Научная статья на тему 'Теоретические аспекты индикативного планирования в современных условиях'

Теоретические аспекты индикативного планирования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2072
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INDICATIVE PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES AND SYSTEMS / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ладыкова Татьяна Ивановна

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к реализации индикативного планирования на современном этапе развития Российской Федерации, уточнены положения о том, что индикативное планирование необходимо рассматривать как процесс, особое внимание уделено особенностям его реализации на уровне отдельного субъекта РФ. При этом индикативное планирование определяется как осуществляемый в рамках стратегического планирования процесс анализа и задания целевых индикаторов устойчивого социально-экономического развития, который включает разработку и реализацию мер государственного регулирования для их достижения. Разработка и реализация мер государственного регулирования должна осуществляться на основе прогнозирования, бюджетирования, программирования, мониторинга изменений факторов внутренней и внешней среды и согласования интересов субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ладыкова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF INDICATIVE PLANNING IN MODERN CONDITIONS

The article describes main theoretical approaches to implementation of indicative planning at the present stage of the Russian Federation development, it clarifies the positions that indicative planning should be viewed as a process, special attention is paid to peculiarities of its implementation at the level of an individual subject of the Russian Federation. At this indicative planning is defined as the process of analysis and setting target indicators which is being implemented as part of strategic planning for sustainable socio-economic development which includes development and implementation of state regulation measures for their achieving. Development and implementation of state regulation measures should be carried out on the basis of forecasting, budgeting, programming, monitoring of changes in internal and external environment factors and coordinating the interests of subjects.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты индикативного планирования в современных условиях»

УДК 338.262.7, 332.14 ББК 65.054

Т.И. ЛАДЫКОВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: индикативное планирование социально-экономических процессов и систем, региональная экономика.

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к реализации индикативного планирования на современном этапе развития Российской Федерации, уточнены положения о том, что индикативное планирование необходимо рассматривать как процесс, особое внимание уделено особенностям его реализации на уровне отдельного субъекта РФ. При этом индикативное планирование определяется как осуществляемый в рамках стратегического планирования процесс анализа и задания целевых индикаторов устойчивого социально-экономического развития, который включает разработку и реализацию мер государственного регулирования для их достижения. Разработка и реализация мер государственного регулирования должна осуществляться на основе прогнозирования, бюджетирования, программирования, мониторинга изменений факторов внутренней и внешней среды и согласования интересов субъектов.

T. LADYKOVA

THEORETICAL ASPECTS OF INDICATIVE PLANNING

IN MODERN CONDITIONS

Key words: indicative planning of socio-economic processes and systems, regional economics

The article describes main theoretical approaches to implementation of indicative planning at the present stage of the Russian Federation development, it clarifies the positions that indicative planning should be viewed as a process, special attention is paid to peculiarities of its implementation at the level of an individual subject of the Russian Federation. At this indicative planning is defined as the process of analysis and setting target indicators which is being implemented as part of strategic planning for sustainable socioeconomic development which includes development and implementation of state regulation measures for their achieving. Development and implementation of state regulation measures should be carried out on the basis of forecasting, budgeting, programming, monitoring of changes in internal and external environment factors and coordinating the interests of subjects.

В современных условиях после периода резкого снижения роли и значения государства в Российской Федерации постепенно происходит возрастание его роли в регулировании социально-экономических процессов. Данное явление обусловлено действием объективных экономических законов и отмечается в масштабах всей мировой экономики. При этом происходит расширение сферы использования прогнозирования, программирования и планирования, без которых государственное управление неэффективно и может привести к снижению уровня жизни граждан. Данная сфера даже в развитых странах охватывает значительные секторы экономики.

В исследованиях ученых-экономистов анализируются исторические аспекты развития индикативного планирования и опыт стран, где эффективно

использовался данный инструмент согласования государственных и частных интересов. В качестве примеров приводятся такие страны, как Франция, Германия, Япония, США, Китай, Малайзия, Ирландия, Саудовская Аравия [4, 5, 8, 15, 41, 48]. Причем именно благодаря индикативному планированию эти страны добились высоких темпов экономического роста [35. С. 35, 39].

В современных условиях предлагается рассматривать регулирующий потенциал общества в единстве всех существующих и действующих форм, институтов и моделей регулирующего воздействия субъектов (государства, его компетентных органов, рыночных агентов) на социально-экономические и общественные процессы в целях достижения прогнозируемых результатов, которыми могут выступать обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста, модернизационное обновление производства, реструктуризация экономики, поддержание социального согласия в обществе, повышение качества жизни населения [55. С. 43].

В настоящее время существуют два взаимосвязанных вектора: планирование на уровне предприятия охватывает все большие временные интервалы и стремится к тому, чтобы государство в своей деятельности учитывало эти планы. Государство, в свою очередь, заинтересовано в привлечении частных средств для прямого или косвенного решения государственных (в том числе и социальных) задач и в обладании информацией о планах экономических субъектов для получения синергетического эффекта от координации векторов развития предприятий и организаций с сохранением положительных свойств рыночного механизма. Одним из средств подобного согласования государственных и частных интересов в рыночной экономике выступает индикативное планирование. Более того, на его принципах предлагается сформировать индикативную экономику как новый подход в развитии российской экономики [47. С. 13].

В то же время в ходе научной дискуссии по актуальным проблемам индикативного планирования происходят уточнение и расширение данного понятия как механизма координации интересов всех субъектов управления экономикой - с применением рыночных и государственных инструментов саморегулирования, основанного на индикаторах социально-экономического развития, целевых программах; с использованием процедуры интегрально-вертикального согласования на всех уровнях управления в рамках государственно-частного партнерства, а также с определением ресурсов и мер поддержки участников плана [53. С 6].

Применительно к исследованию процессов планирования и прогнозирования выделяются следующие основные проблемы: в практике долгосрочного планирования разработка сценариев и вариантов развития не приобрела достаточного распространения [44. С 11]; при реализации стратегического планирования не предполагается учет фактора внешней среды [59. С 7]; система индикативного планирования в настоящее время присутствует практически на всех территориях Российской Федерации, но отсутствует детальная его проработанность [54. С 320].

