S «
S
s о
X
S
л S
о
X X
W
s
Он
со О
и
W
£
0
с
W
3
1
л
<
£ н
УДК 339.543.4
методика применения таможенно-тарифного регулирования с учетом статистического анализа рисков экономической безопасности
Графова Евгения Михайловна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебно-методического отдела, e-mail: [email protected]
В статье на основе статистических методов проведен анализ потенциальных рисков экономической безопасности внешнеэкономической деятельности. Автором предложена методика таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом статистического анализа рисков экономической безопасности в контексте государственного регулирования экспортных и импортных операций
Ключевые слова: экономическая безопасность; таможенно-тарифное регулирование; внешнеэкономическая деятельность; зеркальная статистика; импорт; экспорт
the method of application of customs-tariff regulation with regard to statistical risk analysis and economic security
Grafova Evgeniya M.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Educational-Methodical Division, e-mail: [email protected]
On the basis of statistical methods the article it is conducted an analysis of potential risks to economic security in foreign economic activity. The author suggests a methodology of customs-tariff regulation of foreign economic activity taking into account statistical risk analysis and economic security in the context of state regulation of export and import operations. This technique has practical significance as it is directed on development of economy of the Russian Federation and ensuring an acceptable level of economic security of the country
Keywords: economic security; customs-tariff regulation; foreign trade; mirror statistics; import; export
Для цитирования: Графова Е.М. Методика применения таможенно-тарифного регулирования с учетом статистического анализа рисков экономической безопасности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 48-51.
Проблемы обеспечения экономической безопасности активно обсуждаются политиками, учеными, практиками различных сфер деятельности на протяжении уже двух десятилетий, однако не все аспекты в этой области имеют достаточную теоретическую и методологическую проработку. К ним относятся вопросы идентификации, анализа, оценки и противодействия рискам и угрозам экономической безопасности во внешнеэкономической сфере. И особенно это актуально в связи с введением западных санкций и попытками воздействия на Россию на мировом рынке энергоресурсов.
Как известно, экономика России все еще ориентирована на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной машиностроительной продукции и готовых потребительских товаров [1]. Исходя из этого, проблемы импортной зависимости и сырьевой ориентации экспорта продолжают оставаться весьма острыми, а исследование этих проблем - актуальным [2]. В этой связи исследование анализа потенциальных рисков экономической безопасности, в контексте государственного регулирования экспортных и импортных операций, а также выработка механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности являются крайне важными.
Сегодня сложно припомнить время, когда роль нефти в международных отношениях, ее влияние
на экономику и политику не являлись бы одними из центральных тем, особенно касаемо нашей страны. При экспорте нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, нефтяные компании уплачивают вывозные таможенные пошлины, за счет которых, в том числе, формируются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Падение цен на нефть за последний период и введение санкций против России существенно увеличивают риск неэффективного выполнения параметров федерального бюджета в части нефтегазовых доходов. До кризиса отсутствие обоснованной системы риск-менеджмента государственного регулирования экспорта энергоресурсов компенсировалось высокими ценами на нефть, но сейчас это уже становится прямой угрозой экономической безопасности.
В настоящее время, по мнению автора, потенциальными рисками экономической безопасности, в части государственного регулирования экспорта топливно-энергетических товаров, являются: риск отсутствия государственного регулирования (контроля) деятельности посредников-нефте-трейдеров и риск нерационального расходования энергоресурсов.
Одним из методов выявления потенциальных рисков недостоверного декларирования
в товарном разрезе, применяемых Федеральной таможенной службой России, является метод зеркальной статистики, заключающийся в сопоставлении данных об экспорте и импорте стран - торговых партнеров [3]. Метод зеркальной статистики используется, в первую очередь, для выявления несоответствия между объемами ввозимых в Россию видов товаров, по данным таможенной статистики зарубежных стран и по информации российских таможенных органов, поскольку ставка таможенной пошлины зависит от кода товара.
Автор предлагает расширить область применения метода зеркальной статистики в контексте выявления описанных выше потенциальных рисков экономической безопасности. На основе сопоставления экспорта отечественных энергоресурсов, по данным таможенной статистики внешней торговли России и статистики внешней торговли стран ее торговых партнеров, выявлены ключевые страны-посредники, участвующие в перераспределении потоков товаров нефтегазового сектора из России, также проведена оценка объемов перераспределения указанных товарных потоков и неучтенных доходов компаний нефтегазового сектора.
