Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности здоровья граждан важное направление реализации уголовной политики Российской Федерации'

Обеспечение безопасности здоровья граждан важное направление реализации уголовной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
549
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПОЛИТИКА / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич

Статья посвящена вопросам уголовной политики как одному из направлений деятельности государства. Изучены основные аспекты обеспечения безопасности здоровья граждан как важного направления реализации уголовной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности здоровья граждан важное направление реализации уголовной политики Российской Федерации»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН - ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безручко Евгений Валерьевич, к.ю.н., доцент кафедры уголовного права

ФГОУ ВПО «Ростовский юридический институт МВД России»

Аннотация. Статья посвящена вопросам уголовной политики как одному из направлений деятельности государства. Изучены основные аспекты обеспечения безопасности здоровья граждан как важного направления реализации уголовной политики Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовное право, политика, борьба с преступностью

Криминализация российского общества достигла небывалых размеров, количество преступлений продолжает неуклонно расти, преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, при этом создается угроза национальной безопасности Российской Федерации, в том числе и безопасности здоровья граждан.

Уголовная политика направлена на организацию целенаправленного противодействия преступности, приведения ее состояния до уровня, допустимого объективными возможностями общества. Следует отметить, что решения стратегических задач борьбы с преступностью лежат в плоскости сглаживания социальных конфликтов и противоречий. Несомненным является и то, что основными приоритетами должны стать не число выявленных правонарушений или количество лиц, привлеченных к ответственности, а согласованность функционирования всех без исключения органов власти, социально-экономических систем, направленных на обеспечение безопасности государства, безопасности здоровья граждан.

В переводе с греческого «политика» (ро!Шке) означает «искусство управления государством». Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовная политика, - это государственная политика в области борьбы с преступностью. Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержание деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения.

В теории уголовного права существует достаточное количество определений уголовной политики. Так, например, в узком смысле слова уголовная

политика определяется как направление деятельности государства, связанное с применением уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. В этом случае синонимом уголовной политики выступает понятие «уголовно-правовая политика». В широком смысле слова уголовная политика - это стратегическая линия, концепция борьбы с преступностью в целом. При таком подходе в уголовную политику включаются уголовно-правовая, уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная политика и другие направления противодействия преступности1.

В современной науке уголовную политику определяют как «часть социальной политики в области борьбы с преступностью», «направление деятельности государственных и общественных органов по охране определенных интересов от преступных посягательств», «генеральную линию в области борьбы с преступностью», «систему принципов, предписаний и норм антикриминального цикла», «государственную политику в области борьбы с преступностью»2.

Представляется интересным следующее определение: «уголовная политика есть выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-

исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений»3.

В рамках уголовной политики оформлены несколько основных направлений: уголовно-

правовое, уголовно-процессуальное, уголовноисполнительное и криминологическое4. Так, например, М.М. Бабаев, включивший в научный оборот понятие криминологической политики признает ее

1 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 1112; Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 380; Лесников Г.Ю. К вопросу о понятии уголовной политики // Российский следователь. 2005. № 6. С. 26 - 27.

2 Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 178; Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979. С. 10; Панченко П.Н. Уголовная политика - основа законности борьбы с преступностью. Н. Новгород, 1991. С. 10; Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32; Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации // Беляев Н.А. Избранные труды. СПб., 2003. С. 17; Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации: проблемы теории и практики. М., 2004. С. 20; Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 14.

3 Коробеев А.И., Усс А.С., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991. С. 7.

4 Бабаев М.М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы социологии уголовного права. М., 1982. С. 12.

самостоятельным направлением государственной политики.

В последнее время применительно к деятельности по борьбе с преступностью употребляются множество различных терминов: «предупреждение», «война», «контроль», «борьба», «управленческое воздействие» и другие. Надо сказать, что по своему смысловому значению термины эти далеко не адекватны. За каждым из них стоит разное содержание. Более широко все же употребляется термин «борьба с преступностью». Однако в настоящее время имеется тенденция, согласно которой законодатель в названии федеральных законов, регламентирующих основы борьбы с тем или иным видом преступности использует термин «противодействие».