Планирование как процесс широко представлен в научном пространстве российских экономистов, которые имеют широкий спектр мнений - от отрицания самого понятия «планирования» до «всеобщего планирования» на качественно новой основе с использованием суперкомпьютерных технологий. Не вдаваясь глубоко в данную полемику, отметим лишь, что планирование как процесс имеет глубокие исторические корни, оно зародилось задолго до директивного планирования в Советском Союзе и вместе с его распадом не потеряло собственную научно-практическую значимость и актуальность.

Планирование и прогнозирование в Российской Федерации имеют под собой солидный научно-методологический фундамент и положительные достижения. В частности, отмечалось, что в России накоплен богатый опыт прогнозирования экономических процессов, а также экономического планирования, что упрощает задачу перехода к новому комбинированному методу управления экономикой - индикативному планированию [31. С. 60], которое должно интегрировать те подходы, которые получили развитие и распространение в последние десятилетия: форсайт, вычислимые модели общего равновесия, частно-государственное партнерство, технологические платформы, проектное финансирование [38. С. 25]. В то же время отмечается, что термин «индикативное планирование» должного распространения в РФ пока не получил, а в среде научного сообщества остается пока недостаточно проработанным с научной точки зрения. При этом само понятие «индикативное планирование» трудно поддается определению, о чем неоднократно упоминали многие зарубежные исследователи [6. С. 17].

Современная объективная экономическая реальность обуславливает необходимость перехода к полномасштабным процедурам индикативного планирования [8. С. 106]. В этой связи предлагается индикативное планирование осуществлять исходя из экономических циклов (1 год, три 3-летних, 10 лет с выходом на три 10-летних плана) [57. С.156]. В перспективе обосновывается переход от сценарных планов - траекторий к динамическим планам - инструкциям, заранее предусматривающим корректировку политики при возникновении непредвиденных обстоятельств [36. С. 240].

Несмотря на практическое отсутствие в законодательных документах понятия директивное планирование, многие его составляющие применяются в практике государственного управления в РФ. В частности, индикативный анализ используется как квалиметрический метод оценки соответствия достигнутых на рассматриваемый момент или прогнозируемых значений так называемых индикативных показателей (индикаторов) тем их значениям, которые отвечают требованиям цивилизованного развития социума, обеспечения условий устойчивого развития, экономической безопасности территорий с учетом достигнутого уровня развития, имеющихся условий развития и поставленных достижимых целей развития [30. С. 54]. Также отмечалось, что Концепция и проект Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. определяли в достаточной степени конкретный долгосрочный индикативный план [22. С. 291]. Поэтому не случайно был предложен проект

постановления Правительства РФ «О разработке индикативного плана экономического и социального развития Российской Федерации» [40. C. 36].

В общеметодологическом аспекте в рамках индикативного планирования предполагается, что плановые документы содержат лишь общие прогнозы о желаемом развитии экономики, а также включают решение о государственных расходах, капиталовложениях и текущих расходах государственных предприятий [60. C. 21]. При этом само индикативное планирование часто подразделяют на несколько основных форм: конъюктурную, структурную, стратегическую [8. C. 102; 58. C. 59].

Научные исследования, проводимые российскими учеными, позволили развить методологию индикативного планирования в следующих основных направлениях.

1. Индикативный план (документ) как совокупность отобранных крупномасштабных проектов [38. C. 25], комплексный документ, отражающий в виде конкретных значений индикаторов цели социально-экономического развития территории, намечаемые для их достижения мероприятия и средства реализации, а также необходимые материальные и финансовые ресурсы [23. C. 57-58; 24. C. 293].

2. Индикативное планирование как рекомендательный (информационный) процесс. В рамках данного направления предлагаются следующие трактовки: индикативное планирование оперирует показателями-индикаторами, для которых устанавливаются фиксированные нормы развития с допустимыми пределами и которые дают характеристику состоянию и развитию экономики страны, соответствуют социально-экономической политике государства [8. C. 101-102]; разновидность государственного регулирования, которая носит характер прогноза и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической системы на их выполнение [58. C. 59]; ориентирующее (от лат. indicator - указатель), советующее, недирективное планирование на государственном уровне [14. C. 106].

3. Индикативное планирование как основной рабочий инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации [2. C. 24].

4. Индикативное планирование как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает в себе ее государственное регулирование с рыночным саморегулированием и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития [42. C. 136], включает определение его важнейших приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на всех уровнях, а также государственную поддержку хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана [29. C. 38]; адекватный рыночным отношениям механизм координации интересов государства и экономических субъектов, основанный на разработке системы параметров и мер экономического воздейст-

вия, обеспечивающих достижение целей, поставленных на конкретный период [45. С. 22]; совокупность процедур согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников на основе многоступенчатой итерации [15. С. 30], а также экономических интересов [21].

5. Индикативное планирование как постоянный управленческий процесс на государственном уровне, который заключается в разработке и внедрении мер воздействия государства на социальные и экономические процессы с целью достижения целевых значений заданных индикаторов [3. С. 57], в формировании системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, в установлении мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов [2. С. 24, 35]. При этом среднесрочные индикативные планы определяются как важные составляющие системы стратегического планирования и управления РФ [9. С. 16]. К данному направлению можно отнести также подход, при котором индикативное планирование должно основываться на учете текущей социально-экономической (а также политической, научно-технической и технологической) конъюнктуры, что позволяет на макроэкономическом уровне выравнивать траекторию эволюционирования системы, а также задавать перспективные ориентиры тренда её предстоящего развития [12. С. 26].

6. Индикативное планирование как временный процесс, связанный с комплексным решением антикризисных задач научно-методического, практического, прикладного и организационного характера [34. С. 65], необходимый для реализации стратегии догоняющего развития [39].

