Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЙСКОВЫХ РАЗВЕДЧИКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЙСКОВЫХ РАЗВЕДЧИКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКОВАЯ РАЗВЕДКА / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MILITARY RECONNAISSANCE / MILITARY SPECIALIST / TRAINING / TRAINING TECHNOLOGY / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсоненко Алексей Генрихович

Автором изложены основные требования, предъявляемые к подготовке специалистов по войсковой разведке в военном вузе, и в соответствии с ними сформулированы концептуальные и частные направления дальнейшего совершенствования подготовки выпускников-офицеров для разведывательных подразделений и частей. В статье рассмотрены некоторые проблемы в подборе и проектировании элементов педагогической системы, позволяющей получить на практике эффективную педагогическую технологию. На примере подготовки специалистов войсковой разведки в Новосибирском высшем военном командном училище вскрыт ряд недостатков в организации учебного процесса, изложены некоторые рекомендации по применению системно-деятельностного подхода в обучении курсантов, проведению различных видов занятий и диагностике результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсоненко Алексей Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH SOME PROBLEMS OF TRAINING MILITARY INTELLIGENCE SPECIALISTS IN THE MILITARY UNIVERSITY

The author outlines the basic requirements for training military intelligence specialists at a military university, and in accordance with them formulated conceptual and private directions for further improvement of training graduate officers for intelligence units. The article examines some of the problems in the selection and design of elements of the pedagogical system, which allows to get in practice effective pedagogical technology. On the example of training of military intelligence specialists in the Novosibirsk Higher Military Command School, a number of shortcomings in the organization of the training process have been revealed, some recommendations on the application of a system-active approach in training, conducting various classes and diagnosing the results of their training.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЙСКОВЫХ РАЗВЕДЧИКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

,J -ьл-

fppfV/

А.Г. САМСОНЕНКО A.G. SAMSONENКО

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

SYSTEMATIC APPROACH

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЙСКОВЫХ РАЗВЕДЧИКОВ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

SOME PROBLEMS OF TRAINING MILITARY INTELLIGENCE SPECIALISTS

IN THE MILITARY UNIVERSITY

Сведения об авторе. Самсоненко Алексей Генрихович - профессор кафедры управления подразделениями в мирное время Новосибирского высшего военного командного училища, кандидат военных наук, доцент, заслуженный военный специалист Российской Федерации (г. Новосибирск. E-mail: aleks. sam59@mail. ru).

Аннотация. Автором изложены основные требования, предъявляемые к подготовке специалистов по войсковой разведке в военном вузе, и в соответствии с ними сформулированы концептуальные и частные направления дальнейшего совершенствования подготовки выпускников-офицеров для разведывательных подразделений и частей. В статье рассмотрены некоторые проблемы в подборе и проектировании элементов педагогической системы, позволяющей получить на практике эффективную педагогическую технологию. На примере подготовки специалистов войсковой разведки в Новосибирском высшем военном командном училище вскрыт ряд недостатков в организации учебного процесса, изложены некоторые рекомендации по применению системно-деятельностного подхода в обучении курсантов, проведению различных видов занятий и диагностике результатов обучения.

Ключевые слова: войсковая разведка, военный специалист, обучение, технология обучения, методы обучения.

Information about the author. Aleksej Samsonenko - Professor of the Subdepartment of Peacetime Control over Units of the Novosibirsk Higher Military Command School, Cand. Sc. (Mil.), Associate Professor, Honoured Military Specialist of the Russian Federation (Novosibirsk. E-mail: aleks. sam59@mail. ru ).

Summary. The author outlines the basic requirements for training military intelligence specialists at a military university, and in accordance with them formulated conceptual and private directions for further improvement of training graduate officers for intelligence units. The article examines some of the problems in the selection and design of elements of the pedagogical system, which allows to get in practice effective pedagogical technology. On the example of training of military intelligence specialists in the Novosibirsk Higher Military Command School, a number of shortcomings in the organization of the training process have been revealed, some recommendations on the application of a system-active approach in training, conducting various classes and diagnosing the results of their training.

Keywords: military reconnaissance, military specialist, training, training technology, training methods.

Бесценный опыт войн, военных конфликтов, современное применение военной силы за пределами Российской Федерации показывают важную роль и возрастающее значение разведки в бою и опера-

ции. Учитывая этот факт, руководящий и преподавательский состав Новосибирского высшего военного командного училища в полной мере осознает ту высокую ответственность, возложенную на военно-

учебное заведение, за качественную подготовку высококвалифицированных профессиональных компетентных специалистов по войсковой разведке для замещения первичных офицерских должностей.