Таким образом, в результате сопоставительного анализа экспорта России в страны-партнеры и соответствующего импорта из России, описанного автором в одной из работ [4], выявлено существенное перераспределение товарных потоков энергоресурсов, и на основе кластерного анализа определен небольшой круг стран, являющихся посредниками. Наибольший потенциальный риск связан с имеющими льготный режим налогообложения странами (с безусловным лидером - Нидерландами), через которые перепродаются огромные объемы нефти и нефтепродуктов. Существует потенциальный риск, что в указанных странах расположены аффилированные с российскими нефтяными компаниями фирмы-посредники, которые, с одной стороны, получают неучтенные доходы, а с другой - могут быть блокированы в рамках санкционной политики. В результате последующего нарушения логистических цепочек доставки российских энергоносителей, ареста счетов компаний-посредников, доходы федерального бюджета могут серьезно уменьшиться, что отразится на экономической безопасности. Несмотря на то, что существует широкий перечень возможных источников расхождений, полученные высокие показатели, характеризующие относительные объемы перепродажи российских энергоресурсов, сигнализируют о наличии данной проблемы.
Таким образом, статистический метод выявления указанных выше потенциальных рисков экономической безопасности, основанный на сопоставлении данных зеркальной статистики внешней торговли энергоресурсами, и выявленные потенциальные риски сигнализируют о необходимости применения соответствующих управленческих решений на уровне государства, включая корректировку мер таможенного регулирования.
Как известно, таможенная политика, основанная на механизмах тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства, нацелена, в частности, на решение таких задач, как защита отечественной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение поступлений таможенных платежей в бюджет России и рационализация товарной структуры импорта товаров, включая создание условий для обеспечения российских потребителей стратегически важными товарами, а производителей -необходимым высокотехнологическим оборудованием, не имеющим отечественных аналогов.
В связи с вышесказанным важной и актуальной задачей в сфере экономической безопасности является оценка рисков нежелательного изменения количества участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих импортные поставки.
В банковской практике активно применяется оценка депозитного риска, под которым понимается риск массового отзыва депозитов. Результатом такого массового досрочного возвращения денежных средств могут быть существенные финансовые потери, вплоть до банкротства. По аналогии с депозитным риском автором, на основе статистического метода, проведена оценка рисков массового сокращения участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих импортные поставки, на примере Южного таможенного управления ФТС России. Массовое прекращение импортных операций по определенным товарным позициям может быть вызвано конъюнктурой рынка или изменениями в таможенной политике. С точки зрения экономической безопасности, последствия такой ситуации могут включать в себя следующие риски: невыполнение планового задания по таможенным платежам и сокращение до недопустимого минимума объемов стратегически важных импортных продуктов (например, продовольствия, жизненно необходимых лекарств, оборудования), которые не могут быть замещены отечественными аналогами.
Проведенное исследование методом статистического анализа оценки риска сокращения импортных поставок, привело автора к следующему выводу, что при высокой вероятности сокращения числа участников ВЭД по стратегически важному направлению товаров возникают риски экономической безопасности (нехватка продовольствия, медикаментов и так далее). Одним из механизмов управления данным риском могут быть меры тарифного или нетарифного регулирования. В первом случае можно рассматривать возможность снижения таможенных пошлин на данный вид товаров, во втором - предоставлять льготы определенным странам для стимулирования импорта этих товаров. Наряду с вышесказанным, при данном сценарии, внутри страны следует интенсифицировать процесс импортозамещения.
Если высока вероятность увеличения числа участников, совершающих импортные операции
в рамках определенных товарных позиций, то возникают риски экономической безопасности, связанные с вытеснением отечественных производителей с внутреннего рынка. В этом случае имеет смысл рассмотреть вопрос о повышении ставок таможенных пошлин в данном товарном сегменте, что приведет, с одной стороны, к увеличению доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, а с другой - защитит отечественное производство.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время экономика России ориентирована на экспорт топлива и сырья, импорт высокотехнологичной машиностроительной продукции и готовых потребительских товаров. Вследствие этого проблемы сырьевой ориентации экспорта и импортной зависимости продолжают оставаться весьма острыми, а исследование этих проблем - актуальным. В этой связи существует необходимость в разработке методики применения таможенно-тарифного регулирования с учетом статистического анализа рисков экономической безопасности внешнеэкономической деятельности для более эффективного включения экономики России в мировое хозяйство.
