Научная статья на тему 'Обеспечение безопасного поведения обучающихся общеобразовательной организации в медиасреде'

Обеспечение безопасного поведения обучающихся общеобразовательной организации в медиасреде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиасреда / безопасное поведение / обеспечение безопасности / обучающийся / информационно-коммуникативные свойства / media environment / safe behavior / security provision / student / information and communication properties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Кочнова Софья Алексеевна

Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью разработки научно обоснованных педагогических воздействий на обучающихся, направленных на обеспечение их безопасного поведения в медиасреде с учетом их возрастных особенностей и современных нормативных требований. Авторами доказывается, что повышение безопасности детей в медиасреде необходимо осуществлять не только со стороны ограничений, но и посредством педагогических воздействий с целью формирования у них способностей к безопасному поведению в сети Интернет. На основании теоретического обоснования авторами выявлен потенциал внеурочной деятельности, а далее разработан и апробирован подход, предполагающий развитие у обучающихся навыков самоконтроля и самозащиты, умения распознавать и противостоять манипуляциям и негативному влиянию медиасреды посредством комплекса классных часов. Математическая обработка результатов эксперимента доказала, что разработанный комплекс тематических классных часов является эффективным средством формирования безопасного поведения обучающихся в медиасреде, так как установила достоверность положительных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Кочнова Софья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring safe behavior of students of a general educational organization in the media environment

The relevance of the study is due to the objective need to develop scientifically based pedagogical influences on students, aimed at ensuring their safe behavior in the media environment taking into account their age characteristics and modern regulatory requirements. The authors prove that increasing children’s, safety in the media environment must be carried out not only through restrictions, but also through pedagogical influences in order to develop their abilities for safe behavior on the Internet. Based on theoretical justification the authors have identified the potential of extracurricular activities, and then the approach has been developed and tested that involves developing students’ self-control and self-defense skills, the ability to recognize and resist manipulations and the negative influence of the media environment through a set of classroom hours. Mathematical processing of the experiment results has proved that the developed set of thematic classroom hours is an effective means of developing students’ safe behavior in the media environment, as it has established the reliability of positive changes.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасного поведения обучающихся общеобразовательной организации в медиасреде»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕДИАКУЛЬТУРА. ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА УДК 373

DOI 10.25257/KB.2024.1.25-34

Обеспечение безопасного поведения обучающихся общеобразовательной организации в медиасреде

Ensuring safe behavior of students of a general educational organization in the media environment

Р. Е. БУЛАТ1, С. А. КОЧНОВА1

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия

R.E. BULAT1, S.A. KOCHNOVA1

Leningrad State University named after

A.S. Pushkin,

Saint Petersburg, Russia

Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью разработки научно обоснованных педагогических воздействий на обучающихся, направленных на обеспечение их безопасного поведения в медиасреде с учетом их возрастных особенностей и современных нормативных требований. Авторами доказывается, что повышение безопасности детей в медиасреде необходимо осуществлять не только со стороны ограничений, но и посредством педагогических воздействий с целью формирования у них способностей к безопасному поведению в сети Интернет. На основании теоретического обоснования авторами выявлен потенциал внеурочной деятельности, а далее разработан и апробирован подход, предполагающий развитие у обучающихся навыков самоконтроля и самозащиты, умения распознавать и противостоять манипуляциям и негативному влиянию медиасреды посредством комплекса классных часов. Математическая обработка результатов эксперимента доказала, что разработанный комплекс тематических классных часов является эффективным средством формирования безопасного поведения обучающихся в медиасреде, так как установила достоверность положительных изменений.

Ключевые слова: медиасреда, безопасное поведение, обеспечение безопасности, обучающийся, информационно-коммуникативные свойства

Abstract: The relevance of the study is due to the objective need to develop scientifically based pedagogical influences on students, aimed at ensuring their safe behavior in the media environment taking into account their age characteristics and modern regulatory requirements. The authors prove that increasing children's, safety in the media environment must be carried out not only through restrictions, but also through pedagogical influences in order to develop their abilities for safe behavior on the Internet. Based on theoretical justification the authors have identified the potential of extracurricular activities, and then the approach has been developed and tested that involves developing students' self-control and self-defense skills, the ability to recognize and resist manipulations and the negative influence of the media environment through a set of classroom hours. Mathematical processing of the experiment results has proved that the developed set of thematic classroom hours is an effective means of developing students' safe behavior in the media environment, as it has established the reliability of positive changes.

