Научная статья на тему 'Теоретические аспекты и опыт индикативного планирования социально-экономического развития'

Теоретические аспекты и опыт индикативного планирования социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1620
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PLANNING / MARKET SELF-REGULATION / PUBLIC ADMINISTRATION / INDICATIVE PLANNING / STRATEGY / PROGRAM / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Альбина Алексеевна

Современные экономики являются системами смешанного типа, в которых сочетаются элементы государственного централизованного планирования и рыночного саморегулирования социально-экономических процессов. Наиболее эффективно это сочетание осуществляется в рамках подхода, получившего наименование «индикативное планирование». Автором рассмотрены особенности его осуществления в различных странах и представлены рекомендации по совершенствованию индикативного планирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects and Experience of Indicative Planning of Social and Economic Development

Modern economy is systems of the mixed type in which elements of the state central planning and market self-regulation of social and economic processes are combined. Most effectively this combination is carried out within the approach which has received the name “indicative planning”. The author considered features of his implementation in various countries and recommendations on improvement of indicative planning in Russia are submitted.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты и опыт индикативного планирования социально-экономического развития»

<

Волкова А. А.

Теоретические аспекты и опыт индикативного планирования социально-экономического развития

Волкова Альбина Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет о

Доцент кафедры организации обслуживания населения Кандидат экономических наук, доцент albvolkova@yandex.ru

РЕФЕРАТ

Современные экономики являются системами смешанного типа, в которых сочетаются элементы государственного централизованного планирования и рыночного саморегулирования социально-экономических процессов. Наиболее эффективно это сочетание осуществляется в рамках подхода, получившего наименование «индикативное планирование». Автором рассмотрены особенности его осуществления в различных странах и представлены рекомендации по совершенствованию индикативного планирования в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

планирование, рыночное саморегулирование, государственное управление, индикативное планирование, стратегия, программа, социально-экономическое развитие

Volkova A. A.

Theoretical Aspects and Experience of Indicative Planning of Social and Economic Development

Volkovа Albina Alekseevna

Saint-Petersburg State Economic University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of Chair of the Service to the Public Organization PhD in Economic, Associate Professor albvolkova@yandex.ru

ABSTRACT

Modern economy is systems of the mixed type in which elements of the state central planning and market self-regulation of social and economic processes are combined. Most effectively this combination is carried out within the approach which has received the name "indicative planning". The author considered features of his implementation in various countries and recommendations on improvement of indicative planning in Russia are submitted.

KEYWORDS

planning, market self-regulation, public administration, indicative planning, strategy, program, social and economic development

В современных условиях для реализации целей, которые поставлены в стратегических планах, программах и концепциях развития нашей страны, необходимо учитывать складывающуюся социально-экономическую и политическую ситуацию и применять адекватные методы государственного регулирования [16; 19; 20 и др.]. Как показывает мировой и отечественный опыт, а также теоретические исследования, наиболее подходящим инструментом государственного воздействия в условиях рыночной модели хозяйствования является индикативное планирование [3; 4; 14 и др.]. Индикативное планирование — планирование, оперирующее показателями-индикаторами, для которых устанавливаются фиксированные нормы развития с допустимыми пределами и которые дают характеристику состоянию и развитию

2 экономики страны, соответствуют социально-экономической политике государства. ^ Индикативное планирование — это также разработка и внедрение мер воздействия о государства на социальные и экономические процессы с целью достижения целевых о значений заданных индикаторов [2, с. 57].

со Характерной и отличительной чертой индикативного планирования является от-х каз от директивности и установление партнерских отношений структур органов н- власти с общественностью и различными хозяйствующими субъектами, поэтому < такое планирование в ведущих странах мира стало эффективным средством госу-т дарственного регулирования. По нашему мнению, индикативное планирование можно рассматривать как одну из форм осуществления государственно-частного партнерства [17].

Планирование должно осуществляться на основе информации, передающейся между участниками рынка и субъектами его регулирования, и рыночных стимулов путем коррекции будущей линии социально-экономического развития в лучшую сторону, информирования хозяйствующих субъектов относительно потенциала спроса и емкости рынка. Такой недирективный, «мягкий» подход, основанный на гармонизации интересов всех заинтересованных субъектов, будет способствовать формированию единого вектора социально-экономического развития, развитию гражданского общества, формированию не только современной экономики, но и такого гражданина, который сможет и влиять на власть, и участвовать в управлении, акцептуя ответственность за социально-экономический прогресс, а в конечном итоге — подъему национальной экономики.

