Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕДИЦИНСКИЕ ТРЕНАЖЕРЫ / MILITARY SECURITY SERVICE / THE TRAINING OF SOLDIERS / LIFE SAFETY / MILITARY EDUCATION / SIMULATION TRAINING / COMBAT TRAINING / MEDICAL SIMULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Николай Петрович, Челноков Иван Андреевич

В статье рассматриваются инновационные методы подготовки курсантов военного училища к выполнению задач обеспечения безопасности военной службы в условиях повседневной деятельности войск. Представлен опыт внедрения в образовательной деятельности Новосибирского высшего военного командного училища инновационных технологий обучения, в частности симуляционного обучения. Предложены методы и формы подготовки военного специалиста в условиях высшего военного учебного заведения, позволяющие принимать оптимальные управленческие решения в сложных условиях обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Николай Петрович, Челноков Иван Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY MILITARY SERVICE THE USE OF INNOVATIVE METHODS OF TRAINING OF CADETS FOR THE TASKS OF SECURITY IN THE EVERYDAY ACTIVITIES OF THE TROOPS

The article considers innovative methods of training cadets of Military School to fulfill the tasks of security maintence of military service under daily routine conditions which troops have. The experience of introducing innovative educational technologies into the process of education at Novosibirsk Higher Military Command School is presented in the article, in particular the simulation of training. The methods and forms of training under conditions which cadets face during education of Military Command School are suggested. These methods allow to make appropriate effective decisions to control units specific conditions of different circumstances.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК»



A'. I

ипзйг

II J

ш

Н.П. СМИРНОВ, И.А. ЧЕЛНОКОВ

N.P. SMIRNOV, I.A. CHELNOKOV

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

SECURITY MILITARY SERVICE

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

THE USE OF INNOVATIVE METHODS OF TRAINING OF CADETS FOR THE TASKS OF SECURITY IN THE EVERYDAY ACTIVITIES OF THE TROOPS

dM

Сведения об авторах: Смирнов Николай Петрович - доцент кафедры (управления подразделениями в мирное время) Новосибирского высшего военного командного училища, полковник, кандидат медицинских наук (г. Новосибирск. E-mail: nikpetrsm@yandex. ru);

Челноков Иван Андреевич - помощник начальника училища по службе войск и безопасности военной службы - начальник строевого отделения Новосибирского высшего военного командного училища, капитан, аспирант Сибирского института международных отношений и регионоведе-ния (г. Новосибирск. E-mail: ivancheln@yandex. ru).

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные методы подготовки курсантов военного училища к выполнению задач обеспечения безопасности военной службы в условиях повседневной деятельности войск. Представлен опыт внедрения в образовательной деятельности Новосибирского высшего военного командного училища инновационных технологий обучения, в частности, симуляционного обучения.

Ключевые слова: безопасность военной службы, подготовка военнослужащих, безопасность жизнедеятельности, военное образование, симу-ляционное обучение, боевая подготовка, медицинские тренажеры.

Information about the authors: Nikolay Smirnov - associate professor of units control in peacetime Department the Novosibirsk Higher Military Command School, Colonel, medical sciences degree (Novosibirsk. E-mail: nikpetrsm@yandex. ru);

Ivan Chelnokov - the deputy of the head of military school for troops service and military service security, the head of combat Department, captain, the post-graduate of the Siberian International relations and regional University (Novosibirsk. E-mail: ivancheln@yandex. ru).

Summary. The article deals with innovative methods of training military school cadets to perform tasks of ensuring the security of military service in the conditions of daily activities of the troops. The article presents the experience of implementing innovative training technologies, in particular, simulation training, in the educational activities of the Novosibirsk higher military command school.

Keywords: military security service, the training of soldiers, life safety, military education, simulation training, combat training, medical simulators.

