Научная статья на тему 'Структурно-логическая модель разработки конкурентной стратегии АТО на базе анализа факторов его конкурентоспособности'

Структурно-логическая модель разработки конкурентной стратегии АТО на базе анализа факторов его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-логическая модель разработки конкурентной стратегии АТО на базе анализа факторов его конкурентоспособности»

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ АТО НА БАЗЕ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Целью исследования является совершенствование теоретико-методических основ оценки конкурентоспособности организаций автомобильного транспорта и формирования их конкурентных стратегий.

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия формируется за счет множества факторов, которые в зависимости от экономической природы могут быть инвестиционными, финансовыми, ресурсными, управленческими и др., и оказывают существенное влияние на стратегические планы АТО. Для их оценки нами предлагается структурно-логическая модель разработки конкурентной стратегии АТО на базе анализа факторов его конкурентоспособности, включающая несколько блоков. Ниже рассмотрим каждый из блоков более подробно на примере оценки конкурентоспособности и формирования конкурентных стратегий восьми АТО Ставропольского края.

1. Формирование системы факторов конкурентоспособности автотранспортного предприятия. В данном блоке необходимо проведение общей классификации факторов и оценка их значимости и степени влияния на результаты дальнейшего анализа. Классификацию факторов конкурентоспособности АТО целесообразно проводить с позиций конкретного субъекта управления, в определенных временных и пространственных условиях его деятельности.

Проведенные исследования позволили автору систематизировать факторы конкурентоспособности АТО и провести их классификацию по следующим признакам:

- по уровню управления конкурентоспособностью (оперативный, тактический, стратегический);

- по экономической природе возникновения (кадровые, финансовые, организационно-управленческие, инвестиционно-инновационные, производственно-технологические, ресурсные, рыночные, технические).

2. Оценка значимости факторов конкурентоспособности АТО и степени их влияния на его функционирование. Во втором блоке оцениваются значимость и степень влияния факторов на конкурентоспособность АТО. Большое число факторов снижает адекватность оценки, усложняет процесс ее проведения. Кроме того, подобный подход неправомерен и с позиции теории систем. В связи с этим целесообразно провести сжатие факторного пространства, для чего предлагается ранжирование факторов каждой классификационной группы с использованием экспертных методов.

Оценка степени влияния факторов на конкурентоспособность АТО проводится в разрезе количественных и качественных показателей.

Входе анализа количественные факторы необходимо привести к относительным величинам, что обеспечит сопоставимость объектов, различающихся по масштабу абсолютных величин.

Качественные показатели оцениваются с помощью экспертных методов. Для соотнесения мнений нескольких экспертов удобно использовать метод согласования кластеризованных ранжировок.

3. Интегрированная оценка факторов конкурентоспособности АТО на основе многомерного статистического анализа. Каждый из выделенных ранее факторов представляет собой локальный фактор, формирующий уровень конкурентоспособности. Очевидно, что сделать объективную оценку АТО в целом по данному множеству локальных факторов затруднительно, поэтому целесообразно осуществить их группировку, для чего нами предлагается использовать один из методов факторного анализа - метод главных компонент.

В результате произведенных расчетов выявлено три главные компоненты конкурентоспособности АТО:

- ^ - система организации перевозок и маркетинга;

УДК 339.137

© А. С. Токарь

111

ТОКАРЬ

Александр Сергеевич, соискатель на звание ученой степени кандидата экономических наук кафедры "Экономика и управление",

ГОУ ВПО

"Северо-Кавказский

государственный

технический

университет",

Ставрополь

-Р2-технико-инновационный фактор;

^ - Р3 - кадровый и управленческий потенци-

ей ал.