На сегодняшний день можно выделить три основных формы индикативного планирования, сменяющих одна другую в процессе эволюционного развития, — конъюнктурную, структурную и стратегическую, которые отличаются по времени появления и степени зрелости механизмов [12].

Первой формой индикативного планирования является конъюнктурная. В данном случае под конъюнктурой понимается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в стране. Основной функцией этой формы планирования является улучшение состояния процесса воспроизводства на макроэкономическом уровне, проявляющееся в условиях реализации продукции, и обеспечение относительно сбалансированного развития экономики путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макроэкономических регуляторов.

Примерами стран, активно реализующих подобный инструментарий, являются Швеция и Норвегия, где основу программирования составляют ежегодные бюджеты. Документами конъюнктурной формы индикативного планирования являются бюджетные программы и планы, годовые бизнес-планы, «короткие» портфельные инвестиции.

Более совершенной и развернутой формой индикативного планирования, по сравнению с конъюнктурной, является структурная форма, в которой акцент делается на обеспечение реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, секторов и отраслей экономики путем согласования планов и интересов предприятий и государства путем осуществления контрактных взаимовыгодных отношений (на идеологическую и методическую близость индикативного планирования и государственно-частного партнерства мы уже указывали выше).

Структурная форма индикативного планирования появляется тогда, когда используются такие меры государственной поддержки, как льготные кредиты, налоговые льготы и другие меры в отношениях с частными предприятиями и региональными органами управления. Опыт показывает, что, как правило, особое внимание обращается на индикативные планы, составляемые по территориальному признаку.

Примерами использования данного подхода являются такие страны, как Франция, 2 Япония, Великобритания, где основу программирования составляют пятилетние | планово-прогнозные разработки. Документами структурной формы индикативного о планирования являются среднесрочные программы и прогнозы, методы налоговой, о тарифной и амортизационной политики, инвестиционное регулирование. т

При использовании стратегической формы индикативного планирования проис- х ходит более глубокое согласование интересов хозяйствующих субъектов всех н уровней национальной экономики. Отличительной особенностью ее от других форм «с является значительное расширение индикативных планов во времени (от 10 лет) т и максимальная их интеграция с долгосрочной общенациональной экономической политикой. Важнейшими функциями индикативного планирования являются концентрация ресурсов на реализации стратегических планов и национальных программ и обеспечение сбалансированности динамики всей экономики. Документами стратегической формы индикативного планирования являются долгосрочные прогнозы и масштабные инвестиционные проекты (в российской практике используются также термины «стратегические проекты», «национальные проекты» и др.) [9, с. 44].

Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы. Их составляют, полагаясь на видение экономического будущего государственными органами и научными организациями. Они используются хозяйствующими субъектами в качестве ориентира, который позволяет разрабатывать свои собственные планы на будущее. В целевых индикаторах указываются такие показатели, как индикаторы, которые позволяют определить степень достижения целей; индикаторы, которые характеризуют степень решения задач [Там же, с. 74].

Основным понятием индикативного планирования является «индикатор» — параметр, который определяет границы, в пределах которых система, которая включает в себя технологические связи, организационные механизмы, а также материальные и финансовые потоки, будет работать и развиваться для претворения в жизнь общенациональной цели (например, увеличение ВВП в планируемых размерах за определенный срок). Индикатор в рамках индикативного плана носит направленный (векторный) характер [21].

Индикаторы могут иметь минимальные и максимальные (пороговые) уровни, так как определение и использование пороговых значений необходимо для оповещения о приближении критического состояния объекта управления и, как следствие, необходимости пересмотра стратегии его развития. Основной целью использования при планировании индикаторов является обеспечение необходимого потенциала для успешного дальнейшего развития национальной экономики [6, с. 21].

Рассмотрим особенности осуществления индикативного планирования в различных странах мира.

