Научная статья на тему 'К понятию уголовно-экологической политики России'

К понятию уголовно-экологической политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин В. М.

Предпринимается попытка обоснования уголовно-экологической политики как уголовно-правового института, которая законодательно в виде отдельной концепции не оформлена. Отмечается, что современная уголовно-экологическая политика требует дальнейшей модернизации и нормативного закрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CRIMINAL AND ENVIRONMENTAL POLICY IN RUSSIA

An attempt is made to justify criminal and environmental policy as a criminal-law institution, which has not been legislated in the form of a separate concept. It is noted that modern criminal and environmental policy requires further modernization and regulatory consolidation.

Текст научной работы на тему «К понятию уголовно-экологической политики России»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 3, с. 157-164

157

УДК 343.77

К ПОНЯТИЮ УГОЛОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ © 2018 г. В.М. Шеншин

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, Санкт-Петербург

[email protected]

Поступила в редакцию 12.01.2018

Предпринимается попытка обоснования уголовно-экологической политики как уголовно-правового института, которая законодательно в виде отдельной концепции не оформлена. Отмечается, что современная уголовно-экологическая политика требует дальнейшей модернизации и нормативного закрепления.

Ключевые слова: уголовная политика, уголовно-экологическая политика, экологическая безопасность.

Предлагаемая нами проблема формирования уголовно-экологической политики России не представляется возможным без комплексного исследования уголовной политики, всесторонний анализ которой санкционирует выдвижение концепции уголовно-экологической политики государства.

Имеющиеся научные достижения не приводят к обоснованному и полному представлению о феномене соответствующей уголовной политики. Отсутствует единое и достаточно полное представление о понятии, предмете и структуре такого явления.

В переводе с греческого «политика» (роНйкё) означает «искусство управления государством». Политика - это направление и содержание деятельности государства (внешнее и внутреннее) в определенной области [1, с. 18]. Подразделяясь на виды политики, внутренняя политика содержит и такое направление, как уголовная политика, выражающаяся в деятельности государства в области борьбы с преступностью в стране. При этом П.Н. Панченко отмечает: «являясь частью социально-правовой политики государства, уголовная политика заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов, направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности» [2, с. 94].

Проведение государством политики в области борьбы с преступностью предстает как одно из направлений социальной политики. Это утверждение возможно по той причине, что такая политика содержит формы, задачи и содержание деятельности государства в сфере борьбы с преступностью.

Первое упоминание термина «уголовная политика» принадлежит известному немецкому криминалисту Ансельму Фейербаху, который в 1804 году ввел указанное понятие в научный оборот.

Конец XIX - начало XX в. ознаменованы выходом в свет первых работ по уголовной политике. К ним относят труды Ф. Листа [3, с. 5556], который писал, что «лучшая уголовная политика это политика социальная» [4, с. 76]. Ф. Лист определял уголовную политику как «систематическую совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин преступления и действия, производимого наказанием, - оснований, сообразуясь с которыми государство при помощи наказания и родственных ему институтов должно бороться с преступлением» [5, с. 7]; «наука уголовного права, к своему несчастью, привыкла ограничиваться только толкованием уголовного уложения. Преступник не интересует ее; ее интересует преступление - не человек, а понятие» [5, с. 29]; «занимающийся уголовной политикой будет дилетантом, - писал об этом же Ф. фон Лист, - если ему недостает твердой научной почвы, которой он может заручиться только при условии полного и точного знания фактов» [5, с. 7].

В уголовно-правовой науке поднимался вопрос: «должна ли уголовная политика быть либеральной?» [6, с. 259-267].

На этот вопрос следует ответить словами Гегеля, который в «Философии права» утверждал: «если положение самого общества шатко, тогда закону приходится посредством наказания устанавливать пример» [7], предполагая, что строгость наказания соотносится с состоянием общества в данную эпоху.

Состояние российского общества не позволяет говорить о том, что оно приобрело устойчивый характер, наоборот, оно пребывает на пути решения экономических, социально-политических, духовных, нравственных и иных вопросов. Наблюдается обострение множества противоречий, имеющих криминогенное значение.

А.И. Алексеев пишет: «Уголовная политика не может и не должна быть либеральной во

время разгула преступности» [6, с. 265]. Неслучайно Толковый словарь русского языка слово «либерализм» определяет как «излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство» [8, с. 326].