4. Классификация АТО по обобщенным I оценкам конкурентоспособности с исполь-^ зованием инструментария кластерного ана-□ лиза. Анализ уровня конкурентоспособности С конкретного АТО требует сравнения с АТО-кон-

0 курентами. Очевидно, для проведения срав-^ нительного анализа необходимо провести кпас-

1 сификацию АТО, т.е. выделить однородные "^0 группы, внутри которых отдельные предприя-

0 тия были похожи в известном смысле друг на О друга. Решить задачу такой классификации 0 можно с использованием методов кластерного О анализа.

^ Классификация исследуемых АТО была <Э произведена по главным компонентам факто--ров конкурентоспособности, выделенным нами ранее. В результате расчетов с помо-11 щью программного продукта 81а^з^са 8.0 ^ методом к-теапэ было выделено два кластера, однородных по составу входящих объек-О тов. В первый кластер вошли наиболее конку-^ рентоспособные предприятия, имеющие в 0 среднем по группе наибольшие значения всех трех главных компонентов. Главные компоненты второго кластера принимают отрицательные 112 значения, что негативно характеризует уровень

их конкурентоспособности.

5. Оценка эффективности АТО внутри кластеров и выявление АТО-лидеров и АТО-аут-сайдеров на базе анализа оболочки данных (DEA). В каждом кластере можно выделить АТО, являющиеся лидерами или аутсайдерами с позиции эффективности использования ими своих ресурсов. Использование эффективности в качестве ключевого параметра при оценке конкурентоспособности обусловлено тем, что данный показатель аккумулирует в себе все стороны работы автотранспортного предприятия и характеризует стратегический уровень управления конкурентоспособностью.

В процессе анализа исследуемые объекты описываются набором входных и выходных параметров. Входные параметры характеризуют их потенциал и ресурсы, а выходные параметры показывают результаты деятельности организаций.

Сопоставление работы предприятий может быть решено в рамкахпонятия Парето-оптималь-ности по критериям - минимизации ресурсов и максимизации результатов. Лучшими считаются те организации, которые одновременно имеют меньшие ресурсы и максимальный результат. В смысле Парето оптимальности лучшими являются объекты, находящиеся на Парето-оптимальной границе. Цель совершенствования их работы может быть формально определена как стремление каждого объекта занять положение на Парето-оптимальной границе. Достигнута она может быть за счет снижения затрат

(входоориентированная модель) - при этом результат остается таким же, а величина ресурсов снижается; или за счет максимизации эффекта (выходоориентированная модель) -ресурсы остаются те же, результат возрастает.

В качестве входных параметров (ресурсы) предлагается использовать следующие показатели:

1) среднегодовая стоимость основных фондов;

2) среднегодовая стоимость запасов.

В качестве выходных параметров (результат) предлагается использовать выручку предприятия.

На базе данных анализируемых автотранспортных предприятий Ставропольского края был проведен анализ конкурентоспособности и эффективности объектов в рамках двух выделенных кластеров. По результатам этой оценки были выделены АТО-лидеры и АТО-аут-сайдеры.

6. Разработка конкурентной стратегии для АТО-аутсайдеров с целью повышения уровня конкурентоспособности на базе SWOT анализа. Дальнейший анализ сводится к построению программы улучшений деятельности АТО-аутсайдеров, которую целесообразно разработать в форме конкурентной стратегии.

В качестве параметров модели SWOT-ана-лизадля структурирования информациидля изучения конкурентных позиций АТО нами предлагается использовать выделенные в нашем исследовании главные компоненты конкурентоспособности транспортных предприятий. В рамках каждой главной компоненты конкурентоспособности можно отметить сильные и слабые стороны АТО, его возможности и угрозы.

Оценка сил, слабостей, возможностей и угроз в рамках каждой отдельной главной компоненты проводится через показатели значения воздействия (влияния) фактора конкурентоспособности на деятельность АТО (г) и определенности суждения о данном значении (р). Числовые значения определяются исходя из оценок локальных факторов (г) и согласованности мнений экспертов (р). Итоговая значимость параметра (V) определяется как у = г*р.

