Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СВЯЗЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИ / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCE / MILITARY SPECIALISTS / COMMUNICATION / DIDACTIC PRINCIPLES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Игорь Иванович

В статье рассматриваются принципы обучения, способствующие формированию военно-профессиональных компетенций у курсантов военных вузов. Автор акцентирует внимание на значимости изучения дисциплины «Связь» для качественной подготовки военного специалиста в условиях модернизации системы военного образования и нарастания темпов научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабич Игорь Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCIES DEVELOPMENT AT MILITARY UNIVERSITY CADETS OF NATIONAL GUARD TROOPS

The article discusses the principles of training that contribute to the formation of military professional competencies among cadets of military universities. The author focuses on the importance of studying the “Communication” discipline for the quality training of a military specialist in the context of modernizing the military education system and increasing the pace of scientific and technological progress.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

И.И. Бабич

(Санкт-Петербург)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

BASIC PRINCIPLES OF MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCIES DEVELOPMENT AT MILITARY UNIVERSITY CADETS OF NATIONAL GUARD TROOPS

В статье рассматриваются принципы обучения, способствующие формированию военно-профессиональных компетенций у курсантов военных вузов. Автор акцентирует внимание на значимости изучения дисциплины «Связь» для качественной подготовки военного специалиста в условиях модернизации системы военного образования и нарастания темпов научно-технического прогресса.

Ключевые слова: военные вузы, военно-профессиональные компетенции, военные специалисты, связь, дидактические принципы обучения.

The article discusses the principles of training that contribute to the formation of military professional competencies among cadets of military universities. The author focuses on the importance of studying the "Communication" discipline for the quality training of a military specialist in the context of modernizing the military education system and increasing the pace of scientific and technological progress. Key words: military higher educational institutions, military professional competence, military specialists, communication, didactic principles of training.

Основными направлениями деятельности Войск национальной гвардии Российской Федерации являются поддержание общественной безопасности и порядка, участие в контртеррористических операциях, борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, участие в обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения [6].

Для успешного выполнения данных задач необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, способных действовать в любых обстоятельствах, умеющих эффективно применять новейшее вооружение, в том числе и средства связи. С учетом постоянного совершенствования материально-технического обеспечения и вооружения возрастает значение формирования различных составляющих воен-

но-профессиональных компетенций будущих офицеров войск национальной гвардии.

Подготовка высококвалифицированного военного представляет собой сложный многоэтапный процесс, базирующийся на основных дидактических принципах обучения, конечной целью которого является формирование (развитие) у курсантов необходимых профессиональных и личностных качеств, умений и способностей (компетенций) [3, с. 78]. Освоение компетенций в процессе обучения не означает сформирован-ности профессиональной компетентности, профессиональная компетентность как характеристика военного специалиста проявляется лишь впоследствии в результате реальной воинской службы [7, с. 93-94]. Однако качество получаемого образования напрямую связано со способностью (умением) выпускника военного вуза в

своей дальнейшей профессиональной деятельности решать типичные и нетипичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных служебных (и жизненных) ситуациях.

Формирование компетенций осуществляется развивающимися средствами специальных учебных дисциплин (модулей), их содержание определяется специализацией, по которой осуществляется обучение [1, с. 164].

Одной из важнейших составляющих военно-профессиональных компетенций является умение использовать современные средства связи. Офицерам необходимо осуществлять управление подразделением, которое, как правило, в боевых условиях осуществляется именно с помощью современных технических средств связи.

Для успешного формирования военно-профессиональной компетентности военнослужащих необходимо, чтобы были достаточно развиты все ее структурные элементы (военно-профессиональные знания; система профессионально важных навыков и умений; военно-профессиональные позиции; личностные качества (особенности); готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности. Указанные цели достигаются в целостном военно-педагогическом процессе.

Военно-профессиональные компетенции определяются нами как способность и готовность выпускника военного вуза как будущего офицера применять знания, умения, профессиональный и жизненный опыт, ценностные установки и личные качества для успешного решения задач, возникающих в сфере его дальнейшей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

В ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» военно-профессиональные и профессионально-специализированные компетенции содержатся непосредственно в основной профессиональной образовательной программе (далее - ОПОП), представляющей собой комплекс основных характеристик образования. Основной целью освоения ОПОП является формирование у курсантов профессиональных качеств, необходимых для службы на офицерских должностях в Войсках национальной гвардии

Российской Федерации в соответствии с военно-учетной специальностью, а также общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, военно-профессиональных, профессионально-специализированных компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.

Изучение военно-профессиональной дисциплины «Связь» направлено на формирование у обучающихся способности лично владеть и правильно эксплуатировать современные технические средства связи, состоящие на вооружении подразделения, а также руководить подразделением при выполнении задач служебно-бое-вой деятельности по штатным средствам связи в военное и мирное время, что подтверждает ее значимость в подготовке военных специалистов в сфере правового обеспечения национальной безопасности.

Дисциплина «Связь» изучается в содержательно-методической взаимосвязи с военно-профессиональными дисциплинами и разделом практики. Занятия по военно-профессиональной дисциплине «Связь» имеют целью поэтапное формирование военно-профессиональных компетенций, которые в конечном итоге выражаются в готовности военного специалиста к решению своих профессиональных задач, что обусловлено появлением новых требований, предъявляемых к вузам в условиях реализации компетентностного подхода, нашедшего отражения в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС ВО 3++) и профессиональных образовательных стандартах.

