Научная статья на тему 'Анализ и особенности стратегического планирования социально-экономического развития Республики Бурятия'

Анализ и особенности стратегического планирования социально-экономического развития Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ / БАЙКАЛЬСКАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДНОЙ РЕНТОЙ / ПЯТЫЙ / ШЕСТОЙ И СЕДЬМОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭНЕРГЕТИКА / ETHNOPOLITICAL ECONOMY OF RUSSIAN FEDERAL SUBJECTS / STRATEGIC PLANNING OF RUSSIA''S DEVELOPMENT / BAIKAL NATURAL TERRITORY / ECOLOGY / ENERGY EFFICIENCY / NORMATIVE PER CAPITA FINANCING OF NATURAL RENT / THE 5TH / 6TH AND 7TH TECHNOLOGICAL MODES / GREEN ECONOMY AND ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапов Леонид Васильевич, Найданов Цыренбал Жанчибдоржиевич, Жигмытов Баяр Тумурович

Рассматриваются современные условия подготовки, разработки и реализации политических и экономических решений в Республике Бурятия как одной из составных моделируемых ключевых территорий Российской Федерации. Существует необходимость принятия эффективных плановых решений и действий, направленных на управляемый экономический рост субъектов Федерации, расположенных на Байкальской природной территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края в рамках совершенствования Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и ее восточных субъектов до 2035 г. Предлагаются новые политические и экономические инструменты для научного обоснования ускоренных темпов развития и совершенствования государственного и общественного управления экономическим ростом в субъектах Федерации в условиях требований современных технологических укладов и развития социально-экономической конкуренции между Россией и зарубежными государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потапов Леонид Васильевич, Найданов Цыренбал Жанчибдоржиевич, Жигмытов Баяр Тумурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND FEATURES OF STRATEGIC PLANNING FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The article considers modern conditions for development and implementation of political and economic decisions in the Republic of Buryatia as one of the modeled key territories of the Russian Federation. There is a necessity to make effective planned decisions and actions aimed at the managed economic growth of the subjects of Russia located on Baikal natural territory the Republic of Buryatia, Irkutsk Oblast and Zabaykalsky Krai within the framework of the Strategy for socio-economic development of the Russian Federation and its eastern subjects up to 2035. We proposed new political and economic instruments for scientific substantiation of the accelerated rates of state and public administration development and economic growth in the subjects of the federation in terms of the requirements of modern technological modes and socio-economic competition between Russia and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Анализ и особенности стратегического планирования социально-экономического развития Республики Бурятия»

УДК 62.9 (571.54)

DOI: 10.18101/2304-4446-2018-3-46-60

АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

© Потапов Леонид Васильевич

доктор экономических наук, профессор, Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 Е-mail: [email protected]

© Найданов Цыренбал Жанчибдоржиевич

ведущий инженер,

Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 Е-mail: [email protected]

© Жигмытов Баяр Тумурович

кандидат политических наук, генеральный директор, Научно-просветительский центр им. Д. Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Шумяцкого, 14 E-mail: [email protected]

Рассматриваются современные условия подготовки, разработки и реализации политических и экономических решений в Республике Бурятия как одной из составных моделируемых ключевых территорий Российской Федерации. Существует необходимость принятия эффективных плановых решений и действий, направленных на управляемый экономический рост субъектов Федерации, расположенных на Байкальской природной территории — Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края — в рамках совершенствования Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и ее восточных субъектов до 2035 г. Предлагаются новые политические и экономические инструменты для научного обоснования ускоренных темпов развития и совершенствования государственного и общественного управления экономическим ростом в субъектах Федерации в условиях требований современных технологических укладов и развития социально-экономической конкуренции между Россией и зарубежными государствами.

Ключевые слова: этнополитическая экономика субъекта Российской Федерации; стратегическое планирование развития России; Байкальская природная территория; экология; энергоэффективность; нормативно-подушевое финансирование природной рентой; пятый, шестой и седьмой технологические уклады; зеленая экономика и энергетика.

При анализе задачи о необходимости создания системы стратегического планирования социально-экономического развития региона в политической системе России (СЭР России) на научно-технологической основе для стабильного экономического роста в субъекте Российской Федерации, опережающего средний российский уровень на 5-8%: [5], возникает необходимость в модернизации управ-

1 Конституция Российской Федерации. 64 с.; Конституция Республики Бурятия / отв. за вып. Б. Т. Жигмытов. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2001. 80 с.; О стратегиче-

ления процессами подготовки и реализации политических и административных решений для совершенствования организации и финансирования научных и научно-технологических исследований, в подготовке и повышении квалификации научных и инженерных кадров на территории субъекта России, в требованиях и условиях пятого, шестого и седьмого технологических укладов.

