Царьков Д. А., аспирант кафедры Менеджмента и маркетинга
Владимирского института бизнеса, [email protected] ^ШШЩ^
ФОРМИРОВАНИЕ V* ^
СТРАТЕГИЧЕСКИХ \ (
ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ Щ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА И ИХ ОЦЕНКА
В статье приведена оценка целей стратегического развития региона в условиях конкурентной борьбы (на примере Владимирской области).
Ключевые слова: регион, стратегия, стратегическое планирование, региональная конкурентоспособность.
Введение
Важнейшим направлением региональной политики считается достижение высокого уровня конкурентоспособности региона, определяемого с точки зрения концепции устойчивого развития как его способность производить конкурентоспособные товары и услуги, пользующиеся спросом на отечественном и международном рынках. Вышеперечисленное формирует комплексную стратегию социально-экономического развития региона для повышения его конкурентоспособности1.
Стратегия — это текущее понимание целей развития региона, путей их достижения и механизмов взаимодействия различных общественных групп для их обсуждения, уточнения и изменения в будущем. Сделаем вывод из этого определения: процесс разработки стратегии подразумевает вовлечение всех ведущих социальных групп регио-
1 Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. — 148 с.
на, представляющих различные интересы. Стратегия является динамичным программным документом, в котором важное значение имеет система обратных связей. В ходе действий могут быть изменены стратегия, понимание границ системы и оценка текущей ситуации. Именно в этом смысле стратегия понимается как постоянно развивающийся процесс.
Признаки и особенности становления системы стратегического планирования
Основными являются следующие признаки (особенности) становления системы стратегического планирования, в том числе на региональном уровне:
• формирование институтов и инструментов стратегического планирования, которые не замещают собой действующую систему управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации, а существенно обогащают ее, образуя новый уровень государственного участия в определении целей развития и средств их достижения;
• осуществление регионального стратегического планирования, прежде всего, в форме целенаправленного регулирования системы экономических и социальных отношений в субъектах Федерации;
• совершенствование нормативно-правовой базы стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований;
• осуществление практики стратегического планирования на поэтапной основе, причем переход к каждому последующему этапу обуславливается формированием необходимого круга экономических, институциональных и организационно-правовых предпосылок;
• усиление функций целеполагания в процессе управления экономикой и социальной сферой на среднесрочном и долговременном рубеже. Система целей стратегического плана задается как количественными, так и качественными показателями, которые могут регламентироваться не только индикативно, но и вариантно (сценарный вариант стратегического планирования);
• совершенствование практики экономического и социального прогнозирования; расширение круга прогнозируемых показателей, а также временных горизонтов прогнозирования; переход к модели «скользящего прогнозирования»; использование методик, позволяющих шире использовать различные прогнозы в практике принятия планово-управленческих решений, в частности, при разработке стратегических управленческих решений субъекта Федерации на среднесрочную и долговременную перспективу;
• выдвижение экономических, социальных и иных предпосылок перехода к инновационному пути развития в качестве ключевого приоритета стратегического планирования, по отношению к которому остальные управленческие задачи приобретают подчиненный характер;
• существенное повышение значимости социальных предпосылок экономического развития, а также их роли в ускорении прогрессивных структурных преобразований в экономике региона;
• переход к преобладающему значению программно-целевых методов управления и бюджетирования на основе системы целевых программ, обладающих необходимой степенью согласованности и соподчиненно-сти в рамках единой стратегии социально-экономического развития региона;
• использование методов среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования, программно-целевого финансирования, методов бюджетирования, ориентированного на результат;
• внесение корректив в управление социально-экономическим развитием на территориальном уровне, что, в частности, предполагает необходимость перехода к методам стратегического планирования социально-экономического развития на муниципальном уровне, включая формы и механизмы межмуниципального сотрудничества;
• институционализация системы стратегического планирования путем создания специального органа такого планирования или использования иных механизмов координации усилий органов исполнительной власти, предпринимательских сообществ, общественных институтов, научных коллективов;
• повышение качества статистического и информационно-аналитического обеспечения системы централизованного управления экономикой и социальной сферой региона; существенное расширение статистической базы стратегического планирования, основанной как на регулярных статистических наблюдениях, так и на проведении специальных разовых обследований, монито-рингов, опросов и пр.;
• широкое использование механизмов государственно-частного партнерства, в сферу действия которого должен быть во-
влечен не только крупный бизнес, но и представители малого и среднего предпринима-тельства2.
