Научная статья на тему 'Интеграция логистических систем'

Интеграция логистических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция логистических систем»

нагрузкой на потребителя". [4] Здесь можно говорить о взаимозависимом процессе. Негативные проблемы в развитии государственно-частного партнерства на местах затрудняют становление и развитие местного самоуправления в стране. Ведь совершенно очевидно, что крепкий класс предпринимателей создает основу финансовой независимости муниципальной власти от региональной и федеральной. Пока же на муниципальный уровень средств недостаточно в качестве собственных законных источников дохода. А поскольку ответственность между уровнями власти законодательно разграничена, ни у кого нет желания отдавать имеющиеся нормативно фиксированные ресурсы. Лишь создавая добавочный продукт посредством частного предпринимательства, можно будет говорить о минимизации вышеупомянутой зависимости.

Мы полагаем, что наряду с этим существенность налоговых поступлений в контексте формирования доходной составляющей бюджета муниципальных районов, по нашему мнению, может привести к зарождению и развитию двух оппортунистических тенденций в поступательном развитии механизмов государственно-частного партнерства. Первое: для роста доходной части бюджета органы местного самоуправления могут усилить налоговый пресс в отношении субъектов предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования. Используя метод корректирующих коэффициентов на базовую доходность, можно увеличить единый налог на вмененный доход или земельный налог. Это может привести в дальнейшем к стагнации процесса развития предпринимательства и ухода его с уровня поселений на уровень муниципального района, что в первую очередь характерно для сельскохозяйственных районов.

Второе: есть путь дебюрократизированной муниципальной поддержки и стимулирования

малого предпринимательства. По нашему мнению, следует отметить четыре базовых элемента, комбинация которых благоприятствует внедрению различных концепций экономической политики, в том числе и на местном уровне, по отношению к субъектам предпринимательства: фискальные (бюджетный процесс), императивные (командование малым бизнесом), поддерживающие (функционирование малого бизнеса) и инвестиционные действия.

Пожалуй, у нас есть все основания предположить, что России и ее бюрократическому аппарату предстоит реализовать трансформацию от парадигмы служения государству к парадигме служения обществу. Немаловажную роль в этом переходе призвана исполнить реформа местного самоуправления, которая, по замыслу ее разработчиков, должна выработать идеологию "новой бюрократии" и "нового отношения к бюрократии". Отношения не как к воплощению социального зла и "надменной касты", а как к профессионалам, чьи доходы корреспондируются с общественной полезностью решаемых ими задач.

Примечание:

1. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ // Российская газета. - 2003. - № 202. - 08 октября.

2. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М. : Финансы и статистика, 2002.

- 176 с.

3. Филиппов Ю. Развитие местных сообществ -путь в будущее России // Муниципальная власть.

- 2004. - № 6. - С. 64-72.

4. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. - М. : АмиР ; ИПИ. - 2001. - 384 с.

5. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. - 2001. - № 4. -С. 34-41.

67

ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ УДК330.101.542

Технология функционирования логистических систем, независимо © В.Н. Клочков

от их масштабов, основывается на таком оптимизационном преобразовании объемных, стоимостных, временных, пространственных и © С.А. Гусев

качественных параметров потоковых процессов, которое удовлетворяло бы интересам как внешних обеспечивающих и потребляющих систем, так и собственно логистической системы.

При этом удовлетворение интересов потребляющих систем может выражаться в сокращении их расходов, минимизации времени доставки товаров или других ресурсов, повышении уровня сервисного обслуживания или оптимизации иного параметра, характеризующего потребности обслуживаемой системы; удовлетворение интересов самой логистической системы проявляется во всем многообразии положительных воздействий на различные элементы системы и параметры логистических процессов в тот или иной момент времени, чем предопределяются желательные для системы преобразования, спо-

_п о

КЛОЧКОВ

*- Виктор Николаевич, доктор

экономических наук, профессор, декан

Автомеханического факультета, заведующий кафедрой "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)"

ГУСЕВ

Сергей

Александрович, кандидат

экономических наук, доцент, кафедра "Организация перевозок и управление на транспорте", ГОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет", Саратов

собствующие повышению или как минимум поддержанию экономической эффективности ее функционирования, оцениваемой по какому-либо целесообразному с позиций логистики критерию [3].

Стремление к новым управленческим решениям сконцентрировано на интеграции функций закупок, производства, транспортировки, управления запасами, информационными и финансовыми потоками, причем в качестве прикладной стратегии используется логистическое управление. Многие компании продолжают относиться к логистике как области, имеющей второстепенное значение, создающей неизбежные затраты при ведении бизнеса и не вносящей ощутимого вклада в корпоративную стратегию. В поиске резервов оптимизации деятельности на отдельных предприятиях совершенствуют организацию и технологию потоковых процессов. Однако это способствует, как правило, лишь временному улучшению индивидуальных показателей функционирования предприятий.

Помимо управления материальными запасами и информацией, в сфере действия логистики оказываются также разработка, выведение на рынок и продажа товаров [1].

