Научная статья на тему 'Муниципализация процессов государственно-частного взаимодействия в экономике регионов России'

Муниципализация процессов государственно-частного взаимодействия в экономике регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципализация процессов государственно-частного взаимодействия в экономике регионов России»

Параметры конкурентоспособности, имеющие наибольшее значение и/или определенность для АТО, служат базой для создания стратегий четырех видов (WT: слабости - угрозы; WO: слабости - возможности; БТ: силы - угрозы; БО: силы - возможности). Для ООО ТП Тракт-Юг-СТВ были построены стратегии указанных видов (табл. 3).

Таблица 3 - Конкурентные стратегии ООО ТП Тракт-Юг-СТВ

С целью совершенствования методических подходов к оценке конкурентоспособности организации автомобильного транспорта и формированию ее конкурентной стратегии, рекомендуется:

Внедрить комплекс методик по формированию конкурентных стратегий АТО на основе авторской модели БWOT-анализа и применения метода анализа иерархий.

Тип стратегии Наиболее значимые параметры, используемые для формирования стратегий Цель и задачи стратегии

SO Б2, Б3, О1, О2 Цель - расширение доли рынка городских и пригородных перевозок за счет максимального использования возможностей автопарка предприятия. Основные задачи стратегии - получение финансовых ресурсов из внешних источников для инвестирования в новый подвижной состав; привлечение молодых специалистов; внедрение автоматизации в организацию перевозок.

ST Б2, Б3, Т1, Т3 Цель - удержание имеющейся доли рынка. Основные задачи стратегии: разработать оптимальную систему организации перевозок, позволяющую максимально полно использовать имеющийся подвижной состав; оптимизировать системуоплатытруда, повысить уровеньоплатытруда молодым сотрудникам.

WO W2, W3, О1, О2 Цель - расширить рынок перевозок за счет привлечения новых кадров и инвестиций. Основные задачи: разработка бизнес-плана, включающего оценку эффективности инвестиций в основные фонды предприятия и способы оптимизации системы оплаты труда.

WT W2, W3.T1.T3 Цель - снижение влияния негативных факторов на деятельности предприятия. Основныезадачи: внедрение новыхтехнологий ворганизацию перевозок; оптимизация системы оплаты труда.

Для выбора оптимальной стратегии из четырех целесообразно пользоваться методом анализа иерархий.

Примечание:

1. Токарь А.С. Оценка и управление конкурентоспособностью грузовой автотранспортной организацией (монография) / А.С. Токарь, В.И. Бережной, А.В. Березовская, О.В. Бережная. - Ставрополь : Сев-КавГТУ, 2010.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М. : ИНФРА-М., 2000. -312 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент : учебник. - М. : Дело, 2001. - 448 с.

4. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : ТГТУ, 2007.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www. swot-analysi s.ru/.

s

Töi

65

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

УДК 334.723.6

Территориальная организация российской экономики предполагает соответствующую пространственную стратификацию факторов, особенностей и следствий развития механизмов государственно-частного партнерства, требует адаптивного подхода к их регулированию и поддержке. Нужно отметить, что в последнее время актуализировалась значимость территориальной экономики, что повлекло за собой трансформацию вектора субфедерального развития на муниципальный уровень. Платформой этого развития выступает решение задач усиления роли местных рынков, самостоятельность бюджетов, посредством чего будет формироваться основа социально-экономического развития в условиях рыночной организации экономики. Мы считаем, что во многом этому поспособствовало реформирование системы местного самоуправления как важнейшего института самоуправления в сложившихся демократических обществах.

Пилотная реализация Федерального Закона № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. [1] в 2005-2007 гг. претворялась в жизнь в Ставропольском крае и поставила органы местного самоуправления один на один с решением вопросов местного значения, приведя к пониманию того, что объективно необходимыми друг другу становятся местное самоуправление и предпринимательство, которое рассматривается "муниципалами" как определенный резерв территориального развития.

© М.Ю. Казаков

66

Именно поэтому, государственно-частное партнерство нами будет рассматриваться как социально-экономическая категория, качественные характеристики которой предопределяют доминантные роли в территориальном развитии. В то же время, поступательное развитие муниципальных образований, происходящие в них общественные, социально-экономические и политические процессы, оказывают на сферу предпринимательства очевидное влияние в количественном и качественном измерении. [2] Таким образом, внимание данной работы будет обращено на пересечение курсов бизнеса, власти и соответствующей территории с целью выявления особенностей механизма их взаимодействия.

Следует отметить, что современная научная мысль выделяет пять подходов к изучению процессов развития местного сообщества. К ним относятся экологический, качественный, этнографический, социологический и экономический подходы. Как отмечает Ю. Филиппов, "экономический подход требует изучения взаимосвязи различных секторов экономики, домохозяйств и предприятий, профессионального состава населения и структуры рабочих мест, источников распределения и динамики доходов, ресурсов, которыми располагает сообщество". [3]

Изучение территории в рамках экономического подхода требует, в первую очередь, детально проанализировать предпринимательскую деятельность, её потенциал в силутого, что в настоящее время субъекты предпринимательства представляют собой значимое явление в социально-экономическом и политическом аспекте. Более того, нам близка позиция А.Ю. Чепуренко, который подчёркивает, что "сущность предпринимательства территории представляется как деятельность, осуществляемая частными лицами, малыми предприятиями по производству товаров и оказанию услуг, которые (участники деятельности) не входят ни в одно монополистическое объединение и выполняют по отношению к территории, в которой они расположены, определенные хозяйственные и социально-экономические задачи". [5]