Следует отметить, что в литературе достаточно долго ведется дискуссия по поводу использования термина «борьба». Борьба с преступностью - это термин, который часто встречается в публицистических произведениях, средствах массовой информации, практике правоохранительных органов. Но в криминологии, как правило, говорилось о предупреждении преступности, противодействии, контроле над ней. Однако для того, чтобы разработать рекомендации по предупреждению преступности необходимо провести ее анализ, выдвинуть программу борьбы с ней, обозначить совершенствование правоохранительной деятельности по выявлению преступлений, их пресечению, раскрытию, привлечению к законной ответственности виновных лиц, возмещению причиненного преступлением вреда. Наиболее точно отражает суть такой деятельности понятие борьба с преступностью, которое отражает воздействие на причины преступности, подчеркивает момент активного наступления на преступность при ее противодействии. Данную точку зрения поддерживает и ряд авторов (А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев, В.Д. Эминов, А.И. Долгова). На наш взгляд законодатель при формулировании названия закона «О противодействии экстремистской деятельности», а теперь и федерального закона «О противодействии терроризму» слишком лояльно обозначил меры предотвращения данных явлений, угрожающих национальной безопасности Российской Федерации. Полагаем, что данные законы должны быть направлены именно на борьбу с экстремизмом и терроризмом, тем более что законодатель уже ранее обозначил в Федеральном законе № 130-ФЗ от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» именно борьбу с этим явлением, а не противодействие. Таким образом, употребление термина «борьба с преступностью» представляется нам более предпочтительным, поскольку означает активную, наступательную деятельность путем воздействия на процессы детерминации, обусловливания этого антисоциального явления и применения к лицам, нарушающим уго-

ловный закон, соответствующих мер государственного принуждения5. Данная деятельность осуществляется в том числе и на основе уголовного законодательства, поэтому политика в указанной сфере и именуется «уголовной».

Несмотря на очевидность тезиса о том, что уголовная политика государства должна быть направлена непосредственно на борьбу с преступностью, мы полагаем, что необходимо отграничить уголовную политику от фактической деятельности по противодействию преступности. Эта деятельность осуществляется различными органами, организациями и учреждениями на основе уголовной политики, она отражает, характеризует уголовную политику, но не образует ее. Уголовная политика определяет деятельность того или иного органа, задачей которого является обеспечение условий защищенности личности, общества и государства от противоправных действий, но сама эта деятельность многогранна по содержанию, включает организационные, кадровые, процедурные, информационные, технические и иные вопросы, которые понятием уголовной политики не охватываются.

Уголовная политика выполняет свою определенную роль в процессе противодействия преступности и борьбы с ней. Функции уголовной политики вытекают из функций государственной политики. Мы полагаем, что основная функция уголовной политики предполагает постановку задач, указание оснований и направлений, разработку форм и способов деятельности, расстановку сил и средств, обеспечение информацией, контроль деятельности и руководство. Эти составляющие элементы управления входят в уголовную политику в качестве ее основных характеристик. Таким образом, уголовную политику можно определить как специально организованное государственное управление, направленное на борьбу с преступностью, которая осуществляется комплексом мер, осуществляемых, в том числе и на основе уголовного закона.

В этой связи вполне правомерна постановка вопроса о необходимости принятия новых, адекватных подходу приоритета правовой охраны человека к доктрине прав и свобод человека и гражданина. Но этому должно предшествовать принятие на федеральном уровне основополагающего документа, регламентирующего «Основы уголовной политики Российской Федерации».

По нашему мнению, все законодательство, связанное с борьбой с преступностью и представляющее единую систему должно быть подвергнуто комплексной уголовно-правовой, уголовнополитической и криминологической экспертизе с учетом опыта его практического применения и

5 Долгова А.И. Преступность, ее организованность и крими-

нальное общество. М., 2003. С. 535-536.

оценки его эффективности. Результаты экспертизы должны быть учтены при принятии законодателем «Основы уголовной политики Российской Федерации». Мы полагаем, что российскому государству нужна единая концепция, единая стратегия борьбы с преступностью, одним из основных направлений которой является обеспечение безопасности здоровья граждан как важное направление реализации уголовной политики Российской Федерации.

Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации представлено в виде системы юридических норм и принципов реализации политики осуществления защищенности граждан, общества и государства от внешних и внутренних угроз, к числу которых относится и угроза безопасности здоровья граждан России.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые приняты в пределах их полномочий в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Сегодня комплексным документом России, содержащим анализ, оценку, виды угроз и основные задачи в области обеспечения национальной безопасности является Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - основной нормативный документ в сфере обеспечения национальной безопасности нашего государства, именно в ней определяются национальные интересы, цели и задачи по их защите, что фактически является проектом правового закрепления системы национальной безопасности. Существенным является то, что этот документ есть система официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе и от преступных посягательств против здоровья граждан.

Необходимо отметить, что фактически впервые за всю историю России в качестве основы официальной доктрины провозглашается, что национальные интересы России - «это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства»6. Мы полагаем, что место уголовного законодательства в системе правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации состоит в реализации задач самого уголовного закона, основной из которых является охрана

6 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997. 26 декабря.

прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что наряду с другими, важнейшим из составляющих национальных интересов России является защита личности от различного рода угроз, при этом одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является защита здоровья граждан России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации содержит перечень «важнейших задач в области борьбы с преступностью», наряду с другими одной из которых является усиление роли государства как гаранта безопасности личности от преступных посягательств.

Отдельно в данном правовом документе представлены и угрозы социальной безопасности, обозначенные как социальные угрозы. «Социальные угрозы - это действия одних классов, групп, слоев и личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других, а также на лишение здоровья, прав и свобод, жизненно важных условий и объектов, замедление развития и консервацию отсталости, причинение ущерба, ведущего к физической и духовной деградации, разрушению личности, семьи, этноса, общества, народа, государства».

Полагаем, что вполне справедливо в качестве одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации законодатель представил «лишение здоровья» граждан.

Мы полагаем, что в качестве одной из основных угроз национальной безопасности, для которых в рамках уголовного законодательства следует определить приоритетное направление борьбы и меры обеспечения ее противодействию, необходимо выделить посягательства на здоровье граждан как угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Всемирная организация здравоохранения определяет, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на охрану здоровья. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья7. Право россиян на охрану здоровья закреплено и в ряде других законов, осо-

7 Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.Ст. 1.

бое место среди которых занимает Уголовный кодекс Российской Федерации, Особенная часть которого содержит нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против здоровья человека. Этим достигается цель кары лиц, совершивших насильственные посягательства на личность, а также реализуются цели как специальной, так и общей превенции.

Таким образом, мы полагаем, что обеспечение безопасности здоровья граждан является важным направлением реализации уголовной политики Российской Федерации.

Список литературы

Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 14.

Бабаев М.М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы социологии уголовного права. М., 1982. С. 12.

Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации // Беляев Н.А. Избранные труды. СПб., 2003. С. 17 Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32 Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 178 Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003. С. 535-536.

Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979. С. 10 Коробеев А.И., Усс А.С., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991. С. 7.

Лесников Г.Ю. К вопросу о понятии уголовной политики // Российский следователь. 2005. № 6. С. 26 - 27.

Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации: проблемы теории и практики. М., 2004. С. 20 Панченко П.Н. Уголовная политика - основа законности борьбы с преступностью. Н. Новгород, 1991. С. 10 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 1112; Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 380

Изложенное позволяет рекомендовать статью Е.В. Безручко «Обеспечение безопасности здоровья граждан - важное направление реализации уголовной политики Российской Фе-дерации»к опубликованию в научном издании.

Доктор юридических паук, профессор Мирошник С.В.

Рецензия

Представленная на рецензию статья посвящена чрезвычайно актуальной проблеме. Следует отметить, что решения стратегических задач борьбы с преступностью лежат в плоскости сглаживания социальных конфликтов и противоречий. Несомненным является и то, что основными приоритетами должны стать не число выявленных правонарушений или количество лиц, привлеченных к ответственности, а согласованность функционирования всех без исключения органов власти, социально-экономических систем, направленных на обеспечение безопасности государства, безопасности здоровья граждан.

В представленной работе детально исследуется проблема одной из основных угроз национальной безопасности, для которой автор предлагает рамках уголовного законодательства определить приоритетные направления борьбы и меры обеспечения ее противодействию. Таким образом автор делает, по нашему мнению абсолютно верное заключение о необходимости выделения посягательства на здоровье граждан как угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Тема носит комплексный характер; ее раскрытие требует использования широкого круга нормативных источников; содержание работы Е.В. Безручко свидетельствует о том, что автору удалось успешно решить поставленную задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.