Научная статья на тему 'Исторический анализ применения индикативного планирования в стабилизации экономики'

Исторический анализ применения индикативного планирования в стабилизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТ ПЛАНИРОВАНИЯ / MANAGEMENT / INDICATIVE PLANNING / PLANNING INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстров Роман Сергеевич

В системе управления одним из важнейших элементов является планирование. Рассмотрены особенности индикативного планирования в экономике, которое является базисом развития прогнозной деятельности государства. Установлено, что индикативное планирование представляет собой конкретную разновидность макроэкономического планирования, дефенируемого как сознательная деятельность государственного управления, цель которой - привести по истечении определенного времени к желаемому состоянию национальную экономику в целом. В процессе обеспечения стабилизации экономики всегда должны быть известны параметры, определяющие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы. Индикативный план должен быть ориентирован на индикаторы, которые отражают состояние и тенденции развития экономики. В этом случае индикативное планирование выполняет функцию ориентира в стабилизации экономики. В основе разработки индикативного плана лежат принципы определения приоритетов стабилизации экономики страны. Сделан вывод о том, что при переходе к индикативному планированию необходимо учитывать рыночные технологии экономического регулирования и управления всеми сферами воспроизводственного процесса на макро- и микроуровне. Это может стать «точкой» роста, производственной и финансовой реструктуризации и оздоровления крупных и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быстров Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ANALYSIS OF USE OF INDICATIVE PLANNING IN STABILIZATION OF ECONOMY

In the control system one of the most important elements is the planning. The features of indicative planning of the economy, which is a basis of development of forecast activity of the state, are considered. It is sated that indicative planning is a specific kind of macroeconomic planning, which is considered as conscious activity of government, whose purpose is to lead after a certain time to the desired state of the national economy as a whole. In the process of stabilizing of the economy the parameters defining the measures of public exposure of the business processes always should be known. The indicative plan should focus on indicators that reflect the status and trends of the economy. In this case the indicative planning serves as a landmark to stabilize the economy. At the base of the development plan there are the indicative guidelines for determining priorities to stabilize the economy. It is concluded that the transition to indicative planning must take into account the technology market economic regulation and control of all aspects of the reproductive process at the macroand microlevel. This may be a “point” of growth, operational and financial restructuring and improvement of large and medium-sized enterprises.

Текст научной работы на тему «Исторический анализ применения индикативного планирования в стабилизации экономики»

УДК 338.2

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

© Роман Сергеевич БЫСТРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: fastrom@list.ru

В системе управления одним из важнейших элементов является планирование. Рассмотрены особенности индикативного планирования в экономике, которое является базисом развития прогнозной деятельности государства. Установлено, что индикативное планирование представляет собой конкретную разновидность макроэкономического планирования, дефенируемого как сознательная деятельность государственного управления, цель которой - привести по истечении определенного времени к желаемому состоянию национальную экономику в целом. В процессе обеспечения стабилизации экономики всегда должны быть известны параметры, определяющие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы. Индикативный план должен быть ориентирован на индикаторы, которые отражают состояние и тенденции развития экономики. В этом случае индикативное планирование выполняет функцию ориентира в стабилизации экономики. В основе разработки индикативного плана лежат принципы определения приоритетов стабилизации экономики страны. Сделан вывод о том, что при переходе к индикативному планированию необходимо учитывать рыночные технологии экономического регулирования и управления всеми сферами воспроизводственного процесса на макро- и микроуровне. Это может стать «точкой» роста, производственной и финансовой реструктуризации и оздоровления крупных и средних предприятий.

Ключевые слова: управление; индикативное планирование; институт планирования.

В условиях мировой интеграции развитие современной экономики в разных странах происходит на основе совершенствования организационно-управленческих факторов. В связи со сменой модели развития в нашей стране произошли изменения аппарата, системы управления, которые сегодня вызывают перечень дополнительных соглашений.

Важнейшим элементом системы управления является планирование. Индикативное планирование может выступать основой формирования теоретико-методологического обеспечения отечественной модели экономического развития государства. Индикативное планирование является базисом развития прогнозной деятельности государства.

