ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15190. - 0,4 п. л. - URL: httр://е-^сер1 ш/2015/15190. Мт. - ISSN 2304-120X.
ART 15190 УДК 339.543
Шишканова Евгения Эдуардовна,
студентка ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Гоигорьевича и Николая Гоигорьевича Столетовых», г. Владимир zhenya [email protected]
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны
Аннотация. В статье исследуются вопросы, связанные с современным состоянием системы таможенно-тарифного регулирования, а также её формированием, реализацией и совершенствованием в рамках обеспечения экономической безопасности страны. Рассматриваются проблемы и пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования для создания благоприятных условий в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенные преференции, таможенный тариф, таможенная политика, экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность. Раздел: (04) экономика.
В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме, так как оно применяется в целях защиты экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности внешней торговой системы. Поэтому эффективно действующая система таможенно-тарифного регулирования является основным условием для проведения Российской Федерацией действенной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил [1].
В процессе развития мировых хозяйственных связей был разработан довольно разнообразный перечень инструментов государственного влияния на экспортно-импортные товаропотоки, которые характерны для всех стран мира. К одним из них относится система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
На территории Российской Федерации таможенно-тарифное регулирование осуществляется в рамках таможенного законодательства Таможенного союза с учётом законодательства Российской Федерации. Таможенное регулирование фактически заключается в формировании порядка и правил регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации в рамках Таможенного союза [2]. В Российской Федерации таможенное дело является совокупностью средств и методов, направленных на обеспечение соблюдения таможенно-тарифного регулирования, в том числе наложение запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию Российской Федерации и на вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших экономических методов управления. Вступление в силу 1 июля 1993 г. Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» усилило значение таможенно-тарифного регулирования, его элементов [3].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15190. - 0,4 п. л. - URL: httр://е-^сер1 ш/2015/15190. Мт. - ISSN 2304-120X.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование служит не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности экономических организаций, в первую очередь Всемирной торговой организации. Деятельность Всемирной торговой организации направлена на создание общих принципов, методов, правил таможенно-тарифного регулирования с целью предотвращения препятствий для развития международной внешней торговли. В основе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности лежит решение значимых задач и стремление к достижению интересов личности, общества и государства [4].
Система таможенно-тарифного регулирования включает использование таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с этой территории, то есть таможенно-тарифные меры основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Главным принципом таможенно-тарифного регулирования является принцип установления таможенных пошлин, запрещающих участникам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков уплаты пошлины.
Осуществление тарифного регулирования заключается в применении адекватного внутреннего механизма подготовки и аргументации решений в интересах отечественной экономики. Для успешного осуществления системы таможенно-тарифного регулирования страны в целях обеспечения её экономической безопасности можно определить следующие направления таможенного администрирования: введение процедур упрощённого оформления и использование порядка возмещения НДС по экспортным сделкам [5].
Таможенно-тарифное регулирование призвано оказывать содействие целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечивать безопасность страны и защиту национальных интересов.
Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур, таможенно-тарифное регулирование продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают большую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.
Методы таможенно-тарифного регулирования плодотворно выполняют свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учёта и строгого контроля, направленного на обеспечение уплаты полагающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и подделанной продукции.
Таможенно-тарифное регулирование различных групп стран имеет свою специфику, что отражает объективно имеющиеся различия в национальных интересах. В отличие от низкого уровня таможенного обложения в развитых странах, большинство развивающихся государств применяют среднюю ставку пошлин в диапазоне 15-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет разнообразить структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Вступив во Всемирную торговую организацию, многие развивающиеся страны установили ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин [6].
Таможенно-тарифное регулирование - это важный и трудоёмкий процесс, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций: определение страны прохождения товара; определение таможенной стоимости товара; уплату таможенных платежей.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15190. - 0,4 п. л. - URL: httр://е-^сер1 ш/2015/15190. Мт. - ISSN 2304-120X.
Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
1) Протекционистская функция - это защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции [7].
2) Фискальная функция - это обеспечение поступления средств в бюджет.
