Научная статья на тему 'Правовые аспекты оптимизации экономической безопасности хозяйствующих субъектов - участников ВЭД'

Правовые аспекты оптимизации экономической безопасности хозяйствующих субъектов - участников ВЭД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ УЧАСТНИКОВ ВЭД / ОБЪЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ-УЧАСТНИКИ ВЭД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY OF ECONOMIC ENTITIES PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / SECURITY OBJECTS / ECONOMIC ENTITIES PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ENSURING ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокобыльская В.К., Якимова И.А.

В данной статье обозначены основные принципы системы обеспечения экономической безопасности. Рассмотрены и проанализированы различные нормативно-правовые акты об "экономической безопасности", наиболее конкретно отражающие сущность этого процесса. А также сформулированы проблемы и предложены пути решения проблемы оптимизации экономической безопасности хозяйствующих субъектов участников ВЭД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белокобыльская В.К., Якимова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF OPTIMIZATION OF ECONOMIC SECURITY OF ECONOMIC ENTITIES - PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

This article outlines the basic principles of the system of economic security. Various normative-legal acts on "economic security" reflecting the essence of this process are considered and analyzed. The problems are formulated and the ways of solving the problem of optimization of economic security of economic entities participants of foreign economic activity are proposed

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты оптимизации экономической безопасности хозяйствующих субъектов - участников ВЭД»

УДК 33.024 ББК 65.422

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ - УЧАСТНИКОВ ВЭД

БЕЛОКОБЫЛЬСКАЯ В.К., ЯКИМОВА И.А. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия e-mail: belokobylskaya.v@bk.ru

Аннотация

В данной статье обозначены основные принципы системы обеспечения экономической безопасности. Рассмотрены и проанализированы различные нормативно-правовые акты об "экономической безопасности", наиболее конкретно отражающие сущность этого процесса. А также сформулированы проблемы и предложены пути решения проблемы оптимизации экономической безопасности хозяйствующих субъектов - участников ВЭД.

Ключевые слова: экономическая безопасность хозяйствующих субъектов - участников ВЭД, объекты безопасности, хозяйствующие субъекты-участники ВЭД, обеспечение экономической безопасности.

Актуальность. В последние годы политика санкций, а вследствие этого вынужденный поиск новых экономических партнеров на рынках развивающихся стран способствует развитию и адаптации законодательства к повышению экономической безопасности государств. А также является стимулом для повышения качества товаров ввозимых на территорию государства и беспроблемной замены санкционных товаров.

Цель работы. Выявить проблемы и предложить пути решения по оптимизации экономической безопасности хозяйствующих субъектов-участников ВЭД.

Материалы и методы. В работе использовались методы системного анализа, сравнительный метод, метод анализа и синтеза, которые потребовались для освещения основных вопросов и проблематики деятельности таможенных органов по организации экономической безопасности хозяйствующих субъектов-участников ВЭД.

Информационной базой работы стали нормативно-правовые акты и другие официальные документы (Конституция РФ, Таможенный кодекс ЕАЭС, Налоговый кодекс РФ), учебная литература, материалы периодической печати, электронные источники, авторефераты диссертаций.

Результаты исследования. В ходе работы была предложена разработка хозяйствующими субъектами-участниками ВЭД

внутрифирменного стандарта "Корпоративная

политика экономической безопасности" с включением в него необходимых понятий и процедур, целью которого является создание благоприятных условий для российских хозяйствующих субъектов-участников ВЭД (экспортёров, импортёров, производителей и потребителей товаров и услуг).

Обеспечение безопасности товаров, поступающих на российский рынок по импорту, является важнейшим направлением защиты жизни и здоровья населения Российской Федерации [4]. Обеспечение безопасности Российской Федерации - это устремлённая работа государственных и общественных институтов, а также граждан по обнаружению, предотвращению угроз безопасности личности, общества и государства и отпору им, что является обязательным и необходимым условием защиты национальных интересов России. Чтобы добиться высокого уровня обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, требуется создание и поддержание должностной степени

защищённости жизненно важных интересов всех объектов безопасности.

Выполнение этого направления реализуется в пределах государственной системы обеспечения безопасности ввозимых товаров. Её деятельность основывается на следующих принципах:

- Применение общих правил определения соответствия товаров необходимым

положениям и соблюдение внешнеторговых ограничений;

- Адекватность этих мер уровню сформированности национальной экономики страны, её материально-технической базы и степени научно-технического развития;

- Самостоятельность проверяющих органов в работе с производителями, продавцами и покупателями импортируемых товаров;

- Целостность системы и норм государственного контроля;

- Неприемлемость уменьшения соперничества при совершении государственного контроля;

- Непозволительность сочетания полномочий органов государственного контроля и членов внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

- Неосуществимость проведения одним органом государственного контроля разных его категорий;

- Недопустимость внебюджетного субсидирования государственного контроля за соблюдением торгового лимитирования;

- Соотношение взаимосвязанных показателей этой деятельности, учёт интересов государства, производителя и потребителя продукции.