В СССР была создана эффективная плановая система политического и экономического управления в Российской Федерации, ярким примером является план ГОЭЛРО для пятого технологического уклада. Успешная научная система прогнозирования и планирования была создана, но ликвидирована [2; 3], успешно скопирована в КНР. У государства отобрали функции органа управления своим стратегическим развитием в годы перестройки (1986-1991) [5]. Агентство стратегических инициатив в Москве только начинает свою деятельность, результаты работы Агентства пока вызывают только вопросы к структуре управления и государственного консалтинга.

Ученые России [2] разработали первый в мире крупнейший по сумме и горизонту инвестиций стратегический план ГОЭЛРО, позволивший вывести разрушенную экономику России на рельсы индустриального развития за счет обоснованного стратегического планирования и реализации проектов сплошной электрификации страны за счет собственных энергоресурсов и кадров.

В XX в. ученые Академии наук СССР каждые пять лет обновляли и разрабатывали комплексную программу научно-технического прогресса и его социально-экономических результатов, служившую основой для подготовки и принятия государственных стратегических планов и программ [2].

Необходимо развивать, материально стимулировать российские научные и инженерно-изобретательские традиции для развития промышленности России и управления экономическим ростом в государстве1. Отметим, что в последние годы положение в области прогнозирования и стратегического планирования в России начало меняться на основе научных обоснований. Ряд академических и общественных институтов в России подготовили долгосрочные макроэкономические прогнозы на 15-40 лет. Необходимо готовить научные прогнозы и планы на столетие, не отставая от некоторых зарубежных государств, следуя традициям великого русского ученого М. В. Ломоносова. Однако сбалансированного подробного стратегического плана и механизма реализации нынешних законов России и Республики Бурятии о стратегическом планировании до сих пор нет, есть только ориентиры, намеченные в посланиях Президента России 20012017 гг.

Новый качественный рывок в глобальном научно-технологическом развитии, мировой финансово-экономический кризис, замедление темпов глобального экономического роста и острая экономическая конкуренция против России, давление США и других государств НАТО, ВТО на Россию и ее регионы определили дальнейший этап развития российской экономики и общества, объективно обу-

ском планировании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ.

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ В. В. Путина. № 642.

словили необходимость создания системы продвижения новых технологий на основе долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования по требованиям пятого, шестого и седьмого технологических укладов цивилизации.

Государство и его субъекты обязаны создать и непрерывно совершенствовать инструмент долгосрочного расчета процессов развития и путей их решения. Таким инструментом является комплексная система стратегического планирования. Основные структуры этой системы состоят в следующем: исходной стратегических планов является долгосрочный (с горизонтом 25-30 лет и далее до ста лет) проект социально-экономического, инновационно-технологического, энергоэкологического и территориального развития Российской Федерации и ее субъектов. Такой проект может создаваться местными инженерами и учеными по договору с органами государственной власти. На основе долгосрочного проекта и стратегического планирования в России определяется и непрерывно корректируется сценарий, корректируется система национальных целей, ориентиров и приоритетов в виде федеральных и региональных законов, других политических государственных решений в России. Эти цели и приоритеты должны определять органы государственного управления на уровне России, ее субъектов с активным участием муниципалитетов и ТОСов — территорий общественного самоуправления — с использованием потенциалов науки и бизнеса, высшей школы и гражданского общества в рамках развития российского федерализма1.

Система национальных целей и приоритетов реализуется на основе долгосрочного стратегического плана с горизонтом 25-30 лет, с перспективой на столетие, разрабатываемого государственными органами с участием учреждений науки, высшей школы, принимаемого Федеральным Собранием, в регионе — высшим представительным и законодательным органом, утверждаемого президентом Российской Федерации, в субъекте России — высшим должностным лицом исполнительной власти региона. Стратегический план развития уточняется ежеквартально на основе цифрового анализа сводного баланса субъекта России и продлевается каждые пять-шесть лет. Стратегический план включает интегральную и матрицированную цифровую систему обобщающих макропоказателей и балансов (трудовых ресурсов, топливно-энергетического, финансового, сводного баланса территории — субъекта России, «затраты-выпуск» по цифровой технологии анализа В. В. Леонтьева [3]) и служит основой деятельности государственных и муниципальных органов управления, долгосрочным ориентиром для предпринимательских и общественных структур.

Конкретное выражение стратегического плана развития субъекта России формируется в системе согласованных служебных долгосрочных стратегий по видам и направлениям деятельности: социодемографической, энергоэкологической, территориальной, транспортной. Стратегии разрабатываются федеральными и региональными органами государственной власти вместе с научными и общественными учреждениями, принимаются Правительством Российской Федерации, правительствами регионов и утверждаются Президентом РФ,

1 Конституция Российской Федерации. 64 с.; Конституция Республики Бурятия / отв. за вып. Б. Т. Жигмытов. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2001. 80 с.; О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ.