Вопросы стабилизации экономики включают перечень элементов технологических циклов стратегического управления, таких как: интеграция, проектирование, информационные технологии и т. д. Можно сюда также отнести и индикативное планирование, роль и значение которого в стабилизации хозяйственной системы постоянно возрастает. На современном этапе развития экономики индикативное планирование и информационные технологии во взаимосвязи позволяют совершенно по-новому увидеть все технологические циклы в управлении эконо-

микой государства как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

Исследования вопроса индикативного планирования показывают, что перечень тем, которые можно рассмотреть, применяя данный инструмент, представлен в нашей литературе очень многообразно. Но вместе с тем преобладают работы, описывающие зарубежный опыт и почти не содержащие конкретных выводов и рекомендаций применительно к использованию индикативного планирования в России. Отсутствует и общепризнанное определение понятия индикативного планирования. Впрочем, должная ясность в оценке его роли и перспектив эволюции отсутствует и в экономически развитых странах: в контексте либерализации и глобализации мирохозяйственной системы, где отчетливо прослеживается пессимизм в применении этого инструмента для прогнозирования развития страны.

Индикативное планирование, как принято считать, - это форма государственного планирования макроэкономического процесса. Индикативное планирование многими авторами воспринимается как антипод. Причина тому - недавнее прошлое в развитии экономики России - период СССР, где данный вид планирования не нашел применения.

В целом же оно носит целенаправленный характер [1].

С точки зрения Б. Даллаго, индикативное планирование представляет собой конкретную разновидность макроэкономического планирования, дефенируемого как сознательная деятельность государственного управления, цель которой - привести по истечении определенного времени к желаемому состоянию национальную экономику в целом: «Индикативное планирование означает, что государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства (в т. ч. частного сектора); устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым мотивируется заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и субъектов Федерации в реализации проектов, важных для общества в целом» [2].

В. Дудкин и Ю. Петров определяют планирование как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, це-леполаганий, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контракцию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков и т. д.) [3]. Данное определение, на наш взгляд, является наиболее емким.

Индикативный план должен быть ориентирован на индикаторы, которые отражают состояние и тенденции развития экономики. В процессе обеспечения стабилизации экономики всегда должны быть известны пара-

метры, определяющие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы.

Также следует отметить, что среди экономистов нет единого мнения по поводу методов индикативного планирования. Так, например, В. Дудкин и Ю. Петров выделяют следующие методы индикативного планирования:

1) индикативное планирование - государственное макропланирование при юридической самостоятельности предприятий;

2) индикативное планирование - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством;

3) индикативное планирование - индикативный план, содержащий обязательные задания для государства и госсектора. А частный сектор подстраивается под них;

4) индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Таким образом, индикативное планирование выполняет координационную роль [4].

Как отмечает В.П. Орешин: «Индикативный план - комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, намечаемые мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы» [5]. В основе разработки индикативного плана лежат принципы определения приоритетов стабилизации экономики страны. Индикативное планирование в этом случае выполняет функцию ориентира в стабилизации экономики.

Обращаясь к вопросу о совместимости рынка и индикативного планирования, Б. Даллаго отмечает: «С рынком несовместимо лишь директивно-централизованное планирование, но никак не индикативное планирование или программирование экономики» [2]. Между тем отечественные экономисты не видят возможности использования индикативных планов в нынешних российских условиях для стабилизации экономики государства, причиной тому являются как объективные (неразвитость системы социального партнерства и т. д.), так и субъективные («не готовность» государственного аппарата к применению этого инструмента). Учитывая тот факт, что институциональные системы российской экономики находятся в начальном этапе своего развития, следует считать ее доводом скорее не «против», а

«за» скорейшее создание системы индикативного планирования [6].

Вместе с тем надо понимать, что индикативное планирование, во-первых, восстанавливает управление экономикой, во-вторых, регулирует хозяйственные системы страны, в-третьих, проводит селективную структурную политику и на основе использования программных методов, т. е. стабилизации экономики России.

Переход к индикативному планированию, учитывающий рыночные технологии экономического регулирования и управления всеми сферами воспроизводственного процесса на макро- и микроуровнях, может стать «точкой» роста производственной и финансовой реструктуризации и оздоровления крупных и средних предприятий. Разработка и использование в управлении взаимосвязанной системы индикаторов воспроизводственного процесса должны определяться системным подходом управляющего характера [7].