Существование отмеченных выше направлений разработки проблематики индикативного планирования свидетельствует о его многогранности и определяет направления дальнейшего научного поиска. Кроме того, приведенная последовательность, на наш взгляд, отражает определенную логику развития индикативного планирования: документ - рекомендация - координация - инструмент - механизм - процесс. Поэтому рассмотрение индикативного планирования как процесса, на наш взгляд, позволяет в наибольшей степени реализовать его потенциал в современных условиях.

Индикативное планирование, на наш взгляд, выступает как процесс анализа и задания целевых индикаторов устойчивого социально-экономического развития, разработки и реализации мер государственного регулирования для их достижения на основе прогнозирования, бюджетирования, программирования, мониторинга изменений факторов внутренней и внешней среды, согласования интересов, который осуществляется в рамках стратегического планирования (рисунок).

При этом чистый мониторинг осуществляется в отношении факторов внешней среды социально-экономической системы. В отношении всех остальных блоков, отраженных на рисунке, мониторинг должен осуществляться совместно с корректировкой, т.е. процесс должен быть постоянным, обеспечивая тем самым высокую адаптивность системы индикативного планирова-

ния. Причем корректировка может быть как существенной, обусловленной действием значительного внешнего или внутреннего фактора (вносятся коррективы в сам индикативный план), так и оперативной (корректируются отдельные составляющие, например, прогноз, оценка социально-экономического развития и др.)

Процесс индикативного планирования

В Российской Федерации, исходя из ее специфики, в частности значительной территориальной протяженности, большое значение принадлежит региональному уровню (субъекта РФ). Именно на этом уровне происходит «встреча» государства и основной массы частных интересов предприятий и организаций. В связи с этим комплексное исследование общих и специфических особенностей индикативного планирования на региональном уровне обладает в современных условиях высокой научно-практической значимостью. При этом необходимо исходить из того, что представление развития социально-экономической системы в виде результатов реализации программ позволяет находить аналоги предлагаемых программ в истории человечества и прогнозировать развитие социально-экономической системы региона с большей достоверностью и надежностью [1. С. 22].

Фундаментальной проблемой до недавнего времени являлось то обстоятельство, что в российском законодательстве не было предусмотрено создания системы государственного планирования, объединяющей федеральный и региональный уровни [50. С. 20]. Данная проблема на законодательном уровне во многом была решена с принятием Федерального закона Российской Федерации

«О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ (в ред. федеральных законов от 23.06.2016 г. № 210-ФЗ; от 03.07.2016 г. № 277-ФЗ)1.

Применительно к региональному уровню в аспекте планирования и прогнозирования в качестве одной из основных проблем отмечалось отсутствие адаптивных методов управления при возникновении рисков, а также сильное влияние внешних факторов на развитие региона, в том числе существенное влияние федерального уровня. Поэтому делался вывод о необходимости трансформации системы прогнозирования регионального развития в направлении повышения ее гибкости и адаптивности [26. С. 10]. В то же время была предложена методика обоснования стратегий социально-экономического развития региона с применением адаптивно-имитационной модели, включающая этапы формирования индикативного плана [32. С. 5].

Следующая проблема в настоящее время заключается в том, что при разработке региональных целевых программ отсутствует строгая иерархия целей стратегического и тактического уровня, а также индикаторы (показатели) их достижения [13. С. 13].

Исходя из объективной необходимости реализации индикативного планирования на федеральном уровне необходима декомпозиция данного процесса и на уровне субъекта РФ (региона). Поэтому программирование развития регионов выступает объективной составной частью государственного индикативного (регулирующего) планирования на макроуровне [16. С. 23]. В данном аспекте был уточнен понятийный аппарат стратегического планирования регионального развития, в том числе показана необходимость уточнения понятия индикативного планирования - за счет дополнения его требованиями регулярной актуализации стратегических целей и систем целевых индикаторов [51. С. 10].

В научной литературе были разработаны следующие основные проблемы реализации индикативного планирования на региональном уровне: сформировано определение индикативного мониторинга социально-экономического развития региона [19. С. 9], обоснованы методологические основы проблемно-ориентированного целеполагания, включающей в себя индикаторы уровня и качества жизни, устойчивого развития, экономической безопасности, удовлетворенности населения [25. С. 6], предложена методика диагностирования устойчивого развития экономики региона с использованием процедуры индикативного анализа [28. С. 6], разработаны индикативные блоки мониторинга экономической безопасности российских регионов [56. С. 29-30], для формирования эффективных индикативных планов и мониторинга их реализации существующую систему управления на региональном уровне предложено дополнить региональными агентствами экономического развития [38. С. 17].

В свою очередь, система индикативного планирования может быть интегрирована в аналогичную информационно-аналитическую систему «Анти-

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Фед. закон № 172-ФЗ (в ред. фед. законов от 23.06.2016 г. № 210-ФЗ; от 03.07.2016 г. № 277-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102354386 (дата обращения: 10.03.2017).

кризис», предназначенную для комплексной оценки параметров экономической безопасности субъектов РФ при учете рисков, угроз и их прогнозирования [20], систему поддержки принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях [33], систему (полифакторного) мониторинга социально-экономического развития региона [17], систему оценки эффективности экономики региона [18. С. 6], систему экономической безопасности региона [46. С. 6-7].

Применительно к региональному уровню так же, как и к федеральному, можно выделить несколько основных подходов к определению сущности индикативного планирования.

1. Индикативный план как документ в форме единого индикативного плана структурного типа, принятого на среднесрочный период и выполняющего информационно-ориентирующую и мотивационную функцию (разработкой которого должен заниматься специально созданный орган) [7. С. 133].

2. Региональное индикативное планирование как механизм косвенного регулирования деятельности экономических систем на различных уровнях хозяйствования, осуществляемого посредством разрабатываемой системы прогнозов, программ и нормативов с учетом стратегических интересов региона, что позволит создать условия привлечения инфраструктурных подсистем региона к участию в их реализации, обеспечивая тем самым условия повышения эффективности функционирования системы в целом [43. С. 10]. Как институт и, одновременно, технология управления оно должно быть встроено в существующие институциональные системы региональных экономик [27. С. 5].

