Научная статья на тему 'Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия'

Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1432
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / INFORMATION TECHNOLOGY / MARKETING / MARKET RESEARCH / SOFTWARE / SOFTWARE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулина И. А., Сафронова А. А.

В статье представлены основные направления применения информационных технологий, обеспечивающих результативность маркетинговой деятельности экономических объектов, рассмотрены современные технологии создания программного обеспечения для маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN MARKETING ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

The article presents the main directions of application of information technologies ensuring efficiency of marketing activity of economic units, considered modern technologies of creation of the software for marketing and marketing research.

Текст научной работы на тему «Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Меркулина И.А., д.э.н., профессор кафедры прикладного и международного менеджмента, ФГБОУ ВПО МЭСИ Сафронова А.А., д.э.н., профессор кафедры прикладного и международного менеджмента, ФГБОУ ВПО МЭСИ

В статье представлены основные направления применения информационных технологий, обеспечивающих результативность маркетинговой деятельности экономических объектов, рассмотрены современные технологии создания программного обеспечения для маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований.

Ключевые слова: информационные технологии, маркетинг, маркетинговая деятельность, маркетинговые исследования, программное обеспечение, программный продукт, программный комплекс

FEATURES OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN MARKETING

ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Merkulina I., doctor of economic sciences, Professor of the Applied and international management chair, SEIHPE МESI Safronova A., doctor of economic sciences, Professor of the Applied and international management chair, SEI HPE МESI

The article presents the main directions of application of information technologies ensuring efficiency of marketing activity of economic units, considered modern technologies of creation of the software for marketing and marketing research.

Keywords: information technology, marketing, market research, software, software system.

Развитие и широкое применение информационных технологий всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование информационных технологий имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему.

Для предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, весьма актуальным является вопрос об эффективном ведении маркетинговой деятельности, представляющей собой систему мероприятий по удовлетворению спроса потребителей на соответствующие продукты и услуги. Одним из факторов, обеспечивающих результативность маркетинговой деятельности экономических объектов, является применение широкого спектра информационных технологий, среди которых следует выделить два направления.

Предпосылкой для развития первого направления является то, что в связи с внедрением электронной коммерции и электронного бизнеса в практику фирм, корпораций и банков также произошли изменения в характере проведения коммерческих и финансовых операций, взаимоотношений с партнерами и клиентами, разработки и внедрения деловых стратегий, формирования конкурентных преимуществ. Эти явления оказывают непосредственное воздействие на традиционные маркетинговые подходы, трансформируют их сущность, стимулируют модернизацию. Весьма важным здесь становится:

- применение в деятельности предприятия различных видов маркетинговых информационных систем;

- использование маркетинговых информационных ресурсов и интернет-технологий ведения маркетинговой деятельности;

- исследование возможностей виртуального маркетингового пространства;

- освоение принципов и методов ведения электронной коммерции;

- определение способов обеспечения безопасности маркетинговых информационных систем.

Вторым направлением, требующим пристального внимания как со стороны маркетологов, так и руководителей предприятий, становится использование функционального программного обеспечения для проведения маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований, направленных на поддержку тактического и стратегического управления предприятием.

Современные технологии создания программного обеспечения для маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований позволяют реализовать программные продукты, обеспечивающие автоматизацию практически всех функциональных обязанностей маркетолога от планирования мероприятий по продвижению товара и контроля их выполнения до оценки конкурентоспособности компании на различных сегментах рынка.

Состав и структура различных классов программного обеспечения маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований

достаточно разнообразны. Например, в качестве эффективного программного инструмента, позволяющего реализовать практические приемы и методы анализа экономической, в том числе маркетинговой информации, выступают табличные процессоры, целью которых является извлечение прагматически ценных знаний из накопленных массивов разнотипных данных, отражающих те или иные стороны деятельности современной фирмы (организации, предприятия). Это категория программного обеспечения, предназначенного для работы с электронными таблицами, среди которых в настоящий момент стандартным средством анализа экономических данных является Microsoft Excel [1]. В качестве альтернативы табличному процессору от Microsoft для решения некоторых маркетинговых задач может использоваться открытый программный OpenOffice.org Cak [2]. Вместе с тем, табличные процессоры являются универсальным средством, позволяющим решать разнообразные профессионально-ориентированные задачи, однако не акцентируя внимание именно на маркетинговой деятельности, что указывает на их функциональную ограниченность в данной пред-ментной области по сравнению со специализированными маркетинговыми программными продуктами.