Основоположником российской уголовной политики считается М.П. Чубинский, который утверждал, что «наука уголовного права в широком смысле включает уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию» [9].

С.К. Гогель под уголовной политикой понимал «учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью» [10]. И здесь же он добавляет: «Пройдя длительный эволюционный путь, уголовная политика из научной категории трансформировалась в одно из направлений деятельности государства, в котором она и воспринимается на сегодняшний день».

А.А. Пионтковский под уголовной политикой видел «отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучение средств борьбы с преступностью, задачей - целесообразное построение этих средств» [11, с. 65-76].

А.Я. Эстрин в начале XX в. рассматривает уголовную политику в узком спектре, утверждая о том, что «основные вопросы уголовной политики — вопрос о целях уголовной репрессии, вопрос о критериях и методах определения рода и меры репрессии каждому конкретному осужденному — в это время не получают сколько-нибудь отчетливого разрешения в официальных документах, исходящих от... власти»

[12, с. 3].

Трансформация понятия «уголовная политика» происходит в 50-х годах XX века.

Вносимые уголовной наукой уточнения понятия «уголовная политика» в конце 70-х - начале 80-х гг. затрагивали направления и масштабы уголовной политики.

A.А. Герцензон придерживается позиции, согласно которой «уголовная политика охватывает все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью». В сферу рассматриваемого понятия он предлагал включать не только уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, но и меры социального характера (экономические, нравственные) [13, с. 179].

Схожую позицию занимают И.М. Гальперин и В.И. Курляндский, М.И. Ковалев и Ю.А. Воронин [14, с. 12; 15, с. 8].

B.А. Владимиров и Ю.И. Ляпунов пишут, что «в аспекте своего объективного проявления в социальной и правовой действительности уголовная политика должна рассматриваться и как реальное воплощение директивно-руководящих идей, установок и требований... в содержании и функциях уголовного, уголовно-процессуального и испра-

вительно-трудового законодательства, в системе, силах и средствах органов уголовной юстиции, а также в применяемых ими стратегии, тактике, методах и профессионально-технических способах и приемах борьбы с преступностью» [16, с. 7-9].

Делая основной акцент на принципах борьбы с преступностью, Н.И. Загородников и Н.А. Стручков формулируют, что «уголовная политика представляет собой такое направление... политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию... и декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения» [17, с. 7-9].

Все тот же Н.И. Загородников утверждает, что «уголовная политика - это отношения между классами, нациями, социальными группами, обществом и личностью, имеющие своим содержанием участие граждан в деятельности государства в сфере борьбы с преступностью; это определение содержания, форм и задач деятельности государства и его органов, а также общественных организаций, направленной на защиту завоеваний трудящихся, интересов государства, личности и её прав, созданного народом правопорядка от преступных посягательств» [18, с. 85-87].

Схожая точка зрения прослеживается в позиции, занимаемой Л.Д. Гаухманом и Ю.И. Ляпуновым, которые заключают: «советская уголовная политика — это основные принципы, направления и перспективы охраны социалистических общественных отношений от преступных посягательств (борьбы с преступностью), базирующиеся на познании объективных закономерностей развития общества в исторически определенный период времени и соответствующие сущности социально-экономической формации» [19, с. 4].

Н.А. Беляев дополняет, что «уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия на лиц, совершивших деяния, а также путем предупреждения преступлений, с использованием угроз по применению наказания» [20, с. 15].

М.М. Бабаев, говоря об основе концепции уголовной политики, писал, что ее должна составлять четкая криминологическая идея. Он утверждает: «Уголовно-правовая политика

криминологична, а криминологическая политика нормативна. И в этом - залог и условие эффективности каждой из них» [21, с. 5-10]. Поэтому мы можем констатировать факт крими-нологичности и нормативности уголовно-экологической политики, поскольку она выстраивается на нормах действующего законодательства и зиждется на криминологических показателях экологической преступности.

В.Н. Кудрявцев дает узкое толкование уголовной политики, осуществляемой средствами и методами уголовного права, как части государственной политики в сфере борьбы с преступностью [22, с. 16].

