Научная статья на тему 'Методологические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом рисков экономической безопасности'

Методологические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом рисков экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CUSTOMS REGULATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES / RISKS OF ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцев О. Е., Графова Е. М., Удовенко С. П.

Рассматриваются вопросы формирования и совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешней торговли с учетом рисков экономической безопасности в условиях интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Учет вышеперечисленных факторов и выполнение приоритетных задач будут способствовать совершенствованию таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и минимизации рисков экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрявцев О. Е., Графова Е. М., Удовенко С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of customs regulation of foreign trade activities taking into account the economic security risks

The article considers the questions of formation and improvement of customs-tariff regulation of foreign trade, taking into account risks to economic security in the conditions of integration of Russian Federation into the world economy. The consideration of the above factors and priorities will contribute to the improvement of customs-tariff regulation of foreign economic activities and minimize risks of economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом рисков экономической безопасности»

УДК 33 ББК 65

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТы ТАМОЖЕННОГО регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом рисков экономической безопасности

олег Евгеньевич кудрявцев,

профессор кафедры информатики и информационных таможенных технологий Ростовского филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», доктор физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected];

евгения михайловна графова,

начальник учебно-методического отдела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия»

E-mail: [email protected];

сергей Петрович удовенко,

профессор кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке ниион

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования и совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешней торговли с учетом рисков экономической безопасности в условиях интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Учет вышеперечисленных факторов и выполнение приоритетных задач будут способствовать совершенствованию таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и минимизации рисков экономической безопасности России.

Ключевые слова: таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, риски экономической безопасности, индекс экономической безопасности

Annotation. the article considers the questions of formation and improvement of customs-tariff regulation of foreign trade, taking into account risks to economic security in the conditions of integration of Russian Federation into the world economy. The consideration of the above factors and priorities will contribute to the improvement of customs-tariff regulation of foreign economic activities and minimize risks of economic security of Russia.

Keywords: customs regulation, foreign economic activities, risks of economic security, economic security index

В настоящее время на формирование таможенной политики России накладывает свой отпечаток множество факторов, определяемых расширением внешнеторговых связей, членством в международных интеграционных организациях, сложной геополитической ситуацией.

Образование интеграционных процессов Российской Федерации обусловлено такими факторами как:

близость уровней экономического развития стран СНГ и государств бывшего СССР и социалистического лагеря, а также степени развития рыночной экономики интегрирующихся стран;

географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы или связывающих океанских или

чаще всего морских пространств, позволяющих наладить беспрепятственный обмен товарами между странами интеграционного блока;

• наличие сложившихся исторически экономических и этнографических связей, что в настоящий момент наблюдается в связи с образованием Таможенного союза;

• наличие географически-политических условий для интеграции, что обусловлено не только наличием налаженных экономических связей, но и возможностью организовать оптимальную и эффективную торговлю с минимумом транспортных и производственных затрат, а также с востребованностью продукции у потенциального контрагента по интеграционному процессу;

• общность экономических, социальных и иных проблем, стоящих перед странами в области экономического развития, финансирования, государственного регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

• «демонстрационный эффект», носящий характер по существу «рекламного» действия, направленного на формирование за счет достигнутого положительного экономического эффекта, примера для дальнейшей интеграции;

• «эффект домино»: на основе уже осуществленной интеграции одних государств региона, другие государства рано или поздно должны будут включится в данный интеграционный процесс.

На взгляд авторов, одним из основных направлений в области совершенствования таможенно-тарифного регулирования при импорте товаров в 2016-2018 гг. должна стать оптимизация импортного таможенного тарифа с учетом международных обязательств РФ, в том числе с учетом регулирования таможенных тарифов в условиях функционирования Евразийского экономического союза, при одновременной защите конкурентоспособных отечественных предприятий. Следует отметить, что линейная эскалация Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в зависимости от степени переработки товаров (чем выше степень переработки товаров, тем выше ставка таможенной пошлины) необязательно может привести к росту отечественной экономики. Например, повышение ставки на комплектующие, используемые в отечественном производстве, неизбежно приведет к повышению себестоимости готовой продукции и снижению конкурентных преимуществ с импортными аналогами даже после применения ввозных таможенных пошлин.