Сокращение потребительских расходов и повышение эффективности функционирования торгово-посреднических предприятий могут явиться следствием различных, но, безусловно, оптимизационных преобразований в организации и технологии процессов товародвижения.

Несмотря на прогресс в технологии, логистические операции все еще требуют много людей для планирования, решения задач и управления всем процессом, причем в результате объективных обстоятельств профессионализм операторов логистики быстро возрастает. Жесткая конкуренция вынуждает логистические компании осуществлять детальный контроль своих издержек, а это порождает потребность не просто в управленческом персонале, а в тех, кто обладает достаточно глубокими знаниями финансовых вопросов.

Значительно усилилось внимание к качеству операций, и логистические компании внедряют системы качества, такие, как 180 9002, предусматривающие постоянное совершенствование вопросов документации. Повысился спрос на широкий диапазон знаний и административных процедур.

Важный вопрос - выбор поставщика логистических услуг. Благодаря, прежде всего, расширению диапазона своих услуг увеличилась возможность компаний передавать осуществление своих логистических операций внешним исполнителям. Причин такой передачи много, но наиболее известны следующие: стремление к экономии масштаба; повышение гибкости; концентрация усилий на основной деятельности; сокращение накладных расходов; упрощение организационной структуры компании.

Относительно будущего логистики следует подчеркнуть, что она развивается стремительными темпами. Ранее были "фрахтовые" компании, занимавшиеся сбором фрахта, распределением и доставкой товаров. Затем появились "логистические" компании, более чуткие к запросам клиентов, которые применили новую технологию в управлении цепочками поставок.

Сейчас отрасль переживает этап интеграции со своими клиентами и данный процесс порожден тремя фундаментальными тенденциями:

- сокращением продолжительности доставки товаров;

- расширением привлечения внешних операторов логистики с целью снижения издержек под влиянием глобальной конкуренции;

- технологическим процессом, вызвавшим к жизни таких специалистов в области логистики, которые предлагают компаниям услуги, не доступные им иным образом.

Результатами внедрения логистического управления процессами товародвижения на отдельных предприятиях могут являться минимизация их издержек обращения, сокращение запасов, синхронизация и оптимизация объемов товаропотоков. Наличие интегрированных

систем управления материальными потоками на предприятиях способствует эффективному внедрению востребованных временем прогрессивных методов организации товародвижения.

Совокупность оптимизационных методов и моделей логистической интеграции может явиться методологической базой перспективных этапов развития логистики, когда осознание приоритетности логистического мышления выдвинет на первый план принципы объединения экономических интересов и эффективной совместной деятельности субъектов рынка ради достижения конкретных общих и частных целей.

Масштабы развития интеграционных процессов в экономике подчеркивают их объективный базисный характер, определяющий эволюционное направление хозяйственного развития. Интеграционные процессы открывают значительные резервы оптимизации деятельности в сфере товародвижения.

Возможность интеграции предполагается прежде всего для предприятий, имеющих сходство товарной номенклатуры, условий хранения товара, специализации сотрудников, технических средств, технологических процессов функционирования и, в целом, всего характера деятельности и ее основных целей.

Конкуренция побуждает к сотрудничеству, и, следовательно, существует диалектическое единство между процессами разъединения и интеграции деятельности. Эти два противоположных процесса, каждый из которых обладает положительными чертами, обязательно сосуществуют в экономике любого типа. Конкуренция обеспечивает стимулирование развития, интеграция повышает эффективность деятельности. Однако, не конкуренция мелких, разрозненных предприятий товаропроводящей сети, а конкуренция экономически устойчивых интегрированных структур объединенных в различных фор-махторгово-посреднических предприятий может оказывать наибольшее стимулирующее воздействие на эффективность развития отношений в сфере товародвижения за счет удовлетворения интересов каждого из участников этих отношений, в том числе, и прежде всего, потребителей.

Сотрудничество в предоставлении всесторонних услуг, охватывающих перевозку, хранение, управление запасами и информационными потоками может привести к снижению расходов на коммерческие сделки между обрабатывающими отраслями и теми, кто предоставляет услуги транспортной логистики, благодаря:

1) лучшему пониманию запросов и ограничений каждой стороны, что снижает уровень неопределенности в данной сделке или вероятность невыполнения контракта (качество товаров, вопросы упаковки, надежность транспортных и вспомогательных услуг, устойчивость цены перевозки и т. д.);

2) преференциальному обращению в зависимости от частоты сделок. Повторяющиеся сделки позволяют устанавливать особый режим, невыгодный при одноразовых или нерегулярных операциях;

3) долгосрочным обязательствам, которые дают возможность принимать во внимание необычные или неожиданные особенности сделок, требующие специальных инвестиций, например приобретения перегрузочного оборудования.

Сотрудничество между промышленниками и поставщиками услуг оказывает краткосрочное воздействие на стоимость перевозки, страховую премию, банковские платежи и т. д. Однако возможно и долгосрочное влияние, поскольку обе стороны стремятся к формированию долгосрочных контрактных отношений в условиях рынка, характеризуемого неопределенностью, частыми сделками и необходимостью некоторых инвестиций в специфическое для сделки оборудование.