Основным элементом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В настоящее время действующий механизм в сфере установления таможенных тарифов не учитывает всех особенностей обеспечения экономической безопасности. Тем не менее на основе данного механизма можно построить методику определения того или иного уровня таможенной защиты. Для обеспечения заданного уровня экономической безопасности можно сформировать следующую методику введения или изменения таможенного тарифа, куда войдут:
Оценка критериев и показателей экономической безопасности страны в условиях введения нового таможенного тарифа или проведение мониторинга показателей экономической безопасности на текущий период развития страны.
Оценка уровня снижения показателей критериев обеспечения внешнеэкономической безопасности.
Оценка потенциального влияния уровня таможенных тарифов на каждый конкретный рассматриваемый критерий с учетом таких показателей, как средневзвешенный тариф на данную категорию товаров, исходя из прогнозируемых объемов поставок и уровня спроса на товар в стране. Кроме того, следует произвести оценку с учетом средне- и долгосрочного прогнозирования, а это требует
проведения отдельных специальных исследований, так как дальнейшая постоянная корректировка может привести к потере интереса импортера или экспортера к поставке товара в виду неопределенности условий перемещения этого товара через таможенную границу.
В условиях решения задачи обеспечения экономической безопасности в механизм установления таможенной пошлины следует включить следующие пункты, это:
Оценка условий для экспорта-импорта товара с точки зрения соотношения возможностей национального производства товаров, подлежащих таможенному обложению, и возможностей международного производства данного товара. При этом следует оценивать такие факторы, как значение данного товара для обеспечения безопасности страны в мирных и военных целях, для развития экономики страны и оценки его влияния на развитие отраслей народного хозяйства, для удовлетворения спроса населения и выявления соотношения национального и импортируемого продукта в удовлетворении спроса. При оценке данной позиции следует оценивать также:
- возможность производства данного товара на территории страны и проведение анализа издержек производства и соотношения потерь от перехода к импорту;
- оценку потерь национальных производителей от импорта товара и потерь фискального характера;
- оценку потенциального изменения критериев обеспечения экономической безопасности.
Выработка обоснованной позиции для разработки законодательных актов, разработки мер государственного регулирования внешней торговли в целях обеспечения экономической безопасности.
Оценка возможности более глубокой дифференциации кода ТН ВЭД с целью выделения производств, нуждающихся в поддержке для разработки государственных мероприятий.
Определение вида таможенной пошлины, размера ставки и состава других мер таможенного регулирования внешней торговли с учетом проведенного анализа влияния на обеспечение экономической безопасности.
Определение возможности применения мер нетарифного характера для регулирования импортно-экспортных операций с данной категорией товаров в целях обеспечения оптимального соотношения применения таможенного тарифа и обеспечения экономической безопасности.
Установление рационального сочетания тарифных мер регулирования с учетом уровня таможенной пошлины, таможенных сборов и внутренних налогов, взимаемых при импорте или экспорте данного товара, на основе определения возможности применения мер нетарифного или паратарифного характера.
Рассмотрение и утверждение Правительством РФ разработанного комплекса тарифных
и нетарифных мер внешнеэкономического регулирования перемещения указанной категории товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Подготовка комплекса мер по обеспечению соблюдения утвержденных тарифных мер таможенного регулирования внешней торговли.
Комплексный анализ изменения показателей обеспечения экономической безопасности и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о корректировке разработанного комплекса тарифных мер.
Таким образом, разработанная автором методика таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом статистического анализа рисков экономической безопасности, в контексте государственного регулирования экспортных и импортных операций, имеет практическую значимость, так как направлена на развитие экономики Российской Федерации и обеспечение приемлемого уровня экономической безопасности страны.
Библиографический список:
1. Графова Е.М. Таможенно-тарифное регулирование в обеспечении экономической безопасности России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени
B.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2005. № 1 (23).
2. URL: http://www.justeconomic.ru/jusecs-631-1.html
3. Каульбарс А.А. Разработка комплексного подхода к оценке существующих рисков недостоверного декларирования товаров // Финансы. 2007. № 4. С. 27.
4. Графова Е.М. Метод зеркальной статистики в контексте выявления потенциальных рисков экономической безопасности в сфере таможенного регулирования нефтегазовых доходов // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: матер. науч.-практ. конф. в 2-х ч. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2014. Ч. 1.
C. 330-341.