По мнению начальника отдела валютного контроля Войналович Я.А., обеспечивать национальную безопасность страны не должно какое-либо одно государственное ведомство или служба, её необходимо поддерживать всей системой государственных органов, всеми составными частями и структурами экономики [1].

Действенная защита жизненно важных экономических интересов соответствующего объекта безопасности от угроз является главной задачей создания системы обеспечения экономической безопасности [2].

Понятие "система обеспечения безопасности ввозимых товаров" очень широкое и глубокое. Это целеустремлённая и очень серьёзная работа всех названных структур и звеньев, а также граждан по обнаружению и предотвращению угроз безопасности личности, общества и государства и борьбе с ними, то есть организация обеспечения национальной безопасности страны, которая проводится таможенными органами, плотно

взаимодействующими со многими

государственными ведомствами.

Для достижения высокого уровня обеспечения национальной безопасности РФ необходимо создание и поддержание должной

степени защищённости жизненно важных интересов всех объектов безопасности.

Системы обеспечения безопасности - это очень серьёзная работа, и организация обеспечения национальной безопасности страны не должна быть прерогативой какого-либо одного государственного ведомства или службы. Её нужно поддерживать всей системой государственных органов, всеми составными частями и структурами экономики, привлекая общественные институты, специализированные учреждения, а также граждан.

В системе обеспечения национальной безопасности важнейшее положение занимает система чётко отрегулированной

экономической безопасности, элементом которой является и порядок обеспечения безопасности ввозимых на таможенную территорию Союза товаров [5].

Данное направление деятельности государства, а именно обеспечение безопасности ввозимых товаров, напрямую зависит от оптимизации экономической безопасности хозяйствующих субъектов-участников ВЭД, так как с помощью каждого субъекта складывается общая безопасность государства во всех сферах жизнедеятельности.

Понятия безопасности, её объектов и субъектов отражены в Федеральном законом от 28.12.2010 №390-Ф3 "О безопасности", который контролирует следующее: деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, обнаружение, разбор и оценку угроз безопасности; установление главных тенденций государственной политики и стратегическое проектирование в сфере обеспечения безопасности; правовую регламентацию в этой области; подготовку и использование системы первоочередных и долгосрочных мер по выявлению, предотвращению и ликвидации угроз безопасности, ограничению и уничтожению результатов их выражения; применение особых экономических мер с целью обеспечения безопасности. А именно: налаживание научной работы в области обеспечения безопасности; разработка, выпуск и введение в строй действующих новых видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения для обеспечения безопасности; согласование в этом плане деятельности федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления; выделение

средств на ее обеспечение безопасности и проверка соблюдения их расходования по целевому назначению; интернациональное сотрудничество по этому вопросу, а также выполнение ряда других мероприятий, связанных с системой обеспечения безопасности, в соответствии с законодательством РФ.

В качестве объектов безопасности по вышеназванному закону выступают

государство, общественные организации и объединения. В законе, однако, отсутствуют понятия " организация" как отдельный хозяйствующий субъект предпринимательства и "экономическая безопасность" касательно государства и отдельных хозяйствующих субъектов (организаций) - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

А решать вопросы экономической безопасности с включением её нормативно-законодательных гарантии требуется не только вести как на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, но и на уровне отдельно взятых хозяйствующих субъектов -коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Особенно эта проблема злободневна для хозяйствующих субъектов - субъектов ВЭД, для которых экономическая безопасность - это отражение научно-технических,

технологических, производственных и кадровых возможностей от энергичных или пассивных экономических угроз, появляющихся как на внутреннем, так и на межнациональном рынке.

На сегодняшнем этапе развития российской экономики цель экономической безопасности организаций - участников ВЭД результативная деятельность в обстановке международного обострения политических отношений, обеспечение безостановочной финансово-стабильной ВЭД.

В условиях обязательности действенного функционирования на мировом рынке главными задачами экономической безопасности хозяйствующих субъектов-участников ВЭД становятся: соблюдение соответствующего нормам ритма изготовления и сбыта продукции; упреждение вещественного и финансового ущерба; непозволительность неразрешённого доступа к вспомогательной информации; противодействие нечестной конкуренции и преступным проявления на внутреннем и на международном рынках.