3. Индикативное планирование как постоянный управленческий процесс на государственном уровне, цель которого состоит в разработке и реализации комплекса мероприятий во всех сферах жизнедеятельности человека для оптимального взаимодействия всех компонентов региональной системы на основе региональных интересов [52. С. 71], что ведет к поэтапному социально-экономическому развитию территории, где применяется комплекс мер, направленных на точечную корректировку четко определенных звеньев экономики региона для достижения комплексного синергетического эффекта и последующего развития региона в целом [49. С. 142]. Многоступенчатый, взаимоувязанный по целям, задачам и ресурсам процесс государственного планирования, регулирования, контроля, анализа и достижения установленных целевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития региона с учетом многосторонних интересов субъектов государственного и частного секторов экономики [11. С. 76] реализуется через комплекс составляющих элементов: прогнозирование, среднесрочное или долгосрочное стратегическое планирование, разработку планов, программ, бизнес-планов, тактического (на один-два года) планирования [16. С. 24].

При этом индикативное планирование является элементом децентрализованного управления экономическим и социальным развитием территории, основой которого являются планы территориальных единиц, отражающих реальное состояние жизнедеятельности и направления развития территории

[24. С. 22]. Оно должно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность региона [10. С. 142].

Положительный опыт индикативного управления был накоплен в Республике Татарстан, который стал первым российским регионом, где данный процесс стал использоваться, а также в Самарской, Пензенской областях, Краснодарском крае, Бурятии, Мордовии, Удмуртии и Алтайском крае [29]. При этом в Татарстане в законодательном порядке, а в Самарской области губернаторским постановлением было введено индикативное планирование и даже отмечены его позитивные результаты [37. С. 13]. Таким образом, можно отметить, что многие российские регионы приступили к реализации ФЗ РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, имея определенный опыт планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития. Накопленный в предыдущие годы опыт индикативного планирования позволил ряду регионов оперативно отреагировать на изменения внешних условий в сфере планирования регионального развития в результате принятия данного закона.

В Республике Татарстан в рамках стратегического управления сохранилась и система индикативного управления. Кроме того, ряд документов стратегического планирования был приведен в соответствие с процедурами, прописанными в законодательстве. Аналогичная ситуация оперативного перехода на новые принципы отмечается в Пензенской области. Многие российские регионы предпочитают завершить реализацию ранее принятых планов, чтобы затем привести региональную систему планирования и основные документы в этой области в соответствие с законодательством о стратегическом планировании.

В заключение можно сделать следующие выводы. На основе осмысления существующих подходов к определению индикативного планирования было определено, что последовательность (логику) его развития можно описать следующим образом: документ - рекомендация - координация - инструмент - механизм - процесс. Поэтому рассмотрение индикативного планирования как процесса, на наш взгляд, позволяет в наибольшей степени реализовать его потенциал в современных условиях.

При реализации долгосрочного стратегического планирования, который объективно распадается на несколько периодов (среднесрочных), осуществляется индикативное планирование. На первом этапе анализируется достигнутый социально-экономический уровень и задаются цели (индикаторы) его развития в контексте устойчивого развития. На втором этапе осуществляется прогнозирование, определяются необходимые (доступные) финансовые ресурсы, формируются государственные программы. На третьем этапе осуществляются постоянный мониторинг и соответствующая корректировка индикативного плана. Данные процессы выступают неотъемлемыми элементами стратегического управления, за счет чего достигается оптимальная согласованность отдельных индикативных планов.

Литература

1. Берсенев В.Л., Полбицын С.Н. Оценка экономических последствий политических решений: возможности клиометрики // Журнал экономической теории. 2012. № 1. С. 15-22.

2. Богданова Ю.Н., Симонова Ю.В., Прохоров В.Н. В поисках согласованности: к вопросу обоснования базовых показателей социально-экономического развития в стратегических документах // Academy. 2016. № 11. С. 24-29.

3. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н. Прогнозирование и планирование экономики. Минск: Экоперспектива, 2012. 151 с.

4. Бродская И.А. К разработке российской парадигмы макроэкономического планирования (уроки зарубежного опыта) // Вопросы экономики и права. 2016. № 3. С. 75-80.

5. Бродская И.А. Уроки французских индикативных планов (к разработке российской концепции макроэкономического планирования) // Экономические науки. 2014. № 7(116). С. 7-14.

6. Бродская И.А. Индикативное планирование: сущность, функции (к разработке российской концепции макроэкономического планирования) // Экономические науки. 2014. № 1(110). С. 17-20.

7. Вайсман Е.Д., Боос В.О. Концептуальная модель системы индикативного планирования регионального развития экономики знаний // Экономика региона. 2012. № 4. С. 130-139.

8. Волкова А.А. Теоретические аспекты и опыт индикативного планирования социально-экономического развития // Управленческое консультирование. 2014. № 4. С. 101-109.

9. Глазьев С.Ю. Стратегия антикризисного развития российской экономики в XXI веке // Экономика региона. 2012. № 2. С. 10-25.

10. Громов Е.И. Принципы управления и планирования социо-эколого-экономической системы макрорегиона // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 1, ч. 3. С. 140-144.

11. Долматович И.А., Головизнина О.А. Региональное индикативное планирование: организационно-функциональные аспекты // Вооружение и экономика. 2013. № 4(25). С. 73-78.

12. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Секерин В.Д. Генезис инновационных подходов к стратегическому развитию социально-экономических систем промышленного сектора // Известия МГТУ «МАМИ». 2014. Т. 5, № 4(22). С. 22-27.

13. Евстафьева Е.Ю. Совершенствование методов разработки и оценки государственных программ субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2014. 24 с.