Современные психолого-педагогические исследования высшей школы базируются на системном подходе, который в образовании, и особенно в военном, выступает и реализуется как системно-дея-тельностный подход в решении проблем обучения и воспитания, повышения эффективности и качества военного образования.

Условиями реализации систем-но-деятельностного подхода в современных условиях являются: во-первых, понимание содержания деятельности офицера войсковой разведки как важнейшего фактора, компонента развития личности будущего офицера; во-вторых, организация обучения при специально направленных и управляемых действиях обучающегося, так как именно в рамках его учебной деятельности осуществляется овладение специфическими особенностями деятельности офицера-разведчика.

Выпускник военно-учебного заведения должен быть всесторонне подготовлен к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в войсках в прогнозируемых условиях обстановки. Это требование выражает дидактический принцип соответствия содержания и организации обучения в вузе потребностям профессиональной деятельности офицера в условиях мирного и военного времени. Данный принцип основывается на известном суворовском принципе: учить войска тому, что необходимо на войне.

Характер задач, которые решает офицер в войсках, требует, чтобы содержание обучения в вузе давало ему возможность глубоко разбираться в ключевых положениях военной науки, военной доктрины и во взглядах на подготовку и ведение войны, современных и перспективных боевых действий. Основные положения по этим вопросам, как правило, отображаются в нормативных правовых актах государства, Министерства обороны, Главно-

го командования Сухопутных войск. Однако необходимо учитывать тенденции и динамику их развития при организации учебного процесса. Ориентирование на происходящие изменения в процессе обучения является необходимым условием успеха подготовки специалистов-разведчиков.

Обучение в соответствии с указанным выше суворовским принципом предполагает также изучение опыта прошлых войн, Великой Отечественной войны, боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах последних лет. Этот опыт должен изучаться не методом простой констатации фактов, заимствования и копирования, а путем вскрытия зависимости достигаемых результатов от качества подготовки войск, готовности сил и средств, их технической оснащенности, обеспеченности, уровня руководства, с учетом тех качественных изменений, которые произошли в Вооруженных Силах страны и конкретно в частях и подразделениях войсковой разведки. Это позволит переложить указанные зависимости на современные условия и учесть те обстоятельства, которые являются определяющими на современном этапе или будут определяющими в будущем при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

Представляется целесообразным основными концептуальными направлениями совершенствования подготовки специалистов для разведывательных подразделений и частей считать:

1. Составление профессио-грамм и моделей деятельности специалистов войсковой разведки. Разработка на их основе квалификационных требований.

2. Установление видов военно-профессиональной деятельности выпускников-разведчиков в войсках. Определение содержания их обучения по учебным дисциплинам, способствующим приобретению знаний, формиро-

ванию умений и навыков в овладении этими видами деятельности.

3. Определение содержания других учебных дисциплин, форм организации и методов проведения занятий.

4. Предъявление специальных требований к учебно-материальной базе военного училища и кафедр вуза.

5. Совершенствование и разработка новых информационных технологий обучения.

6. Вовлечение курсантов в военно-научную и исследовательскую работу.

Частными направлениями, рассматриваемыми в качестве основных рекомендаций по совершенствованию подготовки курсантов-специалистов по войсковой разведке, могут быть следующие:

1. Совершенствование структурно-логической последовательности изучения учебных дисциплин курсантами-разведчиками. Переработка учебных программ и тематических планов.

2. Создание технологии обучения, позволяющей ориентироваться не на экстенсивный путь совершенствования подготовки разведчиков, а, наоборот,- повышение действенности и результативности процесса обучения в единицу времени.

3. Необходимость формулирования последовательности достижения целей в тематическом курсе, разделив их на цели теории и цели практики. Установление очередности их достижения без взаимного смешения.

4. Совершенствование методики работы и повышение роли преподавателя. Определение последовательности создания и состава единой информационной среды вуза и ведущей кафедры.

5. Совершенствование учебно-материальной базы тактических дисциплин с учетом перспектив развития тактики, информатизации процессов управления войсками.

В первую очередь на этих, а также других направлениях развития подготовки специалистов войсковой разведки представляется целесообразным остановиться более подробно.