Мероприятия, проводимые ко- в повседневной деятельности, Основополагающими ори-

мандирами подразделений являются залогом успешного вы- ентирами в работе командира по сохранению жизни и здоровья полнения стоящих перед ними подразделения по организации

подчиненного личного состава задач. и проведению мероприятий без-

опасности военной службы являются нормативные правовые акты федерального уровня, приказы и директивы Министра обороны, а прежде всего Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в 2016 году была принята директива Министра обороны РФ № Д-3, которой была утверждена обновленная Концепция ВВС в ВС РФ на период до 2020 года (далее - Концепция). В Концепции впервые определены цели, задачи обеспечения ВВС как для условий повседневной деятельности войск (сил), так и для особых периодов их функционирования (военные действия, участие в операциях по принуждению к миру, иных периодов).

В военное время, а также в мирное время при участии военнослужащих в специальных операциях, привлечении войск (сил) к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участии в миротворческой деятельности, при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения в ВС РФ должны осуществляться мероприятия по обеспечению безопасности Вооруженных Сил (далее ВВС), однако их основной целью должно являться предотвращение небоевых потерь личного состава при указанных особых правовых режимах функционирования ВС РФ.

Мероприятия по обеспечению ВВС осуществляются с учетом следующих принципов ведения этой работы:

а) признания приоритета жизни и здоровья человека при организации повседневной деятельности войск (сил), а также минимизации небоевых потерь личного состава при его привлечении к участию в реализации особых правовых режимов функционирования ВС РФ;

б) законности и системности в организации проведения работы по обеспечению ВВС;

в) адекватности принимаемых мер возникающим опасным (вредным) факторам военной службы;

г) обеспечения непрерывной профилактической направленности реализуемых в данной сфере мер, их взаимосвязи с общегосударственными программами обеспечения различных видов безопасности;

д) четкого разграничения полномочий и ответственности субъектов ВВС за их согласованное осуществление;

е) гарантии осуществления государством мер социальной поддержки военнослужащим в случае причинения вреда их жизни и здоровью.

Как Ж6 добиться успеха в решении столь серьезных задач? В настоящее время система подготовки военнослужащих по выполнению требований безопасности военной службы и будущих командиров подразделений по организации этих мероприятий ставит целью снижение количества погибших среди личного состава, травм и увечий, вместо того, чтобы ориентироваться на снижение риска наступления таких событий.

Безусловно, риск гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) выше в тех воинских частях и подразделениях, где слабо организованы мероприятия повседневной деятельности, не уделяется должное внимание обучению подчиненных военнослужащих строгому и точному соблюдению установленных требований безопасности, не проводится должным образом обучение личного состава работе с вооружением и военной техникой.

По нашему мнению эффективность обеспечения безопасности военной службы зависит от уровня подготовки всех категорий военнослужащих и, прежде всего, будущих командиров подразделений. Здесь мы можем согласиться с предлагаемыми С. М. Григорьевым типами подготовки офицеров

в статье «Актуальные вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации». В частности изучение курсантами всех военных академий, университетов, институтов и слушателями военных академий, обучающихся по специальностям, предусмотренным в МО РФ, общепрофессиональной дисциплины, предназначенной для общей подготовки офицеров по безопасности жизнедеятельности войск.

Рассмотрим порядок подготовки курсантов в Новосибирском высшем военном командном училище при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в профессиональный цикл и изучается в тесной логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами: «Общевоинские уставы ВС РФ», «Управление подразделениями в мирное время», «Медицинское обеспечение». Целями дисциплины являются формирование и развитие творческого мышления и самостоятельности в принятии решения на обеспечение безопасности военной службы в подразделении. Основными задачами дисциплины являются:

- изучение порядка работы командира по организации и управлению обеспечением безопасности военной службы, основных направлений и мероприятий создания безопасных условий военной службы;

- изучение системы работы командира подразделения по подготовке подчиненных военнослужащих к выполнению требований безопасности;

- подготовка командира, способного предотвращать воздействие опасных факторов военной службы на подчиненный личный состав, обеспечивать неукоснительное соблюдение требований безопасности при выполнении мероприятий повседневной деятельности войск.

чСШЛТм Шш

Преподавание дисциплины ведется путем лекционного изложения учебного материала, проведения семинарских занятий, практических занятий, выполнения контрольных работ, консультаций, самостоятельной работы учащихся при подготовке к занятиям.