П.Н. Панченко заключает: «несмотря на различия в объеме содержания, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью» [23, с. 73]. В своих работах он пишет о подсистемах, входящих в уголовную политику: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую [24, с. 106].

Аналогичную позицию занимают и Ю.И. Ляпунов [25, с. 9-10], А.Н. Игнатов [26, с. 4].

«Как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, — речь идет о важнейшей составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики», - так Г.М. Миньковский подходил к понятию «уголовная политика» [27, с. 7].

Развивая эту мысль, С.С. Босхолов заключает: «Главное, таким образом, состоит не в том, чтобы в максимально точных и полных формулировках дать определение предмета и содержания уголовной политики, а в том, чтобы, во-первых, за этим понятием были видны государственная политика, стратегия и тактика борьбы с преступностью, четко прослеживалась политика и идеология в государственной сфере; во-вторых, во главу угла борьбы с преступностью было поставлено право, которое, по сути дела, и есть сама воплощенная политика, реализующая ценности правового государства: безопасность личности, общества и государства; права и свободы человека и гражданина; законность, гуманизм и справедливость. Наконец, в-третьих, в понятии должен быть учтен комплексный, многоаспектный характер уголовной политики и, в частности, отражены ее концептуальный, законодательный и правоприменительный уровни» [28, с. 32].

Мы разделяем точку зрения Э.Ф. Побегайло, который утверждает, что «уголовная политика, как одно из направлений социальной политики, — это государственная политика в области борьбы с преступностью» [29, с. 13-14]; «в реальной жизни борьба с преступностью осуществляется комплексно с использованием возможностей каждой из названных политик» [30, с. 87-88], из чего можно сделать вывод о признании им наличия разновидностей уголовной политики.

По мнению Я.Г. Стахова, «уголовная политика - это государственная программа борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций, а также сложное, многогранное социально-политическое образование, объектом воздействия которого является преступность» [31, с. 7].

Г.Ю. Лесников пишет: «Уголовная политика -это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресо-циализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности» [32, с. 20].

Д.И. Аминов и А.Ю. Солонин в уголовной политике видели стратегическую основу по определению социально-профилактических и уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, которая обозначает основные задачи, методы, силы и средства борьбы с преступностью, посредством принципов, предназначенных соотносить содержание уголовной политики и системы соответствующих правовых норм с базовыми ценностями общества [33, с. 23].

Н.А. Лопашенко видит, что различия в определении содержания и объема уголовной политики заключаются, по сути, в широком, среднем и узком толковании уголовной политики. Такое толкование, по ее мнению, видится в предназначении этой политики с другими разновидностями выделяемых в науке политик [34, с. 6]. Она утверждает, что представителями широкого толкования уголовной политики (А.А. Гер-цензон, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Ю.В. Не-дотко) «отождествляется или не проводится границы между разными по объему и содержанию видами внутренней политики государства -политикой в сфере противодействия преступности и уголовной политикой. По сути дела, речь идет о государственной политике противодействия преступности» [34, с. 8-11].

Представителями среднего толкования уголовной политики (Н.И. Загородников, П.Н. Пан-ченко, А.Н. Игнатов, Ю.И. Ляпунов, А.В. Аренда-ренко) в понятие уголовной политики включались другие виды правовых политик: уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная и др. [34, с. 11-13].

Представители узкого толкования уголовной политики (Ф. Лист, В.Н. Кудрявцев, Н.А. Беляев, В.К. Дуюнов, И.Э. Звечаровский, Ю.Е. Пермяков) связывают ее только с уголовным правом и законом [34, с. 13-14].

Таким образом, уголовная политика сегодня, как самостоятельная отрасль научного знания в рамках уголовного права, выработалась и соответствует пониманию уголовной политики в истории науки уголовного права.

Как мы уже неоднократно отмечали в научных изданиях [35, с. 117-122], уголовно-экологическая политика выступает как составной элемент уголовной политики государства, т.к. действующий УК РФ содержит составы экологических преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность для лиц, их совершивших. Об уголовно-экологическом контексте уголовной политики необходимо говорить и потому, что в сфере охраны окружающей среды действует единая судебная система, а также единое законодательство. Обособленность уголовно-экологической политики предполагает существование своего предмета правового регулирования - экологической безопасности государства.