Изучение современного состояния образовательного процесса в военных образовательных организациях высшего образования показывает, что в настоящее время в обучении курсантов резко обострилось противоречие между ростом объема учебной информации и временем на ее усвоение. Данное противоречие присуще не только военному образованию, но и повсеместно присутствует в высшей гражданской школе, о чем свидетельствуют материалы работ по педагогике. Выход из создавшегося положения видится в изменении учебного процесса в интересах сохранения качества подготовки специалистов с высшим образованием. С этой целью вносятся изменения, прежде всего, в методику обучения. В некоторых источниках по педагогике понятие «методика обучения» заменяется термином «технология обучения».

Как и всякая область человеческой деятельности, образование характеризуется специфическим набором технологий обучения. Что же мы понимаем под этим понятием?

Педагогическая технология -это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогический профессионализм преподавательского состава военного вуза состоит в умении построить наиболее эффективную педагогическую систему. В эту систему принято включать:

• педагогическую задачу;

• дидактический процесс;

• организационные формы обучения;

• технические средства обучения, облегчающие или замещающие труд преподавателя.

Кратко разберемся в понятийном аппарате педагогической системы. Итак, главной педагогической задачей является установление исходных данных об обучающихся, проектирование целей и содержания обучения. Под дидактическим процессом понимается проектирование алгоритма функционирования обучающегося и алгоритма управления процессом обучения со стороны преподавателя. Под организационными формами обучения понимается устойчивый способ организации учебной деятельности обучающихся, который характеризуется конкретным содержанием взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе занятия, определенностью дидактических целей, постоянством состава обучающихся, установленной продолжительностью и определенным местом проведения занятия. Исходя из этого определения, мы видим, что в педагогике организационными формами обучения называется не что иное, как виды учебных занятий. Говоря о технических средствах обучения, отметим, что речь идет об

учебно-материальной базе, которая используется преподавателем в учебном процессе.

Только сочетание всех хорошо подобранных и спроектированных элементов педагогической системы позволит получить на практике эффективную педагогическую технологию, способную удовлетворить требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и квалификационным требованиям (КТ) к выпускнику вуза по той или иной специальности.

С учетом ФГОС и КТ должны четко и конкретно определяться цели обучения. При этом отдельным должен быть учет требований по уровню военного образования и срокам обучения. Вместе с тем данные требования должны формулироваться не на формальном умозаключении или Болонской системе. А что мы видим на сегодняшний день? С переходом на 4-годичный срок обучения бюджет времени на учебную деятельность курсантов-разведчиков остался такой же, как был при 5-годичном сроке обучения. Как такое может быть? Оказывается, еще как может. Курсанта практически лишили возможности готовиться к занятиям на следующий день, не говоря уже

о вовлечении его в научно-исследовательскую деятельность кафедры или даже просто в проведение военно-научной работы.

Так, например, из распорядка дня по умолчанию выпал такой важный элемент, как «Уход за вооружением и техникой». А если он и проводится, то опять-таки в часы самостоятельной работы. Кого мы обманываем? Получается, что сами себя. Таким

же

образом страдает качество и других мероприятий распорядка дня, связанных с тренажами, информированием личного состава, проведением спортивно-массовой и военно-политической работы и т.д.

Наверное требования к уровню военного образования и срокам обучения не предусматривают создания проблем в учебном процессе, а, наоборот, должны устранять имеющиеся недостатки и строиться на основе учета всех сторон и проблем, существующих во всех видах деятельности офицера войсковой разведки в должностях предназначения.

Следовательно, формирование целей обучения, которые бы в максимальной степени отвечали потребностям практической деятельности офицера-разведчика, можно осуществить, используя 4-шаговый алгоритм.

Первый шаг - проведение системно-функционального анализа профессиональной деятельности выпускника вуза - специалиста по войсковой разведке. Результатом этого анализа должен быть систематизированный перечень служебных функций, знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник при исполнении всех предусмотренных для него должностей предназначения с учетом психологических характеристик и социально-профессионального фона деятельности офицера-разведчика.

Второй шаг - согласование данных системно-функционального анализа профессиональной деятельности специалиста с квалификационными требованиями.

Третий шаг - проведение выборки и группирования служебных функций офицера-разведчика по признаку принадлежности к той или иной учебной дисциплине.

Четвертый шаг - формулирование целей обучения по проблемам профессиональной деятельности офицера-разведчика. Осуществляется с использованием терминов, полученных в результате группирования служебных функций, а также с учетом требований, предъявляемых общей

теорией управления, педагогикой и психологией.