14. Журавлева Г.П. Индикативное планирование - необходимый элемент хозяйственного механизма в эпоху перемен // Вестник Тамбовского государственного университета. 2015. Т. 20, вып. 11(151). С. 104-102.

15. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб., Знание, 2000.

96 с.

16. Истомин А.В., Павлов К.В., Селин В.С. Проблемы и возможности индикативного планирования экономического развития регионов Севера России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 29(86). С. 20-26.

17. Князев С.О. Совершенствование организационно-методических основ мониторинга социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2013. 23 с.

18. Комарова В.В. Совершенствование оценки функционирования экономики региона в системе территориального планирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2013. 24 с.

19. Кравченко А.В. Методология индикативного моделирования внешнеэкономической деятельности региона: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Краснодар, 2013. 43 с.

20. Куклин А.А., Охотников С.А., Коршунов Л.А. Архитектоника информационно -аналитической системы «Антикризис» // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 2. С. 371-382.

21. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: Экономика, 2008. 573 с.

22. Лавлинский Л.М. Информационные технологии стратегического планирования в ресурсном регионе // Экономика региона. 2013. № 3. С. 290-301.

23. Лавлинский С.М., Калгина И.С. Модельный инструментарий результативного управления в ресурсном регионе // Проблемы прогнозирования. 2014. № 2. С. 56-67.

24. Левинталь А.Б. Региональное индикативное планирование: методы, механизмы (на примере Хабаровского края): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Хабаровск, 2007. 47 с.

25. Лубашев Е.А. Методологические основы управления социальным развитием региона в контексте региональной социально-экономической политики: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2014. 38 с.

26. Лыгденова Т.Б. Совершенствование механизма прогнозирования социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2015. 25 с.

27. Макаров И.Н., Назаров П.В., Сигова М.В. Формирование индикативных методов обеспечения экономической безопасности регионального развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2(24). С. 5-8.

28. Масюто И.А. Механизм управления устойчивым развитием экономики региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Оренбург, 2014. 24 с.

29. Миничкина В.П., Артемьева С.С. Индикативное планирование как механизм выравнивания различий в уровнях социально-экономического развития регионов // Регионология. 2011. № 2(75). С. 32-42.

30. Мызин А.Л., Татаркин А.И. Моделирование состояния национального богатства регионов России // Экономика региона. 2013. № 4. С. 53-65.

31. Невская Н.А. Государственное экономическое планирование в России: история и современность // Известия УрГЭУ. 2015. № 1(57). С. 53-60.

32. Орешников В.В. Инструментарий комплексного обоснования стратегий среднесрочного развития региона на основе адаптивно-имитационного моделирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2015. 23 с.

33. Патракеева О.Ю. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений по развитию региональной социально-экономической системы: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов-н/Д., 2013. 30 с.

34. Пащенко Ф.Ф, Иванюк В.А., Абдикеев Н.М. Индикативное планирование в управлении процессами изменений // Управленческие науки. 2015. № 2. С. 63-70.

35. Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5(47). С. 34-56.

36. Полтерович В.М. О формировании системы национального планирования в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 2(26). С. 237-242.

37. Полтерович В.М. Куда идти: двадцать четыре тезиса // Экономическая наука современной России. 2014. № 3(66). С. 7-17.

38. Полтерович В.М. Региональные институты модернизации // Экономическая наука современной России. 2011. № 4(55). С. 17-29.

39. Полтерович В. М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука современной России. 2007. № 3(38). С. 17-23.

40. Попова Е.В. Использование стратегического планирования в государственном управлении как необходимое условие перехода к инновационной экономике // Инновации. 2010. № 12(146). С. 32-39.

41. Попова Е. В. Индикативное планирование как основной метод формирования долгосрочной социально-экономической стратегии России // Инновации. 2008. № 9(119). С. 15-27.

42. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец и др. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. 604 с.

43. Резвяков А.В. Стратегическое индикативное планирование в системе управления социально-экономическим развитием региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2010. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Рожкова А.Ю. Стимулирование устойчивого развития региональных социально-экономических систем: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ростов-н/Д., 2014. 50 с.

45. Саввин Ю.А. Индикативное планирование развития сельского хозяйства (на материалах Воронежской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2005. 25 с.

46. Сакович А.В. Критическая зона пороговых значений социальных индикаторов экономической безопасности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 26 с.

47. Смагина В.В., Стрекалов Н.В. Индикативная экономика как парадигма посткризисного развития Российской Федерации и фактор повышения стабильности социально-экономической системы // Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 2(23). - С. 7-14.

48. Смагина В.В., Стрекалов Н.В. Методология построения и функционирования структур, регулирующих процесс индикативного планирования // Вестник Тамбовского государственного университета. 2015. Т. 20, вып. 11 (151). С. 113-116.

49. Смагина В.В., Стрекалов Н.В. Индикативное планирование как перспективный инструмент управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне // Вестник Тамбовского государственного университета. 2014. Вып. 11(139). С. 139-142.

50. Смирнова О.О. Задачи модернизации экономики и система планирования экономического развития Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 6. С. 20-25.

51. Смирнова О.О. Концептуальные основы формирования системы стратегического планирования регионального развития Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. 50 с.

52. Смоляков Ю.И., Резвяков А.В. Проблемные аспекты формирования стратегии социально-экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 7(142). С. 67-71.

53. Соколов А.П. Индикативное планирование социально-экономического развития региона (на примере Вологодской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2013. 25 с.

54. Соколов А.П. Инструментарий индикативного планирования региональных социально-экономических систем // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 319-322.

55. Татаркин А.И. Теоретико-методологические предпосылки формирования смешанной экономики Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 1(43). С. 39-65.

56. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. № 2. С. 25-39.

57. Тихомирова Н.В., Мельник М.С. Формирование системы прогнозирования и индикативного планирования на основе динамики экономических циклов // Статистика и математические методы в экономике. 2012. № 1. С. 157-152.