Key words: media environment, safe behavior, security provision, student, information and communication properties

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие сети Интернет в современных условиях сопровождается ростом и усложнением угроз для безопасности обучающихся, связанных с воздействием на них различных негативных факторов [1]. Высокая значимость обеспечения информационной безопасности детей была озвучена 27 ноября 2023 г. на пресс-конференции «Школьное образование в эпоху фейков» с участием заместителя министра просвещения Российской Федерации А. В. Зыряновой. В рамках ее выступления был анонсирован проект Минпросвещения России по развитию медиаграмотности школьников, который направлен на обучение школьников работе с социальными сетями и информацией [2].

Актуальность дальнейших педагогических разработок, направленных на формирование безопасного поведения обучающихся в медиасреде, подтверждается еще и тем, что многие научно обоснованные и успешно внедренные ранее результаты исследований в настоящее время уже не в полной мере удовлетворяют требованиям новых нормативных документов. Так, например, Письмом Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 утверждены методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности, в которых рассмотрены вопросы обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и обеспечению безопасности персональных данных. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2023 № 1105-р утверждена концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, главная цель которой защитить детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде.

Более того, Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2023 № 3233-р утвержден «План мероприятий по реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года», который включает свыше 70 мероприятий,

сгруппированных по нескольким разделам. Часть плана посвящена формированию безопасной информационной среды для детей. В рамках данной работы планируется разработка проекта федерального закона, обязывающего создателей и распространителей компьютерных игр ввести возрастную маркировку, а также совершенствование системы мониторинга сети Интернет по выявлению противоправного контента и деструктивной активности несовершеннолетних и др.

Заместитель министра просвещения РФ А. В. Зырянова на пресс-конференции медиа-группы «Россия сегодня» 27 ноября 2023 года заявила: «Сегодня благодаря единой сети передачи данных заблокирован доступ образовательных организаций к уже почти 2 тысячам интернет-ресурсам, которые содержали деструктивную, рекламную, игровую или прочую ненужную информацию» [2]. Более того, письмом Рособрнадзора от 15.02.2024 № 07-141 в образовательные организации был направлен Порядок организации федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства России о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Данному документу предшествовало письмо Рособрнадзора от 02.02.2024 № 07-65 о профилактических мероприятиях, в том числе консультировании в данной области.

Административный подход к обеспечению безопасности детей в медиасреде подразумевает использование различных мер, которые предпринимаются как на государственном уровне, так и на уровне образовательных организаций [3]. Наряду с этим, наша позиция состоит в том, что повышение безопасности детей в медиасреде необходимо осуществлять не только со стороны ограничений, но и со стороны педагогических воздействий на школьников с целью формирования у них способностей к безопасному поведению в сети Интернет.

Разумеется, специальный знак или текстовые предупреждения помогут ограничить распространение нежелательного контента среди детей, что поспособствует повышению

уровня безопасности школьников в медиа-пространстве. Однако важнейшей педагогической задачей является обучение детей самозащите в Интернете, формирование у них знаний, умений и навыков безопасного поведения в медиасреде.

При этом следует отметить, что рост спектра и техническое усложнение угроз со стороны сети Интернет, а также постоянное обновление требований нормативных правовых документов в сфере информационной безопасности значительно опережает разработку методических материалов, которые соответствуют запросам реалий настоящего времени. Более того, анализ требований ФГОС начального общего образования (НОО) к результатам освоения основной образовательной программы в области сформированности информационно-коммуникативных свойств личности у будущих пятиклассников выявил ряд недостатков для их безопасного поведения в медиасреде [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность научного исследования обусловлена объективной потребностью разработки научно обоснованных педагогических воздействий на обучающихся, направленных на обеспечение их безопасного поведения в медиасреде, отвечающих современным условиям и обновленным требованиям нормативно-правовых документов. При этом в рамках исследования нами была выделена категория обучающихся, характеризующаяся переходным периодом от начального - к основному общему образованию (ООО). Это было связано как с возрастными особенностями пятиклассников, так и исследованием требований ФГОС НОО к результатам освоенной ими основной образовательной программы НОО в области сформированности безопасного поведения в медиасреде.

В связи с этим нами была сформулирована цель исследования - повышение результативности формирования безопасного поведения пятиклассников в медиасреде.

