Научная статья на тему 'Программно-целевое планирование социально-экономического развития г. Улан-Удэ: оценка и перспективы перехода к стратегическому планированию'

Программно-целевое планирование социально-экономического развития г. Улан-Удэ: оценка и перспективы перехода к стратегическому планированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВА-НИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC PLANNING / PROGRAM-ORIENTED PLANNING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOP-MENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Т. В.

В статье раскрывается суть вносимых федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года изменений в существующую систему государственного и муниципального планирования. Про-веден анализ действующих документов программно-целевого планирования соци-ально-экономического развития г. Улан-Удэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM-TARGET PLANNING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF ULAN-UDE CITY: THE ASSESSMENT AND THE PROSPECTS OF TRANSITION TO STRATEGIC PLANNING

The article reveals the essence of introduced federal law «On the strategic planning in the Russian Federation» № 172-FZ of June 28, 2014 changes to the existing system of state and municipal planning. The analysis of the existing instruments targeted program planning socio-economic development of the city of Ulan-Ude.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое планирование социально-экономического развития г. Улан-Удэ: оценка и перспективы перехода к стратегическому планированию»

УДК 338.264

© Т. В. Андреева

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. УЛАН-УДЭ: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

В статье раскрывается суть вносимых федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года изменений в существующую систему государственного и муниципального планирования. Проведен анализ действующих документов программно-целевого планирования социально-экономического развития г. Улан-Удэ.

Ключевые слова: стратегическое планирование, программно-целевое планирование, социально-экономическое развитие.

T. V. Andreeva

THE PROGRAM-TARGET PLANNING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF ULAN-UDE CITY: THE ASSESSMENT AND THE PROSPECTS OF TRANSITION TO STRATEGIC PLANNING

The article reveals the essence of introduced federal law «On the strategic planning in the Russian Federation» № 172-FZ of June 28, 2014 changes to the existing system of state and municipal planning. The analysis of the existing instruments targeted program planning socio-economic development of the city of Ulan-Ude.

Keywords: strategic planning, program-oriented planning, socio-economic development.

В связи с принятием 28 июня 2014 года Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ чрезвычайно актуальными становятся научно-практические исследования в области страте-гирования социально-экономического развития территорий.

Данный нормативно-правовой акт определяет правовые основы разработки, построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования и устанавливает методологический механизмом взаимодействия политических акторов в области социально-экономического развития и национальной безопасности России. Систему стратегического планирования составят участники стратегического планирования, документы стратегического планирования, система правовых актов по стратегическому планированию и разнообразные связи и отношения, возникающие по поводу стратегического планирования.

Участниками стратегического планирования являются глава государства, Совбез России, Счетная палата РФ, Правительство РФ, ЦБ РФ, ФС РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного управления. А также объединения профсоюзов и работодателей, общественные организации, научное сообщество могут принимать участие в разработке основополагающих доку-

ментов стратегического планирования. Закон определяет полномочия каждого из участников.

Перечень документов, которые на каждом уровне власти должны быть разработаны, определен по блокам: целеполагание, планирование и программирование, прогнозирование.

Стратегическое планирование, по данному закону, будет осуществляться на трех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.

На уровне муниципального образования необходимо разрабатывать следующие документы стратегического планирования:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.

Как видим, в отличие от федерального и регионального уровня, перечень документов достаточно короток, например, в нем нет программы социально-экономического развития. Местному самоуправлению, по исторически сложившейся традиции, предоставляется возможность суверенизации и дистанцирования от государственного вмешательства, а также возможность самостоятельно решить местные проблемы [7, с.143].

На этапе перехода к новой системе стратегического планирования возникает необходимость оценить действующие документы в сфере планирования и целеполагания.

Для г. Улан-Удэ характерен успешный опыт разработки программно-целевых документов. К действующим относятся Стратегия социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2027 г., Программа социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2020 г. и Программа социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2011-2015 гг.

