополучии одного из индикаторов: рост потребительских цен прогнозировался в 1998 г. на 8%, увеличивался инфляционный прессинг на экономику из-за быстрого роста внутреннего долга. Часть затрат покрывалась за счет внутренних заимствований (ГКО), а не за счет включения всех затрат в цену продукции. Это приводило к искажению показателя изменения потребительских цен и фактического уровня инфляции. Невысокий и нереальный уровень инфляции был заложен в основу валютного коридора, что также не отражало действительную покупательную способность российской валюты. В связи с тем, что государство признало себя не платежеспособным по своим обязательствам, как

на внешнем, так и на внутреннем рынке (был объявлен дефолт), снизился курс рубля (в 3 раза), выросли потребительские цены (на 84%), что привело к снижению жизненного уровня населения (реальные доходы населения снизились на 30%), сократились золотовалютные резервы (с 24,6 млрд. долл. в начале 1998 г. до 11,0 млрд. долл. к концу 1998 г.). Также было утрачено доверие к банковской системе, поскольку государственные казначейские обязательства (ГКО), размещенные на финансовом рынке, признавались высоколиквидным (безрисковым) активом коммерческого банка. Государство повышало доходность ГКО, в то время как более рациональным решением, по - видимому, было бы девальвировать рубль. Основными покупателями ГКО на внутреннем рынке были коммерческие банки. В результате государство (заемщик) не смогло мгновенно погасить свои обязательства перед кредиторами, держателями ГКО, что привело к кризису ликвидности и платежеспособности банковской системы, снижению международного рейтинга Российской Федерации и оттоку инвестиций из страны. При этом следует отметить, что многие российские экономисты - аналитики такую ситуацию в российской банковской системе прогнозировали не менее чем за год до произошедшего дефолта.

Экономика имеет тысячи показателей, характеризующих ее состояние. К примеру, в официальных таблицах прогноза социально-экономического развития России используется более 300 показателей. Из такого количества показателей учеными Российской академии наук предлагается использовать показатели, которые можно было бы назвать индикаторами, обладающие наибольшей чувствительностью и способностью предупреждать общество о надвигающейся опасности. Это, прежде всего, три индикатора: потребительские цены, курс рубля и денежные доходы населения.

В более широком аспекте рекомендуются к применению 19 индикаторов, имеющих достаточно тесную взаимосвязь между собой: объем ВВП, сбор зерна, инвестиции в основной капитал (% ВВП), расходы на оборону (% ВВП), расходы на гражданскую науку (% ВВП), доля инновационной продукции, доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме производства, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении, соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения (разы), уровень безработицы, уровень монетизации (М2), государственный внутренний и внешний долг, доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, дефицит федерального бюджета (% ВВП), уровень инфляции, объем золотовалютных резервов на конец года, доля продовольствия, поступившего по импорту к общему объему продовольственных ресурсов, отношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения их в недрах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемая система пороговых значений, представляющих либо абсолютное, либо относительное их значение, отклонение от которых предупреждает об опасности перерастания угроз в системный кризис и ведет к дестабилизации экономики.

Перечень пороговых значений призван более полно отражать национальные интересы во всех важнейших сферах экономики: сфере реального сектора, демографии, социальной сферы, денежно-финансовой сферы, внешнеэкономической сферы, сферы региональной экономики, экологии, криминальной сферы.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности».

2. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений).

3. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации.

5. Абалкин Л.И. Избранные труды, «В поисках новой стратегии: К цели через кризис; Поиск пути в меняющемся мире; Интересы России, ее экономическая безопасность, бегство капитала; Углубление системного кризиса, социальные приоритеты государства и рынок, корпоративный рынок», Вольное экономическое общество России, Москва, «Экономика», т. 4, 2000 г., 799с.

6. Богомолов В.А. «Экономическая безопасность», Юнити,

Москва, 2006 г., 303 с.

7. Ведута Е.Н «Экономическая безопасность Российской Федерации», Издание Государственной Думы, Москва, 1997 г., 87 с.

8. Глазьев С.Ю. ,Российский экономический журнал «О концепции макроэкономической

политики в свете обеспечения экономической безопасности страны, «За критической

чертой», Национальный институт развития, Москва, 1996 г., 80-82 с.

9. Дзлиев М.И., А.Д. Урсул «Основы экономической безопасности России», «Экономика», 2003 г., 423 с.

10. Ершов М.В. «Экономический сувернитет России в глобальной экономике», «Экономика», 2005 г., 280 с.

11. Под общей редакцией Кушлина В.И., «Государственное регулирование», изд. РАГС, Москва, 2005 г., 828 с.

12. Под общей редакцией Лисова В.И. «Национальная экономика России», Москва, «Экономика», 2000 г., 477 с.

13. Сенчагов В.К. «Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие», «Финстатинформ», Москва, 2002 г., 123 с.

14. Сенчагов В.К. « Экономическая безопасность», изд. Дело, Москва, 2005 г., 895 с.

15. Журнал «Финансы, экономика, безопасность» № 11 (28) 2006 г., А. Некишев, В. Некишев «Технологический терроризм как угроза национальной безопасности», 48с., 25-30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.