Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности предприятия на основе информатизации'

Обеспечение экономической безопасности предприятия на основе информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1908
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности предприятия на основе информатизации»

2) использовать методику обобщающей оценки факторов конкурентоспособности АТО на основе методов многомерного экономико-статистического анализа;

3) применять на практике методический подход к сравнительной оценке конкурентоспособности АТО с использованием инструментария кластерного анализа и технологии DEA;

4) внедрить комплекс методик по формированию конкурентных стратегий АТО на основе авторской модели SWOT-анализа и применения метода анализа иерархий.

Примечание:

1. Токарь А.С. Оценка и управление конкурентоспособностью грузовой автотранспортной орга-

низацией : монография / А.С. Токарь, В.И. Бережной, А.В. Березовская, О.В. Бережная. -Ставрополь : СевКавГТУ, 2010.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М. : ИНФРА-М, 2000.-312 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент : учебник. - М. : Дело, 2001. - 448 с.

4. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : ТГТУ, 2007.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www. swot-analysi s.ru/.

s

гш

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Современная рыночная среда, в которой осуществляют свою деятельность различные предприятия, отличается неопределенностью и непредсказуемостью. Мировой экономический кризис, социальноэкономическая ситуация в стране, несовершенство коммерческого законодательства, коррупция и другие негативные факторы порождают опасности и угрозы деятельности экономических субъектов, обостряют проблему обеспечения их экономической безопасности. Особую актуальность приобретает эта тема в условиях информатизации современного общества.

Понятие "экономическая безопасность" появилось гораздо позже терминов "опасность" и "безопасность". Происхождение его относится к 40-50 гг. XX столетия, когда усилилась конкурентная борьба в ведущих индустриальных странах и между военно-политическими блоками. Изначально понятие "экономическая безопасность" означало защитуинтеллектуальной собственности, научно-технической информации.

Экономическая безопасность - это категория, тесно связанная с категориями экономической зависимости и независимости, стабильности и нестабильности. Стратегия безопасности представляет собой систему взглядов, мер, решений, действий в области безопасности, которые создают благоприятные условия для достижения целей бизнеса. Это позволяет предприятию выполнять производственную программу, выпускать конкурентоспособную продукцию (товары, услуги, работы), повышать эффективность производства, обеспечивать непрерывность и устойчивость воспроизводственного процесса. Рассмотрим основные типы стратегий безопасности (табл. 1).

Таблица 1 - Типы стратегий экономической безопасности предприятия

Типы стратегий Характеристика

Анализ и прогнозирование потенциальных угроз Целенаправленная организация работы по созданию благоприятных условий ведения коммерческой деятельности (угроза минимальна)

Внезапное реагирование Действие по принципу «угроза - отражение»; минимизация воздействия реально возникших угроз; вероятность нанесения ущерба (угроза реальна)

Возмещение нанесенного ущерба Организация компенсационных и восстановительных работ в условиях наступления рискового события (угроза реализована)

Стратегия возмещения нанесенного ущерба может считаться приемлемой только в том случае, если ущерб восполним, или тогда, когда нет возможности осуществить стратегии первого или второго типа.

Система безопасности предприятия представляет собой ограниченное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих бе-

УДК 330.341.1

© Л.В. Агаркова © А.В. Агарков

113

АГАРКОВА

Любовь

Васильевна,

доктор

экономических наук, профессор,

ГОУ ВПО "Ставропольский институт экономики и управления им. О.В. Казначеева" alv23@mail.ru

АГАРКОВ

Андрей

Викторович,

аспирант,

ГОУ ВПО

"Ставропольский

государственный

университет",

Ставрополь

зопасность предприятия и достижение им целей бизнеса. Составными элементами такой системы являются объекты, субъекты, механизм и стратегические действия по управлению безопасности. Кобъектам следует отнести:

- различные виды деятельности предприятия (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая);

- ресурсы предприятия (финансовые, материально-технические, информационные, интеллектуальные);

- организационная и производственная структура предприятия (руководство, персонал, подразделения, сотрудники, владеющие инсайдерской информацией);

- рыночная инфраструктура (партнеры, контрагенты, финансово-кредитные организации, логистика).

Субъектами безопасности предприятия являются те лица, подразделения, службы, органы, ведомства, учреждения, которые непосредственно занимаются обеспечением безопасности бизнеса.