Целями уголовно-экологической политики, по нашему мнению, являются: 1) охрана прав и свобод личности, общества и государства от экологических преступлений; 2) предупреждение экологических преступлений, а также снижение такой преступности.

Субъектами уголовно-экологической политики выступают органы государственной власти: законодательные - Федеральное собрание Российской Федерации, исполнительные - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы государственной власти, правоохранительные - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, прокуратура, следственные органы, судебные -суды различных уровней, научные организации, ведущие разработку проблем уголовно-экологической политики. Все эти субъекты принимают участие в правотворческой деятельности, нацеленной на реализацию уголовно-экологической политики, в правоприменительной деятельности, в образовании научных под-

ходов и предложений, направленных на совершенствование уголовно-экологической политики.

Уголовно-экологическая политика оперирует правотворческими, правоприменительными, организационными, социальными, экономическими, статистическими и научными средствами.

Уголовно-экологическая политика существует в форме системы научных знаний, о чем свидетельствует объем научных знаний, содержащихся в работах, посвященных проблемам ответственности за экологические преступления и криминологии.

Уголовно-экологическая политика характеризуется научными знаниями о преступности в сфере охраны окружающей среды и её предупреждении и отличается от других аспектов уголовно-экологической политики содержанием и формами.

Рассмотрение уголовно-экологической политики, выраженной в деятельности органов государственной власти в виде системы научных знаний о преступности и её предупреждении, не сужается этим. Отметим, что, по нашему мнению, уголовно-экологическая политика существует в виде системы взглядов на уголовное законодательство в сфере охраны окружающей среды, преступность и наказуемость деяний, уголовную ответственность и наказания. Это обусловлено ретроспективным анализом развития уголовного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Нам представляется необходимым выделить в качестве предмета уголовно-экологической политики такой элемент, как проблемы международно-правового сотрудничества в области противодействия совершению экологических преступлений. Такая точка зрения основывается на значении международно-правовой охраны окружающей среды для решения как глобальных проблем экологии, так и проблем охраны окружающей среды в российском государстве.

Такое международное уголовно-экологическое сотрудничество должно основываться на следующих направлениях.

1. Обмен опытом, лицами, совершившими экологические преступления, координация деятельности государств.

2. Разработка и осуществление научно обоснованных систем мер предупреждения экологической преступности.

3. Определение принципов международной уголовно-экологической политики и стратегии поведения человечества по отношению к окружающей среде в мировом масштабе.

Уголовно-экологическая политика должна базироваться на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных зако-

нах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Пленума Верховного суда РФ, решениях Конституционного суда РФ.

Необходимо отметить, что уголовно-экологическая политика не определяется только нормами права. Отметим и такой источник постановки проблем перед органами государственной власти, как ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию РФ, в которых задаются основные импульсы развития государственной политики, в т.ч. уголовно-экологической.

В послании Президента РФ 2005 г. было отмечено, что «организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов» [36]. В 2009 г. Президентом РФ прямо был задан ориентир на совершенствование уголовного закона - необходимо шире применять в качестве уголовной санкции штрафы [37]. В 2010 г. вновь говорилось о совершенствовании уголовного законодательства [38]. В послании 2016 г. Президент РФ сказал: «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, на улучшение экологии, здоровья людей, на развитие образования и культуры» [39].

Таким образом, определяя основные векторы развития государственной политики в уголовно-экологической сфере на ближайшую и последующую перспективу, послания Президента РФ содержат указания органам государственной власти различных уровней и различных ветвей власти на внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее рассматриваемую сферу.

Уголовно-экологическая политика не может выражаться только в уголовном праве или в экологическом праве. Нет, такая политика немыслима без принятия мер социальной направленности, которые явно находятся вне уголовно-правовой сферы. Будет ошибочным полагать, что уголовно-экологическая политика выражается через уголовное право, а вернее, его нормы.

Уголовно-экологическая политика выражается и в таких направлениях, как деятельность в сфере экологического просвещения, образования в духе нетерпимости к совершению экологических преступлений.

Важным направлением, характеризующим рассматриваемую проблему, является совершенствование системы экологической инфор-

мации. Само понятие «экологическая информация» в законе не закреплено, что также требует научных исследований.

