Научная статья на тему 'К понятию уголовно-экологической политики России'

К понятию уголовно-экологической политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
3
Поделиться
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин В.М.

Предпринимается попытка обоснования уголовно-экологической политики как уголовно-правового института, которая законодательно в виде отдельной концепции не оформлена. Отмечается, что современная уголовно-экологическая политика требует дальнейшей модернизации и нормативного закрепления.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеншин В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CONCEPT OF CRIMINAL AND ENVIRONMENTAL POLICY IN RUSSIA

An attempt is made to justify criminal and environmental policy as a criminal-law institution, which has not been legislated in the form of a separate concept. It is noted that modern criminal and environmental policy requires further modernization and regulatory consolidation.

Текст научной работы на тему «К понятию уголовно-экологической политики России»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 3, с. 157-164

157

УДК 343.77

К ПОНЯТИЮ УГОЛОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ © 2018 г. В.М. Шеншин

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, Санкт-Петербург

vitya-shen@mail.ru

Поступила в редакцию 12.01.2018

Предпринимается попытка обоснования уголовно-экологической политики как уголовно-правового института, которая законодательно в виде отдельной концепции не оформлена. Отмечается, что современная уголовно-экологическая политика требует дальнейшей модернизации и нормативного закрепления.

Ключевые слова: уголовная политика, уголовно-экологическая политика, экологическая безопасность.

Предлагаемая нами проблема формирования уголовно-экологической политики России не представляется возможным без комплексного исследования уголовной политики, всесторонний анализ которой санкционирует выдвижение концепции уголовно-экологической политики государства.

Имеющиеся научные достижения не приводят к обоснованному и полному представлению о феномене соответствующей уголовной политики. Отсутствует единое и достаточно полное представление о понятии, предмете и структуре такого явления.

В переводе с греческого «политика» (роНйкё) означает «искусство управления государством». Политика - это направление и содержание деятельности государства (внешнее и внутреннее) в определенной области [1, с. 18]. Подразделяясь на виды политики, внутренняя политика содержит и такое направление, как уголовная политика, выражающаяся в деятельности государства в области борьбы с преступностью в стране. При этом П.Н. Панченко отмечает: «являясь частью социально-правовой политики государства, уголовная политика заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов, направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности» [2, с. 94].

Проведение государством политики в области борьбы с преступностью предстает как одно из направлений социальной политики. Это утверждение возможно по той причине, что такая политика содержит формы, задачи и содержание деятельности государства в сфере борьбы с преступностью.

Первое упоминание термина «уголовная политика» принадлежит известному немецкому криминалисту Ансельму Фейербаху, который в 1804 году ввел указанное понятие в научный оборот.

Конец XIX - начало XX в. ознаменованы выходом в свет первых работ по уголовной политике. К ним относят труды Ф. Листа [3, с. 5556], который писал, что «лучшая уголовная политика это политика социальная» [4, с. 76]. Ф. Лист определял уголовную политику как «систематическую совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин преступления и действия, производимого наказанием, - оснований, сообразуясь с которыми государство при помощи наказания и родственных ему институтов должно бороться с преступлением» [5, с. 7]; «наука уголовного права, к своему несчастью, привыкла ограничиваться только толкованием уголовного уложения. Преступник не интересует ее; ее интересует преступление - не человек, а понятие» [5, с. 29]; «занимающийся уголовной политикой будет дилетантом, - писал об этом же Ф. фон Лист, - если ему недостает твердой научной почвы, которой он может заручиться только при условии полного и точного знания фактов» [5, с. 7].

В уголовно-правовой науке поднимался вопрос: «должна ли уголовная политика быть либеральной?» [6, с. 259-267].

На этот вопрос следует ответить словами Гегеля, который в «Философии права» утверждал: «если положение самого общества шатко, тогда закону приходится посредством наказания устанавливать пример» [7], предполагая, что строгость наказания соотносится с состоянием общества в данную эпоху.

Состояние российского общества не позволяет говорить о том, что оно приобрело устойчивый характер, наоборот, оно пребывает на пути решения экономических, социально-политических, духовных, нравственных и иных вопросов. Наблюдается обострение множества противоречий, имеющих криминогенное значение.

