В.В. СМИРНОВ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В отечественной и зарубежной научной литературе существует множество типовых моделей и систем развития региона, рассматривающих в основном различие уровней социально-экономического развития территориальных образований либо процесс обеспечения развития региона на примере конкретной отрасли. По нашему мнению, данное положение не является достаточным для формирования ясной стратегии эффективного социально-экономического развития региона.
Следует отметить, что процесс повышения эффективности всегда в той или иной мере обостряет противоречие между экономической и социальной ее составляющими. Данное противоречие носит объективный и вместе с тем относительный характер, так как, несмотря на взаимоотрицание производственных и социальных показателей эффективности, в конечном счете и те, и другие служат удовлетворению потребностей людей и общества (в нашем случае территориального сообщества). Развивая сегодня производство и наращивая инвестиции в него, общество создает необходимую базу для повышения жизненного уровня людей в будущем. Тем не менее в каждый данный момент существует реальное противоречие между производством и потреблением, игнорирование которого чревато серьезными социально-экономическими последствиями. В разрешении этого противоречия и максимизации макроэкономической эффективности при минимизации социальных издержек важная роль принадлежит государству, которое посредством активного участия в механизме перераспределения и выравнивания доходов может существенно сгладить его негативные последствия. Такая социально рыночная модель довольно близка к реальной действительности развитых рыночных стран, поскольку определенная мера перераспределения, выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий является необходимым фактором успешного развития современной индустриальной и тем более постиндустриальной систем, базирующихся на все большем использовании квалифицированного и творческого труда [2, с. 170-171].
Мы предлагаем сгладить вышеизложенные противоречия механизмом обеспечения эффективного социально-экономического развития региона, включающего в себя методику оценки эффективности, стратегии развития. Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона схематично изображен на рис. 1 и функционально - на рис.2.
Схема механизма обеспечения социально-экономического развития региона описывает совокупность связей, определяющих поведение системы.
Функциональное описание механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона связано с уяснением и формализацией целей функционирования системы, определением качества внутренних связей, а также связей с другими системами и внешней средой.
Мы обозначили системное взаимодействие механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона, которое позволит изменять структурную взаимосвязь в зависимости от внешних и внутренних связей. По нашему мнению, данный механизм должен быть простым, в то же время отображать целевую направленность на эффективность социально-экономического развития региона.
Рекомендации
Методика оценки эффективности социальноэкономического развития региона
Предложения
Внутрирегиональные инструменты реализации региональной политики (региональные)
Социально-экономическое пространство региона (внутренняя среда)
Инструменты реализации регионально й политики на федеральном уровне (федеральные)
Рис.1. Схема механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона
I этап
Анализ современных методов оценки и механизмов обеспечения эффективного социально-экономического развития региона
II этап
Системные принципы формирования параметров эффективности социальноэкономического развития региона
п
ф|
Разработка методики оценки эффективности социальноэкономического развития региона
III этап
Формирование механизма обеспечения социально-экономического развития региона
IV этап -
Специфические социально-экономические условия региона
Использование многоуровневого подхода в процессе обеспечения социально-экономического развития региона
Определение приоритетных направлений социальноэкономического развития территориального образования
V этап
Выработка практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона
Рис.2. Процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона
Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис.1) имеет следующую структуру. В центре расположен анализируемый субъект - регион, обладающий специфическими характеристиками. Данные характеристики приведены в виде функциональной зависимости социальноэкономических показателей (параметров) Р = Р(Х, У, 7), которые используются в методике оценки эффективности социально-экономического развития региона [3]. По нашему мнению, в процессе оценки эффективности социальноэкономического развития региона можно выявить наиболее весомые факторы, влияющие на синергию региона и выработать рекомендации на уровне региона (разработка внутрирегиональных инструментов реализации региональной политики) и предложения на федеральном уровне (формирование инструментов реализации региональной политики на страновом уровне - Федеральная (государственная) региональная социально-экономическая поли-
тика, позволяющие повысить эффективность социально-экономического развития территориального образования.
Предложенный процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис.2) имеет замкнутый цикл и состоит из следующих этапов [4, с.133-134]:
I этап - анализ современных методов оценки и механизмов обеспечения эффективного социально-экономического развития региона с целью выявления основных негативных и положительных моментов;
II этап - разработка методики оценки эффективности социально-экономического развития региона на основе системных принципов с учетом специфических условий территориального образования;
III этап - формирование механизма обеспечения эффективного социальноэкономического развития региона на основе системных принципов с учетом специфических условий территориального образования;
IV этап - определение приоритетных направлений развития региона с целью повышения эффективности социально-экономического развития в виде многоуровневого подхода. Развитие региона - это многоуровневый и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей;
V этап - выработка практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона.
Таким образом, механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона включает в себя методику оценки [3] и предусматривает анализ возможного влияния как на негативные факторы - с целью их устранения, так и на положительные - для создания синергетического эффекта.