Во Франции иерархическую систему традиционного построения плана «сверху вниз» заменили на планирование «снизу вверх», т. е. формирование индикаторов начинается с внутрифирменного планирования. Но главным является то, что основную роль играет не столько сам индикативный план, сколько его разработка, которая включает в себя несколько этапов, в результате которых происходит обмен информацией между участниками рынка, что позволяет достигать договоренности между различными участниками процессов управления и хозяйствования.

Основные этапы французской модели индикативного планирования можно сформулировать следующим образом: определяются цели разрабатываемого плана и прогнозируются основные макроэкономические показатели (индикаторы); показатели плана согласовываются и проверяются на совместимость и сбалансированность; разукрупняется информация о целях плана и основных макроэкономических показателях [1, с. 38]. Показатели плана носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они выступают в роли носителей информации об ожи-

2 даемой экономической конъюнктуре. Частные компании, которые заинтересованы ^ в финансовой поддержке государства, стараются следовать рекомендациям плана, о так как иначе они могут частично или полностью лишиться этой поддержки. о Основная функция индикативного планирования во Франции — определение со приоритетных отраслей, инвестиции в которые поощряются экономическими (кре-х дитными и налоговыми) стимулами. Французское государство кредитовало частные н- предприятия с помощью специально созданного Фонда экономического и соци-< ального развития и выступало гарантом при размещении займов, снижало ставки т процента по кредитам тем предприятиям, которые соответствовали рекомендациям плана. Также государство предоставляло предприятиям из этого фонда различные специальные премии.

Налоговые льготы являлись другим стимулирующим мотивом следовать плановым рекомендациям. Целями проводимых реформ во Франции были рационализация промышленной структуры, стимулирование перестройки отсталых отраслей хозяйства и развитие новых отраслей, что приводило к повышению конкурентоспособности национальной экономики. Таким образом, индикативный план был превращен в эффективное средство государственного регулирования экономики: он помогал государству не только прогнозировать тенденции и показатели развития народного хозяйства, но и оказывать на них активное влияние [8, с. 84].

В Японии первые государственные планы стали разрабатываться в конце 1940-х — начале 1950-х гг., однако впервые был одобрен правительством пятилетний план, рассчитанный на 1956-1960 гг. Необходимо было восстанавливать экономику после войны, бороться с безработицей и инфляцией, достигать показателей развития довоенного времени и расширять международную торговлю. Именно это и стало изначально целью разрабатываемых планов в Японии. Впоследствии цели и планы менялись, и для их достижения большие усилия направлялись на то, чтобы появилась зависимость между характером отношений между работодателем и работником, уровнем жизни людей. Максимально поощрялся добросовестный труд, который вел к получению соответствующего вознаграждения. Такие идеи позже стали известны как «японская экономическая модель».

Управление экономического планирования играло основную регулирующую роль в разработке и реализации планов. К наиболее важным функциям управления относились создание и разработка общегосударственных долгосрочных планов экономического и социального развития страны, оценка и анализ общих возможностей и ресурсов страны, увязка действий всех подразделений, планирование и координирование основных мероприятий и программ для достижения поставленных планов. Японское государство оставляло за собой регулирующую и контролирующую роль в реализации плана, для чего применяло такой инструмент государственного регулирования, как административное руководство.

Административное руководство или неформальное принуждение — действия государственных ведомств, которые направлены на то, чтобы частные предприятия или частные лица предпринимали необходимые действия при том, что такие действия не предусмотрены законодательством [15, с. 86]. Очевидно, что такой метод воздействия очень хорошо сочетается с идеей индикативности в управлении.

В отличие от рассмотренных стран в Китае индикативное планирование предполагает преимущество государственного сектора экономики перед частным сектором. Планирование на макроэкономическом уровне в Китае отличается от планирования большинства развитых стран, где индикативный план носит рекомендательный характер. Хоть оно и основано на сочетании частного и государственного секторов экономики, но государственный сектор имеет доминирующее положение. А поскольку государственные предприятия осуществляют свою деятельность в условиях экономической самостоятельности, считается, что планирование в Китае

носит индикативный, а не директивный характер, по крайней мере таково мнение 2 китайских специалистов [13, с. 42]. Если рассматривать современную систему | планового управления в Китае, то необходимо заметить, что она построена при о едином общегосударственном плане по принципу многоуровневого управления. о В Китае используются две формы планирования — прямое и косвенное с учетом т различий в формах собственности. Основные проблемы экономической деятель- х ности, которые носят всеобщий характер и касаются всего народного хозяйства, н непосредственно разрешаются государством. В Китае именно государство обе- «с спечивает комплексное равновесие общественного производства и общественных т потребностей.