При этом пласт предпринимательства в большей степени имеет местный характер, так как ориентировано на обеспечение товарами, работами и услугами местного сообщества, системное развитие которого можно схематично изобразить следующим образом (рис.1):

л

Социально-экономическое развитие местного сообщества (территории муниципального образования)

Развитие сектора предпринимательства Развитие домохозяйств населения

Совершенствованиеформ и методов народовластия

КАЗАКОВ

Михаил

Юрьевич,

кандидат

экономических наук,

ГОУ ВПО

"Ставропольский

государственный

аграрный

университет",

Ставрополь

Рисунок 1 - Логическая схема системного подхода к определению и решению проблемы развития местного сообщества

В основе данного процесса все исследователи, работающие в этом направлении, исходят из того, что "потенциал человеческой активности, предпринимательской инициативы - это единственный возмещаемый ресурс, на который нужно делать ставку. Первостепенная задача властей в этих условиях - обеспечить такие политические, правовые и экономические условия, которые позволят преобразовать этот потенциал в реально действующий фактор социально-экономического развития территории" [4]. Такой вывод делает в своей публикации Н. Липатников, полагая, что "ресурс предпринимательской активности является важнейшим при наполнении бюджетов либо непосредственно через уплату налогов и местных сборов, либо опосредованно - через создание рабочих мест с последующей налоговой

нагрузкой на потребителя". [4] Здесь можно говорить о взаимозависимом процессе. Негативные проблемы в развитии государственно-частного партнерства на местах затрудняют становление и развитие местного самоуправления в стране. Ведь совершенно очевидно, что крепкий класс предпринимателей создает основу финансовой независимости муниципальной власти от региональной и федеральной. Пока же на муниципальный уровень средств недостаточно в качестве собственных законных источников дохода. А поскольку ответственность между уровнями власти законодательно разграничена, ни у кого нет желания отдавать имеющиеся нормативно фиксированные ресурсы. Лишь создавая добавочный продукт посредством частного предпринимательства, можно будет говорить о минимизации вышеупомянутой зависимости.

Мы полагаем, что наряду с этим существенность налоговых поступлений в контексте формирования доходной составляющей бюджета муниципальных районов, по нашему мнению, может привести к зарождению и развитию двух оппортунистических тенденций в поступательном развитии механизмов государственно-частного партнерства. Первое: для роста доходной части бюджета органы местного самоуправления могут усилить налоговый пресс в отношении субъектов предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования. Используя метод корректирующихкоэффициентов на базовую доходность, можно увеличить единый налог на вмененный доход или земельный налог. Это может привести в дальнейшем к стагнации процесса развития предпринимательства и ухода его с уровня поселений на уровень муниципального района, что в первую очередь характерно для сельскохозяйственных районов.

Второе: есть путь дебюрократизированной муниципальной поддержки и стимулирования

малого предпринимательства. По нашему мнению, следует отметить четыре базовых элемента, комбинация которых благоприятствует внедрению различных концепций экономической политики, в том числе и на местном уровне, по отношению к субъектам предпринимательства: фискальные (бюджетный процесс), императивные (командование малым бизнесом), поддерживающие (функционирование малого бизнеса) и инвестиционные действия.

Пожалуй, у нас есть все основания предположить, что России и ее бюрократическому аппарату предстоит реализовать трансформацию от парадигмы служения государству к парадигме служения обществу. Немаловажную роль в этом переходе призвана исполнить реформа местного самоуправления, которая, по замыслу ее разработчиков, должна выработать идеологию "новой бюрократии" и "нового отношения к бюрократии". Отношения не как к воплощению социального зла и "надменной касты", а как к профессионалам, чьи доходы корреспондируются с общественной полезностью решаемых ими задач.

Примечание:

1. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ // Российская газета. - 2003. - № 202. - 08 октября.

2. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М. : Финансы и статистика, 2002.

- 176 с.

3. Филиппов Ю. Развитие местных сообществ -путь в будущее России // Муниципальная власть.

- 2004. - № 6. - С. 64-72.

4. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. - М. : АмиР ; ИПИ. - 2001. - 384 с.

5. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. - 2001. - № 4. -С. 34-41.

67

ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ УДК330.101.542

Технология функционирования логистических систем, независимо © В.Н. Клочков

от их масштабов, основывается на таком оптимизационном преобразовании объемных, стоимостных, временных, пространственных и © С.А. Гусев

качественных параметров потоковых процессов, которое удовлетворяло бы интересам как внешних обеспечивающих и потребляющих систем, так и собственно логистической системы.

При этом удовлетворение интересов потребляющих систем может выражаться в сокращении их расходов, минимизации времени доставки товаров или других ресурсов, повышении уровня сервисного обслуживания или оптимизации иного параметра, характеризующего потребности обслуживаемой системы; удовлетворение интересов самой логистической системы проявляется во всем многообразии положительных воздействий на различные элементы системы и параметры логистических процессов в тот или иной момент времени, чем предопределяются желательные для системы преобразования, спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.