Формирование стратегий на основе проведенного SWOT-анализа базируется на выделении параметров, наиболее значимых на всех горизонтах планирования для повышения конкурентоспособности АТО.

С целью совершенствования методических подходов к оценке конкурентоспособности организации автомобильного транспорта и формирования ее конкурентной стратегии рекомендуется:

1) внедрять методический инструментарий оценки значимости факторов конкурентоспособности и степени их влияния на функционирование АТО, базирующийся на количественных и качественных методах;

2) использовать методику обобщающей оценки факторов конкурентоспособности АТО на основе методов многомерного экономико-статистического анализа;

3) применять на практике методический подход к сравнительной оценке конкурентоспособности АТО с использованием инструментария кластерного анализа и технологии РЕА;

4) внедрить комплекс методик по формированию конкурентных стратегий АТО на основе авторской модели SWOT-анализа и применения метода анализа иерархий.

Примечание:

1. Токарь А.С. Оценка и управление конкурентоспособностью грузовой автотранспортной орга-

низацией : монография / А.С. Токарь, В.И. Бережной, А.В. Березовская, О.В. Бережная. -Ставрополь : СевКавГТУ, 2010.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М. : ИНФРА-М, 2000.-312 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент : учебник. - М. : Дело, 2001. - 448 с.

4. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : ТГТУ, 2007.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр:/ /www. swot-аnаlysi Б.ги/.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Современная рыночная среда, в которой осуществляют свою деятельность различные предприятия, отличается неопределенностью и непредсказуемостью. Мировой экономический кризис, социальноэкономическая ситуация в стране, несовершенство коммерческого законодательства, коррупция и другие негативные факторы порождают опасности и угрозы деятельности экономических субъектов, обостряют проблему обеспечения их экономической безопасности. Особую актуальность приобретает эта тема в условиях информатизации современного общества.

Понятие "экономическая безопасность" появилось гораздо позже терминов "опасность" и "безопасность". Происхождение его относится к 40-50 гг. XX столетия, когда усилилась конкурентная борьба в ведущих индустриальных странах и между военно-политическими блоками. Изначально понятие "экономическая безопасность" означало защитуинтеллектуальной собственности, научно-технической информации.

Экономическая безопасность - это категория, тесно связанная с категориями экономической зависимости и независимости, стабильности и нестабильности. Стратегия безопасности представляет собой систему взглядов, мер, решений, действий в области безопасности, которые создают благоприятные условия для достижения целей бизнеса. Это позволяет предприятию выполнять производственную программу, выпускать конкурентоспособную продукцию (товары, услуги, работы), повышать эффективность производства, обеспечивать непрерывность и устойчивость воспроизводственного процесса. Рассмотрим основные типы стратегий безопасности (табл. 1).

Таблица 1 - Типы стратегий экономической безопасности предприятия

Типы стратегий Характеристика

Анализ и прогнозирование потенциальных угроз Целенаправленная организация работы по созданию благоприятных условий ведения коммерческой деятельности (угроза минимальна)

Внезапное реагирование Действие по принципу «угроза - отражение»; минимизация воздействия реально возникших угроз; вероятность нанесения ущерба (угроза реальна)

Возмещение нанесенного ущерба Организация компенсационных и восстановительных работ в условиях наступления рискового события (угроза реализована)

Стратегия возмещения нанесенного ущерба может считаться приемлемой только в том случае, если ущерб восполним, или тогда, когда нет возможности осуществить стратегии первого или второго типа.

Система безопасности предприятия представляет собой ограниченное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих бе-

УДК 330.341.1

© Л.В. Агаркова © А.В. Агарков

113

АГАРКОВА

Любовь

Васильевна,

доктор

экономических наук, профессор,

ГОУ ВПО "Ставропольский институт экономики и управления им. О.В. Казначеева" [email protected]

АГАРКОВ

Андрей

Викторович,

аспирант,

ГОУ ВПО

"Ставропольский

государственный

университет",

Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.