В Китае разрабатываются различные по своей продолжительности планы — и годовые, и среднесрочные, и долгосрочные на 10-20 лет, но необходимо заметить, что долгосрочному планированию отводится главенствующее место в единой целостной системе планирования. Но для того, чтобы планы соответствовали действительности, необходимо создавать систему планов для обеспечения увязки долгосрочных, среднесрочных и годовых планов. Китайские экономисты предлагают учитывать три направления планового управления по степени важности определенного вида продукции для развития национальной экономики [Там же, с. 61].

1. Задачи, которые являются важными для всей национальной экономики. Устанавливаются государством в централизованном порядке. По ним государственные органы составляют директивные планы для предприятий.

2. Задачи, имеющие относительную важность для национальной экономики. Разрабатываются правительственными организациями различных уровней или руководящими плановыми органами в зависимости от связей и подчиненности; устанавливаются «направляющими» планами.

3. Задачи, не являющиеся общими для всего народного хозяйства. Такие задачи государство в планах не рассматривает. Они решаются под руководством органов промышленно-торговой администрации, но в отличие от задач, имеющих важность для народного хозяйства, можно сказать, что они решаются самостоятельно предприятием в тех рамках, которые определены государственной политикой и законодательством.

Оценим состояние рассматриваемого вопроса в нашей стране. Рыночные реформы в России делают крайне актуальным изучение соответствующего зарубежного опыта индикативного планирования с учетом регионального фактора, который играет в последнее время все более существенную роль в социально-экономическом развитии страны [5; 12; 18 и др.].

В России с начала 1990-х гг. идет речь о необходимости внедрения индикативного планирования, однако используются лишь некоторые его инструменты, такие как прогнозирование, бюджетирование, ориентированное на результат, программирование, государственные закупки на основе контрактов. Таким образом, используется инструментарий индикативного планирования в виде совокупности бюджетов, целевых программ и соглашений с участвующими в их реализации предприятиями, планов предприятий государственного и негосударственного секторов, контрактов с поставщиками продукции для государственных нужд, координируемых с помощью экономических рычагов и стимулов, увязываемых в прогнозе социально-экономического развития. Итак, основная функция индикативного планирования состоит в улучшении экономической конъюнктуры за счет использования бюджетно-налоговых и денежно-кредитных регуляторов [10].

О частичном использовании индикативного планирования в России говорит и то, что сам термин «индикативное планирование» должного распространения пока не получил, а в среде научного сообщества остается пока недостаточно проработанным с научной точки зрения. Вместе с тем, по мнению автора, очень

2 важно осуществить переход к полномасштабным процедурам индикативного пла-^ нирования.

о Наиболее прогрессивной и действенной является структурная форма индикативно-о го планирования, применение которой ориентировано на реализацию государственной со структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов эконо-х мики путем досконального согласования действий и интересов предприятий и госу-н- дарства, внутрифирменных и макроэкономических планов. При этом процессы пла-< нирования активнее затрагивают региональный, корпоративный и местный уровни. т Именно эта форма индикативного планирования, дополненная расширенным временным горизонтом планирования и учитывающая цели долгосрочной общенациональной (региональной) социально-экономической политики, приобретает форму стратегического индикативного планирования и представляется наиболее приоритетной в условиях сегодняшней модернизации экономики России [22, с. 17].

Сегодня необходимы разработка, уточнение и развитие методического обеспечения внедрения системы индикативного планирования. В частности, требуется разработка и обоснование детализированной объективной системы индикаторов регионального уровня. И хотя система учетно-аналитических показателей, предлагаемых государственными статистическими органами и используемых в целях анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в настоящее время достаточно разработана, имеется необходимость — и это представляет определенную методическую сложность — обоснования величин значений ключевых индикаторов, характеризующих устойчивое развитие региона, и их пороговых значений. Эта система может состоять из пяти уровней показателей [7].