высшими должностными лицами регионов по согласованию с ТОСами, представительными и законодательными органами власти в режиме корпоративного электронного управления и мониторинга на основе новых поправок в региональном и федеральном законодательстве. Стратегии должны быть сбалансированы по целям и ресурсам в рамках разрабатываемого плана.

Основным инструментом реализации прогнозов, приоритетов и стратегий развития должны стать планы реализации стратегий, государственные программы и комплексы мероприятий, приведенные в единую систему механизма реализации одной цели — стабильного экономического роста на уровне ТОС, муниципальных образований и субъектов России в пределах 5-8 и более процентов ежегодно, и этот показатель является главной оценкой качества государственного и муниципального управления субъектом России. В число государственных программ, государственным заказчиком которых является Правительство РФ, следует включить программы: социо-демографическую, включая нынешние национальные проекты, модернизацию оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов, энерго-экологическую, агропродовольственную, транспортную и другие. При разработке государственных программ, проектов и комплексов мероприятий должны активное участие принимать субъекты России, муниципалитеты и ТОСы. Реализацию стратегических планов и государственных программ, их балансовую увязку по отраслям необходимо осуществлять с помощью плана по реализации комплекса мероприятий стратегии, разрабатываемых Правительством РФ и исполнительными органами субъектов России, представляемых на утверждение в Федеральное Собрание РФ и в высший представительный и законодательный орган субъекта РФ вместе с ежегодным и трехлетним проектами бюджетов. Для внедрения комплексной системы стратегического планирования и осуществления стратегически-инновационной функции государства и региона необходимо создание специализированных органов:

- Национальный совет по стратегии социально-экономического развития РФ должен возглавить Президент РФ, в субъекте РФ — высшее должностное лицо исполнительной власти, в районных и городских муниципальных образованиях — главы районов и мэры городов, лидеры ТОСов;

- Государственный комитет по государственному прогнозированию, стратегическому планированию и программированию во главе с председателем Правительства РФ, в регионе — во главе с высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта России;

- Высший научно-технологический совет по долгосрочному прогнозированию, стратегическому планированию и государственному программированию во главе с президентом РАН, в регионе — во главе с председателем президиума (научным руководителем) научного центра, с обязательным участием всех академиков и членов-корреспондентов РАН, работающих в субъекте России. Необходимо совершенствовать законодательное обеспечение стратегического планирования и отчетности по исполнению мероприятий с персональной ответственностью и сетевым премированием исполнителей — руководителей ведомств и структур управления в субъекте России1 [1; 2].

1 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ В. В. Путина. № 642.

В 1990-е гг. было принято политическое решение в виде закона России от 20 июля 1995 г. № 115 ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», но реализация этого закона не стала приоритетом развития в цифровых системах сводных балансов субъектов России. Необходимо совершенствовать инновационно-технологическую и структурную политику в государственном и муниципальном управлении в России, обучать кадры всех госмуниципальных служащих по новым учебным программам, проводить ежегодную профессиональную аттестацию — тестирование всех государственных и муниципальных служащих, где экзаменатором должна быть цифровая программа (ЕГЭ для среднего и высшего звена госслужащих), готовить исполнителей на всех уровнях к решению крупномасштабных стратегических задач на основе мониторинга и анализа цифровых сводных балансов отраслей и субъектов России.

Многое обсуждалось на Госсоветах и президиумах Госсовета России о стратегическом планировании развития государства. Однако закон «О стратегическом планировании» №172-ФЗ (3) подписан Президентом РФ только 28 июня 2014 г., и ввиду отсутствия в нем подробного механизма реализации и контроля за его исполнением пока является только декларацией намерений центра для региональной власти, поэтому не все субъекты России исполняют этот закон в полной мере.

Создание единой цифровой государственной системы стратегического планирования и анализа на уровне как Российской Федерации, так и ее регионов, уже возможно в ближайшие годы при наличии российской высокоскоростной компьютерной техники и технологий, российских операционных систем и программ, опережающих зарубежные аналоги или не отстающих от них. Современный процесс этнополитического развития России идет в сложнейших условиях многофакторного интеграла зарубежных и российских событий и угроз, требующих от высшего руководства страны, ее субъектов и современной науки новых решений проблем, к которым следует отнести:

- недостаток высокоинтеллектуальной рабочей силы, который необходимо компенсировать повышением производительности труда и связанной с качеством труда сетевой индивидуальной пожизненной системой премирования за эффективный труд, сетевым материальным стимулированием рождаемости и увеличением сумм поддержки полных семей с тремя и более детьми;

- необходимость реновации основных фондов при освоении технологий пятого, шестого и седьмого технологических укладов, обеспечивающих конкурентоспособность российской продукции в условиях глобализации и стратегии санкций экономических конкурентов против России и российской промышленности;

- бесконтрольное увеличение выбросов отходов промышленности, транспорта и ЖКХ в атмосферу, ведущее к стихийной антропогенной катастрофе — необходимо остановить новыми российскими законами и международными договорами с жестким механизмом их исполнения;