Основным целеполагающим документом целевого планирования является Стратегия социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2027 г. Программа социально-экономического развития г. Улан-Удэ на долгосрочную перспективу (до 2020 г.) задает более конкретные задачи и уточняет цели Стратегии количественными измерителями-индикаторами. В среднесрочной перспективе решение задач долгосрочной Программы задает Программа социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2011-2015 гг. (ранее на 2008-2010 гг.).

Соотношения между программно-целевыми документами социально-экономического развития г. Улан-Удэ показано на рисунке (рис. 1).

Стратегии и Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ и Республики Бурятия являются взаимно-согласованными.

Стратегия описывает миссию, цель, задачи, ограничения социально-экономического развития.

Цель Стратегии г. Улан-Удэ до 2027 года — повышение уровня и качества жизни населения города.

Рис. 1. Система документов целевого планирования г. Улан-Удэ

Стратегия г. Улан-Удэ концентрирует свои усилия на трех приоритетных направлениях:

• Рост экономического потенциала;

• Повышение уровня и качества жизни населения;

• Развитие инфраструктуры.

Критерий достижения цели — нарастающая динамика социально-экономического развития.

Согласно критерию исполнение Стратегии социально-экономического развития г. Улан-Удэ приводится в сравнении темпов роста основных макроэкономических показателей России и г. Улан-Удэ (табл. 1).

Таблица 1

Исполнение Стратегии социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2027 года (за 2008-2013 гг.)

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Численность постоянного населения, тыс. чел., % показатель РФ* 142800 142700 142800 142900 143000 143300 143502

УУ** 372,4 373,3 377,1 405,8 411,6 416,1 421,5

темп роста РФ - 99,9 100,1 100,1 100,1 100,2 100,1

УУ - 100,2 101,0 107,6 101,4 101,1 101,3

Среднесписочная численность работников, тыс. чел., % показатель РФ 68019 68474 67463 67577 67727 67968

УУ 133,2 145,5 103,9 110,3 109,2 109 105,98

темп роста РФ - 100,7 98,5 100,2 100,2 100,4 0,0

УУ - 109,2 71,4 106,2 99,0 99,8 97,2

Среднемесячная начисленная заработная плата, р., % показатель РФ 13593,4 17290,1 18637,5 20952,2 23369,2 26629 29940

УУ 12869 15675 18673 23670 27180 30629 30831,7

темп роста РФ - 127,2 107,8 112,4 111,5 113,9 112,4

УУ - 121,8 119,1 126,8 114,8 112,7 100,7

Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел., % показатель РФ 1553 1522 2147 1589 1286 1065 1000

УУ 2,289 2,581 4,64 2,871 2,244 2,145 2,1

темп роста РФ - 98,0 141,1 74,0 80,9 82,8 93,9

УУ - 112,8 179,8 61,9 78,2 95,6 97,9

Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий, млн р., % показатель РФ 6716222 8781616 7976013 9152096 11035652 12568835 13220500

УУ 6661 10256 10622,6 12029,4 12959,0 16161,7 14633,9

темп роста РФ - 130,8 90,8 114,7 120,6 113,9 105,2

УУ - 154,0 103,6 113,2 107,7 124,7 90,5

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общ. площади, % показатель РФ 61200000 64100000 59900000 58400000 62300000 65700000 86384700

УУ 158,3 188,2 140,4 162,5 184,5 183,9 207,5

темп роста РФ - 104,7 93,4 97,5 106,7 105,5 131,5

УУ - 118,9 74,6 115,7 113,5 99,7 112,8

Оборот розничной торговли, млн р. показатель РФ 10868976 13944183 14599153 16499045 19082578 21394526 23668400

УУ 38708 48757 53871,9 72693,7 70406,1 82182,9 94649,4

темп роста РФ - 128,3 104,7 113,0 115,7 112,1 110,6

УУ - 126,0 110,5 134,9 96,9 116,7 115,2

Объем платных услуг населению всего покрупным и средним организациям, млн р. показатель РФ 3424731 4079603 4504455 4943482 5540168 6036839 6512300