1. Система индикаторов социально-экономического развития региона, которая должна включать в себя обобщенные экономические показатели и показатели уровня жизни населения, дающие характеристику экономическому и социальному развитию региона, структурным сдвигам экономики, развитию отраслей реального сектора экономики, социальным параметрам.

2. Система индикаторов социально-экономического развития отраслей экономики и социальной сферы, которые отражают важнейшие ориентиры развития отраслей, межотраслевых комплексов, качество предоставления государственных и муниципальных услуг, качество и уровень обслуживания населения региона.

3. Система индикаторов социально-экономического развития районов и городов региона для отражения развития экономики и социальной сферы территорий муниципальных образований.

4. Система индикаторов социально-экономического развития хозяйствующих субъектов.

5. Система индикаторов, четко описывающих уровень социальной и материальной обеспеченности домашних хозяйств территории.

Основная функция индикативного плана — согласование действий равноправных хозяйствующих субъектов. Основу планирования составляет обмен информацией и планами между правительством и предпринимателями, побуждение хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана, ориентация их на реализацию значимых для общества в целом проектов и направлений деятельности. Выполнение этих условий поддерживает устойчивые темпы роста.

Индикативное планирование — форма совместной деятельности всех подразделений системы федеральных органов управления не только между собой, но и с органами управления в регионах. Индикативные планы дают возможность органично соединить воедино теории и положения социально-экономической политики государства, различные государственные программы, прогнозы развития экономики страны, государственные капитальные вложения и многое другое. Необходимо заметить, что в основе индикативного планирования лежит обоснование целей,

<

V X 2

0

1

О

V CD

О <

m

Литература

1. Беспахотный Г. В. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000. 96 с.

2. Борисевич В. И., Кандаурова Г. А., Кандауров Н. Н. Прогнозирование и планирование экономики. Минск: Экоперспектива, 2012. 151 с.

3. Вертакова Ю. В. Современная методология индикативного управления в России и ее регионах // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 2. С. 96-103.

4. Вертакова Ю. В., Михайлов А. Н., Полянский Р. Б. Стратегическое планирование развития территорий с учетом их дифференциации по соответствию уровней экономического и социального развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2009. № 4. С. 96-103.

5. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Управление воспроизводственным процессом региона на основе гармонической пропорции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 89-93.

6. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 190 с.

7. Долматович И. А., Головизнина О. А. Региональное индикативное планирование: организационно-функциональные аспекты: [Электронный ресурс]. URL: http://ukros.ru/wp-content/ ир1оас^/2012/08/долматович_головизнина.с1ос (дата обращения: 14.01.2014).

8. Евграшин А. Из практики французского индикативного планирования // Российский экономический журнал. 1998. № 2.

9. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. М., 2010. 106 с.

10. Менеджмент / Под ред. А. Л. Гапоненко: [Электронный ресурс]. URL http://uchebniki. ws/184906186504/menedzhment/indikativnoe_planirovanie (дата обращения: 14.01.2014).

11. Миропольский Д. Ю., Дятлов С. А., Плотников В. А., Попов А. И. Государство и рынок: проблемы выбора подходов к управлению развитием национальной экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 1. С. 141-145.

12. Морозова Н. И. Индикативное планирование: теоретический и практический опыт развитых стран // Управление экономическими системами. 2011. № 4: [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/uecs-28-28201 1/item/402-2011-04-25-08-47-52 (дата обращения: 14.03.2014).

13. Немчинов О. А. Зарубежный опыт применения индикативного планирования в практике государственного управления // Экономика и финансы организаций и государства. 2012. Июнь. Вып. 4. Т. 3: [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy-n-finance-of-organization-n-state.ingnpublishing.com/archive/2012_release_4/vol-ume_3_june/-nemchinov_oa_the_ foreign_experience_of_application_of_indicative_planning_in_the_practice_of_public_ administration (дата обращения: 14.03.2014).

задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики.

Анализируя экономическое развитие развитых стран, автор приходит к выводу, что в рыночной экономике прогноз, план и рынок тесно взаимосвязаны, ввиду того что государство создает условия для свободного предпринимательства и эффективно на них влияет. В этой связи противоречий между планом и рынком не существует, это не противоречивые, а совместимые, эволюционно переходящие друг в друга (через индикативное планирование) формы экономического взаимодействия в современной смешанной экономике [11].