В результате анализа выявляется наиболее существенная (структурная) асимметрия системных связей (донорно-акцепторных) в социально-экономическом развитии региона и формируются предложения на федеральном уровне (федеральной власти) и рекомендации на уровне региона (региональных и местных органов власти).
Для определения приоритетных направлений развития региона, а также выработки практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона необходимо использовать многоуровневый подход. Данный подход позволит создать условия для организационного развития донорной и акцепторной подсистем. Многоуровневый подход дополняют IV и V этапы процесса обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис.2).
По нашему мнению, необходимо иерархически структурировать (стратифицировать) четыре уровня обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис.3).
1-й уровень состоит из независимо структурированных предприятий (доноров) и социальной сферы (акцепторов) - как базовых элементов многоуровневой системы [3].
Целями 1-го уровня являются:
- обеспечение функционального развития предприятий региона за счет эффективной системы управления и применения полного набора управленческих функций по всем фазам жизненного цикла организации, определение границ организации и разделение управленческих функций на внешние и внутренние, исключение дублирования функций и их оптимизация на уровне предприятия [1, с. 89-90];
- эффективное управление затратами в социальной сфере с целью создания условий для развития предприятий региона.
- максимузьньш показатель (параметр) функционального каинитйствиядонорнси к акцепторной поіежтєм региона на ч-м эдюше, Д 2 - прирэст эффет-ггавнос ти функционально го взаимсрейстрия '.декорной и :їище ігторной тизцсис не м региона,
/(Х’О’/СХ^.) ~ функітонапьііал зависимость наиболее значимого поката теля (параметра) покорной к акцепторной попсистекк соотжтсткнно аг показателя (параметра) функционального каимо действия шнорной и акцепторной подсистем региона
Рис. 3. Многоуровневая система обеспечения эффективного социально-экономического развития региона
2-й уровень формируется из структурированных по отраслевому признаку предприятий с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов (доноров) и качественно нового уровня социальной сферы, а также нарастающей потребности в формировании инвестиционной привлекательности (среды, климата и т.д.) региона (акцепторной подсистемы). В отличие от 1-го уровня системообразующие предприятия структурируются с учетом максимального использования региональных природных и трудовых ресурсов, тем самым способствуя их развитию и минимизации внешних заимствований. В то же время необходимо учитывать, что в Российской Федерации права собственности на природные ресурсы обычно устанавливаются при согласовании интересов государства с его субъектами - регионами.
3-й уровень обусловливается интегрированием целей и задач группы ведущих отраслей региона, объединяемых на партнерских отношениях, для достижения взаимоудовлетворяющих результатов на региональном уровне с учетом развивающегося регионального рынка сырья, трудовых ресурсов и рыночной инфраструктуры.
Спектр акцепторной подсистемы расширяется и включает в себя социальную сферу, инвестиционный и инновационный потенциал.
Необходимо отметить, что 3-й уровень затрагивает как региональные, так и федеральные организационно-правовые и политико-правовые условия развития всей донорной и акцепторной подсистемы региона, тем самым обеспечивая его системное развитие.
4-й уровень необходимо рассматривать в статусе региональной конфедерации. В данном случае регион рассматривается как новая социальноэкономическая форма, способная не только к саморазвитию, но и формированию полностью независимых территориальных образований.
По нашему мнению, региональную конфедерацию необходимо рассматривать как возможность образования на территории Федеративного государства регионов, полностью сохраняющих свою независимость, имеющих собственные органы государственной власти и управления, а специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях, т.е. регионы полностью сохраняют свой государственный суверенитет.
Необходимо отметить, что существуют все предпосылки для образования региональных конфедераций и потребность в их образовании определяется неспособностью федеральных органов власти к проведению эффективной региональной политики.
Описанная многоуровневая система обеспечения эффективного социально-экономического развития региона подчиняется законам и постулатам системологии, обладает всеми необходимыми признаками, присущими социально-экономическим системам: цикличностью, саморазвитием, трансформацией, интеграцией, гармонизацией, иерархичностью, технологичностью, открытостью, самодостаточностью, достаточной цикличной устойчивостью.
Анализ методики оценки многоуровневой системы, схемы механизма и процесса обеспечения эффективного социально-экономического развития региона позволили сформировать «Алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона» (рис.4).
Используя данный алгоритм, можно проводить расчеты и формировать соответствующие рекомендации для принятия управленческих решений по повышению эффективности социально-экономического развития региона, в нашем случае Чувашской Республики.
В то же время данный алгоритм является универсальным. Его можно применять к любым регионам вне зависимости от уровня социально-экономического развития.
Алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона состоит из двух функционально зависимых и взаимооп-ределяющих частей: оценки эффективности; обеспечения эффективности.
Рассмотрим все этапы по мере наступления события.
