Научная статья на тему 'ПОСТАВИТЬ БАРЬЕР УПРОЩЕНЧЕСТВУ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВЕДКИ И ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ПОСТАВИТЬ БАРЬЕР УПРОЩЕНЧЕСТВУ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВЕДКИ И ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / ИСТОРИЯ / ВОЙСКОВАЯ РАЗВЕДКА / ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ARMY / HISTORY / MILITARY INTELLIGENCE / TRAINING / MILITARY SPECIALIST / MILITARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самсоненко Алексей Генрихович

Автором показаны особое место разведки, как важнейшего вида боевого обеспечения, и возрастающее значение подготовки специалистов войсковой разведки в военной образовательной организации. Рассмотрены краткая история разведки, основные исторические вехи и особенности ее развития. Изложены современное состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов войсковой разведки в Новосибирском высшем военном командном училище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Самсоненко Алексей Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELIVER A BARRIER TO SIMPLIFICATION HISTORY INTELLIGENCE AND THE GROWING IMPORTANCE OF MILITARY INTELLIGENCE SPECIALISTS TRAINING IN THE MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

The author shows a special place of exploration as critical combat support, and the growing importance of military intelligence specialists training in the military educational institution. The article deals with a brief history of intelligence, major historical landmarks and features of its development. Set out the current state, problems and prospects of military intelligence specialists training in Novosibirsk higher military command school.

Текст научной работы на тему «ПОСТАВИТЬ БАРЬЕР УПРОЩЕНЧЕСТВУ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВЕДКИ И ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

А.Г. САМСОНЕНКО A.G. SAMSONENKO

ПОСТАВИТЬ БАРЬЕРУПРОЩЕНЧЕСТВУ

DELIVER A BARRIER TO SIMPLIFICATION

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВЕДКИ И ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

HISTORY INTELLIGENCE AND THE GROWING IMPORTANCE OF MILITARY INTELLIGENCE SPECIALISTS TRAINING IN THE MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Сведения об авторе. Самсоненко Алексей Генрихович - профессор кафедры управления подразделениями в мирное время Новосибирского высшего военного командного училища, кандидат военных наук, доцент, заслуженный военный специалист Российской Федерации (г. Новосибирск. E-mail: aleks.sam59@mail.ru).

Аннотация. Автором показаны особое место разведки, как важнейшего вида боевого обеспечения, и возрастающее значение подготовки специалистов войсковой разведки в военной образовательной организации. Рассмотрены краткая история разведки, основные исторические вехи и особенности ее развития. Изложены современное состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов войсковой разведки в Новосибирском высшем военном командном училище.

Ключевые слова: армия, история, войсковая разведка, обучение, военный специалист, военное училище.

Information about the author. Aleksej Samsonenko - Professor of the Subdepartment of Peacetime Control over Units of the Novosibirsk Higher Military Command School, Cand. Sc. (Mil), Associate Professor, Honoured Military Specialist of the Russian Federation (Novosibirsk. E-mail: aleks.sam59@mail.ru).

Summary. The author shows a special place of exploration as critical combat support, and the growing importance of military intelligence specialists training in the military educational institution. The article deals with a brief history of intelligence, major historical landmarks and features of its development. Set out the current state, problems and prospects of military intelligence specialists training in Novosibirsk higher military command school.

Keywords: army, history, military intelligence, training, military specialist, military school.

В современных условиях развития средств вооруженной борьбы, усложнения условий их применения все больше и больше возрастает роль всестороннего обеспечения боя. Возрастание объема задач обеспечения неизбежно вызывает необходимость подготовки для всех его видов специалистов, отвечающих современным требованиям.

Одним из важнейших видов боевого обеспечения является разведка.

Роль разведки в современных условиях исключительно

высока. Командир без данных разведки практически не в состоянии принять обоснованное решение, своевременно реагировать на быстротечные изменения обстановки. В сегодняшних условиях разностороннего развития и совершенствования высокоточного оружия разведка вообще становится неотъемлемой частью современных ударно-боевых систем. Опыт последних лет свидетельствует о том, что существенные изменения претерпевают организация и формы боевого

применения разведывательных формирований. Динамичность современного боя требует от разведки не только решения традиционных разведывательных, но и разведывательно-боевых задач.

В этих условиях неуклонно возрастают роль подготовки специалистов войсковой разведки и необходимость дальнейшего совершенствования этой подготовки.