Основное внимание в подготовке курсантов уделено выработке практических умений и навыков в ходе практических занятий.

Курсанты под руководством преподавателя с войсковым опытом должны научиться:

- работать с нормативными правовыми актами при формировании системы работы командира подразделения по сохранению жизни и здоровья военнослужащих;

- определять необходимые меры и осуществлять профилактику правонарушений и травматизма, предотвращать нарушения требований безопасности подчиненными военнослужащими;

- проводить занятия и инструктажи по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности;

- проводить административное расследование по фактам гибели

(смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий);

- контролировать работу подчиненных военнослужащих по выполнению требований ВВС и др.

В ходе проведения промежуточной аттестации проводятся проверка и оценка уровня знаний,

полученных курсантами при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», их умений применять полученные знания на практике, в частности при принятии решения в нестандартной обстановке, при возникновении критических ситуаций в ходе боевой подготовки, при эксплуатации вооружения и военной техники, в том числе и во внеслужебное время.

Все курсанты в ходе подготовки проходят методическую практику по проведению инструктажей (занятий) по требованиям безопасности с личным составом, отрабатывают планы-конспекты для их проведения, учатся проводить административные расследования по фактам гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) с оформлением необходимой документации.

В ходе проведения занятий у курсантов повышается мотивация к качественному изучению и усвоению материала путем наглядного показа последствий несоблюдения требований безопасности (фотографии с мест про-

Инн п я

исшествий, аварий и катастроф). Кроме того, в целях выработки правильных действий при критических ситуациях курсантам необходимо создать условия, близкие к реальным, путем применения методики симуляционного обучения.

Использование симуляцион-ной техники в военном образовании позволяет максимально «погрузить» учащегося в условия близкой к реальной обстановки с имитацией разнообразных сценариев мирного и военного времени.

В условиях создания учебного симуляционного центра под единым методическим руководством обучение будет направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение курсантов по выполнению комплексных задач по дальнейшему предназначению. При проведении занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для отработки действий в критических ситуациях применяется симуляционное оборудование (тренажеры-манекены, набор модулей повреждений, тренажеры боевых машин, компьютерные обучающие про-

граммы). В частности в училище наработан хороший опыт применения методики симуляционного обучения по оказанию первой помощи и эвакуации раненых (пострадавших).

Варианты междисциплинарного обучения с использованием симуляционных технологий могут разрабатываться в зависимости от задач обучения как для курсантов, так и для слушателей курсов переподготовки военнослужащих из войск. Задачи обучения должны своевременно корректироваться на основе анализа опыта войск, участия их в учениях и выполнения специальных задач, таким образом соответствуя современным требованиям.

Применение данных инновационных методов обучения в училище на протяжении относительно непродолжительного промежутка времени (около двух лет) уже позволяет говорить о существенном сокращении (более чем в 3 раза) случаев получения военнослужащими училища травм, связанных с нарушением требований безопасности.

Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод о том, что

показанный в работе опыт подготовки курсантов Новосибирского высшего военного командного училища к выполнению задач обеспечения безопасности военной службы может быть эффективно использован при обучении курсантов и слушателей военных учебных заведений, а также военнослужащих воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и других ведомств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, С. М. Актуальные вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации // Человеческий капитал, № 6,2016. С. 32-34.

2. Григорьев, СМ., Артамонов, В А., Монастырева, JI.H. О некоторых проблемных вопросах обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В сборнике: Совершенствование методологии познания в целях развития науки // Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. С. 191-194.

3. Капустин, С. К, Артамонов, В. А., Илюшина, И. JI. О некоторых проблемах содержания обновленных концептуальных подходов к обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации// Новая наука: От идеи к результату, 2016. № 5-3 (84). С. 179-184.

4. Смирнов, Н.П., Разгонов, B.JI. Роль симуляционного обучения в формировании профессиональных компетенций у курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 4.

5. Пепеляев, A.B. [и др.]/ отв. ред. В. А. Порфирьев. Безопасность жизнедеятельности. Часть II: учебное пособие. - Новосибирск: НВВКУ, 2015. 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.