58. Трясцин М.М. Значение стратегического управления и планирования в агропромышленном комплексе региона // Аграрный вестник Урала. 2013. № 7(113). С. 59-61.

59. Тюменцев В.А. Совершенствование механизма стратегического планирования развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2014. 24 с.

60. Шарипов Т.С. Макроэкономическое планирование и прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2012. 312 с.

References

1. Bersenev V.L., Policin, S.N. Otsenka ekonomicheskikh posledstvii politicheskikh reshenii: vozmozhnosti kliometriki [The economic consequences of political decisions: the possibility of cli-ometrica]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii [Journal of economic theory], 2012, no. 1, pp. 15-22.

2. Bogdanov Yu.N., Simonov Yu.V., Prokhorov V.N. Vpoiskakh soglasovannosti: k voprosu obosnovaniya bazovykh pokazatelei sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v strategicheskikh doku-mentakh [In search of coherence: justification of the basic indicators of socio-economic development in the strategic documents]. Academy [Academy]. 2016, no. 11, pp. 24-29.

3. Borisevich V.I., Kandaurova G.A., Kandaurov N.N. Prognozirovanie i planirovanie eko-nomiki [Forecasting and planning of the economy]. Minsk, Ekoperspektiva Publ., 2012, 151 p.

4. Brodskaya I.A. K razrabotke rossiiskoi paradigmy makroekonomicheskogo planirovaniya (uroki zarubezhnogo opyta) [The development of the Russian paradigm of macroeconomic planning (the lessons of foreign experience)]. Voprosy ekonomiki i prava [Questions of economy and law]. 2016, no. 3, pp. 75-80.

5. Brodskaya I.A. Uroki frantsuzskikh indikativnykh planov (k razrabotke rossiiskoi kontsept-sii makroekonomicheskogo planirovaniya) [French Lessons indicative plans (the development of the

Russian concept of macroeconomic planning]. Ekonomicheskie nauki [Economic science], 2014, no. 7(116), pp. 7-14.

6. Brodskaya I.A. Indikativnoe planirovanie: sushchnost', funktsii (k razrabotke rossiiskoi kontseptsii makroekonomicheskogo planirovaniya) [Indicative planning: nature, functions (the development of the Russian concept of macroeconomic planning]. Ekonomicheskie nauki [Economic science], 2014, no. 1(110), pp. 17-20.

7. Weisman E.D., Boos V.O. Kontseptual'naya model' sistemy indikativnogo planirova-niya regional'nogo razvitiya ekonomiki znanii [Conceptual model of the system of indicative planning of regional development and the knowledge economy]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2012, no. 4, pp. 130-139.

8. Volkov A.A. Teoreticheskie aspekty i opyt indikativnogo planirovaniya sotsial'no-ekono-micheskogo razvitiya [Theoretical aspects and experience of indicative planning of socio-economic development]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Managerial consulting], 2014, no. 4, pp. 101-109.

9. Glazyev S.Y. Strategiya antikrizisnogo razvitiya rossiiskoi ekonomiki v XXI veke [Strategy of anti-crisis development of the Russian economy in the XXI century]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2012, no. 2, pp. 10-25.

10. Gromov E.I. Printsipy upravleniya i planirovaniya sotsio-ekologo-ekonomicheskoi sistemy makroregiona [Principles of management and planning of socio-ecologo-economic system of the macro-region]. TerraEconomicus, 2013, vol. 11, no. 1, part 3, pp. 140-144.

11. Dolmatovich I.A., Goloviznin O.A. Regional'noe indikativnoe planirovanie: organizatsion-no-funktsional'nye aspekty [Regional indicative planning: organizational and functional aspects]. Vooruzhenie i ekonomika [The weapons and the economy], 2013, no. 4(25), pp. 73-78.

12. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Sekerin V.D. Genezis innovatsionnykh podkhodov k strategi-cheskomu razvitiyu sotsial'no-ekonomicheskikh sistem promyshlennogo sektora [Genesis of innovative approaches to the strategic development of socio-economic systems of the industrial sector]. Iz-vestiyaMGTU«MAMI» [News MSTU «MAMI»], 2014, vol. 5, no. 4(22), pp. 22-27.

13. Evstafieva E.Y. Sovershenstvovanie metodov razrabotki i otsenki gosudarstvennykh programm sub"ektovRossiiskoiFederatsii: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Improvement of methods of development and evaluation of state programs of subjects of the Russian Federation. Diss. Abstract]. Ulan-Ude, 2014, 24 p.

14. Zhuravlev G.P. Indikativnoe planirovanie - neobkhodimyi element khozyaistvennogo mek-hanizma v epokhu peremen [Indicative planning is a necessary element of economic-mechanism in an era of change]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Tambov state University], 2015, vol. 20, no. 11(151), pp. 104-102.

15. Indikativnoe planirovanie: teoriya i puti sovershenstvovaniya [Indicative planning: theory and ways to improve the Department]. St. Petersburg, 2000, 96 p.

16. Istomin A.V., Pavlov K.V., Selin V.S. Problemy i vozmozhnosti indikativnogo planirovaniya ekonomicheskogo razvitiya regionov Severa Rossii [Challenges and opportunities of indicative planning of economic development of Northern regions of Russia]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional economy: theory and practice], 2008, no. 29(86), pp. 20-26.

17. Knyazev S.O. Sovershenstvovanie organizatsionno-metodicheskikh osnov monitoringa sot-sial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Improvement of organizational and methodical bases of monitoring of socio-economic development of the region. Diss. Abstract]. Kursk, 2013, 23 p.

18. Komarova V.V. Sovershenstvovanie otsenki funktsionirovaniya ekonomiki regiona v sisteme territorial'nogo planirovaniya: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Improvement of the assessment of the functioning of the regional economy in the system of territorial planning. Diss. Abstract]. Tambov, 2013, 24 p.

19. Kravchenko A.V. Metodologiya indikativnogo modelirovaniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti regiona: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [Methodology of indicative modelling of foreign economic activity of the region. Diss. Abstract]. Krasnodar, 2013, 43 p.