Особое место в системе стратегического управления территорией с учетом ее конкурентных ресурсов занимает формирование общей (базовой) стратегии. Она определяет направление развития территории в целом, но в свою очередь должна корректироваться в процессе выработки и реализации конкурентной и функциональной стратегий. В современных условиях общая стратегия региона находит свое выражение в различных стратегических документах территории, включая концепции, комплексные стратегии и программы социально-экономического развития3.
Документом, который определяет решение по выбору стратегического плана регионального развития, является «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Данный документ — теоретическая подробная и обстоятельная модель регионального развития в видении центра (профильного министерства) с позиции управления региональным развитием. Практически все российские регионы в настоящее время имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются, с одной стороны, для того, чтобы обосновать возможность получения средств на так назы-
2 Крымов В. Б. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации: дис.... докт. экон. наук. М., 2010.
3 Чайникова Л. Н. Методологические и практические
аспекты оценки конкурентоспособности региона.
ваемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.
Анализ стратегии Владимирской области
Стратегия Владимирской области4 учитывает интересы и потребности различных социальных слоев населения, органов государственной власти всех уровней, общественных организаций, бизнес-структур, расположенных на территории региона и включает следующие программы:
• развития промышленности;
• развития транспортно-логистического комплекса;
• развития АПК и социального развития сельских территорий;
• развития социальной сферы;
• ипотечного кредитования и жилищного строительства;
• развития малого предпринимательства и сферы услуг;
• развития туризма;
• совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления;
4 Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 г. разработана на основании Государственного контракта от 30.01.2008 № 3, заключенного администрацией Владимирской области и НП «Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)». Утверждена указом губернатора Владимирской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 г. и среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009-2012 гг.» (в ред. указов губернатора Владимирской области от 14.12.2010 № 6, от 21.12.2010 № 37, от 16.02.2011 № 4).
• развития инфраструктуры;
• инновационного развития.
На современном этапе во Владимирской области существует ряд проблем социально-экономического развития:
1. В первую очередь, это экономические проблемы. Внутренняя производственно-территориальная организация региона не обеспечивает конкурентоспособность Владимирской области на глобальном рынке. Нет полностью сформированных территориальных кластеров, являющихся внутренней конкурентной сетью близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для региона, отдельных видов экономической деятельности и самих предприятий.
2. Имея полиотраслевую структуру экономики, регион зависит от небольшого количества крупных предприятий, дающих основной прирост валового регионального продукта Владимирской области. В совокупности основными проблемами промышленного сектора экономики являются: преобладание в структуре промышленности предприятий ОПК, что затрудняет возможность быстрой адаптации к конкурентной рыночной экономической среде: нестабильность их работы объясняется небольшим объемом государственного оборонного заказа; наличие предприятий с устаревшим оборудованием, высоким уровнем износа основных фондов и недостатком собственных средств на их модернизацию; сложности внедрения новейших технологических разработок в серийное производство; наличие дефицита высококвалифицированных кадров в промышленности; наличие серьезной конкуренции со стороны импортных аналогов, низкий уровень конкурентоспособности произведенной продукции.
3. Обладая значительным научным потенциалом, Владимирская область отличается невысоким уровнем инновационности экономики, которая определяется объемом
коммерциализации и внедрения в производство научно-технических разработок.
4. Отсутствие энергетических топливных ресурсов и значительного транзита энергоресурсов через территорию области не позволяет региону «стягивать» на себя проектные мощности, квалифицированную и мобильную рабочую силу.
5. Одной из основных проблем является рост расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, что связанно с изначально неэффективной пространственной организацией Владимирской области. Наиболее «слабый» сектор инженерной инфраструктуры региона — энергоснабжение.
6. Владимирская область характеризуется неустойчивостью сельскохозяйственного производства, обусловленной природными условиями и общим кризисным состоянием сельского хозяйства. Одной из ключевых проблем является диспаритет цен на продовольственную и промышленную продукцию, в результате чего растут издержки производства и убыточность большинства сельскохозяйственных предприятий. Сельское хозяйство оказалось особо незащищенным перед ростом тарифов и цен на энергоносители.