- ускоренный переход к безотходной энергетике нового техноценоза с типовыми автоматизированными модулями — станциями малой и средней мощности от трех киловатт в час и более в собственности потребителей электроэнергии и ЖКХ для снижения себестоимости продукции и услуг, повышения качества жизни человека;

- гармонизация технологического и социально-экономического развития субъектов РФ, ошибочно определяющих многие из них как дотационные регионы по ручным расчетам сводных балансов и бюджетов субъектов России с неполным количеством и объемом исходных параметров (Республика Бурятия, Забайкальский край);

- модернизация кадровой политики в области реальной экономики;

- экономический рост по каждой отрасли производства, увеличение высокопроизводительных интеллектуальных рабочих мест, углубление резервов социальной поддержки и повышение жизненного уровня населения до социальных сетевых стандартов государств-конкурентов России, с обязательным использованием цифровой технологии анализов полных бюджетов территорий субъектов России по технологии В. В. Леонтьева «затраты-выпуск».

Чтобы догнать и постоянно опережать зарубежные государства-конкуренты в социально-экономическом и научно-технологическом развитии, российская власть и общество должны совершенствовать инструменты стратегического управления процессами развития России и ее субъектов с целью достижения постоянного экономического роста со скоростью выше общемировых параметров. Таким инструментом должна стать цифровая система определения целей и приоритетов, интеграл матриц долгосрочного и среднесрочного прогнозирования стратегического планирования, с криптошифрами в деталях процессов, в архитектуре и особенностях российского цифрового программирования на компьютерах с высокоскоростной отечественной операционной системой. Основные контуры этой суперматрицы состоят в следующем:

1. Исходными данными стратегических планов является пяти — тридцатипятилетний проект развития региона с ежегодными и поквартальными разделами, с перспективой социометрических и политических расчетов надежности существования субъектов Российской Федерации, России до ста лет и далее. Такой проект должен разрабатываться местными инженерами и учеными в рамках государственного задания на конкурсной основе с тремя обязательными критическими отзывами ведущих научно-технических организаций России и ВОИР.

2. По целевым позициям долгосрочного проекта необходимо составить алгоритм социально-экономического и научно-технологического развития для расчетов на отечественных суперкомпьютерах с операционными системами российского производства. В составлении и редактировании алгоритма целей и приоритетов должны участвовать государственные эксперты с обязательными рекомендациями рецензентов от науки и бизнеса, высшей школы и гражданского общества, ТОСов. Тезисы проектов и архитектура массивов исходных данных для расчетов должны широко обсуждаться в средствах массовой информации и утверждаться на региональных ежегодных референдумах гражданами России при совмещении с избирательными кампаниями органов представительной, законодательной и исполнительной власти всех уровней в России.

3. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования экономического роста региона, также следует отнести:

- детализированный проектно-сметный план реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ при депутатских инициативах, контроле и ответственности исполнения;

- государственные матрицированные программы субъекта РФ с целями экономического роста;

- схемы гармонизации развития экономического роста в территориальном планировании РФ;

- бюджетный план субъекта РФ по годам и на долгосрочный период;

Сроки действия, нормативная правовая база и особенности указанных документов отражены в табл. 1.

Таблица 1

Документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта РФ

№ п/п Наименование документа Период действия Нормативно -правовая база Особенности

1 Стратегический план социально-экономического и научно - технологического развития субъекта РФ 2019-2030 Закон субъекта РФ Основа для разработки ГП, СТП

2 Прогноз социально-экономического и научно - технологического развития (СЭНТР) на долгосрочный период 2019-2030 Прогноз СЭНТР РФ Разрабатывается на оптимизационной базе

3 Прогноз СЭНТР на среднесрочный период 2019-2021 Прогноз СЭНТР РФ Разрабатывается на трехвариантной основе (минимальный, оптимальный, ускоренный)

4 План мероприятий по реализации стратегии СЭНТР 2019-2021 2022-2024 Прогноз СЭНТР РФ, стратегия СЭНТР субъекта РФ Содержат задачи и показатели

5 Государственная программа субъекта РФ 2019-2024 (2030) Стратегия субъектов РФ, отраслевые документы стратегического планирования СЭНТР РФ Утверждается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, с поправками от депутатов Госдумы РФ из Республики Бурятия

6 Схема модернизации территориального планирования РФ 2019-2030 Стратегия СЭНТР РФ Учитываются требования, определенные Градостроительным кодексом РФ в новой редакции

7 Бюджетный план 2019-2027 Бюджетный ко- Схема модернизации

субъекта РФ на дол- (2030) декс РФ территориального пла-

госрочный период нирования

4. Предлагается разработать и внедрить ежемесячный цифровой мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования и эффективного использования выделенных на них средств для сетевого премирования работников по всем взаимозависимым уровням производства товаров и услуг, с публикацией итогов в прессе.