Цель обучения должна иметь формулировку, дающую точное ее определение и четкое представление о том, что требуется получить в результате обучения специалиста по войсковой разведке. Сформулированная таким образом цель обучения является основой для формирования его содержания.

Общая схема определения содержания процесса подготовки специалиста по войсковой разведке представлена на схеме.

Формирование содержания обучения специалиста по войсковой разведке является составной частью решения проблем, имеющихся в системе высшего образования. В общем виде задачу формирования содержания обучения можно сформулировать следующим образом:

• определение типового перечня должностей предназначения выпускника;

• определение должностных функций специалиста по войсковой разведке на должностях предназначения;

• установление уровня исходной подготовки курсанта в начале обучения;

• трансформация указанных выше пунктов в учебный план и учебные программы того содержания различных предметных областей теории и практики, которое обеспечит подготовку специалиста требуемого уровня при минимальных затратах времени и средств.

Делая вывод из сказанного выше, можно отметить, что для раскрытия сущности современных образовательных технологий необходимо решение следующих педагогических вопросов:

- уяснение требований Президента и Правительства РФ к специалистам с высшим образованием, требований Министра обороны РФ к офицерским кадрам, а также требований к подго-

Экспертиза в войсках

Общая схема определения содержания процесса подготовки специалиста по войсковой разведке

товке специалистов по войсковой разведке;

- отбор из соответствующих предметных областей теории и практики необходимой для подготовки специалиста информации, ее методическая обработка и преобразование к виду, удобному для планирования и осуществления образовательного процесса;

- определение минимально необходимого времени для подготовки специалиста заданного уровня (с учетом уровня его исходной подготовки, возможностей объектов учебно-материальной базы, организационных форм и методических приемов обучения);

- непосредственная разработка учебного плана, учебных программ, тематических планов и методических рекомендаций по изучению учебного материала.

Каждый из выделенных вопросов в определенной степени может решаться самостоятельно, однако в рамках рассматриваемой задачи все они взаимосвязаны, лежат в основе структуры процесса формирования содержания обучения и решаются в определенной последовательности.

Кратко рассмотрим практику применения образовательных технологий в педагогической деятельности преподавателя.

В настоящее время в вузах России в основном применяется ассоциативно-рефлекторная теория обучения и частично используются положения проблемного и деятельностного подхода. В результате чего доказано, что в основе своей обучение в военных вузах базируется, преимущественно, на «школе памяти». Применяя эту технологию, можно смело утверждать о том, что она способствует механическому запоминанию учебной информации и не позволяет существенно повысить качество подготовки военных специалистов в вузах.

Устранение недостатков в существующей подготовке курсантов-разведчиков можно

осуществить на основе интенсификации обучения, посредством решения трех задач: индивидуализации обучения, внедрения «активных» методов обучения и использования современных технических средств обучения. Это позволит значительно улучшить качество подготовки военных специалистов и будет способствовать сглаживанию противоречия между ростом объема учебной информации и сроками ее усвоения.

Известны и продолжают совершенствоваться пути решения проблемы индивидуализации обучения: увеличение времени для самостоятельной работы, расширение подготовки по индивидуальным планам, поиск методических приемов в интересах повышения активности обучающихся на занятиях, учет индивидуальной работы обучающихся и др. Как видно из сказанного выше, на этом пути у нас большое поле для деятельности и широкие перспективы.

Под активными методами обучения понимаются такие, которые базируются в основном на развитии творческого мышления, на вынужденной активности обучающихся. К ним относятся: неигровые - диалог, диспут (дискуссия), круглый стол, собеседование, «мозговая атака» и др.; игровые - деловая игра, разыгрывание ролей, анализ конкретной ситуации, имитационное упражнение, тренажи и тренировки; проблемный - формулирование проблемы (проблемной ситуации), показ путей решения проблемы (проблемной ситуации), решение проблемы (проблемной ситуации).

Так, например, в ходе проведения лекций и семинаров предлагается учебную информацию представлять в виде проблемы, которую должен самостоятельно решить обучающийся. Причем проблема должна формулироваться как учебная, а не как научная, то есть являться таковой на данный период обучения для

курсанта. Обучающийся для решения учебной проблемы обладает некоторым объемом информации, но недостаточной для того, чтобы в окончательном виде иметь ответ на нее. Ему, как правило, необходимо самостоятельно искать путь ее разрешения. Следовательно, проблемный метод обучения активизирует учебную деятельность обучающихся и способствует лучшему изучению учебного материала. Опять же видна возрастающая роль самостоятельной работы курсанта. Вновь упираемся в ту же проблему.