Поэтому задачами начального этапа исследования являлись:

- раскрыть сущность, содержание и особенности понятия «безопасное поведение в медиасреде»;

- выявить особенности поведения обучающихся в информационном пространстве и факторы, влияющие на формирование их безопасного поведения;

- выявить требования нормативных документов в области сформированности безопасного поведения в медиасреде у обучающихся на этапе перехода из НОО к ООО;

- выявить наиболее целесообразные педагогические подходы.

Результаты теоретической части исследования позволили сформулировать первоочередные задачи экспериментальной части, которые заключались в подборе методик оценки сформированности безопасного поведения пятиклассников в медиасреде и оценке фактического состояния исследуемого показателя.

На основе выполненного констатирующего эксперимента дальнейшее исследование было направлено на совершенствование педагогических воздействий на пятиклассников с целью обеспечения их безопасного поведения в медиасреде. Поэтому в рамках формирующего этапа экспериментальной части исследования основными задачами являлись:

- разработка комплекса классных часов;

- внедрение и их апробация;

- оценка изменений в состоянии сфор-мированности безопасного поведения.

На контрольном этапе эмпирического исследования решалась задача проверки достоверности результатов формирующего эксперимента методами математической статистики, то есть результативности внедрения комплекса классных часов, направленного на развитие у пятиклассников навыков безопасного поведения в медиасреде.

Анализ научной литературы в исследуемой области

Вопросы обеспечения безопасности обучающихся раскрывают в своих работах

многие исследователи. По мнению многих из них, образовательный процесс выполняет функцию формирования безопасного поведения, которое выражается в готовности обучающихся предотвращать и справляться с негативными и опасными обстоятельствами жизни. Гатиятулин Ш. Н. и Ефремова Е. Н. выделяют два компонента, которые в конечном итоге составляют безопасное поведение: разработка объективных действий ожидаемой деятельности и специальная подготовка для обеспечения безопасности жизни. Они определяют безопасное поведение как результат полученных знаний и усвоенных навыков, а также воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность [5]. Григорьева Е. Л. и Быстрицкая Е. В. в своем исследовании рассматривают безопасное поведение как способы деятельности и взаимодействия, не несущие рисков и угроз для него самого и лиц его окружающих, выступающие определяющим в плане отношений к действительности, к характеру общественной деятельности [6].

Вместе с тем особенности медиасреды предопределяют значительные отличия в понимании проблемы безопасного поведения обучающихся именно в медиасре-де. Ее решению посвящены исследования Л. Р. Лойко, Д. А. Богдановой, Е. К. Погодиной, А. Г. Донских и других авторов [6-10]. Так, по мнению Д. З. Боктаевой, проблема формирования нового опыта готовности к безопасному поведению в повседневной жизни становится особенно актуальной в условиях современного мира [11]. Бон-даренко Е. А. предлагаются пути решения проблем, связанных с обеспечением медиа-безопасности обучающихся в современной информационной среде [12].

При этом важным для нашего исследования является учет возрастных особенностей обучающихся. Возрастным и индивидуальным особенностям младших подростков посвящены работы Д. Б. Эльконина и Т. В. Дра-гуновой [13]. Согласно представлениям авторов, на данном возрастном этапе происходит возникновение новых форм общения.

Интерес подростков смещается в сферу общения со сверстниками. Анализ особенностей восприятия информации подростками выполнен в работе И. А. Николаевой, С. А. Гаврилуш-кина и Л. В. Гурылевой, который позволяет предположить, что у большинства исследуемых подростков в возрасте 11-12 лет ведущим каналом восприятия является кинестетический ~ 50 %. Следующим по значимости выступает зрительный канал ~ 31 % [13].

Наряду с этим, период адаптации обучающихся к основному общему образованию характеризуется тем, что универсальные учебные действия как результаты освоения образовательных программ НОО согласно требованиям ФГОС НОО включают универсальные учебные коммуникативные действия, но при этом в них не уточняется уровень и содержание такой важной составляющей, как информационно-коммуникативные свойства личности обучающихся. При этом ФГОС НОО и ФГОС ООО содержат существенные требования к цифровизации образовательного процесса [4].

Поэтому в период адаптации обучающихся к ООО их информационно-коммуникативные свойства личности требуют дальнейшего совершенствования посредством целенаправленных педагогических воздействий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Так, Е. А. Бондаренко в своей работе делает вывод о том, что проведение круглого стола, беседа, анкетирование, классный час, собрание родителей, тематические уроки по безопасности в интернете, внеклассные мероприятия - это эффективные формы, способствующие формированию у школьников навыков информационной безопасности [12].