Основной и единственной военной образовательной организацией, занимающейся подготовкой специа-

листов войсковой разведки для замещения первичных офицерских должностей в разведывательных подразделениях Сухопутных войск, на сегодняшний день является Новосибирское высшее военное командное училище. Процесс подготовки курсантов-специалистов по войсковой разведке в этой образовательной организации осуществляется в определенной системе, реализующей обучающий (дидактический) процесс. Эта система характеризуется как педагогическая (военно-педагогическая) система обучения. Она включает в себя обучающих (преподавателей), обучающихся (курсантов, слушателей), цели, содержание, методы, формы и средства обучения, учебно-материальную базу и представляет собой совокупность взаимосвязанных инвариантных элементов, находящихся в постоянном развитии и подчиняющихся действиям законов диалектики. Это проявляется в виде дифференциации и интеграции различных связей между элементами данной системы, в постоянном изменении ее составных частей и самой структуры в целом.

Система обучения курсантов-специалистов по войсковой разведке развивается по своим законам в соответствии с диалектико-историческим и системологическим анализом. Изоморфизм систем, то есть подобие по форме, состоит в изоморфизме законов их развития, которые можно выразить следующей последовательностью: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Учет общих черт в развитии систем дает отправную точку для глубокого познания конкретной информации, создает возможность предвидения. Тем более, что иногда это приводит

к пересмотру взглядов на те или иные закономерности в их развитии.

Перед военной наукой всегда остро стоит вопрос о совершенствовании системы обучения. Не является исключением и обучение специалистов по войсковой разведке. Анализ развития системы подготовки курсантов-разведчиков показывает, что разработка и внедрение более прогрессивных форм обучения постоянно требуют выполнения специальных исследований, связанных с оценкой всего исторического пути, структуры и этапов ее развития. Изучение данного вопроса показывает, что, несмотря на почтенный возраст разведки, опыт подготовки специалистов войсковой разведки относительно невелик.

Дела разведки во все времена носили и продолжают носить конфиденциальный (закрытый) характер. Это в определенной степени объясняет тот скупой объем дошедшей до сегодняшнего дня информации о разведке прошлого. Однако применявшиеся в обиходе слова, выражения позволяют в известной мере составить определенное представление по данному вопросу. Кроме того, необходимо учитывать и то обстоятельство, что в старину даже кажущаяся сегодня незначительной информация затрагивала государственные интересы. Это требовало не предавать ее широкой огласке.

Свидетельством того, что разведка русскому народу была известна с давних времен, являются слова древнерусского языка для обозначения понятий, относящихся к разведке. Среди таких слов, встречающихся в памятниках письменности Древней Руси Х11-ХУ веков, существительные «просок», «прелагатай» в

значении «разведчик». «Татары погнашася на Юръи князи на Ярославль (т.е. татары преследовали князя Юрия в направлении на Ярославль), -повествует Новгородская летопись первой четверти XIV века о событиях 1238 года, -Князь же Юръи посла Дорожа в просокы в 3 тысячах (т.е. князь Юрий послал Дорожа как разведчика - «в разведчики» - во главе отряда из трех тысяч человек)».

Наряду с вышеперечисленными в летописях Х1У-ХУ веков встречается древнерусское слово «сторожа» в значениях «несение сторожевой службы, охраны; застава, наблюдательный пункт; группа вооруженных людей, несущая охрану, выполняющая, в том числе, и разведывательные функции», а также производное «сторожие» для обозначения личного состава такого отряда. «Ярослав же стояще на Медведицы в сторожих и побелее тои нощи, и прибежи к Олгови (т.е. к Олегу) и пове-да ему яко идет Мстислав, а стороже изымани (т.е. схвачены, взяты в плен)», - такими словами описывает княжескую междоусобицу на Руси в 1096 году Лаврентьевская летопись.

С конца XV века складывается русское централизованное государство, появляются первые органы центрального управления - приказы.

Создание этих приказов, организующих и ведущих разведку, привело к улучшению информированности руководства государства о замыслах и намерениях противника, а также к появлению новых разведывательных терминов и отказу от используемых до сих пор. Исключением является слово «сторожа». В XVI веке это слово все еще широко встречается в официальных документах о разведывательных действиях. Кроме

«сторожа» в XVI веке появляются новые слова в этом же значении: станица, подъезд и посылка. «Отписать, чтоб велели сторожи поставить крепкия и частыя и подъезды посылали», - гласила помета, сделанная в Разрядном приказе на отписке смоленских воевод 1614 года.

В конце XV - начале XVI веков для определения процесса сбора разведывательной информации в языке появляются слова «ведати, доведыватися, проведывати, разведывати (розведывати)» в значении «знать, иметь о чем-либо, о ком-либо сведения, весть, знание», разведывание (розведывание) в значении «действие по глаголу разведывать» и ведомость в значении «весть, известие, сообщение».