20. Kuklin A.A., Hunter S.A., Korshunov L.A. Arkhitektonika informatsionno-analiticheskoi sistemy «Antikrizis» [The Architecture of information analytical system «anticrisis»]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2016, vol. 12, issue 2, pp. 371-382.

21. Kuzyk B.N., Kushlin V.I., Yakovets Yu.V. Prognozirovanie, strategicheskoeplanirovanie i natsional'noe programmirovanie [Forecasting, strategic planning and national programming]. Moscow, Ekonomika Publ., 2008, 573 p.

22. Lavlinskii L.M. Informatsionnye tekhnologii strategicheskogo planirovaniya v resursnom regione [Information technology strategic planning in resource region]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2013, no. 3, pp. 290-301.

23. Lavlinskii S.M., Kalyna I.S. Model'nyi instrumentarii rezul'tativnogo upravleniya v resursnom regione [Model instruments of effective resource management in the region]. Problemyprogno-zirovaniya [Problems of forecasting], 2014, no. 2, pp. 56-67.

24. Levinthal A.B. Regional'noe indikativnoe planirovanie: metody, mekhanizmy (na primere Khabarovskogo kraya): avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [Regional indicative planning: methods, mechanisms (on the example of Khabarovsk territory). Diss. Abstract]. Khabarovsk, 2007, 47 p.

25. Lobashev E.A. Metodologicheskie osnovy upravleniya sotsial'nym razvitiem regiona v kon-tekste regional'noi sotsial'no-ekonomicheskoipolitiki: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [Methodological bases of management of social development of the region in the context of regional socioeconomic policy Doct. Diss. Abstract]. St. Peterburg, 2014, 38 p.

26. Lygdenova T.B. Sovershenstvovanie mekhanizma prognozirovaniya sotsial'no-ekonomiche-skogo razvitiya regiona: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Improving the forecasting of socioeconomic development of the region. Diss. Abstract.] Ulan-Ude, 2015, 25 p.

27. Makarov I.N., Nazarov P.V., Sigova M.V. Formirovanie indikativnykh metodov obespeche-niya ekonomicheskoi bezopasnosti regional'nogo razvitiya [Formation of indicative methods for the economic security of regional development]. Teoriya ipraktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfe-ra, tekhnologii [Theory and practice of service: economy, social sphere, technologies], 2015, no. 2(24), pp. 5-8.

28. Masuda I.A. Mekhanizm upravleniya ustoichivym razvitiem ekonomiki regiona: avtoref. dis. . kand. ekon. nauk [The Mechanism of management of sustainable development of regional economy. Diss. Abstract]. Orenburg, 2014, 24 p

29. Minochkin V.P., Artemyev S.C. Indikativnoe planirovanie kak mekhanizm vyravnivaniya razlichii v urovnyakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Indicative planning as a mechanism for evening out differences in levels of socio-economic development of regions]. Regionolo-giya [Regionology], 2011, no. 2 (75), pp. 32-42.

30. Myzin A.L., Tatarkin A.I. Modelirovanie sostoyaniya natsional'nogo bogatstva regionov Rossii [Modeling the state of the national wealth of Russian regions]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2013, no. 4, pp. 53-65.

31. Nevskaya N.A. Gosudarstvennoe ekonomicheskoe planirovanie v Rossii: istoriya i sovre-mennost' [State economic planning in Russia: history and temporality]. Izvestiya UrGEU [News Ur-GUE], 2015, no. 1(57), pp. 53-60.

32. Oreshnikov V.V. Instrumentarii kompleksnogo obosnovaniya strategii srednesrochnogo razvitiya regiona na osnove adaptivno-imitatsionnogo modelirovaniya: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Tools of comprehensive assessment strategies srednicach development of the region based on adaptive simulation modeling. Diss. Abstract]. Ufa, 2015, 23 p

33. Patrakeeva O.Y. Informatsionno-analiticheskaya podderzhka prinyatiya reshenii po razvi-tiyu regional'noi sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Information and analytical support of decision making on development of regional socio-economic systems. Diss. Abstract]. Rostov-na-Donu, 2013, 30 p.

34. Pashchenko F.F. Ivanyuk V.A., Abdikeev N.M. Indikativnoe planirovanie v upravlenii protsessami izmenenii [Indicative planning in the management of change processes]. Upravlencheskie nauki [Management science], 2015, no. 2, pp. 63-70.

35. Polterovich V.M. Instituty dogonyayushchego razvitiya (k proektu novoi modeli ekonomi-cheskogo razvitiya Rossii) [The Institutions of catching up development (the draft of a new model of economic development of Russia)]. Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2016, no. 5(47), pp. 34-56.

36. Polterovich V.M. O formirovanii sistemy natsional'nogo planirovaniya v Rossii [On the formation of a national planning system in Russia]. Zhurnal Novoi economicheskoi assotsiatsii [Journal New economic association], 2015, no. 2(26), pp. 237-242.

37. Polterovich V.M. Kuda idti: dvadtsat' chetyre tezisa [Where to go, twenty four points]. Economicheskai nauka sovremennoi Rossii [Economic science of modern Russia], 2014, no. 3(66), pp. 7-17.

38. Polterovich V.M. Regional'nye instituty modernizatsii [Regional institutions of modernization]. Economicheskai nauka sovremennoi Rossii [Economic science of modern Russia], 2011, no. 4 (55), pp. 17-29.

39. Polterovich V.M. O strategii dogonyayushchego razvitiya dlya Rossii [The strategy of catching up development for Russia]. Economicheskai nauka sovremennoi Rossii [Economic science of modern Russia], 2007, no. 3(38), pp. 17-23.

40. Popova E.V. Ispol'zovanie strategicheskogo planirovaniya v gosudarstvennom upravlenii kak neobkhodimoe uslovie perekhoda k innovatsionnoi ekonomike [The Using of strategic planning in public administration as a necessary condition of transition to innovative economy]. Innovatsii [Innovations], 2010, no. 12(146), pp. 32-39.