Формированию безопасного поведения обучающихся посредством уроков информатики посвящена работа Ю. Н. Галагузовой и В. Н. Ефимова, в которой определено ресурсное обеспечение и другие условия безопасности несовершеннолетних в медиасреде [15]. Однако обеспечению безопасного поведения школьников во внеурочной деятельности, а также в период нахождения обучающихся вне общеобразовательной

организации в исследованиях уделено недостаточное внимание. С другой стороны, рассмотрение в научных работах воспитательных возможностей классных часов и других элементов внеурочной деятельности не всегда включает вопросы безопасного поведения пятиклассников в медиасреде [16]. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости раскрытия потенциала классного часа для формирования безопасного поведения данной категории обучающихся в медиасреде.

Содержание и результаты эмпирической части исследования

Экспериментальная часть исследование включила в себя три взаимосвязанных этапа:

1. Констатирующий этап, направленный на выявление фактического уровня сформи-рованности у пятиклассников безопасного поведения в медиасреде.

2. Формирующий этап, включающий разработку и реализацию комплекса классных часов.

3. Контрольный этап, направленный на оценку результативности их внедрения.

На первом этапе был проведен подбор диагностических методик, направленных на оценку сформированности безопасного поведения обучающихся в медиасреде. С учетом возраста и других факторов нами была подобрана общая шкала проблемного использования Интернета А. А. Герасимова и А. Б. Холмогорова, а также разработана диагностическая методика на основе опросника из книги «Как бы ты поступил?» Ю. Б. Гиппенрейтер и А. Н. Рудакова и подготовлено тестирование по вопросам кибер-безопасности детей [17, 18].

Базой исследования являлась одна из общеобразовательных организаций города Егорьевск Московской области. Экспериментальная группа состояла из 31 ученика пятого класса. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство респондентов имели недостаточные показатели по всем трем методикам, а в целом - уровень

сформированности безопасного поведения в медиасреде, требующий дальнейшего роста.

На втором этапе был разработан и реализован комплекс классных часов на темы безопасного поведения в медиасреде с применением игровых методов обучения.

Данный комплекс включил в себя три взаимосвязанных между собой занятия. Содержание занятий было направлено на получение обучающимися знаний, умений и навыков безопасного поведения в информационном пространстве, критической оценки и анализа информации, распознания манипуляций и угроз, связанных с поведением в медиасреде. Для каждого занятия были разработаны технологические карты. Важным элементом каждого занятия являлась обязательная рефлексия.

Первое занятие на тему «Медиасреда и угрозы безопасности в ней» решало следующие задачи: изучение основных понятий и определений; рассмотрение основных угроз безопасности, связанных с поведением в медиасреде; обсуждение основных способов минимизации угроз в медиасреде.

Второе занятие на тему «Конфиденциальность и защита информации в медиа-среде» было нацелено на: ознакомление обучающихся с таким понятием, как конфиденциальность в Интернете; обсуждение основных способов ее обеспечения; рассмотрение понятий идентификация, авторизация и аутентификация.

Третье занятие на тему «Формирование навыков безопасного поведения в медиасреде» включало: решение обучающимися практи-ко-ориентированных задач в игровой форме, способствующих формированию их действий, по структуре и содержанию обеспечивающих безопасное поведение в медиасреде.

На третьем этапе осуществлялось выявление результативности внедрения комплекса классных часов в образовательный процесс посредством применения отобранных на первом этапе диагностических методик и математической обработки полученных результатов. Согласно полученным данным,

средние значения по всем показателям на контрольном этапе в сравнении с констатирующим этапом увеличились, а также возросло количество детей с высоким уровнем сформированности безопасного поведения в медиасреде (рис. 1, 2).

Так, согласно результатам исследования по методике «Тестирование по вопросам ки-бербезопасности школьника» количество респондентов с высоким уровнем возросло

на 7 %, со средним - возросло на 19 %, с низким - уменьшилось на 26 %.

В целом оценка внедрения комплекса классных часов в образовательный процесс подтвердила их результативность, так как показатели участников эксперимента улучшились по всем трем методикам: повысился уровень знаний основ правил безопасного поведения в медиасреде, а также понизился уровень проблемного использования сети Интернет.