А.И. Алексеев пишет: «Уголовная политика не может и не должна быть либеральной во

время разгула преступности» [6, с. 265]. Неслучайно Толковый словарь русского языка слово «либерализм» определяет как «излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство» [8, с. 326].

Основоположником российской уголовной политики считается М.П. Чубинский, который утверждал, что «наука уголовного права в широком смысле включает уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию» [9].

С.К. Гогель под уголовной политикой понимал «учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью» [10]. И здесь же он добавляет: «Пройдя длительный эволюционный путь, уголовная политика из научной категории трансформировалась в одно из направлений деятельности государства, в котором она и воспринимается на сегодняшний день».

А.А. Пионтковский под уголовной политикой видел «отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучение средств борьбы с преступностью, задачей - целесообразное построение этих средств» [11, с. 65-76].

А.Я. Эстрин в начале XX в. рассматривает уголовную политику в узком спектре, утверждая о том, что «основные вопросы уголовной политики — вопрос о целях уголовной репрессии, вопрос о критериях и методах определения рода и меры репрессии каждому конкретному осужденному — в это время не получают сколько-нибудь отчетливого разрешения в официальных документах, исходящих от... власти»

[12, с. 3].

Трансформация понятия «уголовная политика» происходит в 50-х годах XX века.

Вносимые уголовной наукой уточнения понятия «уголовная политика» в конце 70-х - начале 80-х гг. затрагивали направления и масштабы уголовной политики.

A.А. Герцензон придерживается позиции, согласно которой «уголовная политика охватывает все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью». В сферу рассматриваемого понятия он предлагал включать не только уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, но и меры социального характера (экономические, нравственные) [13, с. 179].

Схожую позицию занимают И.М. Гальперин и В.И. Курляндский, М.И. Ковалев и Ю.А. Воронин [14, с. 12; 15, с. 8].

B.А. Владимиров и Ю.И. Ляпунов пишут, что «в аспекте своего объективного проявления в социальной и правовой действительности уголовная политика должна рассматриваться и как реальное воплощение директивно-руководящих идей, установок и требований... в содержании и функциях уголовного, уголовно-процессуального и испра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вительно-трудового законодательства, в системе, силах и средствах органов уголовной юстиции, а также в применяемых ими стратегии, тактике, методах и профессионально-технических способах и приемах борьбы с преступностью» [16, с. 7-9].

Делая основной акцент на принципах борьбы с преступностью, Н.И. Загородников и Н.А. Стручков формулируют, что «уголовная политика представляет собой такое направление... политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию... и декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения» [17, с. 7-9].

Все тот же Н.И. Загородников утверждает, что «уголовная политика - это отношения между классами, нациями, социальными группами, обществом и личностью, имеющие своим содержанием участие граждан в деятельности государства в сфере борьбы с преступностью; это определение содержания, форм и задач деятельности государства и его органов, а также общественных организаций, направленной на защиту завоеваний трудящихся, интересов государства, личности и её прав, созданного народом правопорядка от преступных посягательств» [18, с. 85-87].

Схожая точка зрения прослеживается в позиции, занимаемой Л.Д. Гаухманом и Ю.И. Ляпуновым, которые заключают: «советская уголовная политика — это основные принципы, направления и перспективы охраны социалистических общественных отношений от преступных посягательств (борьбы с преступностью), базирующиеся на познании объективных закономерностей развития общества в исторически определенный период времени и соответствующие сущности социально-экономической формации» [19, с. 4].

Н.А. Беляев дополняет, что «уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия на лиц, совершивших деяния, а также путем предупреждения преступлений, с использованием угроз по применению наказания» [20, с. 15].

М.М. Бабаев, говоря об основе концепции уголовной политики, писал, что ее должна составлять четкая криминологическая идея. Он утверждает: «Уголовно-правовая политика

криминологична, а криминологическая политика нормативна. И в этом - залог и условие эффективности каждой из них» [21, с. 5-10]. Поэтому мы можем констатировать факт крими-нологичности и нормативности уголовно-экологической политики, поскольку она выстраивается на нормах действующего законодательства и зиждется на криминологических показателях экологической преступности.

В.Н. Кудрявцев дает узкое толкование уголовной политики, осуществляемой средствами и методами уголовного права, как части государственной политики в сфере борьбы с преступностью [22, с. 16].