Возможно поэтому и закрепляется в разведывательной терминологии корень глагола ведать (глагол разведать, разведывать и производные от него существительные разведывание, разведка, разведчик и т.д.).

Необходимость организации разведки в войсках была отражена в первой военной печатной книге на русском языке «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» 1621 года Онисима Михайлова.

Создание в 1650 году в России при царе Алексее Михайловиче гусарских формирований, вероятно, предполагало организационное оформление разведки. Прослеживается определенная преемственность накопленного в Западной Европе с XV века опыта по применению этого рода легкой кавалерии, предназначенного для несения аванпостной службы, поисков в тылу и на флангах неприятеля, нападения на обозы и преследования.

В конце XVII - начале XVIII веков Петр I создал ре-

гулярную армию, в которой значительная роль отводилась военной разведке. В штабах полков были введены квар-тирмейстерские должности. Согласно Уставу Русской Армии 1698 года одной из обязанностей офицера-квартирмейстера являлась «организация выявления сил противника». На штабы возлагались задачи организации и ведения разведки, обобщения ее результатов. Ведущая роль в разведке отводилась кавалерии как наиболее подвижному роду войск, что сохранялось до 30-х годов XX столетия.

В 1717-1721 годах Петром I вместо приказов учреждаются коллегии. Разведка на государственном уровне в центре сосредоточивается в руках коллегии иностранных дел.

Уставом воинским 1753 года задача по организации разведки в войсках на период боевых действий по-прежнему возлагается на командующего армией. Так, в главе «О генерал-фельдмаршале и о всяком аншефте» отмечалось, что последний «лазутчиков где нужно высылает для ведомости прилежно со всяким опасением, сколь силен неприятель, что намеряется делать, стоит ли в траншементе, или нет. О всяких оного поступках ему ведать нужно есть».

В войсках накануне и в ходе ведения боевых действий разведка по-прежнему организуется командирами соединений и частей, начиная с командующего армией, которые ее ведут через специально выделенных для этих целей лиц.

Появление производных от «разведывать» и их закрепление в специальной терминологии происходило постепенно. «Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный», изданный в 1806-1822 годах, приводит

только слова «разведывать», «разведывание». Согласно словарю, разведывать, разведать - «чрез разные способы стараться узнать то, что неизвестно; доискиваться, допытываться, допрашиваться», разведывание - «старание узнать о чем-либо».

«Словарь церковно-славян-ского и русского языка» 1847 года фиксирует новое слово в разведывательном лексиконе: «разведка - действие разведывающего и разведавшего». В словаре В. Даля 1862 года закреплено появление еще одного производного от «разведать»: разведчик - «разведывающий что-либо, посланный на разведку; лазутчик, соглядатай, сыщик».

В первой половине XIX века проходят многочисленные реорганизации высшего военного управления, появляется и исчезает целый ряд центральных органов, в обязанности которых входит, в том числе, организация сбора разведывательной информации. С 1863 года военное министерство берет на себя задачи разведывательного обеспечения подготовки страны и ее вооруженных сил к защите Отечества как в мирное, так и в военное время.

Как очередную попытку создания постоянных сил разведки в XIX веке можно расценивать формирование штатных команд пластунов (от слова «пласт» в значении пластом). Первые команды в России были учреждены в 1842 году в составе конных полков и пеших батальонов Черноморского казачьего войска. Первоначально пластунами называли казаков-разведчиков, высылаемых вперед от сторожевой линии и составляющих линию засад для ведения разведки и несения сторожевой службы, чтобы своевременно предупредить главные силы

о внезапном появлении противника. В пластуны набирались сильные выносливые казаки, меткие стрелки, способные нести службу в любых погодных условиях. В 1870 году создаются пластунские батальоны. С начала апреля 1905 года шесть пластунских батальонов состояли в отряде генерала Ренненкампфа, участвовали во всех рекогносцировках и доблестно несли сторожевую и разведывательную службу. Однако дальнейшее укрупнение в ходе Первой мировой войны формирований пластунов в части и соединения практически обесценило их как постоянные разведывательные формирования.

Развернутое определение понятия «разведка» впервые дает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона за 1899 год: «Разведка (военная) - сбор сведений о неприятеле, его силах, средствах, намерениях, готовности к бою. Разведка производится не только в военное время,но и в мирное. В военное время средства разведки гораздо более разнообразны (шпионы, опрос местных жителей, перебежчиков, пленных и, наконец, рекогносцировки или разведки, совершаемые самими войсками)... путем обыкновенных рекогносцировок поддерживается непрерывное наблюдение за противником. Исполняется это передовыми войсками, преимущественно кавалерией, высылающей небольшие летучие разъезды разведчиков. Разведчики выбираются из лучших, наиболее сметливых и расторопных наездников, подготовляемых к делу еще в мирное время. В России полагается разведчиков по 12 нижних чинов в каждом эскадроне; для обучения они сводятся в особые команды. Усиленные рекогносцировки

производятся отрядами из двух или трех родов оружия непосредственно перед боем с целью немедленно воспользоваться добытыми сведениями...».