7. Существуют проблемы в сфере туризма и рекреации, несмотря на то, что данная сфера является одним из важнейших конкурентных преимуществ Владимирской области. В ходе исследований были выделены следующие факторы, сдерживающие развитие туризма и рекреации: недостаточно развитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество комфортабельных средств размещения, дефицит гостиничного фонда эконом-класса; слабый поток инвестиций в туристскую сферу, особенно ресурсов малого и среднего бизнеса; формирующийся спрос на туристические услуги в области опережает темпы развития сектора, который представлен узким ассортиментом предложений, недостаточно развитой мате-
риально-технической базой, низким уровнем обеспечения информационными технологиями в особенности для делового туризма; дисбаланс в распределении туристического потока между городами «Малого Золотого кольца»; отсутствие комплексной системы информационно-рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах; не в полной мере реализован потенциал развития лечебно-оздоровительного, делового, интенсивного туризма, хотя такие специализированные виды отдыха пользуются спросом.
В Стратегии выделено три сценария развития Владимирской области:
1. Инерционный сценарий социально-экономического развития, который также можно назвать консервативным, не предполагает коренных изменений при долгосрочном развитии Владимирской области. Основой сценария является сужение потенциала региона — поддержание жизнеспособности наиболее конкурентоспособных областей промышленности, инфраструктуры, свертывание дорогостоящих программ по строительству дополнительных энерго-генерирующих мощностей, сохранение существующего энергобаланса; развитие отдельных точечных производств, завершение уже начатых крупных инвестиционных проектов. При реализации этого сценария для экономического развития будет характерно снижение доли обеспеченности внутреннего рынка Владимирской области готовыми товарами как промышленного, так и потребительского характера, что приведет к постепенному замещению товаров, производимых в регионе, импортными товарами, исключая продукцию ОПК. В конечном итоге это приведет к увеличению внешнеторгового оборота в части импорта, притом происходящий всеобъемлющий процесс глобализации экономики не позволит области долгое время сохранять положительное торговое сальдо. Это означает дальнейшее нарастающее отставание в развитии сельскохозяйственного произ-
водства, выбытие основных фондов в реальном секторе экономики, стагнацию промышленности.
Инерционная стратегическая альтернатива не отрицает возможности роста экономики, но темп роста будет существенно ниже, чем в регионах — лидерах ЦФО РФ. Возможности экономического роста будут определяться, в основном, за счет производств, объективно входящих в экономические кластеры соседних регионов, которые изначально выполняли поддерживающие функции. В перспективе это приведет к превращению Владимирской области в сателлит мегаполисов, поставляющий ресурсы для регионов-соседей. Дальнейшая интеграция области в мировую экономику и расширение мирохозяйственных связей приведет к изменению потоков товаров и услуг — транзитная функция региона возрастет.
При реализации данного пути развития возможно сохранение существующего уровня благосостояния населения, уровень занятости трудоспособного населения сохранится на имеющемся уровне. Реализация описанной стратегической альтернативы приведет к сохранению существующей позиции на уровне ниже среднего — старопромышленный регион с недостаточно высокой динамикой прироста основных макроэкономических показателей. В долгосрочной перспективе темп роста ВРП начнет быстро снижаться, что не позволит решить стратегические задачи в области социального развития и укрепления позиций в Российской Федерации и мире.
2. Инвестиционный вариант социально-экономического развития предполагает усиление интеграционных процессов между Владимирской областью и московской агломерацией при значительном влиянии нижегородской агломерации, которое в среднесрочной перспективе будет только усиливаться. Основой данного сценария явится вовлечение всех сфер экономики области в совместные с агломерациями проекты, принятие единых стратегий и программ,
учитывающих интересы всех сторон. Региону потребуется ориентировать свой производственный потенциал на нужды рынка московской и нижегородской агломерации. Предполагается интенсивное развитие отдельных видов экономической деятельности, которые в московской агломерации не получили активного развития или уступают по соотношению «цена — качество» продукции и услугам Владимирской области. Описываемую нишу может занимать продукция промышленных производств и услуги рекреации, а также использование транспортной инфраструктуры. Опережение других контрагентов агломерации возможно за счет привлечения комплексных инвестиций в перспективные и стабильно работающие мощности промышленности, например, в пищевую, в сектор услуг, что существенно повысит темпы роста экономики Владимирской области в целом.