УУ 7334 7704 12403,8 11343,2 16378 11991 12658,7

темп роста РФ - 119,1 110,4 109,7 112,1 109,0 107,9

УУ - 105,0 161,0 91,4 144,4 73,2 105,6

* — Российская Федерация; ** — Улан-Удэ

Опережающие темпы социально-экономического развития наблюдаются по численности постоянного населения. В некоторые годы выше среднероссийского прирастал оборот розничной торговли. Отметим, что для достижения цели численность официально зарегистрированных безработных должна быть не выше, а ниже среднероссийской.

Программа социально-экономического развития — это документ целевого планирования (средне- и долгосрочного). Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2020 года утверждена Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 31 марта 2011 г. № 41031. Она была разработана на основании Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 20 июня 2007 г. № 440-р «Об основных принципах комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия»; Постановления Администрации города Улан-Удэ от 16.08.2010 № 360 «О Регламенте системы индикативного управления в г. Улан-Удэ»; Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.10.2007 № 699-72 «О стратегии социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2027 года».

Программа социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2020 года анализирует предыдущее положение экономики, ограничения и конкурентные преимущества г. Улан-Удэ и дает сценарные варианты развития с воз-

можностью оценки по основным (макроэкономическим) индикаторам развития экономики. Для достижения целей Программы по приоритетным направлениям приводится комплекс мероприятий.

Цели, задачи, приоритетные направления и обусловленная поставленными задачами структура Программ долгосрочного и среднесрочного развития сопоставимы со Стратегией социально-экономического развития г. Улан-Удэ. У Программы-2020 и Стратегии совпадают. Достижение цели планировалось в 2 этапа на основе 2 среднесрочных программ.

Для достижения стратегической цели Программой выделено 6 приоритетных направлений развития экономики. Это:

- развитие промышленно-технологического комплекса;

- развитие туристско-рекреационного комплекса;

- развитие предпринимательства;

- развитие инновационной деятельности;

- развитие человеческого потенциала;

- развитие инфраструктуры.

В программе социально-экономического развития г. Улан-Удэ для каждой из отраслей экономики рассматриваются текущие условия, сводные экономические показатели за предыдущий период (2007-2010 гг.), существующие проблемы. Анализ проблем и преимуществ по отраслям позволяет Программе выявить угрозы и направления повышения конкурентоспособности, на основе которого строятся сценарии развития.

В Программе предусмотрено 3 сценария: инерционный, базовый, оптимистический.

Инерционный сценарий предполагает сохранение текущих тенденций развития, ориентированный на стихийно складывающиеся закономерности в экономике России и Бурятии.

Базовый сценарий направлен на формирование конкурентоспособной экономики за счет технического перевооружения и активной поддержки государством приоритетных видов экономической деятельности. Предполагается диверсификация экономики и качественные изменения в хозяйственной сфере в среднесрочной перспективе.

Оптимистический сценарий опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ, транзитного потенциала, наращивание экспорта, модернизацию транспортной инфраструктуры.

По каждому сценарию заданы индикаторы развития экономики на 2010, 2015, 2020 годы — среднегодовые темпы прироста по отношению к 2007 году (начало реализации Стратегии 2027). Сравнивая фактическое значение прироста на текущий момент, получим вывод о выполнении долгосрочной Программы социально-экономического развития и сценарный путь этого выполнения (табл.2).

На каждом этапе при реализации приоритетных направлений предполагается использовать параметры базового сценария.

Для каждого направления приведены индикаторы на 2020 год. Оценить выполнение программы возможно только к этому периоду.

Однако на среднесрочном периоде индикаторы оцениваются ежегодно согласно Индикативному плану.