41. Popova E.V. Indikativnoe planirovanie kak osnovnoi metod formirovaniya dolgosrochnoi sot-sial'no-ekonomicheskoi strategii Rossii [Indicative planning as the main method of the formation of long-term socio-economic strategy of Russia]. Innovatsii [Innovations], 2008, no. 9 (119), pp. 15-27.

42. Kuzyk B.N., Kushlin V.I., Yakovets Yu.V. Prognozirovanie, strategicheskoeplanirovanie i natsional'noe programmirovanie [Forecasting, strategic planning and national programming]. Moscow, Ekonomika Publ., 2011, 604 p.

43. Izvekov A.V. Strategicheskoe indikativnoe planirovanie v sisteme upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Strategic indicative planning in the management system of social and economic development of the region. Diss. Abstract]. Kursk, 2010, 22 p.

44. Rozhkova A.Yu. Stimulirovanie ustoichivogo razvitiya regional'nykh sotsial'no-ekonomi-cheskikh sistem: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [Promote sustainable development of regional socioeconomic systems. Diss. Abstract]. Rostov-on-Donu, 2014, 50 p.

45. Savvin Yu.A. Indikativnoe planirovanie razvitiya sel'skogo khozyaistva (na materialakh Voronezhskoi oblasti): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Indicative planning for the development of agriculture (in materials of Voronezh region). Diss. Abstract]. Voronezh, 2005, 25 p.

46. Sakovich V.A. Kriticheskaya zonaporogovykh znachenii sotsial'nykh indikatorov ekonomi-cheskoi bezopasnosti: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Critical area thresholds for social indicators of economic security. Diss. Abstract]. Moscow, 2013, 26 p.

47. Smagina V.V., Strekalov N.V., Strekalov N.V. Indikativnaya ekonomika kak paradigma postkrizisnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii i faktor povysheniya stabil'nosti sotsial'no-ekonomi-cheskoi sistemy [Indicative Economics as a paradigm postcrisis development of the Russian Federation and the factor of increase of stability of the socio-economic system]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava [Bulletin of the international institute of economics and law], 2016, no. 2(23), pp. 7-14.

48. Smagina V.V., Strekalov N.V. Metodologiya postroeniya i funktsionirovaniya struktur, re-guliruyushchikh protsess indikativnogo planirovaniya [Methodology of construction and operation Struktur, regulating the process of indicative planning]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Tambov state University], 2015, vol. 20, no. 11(151), pp. 113-116.

49. Smagina V.V., Strekalov N.V. Indikativnoe planirovanie kak perspektivnyi instrument upravleniya razvitiem sotsial'no-ekonomicheskikh sistem na regional'nom urovne [Indicative planning as a potential tool of management of development of socio-economic systems at the regional level]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Tambov state University], 2014, vol. 11(139), pp. 139-142.

50. Smirnova O.O. Zadachi modernizatsii ekonomiki i sistema planirovaniya ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [The problems of modernization of the economy and the planning system economic development of the Russian Federation]. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) [MID (Modernization. Innovation. Development)/, 2011, no. 6, pp. 20-25.

51. Smirnova O.O. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya regional'nogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [Conceptual bases of formation of system of strategic planning of regional development of the Russian Federation. Diss. Abstract]. Moscow, 2012, 50 p.

52. Smolyakov Y.I., Rizvanov A.V. Problemnye aspekty formirovaniya strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Problem aspects of formation of strategy of social-economic development of the region]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional economy: theory and practice], 2010, no. 7(142), pp. 67-71.

53. Sokolov A.P. Indikativnoe planirovanie sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Vologodskoi oblasti): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [The Indicative planning of socioeconomic development of the region (on the example of Vologda region). Diss. Abstract]. St. Petersburg, 2013, 25 p.

54. Sokolov A.P. Instrumentarii indikativnogo planirovaniya regional'nykh sotsial'no-ekonomi-cheskikh sistem [Tools of indicative planning of the regional social and economic systems]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2013, no. 1, pp. 319-322.

55. Tatarkin A.I. Teoretiko-metodologicheskie predposylki formirovaniya smeshannoi ekonomi-ki Rossiiskoi Federatsii [Theoretical and methodological preconditions of formation of mixed economy of the Russian Federation]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2016, no. 1(43), pp. 39-65.

56. Tatarkin A.I., Kuklin A.A. Izmenenie paradigmy issledovanii ekonomicheskoi bezopasnosti regiona [Change of paradigm for the study of economic security of the region]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2012, no. 2, pp. 25-39.

57. Tikhomirova N.V. Miller M.S. Formirovanie sistemy prognozirovaniya i indikativnogo planirovaniya na osnove dinamiki ekonomicheskikh tsiklov [Development of a system of forecasting and indicative planning based on the dynamics of economic cycles]. Statistika i matematicheskie me-tody v ekonomike [Statistics mathematical methods in economics], 2012, no. 1, pp. 157-152.

58. Trestin M.M. Znachenie strategicheskogo upravleniya i planirovaniya v agropromyshlen-nom komplekse regiona [The Importance of strategic management and planning in the agro-industrial complex of the region]. Agrarnyi vestnik Urala [Agrarian bulletin of the Urals], 2013, no. 7(113), pp. 59-61.

59. Tyumentsev V.A. Sovershenstvovanie mekhanizma strategicheskogo planirovaniya razvi-tiya regiona: avtoref. dis. . kand. ekon. nauk [Improvement of the mechanism of strategic planning of regional development. Diss. Abstract]. Ulan-Ude, 2014, 24 p

60. Sharipov T.S. Makroekonomicheskoe planirovanie i prognozirovanie natsional'noi ekono-miki: uchebnoe posobie [Macroeconomic planning and forecasting of the national economy]. Orenburg, 2012, 312 p.

ЛАДЫКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ladykova@mail.ru).

LADYKOVA TATIANA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Regional Economics and Business, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.