Таким образом, экономическая безопасность на микроуровне-этотакое состояние предприятия, при котором оно при эффективном использовании ограниченных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от 114 существующих опасностей, угроз, других непредвиденных обстоятельств и обеспечивает достижение целей бизнеса.

До настоящего времени не сложилось единой точки зрения по вопросам формирования системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта, построения механизма ее оценки и мониторинга в условиях неопределенности и риска. Это обусловливает необходимость поиска инновационных схем управления предприятиями на основе информатизации.

Рынок постоянно диктует новые условия, игнорирование которыхможет привести нетолько к провалу перспективных начинаний, но и поставить под удар стабильность существующего положения предприятий. Таким образом, одним из залогов успеха является мониторинг информационной среды и регулирование движения внешних и внутренних информационных потоков.

Высший менеджмент предприятия должен осуществлять общий и селективный контроль за различного рода информацией. Информационную открытость призвана обеспечить система маркетинга, нацеленная на определение и удовлетворение нужд и запросов потребителей. Точное определение вектора изменения спроса является основой инвестиционной политики предприятия. Знания и информация в целом обосновывают принятие оптимальныхуправлен-ческихрешений в любой сфере деятельности, что способствует укреплению экономической безопасности предприятия.

Механизм, обеспечивающий экономическую безопасность предприятия, на наш взгляд, включает в себя следующие инструменты:

- объективный и всесторонний мониторинг финансово-экономического состояния;

-определение пороговыхзначений социально-экономических показателей развития;

- выявление и предупреждение внутренних и внешних угроз безопасности.

Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности, базирующейся на статистической, управленческой и бухгалтерской отчетности, с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности. При этом необходимо соблюдать такие требования к информации, как: объективность, компетентность, глубина охвата объектов наблюдения, достоверность.

Возможное превышение пороговых, т.е. предельно допустимыхзначений предполагает необходимость создания резервов на случай возникновения экстремальных ситуаций.

Основными действиями по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности могут быть следующие:

- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности;

- разработка комплекса мер по выходу из зоны опасности одновременно с прогнозами социально-экономического развития;

-реализация мероприятий, направленныхна преодоление или недопущение возникновения угроз экономической безопасности, в ходе которых службы маркетинга и экономической безопасности корректируют бюджет и координируют работу соответствующих подразделений;

- экспертиза принимаемых решений по организационным, юридическим, финансовым, хозяйственным и маркетинговым вопросам с позиции обеспечения экономической безопасности.

Мероприятия по устранению угроз экономической безопасности требуют контроля за их исполнением на основе современных компьютерных технологий. На сегодняшний день не существует программы, которая бы комплексно решала возлагаемые на службы маркетинга и экономической безопасности задачи. Это объясняется их дифференциацией в зависимости от размера и организационно-правовой формы предприятия, отраслевых особенностей, специфики рынка, системы принятия решения, характерной для конкретного предприятия.

Для систематизации информационно-аналитической работы следует базироваться на известной маркетинговой информационной системе. Именно она поможет службам экономической безопасности определить место тех или иных

программ в информационно-аналитической си- новой группового разделения программных

стеме компании. При их выборе следует учи- продуктов по функциональному назначению

тыватьхарактеристики, которые являются ос- (табл. 2).

Таблица 2 - Характеристика программных продуктов информационноаналитического обеспечения экономической безопасности предприятия

Наименование блоков программ Информационно- аналитическое обеспечение Характеристика программного пакета

Блок 1 Учетные программы 1 С: Предприятие; Парус; Microsoft Excel; Access; Oracle;Axapta Является базой данных, в которой хранится необходимая аналитику информация (объемы продаж; клиентура; др. сведения о коммерческой деятельности компании)

Блок 2. Статистические программы SPSS; StatSoft Statistica; Да-Система Позволяет решать статистическими методами следующие задачи: анализ результатов опросов и исследований; сегментация рынка; изучение сезонности спроса и его прогнозирование; анализ и прогнозирование цен на продукцию; сравнительный анализ поставщиков; медиа-планирование

Блок 3. СРМ- программы Sales Expert Предназначен для ведения внутренней маркетинговой отчетности, позволяет одновременно взаимодействоватьсбольшим количеством клиентов, собирать информацию, целенаправленный поиск которой другими способами является дорогостоящим, долгим, или даже невозможным процессом

Блок 4. Программы экзогенного мониторинга КонСи - Конкурентный бенчмаркинг и конкурентная разведка; КонСи - Ценовой мониторинг и сравнение цен Обеспечивает регулярный сбор и удобное хранение информации о микро- и макросреде компании, накопление и структурированную выдачу информации о конкурентах и ценах на их продукцию