П.Н. Панченко заключает: «несмотря на различия в объеме содержания, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью» [23, с. 73]. В своих работах он пишет о подсистемах, входящих в уголовную политику: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую [24, с. 106].

Аналогичную позицию занимают и Ю.И. Ляпунов [25, с. 9-10], А.Н. Игнатов [26, с. 4].

«Как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, — речь идет о важнейшей составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики», - так Г.М. Миньковский подходил к понятию «уголовная политика» [27, с. 7].

Развивая эту мысль, С.С. Босхолов заключает: «Главное, таким образом, состоит не в том, чтобы в максимально точных и полных формулировках дать определение предмета и содержания уголовной политики, а в том, чтобы, во-первых, за этим понятием были видны государственная политика, стратегия и тактика борьбы с преступностью, четко прослеживалась политика и идеология в государственной сфере; во-вторых, во главу угла борьбы с преступностью было поставлено право, которое, по сути дела, и есть сама воплощенная политика, реализующая ценности правового государства: безопасность личности, общества и государства; права и свободы человека и гражданина; законность, гуманизм и справедливость. Наконец, в-третьих, в понятии должен быть учтен комплексный, многоаспектный характер уголовной политики и, в частности, отражены ее концептуальный, законодательный и правоприменительный уровни» [28, с. 32].

Мы разделяем точку зрения Э.Ф. Побегайло, который утверждает, что «уголовная политика, как одно из направлений социальной политики, — это государственная политика в области борьбы с преступностью» [29, с. 13-14]; «в реальной жизни борьба с преступностью осуществляется комплексно с использованием возможностей каждой из названных политик» [30, с. 87-88], из чего можно сделать вывод о признании им наличия разновидностей уголовной политики.

По мнению Я.Г. Стахова, «уголовная политика - это государственная программа борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций, а также сложное, многогранное социально-политическое образование, объектом воздействия которого является преступность» [31, с. 7].

Г.Ю. Лесников пишет: «Уголовная политика -это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресо-циализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности» [32, с. 20].

Д.И. Аминов и А.Ю. Солонин в уголовной политике видели стратегическую основу по определению социально-профилактических и уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, которая обозначает основные задачи, методы, силы и средства борьбы с преступностью, посредством принципов, предназначенных соотносить содержание уголовной политики и системы соответствующих правовых норм с базовыми ценностями общества [33, с. 23].

Н.А. Лопашенко видит, что различия в определении содержания и объема уголовной политики заключаются, по сути, в широком, среднем и узком толковании уголовной политики. Такое толкование, по ее мнению, видится в предназначении этой политики с другими разновидностями выделяемых в науке политик [34, с. 6]. Она утверждает, что представителями широкого толкования уголовной политики (А.А. Гер-цензон, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Ю.В. Не-дотко) «отождествляется или не проводится границы между разными по объему и содержанию видами внутренней политики государства -политикой в сфере противодействия преступности и уголовной политикой. По сути дела, речь идет о государственной политике противодействия преступности» [34, с. 8-11].

Представителями среднего толкования уголовной политики (Н.И. Загородников, П.Н. Пан-ченко, А.Н. Игнатов, Ю.И. Ляпунов, А.В. Аренда-ренко) в понятие уголовной политики включались другие виды правовых политик: уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная и др. [34, с. 11-13].

Представители узкого толкования уголовной политики (Ф. Лист, В.Н. Кудрявцев, Н.А. Беляев, В.К. Дуюнов, И.Э. Звечаровский, Ю.Е. Пермяков) связывают ее только с уголовным правом и законом [34, с. 13-14].

Таким образом, уголовная политика сегодня, как самостоятельная отрасль научного знания в рамках уголовного права, выработалась и соответствует пониманию уголовной политики в истории науки уголовного права.

Как мы уже неоднократно отмечали в научных изданиях [35, с. 117-122], уголовно-экологическая политика выступает как составной элемент уголовной политики государства, т.к. действующий УК РФ содержит составы экологических преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность для лиц, их совершивших. Об уголовно-экологическом контексте уголовной политики необходимо говорить и потому, что в сфере охраны окружающей среды действует единая судебная система, а также единое законодательство. Обособленность уголовно-экологической политики предполагает существование своего предмета правового регулирования - экологической безопасности государства.