Важная способность логистических компаний - умение управлять крупным потоком информации. В этом вопросе всегда присутствует опасность слишком большого (плохо управляемого) объема информации и ее дублирования. Поэтому современные логистические организации должны постоянно инвестировать в программное обеспечение, сами компьютеры и в обучение персонала [1].

Информационные технологии играют следующую главную роль:

- оперативное планирование: компьютерные программы облегчают выполнение таких рутинных задач, как обработка заявок, подбор груза и выбор маршрута, контроль складских запасов и перевозимых грузов;

- техническое планирование: реорганизация распределительных систем и графиков для достижения специальных целей или учета технических потребностей;

- стратегическое планирование: компьютерные программы могут оказать огромную пользу в принятии стратегических решений, таких, как выбор месторасположения складов.

Информационная технология принимает разные формы, но логистические компании используют в основном:

- системы "с полки" (часто разрабатываемые компаниями с программным обеспечением, специализирующимися в области логистики) для решения рутинных вопросов;

- системы, сделанные на заказ, предназначенные для удовлетворения специфическихтре-бований компании;

- ЭОД (электронный обмен данными), представляющий собой соединение двух и более компьютерных систем для обмена информацией без участия человека (например сопровождение перевозки автомобилями в международном сообщении: электронный документ - карнет TIR в соответствии с конвенцией МДП );

69

- интернет как источник четкой информации: его способность к интерактивности дает возможность дешево делать запросы, заявки и даже платежи из любого места земного шара.

Конечно, огромный объем информационного потока все еще проходит вне компьютера, с помощью телефона и факса. Однако простой телефон на столе скрываеттехнологическую революцию, позволившую соединяться с клиентами по всему миру способом, который лишь несколько лет назад был из области научной фантастики. Не только быстро падает стоимость международных переговоров, но и открываются новые возможности. Коммуникационная технология развивается в направлении, допускающем более частую, более точную и более дешевую связь между компаниями, чем когда-либо прежде.

Таким образом, интеграция логистических систем не только способствует выполнению дан-

ными компаниями стратегических задач, но и фактически является центральным элементом их конкурентоспособности.

Примечание:

1. Левиков Г.А. Управление транспортно-логистическим бизнесом : учеб. пособие. - 3-е изд., исп. и доп./ Г.А. Левиков. - М. : ТрансЛит, 2007.

- 224 с.

2. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок : учебник (Полный курс МВА) / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова ; под ред. В.И. Сергеева. - М. : Эксмо, 2009. -944 с.

3. Плотников В.В. Горизонты логистической интеграции. - М. : Компания Спутник +, 2002. - 64 с.

4. Основы логистики : учебник для вузов / под ред. В. Щербакова. - СПб. : Питер, 2009. -432 с.

УДК 338.46

О

1=

о

ьа

70

® А.И. Цыбульский

ЦЫБУЛЬСКИИ

Александр

Иванович,

кандидат

экономических наук, доцент,

кафедра "Экономика и управление",

ГОУ ВПО

"Северо-Кавказский

государственный

технический

университет",

Ставрополь

УПРАВЛЕНИЕ СЕРВИСНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ПОЛЕЗНОСТИ АЛЬТЕРНАТИВ

В современных условиях сервисным предприятиям различных размеров и организационно-правовыхоснов создания необходимо нацеливать свою деятельность на продукто-ориентированную концепцию, которая утверждает, что потребители отдают предпочтение услугам, обладающим лучшим набором качественносодержащих параметров, и, следовательно, предприниматели должны сконцентрировать все силы на постоянной оценке динамики изменений потребительский предпочтений и учете растущих требований в производстве собственных услуг.

В основе развития рынка заложен следующий постулат - потребитель имеет своей целью максимально удовлетворить свои текущие потребности, то есть получить максимальную выгоду от приобретенных им товаров и услуг, исходя из имеющегося у него дохода, личных отношений (предпочтений), а также с учетом рыночных цен на интересующие его объекты использования. Но на практике часто может возникнуть ситуация, которую можно определить как рыночный разрыв, - несоответствие предложений продавцов пожеланиям и ожиданиям потребителей.

Положительный рыночный разрыв присутствует тогда, когда потребитель имеет возможность приобрести некий товар или услугу с характеристиками, превосходящими его собственное представление о предмете, цене и или сложности процедуры покупки, отрицательный - в противном случае. Отрицательный рыночный разрыв увеличивается с ростом благосостояния, повышением уровнем потребления и характером запросов человека ("качество жизни").

Ф. Котлер в одном из своих ведущих трудов [1] пишет: "Ценность, ощущаемая потребителем, определяется как выраженная в неких условных единицах разность между общей значимостью продукта для потребителя и его общими издержками (ценой). Общая значимость - совокупность выгод, которые он ожидает получить, приобретая продукт или услугу. Общие издержки потребителя определяются как сумма затрат, которые, как ожидает потребитель, он понесет при оценке, получении и использовании продукта или услуги".

На основе данного определения и приведенных выше рассуждений можно констатировать, что каждой потребительской корзине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.