Уголовно-экологическая политика России выступает как сложный исторический, самостоятельный вид и этап государственной политики, сконцентрировавший в себе тенденции и противоречия дореволюционного, советского и современного этапа развития политики государства в сфере предупреждения экологических преступлений.

Поскольку уголовно-экологическая политика выступает одним из видов осуществляемой политики Российского государства, она через специфику своего объекта оказывает существенное воздействие на политику государства в целом, изменяя сущность последней.

Уголовно-экологическую политику можно представить как одно из направлений государственной политики по противодействию экологической преступности, устранению её причин и условий, осуществляемое как органами государственной власти, так и общественностью.

К методам уголовно-экологической политики следует отнести: криминализацию, декриминализацию, пенализацию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности [40, с. 98-101].

Функциями уголовно-экологической политики являются предупреждение и устранение экологической преступности, карательная, док-тринально-идеологическая, нормативно-прогностическая.

Основу концепции уголовно-экологической политики России должны составлять стратегическая установка на предупреждение преступности с основанием на выявление основных причин и условий последней, совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных отраслей российского законодательства, улучшение функционирования и эффективности правоохранительного механизма, разработка и претворение на практике системы различных мер предупреждения экологических преступлений.

Характеризуя уголовно-экологическую политику, отметим, что она выражается: в деятельности органов государственной власти, направленной на обеспечение экологической безопасности, на снижение количества преступлений, предупреждение совершения экологических преступлений средствами уголовно-экологической политики; в комплексных научных знаниях об уголовном законодательстве в сфере экологии, пределах его действия, о реализации уголовной ответственности; в виде системы взглядов на уголовное законодательство в

сфере экологических преступлений, преступность и наказуемость деяний, феномен преступности, уголовную ответственность и наказания, применяемые к гражданам; в деятельности органов государственной власти, направленной на противодействие преступности в сфере экологии средствами и методами уголовного права; в международном уголовно-экологическом сотрудничестве в сферах осуществления процедур обмена опытом в сфере противодействия экологическим преступлениям, а также выдачи лиц, совершивших экологические преступления, которые в соответствии с заключенными договорами подлежат такой выдаче, разработка и осуществление научно обоснованных систем мер противодействия экологической преступности, определение принципов международной уголовно-экологической политики и стратегии поведения человечества по отношению к окружающей среде в мировом масштабе.

Список литературы

1. Уголовное право. Общая часть / Под ред. С.А. Денисова. СПбУ МВД России, 2008. С. 18.

2. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988. С. 94.

3. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2009. С. 55-56.

4. Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. Пер. с нем. М., 1903. С. 76.

5. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2004. С. 7, 29.

6. Алексеев А.И. Должна ли уголовная политика быть либеральной? // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 259-267.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990 (Философское наследие. Т. 113).

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997. С. 326.

9. Чубинский М.П. Курс уголовной политики. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1909. 450 с.

10. Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб., 1910.

11. Пионтковский А.А. Наука уголовного права, ее предмет, задачи, содержание и значение // Российский криминологический взгляд. 2007. № 4. С. 65-76.

12. Эстрин А.Я. Эволюция советской уголовной политики // Основы и задачи советской уголовной политики. М., 1929. С. 3.

13. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 179.

14. Гальперин И.М., Курляндский В.И. Предмет уголовной политики и основные направления ее изучения // Основные проблемы борьбы с преступностью. М., 1975. С. 12.

15. Ковалев М.И., Воронин Ю.А. Криминология и уголовная политика. Свердловск, 1980. С. 8.

16. Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. М., 1979. С. 7-9.

17. Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. 1980. № 7. С. 4.

18. Кобылинская С.В. Уголовная ответственность за экологические преступления // Проблемы российского и международного права: Сб. статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. С. 85-87.

19. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 15.

21. Бабаев М.М. О криминологической составляющей уголовной политики // Криминологический журнал. 2008. № 2 (14). С. 5-10.

22. Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация. М., 1982. С. 16.

23. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988. С. 73.

24. Панченко П.Н. Управление применением уголовного законодательства как стратегия и тактика уголовной политики // Проблемы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Л.Л. Кругликова. Ярославль, 1996. С. 106.

25. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 9-10.

26. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Курс российского уголовного права: В 2 т. Т. 1. Общая часть. М., 2001. С. 4.

27. Миньковский Г.М. Политология борьбы с преступностью (вместо предисловия) // Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 7.

28. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32.

29. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 13-14.

30. Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции и взаимовлияние: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Н.А. Ло-пашенко. Саратов, 2004. С. 87-88.

31. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 7.

32. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 20.

33. Аминов Д.И., Солонин А.Ю. Современные подходы к построению эффективного механизма уголовной политики российского государства. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. С. 23.

34. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М.: Во-лтерс Клувер, 2009. С. 6.

35. Шеншин В.М. Уголовно-экологическая политика России: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (74). С. 117-122.

36. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005 г. // Рос. газ. 2005. 26 апр.

37. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

38. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г. // Рос. газ. 2010. 1 дек.

39. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Парламент. газ. 2016. 8 дек.

40. Шеншин В.М. Криминализация и пенализация экологических преступлений как методы реализации уголовно-экологической политики России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 98-101.

THE CONCEPT OF CRIMINAL AND ENVIRONMENTAL POLICY IN RUSSIA

V.M. Shenshin

An attempt is made to justify criminal and environmental policy as a criminal-law institution, which has not been legislated in the form of a separate concept. It is noted that modern criminal and environmental policy requires further modernization and regulatory consolidation.

Keywords: criminal policy, criminal and environmental policy, environmental safety.

References

1. Ugolovnoe pravo. Obshchaya chast' / Pod red. S.A. Denisova. SPbU MVD Rossii, 2008. S. 18.

2. Panchenko P.N. Sovetskaya ugolovnaya politika. Tomsk, 1988. S. 94.

3. List F. Zadachi ugolovnoj politiki. Prestuplenie kak social'no-patologicheskoe yavlenie. M., 2009. S. 55-56.

4. List F. Uchebnik ugolovnogo prava. Obshchaya chast'. Per. s nem. M., 1903. S. 76.

5. List F. Zadachi ugolovnoj politiki. Prestuplenie kak social'no-patologicheskoe yavlenie / Sost. i predisl. V.S. Ovchinskogo. M., 2004. S. 7, 29.

6. Alekseev A.I. Dolzhna li ugolovnaya politika byt' liberal'noj? // «Chernye dyry» v rossijskom zakonoda-tel'stve. 2003. № 1. S. 259-267.

7. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. M.: Mysl', 1990 (Filosofskoe nasledie. T. 113).

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. 4-e izd. M., 1997. S. 326.

9. Chubinskij M.P. Kurs ugolovnoj politiki. Yaroslavl': Tip. Gub. pravl., 1909. 450 s.

10. Gogel' S.K. Kurs ugolovnoj politiki v svyazi s ugolovnoj sociologiej. SPb., 1910.

11. Piontkovskij A.A. Nauka ugolovnogo prava, ee predmet, zadachi, soderzhanie i znachenie // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2007. № 4. S. 65-76.

12. Ehstrin A.Ya. Ehvolyuciya sovetskoj ugolovnoj politiki // Osnovy i zadachi sovetskoj ugolovnoj politiki. M., 1929. S. 3.

13. Gercenzon A.A. Ugolovnoe pravo i sociologiya. M., 1970. S. 179.

14. Gal'perin I.M., Kurlyandskij V.I. Predmet ugolovnoj politiki i osnovnye napravleniya ee izucheniya // Os-novnye problemy bor'by s prestupnost'yu. M., 1975. S. 12.

15. Kovalev M.I., Voronin Yu.A. Kriminologiya i ugolovnaya politika. Sverdlovsk, 1980. S. 8.

16. Vladimirov V.A., Lyapunov Yu.I. Sovetskaya ugolovnaya politika i ee otrazhenie v dejstvuyushchem zakonodatel'stve. M., 1979. S. 7-9.

17. Zagorodnikov N.I., Struchkov N.A. Napravleniya izucheniya sovetskogo ugolovnogo prava // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1980. № 7. S. 4.

18. Kobylinskaya S.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za ehkologicheskie prestupleniya // Problemy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava: Sb. statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. A.A. Sukia-syan. Ufa: OOO «Aehterna», 2014. S. 85-87.