Как бы ты поступил? Тестирование Как бы ты поступил? Тестирование

по кибербезопасности по кибербезопасности

Констатирующий этап К°нтр°льный этап

Рисунок 1. Динамика результатов исследования по диагностической методике на основе опросника «Как бы ты поступил?» и по методике «Тестирование по вопросам кибербезопасности школьника»: ■ - высокий уровень; ■ - средний уровень; ■ - низкий уровень

60 50 40 30 20 10 0

ш а

о

35 36

Г I

Конст. этап

Контр. этап

Предпочтение онлайн-общения

I Hi ■ ■ ■

35 36

=

И В И

г 14 п

Конст. этап

Контр. этап

Конст. этап

Контр. этап

Конст. этап

Регуляция настроения

Когнитивная поглощенность

Компульсивное использование

Контр. этап

Конст. этап

Контр. этап

Негативные последствия

Рисунок 2. Динамика уровня безопасного поведения в медиасреде по общей шкале проблемного использования Интернета А. А. Герасимова и А. Б. Холмогорова: - высокий уровень; ■ - средний уровень; ■ - низкий уровень

59

58

45

45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45

36

36

32 32

32 32

ВЫВОДЫ

Данное исследование позволило сформулировать ряд выводов:

- анализ сущности, содержания и особенностей понятия «безопасное поведение обучающихся в медиасреде» доказал отсутствие единых подходов к его структуре и содержанию;

- административные меры к ограждению детей от угроз медиасреды, предпринимаемые как на государственном уровне, так и на уровне образовательных организаций, должны быть сопровождены педагогическими воздействиями на обучающихся, нацеленными на формирование у них навыков безопасного поведения в медиасреде;

- выявление особенностей поведения пятиклассников в медиасреде и факторов, влияющих на формирование их безопасного поведения в информационном пространстве, позволяет утверждать, что безопасное поведение обучающихся в медиасреде зависит от множества факторов, в том числе индивидуальных и личностных особенностей

каждого ребенка, окружении и доступности информации, и предопределяет применение комплексного подхода к формированию ки-бербезопасности;

- подход, предполагающий развитие у детей навыков самоконтроля и самозащиты, умения распознавать и противостоять манипуляциям и негативному влиянию со стороны медиа, а также подход, предусматривающий разработку и внедрение программ, направленных на формирование безопасного поведения в в медиасреде и создание условий для их реализации на практике, являются наиболее целесообразными;

- разработка и реализация комплекса классных часов позволила повысить уровень их знаний, умений и навыков безопасного поведения в медиасреде, а также понизить уровень проблемного использования ими Интернета;

- математическая обработка результатов эксперимента подтвердила, что разработанный комплекс тематических классных часов является эффективным средством, так как установила достоверность положительных изменений у обучающихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Книжникова С. В., Гребенкина Ю. В. Риск вовлечения детей и молодежи в преступления через медиасреду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 88-93.

2. Минпросвещения РФ запустило проект по развитию медиаграмотности школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/20231127/mediagram0tn0st-1912142596.html

(дата обращения: 14.02.2024).

3. Карпухин Д. В., Остроушко А. В. Анализ правотворческой составляющей обеспечения защиты детей от вредоносного информационного воздействия: состояние и перспективы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2019. Т. 14. № 19. С. 248-257.

4. Булат Р. Е., Байчорова Х. С., Полякова А. А. Нормативно-правовые особенности развития информационно-коммуникативных свойств личности обучающихся // Юрист ВУЗа. 2023. № 1. С. 30-39.

5. Гатиятулин Ш. Н, Ефремова Е. Н. Сущность культуры безопасного поведения в педагогической литературе // Форум. 2023. № 3(29).

С. 171-174.

6. Григорьева Е. Л., Быстрицкая Е. В. Формирование культуры безопасного поведения личности в полиэтническом пространстве жизнедеятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-2. С. 328-332.

7. Лойко Л. Р. Формирование навыков безопасного поведения учащихся подросткового возраста в медиасреде // Условия успешной социализации детей и молодежи: перспективные исследования будущих педагогов-психологов, социальных педагогов и социальных работников: Материалы международной научно-практической конференции.

В 2 ч. Ч. 1. Минск, 2023. С. 244-248.

8. Богданова Д. А. Об обучении медиаграмотности в школе // Инновационные технологии в медиаобразовании: материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2016. С. 59-63.