Российским организациям надлежит соблюдать требования Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регламентирующего порядок и условия реализации мер по предотвращению банкротства, обеспечивать систему выполнения сообразных процедур и выдержать другие взаимоотношения, образующиеся в случаях, когда должник не в состоянии удовлетворить полностью требования кредиторов.

Ряд тезисов закона " О несостоятельности (банкротстве)", например, регулирует пропорции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с участием зарубежных представителей в качестве кредиторов. В нашей стране с международными договорами признаются решения судов иностранных государств по делам о банкротстве, а это даёт возможность обеспечить безопасность отечественных хозяйствующих субъектов-членов ВЭД.

Положения ТК ЕАЭС также создают условия для обеспечения экономической безопасности деятельности организаций-участников ВЭД; в единую таможенную территорию Союза входят территории Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Таможенные органы имеют право получать сведения о предприятиях - участниках ВЭД занимающихся перемещением товаров через таможенную границу, либо осуществляющих предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, так как они выполняют экспортный, валютный и радиационный контроль. В том числе, они вправе иметь доступ к информации об учредителях организации и государственной регистрации об открытых банковских счетах и имуществе, применяемом в бизнесе, о координатах организации и области внешнеэкономической деятельности и платежеспособности хозяйствующих субъектов, работающих в сфере таможенного дела, и идентификационном номере

налогоплательщика.

В отличие от других организаций хозяйствующие субъекты-участники ВЭД в своей работе и в ходе решения задач обеспечения экономической безопасности опираются также, кроме названных законодательно-нормативных документов, на Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности". В данном Федеральном законе обозначены основы государственного упорядочения

внешнеторговой деятельности субъектов РФ с целью предоставления им выгодных условий для внешнеторговой деятельности и защиты экономических и политических интересов нашего государства.

На наш взгляд, хозяйствующий субъект-участник ВЭД должен разработать свои внутрифирменные стандарты " Корпоративная политика экономической безопасности". Основой разработки таки стандартов должны стать перечисленные выше законодательные документы.

Цель торговой политики, которая важнейшей частью экономической политики РФ, создание выгодных условий для российских хозяйствующих субъектов-участников ВЭД (экспортёров, импортёров, производителей и потребителей товаров и услуг).

Виды угроз, противодействующие обеспечению экономической безопасности страны:

- Внешние угрозы зависят от внешней среды организации (например, работа спецслужб по поиску финансовых данных, промышленная слежка, мошенничество и другие незаконные воздействия, организованная преступность.

- Внутренние угрозы находятся в зависимости от внутренней среды организации и предполагают: неправомерные действия сотрудников, в ущерб компании (примером может выступать нарушения режима коммерческой тайны), отсутствие четко установленных правил внутренней безопасности в компаниях, низкий уровень профессионального образования сотрудников, неразумное применение активов и финансовых средств.

Факторы, которые негативно влияют на экономическую безопасность:

- Низкий уровень конкурентоспособности;

- Неблагоприятный инвестиционный и международный климат;

- Нестабильность экономического состояния;

- Отрицательная динамика производства [3].

Для облегчения доступа российских

организаций на рынки иностранных государств Правительство РФ принимает меры по созданию системы экономической безопасности для облегчения доступа и вступает для этого в двусторонние и многосторонние переговоры,

заключает международные договоры, а также является участником создания международных организаций и межправительственных комиссий и в их работе. В развитии внешнеэкономических связей эти структуры призваны оказывать помощь.

Экономическую безопасность российских хозяйствующих субъектов - участников ВЭД и их внешнеэкономические интересы в иностранных государствах поддерживают дипломатические представительства,

консульские учреждения и торговые представительства РФ.

Экономика России сегодня характеризуется совершенно новыми ориентирами,

отрицательно влияющими на экономическую безопасность организаций: их поглощение, банкротство против воли, нескрываемый подрыв системы управления ими, с целью захвата контроля над организацией. Часто случается, что, несмотря на успешное и продуктивное функционирование, организация становится объектом процедуры банкротства, подвергается внешнему управлению, а это нередко кончается сменой её собственника [6].

Наиболее распространенные способы поглощения, применяемые в России, являются: захват организации с помощью осуществления подкупа наиболее важных персон в компаниях (ведущих менеджеров), тем самым установление контроля за всеми финансовыми потоками. Еще одним способом является выкуп акций различными способами, а также может нарушаться законодательство при

осуществлении подготовки и проведения собрания акционеров для оказания большего влияния.