Таблица 2

Индикаторы Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2020 года

План 2015 год

Показатели инерционный базовый оптимистический

сценарии сценарий сценарий

Среднегодовые темпы прироста

промышленного производства, % 5 6,6 7

Среднегодовые темпы прироста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инвестиций в основной капитал,

% 4,6 5,5 8,4

Среднегодовые темпы прироста

работ по виду деятельности «Строительство», % 3,2 3,6 6,8

Рост реальных денежных доходов, % 102 105,4 106

Уровень безработицы, % 8,6 8,2 7,6

Поэтому выполнение Программы социально-экономического развития до 2020 года на текущем этапе можно оценить на основе выполнения Программы социально-экономического развития на 2011-2015 годы.

Таким образом, программа социально-экономического развития — это система мероприятий, согласованных по задачам, срокам и ресурсам, обеспечивающая достижение целей в соответствующей сфере социально-экономического развития города. Это документ средне- и долгосрочного целевого планирования.

Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ на 20112015 годы утверждена Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 31 марта 2011 г. N 411-31. С момента утверждения в Программу трижды вносились изменения (в ред. Решений Улан-Удэнского городского Совета депутатов, от 08.12.2011 № 499-39, от 21.03.2013 № 676-56, от 05.12.2013 № 766-66).

Программа на среднесрочную перспективу служит инструментом реализации социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Данная Программа социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 20112015 годы является этапом реализации Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2020 года (утверждена Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 31 марта 2011 г. № 410-31).

Структура Программы обусловлена логикой и принципами программно-целевого планирования. На данный момент Программа состоит из 5 разделов (естественно, есть паспорт Программы и введение):

Раздел I. Социально-экономическое положение.

Раздел II. Цели, задачи, система программных мероприятий.

Раздел III. Механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы.

Раздел IV. Ресурсное обеспечение Программы.

Раздел V. Оценка эффективности реализации Программы.

Данная структура соответствует целям и задачам Программы. Стратегической целью реализации Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ является повышение уровня и качества жизни населения города путем обеспечения устойчивого экономического роста. Для достижения поставленной цели определены основные задачи Программы и 6 конкурентоспособных приоритетных направлений развития города Улан-Удэ, таких же, как и в долгосрочном программно-целевом документе.

Программа является основой для принятия управленческих решений органов местного самоуправления города Улан-Удэ. Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование Индикативного плана, включающего комплекс организационных, экономических и правовых мер. На основе Индикативного плана оценивается эффективность деятельности структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ по реализации Программы социально-экономического развития. Принятие и реализация муниципальных программ, ведомственных целевых программ и адресной инвестиционной программы предполагают согласование с целями и задачами Программы социально-экономического развития. В настоящее время реализуется 10 муниципальных программ.

Оценка реализации Программы социально-экономического развития осуществляется на основе анализа и сопоставления показателей-индикаторов, характеризующих социально-экономическое развитие города Улан-Удэ и эффективность деятельности исполнителей программы.

Оценка осуществляется по следующим разделам:

- развитие экономики;

- развитие социальной сферы;

- развитие инфраструктуры;

- повышение эффективности управления.

При необходимости осуществляется исключение индикаторов, корректировка пороговых значений, включение новых индикаторов. В настоящее время в Программе социально-экономического развития содержится 157 актуальных индикаторов. За время реализации Программы с 2011 года:

- 58 индикаторов было исключено, в связи с тем, что были исключены разделы «Демография» (3 индикатора), «Здравоохранение» (24 индикатора); была потеряна актуальность ряда индикаторов (31 индикатор) (например, «Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1000 человек населения»).

- 20 индикаторов заменено, уточнена их трактовка. Например, индикатор «Развитие альтернативных форм дошкольного образования, а именно: Частный детский сад, ед., Семейные группы, ед., Группы предшкольной подготовки, ед., Группы кратковременного пребывания, ед.» заменен на индикатор «Доля детей, охваченных альтернативными формами дошкольного образования, %».

- 22 индикатора добавлено. Это связано с ростом научно-технического прогресса (например, «Охват пассажирского транспорта общего пользования средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС через подключение, %»), появлением новых актуальных задач в развитии экономики города («Количество благоустроенных территорий, уч.»), особенностями статистического учета определенных показателей (например, «в т. ч. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (по крупным и средним предприятиям), млн р.»).