Целями уголовно-экологической политики, по нашему мнению, являются: 1) охрана прав и свобод личности, общества и государства от экологических преступлений; 2) предупреждение экологических преступлений, а также снижение такой преступности.

Субъектами уголовно-экологической политики выступают органы государственной власти: законодательные - Федеральное собрание Российской Федерации, исполнительные - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы государственной власти, правоохранительные - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, прокуратура, следственные органы, судебные -суды различных уровней, научные организации, ведущие разработку проблем уголовно-экологической политики. Все эти субъекты принимают участие в правотворческой деятельности, нацеленной на реализацию уголовно-экологической политики, в правоприменительной деятельности, в образовании научных под-

ходов и предложений, направленных на совершенствование уголовно-экологической политики.

Уголовно-экологическая политика оперирует правотворческими, правоприменительными, организационными, социальными, экономическими, статистическими и научными средствами.

Уголовно-экологическая политика существует в форме системы научных знаний, о чем свидетельствует объем научных знаний, содержащихся в работах, посвященных проблемам ответственности за экологические преступления и криминологии.

Уголовно-экологическая политика характеризуется научными знаниями о преступности в сфере охраны окружающей среды и её предупреждении и отличается от других аспектов уголовно-экологической политики содержанием и формами.

Рассмотрение уголовно-экологической политики, выраженной в деятельности органов государственной власти в виде системы научных знаний о преступности и её предупреждении, не сужается этим. Отметим, что, по нашему мнению, уголовно-экологическая политика существует в виде системы взглядов на уголовное законодательство в сфере охраны окружающей среды, преступность и наказуемость деяний, уголовную ответственность и наказания. Это обусловлено ретроспективным анализом развития уголовного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Нам представляется необходимым выделить в качестве предмета уголовно-экологической политики такой элемент, как проблемы международно-правового сотрудничества в области противодействия совершению экологических преступлений. Такая точка зрения основывается на значении международно-правовой охраны окружающей среды для решения как глобальных проблем экологии, так и проблем охраны окружающей среды в российском государстве.

Такое международное уголовно-экологическое сотрудничество должно основываться на следующих направлениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обмен опытом, лицами, совершившими экологические преступления, координация деятельности государств.

2. Разработка и осуществление научно обоснованных систем мер предупреждения экологической преступности.

3. Определение принципов международной уголовно-экологической политики и стратегии поведения человечества по отношению к окружающей среде в мировом масштабе.

Уголовно-экологическая политика должна базироваться на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных зако-

нах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Пленума Верховного суда РФ, решениях Конституционного суда РФ.

Необходимо отметить, что уголовно-экологическая политика не определяется только нормами права. Отметим и такой источник постановки проблем перед органами государственной власти, как ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию РФ, в которых задаются основные импульсы развития государственной политики, в т.ч. уголовно-экологической.

В послании Президента РФ 2005 г. было отмечено, что «организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов» [36]. В 2009 г. Президентом РФ прямо был задан ориентир на совершенствование уголовного закона - необходимо шире применять в качестве уголовной санкции штрафы [37]. В 2010 г. вновь говорилось о совершенствовании уголовного законодательства [38]. В послании 2016 г. Президент РФ сказал: «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, на улучшение экологии, здоровья людей, на развитие образования и культуры» [39].

Таким образом, определяя основные векторы развития государственной политики в уголовно-экологической сфере на ближайшую и последующую перспективу, послания Президента РФ содержат указания органам государственной власти различных уровней и различных ветвей власти на внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее рассматриваемую сферу.

Уголовно-экологическая политика не может выражаться только в уголовном праве или в экологическом праве. Нет, такая политика немыслима без принятия мер социальной направленности, которые явно находятся вне уголовно-правовой сферы. Будет ошибочным полагать, что уголовно-экологическая политика выражается через уголовное право, а вернее, его нормы.

Уголовно-экологическая политика выражается и в таких направлениях, как деятельность в сфере экологического просвещения, образования в духе нетерпимости к совершению экологических преступлений.

Важным направлением, характеризующим рассматриваемую проблему, является совершенствование системы экологической инфор-

мации. Само понятие «экологическая информация» в законе не закреплено, что также требует научных исследований.