9. Погодина Е. К. Модель профилактики цифровых девиаций

в подростковой среде // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XXII Всероссийской международной научно-практической конференции. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. С. 990-993.

10. Донских А. Г. Медиаправовая грамотность как новая компетенция в цифровой среде // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 2 (48). С. 6-12. D0I:l0.47475/2070-0695-2023-48-2-6-l2

11. Боктаева Д. З. Готовность школьников к безопасному поведению в повседневной жизнедеятельности // Педагог-профессионал

в школе будущего: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2020. С. 139-144.

12. Бондаренко Е. А. Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21(312). С. 79-87.

13 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, М., 1967. 360 с.

14. Николаева И. А., Гаврилушкин С. А., Гурълева Л. В. Особенности восприятия информации подростками, обучающимися в сфере дополнительного образования // Человеческий капитал. 2020. № 5(137). С. 217-229. DOI:l0.25629/HC.2020.05.26

15. Галагузова Ю. Н, Ефимов В. Н. Технология формирования информационно безопасного поведения учащихся на уроках информатики // Челябинский гуманитарий. 2022. № 4 (61). С. 31-36. DOI:l0.47475/l999-5407-2022-l0404

16. Рожкова А. А., Рожкова Е. А. Потенциал тематического классного часа «Разговоры о важном» в формировании нравственных представлений первоклассников // Психолого-педагогические исследования -Тульскому региону: Сборник материалов III Региональной научно-практической конференции. ИД «Среда», 2023. С. 57-63. D0I:l0.3l48з/r-l0678l

17. Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3 (101). С. 56-79. D0I:l0.l7759/cpp.20l8260304

18. Гиппенрейтер Ю. Б., Рудаков А. Н. Как бы ты поступил? Сам себе психолог. М.: Издательство «АСТ», 2018. 128 с.

REFERENCES

1. Booknikova S.V., Grebenkina Y.V. Risk of involvement of children and young people in crimes through the media environment. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" - Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2016, vol. 24, pp. 88-93 (in Russ.).

2. The Ministry of Education of the Russian Federation launched a project to develop the media literacy of schoolchildren. Website. Available at: https://ria.ru/20231127/mediagramotnost-1912142596.html (accessed February 14, 2024) (in Russ.).

3. Karpukhin D.V., Ostroushko A.V. Analysis of the law-making component of ensuring the protection of children from harmful information impact: status and prospects. Ezhegodnik rossiiskogo obrazovatel'nogo zakonodatelstva - Yearbook of Russian educational legislation. 2019, vol. 14, no. 19, pp. 248-257 (in Russ.).

4. Bulat R.E., Baichorova H.S., Polyakova A.A. Normative and legal features of the development of information and communication properties of the personality of students. Iurist VUZa - VUZ Jurist. 2023, no. 1, pp. 30-39 (in Russ.).

5. Gatiyatulin Sh.N., Efremova E.N. Of safe behavior in pedagogical literature. Forum - Forum. 2023, no. 3(29), pp. 171-174 (in Russ.).

6. Grigorieva E.L., Bystritskaya E.V. Forming of culture of safe behaviour

of the personality in multiethnic space of activity. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies. 2016, no. 12-2, pp. 328-332 (in Russ.).

7. Loiko L.R. Formation of skills of safe behavior of adolescent students in the media environment. In: Usloviia uspeshnoi sotsializatsii detei i molodezhi: perspektivnye issledovaniia budushchikh pedagogov-psikhologov, sotsial'nykh pedagogov i sotsial'nykh rabotnikov: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2 ch. [Conditions of successful socialization of children and youth: prospective studies of future pedagogical psychologists, social pedagogues and social workers: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference: in 2 parts]. Minsk, 2023, vol. 1, pp. 244-248 (in Russ.).

8. Bogdanova D.A. On teaching media literacy at school. In: Innovatsionnye tekhnologii v mediaobrazovanii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii - Innovative technologies in media education: proceedings of the international scientific and research conference. Saint Petersburg, Saint Petersburg State Institute of Cinema and Television Publ., 2016, pp. 59-63 (in Russ.).

9. Pogodina E.K. Model of prevention of digital deviations in adolescence // Problems of theory and practice of modern psychology. In: Problemy teorii

i praktiki sovremennoi psikhologii: Materialy XXII Vserossiiskoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proceedings of the XXII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. Irkutsk, Irkutsk State University Publ., 2023, pp. 990-993 (in Russ.).