Суть занятий, на которых применяются игровые методы обучения, заключается в выполнении обучающимися обязанностей согласно будущему профессиональному предназначению, то есть в определенном смысле осуществляется деловая игра. Как показывает опыт, деловые игры характеризуются высокой активностью обучающихся в ходе их проведения. Но и этот подход не лишен недостатков, так как в ходе таких занятий имеет место незначительный процент охвата обучающихся по выполнению ими профессиональных задач при принятии решения.

В последнее время значительное место в учебном процессе отводится применению современных технических средств обучения и, в первую

очередь, персональных компьютеров. Наибольшее внимание для повышения результативности учебного процесса заслуживает программное обеспечение обучающего характера: автоматизированные учебные курсы (АУК), компьютеризированный учебник (КУ) и экспертные обучающие системы (ЭОС).

В настоящее время в отношении технических средств обучения уверенно приобретает свое первостепенное значение свойство контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Ведущее место, отвечающее данному свойству, занимает ЭВМ с соответствующим программным обеспечением.

Однако при внешней видимости благоприятного течения процесса компьютеризации учебного процесса наблюдаются серьезные издержки в его развитии как объективного, так и субъективного характера.

Следовательно работу по совершенствованию подготовки курсантов-разведчиков на основе эффективного использования традиционных и внедрения новых, в основном, компьютеризированных средств обучения нельзя считать завершенной, она только начинает набирать силу. Требуется дополнительное проведение исследований как в теории, так и в практике их использования, в первую очередь компьютерных средств обучения на различных видах занятий.

Актуальным вопросом обучения курсантов является диагностика достижения целей подготовки специалистов-разведчиков. Безусловно, что цели, поставленные по изучению дисциплин в вузе, должны быть в обязательном порядке диагностируемы, иначе теряется сам смысл обучения. При этом диагностика результатов обучения должна быть как можно больше объективной, основанной на научных достижениях в данной области, на результатах полученного опыта, подкреплена точными

математическими расчетами, опытом боевой подготовки войск, а не субъективным мнением отдельно взятого преподавателя. Например, как показывает опыт выполнения курсантами тактических летучек, зачастую решения обучающихся оцениваются, в основном, по полноте нанесения обстановки, а не по тому, к какому результату приведет данное решение, то есть какая из противоборствующих сторон одержит победу и с каким результатом.

Данное положение, в конечном итоге, напрямую отвергает поставленную цель занятия - формирование творческого мышления курсантов на основе принятия ими смелых, неординарных решений. Причины такого положения зависят от многих факторов. К числу основного можно отнести отсутствие достаточно достоверной и удобной для использования в учебном процессе математической модели для обоснования (проверки) результатов принимаемых обучающимися решений.

В процессе обучения курсантов проводится текущая и итоговая диагностика или контроль полученных знаний, умений и навыков. Но при этом пока еще недостаточна обратная связь с обучающимися, то есть результат контроля практически не влияет на развитие дальнейшего процесса обучения, он лишь служит прямой констатацией до-

стигнутого курсантом индивидуального результата и не влечет за собой необходимость корректировки процесса изучения дисциплины. Преподаватели ограничиваются, в основном, проведением дополнительных консультаций с отстающими, хотя часто имеет место неединичное отставание по определенной теме или группе вопросов. Это положение напрямую зависит от использования в учебном процессе военного вуза теории управления познавательной деятельностью обучающихся.

Суть данной теории заключается в применении принципов управления в обучении, в основу которых заложены положения такой науки, как кибернетика. С точки зрения кибернетики обучение может быть рассмотрено как процесс управления с обратной связью. Управление познавательной деятельностью дает возможность накопления статистических данных о результатах познавательной деятельности, осуществлять учет действий обучающихся и преподавателей для последующей их оценки и анализа.

Следовательно, можно сделать вывод, что необходимо создать в вузе такую систему обучения, при которой поставленные цели подготовки специалиста-разведчика в обязательном порядке должны быть всесторонне диагностируемы, результаты контроля должны оперативно влиять на учебный процесс и иметь большую степень объективности, полноты и разносторонности.

Итак, интенсификация подготовки специалиста по войсковой разведке в военном вузе - это процесс его целенаправленного развития, основанный на более полном использовании учебного времени, внедрении прогрессивных методов и средств обучения, повышении квалификации преподавательского состава, совершенствовании учебно-материальной базы, широкой автоматизации всех сторон деятельности вуза на основе научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.