Основными задачами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности в настоящее время являются:
- повышение конкурентоспособности российской промышленности, защиты экономических интересов отечественных производителей на внутренних и внешних рынках;
- поддержание уровня инвестиционной привлекательности производства;
- устранение барьеров для развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий [8];
- повышение эффективности реализации таможенно-тарифной политики;
- совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования.
В настоящее время конкурентоспособность отечественных товаров и услуг стала комплексным показателем, определяющим наше будущее.
В целях повышения конкурентоспособности российских производителей, защиты их национальных интересов российская экономика в области таможенно-тарифного регулирования должна быть направлена:
- на усиление регулирующей функции и совершенствование структуры Единого таможенного тарифа при сохранении фискальной функции [9];
- создание возможностей для защиты экономических интересов во внешней торговле путём сочетания инструментов таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования;
- оказание поддержки экспорту с помощью применения тарифных и экономических инструментов, а также нахождения новых методов продвижения отечественных товаров на внешние рынки.
В последнее время в Российской Федерации наблюдаются существенные изменения в области таможенного дела. Это связано с рядом проблем в системе таможенно-тарифного регулирования [10]. Основые из них:
1) неполноценное правовое обеспечение. Ведь условием эффективного функционирования таможенного законодательства является его упрощённость, его доступность, неущемлённость прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности;
2) некорректное применение мер таможенно-тарифного регулирования;
3) не в полном объёме осуществляется приток инвестиций в Российскую Федерацию;
4) непостоянное ведение мониторинга и анализа последствий изменения ставок таможенного тарифа;
5) отсутствие проведения анализа современного состояния отраслей производства государства;
6) слабая система предоставления тарифных преференций.
При решении проблем совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования необходимо учитывать:
- развитие российской экономики на основе отраслевых программ и стратегий модернизации, а также повышение конкурентоспособности;
- соотнесение интересов развития отечественных производств с интересами аналогичных производств других членов Таможенного союза;
- снижение ставок ввозных таможенных пошлин на импорт с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15190. - 0,4 п. л. - URL: httр://е-^сер1 ш/2015/15190. Мт. - ISSN 2304-120X.
Что касается совершенствования дополнительных средств таможенно-тарифного регулирования, то здесь надо обратить внимание на следующие факторы: активизацию использования специальных инструментов для регулирования импорта, совершенствование системы тарифных преференций и системы таможенных льгот, совершенствование правил определения страны происхождения товаров [11].
Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифного регулирования вызывает необходимость принятия институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.
Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и перед каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и норм, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках Таможенного союза.
Во-вторых, предстоит выработать и внедрить рентабельные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обоснованную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и тор-гово-политических последствий. Необходимо, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны [12].
В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно объединять систему таможенно-тарифного регулирования с процессами диверсификации, обеспечением экономической безопасности и внедрением инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, её согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.
Конкретные предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования, которое выполняет в основном фискальные функции, а таможенный тариф выступает дополнительным налогом, заключаются в следующем:
1) Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на её основе национальной промышленной политики. Речь прежде всего идёт о более тщательном учёте состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени выполнять протекционистские или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется главным образом уровнем их конкурентоспособности [13].
2) Более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий, а также более активно применять специальные таможенные режимы.
3) Заострить внимание на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу.
4) Урегулировать действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15190. - 0,4 п. л. - URL: httр://е-^сер1 ш/2015/15190. Мт. - ISSN 2304-120X.
5) Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счёт осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, проведения процедур пропуска грузов через границу в соответствии с унифицированными международными нормами [14]. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров.
Успешное применение содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации позволит повысить привлекательность российской бизнес-среды, конкурентоспособность отечественного производителя, также послужит толчком в развитии производства высокотехнологичной продукции, формировании интегрированных межстрановых производственных комплексов в рамках единой таможенной территории Таможенного союза.
Таким образом, система таможенно-тарифного регулирования показала, что, несмотря на возможность использования различных мер государственного воздействия на финансово-экономическую сферу страны, таможенно-тарифный механизм продолжает играть чрезвычайно значимую роль в экономике современного российского государства.
Таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Поэтому совершенствование проблем таможенно-тарифного регулирования в современных условиях просто необходимо для преодоления кризисных явлений в отечественной экономике и обеспечения экономической безопасности государства. Ведь для этого необходимо определение предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном функционировании экономики не будет повышаться и в дальнейшем может быть снижен [15]. Для ряда отраслей отечественной экономики подобные планы могут стать шоком. К ним в первую очередь относятся сельское хозяйство, пищевая промышленность, фармацевтическая промышленность, кожевенная и обувная промышленность.
Таможенно-тарифное регулирование призвано содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях [16]. В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике.
Ссылки на источники
1. http://www.consultant.ru
2. Рассолов М. М. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования. - М.: Изд. ЮНИТИ, 2012. - 403 с.
3. www.customs.ru - официальный сайт ФТС России.
4. Новиков В. Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. - М.: БИНОМ, 2012. - 240 с.
5. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
6. Бакаева О. Ю. Таможенное право. - М.: Норма, 2010. - 260 с.
7. www.customs.ru - официальный сайт ФТС России.
8. Петров Ю. М. Практика таможенно-тарифного регулирования. - М.: Норма, 2013. - 448 с.
9. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
10. www.customs.ru
11. Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 95 с.
12. Молчанова О. В. Таможенное дело. - М.: Норма, 2011. - 350 с.
13. Козырин А. Н. Указ. соч.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
14. Молчанова О. В. Указ. соч.
15. Петров Ю. М. Указ. соч.
16. Молчанова О. В. Указ. соч.
Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15190. - 0,4 п. л. - URL: httр://е-^сер1 ш/2015/15190. Мт. - ISSN 2304-120X.
Evgeniya Shishkanova,
Student, Vladimir State University after A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir zhenya [email protected]
Customs-tariff regulation of foreign economic activity as a tool for economic security Abstract. The paper deals with the questions of current state customs-tariff regulation, its formation, realization and perfection in the frame of economic security. The author considers problems and ways to perfect custom-tariff regulation for creation of favorable conditions in in foreign trade activity.
Key words: customs-tariff regulation, customs preferences, customs tariff, customs policy, economic security,
foreign economic activity.
References
1. http://www.consultant.ru (in Russian).
2. Rassolov, M. M. (2012) Obespechenie tamozhenno-tarifnogo regulirovanija, Izd. JuNITI, Moscow, 403 p. (in Russian).
3. www.customs.ru - oficial'nyj sajt FTS Rossii.
4. Novikov, V. E. (2012) Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti i tamo-zhennaja stoimost, BINOM, Moscow, 240 p. (in Russian).
5. Zakon RF ot 21 maja 1993 g. № 5003-I "O tamozhennom tarife" (in Russian).
6. Bakaeva, O. Ju. (2010) Tamozhennoepravo, Norma, Moscow, 260 p. (in Russian).
7. www.customs.ru - oficial'nyj sajt FTS Rossii.
8. Petrov, Ju. M. (2013) Praktika tamozhenno-tarifnogo regulirovanija, Norma, Moscow, 448 p. (in Russian).
9. Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 № 311 "O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii" (in Russian).
10. www.customs.ru
11. Kozyrin, A. N. (2014) Pravovoe regulirovanie tamozhenno-tarifnogo mehanizma, JuNITI, Moscow, 95 p. (in Russian).
12. Molchanova, O. V. (2011) Tamozhennoe delo, Norma, Moscow, 350 p. (in Russian).
13. Kozyrin, A. N. (2014) Op. cit.
14. Molchanova, O. V. (2011) Op. cit.
15. Petrov, Ju. M. (2013) Op. cit.
16. Molchanova, O. V. (2011) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Стрельцовым Р. С., кандидатом экономических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЯ
Поступила в редакцию Rесеivеd 23.03.15 Получена положительная рецензия Rесеivеd а роsitivе kv'kw 27.03.15
Принята к публикации Aссерtеd für риbliсаtiоn 27.03.15 Опубликована Pиblishеd 27.06.15
www.e-koncept.m
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Шишканова Е. Э., 2015
5779343120359