Инвестиционная стратегическая альтернатива предусматривает комплексную модернизацию основных фондов большинства предприятий и плавный переход промышленности и АПК на новый технологический уровень. В рамках данного сценария будут сформированы новые инвестиционные инфраструктуры, доработана законодательная база по привлечению инвестиций, созданы новые формы инвестиционных программ. В совокупности инвестиционный вариант обеспечит ликвидацию существующего на сегодняшний день перекоса в сторону реализации, преимущественно быстро-окупаемых проектов. Привлечение крупных инвестиционных средств позволит создать новые виды производственной деятельности: логистические центры, индустриальные и технико-внедренческие парки. Развитие сложившейся научной базы и создание на ее основе дополнительных инфраструктурных проектов, научно-исследовательских институтов позволит усилить конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и региона в целом. Реализация инвестиционной стратегической альтернативы приве-
дет к тому, что Владимирская область выйдет на путь интенсивного развития за счет тесного взаимодействия с существующим лидером, московским регионом. Развитие специализированных видов производства и создание на их основе совместных с московской агломерацией кластеров, позволит существенно ускорить темпы экономического роста экономики и уровня жизни населения.
3. Комплексный инновационный вариант развития предусматривает активные структурные сдвиги, обусловленные комплексными инвестициями во все сферы экономики Владимирской области. Сценарий базируется на качественном синтезе науки и промышленности на основе внедрения высоких технологий в промышленное производство в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При реализации данного сценария огромное значение будет уделяться инновационной активности и поддержанию роста расходов на НИОКР. Регион должен будет развиваться и стремиться к «экономике знаний».
Экономика региона должна избавиться от устаревших энергоемких производств и технологий, разработать и внедрить новые энергосберегающие технологии, что позволит использовать высвободившиеся энергомощности для новых производств. Повсеместное развитие обрабатывающих видов экономической деятельности приведет к расширению добычи и потребления топлива и энергии. У Владимирской области появится возможность обеспечивать готовыми товарами промышленного и потребительского характера внутренний и внешний рынки, при этом выдерживая конкуренцию с крупнейшими российскими и мировыми производителями. Это будет связано с возможностью группового развития на базе создания бизнес-парков (технопарков), которые объединяют одновременно производственные и технико-внедренческие зоны. АПК, сфера туристического обслуживания могут быть органично
вовлечены в общий сценарий инновационного развития. Они должны обеспечивать общий баланс развития видов экономической деятельности, не допуская непропорционального увеличения промышленного сектора. Направления развития для АПК должны основываться не только на традиционной специализации сельского хозяйства (животноводство), но и на увеличении площади под зерновыми культурами. Оптимальная форма сельскохозяйственных предприятий — крупные агропромышленные комплексы, которые осуществляют весь комплекс по выращиванию, сбору и переработке продукции на основе внедрения современных способов ведения сельского хозяйства.
В туризме целесообразно развивать традиционные направления — исторический и культурный туризм, создавать новые средства размещения, предназначенные для проживания туристов, разрабатывать новые экскурсионные маршруты, а также создавать направления развития рекреационный сферы — санаторный туризм, экотуризм. Формирование уникальной и самобытной экономики, основанной на внедрении инноваций в производство, предполагает создание новых брендов, т. е. выпуск различных товаров под узнаваемой покупателями маркой «сделано во Владимирской области», что необходимо для выхода на всероссийский и мировой рынок. При осуществлении инновационной стратегической альтернативы произойдет рост денежных доходов населения, который в рамках экономики Владимирской области позволит в целом решить проблему бедности.
Сценарий наиболее предпочтителен для практической реализации, он позволяет в долгосрочной перспективе в максимальной степени раскрыть основные конкурентные преимущества региона, обеспечить наиболее сбалансированное развитие экономики и социальной сферы, повысить уровень благосостояния населения Владимирской
области до уровня наиболее развитых регионов ЦФО на основе реализации его географического, промышленного, научного и рекреационного потенциала.
Факторы выбора стратегии
Существуют факторы, могущие влиять на выбор той или иной стратегии, а именно: факторами, определяющими критерии выбора сценария, являются целевые ориентиры России (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации), регионов-соседей (стратегии субъектов РФ), видов экономической деятельности и крупных корпораций (стратегии естественных монополий, корпоративные стратегии).