При разработке мер тарифного и нетарифного регулирования необходимо учитывать риски экономической безопасности во внешнеэкономической сфере. В настоящее время наиболее распространённым направлением исследований является разработка индикаторов оценки экономической безопасности и их порого-

вых значений. В рамках данного подхода, направления развития экономики должны быть скорректированы, если фактические значения индикаторов выходят пороговые оценки [1]. Для проведения качественного мониторинга экономической безопасности России в Институтом экономики РАН были выделены 4 группы индикаторов (подробнее см. [2]), одна из которых относится внешнеэкономической сфере (см. табл. 1). На взгляд авторов, существующая система индикаторов не в полной мере описывает риски экономической безопасности во внешнеэкономической сфере и должна быть расширена. Риски экономической безопасности следует рассматривать в рамках ключевых отраслей российской экономики (см. табл. 2).

Таблица 1.

индикаторы экономической безопасности во внешнеэкономической сфере

Наименование индикаторов

доля импортного продовольствия, %

отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга, % к ВВП

внешний корпоративный долг к годовому объему экспорта, %

сальдо внешнеторгового баланса, %

Дефицит

Профицит

Таблица 2

ключевые отрасли рф, сгруппированные по кодам Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза

Код ТНВЭД ЕАЭС Наименование товарной отрасли

ВСЕГО:

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

25-27 Минеральные продукты

28-40 Продукция химической промышленности, каучук

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь

71 Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

72-83 Металлы и изделия из них

84-90 Машины, оборудование и транспортные средства

68-70, 91-97 Другие товары

В настоящее время в сфере установления таможенных тарифов действует следующий механизм установления пошлины (см. рис. 1). Однако он не учитывает всех параметров обеспечения экономической безопасности. Тем не менее он дает общий подход определения того или иного уровня таможенной защиты. Для оптимизации указанного алгоритма авторами предлагается расширить существующую систему индикаторов экономической безопасности и наряду с существующими пороговыми характеристиками построить сводный индекс экономической безопасности во внешнеэкономической сфере.

В качестве целевых показателей в указанный индекс можно ввести следующие индикаторы риска (первые 4 входят в существующую систему индикаторов, см. табл. 1):

• доля импортного продовольствия во всех продовольственных ресурсах, %

• сальдо внешнего торгового баланса, в % к ВВП

• отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга, % к ВВП

• внешний корпоративный долг к годовому объему экспорта, %

• индекс Херфиндаля диверсификации экспорта, вычисляемый по основным 10 отраслям (табл. 2)

• индекс Херфиндаля диверсификации импорта, вычисляемый по основным 10 отраслям (табл. 2)

• индекс Херфиндаля диверсификации импорта по странам-импортерам, вычисляемый для каждой из 10 отраслей (табл. 2)

• для ключевых секторов экономики России с точки зрения экономической безопасности (машиностроение; станкостроение; фармацевтика; химическая промышленность; медицинская техника и оборудование; сельское хозяйство и продовольствие; текстильная промышленность; 1Т-сектор; обрабатывающая промышленность) определить индикаторы зависимости каждого сектора от импорта (подробнее см. [3]);

• для экспорта и импорта профилирующих товарных позиций рассчитанные на основе данных зеркальной статистики (соответствующие формулы можно найти в [4]):

1. коэффициенты итогового расхождения импортеров (5Ф+) и итогового расхождения экспортеров (5Ф-) по физическим объемам,:

2. коэффициенты итогового расхождения импортеров (5С+) и экспортеров (5С-) по стоимости.

• риск недопустимого сокращения участников внешнеэкономической деятельности, импортирующих товары, которые не производятся на территории ЕАЭС (метод расчета показателя описан в [5].

Следующим шагом следует определить репрезентативную выборку стран (15-20 стран), с которыми мы хотим сравнить уровень риска экономической безопасности России.

После вычисления для каждой страны составляющих показателей х1, которые будут входить в индекс, необходимо провести нормализацию, основанную на линейном преобразовании:

У1 =

ипт

х1тах~х(т1п

где yi — нормализованное значения показателя х1, хтах и хтах — минимальное и максимальное возможные значения показателя хг Если значение хтах показателя xi отвечает наивысшему уровню риска экономической безопасности, то нормализованное значение yi равное 1 будет соответствовать наибольшему риску, а 0 — наименьшему. В противном случае, следует применять другую формулу нормализацеии:

В результате, зависимость уровня экономической безопасности от всех нормализованных показателей будет прямой и наименьший риск для каждого показателя после нормализации будет соответствовать 1.