5. Необходимо совершенствование специализированных органов управления экономическим ростом для реализации региональной системы стратегического планирования, а также совета по стратегическому планированию и отчетности, возглавляемого высшим должностным лицом субъекта России, с включением в него на паритетных началах по каждому направлению социально-экономического развития представителей органов исполнительной и законодательной власти, общественных и научных организаций. Его целями должны стать:

- осуществление количественного и качественного анализа и публичной оценки социально-экономической ситуации в текущем году ежемесячно;

- научное рецензирование проектов стратегических документов, определяющих социально-экономическое развитие республики или области, представляемых правительством субъекта РФ;

- научное обоснование и редактирование проектов решений государственной политики, направленной на формирование условий, обеспечивающих динамическое и устойчивое развитие экономики и социальной сферы региона, роста качества жизни населения с экономическим ростом свыше 5-8% ежегодно;

- создание структуры по стратегическому планированию в составе министерства экономики с ответственными сотрудниками от каждого министерства и ведомства, подчиненной непосредственно главе Республики Бурятия и функционально министру экономики с современными цифровыми технологиями анализа всех параметров и номенклатуры производства товаров и услуг с привлечением подразделений Росстата;

- создание высшего научно-технологического совета республики по стратегическому планированию и отчетности во главе с руководителем регионального научного центра и академиками РАН, с публичным еженедельным освещением хода работы совета для подготовки новых решений главы Республики Бурятия.

6. Необходимое законодательное обеспечение работы по стратегическому планированию уже имеется на федеральном и региональном уровнях, требуется разработать и включить механизм реализации этих документов исполнительной властью субъекта России с текущего года, включая оценки эффективности принятых решений. В интегральном алгоритме региональной системы стратегического планирования следует разработать и использовать документы стратегического планирования на муниципальном уровне и уровне ТОСов, к которым надо отнести:

- стратегию социально-экономического развития каждого муниципального образования и всех ТОС для непрерывного экономического роста территории и улучшения качества жизни общества;

- алгоритм по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и ТОС;

- план социально-экономического и научно-технического развития муниципального образования и ТОС на ежегодный, среднесрочный, долгосрочный период с сетевым премированием всех акторов экономического роста;

- бюджетный план каждого муниципального образования и ТОС;

- муниципальную программу бюджетирования и программу ТОС.

Для реализации этих задач необходимо:

- разработать детализированный план и алгоритм подготовки и исполнения документов стратегического планирования, предусмотренных законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172 от 28 июня 2014 г.1;

- разработать нормативные правовые акты, определяющие ответственных исполнителей, порядок и сроки разработки и корректировки документов стратегического планирования по отраслям, изделиям, объектам, а также для осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;

- создать корпоративный региональный государственный реестр документов стратегического планирования с отчетами по реализации в соответствии с федеральным государственным реестром документов стратегического планирования в единой корпоративной цифровой сети;

- осуществить информационное обеспечение стратегического планирования и реализации при совершенствовании региональной информационной системы документов стратегического планирования как элементов федеральной системы.

Предлагается следующий алгоритм разработки документов стратегического планирования:

- редактирование проектов документов стратегического планирования социально-экономического развития субъекта РФ в 2019 г.;

- разработка предложений и рекомендаций по проектам документов в согласованные сроки;

- общественное обсуждение проектов документов в формате конференций, круглых столов и семинаров, интернет-трансляций прямой и обратной связи в течение месяца на Гражданском форуме Республики Бурятия. При разработке, рецензировании и корректировке документов стратегического планирования необходимо проводить открытые для участников по интернету независимо от формата вещания научно-практические конференции по вопросам социально-экономического развития региона ежеквартально;

- корректировка документов стратегического планирования и отчетности с учетом результатов обсуждения и динамики экономики России ежемесячно;

- принятие и проверка документов и отчетов стратегического планирования и реализации.

7. Для эффективной реализации системы стратегического планирования и отчетности необходимы профессиональная переподготовка и обучение студентов, аспирантов, преподавателей и государственных, муниципальных служащих, их публичная аттестация и сетевая отчетность с материальным стимулированием в

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ.

области прогнозно-плановой работы (включая министров и руководителей ведомств, депутатов представительного органа субъекта РФ, глав районов).

8. Необходимо обеспечить интегрированное научно обоснованное бюджетирование стратегии социально-экономического развития региона и государственных программ, используя для этого существующие институты политического лоббирования, контроль и цифровой мониторинг исполнения заданий для сетевого материального стимулирования экономического роста.