10. Donskikh A.G. Media law literacy as a new competence in the digital environment. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia - Znak: problem field of media education. 2023, no. 2(48), pp. 6-12 (in Russ.). DOI:10.47475/2070-0695-2023-48-2-6-12

11. Boktaeva D.Z. Readiness of schoolchildren to safe behavior in everyday life. In: Pedagog-professional v shkole budushchego: Materialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Pedagog-professional in the school of the future: Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference]. Elista, ZAO "NPP "Dzhangar" Publ., 2020, pp. 139-144 (in Russ.).

12. Bondarenko E.A. Media security of the person in the information space

of the modern school. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta -Bulletin of Chelyabinsk State University. 2013, no. 21 (312), pp. 79-87 (in Russ.).

13. Vozrastnye i individualnye osobennosti mladshikh podrostkov / Pod red. D.B. Elkonina, T.V. Dragunovoi [Age and individual characteristics of younger adolescents / Edited by D.B. Elkonin, T.V. Dragunova]. Moscow,

1967. 360 p. (in Russ.).

14. Nikolaeva I.A., Gavrilushkin S.A., Guryleva L.V. Features of perception of information by teenagers learning in the field of additional education. Human Capital - Human capital. 2020, no. 5(137), pp. 217-229 (in Russ.). DOI:10.25629/HC.2020.05.26

15. Galaguzova Yu.N., Efimov V.N. Technology of formation of information-safe behavior of students in computer science lessons. Cheliabinskii gumanitariim -Chelyabinsk Humanitarian. 2022, no. 4(61), pp. 31-36 (in Russ.). DOhio.47475/1999-5407-2022-10404

16. Rozhkova A.A., Rozhkova E.A. Potential of thematic classroom hour "Talking about important" in the formation of moral ideas of first-graders. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia - Tulskomu regionu: Sbornik materialov III Regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychological and pedagogical research - Tula region: Collection of materials of the III Regional Scientific and Practical Conference]. ID "Sreda" Publ., 2023, pp. 57-63. D0I:10.31483/r-106781

17. Gerasimova A.A., Kholmogorova A.B. The generalized problematic internet use scale 3 modified version: approbation and validation on the Russian sample. Konsultativnaia psikhologiia i psikhoterapiia - Counseling Psychology and Psychotherapy. 2018, vol. 26, no. 3(101), pp. 56-79. D0I:10.17759/cpp.2018260304

18. Hippenreiter Y.B., Rudakov A.N. Kak by ty postupil? Sam sebepsikholog [How would you act? Yourself psychologist]. Moscow, AST Publishing House, 2018. 128 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Роман Евгеньевич БУЛАТИ

Доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедра педагогики

и педагогических технологий,

Ленинградский государственный

университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург,

Российская Федерация

SPIN-код: 6734-2821

ORCID: 0000-0002-2652-6380

Scopus ID: 57191750406

Researcher ID: AAB-8789-2022

И bulatrem@mail.ru

Софья А. КОЧНОВА Студент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0009-0004-5694-2010 И sonechkakochnova@yandex.ru

Поступила в редакцию 21.03.2024 Принята к публикации 25.03.2024

Для цитирования:

Булат Р. Е., Кочнова С. А. Обеспечение безопасного поведения обучающихся общеобразовательной организации в медиасреде // Культура и безопасность. 2024. № 1. С. 25-34. D0I:10.25257/KB.2024.1.25-34

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Roman E. BULATH

Grand Doctor in Pedagogy, Associate Professor,

Professor of Department of Pedagogy

and Pedagogical Technologies,

Leningrad State University named after A.S. Pushkin,

Saint Petersburg, Russian Federation

SPIN-Kog: 6734-2821

ORCID: 0000-0002-2652-6380

Scopus ID: 57191750406

Researcher ID: AAB-8789-2022

H bulatrem@mail.ru

Sofia A. KOCHNOVA

Student, Leningrad State University named after A.S. Pushkin,

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0009-0004-5694-2010 H sonechkakochnova@yandex.ru

Received 21.03.2024 Accepted 25.03.2024

For citation:

Bulat R.E., Kochnova S.A. Ensuring safe behavior of students of a general educational organization in the media environment Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2024, no. 1, pp. 25-34 (in Russ.). D0I:10.25257/KB.2024.1.25-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.