В начале ХХ века вследствие дальнейшего развития военной разведки была предпринята попытка разграничить ее по масштабам, предназначению и решаемым задачам.

Согласно данным «Отчета о деятельности разведывательного отделения Управления генерал-квартирмейстера при Главнокомандующем» с 4 марта по 31 августа 1905 года, «в целях более прочной и широкой постановки дела разведки, пришлось принять целый ряд мер по организации: а) дальней разведки, б) ближней разведки, в) разведки флангов.».

В Докладной записке по Генеральному штабу от 24 ноября 1911 года встречаем новую классификацию разведки по масштабам, предназначению и решаемым задачам: появляется разведка стратегическая и тактическая. Так, в Докладной записке сообщалось о проведенном в 1906 году разграничении задач разведки между Главным управлением Генерального штаба и окружными штабами, которое заключалось «в принятии первым на себя ведения стратегической разведки о наших вероятных противниках и в

возложении на вторые детальной тактической разведки в пределах вероятных театров военных действий».

Однако штатные разведывательные формирования не создавались - с задачами разведки более или менее успешно справлялись кавалерийские (гусары), пехотные (егеря) подразделения и части. Соответственно обучение командного состава младшего звена для решения задач разведки осуществлялось в рамках общей подготовки. Подготовка руководящего состава более высокого звена управления решалась в системе подготовки квартир-мейстерской службы.

В самом конце XIX века в официальной российской военной печати появляются мысли о необходимости создания штатных разведывательных формирований в каждом полку. В качестве доводов, подтверждающих важность предложений, приводится целесообразность целенаправленной подготовки «охотников». Однако вопросы подготовки офицеров разведывательных подразделений оставались в стороне и фактически решались индивидуально.

В программах подготовки унтер-офицеров, офицеров в военных училищах разведка изучалась как раздел тактики. Предполагалось, что теоретически любой выпускник военно-учебного заведения способен возглавлять подразделения, ведущие разведку.

Это положение просуществовало вплоть до 30-х годов XX века. Открытие Восточного факультета при Военной академии имени М.В. Фрунзе фактически ознаменовало начало подготовки офицеров-специалистов по войсковой разведке. Именно в это время началось формирование разведывательных подразделений. К началу Вели-

кой Отечественной войны в штатах стрелковых полков находились взводы пешей и конной разведки, стрелковых дивизий - отдельные разведывательные роты, а в штатах танковых (механизированных) корпусов - отдельные мотоциклетные батальоны.

Вместе с тем задача подготовки кадров для замещения первичных офицерских должностей в разведывательных подразделениях на военно-учебные заведения не возлагалась.

В послевоенные годы массовое внедрение в войска тактического ядерного оружия, резкое повышение маневренности войск определило значительное возрастание задач войсковой разведки. Это обусловило, в свою очередь, повышение требований к подготовке специалистов-разведчиков.

Однако курс разведки, преподаваемый по программам подготовки командиров мотострелковых (танковых) взводов, не в полной мере соответствовал требованиям, предъявляемым к командирам разведывательных подразделений. Расширение же курса разведки до требуемого объема вело к ухудшению качества подготовки по основной специальности. Отсюда возникла необходимость целенаправленной подготовки специалистов по войсковой разведке для замещения первичных офицерских должностей в военно-учебных заведениях.

С середины 60-х годов эта задача была возложена на Киевское высшее общевойсковое командное училище имени М.В. Фрунзе, где и был образован разведывательный факультет. С 1992 года в результате распада СССР эту задачу для Вооруженных Сил России стало решать Новосибирское высшее общевойсковое командное училище (НВОКУ).

К тому времени опыт подготовки курсантов-специалистов по войсковой разведке в военно-учебных заведениях исчислялся уже несколькими десятками лет. Но при этом следует учитывать то обстоятельство, что передача функций подготовки от одного вуза к другому не является позитивным моментом, поскольку накопленный в Киевском ВОКУ опыт был частично утрачен, а налаживание оптимального учебного процесса для впервые занимающегося этими вопросами вуза требует значительного времени и затрат.