На поддержку реализации целей стратегического планирования, инновационное обновление экономики следует направить значительную часть фонда будущих поколений России, иных фондов с тем, чтобы насыщать внутренний рынок и поставлять на экспорт конкурентоспособную отечественную продукцию, возобновляя при этом фонды за счет экономического роста и роста производительности труда. Обеспечение устойчивого экономического роста на 5-8% ежегодно всегда было и остается ключевой задачей России и ее регионов, является объективной оценкой качества политического управления субъектом России. Высокие темпы экономического роста более пяти процентов в год с сетевым материальным премированием в каждом субъекте России создают потенциал для реализации национальных интересов и удовлетворения нужд социума, для обеспечения его развития по всем направлениям, соответствующим выбранным целям. Проблема решения задач экономического развития субъекта России должна тесно увязываться с выявлением и разрешением структурных проблем и задачами эффективного политического и общественного управления каждого субъекта экономического развития в цифровой динамике балансов предприятий. Экономический рост в современных условиях должен рассматриваться не только в количественном, ценологическом, но и в качественном отношении, когда нарабатывается плановый, управляемый стабильный механизм экономического роста и премирования работников в условиях пятого, шестого и седьмого технологических укладов и требований технетики для России [2; 3].

Контроль за инфляцией может быть выстроен лишь в контексте реализации стратегии экономического роста. Важнейшим механизмом государственного стратегического планирования в Республике Бурятия, обеспечивающим детальный анализ процесса производства и использования продукции по видам экономической деятельности, является межотраслевой цифровой электронный баланс (МОБ) по технологии В. В. Леонтьева [3]. Его особенностью является возможность количественной оценки влияния многих тысяч факторов на величину и динамику роста валового регионального продукта поквартально и ежегодно для принятия эффективных решений в государственном управлении субъектом России. Управляя в Республике Бурятия ключевыми факторами (затраты-выпуск, объем инвестиций, государственных расходов, потребительского спроса, ввоза-вывоза продукции, сетевое премирование производительности труда), можно достигнуть поставленных целей экономического роста в 5-8%.

Использование таблицы «затраты-выпуск» [3] с помощью цифровых компьютерных технологий и алгоритмов в Республике Бурятия дает возможность проводить ежеквартально детальные аналитические и прогнозные расчеты для непрерывного управления экономической политикой региона, для определения оптимальных вариантов социально-экономического и научно-технологического раз-

вития региона, а также для обеспечения сбалансированности прогнозных расчетов при согласовании с федеральным центром региональных прогнозов и программ на основе проведения сценарных расчетов развития экономики для оценки влияния различных факторов, важных для региона:

- научно обоснованное изменение величины безвозмездных поступлений из федерального бюджета — ценология и технетика доходов от природных ресурсов с территории субъекта России и доходов от конечных для потребителя изделий, изготовленных на их основе;

- изменение номенклатуры (динамика) ввоза в регион продукции других регионов России и зарубежной продукции с услугами;

- оптимизация цен на отдельные виды продукции, например, тарифов на электроэнергию и тепло по научно обоснованной ценологии в интересах жителей России и развития производства;

- увеличение и стимулирование конечного спроса на отдельные товары и услуги через сетевое пожизненное премирование всего населения субъекта России.

Высокое качество и динамика экономического роста Республики Бурятии как одной из моделей развития России (этноконфессиональность, подушевые доходы и расходы, плотность населения, биогеография) — это стабильно растущая производительность труда и сетевое премирование работников на основе научных достижений пятого, шестого и седьмого технологических укладов. Эти показатели должны анализироваться ежеквартально при осуществлении прогнозно-плановых разработок и алгоритмов с использованием цифровых технологий для подготовки новых политических решений по развитию субъекта России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение системы стратегического планирования в России и ее регионах необходимо для сетевого управления экономическим ростом. Экономический рост в Республике Бурятия может осуществиться при повышении качества жизни каждого работника за счет фондов оплаты труда и сетевых премиальных средств, при реализации его символического капитала — это необходимое сетевое условие экономического роста любого субъекта России.

Ответим на следующие вопросы:

1. Республика Бурятия являлась ли динамично развивающимся регионом в 2017 г.?

2. Каков уровень социально-экономического развития к 2018 г.?

3. Является ли республика проблемным регионом?

4. Почему произошло замедление темпов экономического роста во многих субъектах России за 2008-2017 гг.?

Ответ на первый вопрос — безусловно, нет. Это произойдет в результате вхождения в режим планового экономического роста, на 5-8% опережающий средние темпы экономического роста Российской Федерации (2019-2020 гг.). Только тогда можно считать Бурятию динамично развивающейся республикой, полноправным государством-субъектом в составе Российской Федерации1 с фе-

1 Конституция Российской Федерации. 64 с.; Конституция Республики Бурятия / отв. за вып. Б. Т. Жигмытов. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2001. 80 с.; О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ от 24.06.2014.