Также на выбор стратегии влияют мировые и общероссийские тенденции, определяющие направления экономического развития региона:
• усиление глобальной конкуренции со стороны стран ЕС, США и Азии, которая включает конкуренцию рынков не только товаров, но и услуг, капиталов и технологий;
• также будет нарастать противоположная тенденция — усиление регионализации, которая предполагает развитие региональных центров специализации производства, в том числе в России;
• важнейшим «внешним» фактором является активное развитие перспективных технологий, материалов, усиление диффузии современных высоких технологий в средне-и низкотехнологические сектора производственной сферы;
• внутренним фактором можно назвать возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона;
• существует тенденция, которая предполагает смещение движения капиталов в сторону прямых стратегических инвестиций, в экономику отдельных регионов, что требует усиленного развития прозрачных схем работы с крупными инвесторами, соз-
дания благоприятного инвестиционного климата;
• тенденция опережающего роста торговых потоков между Европой и Азией, что позволит использовать их для транзита через территорию России и субъектов, занимающих ключевые позиции на транзитных потоках;
• важнейший мировой и общероссийский фактор предполагает рост инновационных наукоемких продуктов в соответствии с выявленной региональной специализацией (машиностроение, электротехника и электроника, оборонная продукция, фармацевтика и химическое производство), а также внедрение соответствующих производственных технологий в систему по обслуживанию транзитных потоков, информационных логистических систем, снижающих затраты транспортно-логистического сектора экономики;
• интеграция России в мировые экономические структуры также предполагает значительное изменение потоков движения товаров и услуг в связи с вступлением России в ВТО — фактор, влияющий на экономику всех субъектов Российской Федерации. Это повлечет принятие единых правовых норм в торговой сфере, основанных на принципах благоприятствования условиям ведения торговли, а также увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг для всех участников стран — членов ВТО. Произойдет усиление конкуренции на внутреннем рынке страны, а также станет необходима ускоренная модернизация и повышение общей конкурентоспособности производящего сектора экономики.
На выбор стратегии оказывают влияние сценарии долгосрочного развития России, межрегиональные взаимодействия.
Основные направления развития экономики регионов-соседей — развитие ведущих обрабатывающих производств (сырьевые и машиностроительные направления); развитие сектора инновационных производств (промышленность, информацион-
ные технологии, биотехнологии); развитие инфраструктуры (дорожная сеть, энергетика). В планах стратегического развития соседних с Владимирской областью регионов сделан акцент на развитии промышленности как опорной отрасли экономики. Для Владимирской области это предполагает возможность создания совместных сборочных производств, в первую очередь, с Московской областью.
Заключение
Выявленные тенденции развития мировой экономики, долговременные стратегические приоритеты Российской Федерации и особенности макрорегионального развития, основные внутренние и внешние факторы — «ограничители роста», а также анализ приоритетов долгосрочного стратегического развития регионов-соседей позволяют обоснованно выбрать стратегический целевой сценарий на основе описанных выше внешних и внутренних факторов. Критериями выбора будут являться: инновацион-ность, что означает развитие инновационного промышленного производства; высокий научный и образовательный уровень населения, означающий ориентацию на «экономику знаний»; инвестиционная привлекательность региона, что требует усиленного развития прозрачных схем работы с крупными инвесторами.
Данные критерии предполагают формирование экономики принципиально иного типа, отличного от существующего инновационного, что определяет выбор варианта комплексного инновационного сценария как стратегического целевого. Для перехода на новый этап требуется, прежде всего, ликвидация разрыва уровня экономического и социального развития Владимирской области и наиболее развитых регионов — лидеров ЦФО (г. Москва, Московская, Ярославская, Липецкая области) в период до 2027 г., формирование благоприятного инвестиционного климата; удач-
ное географическое расположение и развитая дорожная инфраструктура, определяющие развитие транзитного потенциала; международная и межрегиональная интеграция, позволяющая формировать кооперативные производственно-технологические связи; рекреационный и туристический потенциал, что позволит создать общефедеральный рекреационно-туристи-ческий кластер.
Список литературы
1. Крымов В. Б. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации: дис.... докт. экон. наук. М., 2010.
2. Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 г. разработана на основании государственного контракта
от 30.01.2008 № 3, заключенного администрацией Владимирской области и НП «Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)». Утверждена указом губернатора Владимирской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 г. и среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009-2012 гг.» (в ред. указов губернатора Владимирской области от 14.12.2010 № 6, от 21.12.2010 № 37, от 16.02.2011 № 4).
3. Фатхутдинов Р. А. Развитие конкурентных преимуществ объектов в конкурентоспособной экономике // Современная конкуренция. 2009. № 5 (17).
4. Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. — 148 с.
D. Tsarkov, Postgraduate student, Department of Management and Marketing, Vladimir Institute of Business, [email protected]
CREATING STRATEGIC OBJECTiVES FOR MANAGEMENT OF REGIONAL COMPETITIVENESS AND THEIR EVALUATION
This article presents evaluation of goals of regional strategic development in a competitive environment (on example of Vladimir region).
Key words: region, strategy, strategic planning, regional competitiveness.