Уголовно-экологическая политика России выступает как сложный исторический, самостоятельный вид и этап государственной политики, сконцентрировавший в себе тенденции и противоречия дореволюционного, советского и современного этапа развития политики государства в сфере предупреждения экологических преступлений.

Поскольку уголовно-экологическая политика выступает одним из видов осуществляемой политики Российского государства, она через специфику своего объекта оказывает существенное воздействие на политику государства в целом, изменяя сущность последней.

Уголовно-экологическую политику можно представить как одно из направлений государственной политики по противодействию экологической преступности, устранению её причин и условий, осуществляемое как органами государственной власти, так и общественностью.

К методам уголовно-экологической политики следует отнести: криминализацию, декриминализацию, пенализацию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности [40, с. 98-101].

Функциями уголовно-экологической политики являются предупреждение и устранение экологической преступности, карательная, док-тринально-идеологическая, нормативно-прогностическая.

Основу концепции уголовно-экологической политики России должны составлять стратегическая установка на предупреждение преступности с основанием на выявление основных причин и условий последней, совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных отраслей российского законодательства, улучшение функционирования и эффективности правоохранительного механизма, разработка и претворение на практике системы различных мер предупреждения экологических преступлений.

Характеризуя уголовно-экологическую политику, отметим, что она выражается: в деятельности органов государственной власти, направленной на обеспечение экологической безопасности, на снижение количества преступлений, предупреждение совершения экологических преступлений средствами уголовно-экологической политики; в комплексных научных знаниях об уголовном законодательстве в сфере экологии, пределах его действия, о реализации уголовной ответственности; в виде системы взглядов на уголовное законодательство в

сфере экологических преступлений, преступность и наказуемость деяний, феномен преступности, уголовную ответственность и наказания, применяемые к гражданам; в деятельности органов государственной власти, направленной на противодействие преступности в сфере экологии средствами и методами уголовного права; в международном уголовно-экологическом сотрудничестве в сферах осуществления процедур обмена опытом в сфере противодействия экологическим преступлениям, а также выдачи лиц, совершивших экологические преступления, которые в соответствии с заключенными договорами подлежат такой выдаче, разработка и осуществление научно обоснованных систем мер противодействия экологической преступности, определение принципов международной уголовно-экологической политики и стратегии поведения человечества по отношению к окружающей среде в мировом масштабе.

Список литературы

1. Уголовное право. Общая часть / Под ред. С.А. Денисова. СПбУ МВД России, 2008. С. 18.

2. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988. С. 94.

3. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2009. С. 55-56.

4. Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. Пер. с нем. М., 1903. С. 76.

5. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2004. С. 7, 29.

6. Алексеев А.И. Должна ли уголовная политика быть либеральной? // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 259-267.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990 (Философское наследие. Т. 113).

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997. С. 326.

9. Чубинский М.П. Курс уголовной политики. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1909. 450 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб., 1910.

11. Пионтковский А.А. Наука уголовного права, ее предмет, задачи, содержание и значение // Российский криминологический взгляд. 2007. № 4. С. 65-76.

12. Эстрин А.Я. Эволюция советской уголовной политики // Основы и задачи советской уголовной политики. М., 1929. С. 3.

13. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 179.

14. Гальперин И.М., Курляндский В.И. Предмет уголовной политики и основные направления ее изучения // Основные проблемы борьбы с преступностью. М., 1975. С. 12.

15. Ковалев М.И., Воронин Ю.А. Криминология и уголовная политика. Свердловск, 1980. С. 8.

16. Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. М., 1979. С. 7-9.

17. Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. 1980. № 7. С. 4.

18. Кобылинская С.В. Уголовная ответственность за экологические преступления // Проблемы российского и международного права: Сб. статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. С. 85-87.

19. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980. С. 4.

20. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 15.

21. Бабаев М.М. О криминологической составляющей уголовной политики // Криминологический журнал. 2008. № 2 (14). С. 5-10.

22. Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация. М., 1982. С. 16.

23. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988. С. 73.

24. Панченко П.Н. Управление применением уголовного законодательства как стратегия и тактика уголовной политики // Проблемы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Л.Л. Кругликова. Ярославль, 1996. С. 106.

25. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 9-10.

26. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Курс российского уголовного права: В 2 т. Т. 1. Общая часть. М., 2001. С. 4.

27. Миньковский Г.М. Политология борьбы с преступностью (вместо предисловия) // Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 7.

28. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32.

29. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 13-14.

30. Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции и взаимовлияние: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Н.А. Ло-пашенко. Саратов, 2004. С. 87-88.

31. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 7.

32. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 20.

33. Аминов Д.И., Солонин А.Ю. Современные подходы к построению эффективного механизма уголовной политики российского государства. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. С. 23.

34. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М.: Во-лтерс Клувер, 2009. С. 6.

35. Шеншин В.М. Уголовно-экологическая политика России: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (74). С. 117-122.

36. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005 г. // Рос. газ. 2005. 26 апр.

37. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

38. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г. // Рос. газ. 2010. 1 дек.

39. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Парламент. газ. 2016. 8 дек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Шеншин В.М. Криминализация и пенализация экологических преступлений как методы реализации уголовно-экологической политики России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 98-101.

THE CONCEPT OF CRIMINAL AND ENVIRONMENTAL POLICY IN RUSSIA

V.M. Shenshin

An attempt is made to justify criminal and environmental policy as a criminal-law institution, which has not been legislated in the form of a separate concept. It is noted that modern criminal and environmental policy requires further modernization and regulatory consolidation.

Keywords: criminal policy, criminal and environmental policy, environmental safety.

References

1. Ugolovnoe pravo. Obshchaya chast' / Pod red. S.A. Denisova. SPbU MVD Rossii, 2008. S. 18.

2. Panchenko P.N. Sovetskaya ugolovnaya politika. Tomsk, 1988. S. 94.

3. List F. Zadachi ugolovnoj politiki. Prestuplenie kak social'no-patologicheskoe yavlenie. M., 2009. S. 55-56.

4. List F. Uchebnik ugolovnogo prava. Obshchaya chast'. Per. s nem. M., 1903. S. 76.

5. List F. Zadachi ugolovnoj politiki. Prestuplenie kak social'no-patologicheskoe yavlenie / Sost. i predisl. V.S. Ovchinskogo. M., 2004. S. 7, 29.

6. Alekseev A.I. Dolzhna li ugolovnaya politika byt' liberal'noj? // «Chernye dyry» v rossijskom zakonoda-tel'stve. 2003. № 1. S. 259-267.

7. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. M.: Mysl', 1990 (Filosofskoe nasledie. T. 113).

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. 4-e izd. M., 1997. S. 326.

9. Chubinskij M.P. Kurs ugolovnoj politiki. Yaroslavl': Tip. Gub. pravl., 1909. 450 s.

10. Gogel' S.K. Kurs ugolovnoj politiki v svyazi s ugolovnoj sociologiej. SPb., 1910.

11. Piontkovskij A.A. Nauka ugolovnogo prava, ee predmet, zadachi, soderzhanie i znachenie // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2007. № 4. S. 65-76.

12. Ehstrin A.Ya. Ehvolyuciya sovetskoj ugolovnoj politiki // Osnovy i zadachi sovetskoj ugolovnoj politiki. M., 1929. S. 3.

13. Gercenzon A.A. Ugolovnoe pravo i sociologiya. M., 1970. S. 179.

14. Gal'perin I.M., Kurlyandskij V.I. Predmet ugolovnoj politiki i osnovnye napravleniya ee izucheniya // Os-novnye problemy bor'by s prestupnost'yu. M., 1975. S. 12.

15. Kovalev M.I., Voronin Yu.A. Kriminologiya i ugolovnaya politika. Sverdlovsk, 1980. S. 8.

16. Vladimirov V.A., Lyapunov Yu.I. Sovetskaya ugolovnaya politika i ee otrazhenie v dejstvuyushchem zakonodatel'stve. M., 1979. S. 7-9.

17. Zagorodnikov N.I., Struchkov N.A. Napravleniya izucheniya sovetskogo ugolovnogo prava // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1980. № 7. S. 4.

18. Kobylinskaya S.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za ehkologicheskie prestupleniya // Problemy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava: Sb. statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. A.A. Sukia-syan. Ufa: OOO «Aehterna», 2014. S. 85-87.