деральной финансовой поддержкой на социально-экономические расходы и инвестиции не меньше, чем в Республике Чечня и в Республике Крым на душу населения, и на спецпроекты по увеличению производительности труда для социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, прямо связанные с увеличением доходов каждого жителя Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

Ответ на второй вопрос. Такой диагноз поставил стратегический аудит Счетной палаты Российской Федерации. К сожалению, аудиторы не сообщили причин низкого уровня отстающих субъектов России, констатировав только низкий подушевой уровень социально-экономического состояния субъекта России по сравнению с другими регионами России, не учли при этом потенциал и полные объемы вывозимых из Республики Бурятия природных ресурсов и изделий с добавленной стоимостью (по нашей оценке, около триллиона рублей ежегодно — золото, нефрит, уголь, лес, вода для ГЭС, самолеты, вертолеты, лес и целлюлоза, локомотивы и вагоны, приборы и другие изделия) не составили сводного баланса республики как единого субъекта Российской Федерации, не предложили кардинальных мер по ликвидации деградации и стагнации важнейшего в геополитическом отношении субъекта России. Для Иркутской области и Забайкальского края, Республики Бурятия внешние аудиторы пока не могут выстроить научно обоснованный алгоритм политических и финансовых решений развития этой важнейшей части России.

Ответ на третий вопрос. Республика является проблемным регионом на 20082017 гг., потому что собственными силами свои проблемы решить не может. Их можно решить только при решении проблем федерализма в России, когда сегодня свыше 95 процентов доходов, генерируемых на территории Республики Бурятия, вывозятся, не возвращаются на территорию субъекта России, остаются в офшорах на частных счетах (владельцы СУЭК Андрей Мельниченко, четырех ГЭС на Ангаре Олег Дерипаска и др.) и в федеральном бюджете. Чтобы решить эти проблемы, необходимы поправки к федеральному и республиканскому законодательствам, составление полных сводных балансов Бурятии, долгосрочные соглашения о государственно-частном партнерстве для инвестирования зеленой экономики в республике в размере около двух третей доходов от природных ресурсов, добываемых в Бурятии (принцип «золотого сечения» в экономике).

Ответ на четвертый вопрос. Был кризис за прошедшие годы, но это не основная причина. Среднесрочная программа СЭР стала носить декларативный характер, без служебных обязательств и долгосрочного премирования ее конкретных исполнителей по всей системе экономики Бурятии. Наш республиканский закон «О прогнозировании и программировании социально-экономического развития Республики Бурятия», принятый в 1996 г., необходимо обновить. Новый закон «О стратегическом планировании в РФ»1 был принят в июне 2014 г., но в нем не прописан механизм реализации и контроля стабильного роста экономики, производительности труда по всем отраслям производства товаров и услуг, задания по

1 Конституция Российской Федерации. 64 с.; Конституция Республики Бурятия / отв. за вып. Б. Т. Жигмытов. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2001 г. 80 с.; О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ от 24 июня 2014 г.

всем предприятиям и муниципальным образованиям, отсутствуют сетевая персональная ответственность и материальное стимулирование исполнителей в субъектах России.

В пределах существующего законодательного поля следует включить в сетевую систему управления агентства и службы. Этот шаг упростит и ускорит внедрение региональной системы стратегического планирования, сократит затраты на государственное и муниципальное управление, повысит ответственность и исполнительскую дисциплину.

Третий этап мы связываем со сменой лидера субъекта России в 2007 г. Всеобщее тайное избрание большинством активных жителей в Бурятии нового главы субъекта России в 2017 г. дает надежду на позитивные сдвиги в жизни республики, итоги первого года его работы обнадеживают.

Принципиальный вопрос совершенствования управления — структура правительства субъекта России должна органично вписываться в региональную систему стратегического планирования и реализации планов достижения экономического роста.

В 2007-2017 гг. наблюдались замедление и стагнация экономического роста в Бурятии, но многие соседние регионы России успешно развивались. В сложившихся обстоятельствах считаем крайне необходимым проведение правительством Республики Бурятия ежеквартальных научно-практических совещаний (конференций) по отраслям и секторам экономики с целью разработки в ходе дискуссий и полилога:

1) планов подготовки и модернизации документов стратегического планирования для цифровизации управления экономическим ростом;

2) нормативно-правовых актов, определяющих порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования и отчетности;

3) детализированных документов стратегического научно-технологического планирования по отраслям и территориям МСУ, ТОСов (срок до 1 января 2020 г.). Межрегиональные и межотраслевые особенности, разнообразие, сложность, взаимосвязь и противоречивость, уникальность множества экологических, социальных и экономических проблем и задач, сложившихся к настоящему времени на Байкальской природной территории (БПТ), обусловливают необходимость применения программно-целевого цифрового метода для их скорого разрешения. Например, обустроенные таежные тропы, видовые точки, туалеты, бассейны с минеральной водой (радон и другие), организованный сбор мусора, кемпинги, зеленое электротепловодоснабжение, электросвязь, интернет, система охранной сигнализации, наземного, воздушного и космического видеонаблюдения — все это должно проектироваться как единая логистическая система рекреации и туризма.