Блок 5. Программы проведения контент- анализа Галактика ZOOM; TextAnalyst Предназначен для работы в ситуациях, когда требуется оперативный анализ больших текстовых массивов в целях обеспечения контроля за деятельностью конкурентов, выявления источников соответствующих угроз, проведения мониторинга СМИ, формирования дайджеста

Блок 6. Программы маркетинговых исследований Bellview; VORTEX Ulter Systems Bellview; Ulter Systems Pulsar; Ulter Systems iMercury Предназначен для проведения общих маркетинговых и социологических исследований

Парус-Аналитика; С.М.А.Р.Т.; Галактика Business Intelligence; КонСи - Прогнозирование продаж Предназначен для бренд-менеджеров и маркетологов. Основная задача программ подблока - анализ прибыльности определенных товарных групп, прогноз спроса на товары, другие ассортиментные задачи

ESRI ArcGIS; MapInfo; КонСи - Региональный маркетинг Геоинформационные программы позволяют визуализироватьбольшие объемы статистической информации и анализировать продажи, потребителей, конкурентов - в привязке к их территориальному месторасположению

Marketing Analytic На стратегическом уровне помогает решитьзадачи: сегментация рынков, анализ текущего положения компании, оценка будущего положения компании при различных стратегиях развития. На тактическом -позволяет планировать комплекс маркетинга, анализировать результативность и эффективность мероприятий, осуществлять среднесрочное прогнозирование объема продаж. На оперативном -используется для автоматизации работы персонала и партнеров по сбыту, планирования и контроля мероприятий по продвижению, оперативного планирования объема продаж и закупок. Маркетинговые пакеты «полного цикла» обеспечивают автоматизацию всех маркетинговых функций компании.

Блок 7. Информационно-аналитические онлайн-системы Медиалогия; Интегрум; Public.ru; Park.ru Это поисковые системы, работающие через web-интерфейс, со своим языком запросов, определенными аналитическими и сервисными функциями, но с полным отсутствием рекламы и спама. Назначение систем: эффективный поиски мониторинг информации. Решаемые задачи: конкурентный анализ, информационная разведка, изучение отраслевых рынков, управление репутацией, оперативный мониторинг СМИ, точный поиск информации.

Блок 8. Программы поддержки рекламной деятельности Ulter Systems Galileo; Ulter Systems SuperNova; Ulter Systems Polar; PaloMARS/iPaloMARS/; TV Planet/Schedule Builder; ТРИЗ-ШАНС-HeadLiner/Заголовщик; ТРИЗ-ШАНС-EXPO: 1001 Позволяют решать задачи в области рекламной деятельности, медиа-планирования, анализа; создания заголовков и слоганов; продвижения товаров, услуг, идей

Блок 9. Программы для стратегического и тактического планирования Касатка; БЭСТ-маркетинг; Маркетинг-Микс; КонСи-SWOT-анализ; КонСи -Сегментирование рынка и позиционирование бренда; КонСи - Позиционирование продукта Предназначены для лиц, принимающих управленческие решения (директор по маркетингу, директор по развитию, руководитель компании, консультант). Программы сильно отличаются по способу реализации, интерфейсу и функциям

Таким образом, на рынке присутствует значительное количество программ, позволяющих облегчить и повысить эффективность работы специалиста по экономической безопасности любого уровня. При этом программы во многом могут заменять и дополнять друг друга. Что касается последовательности внедрения программного обеспечения в деятельность компа- ^

нии по обеспечению экономической безопасности, то, в первую очередь, следует автоматизировать прикладными инструментами наиболее трудоемкие и ру-тинныеинформационные потоки. —

На современном этапе технологически оснащенная служ- К^ТС ба экономической безопасности I —^ '

- это не просто производственная необходимость, а инструмент обеспечения устойчивости экономического роста на микроуровне 115 и управления рисками. Наличие информационно-аналитической системы на предприятии минимизирует возможность утечки данных на сторону. Менеджеры, владеющие инструментарием конкурентной разведки и маркетинга, обеспечивают предприятию конкурентные преимущества и, соответственно, лидирующее положение в своей отрасли.

Примечание:

1. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1 992 г. № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1,

Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 №

116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от

02.03.2007 № 24-ФЗ, от

26.06.2008 № 103-ФЗ) // СПС Консул ьтантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.