19. Gauhman L.D., Lyapunov Yu.I. Ponyatie sovetskoj ugolovnoj politiki i ee osnovnye napravleniya. M., 1980. S. 4.

20. Belyaev N.A. Ugolovno-pravovaya politika i puti ee realizacii. L., 1986. S. 15.

21. Babaev M.M. O kriminologicheskoj sostav-lyayushchej ugolovnoj politiki // Kriminologicheskij zhur-nal. 2008. № 2 (14). S. 5-10.

22. Osnovaniya ugolovno-pravovogo zapreta: krimi-nalizaciya i dekriminalizaciya. M., 1982. S. 16.

23. Panchenko P.N. Sovetskaya ugolovnaya politika. Tomsk, 1988. S. 73.

24. Panchenko P.N. Upravlenie primeneniem ugolov-nogo zakonodatel'stva kak strategiya i taktika ugolovnoj politiki // Problemy yuridicheskoj tekhniki v ugolovnom i ugolovno-processual'nom zakonodatel'stve: Sb. nauch. trudov / Pod red. prof. L.L. Kruglikova. Yaroslavl', 1996. S. 106.

25. Ugolovnoe pravo. Obshchaya chast' / Pod red. N.I. Vetrova, Yu.I. Lyapunova. M., 1997. S. 9-10.

26. Ignatov A.N., Krasikov Yu.A. Kurs rossijskogo ugolovnogo prava: V 2 t. T. 1. Obshchaya chast'. M., 2001. S. 4.

27. Min'kovskij G.M. Politologiya bor'by s prestupnost'yu (vmesto predisloviya) // Ismailov I.A. Prestupnost' i ugolovnaya politika (aktual'nye problemy organizacii bor'by s prestupnost'yu). Baku, 1990. S. 7.

28. Boskholov S.S. Osnovy ugolovnoj politiki: Konsti-tucionnyj, kriminologicheskij, ugolovno-pravovoj i infor-macionnyj aspekty. M., 1999. S. 32.

29. Alekseev A.I., Ovchinskij V.S., Pobegajlo Eh.F. Rossijskaya ugolovnaya politika: preodolenie krizisa. M.: Norma, 2006. S. 13-14.

30. Pobegajlo Eh.F. Krizis sovremennoj rossijskoj ugolovnoj politiki // Prestupnost' i ugolovnoe zakonoda-tel'stvo: realii, tendencii i vzaimovliyanie: Sb. nauch. trudov / Pod red. prof. N.A. Lopashenko. Saratov, 2004. S. 87-88.

31. Stahov Ya.G. Sovremennaya ugolovnaya politika i sovershenstvovanie vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii pri ee realizacii: Monografiya. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2003. S. 7.

32. Lesnikov G.Yu. Ugolovnaya politika Rossijskoj Federacii (problemy teorii i praktiki): Monografiya. M.: YuNITI-DANA; Zakon i pravo, 2004. S. 20.

33. Aminov D.I., Solonin A.Yu. Sovremennye podho-dy k postroeniyu ehffektivnogo mekhanizma ugolovnoj politiki rossijskogo gosudarstva. M.: Akademiya ehkono-micheskoj bezopasnosti MVD Rossii, 2010. S. 23.

34. Lopashenko N.A. Ugolovnaya politika. M.: Volters Kluver, 2009. S. 6.

35. Shenshin V.M. Ugolovno-ehkologicheskaya politika Rossii: postanovka problemy // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 2 (74). S. 117-122.

36. Poslanie Prezidenta Rossii Vladimire Putina Fed-eral'nomu Sobraniyu RF ot 25.04.2005 g. // Ros. gaz. 2005. 26 apr.

37. Poslanie Prezidenta RF Dmitriya Medvedeva Fed-eral'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 12.11.2009 g. // Ros. gaz. 2009. 13 noyab.

38. Poslanie Prezidenta RF Dmitriya Medvedeva Fed-eral'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 30.11.2010 g. // Ros. gaz. 2010. 1 dek.

39. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimi-ra Putina Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 g. // Parlament. gaz. 2016. 8 dek.

40. Shenshin V.M. Kriminalizaciya i penalizaciya eh-kologicheskih prestuplenij, kak metody realizacii ugolov-no-ehkologicheskoj politiki Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 3 (75). S. 98-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.