Институт планирования в странах с социалистической экономикой (до распада СЭВ и СССР) был основным звеном их хозяйственного механизма. «Демонтаж» экономики социалистического типа повлек сознательный отказ от традиционных процедур планирования [8]. Между тем в этой системе было немало положительных моментов. В советской системе централизованного народно-хозяйственного планирования в гораздо большей степени (а не в меньшей, как сейчас) именно центром учитывались прогнозы, планы и интересы предприятий. Отечественный опыт изучался и использовался зарубежными экономистами, что позволяло избегать многих ошибок при создании национальных систем макропланирования, например, он был применен в японской и французской управленческой практике [9].

1. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2002.

2. Даллаго Б. Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Европе? // Российский экономический журнал. 1992. № 4. С. 84-95.

3. Истомин А.В., Павлов К.В., Селин В.С. Проблемы и возможности индикативного планирования экономического развития регионов Севера России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 29.

4. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование - механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. 1998. № 6. С. 38-59.

5. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 1999.

6. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. М., 2004.

7. Миничкина В.П., Артемьева С.С. Индикативное планирование как механизм выравнивания различий в уровнях социально-экономического развития регионов // Регионология. 2011. № 2. С. 33-42.

8. Евграшин А. Из практики французского индикативного планирования // Российский экономический журнал. 1998. № 2. С. 84-85.

9. Липчиу А.И. Об индикативном планировании в управлении финансами организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 17 (98). С. 26-30.

1. Kushlin V.I. Gosudarstvennoe regulirovanie ry-nochnoy ekonomiki. M., 2002.

2. Dallago B. Est' li budushchee u makroekonomi-cheskogo planirovaniya v Vostochnoy Evrope? // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 1992. № 4. S. 84-95.

3. Istomin A.V., Pavlov K.V., Selin V.S. Problemy i vozmozhnosti indikativnogo planirovaniya ekonomicheskogo razvitiya regionov Severa Rossii // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2008. № 29.

4. Dudkin V., Petrov Yu. Indikativnoe planirovanie -mekhanizm koordinatsii deyatel'nosti gosudarstvennykh i negosudarstvennykh sub"ektov upravleniya ekonomikoy // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 1998. № 6. S. 38-59.

5. Oreshin V.P. Gosudarstvennoe regulirovanie natsional'noy ekonomiki. M., 1999.

6. Stepanov A.G. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki regiona. M., 2004.

7. Minichkina V.P., Artem'eva S.S. Indikativnoe planirovanie kak mekhanizm vyravnivaniya razlichiy v urovnyakh sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya regionov // Regionologiya. 2011. № 2. S. 33-42.

8. Evgrashin A. Iz praktiki frantsuzskogo indika-tivnogo planirovaniya // Rossiyskiy ekonomi-cheskiy zhurnal. 1998. № 2. S. 84-85.

9. Lipchiu A.I. Ob indikativnom planirovanii v upravlenii finansami organizatsiy //

10. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2007. № 17 (98). S. 26-30.

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.

UDC 338.2

HISTORICAL ANALYSIS OF USE OF INDICATIVE PLANNING IN STABILIZATION OF ECONOMY Roman Sergeyevich BYSTROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: fastrom@list.ru

In the control system one of the most important elements is the planning. The features of indicative planning of the economy, which is a basis of development of forecast activity of the state, are considered. It is sated that indicative planning is a specific kind of macroeconomic planning, which is considered as conscious activity of government, whose purpose is to lead after a certain time to the desired state of the national economy as a whole. In the process of stabilizing of the economy the parameters defining the measures of public exposure of the business processes always should be known. The indicative plan should focus on indicators that reflect the status and trends of the economy. In this case the indicative planning serves as a landmark to stabilize the economy. At the base of the development plan there are the indicative guidelines for determining priorities to stabilize the economy. It is concluded that the transition to indicative planning must take into account the technology market economic regulation and control of all aspects of the reproductive process at the macro- and microlevel. This may be a "point" of growth, operational and financial restructuring and improvement of large and medium-sized enterprises. Key words: management; indicative planning; planning institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.