В связи с этим необходимо выделить некоторые принципы обучения, детерминирующие формирование военно-профессиональных компетенций у курсантов вузов Войск национальной гвардии на занятиях по дисциплине «Связь». Сделать это возможно на основании общепринятой классификации дидактических принципов, на которых базируется военная педагогика.

Педагогическая наука, а вслед за ней и военная педагогика определяют дидактические принципы как основные положения, которые определяют содержание, организационно-педа-

гогические формы и методы обучения в соответствии с общими целями и закономерностями педагогического процесса в целом [2, с. 156]. В научной и отраслевой педагогической литературе не встречается единства перечня дидактических принципов. Однако среди общепризнанных встречаются следующие: принцип научности; принципы наглядности, доступности и систематичности обучения; принципы связи теории с практикой и обучения с жизнью; сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения и многие другие. Применительно к системе военного образования и организации образовательного (педагогического) процесса выделяют схожие принципы, включая социальную обусловленность и гуманный, воспитывающий, развивающий характер обучения военнослужащих.

Рассмотрим некоторые из вышеуказанных принципов.

1. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Доступность должна определяться уровнем подготовки обучающегося, его умственными и физическими возможностями.

2. Принцип наглядности. Применение наглядных и технических средств обучения не только способствует эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

3. Принцип систематичности и последовательности. Для того чтобы изложение учебного материала преподавателем доводилось до уровня системности в сознании обучающихся, необходимо, чтобы знания давались обучающимся не только в определенной последовательности, но и во взаимосвязи. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, то есть логическую последовательность и связь между учебными дисциплинами, изучаемыми на разных курсах обучения, чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном обучающимися ранее.

4. Принцип сознательности и активности. Одной из важнейших целей обучения является формирование у курсантов правильного отношения к окружающей действительности и со-

ответствующих убеждений. Сознательность в усвоении материала обучающимися во многом зависит от деятельности преподавателя, которому необходимо постоянно следить за вниманием курсантов в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, а не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания обучающихся [4].

5. Принцип научности. Содержание образования должно отвечать передовым достижениям науки в соответствующей области знаний. Необходимо формировать познавательные интересы у курсантов, научить их владеть современными методами исследований, систематически привлекать к различным формам научных поисков, стимулировать интерес к таким видам деятельности.

6. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы позволяет дифференцированно осуществлять процесс обучения, правильно формировать межличностные отношения, воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого обучающегося. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным, учитывая степень обучаемости или восприимчивость к учебе [5, с. 24].

7. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Обучающиеся должны быть способны при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, то есть прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.

8. Принцип связи теории с практикой. Главная особенность этого принципа состоит в том, чтобы обучающиеся понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, прежде всего военно-практической направленности. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

На занятиях по военно-профессиональной дисциплине «Связь» применение данного прин-

ципа означает буквально то, что преподаватели на всех учебных занятиях должны шире использовать опыт войсковой практики, подкреплять теоретический материал конкретными примерами из воинского быта. При решении практических задач целесообразно ставить курсанта в роль начальника воинской части, его заместителей (по тыловому, финансовому и иному обеспечению), а при ответах курсантов - в роль руководителя занятия.

циональной гвардии Российской Федерации по военно-профессиональной дисциплине «Связь» будет наиболее продуктивным при реализации совокупности дидактических принципов. В условиях ужесточающихся требований к уровню и качеству подготовки выпускников военных вузов требуется не только искать новые методы, приемы, способы и формы обучения, отвечающие реалиям современности, но и создавать необходимые педагогические условия их реализации (внедрения) в образовательный (педагогический) процесс.

Таким образом, можно предположить, что формирование военно-профессиональных компетенций у курсантов военных вузов Войск на-

Литература

1. Аксенов К.В. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций // Вестник ЯВВУ ПВО. - 2018. - № 2 (3). - С. 162-166.

2. Военная педагогика. Учебник для военных вузов. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2017. - 640 с.

3. Давыдов В.П., Кондратьева О.В. К вопросу о сущности и принципах личностно-профес-сионального становления курсантов военных вузов // Мир образования - образование в мире. - М. - 2018. - № 1 (69). - С. 76-81.

4. Давыдов Н.А. Дидактическое проектирование подготовки специалистов в высшей военной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2006. - 44 с.

5. Калюжный А.С. Личностно-ориентированное воспитание в условиях факультета военного обучения: моногр. - Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2007. - 193 с.

6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О Войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. - 2016. - 6 июля. - № 146.

7. Шишков А.И. Сущность и структура профессиональной компетентности курсантов военных вузов // ТДР. - М. - 2011. - № 11.- С. 93-94.

8. Стародубцев М.П., Бабич И.И. Сущность и содержание военно-профессиональных компетенций офицеров Войск национальной гвардии России и пути их формирования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 120-123.

9. Стародубцев М.П., Бабич И.И. Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 172-175.

10. Грачев Ю.А., Стародубцев М.П. Проблемы формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 22-27.

11. Бабич И.И., Стародубцев М.П. Формирование профессионально-специализированных компетенций в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 233-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.