Таблица 3

Количество индикаторов Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2011-2015 годы по разделам

№ п/п Показатели Программы социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2011-2015 гг. 2011 2012 2013 2014

кол-во индикаторов кол-во индикаторов кол-во индикаторов кол-во индикаторов

1. Развитие экономики 63 61 62 57

2. Развитие социальной сферы 81 72 59 52

3. Развитие инфраструктуры 11 10 8 6

4. Повышение эффективности управления 25 28 29 41

ИТОГО 180 171 158 157

Есть тенденция снижения количества индикаторов. В то же самое время наблюдается более точная оценка сопоставимости действий структурных подразделений по решению задач Программы и показателей социально-экономического развития города. При меньшем количестве показателей закономерно повышается точность оценки.

Выполнение Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на любом этапе можно отследить путем выявления отклонений от целевых значений индикаторов. За период с 2011 по 2014 год исполнение Программы СЭР 2011-2015 шло таким образом (табл. 4):

Таблица 4

Информация о выполненных индикаторах Программы

2008 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

ед. % ед. % ед. % ед. % ед. %

Количество индика- 215 100 180 100 171 100 158 100 157 100

торов Программы,

всего

из них:

выполнено 204 94,9 153 85 133 78 137 87 142 90

не выполнено 1 1 5,1 27 15 38 22 21 13 15 10

При анализе выполнения индикаторов по разделам приходим к следующим выводам. В течение 4-х летнего периода выполнение индикаторов по разделам Программы колебалось в пределах 65-100 %. Хотя, в целом, имеет-

ся динамика роста (с 2012 года) по исполнению пороговых значений индикаторов. Таким образом, не все заявленные в Программе задачи выполнены полностью. Доля выполнения Программы по индикаторам в целом в 20112014 годы составляла от 78 до 90 %, в среднем за весь период с 2011 по 2014 г. — 85 %.

Отклонения в количестве запланированных и выполненных индикаторов по годам могут свидетельствовать как о большей точности прогнозирования целевых значений индикаторов, так и о том, что были найдены индикаторы, максимально увязанные с комплексом мероприятий по их реализации и соответствующие деятельности структурного подразделения Администрации — исполнителя программы. Есть отрасли, по которым индикаторы исполнялись на протяжении всего рассматриваемого периода и их количество не менялось. Что может свидетельствовать о стабильности данной отрасли и доступности прогнозирования ее развития. К таким отраслям и направлениям относятся: легкая промышленность, транспорт, связь, туризм, малое предпринимательство, молодежная политика, реализация тарифной политики, муниципальные закупки, кадровая политика в органах местного самоуправления.

Исполнение индикаторов наблюдалось также по отраслям: культура и искусство, социальная политика, электросетевая инфраструктура, развитие инновационной деятельности, имущественно-земельные отношения, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, но количество индикаторов в них менялось.

Возможно, выявленные стабильные направления — это будущие точки роста экономики города, ведь в Улан-Удэ исторически была развита торговля, а развитие связи, инфраструктуры, межрегиональных и внешнеэкономических связей, поддержка культуры и искусства могут способствовать становлению города как крупного транспортно-логистического, туристического, культурного центра.

На протяжении 2011-2014 годов реализации среднесрочной Программы наблюдался прирост основных макроэкономических показателей (табл.5).

Таблица 5

Индикаторы развития экономики

№ п/п Индикатор, в % от плана 2011 2012 2013 2014

1. Отгружено товаров собственного производства и оказано услуг собственными силами 100 105,7 100 100 %

2. Объем инвестиций в основной капитал 100 100 106,09 100 %

3. Среднемесячная заработная плата 106 110,4 108,6 103 %

4. Налоговые и неналоговые доходы 102,9 113,9 111,93 105 %

Можно сказать, что указанные в программе цели по экономическому росту достигаются.