Но для сибиряков нет нерешаемых задач. Образованное в 1967 году как Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище (НВВПОУ), в прошлом году отметившее свой 50-летний юбилей, это поистине легендарное во-

енное учебное заведение в последние десятилетия подвергалось довольно частым организационно-техническим мероприятиям. После НВВПОУ и НВОКУ оно переименовывалось в Новосибирский военный институт (НВИ), Новосибирское высшее военное командное училище (НВВКУ), являлось филиалом ВУНЦ Сухопутных войск ВС РФ, ну, а сейчас вновь именуется как Новосибирское высшее военное командное училище (НВВКУ).

Начиная с 1992 года, училищем проведена огромная работа по ускоренному переходу от подготовки офицеров-политработников на учебные программы подготовки специалистов по военным специальностям «Применение мотострелковых подразделений», позже добавилась специальность «Применение подразделений

войсковой разведки», затем -«Применение подразделений специальной разведки». Еще позже, когда убедились все же в необходимости в войсках офицеров-воспитателей, вспомнили о первоначальном предназначении вуза и ввели специальность «Организация морально-психологического обеспечения войск».

Но военное образование не стоит на месте. После проведения очередных организационно-штатных мероприятий на сегодняшний день училище готовит специалистов по двум специальностям: «Применение мотострелковых подразделений» и «Применение подразделений войсковой разведки». Причем по второй из указанных специальностей, как было сказано выше, НВВКУ - единственная военная образовательная организация в стране.

Естественно, что все эти манипуляции с переименованиями учебного заведения, изменениями направленности подготовки специалистов накладывали отпечаток и на осуществляемый вузом образовательный процесс. Это привело к тому, что количество проблем и нерешенных вопросов, связанных с обучением специалистов-разведчиков, не уменьшалось, а эффективность - не в полной мере соответствовала современным требованиям.

Причинами такого положения дел, как показывают проведенные исследования, явились:

- несовершенство структуры изучения тактических дисциплин, неопределенность их места и роли в общей системе подготовки специалиста-разведчика в военно-учебном заведении;

- несоответствие квалификационных требований к подготовке курсантов-разведчиков по тактическим дисци-

плинам установленным целям обучения;

- необходимость дальнейшего видоизменения и совершенствования технологии обучения курсантов;

- недостаточное использование в учебном процессе современных технических средств обучения;

- недостаточный уровень подготовленности и методического мастерства преподавательского состава;

- несовершенство учебно-материальной базы тактических дисциплин,низкие темпы ее развития, осуществляемого без учета развития тактики.

Острота ситуации усугублялась также тем, что в результате, прямо говоря, не совсем обдуманных решений сложилось положение, когда в рамках существующих форм подготовки специалистов войсковой разведки при минимизированных затратах априори невозможно добиться высокого качества подготовки курсантов. Во многом из-за этого начинала просматриваться устойчивая тенденция к появлению упрощенческого подхода к организации и проведению занятий, уменьшению охвата обучающихся, к падению качества их подготовки. Как итог - выпускники-разведчики показывали недостаточную теоретическую подготовку и, как следствие, слабые практические навыки в управлении войсками.

В последние годы коллектив училища ощущает повышенное внимание к подготовке офицерских кадров со стороны Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, Главного командования Сухопутных войск, лично начальника разведки Сухопутных войск, отдела военного образования и других структур. При такой конкретной

поддержке руководство училища и кафедр прикладывает усилия к нахождению оптимальных направлений дальнейшего развития и совершенствования подготовки специалистов-разведчиков. Это касается всех функций управленческого цикла в отношении образовательного процесса, начиная от целеполагания, качества принимаемых решений, их эффективности, планирования всех сторон деятельности вуза, организации учебной, научной, методической и воспитательной работы, мотивации обучающихся и преподавательского состава, всестороннего контроля и других механизмов воздействия на улучшение главного результата деятельности военной образовательной организации - подготовки высококлассных профессиональных специалистов войсковой разведки для Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. И эта работа дает положительные плоды. Уже сейчас наметились определенные перспективные направления в образовательном процессе, выявлены тенденции позитивных изменений в процессе подготовки специалистов-разведчиков. К сожалению не все подлежит огласке. Но дискутировать на эту тему на страницах нашего журнала, а главное, претворять в жизнь задуманное, безусловно, необходимо. "

ЛИТЕРАТУРА

1. Акты Московского государства. Т. 1. - СПб., 1890. С. 83.

2. Акты Московского государства. Т. 2. - СПб., 1890. С. 149.

3. Военная энциклопедия. Т. 6. - М., 2002. С. 404.

4. Военная энциклопедия. Т. 8. - М., 1915. С. 547-549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.