19. Gauhman L.D., Lyapunov Yu.I. Ponyatie sovetskoj ugolovnoj politiki i ee osnovnye napravleniya. M., 1980. S. 4.

20. Belyaev N.A. Ugolovno-pravovaya politika i puti ee realizacii. L., 1986. S. 15.

21. Babaev M.M. O kriminologicheskoj sostav-lyayushchej ugolovnoj politiki // Kriminologicheskij zhur-nal. 2008. № 2 (14). S. 5-10.

22. Osnovaniya ugolovno-pravovogo zapreta: krimi-nalizaciya i dekriminalizaciya. M., 1982. S. 16.

23. Panchenko P.N. Sovetskaya ugolovnaya politika. Tomsk, 1988. S. 73.

24. Panchenko P.N. Upravlenie primeneniem ugolov-nogo zakonodatel'stva kak strategiya i taktika ugolovnoj politiki // Problemy yuridicheskoj tekhniki v ugolovnom i ugolovno-processual'nom zakonodatel'stve: Sb. nauch. trudov / Pod red. prof. L.L. Kruglikova. Yaroslavl', 1996. S. 106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ugolovnoe pravo. Obshchaya chast' / Pod red. N.I. Vetrova, Yu.I. Lyapunova. M., 1997. S. 9-10.

26. Ignatov A.N., Krasikov Yu.A. Kurs rossijskogo ugolovnogo prava: V 2 t. T. 1. Obshchaya chast'. M., 2001. S. 4.

27. Min'kovskij G.M. Politologiya bor'by s prestupnost'yu (vmesto predisloviya) // Ismailov I.A. Prestupnost' i ugolovnaya politika (aktual'nye problemy organizacii bor'by s prestupnost'yu). Baku, 1990. S. 7.

28. Boskholov S.S. Osnovy ugolovnoj politiki: Konsti-tucionnyj, kriminologicheskij, ugolovno-pravovoj i infor-macionnyj aspekty. M., 1999. S. 32.

29. Alekseev A.I., Ovchinskij V.S., Pobegajlo Eh.F. Rossijskaya ugolovnaya politika: preodolenie krizisa. M.: Norma, 2006. S. 13-14.

30. Pobegajlo Eh.F. Krizis sovremennoj rossijskoj ugolovnoj politiki // Prestupnost' i ugolovnoe zakonoda-tel'stvo: realii, tendencii i vzaimovliyanie: Sb. nauch. trudov / Pod red. prof. N.A. Lopashenko. Saratov, 2004. S. 87-88.

31. Stahov Ya.G. Sovremennaya ugolovnaya politika i sovershenstvovanie vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii pri ee realizacii: Monografiya. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2003. S. 7.

32. Lesnikov G.Yu. Ugolovnaya politika Rossijskoj Federacii (problemy teorii i praktiki): Monografiya. M.: YuNITI-DANA; Zakon i pravo, 2004. S. 20.

33. Aminov D.I., Solonin A.Yu. Sovremennye podho-dy k postroeniyu ehffektivnogo mekhanizma ugolovnoj politiki rossijskogo gosudarstva. M.: Akademiya ehkono-micheskoj bezopasnosti MVD Rossii, 2010. S. 23.

34. Lopashenko N.A. Ugolovnaya politika. M.: Volters Kluver, 2009. S. 6.

35. Shenshin V.M. Ugolovno-ehkologicheskaya politika Rossii: postanovka problemy // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 2 (74). S. 117-122.

36. Poslanie Prezidenta Rossii Vladimire Putina Fed-eral'nomu Sobraniyu RF ot 25.04.2005 g. // Ros. gaz. 2005. 26 apr.

37. Poslanie Prezidenta RF Dmitriya Medvedeva Fed-eral'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 12.11.2009 g. // Ros. gaz. 2009. 13 noyab.

38. Poslanie Prezidenta RF Dmitriya Medvedeva Fed-eral'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 30.11.2010 g. // Ros. gaz. 2010. 1 dek.

39. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimi-ra Putina Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 g. // Parlament. gaz. 2016. 8 dek.

40. Shenshin V.M. Kriminalizaciya i penalizaciya eh-kologicheskih prestuplenij, kak metody realizacii ugolov-no-ehkologicheskoj politiki Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 3 (75). S. 98-101.