Индикативный план имеет в большей мере направляющий, рекомендательный характер для частного сектора, так как в нем содержатся общие контуры прогноза относительно желательного развития экономики. Он обеспечивает решение многих важных вопросов социально-экономического развития, осуществить которые без мер государственного воздействия только рыночными методами крайне трудно, а иногда и попросту невозможно.

< 14. Петров А. Н. Сущность понятия «планирование» в условиях рынка // Известия Санкт-

Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 4. С. 141-147. q 15. Петров А. Н. Теория планирования: первое приближение. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2007.

1 144 с.

2 16. Плотников В. А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патер-

нализм или либерализм // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и ^ финансов. 2006. № 1. С. 147-150.

н 17. Плотников В. А. Механизмы частно-государственного партнерства в организации допол-

< нительного профессионального образования // Ученые записки Санкт-Петербургского ш университета управления и экономики. 2012. № 3. С. 5-10.

18. Плотников В. А. Управление социально-экономическим развитием регионов в посткризисных условиях // Известия Юго-Западного государственного университета. 2010. № 3. С. 93-100.

19. Сунь Л. Теоретический анализ процесса развития эффективности деятельности местных органов власти в странах с переходной экономикой (на примере Китая) // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 4 (82). С. 37-45.

20. Тарасевич А. Л., Камышова А. Б. Плановые и рыночные регуляторы в современной экономике России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 1 (79). С. 7-15.

21. Турекулова Д. М. Индикативное планирование как основной инструмент реализации социально-экономической политики государства // Global international scientific analytical project: [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu/ru/node/1192?destination=node%2F1192 (дата обращения: 14.03.2014).

22. Швецов А. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Российский экономический журнал. 2009. № 5.

References

1. Bespakhotny G. V. Indicative planning: theory and improvement ways [Indikativnoe planirovanie: teoriya i puti sovershenstvovaniya]. SPb.: Knowledge [Znanie], 2000. 96 p.

2. Borisevich V. I., Kandaurova G. A., Kandaurov N. N. Forecasting and economy planning [Prognozirovanie i planirovanie ekonomiki]. Minsk: Ecoprospect [Ekoperspektiva], 2012. 151 p.

3. Vertakova Yu. V. Modern methodology of indicative management in Russia and its regions [Sovremennaya metodologiya indikativnogo upravleniya v Rossii i ee regionakh] // Messenger of the Russian State Trade and Economic University (RSTEU) [Vestnik Rossiiskogo gosudarst-vennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta (RGTEU)]. 2006. N 2. P. 96-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vertakova Yu. V., Mikhaylov A. N., Polyansky R. B. Strategic planning of development of territories taking into account their differentiation on compliance of levels of economic and social development [Strategicheskoe planirovanie razvitiya territorii s uchetom ikh differentsiatsii po sootvetstviyu urovnei ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya] // News of Southwest State University [Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta]. 2009. N 4. P. 96-103.

5. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Management of reproduction process of the region on the basis of a harmonious proportion [Upravlenie vosproizvodstvennym protsessom regiona na osnove garmonicheskoi proportsii] // News of Irkutsk State Economic Academy [Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii]. 2010. N 5. P. 89-93.

6. Vladimirova L. P. Forecasting and planning in the conditions of the market [Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka]. M.: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and Ko" [Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko»], 2010. 190 p.

7. Dolmatovich I. A., Goloviznina O. A. Regional indicative planning: organizational and functional aspects [Regional'noe indikativnoe planirovanie: organizatsionno-funktsional'nye aspekty]: [Electronic resource]. URL: http://ukros.ru/wp-content/uploads/2012/08/,aonMaTOBMH_ ro.noBM3HMHa.doc. (Date of the address 14.01.2014).

8. Evgrashin A. From practice of the French indicative planning [Iz praktiki frantsuzskogo indika-tivnogo planirovaniya] // Russian economic journal [Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal]. 1998. N 2.

9. Indicative planning as basis of strategic development of the industrial enterprise [Indikativnoe planirovanie kak osnova strategicheskogo razvitiya promyshlennogo predpriyatiya]. M., 2010. 106 p.