Общеизвестно, что интересы собственников организации не всегда совпадают с интересами её сотрудников. И это обстоятельство становится одной из главных причин банкротства большинства современных организаций, руководители которых

пренебрегают вопросами обеспечения экономической безопасности бизнеса.

Конкурентам, в том числе и зарубежным, не составляет трудности подкупить не только менеджеров, но и низкооплачиваемых работников. Чаще всего их чреватые опасностью действия состоят в предоставлении соперникам и заинтересованным лицам сведений, которые можно использовать во вред экономической безопасности организации.

Таблица

Понятия и процедуры по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов -участников ВЭД_

Понятия и процедуры Краткая характеристика

Внешние угрозы экономической безопасности Зависят от внешней среды организации (например, работа спецслужб по поиску финансовых данных, промышленный шпионаж, мошенничество и другие незаконные воздействия, организованная преступность.

Внутренние угрозы экономической безопасности Находятся в зависимости от внутренней среды организации и предполагают: неправомерные действия сотрудников, в ущерб компании (примером может выступать нарушения режима коммерческой тайны), отсутствие четко установленных правил внутренней безопасности в компаниях, низкий уровень профессионального образования сотрудников, неразумное применение активов и финансовых средств.

Факторы, влияющие на экономическую безопасность Низкий уровень конкурентоспособности; неблагоприятный инвестиционный и международный климат; Нестабильность экономического состояния; Отрицательная динамика производства.

Причины экономической незащищённости организаций -участников ВЭД Отсутствие внутрифирменного стандарта "Корпоративная политика экономической безопасности организации"; Некомпетентность и нарушение руководителями и управленцами высшего звена федеральных законов и нормативных актов; Неимение правильно организованного маркетинга

В ходе изученных данных была составлена таблица, из которой можно сделать выводы, что самыми распространёнными причинами экономической незащищённости многих организаций - участников ВЭД являются:

- Отсутствие внутрифирменного стандарта " Корпоративная политика экономической безопасности организации";

- Некомпетентность и нарушение руководителями и управленцами высшего звена федеральных законов и нормативных актов, упорядочивающих функционирование их на международном уровне;

- Неимение правильно организованного маркетинга, сегментирования рынка, бюджетирования, стратегического планирования, финансового и управленческого разбора, всеобъемлющего внутрифирменного контроля за качеством выпускаемых товаров (оказываемых услуг), комплексного денежного

руководства бизнесом, и, в связи с этим, неумение находить и привлекать требуемые инвестиционные ресурсы.

Итак, какую особенность мы наблюдаем на сегодняшнем этапе становления российской экономки? Мы видим, что хозяйствующие субъекты-участники ВЭД испытывают внешние и внутренние угрозы, осуществление которых может привести к отрицательным последствиям, вплоть до банкротства. Поэтому таким организациям необходимо подготовить собственную концепцию экономической безопасности в форме внутрифирменного стандарта "Корпоративная политика экономической безопасности", - в соответствии с требованиями международного, федерального и регионального законодательств, документа регламентирующего, в том числе, и деятельность хозяйствующих субъектов-участников ВЭД.

Список литературы

1. Беляева Е.Н. Актуальные вопросы функционирования таможенных органов / Е.Н. Беляева, Я.С. Войналович // Академический вестник. - 2007. - №5. - C. 44-47.

2. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования /М.Я. Корнилов. -М.: РАГС, 2007. - 152 с.

3. Кузнецова Г.В. Россия в системе международных экономических отношений: учебное пособие /Г.В. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2019. - 314 с.

4. Липатова Н.Г. Таможенный контроль товаров: запреты и ограничения /Н.Г. Липатова, Е.Г. Анисимов. -М.: РАГС, 2012. - 134 с.

5. Прохожева А.А. Общая теория национальной безопасности /А.А. Прохожева. - М.: РАГС, 2009. - 354 с.

6. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность: учебное пособие /В.Ш. Уразгалиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 675 с.

LEGAL ASPECTS OF OPTIMIZATION OF ECONOMIC SECURITY OF ECONOMIC ENTITIES - PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

BELOKOBYLSKAYA V.K., YAKIMOVA I.A. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: belokobylskaya.v@bk.ru

Abstract

This article outlines the basic principles of the system of economic security. Various normative-legal acts on "economic security" reflecting the essence of this process are considered and analyzed. The problems are formulated and the ways of solving the problem of optimization of economic security of economic entities - participants of foreign economic activity are proposed.

Keywords: economic security of economic entities - participants of foreign economic activity, security objects, economic entities - participants of foreign economic activity, ensuring economic security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.