Среди специализированных программных продуктов, ориентированных на автоматизацию маркетинговой деятельности, особо выделим программный комплекс Marketing Analytic. Он включает различные модульные компоненты, связанные с определением приоритетных направлений развития компании, анализом важнейших характеристик товаров, анализом информации об объектах, расположенных в различных географических регионах. Спецификой данного программного комплекса является возможность накопления маркетинговых данных о продажах товаров, их потребителях, а также конкурентах в специальном хранилище данных, из которого они могут быть переданы в соответствующий модуль для последующего анализа в соответствии с поставленной задачей. Среди достоинств данного программного комплекса наряду с развитыми аналитическими возможностями можно выделить возможность отдельного приобретения каждого модуля, если в этом возникает объективная потребность.

Различные методы маркетинга, в том числе проведение SWOT-анализа, реализация стратегии 4Р, построение матрицы Ансоффа и построение модели Розенберга, реализованы в программном продукте «БЭСТ-маркетинг», в большей степени ориентированном на автоматизацию маркетинговой деятельности малых и средних предприятий. Достоинством данного программного продукта можно считать возможность формирования конкретных рекомендаций для улучшения положения компании на рынке. Секции «Рынок», «Товар», «Поддержка сбыта» и «Бюджет» позволяют дать полноценное описание маркетинговой деятельности предприятия.

Достаточно простым программным средством является интегрированная информационная система «МаркетингМикс», предназначенная для анализа и прогнозирования маркетинговой деятель-

ности. Динамика продаж товаров исследуется с помощью привлечения инструментария Microsoft Excel, существуют развитые возможности для определения структуры продаж, описания конкурентов, маркетингового бюджета, реализована модель GE/McKinsey, в профессиональной версии доступен модуль «Управление по целям и анализ факторов».

Представляет интерес серия программ «КонСи», автоматизирующая отдельные участки маркетингового анализа и управления и включающая 10 программ, позволяющих использовать информацию по анкетированию и массовым опросам, проводить сегментирование рынка и позиционирование бренда, осуществлять ценовой мониторинг и выполнять иные виды маркетинговой деятельности.

Таким образом результативность маркетинговой деятельности современных предприятий существенным образом зависит от возможности реализации профессиональных компетенций маркетологов в части использования как маркетинговых информационных систем, технологий и ресурсов в условиях развития сети интернет, так и от применения функционального программного обеспечения маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований, наи-

более соответствующего задачам и сфере деятельности предприятия.

Литература:

1. Меркулина И.А., Никитин А.П. Анализ экономический информации в табличных процессорах. Вопросы методологии: Монография. М.: Дашков и Ко, 2008. - 387 с.

2. Меркулина И.А., Никитин А.П. Применение пакета OpenOffice.org при обучении методам экономического анализа в формате E-learning // Прикладная Информатика. - 2008. - №3.

3. Сафронова А.А., Современные тенденции развития отрасли информационных технологий. М.: Транспортное дело России. 2013. № 4.

4. Егоров А.Ю., Сафроноа А.А., Сельсков А.В. Инновационное направление развития как основа социально - экономического прогресса/ в «Экономическая история мира» в 6 т./ колл. авторов; под общ. ред. проф. М.В. Конотопова. - Т.6, Кн. 2. - Очерки экономической теории. - М.: КНОРУС, 2012. - с. 345 - 484.

5. Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. // М.: Изд-во «Вся Москва». - 1994. - 256 с.