10. Management [Menedzhment] / Under the editorship of A. L. Gaponenko: [Electronic resource]. < URL: http://uchebniki.ws/184906186504/menedzhment/indikativnoe_planirovanie. (Date of the s address 14.01.2014). §

11 . Miropolsky D.Yu., Dyatlov S. A., Plotnikov V. A., Popov A. I . State and market: problems of a ^ choice of approaches to management of development of national economy [Gosudarstvo i 2 rynok: problemy vybora podkhodov k upravleniyu razvitiem natsional'noi ekonomiki] // News 01 of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo uni-versiteta ekonomiki i finansov]. 2011. N 1. P. 141-145. h

12. Morozova N. I. Indicative planning: theoretical and practical experience of the developed coun- < tries [Indikativnoe planirovanie: teoreticheskii i prakticheskii opyt razvitykh stran] // Management m of economic systems [Upravlenie ekonomicheskimi sistemami]. 2011. N 4: [Electronic resource]. URL: http://uecs.ru/uecs-28-282011/item/402-2011-04-25-08-47-52. (Address date 14.03.2014).

13. Nemchinov O. A. Foreign experience of application of indicative planning in practice of public administration [Zarubezhnyi opyt primeneniya indikativnogo planirovaniya v praktike gosudarst-vennogo upravleniya] // Economy and finance of the organizations and the state [Ekonomika i finansy organizatsii i gosudarstva]. 2012. June. Vol. 4-3: [Electronic resource]. URL: http:// www.economy-n-finance-of-organization-n-state.ingnpublishing.com/archive/2012_release_4/ vol-ume_3_june/-nemchinov_oa_the_foreign_experience_of_application_of_indicative_planning_ in_the_practice_of_public_administration. (Date of the address 14.03.2014).

14. Petrov A. N. Concept «planning» in the conditions of the market [Sushchnost' ponyatiya «planirovanie» v usloviyakh rynka] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2010. N 4. P. 141-147.

15. Petrov A. N. Planning theory: first approximation [Teoriya planirovaniya: pervoe priblizhenie]. SPb.: IVESEP; Knowledge [Znanie], 2007. 144 p.

16. Plotnikov V. A. Choice of model of economic development of the Russian Federation: paternalism or liberalism [Vybor modeli ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: paternalizm ili liberalism] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2006. N 1. P. 147-150.

17. Plotnikov V. A. Mechanisms of the private and state partnership in the organization of vocational

education [Mekhanizmy chastno-gosudarstvennogo partnerstva v organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya] // Scientific notes of the St. Petersburg University of management and economy [Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki]. 2012. N 3. P. 5-10.

18. Plotnikov V. A. Management of social and economic development of regions in post-crisis conditions [Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov v postkrizisnykh uslovi-yakh] // News of Southwest State University [Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta]. 2010. N 3. P. 93-100.

19. Sun L. Theoretical analysis of development of efficiency of activity of local authorities in the countries with a transitional economy (on the example of China) [Teoreticheskii analiz protses-sa razvitiya effektivnosti deyatel'nosti mestnykh organov vlasti v stranakh s perekhodnoi eko-nomikoi (na primere Kitaya)] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 4 (82). P. 37-45.

20. Tarasevich A. L., Kamyshova A. B. Planned and market regulators in modern economy of Russia [Planovye i rynochnye regulyatory v sovremennoi ekonomike Rossii] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 1 (79). P. 7-15.

21. Turekulova D. M. Indicative planning as main instrument of realization of social and economic policy of the state [Indikativnoe planirovanie kak osnovnoi instrument realizatsii sotsial'no-ekonomicheskoi politiki gosudarstva] // Global international scientific analytical project: [Electronic resource]. URL: http://gisap.eu/ru/node/1192? destination=node%2F1192. (Date of the address 14.03.2014).

22. Shvetsov A. Systematization of instruments of advance planning of territorial development: imperative need and specific proposals [Sistematizatsiya instrumentov perspektivnogo planirovaniya territorial'nogo razvitiya: nastoyatel'naya neobkhodimost' i konkretnye predlozheniya] // Russian economic journal [Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal]. 2009. N 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.