Первая часть - оценка эффективности социально-экономического развития региона состоит из пяти этапов:
1) анализ системных ограничений при выборе подхода в оценке эффективности социально-экономического развития региона - определяется целесообразность применения методов оценки. Формируются требования к начальным условиям: время (день, месяц, год), место (геополитическое положение) с учетом стратегии развития региона;
2) анализ элементов подсистем, обеспечивающих эффективное социальноэкономическое развитие региона, с учетом уровня достаточности (показатели, не достигшие данного уровня, как правило, не оказывают существенного влияния на качество оценки). На данном этапе осуществляется ранжирование показателей по степени влияния на эффективность социально-экономического развития региона;
3) выбор системообразующих показателей и параметров. Формируется трехмерная плоскость достаточных показателей;
4) на основе предложенной методики оценки эффективности социальноэкономического развития региона с учетом возможной оптимизации расчета выполняется процесс вычисления;
5) определение эффективности социально-экономического развития региона и циклическая систематизация показателей с целью их функционального ранжирования.
Вторая часть состоит из четырех этапов:
1) с помощью расчетно-аналитического метода проводится анализ динамики эффективности социально-экономического развития региона с целью выявления наиболее существенной взаимосвязи элементов донорной и акцепторной подсистем;
2) с учетом принципов системного подхода к сложным и большим системам проводится систематизация наиболее существенных показателей по степени влияния на эффективность социально-экономического развития региона;
3) осуществляется анализ возможного правового, экономического и социального метода воздействия на развитие региона с целью выработки практических рекомендаций, предложений и формируются федеральные и региональные инструменты воздействия для повышения эффективности социально-экономического развития региона;
4) принятие управленческих решений по повышению эффективности социально-экономического развития региона путем разработки параметров бюджета субъекта Российской Федерации, законов, регламентирующих административно-хозяйственную деятельность.
Используя разработанный алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона, можно систематически проводить региональный мониторинг социально-экономических процессов.
Региональный мониторинг выступает как специфический инструмент в механизме территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях и являющийся основой для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования.
Определение начальных уст вий и с трате гни развития ргио па
Ранжирование показателей, определение уровня достаточности (принцип достаточности)
Т рехмерная штос кость достаточных показателей
Оценка эффективности социально-экономического развития региона
Обеспечение Э ффеКТИЕНости с оциапьно-экономичвского развития региона
Циклическая систематизация показателе й эффективности
г1----■
р
О ггги ми за ция рас че та с учетом допущений
Анализ системны* 'шранищнии [ЦШ кыбсре Л01ГХ0Ц& ь оценке ?ффе КТКБНОСТИ сотапьно ■ экономического развития региона 1 I ! | 1 | I | ! | Принятие Здравпенческих решений
О
Анализ элементе в подсистем ОбйСПеЧИБЭЗОЩИХ Эфф&ЕТИЫ50Й СО11И*ПЬНС-.ЭК0НОМЯЧеС 11)6 развитие региона ! | | | 1 1 ! 1 1 | ! | ! ! | | Выраб отка пракгичес ких рекомендаций, щ:е дпожений и ф о рл иро в ан ив ф е де ральн ых
п :: и региональных инструментов
Выбор системооб разующих показателей и параметров 1 1 1 ( 1 | 1 1 воздействия
О
и II
Расчет показаташеи с использованием т.те ТО ДИКИ эффй КТИБНОСТИ социапьио-эксштического развитая региона 1 ! 1 1 1 | 1 | ! | ! ! | | Систематиз ация наи более сущес твенных показателей экономики
01 ! !
Опре де ле ние з ф фективнос та с оциальн о-э кономи че с ко го развития региона # Анализ динамики эффективное та развития региона
Разработка бюджета региона, законов,
}:е ггаме тирующих адм инистрати вно-хозяйственную деятельность Б регионе, И Т.Д.
Првовые, ЭКОНОМИЧЁС КИВ
и социальные методы воздействия на развитие региона
Принципы системного подхода к сложным и большим системам
Ра счетно-анапитичес кий метод
Рис. 4. Алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона
Основными принципами регионального мониторинга являются: комплексность его проведения; непрерывность осуществления мониторинговых наблюдений; сопоставимость данных; достоверность результатов наблюдения.
По нашему мнению, предложенный механизм позволит (в соответствии с целью исследовательской работы) обеспечить эффективное социальноэкономического развитие субъекта Российской Федерации посредством влияния на донорно-акцепторную связь в системе «регион».
Литература
1. Кадышев Е.Н., Смирнов В.В. Повышение конкурентоспособности региона в условиях трансформирующейся экономики / Под ред. Л.П. Куракова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 184 с.
2. Омельченко Е.В. Организационно-экономические основы повышения эффективности российского производственного предпринимательства: Дис. ... докт. экон. наук. М., 2002. 314 с.
3. Смирнов В.В. Формирование методики оценки эффективности социально-экономического развития региона // Вестник Чувашского университета. 2005. №3. С. 204-213.
4. Смирнов В.В. Эффективность социально-экономического развития региона в условиях трансформирующейся экономики: Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 264 с.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ родился в 1971 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры отраслевой экономики Чувашского университета. Область научных интересов - исследование конкурентоспособности и эффективности социально-экономического развития региона. По исследуемому направлению опубликовано более 30 научных работ.