УДК 656.611.2

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ИНСПЕКЦИЙ ХИМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДИСТРИБУЦИИ

Акопов М.С., аспирант ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, «Балтик Груп Интернешнл Новороссийск», e-mail: akopov-mihail@mail.ru Хекерт Е.В., д.т.н., профессор, ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, e-mail: apparat@nsma.ru

Рассматривается организация системы управления флотом при инспектировании морских судов химическим институтом дистрибуции. Представлены особенности требований, выдвигаемых в процессе проверок. Предлагается комплексный подход для успешного прохождения инспекций.

Ключевые слова: «Химический институт дистрибуции», веттинг, нефтяные компании, безопасность морской перевозки, оценка рисков, система управления, судоходная компания, танкера-химовозы.

ORGANIZATION OF MANAGEMENT SYSTEM OF SHIPPING COMPANY IN THE PROCESS OF «CHEMICAL DISTRIBUTION INSTITUTE» AUDITS

Akopov M., the post-graduate student, Admiral Ushakov State Maritime University, Baltic Croup International Novorossiysk,

e-mail: akopov-mihail@mail.ru Khekert E., Doctor of Technical Sciences, professor, Admiral Ushakov State Maritime University, e-mail: apparat@nsma.ru

The article considers fleet management system organization during «Chemical Distribution Institute» inspections of ships. Peculiarities of requirements raised in the process of audit are presented. The complex approach to successful passing of inspections is suggested.

Keywords: «Chemical Distribution Institute», vetting, Oil Majors, safety of marine transportation, risk assessment, management system, shipping company, chemical tankers.

В настоящее время наблюдается постоянное ужесточение требований к морской транспортировке нефтепродуктов и, особенно, химикатов как в части обеспечения безопасности мореплавания, что, несомненно, является главной и важнейшей задачей на флоте, так и к качеству самой перевозки и хранению груза, цена которого, зачастую, превышает десятки миллионов долларов. Вследствие этого принимаются и обновляются международные, региональные, национальные документы, регламентирующие морское судоходство, поправки к действующим конвенциям, предусматривающие меры организационного, технического, эксплуатационного, экономического, а также социального характера [1]. Согласно «Международному Кодексу по Управлению Безопасностью» (МКУБ) приняты и внедрены обязательные для каждой судоходной компании «Системы Управления Безопасностью» (СУБ), сертифицируемые на основе положений Главы IX Международной Конвенции «SOLAS-74» [2].

Предпринимаемые меры дополняются многочисленными схемами контроля, в которые входят освидетельствования государством флага судна, классификационными обществами, портовым контролем, веттинг инспекциями для судов, перевозящих нефтеналивные грузы, а особое внимание уделяется оценке комплексной безопасности танкеров-химовозов, инспекция которых проводится по программе «Chemical Distribution Institute» (CDI).

CDI - это химическая промышленная организация, зарегистрированная в соответствии с законодательством Нидерландов, как «Институт Химической Продукции» и функционирует как некоммерческое предприятие [3], управляется Советом директоров, со-

стоящим из семи лиц, выдвинутых из участвующих в организации 82-х крупнейших в мире химических компаний, в число которых входят такие иностранные предприятия, как BP Chemicals, Cargill International SA, Chevron, Conoco Phillips, Exxon Mobil, KOCH Industries, Petrobras, Shell Chemicals, а также российская компания Gazprom Global LNG.

Организация CDI осуществляет свою деятельность по трём основным направлениям, представленным на рисунке 1.

Основные цели института могут быть сформулированы следующим образом:

- повышение безопасности, надёжности и качества выполнения морской транспортировки и хранения химической продукции;

- стимулирование развития передовой практики в области морской перевозки и хранения химических продуктов через сотрудничество с крупнейшими центрами промышленности и образования;

- предоставление детальной информации и рекомендаций по внедрению передовой практики в мировой нефтегазовой промышленности с учетом международного законодательства для потребителей и заинтересованных сторон;

- мониторинг текущего и будущего международного законодательства и доведение опыта, знания и советов от химической промышленности до законодателей;

- обеспечение экономически эффективных систем оценки риска для химических предприятий в рамках таких программам, как «Responsible Care» и «Кодекс Распространения Практики Управления»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.