Обозначим через ау нормализованное значение показателя j для страны i Все возможные составляющие индекса заполняют матрицу

Для каждой страны i вычисляется индекс:

Затем объекты наблюдения ранжируются по значениям индекса Fi от наименьшего к наибольшему. Следующим шагом является декомпозиция индексов наиболее высоких и наиболее низких стран в рейтинге, для понимания роли каждой составляющей в индексе.

Таким образом, динамически проводя подобный анализ результатов таможенной политики можно:

• наблюдать изменения индекса экономической безопасности России и определять место России в рейтинге экономической безопасности;

рис. 1. Механизм установления импортной пошлины

• выбирать направления минимизации рисков экономической безопасности и ориентиры для целевых значений индикаторов риска;

• исследовать корреляцию между существующими индикаторами риска, исключить дублирующие индикаторы;

• апробировать новые индикаторы риска;

• в динамике отслеживать нежелательные изменения индикаторов риска и предпринимать корректирующие действия.

При разработке мер тарифного и нетарифного регулирования, включая санкции и контрсанкции, следует проводить имитационное моделирование значений системы индикаторов риска экономической безопасности во внешнеэкономической сфере, в зависимости от возможных сценариев развития мировой экономики и сценариев таможенной политики.

В условиях решения задачи снижения рисков экономической безопасности в алгоритм имитационного моделирования возможных последствий установления определенной ставки таможенной пошлины следует включить следующее:

1. Оценка условий для экспорта-импорта товара с точки зрения соотношения возможностей национального производства товаров, подлежащих таможенному обложению и возможностей международного производства данного товара. При этом следует оценить такие факторы как: значение данного товара для обеспечения безопасности страны в мирных и военных, для развития экономики страны и оценка его влияния на развитие отраслей народного хозяйства, для удовлетворения спроса населения и соотношение национального и импортируемого продукта в удовлетворении спроса.

При оценке данной позиции следует оценить также:

• возможность производства данного товара на территории страны и проведение анализа издержек производства и соотношения потерь от перехода к импорту;

• оценка потерь национальных производителей от импорта товара и потерь фискального характера;

• оценка эластичности замещения импортных товаров отечественными и наоборот;

• оценка потенциального изменения критериев обеспечения экономической безопасности.

2. Статистическая оценка эластичности спроса по импорту и по экспорту по методике из [6] с целью

анализа диспропорций во внешней торговли и чистых издержек, связанных с существующей структурой таможенного тарифа.

3. Определение вида таможенной пошлины, размера ставки и состава других мер таможенно-тарифного регулирования ВЭД с учетом проведенного анализа влияния на обеспечение экономической безопасности.

4. Определение возможности применения мер нетарифного характера для регулирования импортно-экспортных операций с данной категорией товаров в целях обеспечения оптимального соотношения применения таможенного тарифа и обеспечения экономической безопасности.

5. На основе определения возможности применения мер нетарифного или паратарифного характера установление оптимального сочетания тарифных мер регулирования с учетом уровня таможенной пошлины и таможенных сборов взимаемых при экспорте или импорте данного товара.

литература

1. Сенчагов В.Н. Взаимодействие экономической и политической модернизации современной России как вопрос национальной безопасности. // Вестник института экономики Российской академии наук.- 2011. — № 2. — С. 178-188.

2. Сенчагов В.К., Арбатов А.А., Ведеев А.А. и др. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

3. Графова Е.М. Статистические методы оценки рисков экономической безопасности, связанных с изменением количества участников внешнеэкономической деятельности / Е.М. Графова // Экономика и предпринимательство. 2015. — № 12 (ч.4).

4. Графова Е.М. Статистический анализ потенциальных рисков экономической безопасности в контексте государственного регулирования экспорта топливно-энергетических товаров / Е.М. Графова, О.Е. Кудрявцев // Управление Риском. 2016. — № 1.

5. Графова Е.М. О новых подходах к анализу потенциальных рисков экономической безопасности во внешнеэкономической сфере / Е.М. Графова // Страховое дело. 2016. — № 2.

6. Kee, H. L., Nicita, A. and Olarreaga, M. Import demand elasticities and trade distortions // The Review of Economics and Statistics. 2008. — 90(4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.