По ряду отраслей на протяжении рассматриваемого периода дважды и более индикаторы не выполнялись. Это может быть связано как с низкой эффективностью деятельности структурных подразделений, курирующих исполнение соответствующих индикаторов, так и с проблемами в реальном секторе экономики.

Наиболее часто наблюдалось невыполнение индикаторов по таким отраслям как Жилищно-коммунальное хозяйство, Металлургическое производство, Рынок труда, Муниципальные финансы, Безопасность жизнедеятельности, Градостроительная политика, а также Транспорт, Образование и наука.

«Узким» местом экономики Улан-Удэ является слабая диверсификация промышленного производства. В экономике города всего 7 отраслей промышленного производства:

• Энергетика и энергосберегающие технологии — (ОАО «ТГК№ 14»);

• Производство транспортных средств и оборудования (ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», Улан-Удэнский ЛВРЗ — филиал ОАО «Жел-дорреммаш»);

• Металлургическое производство (ЗАО «Улан-Удэстальмост);

• Промышленность строительных материалов;

• Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (ЗАО «Улан-Удэнское приборостроительное предприятие»);

• Легкая промышленность;

• Пищевая и перерабатывающая промышленность.

Статистику пяти отраслей обрабатывающей промышленности характеризуют всего 6 предприятий. Отсюда вытекают значительные отклонения планируемых и фактических значений индикаторов по развитию промышленности, налоговых доходов бюджета.

Экономика города может быть ориентирована на развитие легкой промышленности, связи и информатизации, потребительского рынка, сферы торговли, культуры и развлечений (туризм, массовый отдых, физкультурно-спортивная деятельность). Безусловно, позиционируя Улан-Удэ для привлечения инвестиций, увеличения туристического потока, роста внешнеторгового оборота, следует опираться на имеющиеся достижения в области культуры и искусства, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей. Следует целенаправленно уделять внимание диверсификации промышленного производства, способствовать развитию новых отраслей, предприятий, производств. Повышения уровня социально-экономического развития будет способствовать преодолению отчуждения населения от власти, активному участию в предлагаемых муниципалитетом проектах [8, с. 115].

Отметим, что бюджет города Улан-Удэ является социально-ориентированным и поддерживает недифференцированную структуру экономики. Изменение структуры экономики города в сторону ее дифференциации возможно путем реализации соответствующих муниципальных программ по развитию приоритетных направлений, эффективной поддержке малого предпринимательства [9, с. 94-95].

При реализации положений федерального закона № 172-ФЗ необходимо учесть имеющийся опыт программно-целевого планирования, но при этом использовать принципиально иной механизм контроля и оценки исполнения документов стратегического планирования.

Литература

1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г.

2. Об основных принципах комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия: распоряжение Правительства Республики Бурятия № 440-р от 20 июня 2007 г.

3. О Регламенте системы индикативного управления в г. Улан-Удэ: постановление Администрации города Улан-Удэ № 360 от 16 августа 2010 г.

4. О стратегии социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2027 г.: решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 699-72 от 26 октября 2007 г.

5. О программе социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2020 г.: решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 410-31 от 31 марта 2011 г.

6. О программе социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2011-2015 гг.: решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 411-31 от 31 марта 2011 г.

7. Будаева Ц. Б., Дугарова А. А. Теоретические концепции местного самоуправления // Вестник Бурятского госуниверситета. Экономика и менеджмент. 2012. №2. С. 135-145.

8. Базаров А. Ц. Отношение населения к местному самоуправлению // Вестник Бурятского госуниверситета. Экономика и менеджмент. 2012. № 2. С. 135-145.

9. Санжеева Д. Д., Мункуев Б. В. Направления развития поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании // Вестник Бурятского госуниверситета. Экономика и менеджмент. 2014. № 4. С. 86-95.

Андреева Татьяна Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической теории и региональной экономики Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]

Tatiana V. Andreeva, PhD in Sociology, A/Professor of the department of economics and regional Economics, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.