Необходимо составить Генеральную схему развития и размещения производительных сил в республике на ближайшие тридцать — пятьдесят лет с перспективой до ста лет. Вероятно создание комплексного Байкальского филиала государственной корпорации «Ростехнологии» (51 процент управления и собственности) и правительства Республики Бурятия (49 процентов управления и собственности) с задачами развития зеленой высокотехнологичной цифровой сетевой экономики на Байкальской природной территории на основе будущих новых поправок к федеральному и региональным законодательствам Иркутской обла-

сти, Забайкальского края и Республики Бурятия. Переориентация некоторых военных технологий на гражданские (например, создание на базе ходовой и силовой тяги боевых танков комплексных машин для валки, резки, сортировки и уборки спелых, гнилых и обгоревших берез, можжевельников, сосен и кедров в байкальской горной тайге) сегодня является актуальной. В системе добычи и обработки нефрита в Бурятии ГК «Ростехнологии» можно организовать местное высокорентабельное производство оздоровительных подушек, браслетов, колец и других изделий из нефрита, которые издревле пользуются высоким спросом среди долгожителей в странах Азии.

Считаем, что, управляя экономическим ростом, можно достичь на Байкальской природной территории (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Монголия) уровня социально-экономического положения, постоянно превышающего аналогичный уровень для субъектов Российской Федерации на 5-8%, реализуя опыт штата Аляска (США), где каждый житель с 1950-х гг. получает ежемесячно доплату из фонда доходов от природных ресурсов территории штата в ежегодном размере по 3-10 тысяч долларов США [4]1.

В перспективе на основе новых поправок в федеральном и республиканском законодательствах должно быть установлено персональное пожизненное сетевое премирование за счет доходов от природных ресурсов для всех жителей территории за позитивную динамику социально-экономического развития БПТ, экономический рост на территории и под контролем общественности и прессы.

Эти проблемы и задачи могут найти решение в документах стратегического планирования для региональной системы власти, чтобы материально и кадрово обеспечить нарастающий дефицит медицинских, технических, экологических, агропромышленных, образовательных, культурных и муниципальных высококвалифицированных специалистов для обслуживания населения БПТ, утвердив на федеральном законодательном уровне ежемесячную доплату к доходам, пенсиям и пособиям для всего местного населения в размере 10 МРОТ каждому жителю БПТ за счет доходов от природных ресурсов, добываемых на территории БПТ (золото, уголь, уран, лес, нефрит, вода для ГЭС и др.) под контролем ГК «Ростехнологии» и правительств субъектов БПТ, по аналогии со штатом Аляска (США) и другими ведущими регионами планеты [1; 4; 5].

Литература

1. Жигмытов Б. Т. Коммуникативный ресурс подготовки политических решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ...канд. полит. наук. М., 2006. 32 с.

2. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543 с.

3. Леонтьев В. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. 415 с.

4. Потапов Л. В., Жигмытов Б. Т. Гидроэнергетическая рента Байкальской природной территории: история, стратегическое планирование и общественное согласие // Вестник БНЦ СО РАН. 2017. № 1. С. 116-121.

5. Тимофеева Л.Н. Политический конфликт. М.: РАГС при Президенте РФ, 2005. 32 с.

1 Материалы департамента труда штата Аляска, США (Электронный ресурс). URL: http://www.labor.state.ak.us (дата обращения: 10.08.2017).

ANALYSIS AND FEATURES OF STRATEGIC PLANNING FOR SOCIAL

AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Leonid V. Potapov

Dr. Sci. (Econ.), Prof., Leading Researcher, Buryat Scientific Center SB RAS

8 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670047, Russia E-mail: [email protected]

Tsyrenbal Zh. Naidanov

Leading Engineer, Buryat Scientific Center SB RAS

8 Sakhyanovoy St., 670047, Russia E-mail: [email protected]

Bayar T. Zhigmytov

Cand. Sci. (Polit.), Heat and Power Engineer, General Director, Dorzhi Banzarov Scientific and Education Center

14 Shumyatskogo St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

The article considers modern conditions for development and implementation of political and economic decisions in the Republic of Buryatia as one of the modeled key territories of the Russian Federation. There is a necessity to make effective planned decisions and actions aimed at the managed economic growth of the subjects of Russia located on Baikal natural territory — the Republic of Buryatia, Irkutsk Oblast and Zabaykalsky Krai — within the framework of the Strategy for socio-economic development of the Russian Federation and its eastern subjects up to 2035. We proposed new political and economic instruments for scientific substantiation of the accelerated rates of state and public administration development and economic growth in the subjects of the federation in terms of the requirements of modern technological modes and socio-economic competition between Russia and foreign countries.

Keywords: ethnopolitical economy of Russian federal subjects; strategic planning of Russia's development; Baikal natural territory; ecology; energy efficiency; normative per capita

financing of natural rent; the 5th, 6th and 7th technological modes; green economy and energy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.