Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве'

Подготовка будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / киберпространство / безопасность поведения / безопасность жизнедеятельности / обучающийся / условия / профессиональная подготовка / вуз / teacher / cyberspace / behavior safety / life safety / student / conditions / professional training / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иван Васильевич Мыльченко

В статье представлен один из путей повышения эффективности профессиональной под-готовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве. Автором обосновывается актуальность рассматриваемой проблематики, репрезентируется степень научной проработанности вопроса, а также обозначаются реально существующие проблемы в процессе подготовки бу-дущих педагогов к решению профессиональных задач такого типа. Для оптимизации последнего автор раскры-вает сущность двух групп условий – содержательных и процессуально-технологических. В перечне первых обосновывается влияние разработки и внедрения элективного курса «Основы безопасности в киберпростран-стве», а также наполнение информационно-образовательной среды вуза. Среди процессуально-технологиче-ских условий автор рассматривает значение инструктивных сборов и включение ситуативных задач в образо-вательный процесс профессиональной подготовки будущих педагогов. Целостность и охват условиями всех компонентов деятельности позволяют автору говорить о повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing Future Teachers to Form the Foundations of Safe Behavior of Students in Cyberspace

The article presents one of the ways to improve the effectiveness of professional training of future teachers to form the foundations of safe behavior of students in cyberspace. The author substantiates the relevance of the issues under consideration, the degree of scientific elaboration, as well as the actual problems in the process of preparing future teachers to solve professional tasks of this type. To improve the process of professional training of future teachers to form the foundations of safe behavior in cyberspace for students, the author proposes and reveals the essence of two groups of conditions: substantive and procedural-technological. The list of substantive conditions substantiates the impact of the development and the introduction of the elective course “Fundamentals of security in cyberspace”, as well as filling the information and educational environment of the university. Among the procedural-technological conditions, the author considers the importance of instructional assemblies and the inclusion of situational tasks in the educational process of professional training of future teachers. The integrity and coverage of the conditions of all components of the activity allows the author to talk about improving the quality of professional training of future teachers to form the foundations of safe behavior of students in cyberspace.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве»

Научная статья УДК 378.1

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.17

Подготовка будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве

Иван Васильевич Мыльченко

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, ivan.mylchenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6493-4043

Аннотация. В статье представлен один из путей повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве. Автором обосновывается актуальность рассматриваемой проблематики, репрезентируется степень научной проработанности вопроса, а также обозначаются реально существующие проблемы в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач такого типа. Для оптимизации последнего автор раскрывает сущность двух групп условий - содержательных и процессуально-технологических. В перечне первых обосновывается влияние разработки и внедрения элективного курса «Основы безопасности в киберпространстве», а также наполнение информационно-образовательной среды вуза. Среди процессуально-технологических условий автор рассматривает значение инструктивных сборов и включение ситуативных задач в образовательный процесс профессиональной подготовки будущих педагогов. Целостность и охват условиями всех компонентов деятельности позволяют автору говорить о повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве.

Ключевые слова: педагог, киберпространство, безопасность поведения, безопасность жизнедеятельности, обучающийся, условия, профессиональная подготовка, вуз

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Мыльченко И.В. Подготовка будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 125-130. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.17.

Original article

Preparing Future Teachers to Form the Foundations of Safe Behavior of Students in Cyberspace

Ivan V. Mylchenko

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, ivan.mylchenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6493-4043

Abstract. The article presents one of the ways to improve the effectiveness of professional training of future teachers to form the foundations of safe behavior of students in cyberspace. The author substantiates the relevance of the issues under consideration, the degree of scientific elaboration, as well as the actual problems in the process of preparing future teachers to solve professional tasks of this type. To improve the process of professional training of future teachers to form the foundations of safe behavior in cyberspace for students, the author proposes and reveals the essence of two groups of conditions: substantive and procedural-technological. The list of substantive conditions substantiates the impact of the development and the introduction of the elective course "Fundamentals of security in cyberspace", as well as filling the information and educational environment of the university. Among the procedural-technological conditions, the author considers the importance of instructional assemblies and the inclusion of situational tasks in the educational process of professional training of future teachers. The integrity and coverage of the conditions of all components of the activity allows the author to talk about improving the quality of professional training of future teachers to form the foundations of safe behavior of students in cyberspace.

Keywords: teacher, cyberspace, behavior safety, life safety, student, conditions, professional training, university

Funding: Independent work.

For citation: Mylchenko, I.V. (2023) Preparing Future Teachers to Form the Foundations of Safe Behavior of Students in Cyberspace. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 125-130. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.12.17 (In Russian).

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось кардинальной трансформацией информационной сферы жизни общества и способов связи между людьми. Это обусловлено стремитель-

© Мыльченко И.В., 2023

ным развитием 1Т-сферы, всеобщим охватом населения социальными сетями, цифровыми сообществами, образовательными платформами и другими информационными ресурсами, что обеспечивает киберпространство.

И.В. Роберт в качестве ключевой особенности развития современного общества обозначает возросшую значимость интеллектуального труда, непосредственно связанного с потребностью в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными личностями, группами или сообществами людей (Роберт, 2010). Это обусловливает все возрастающую потребность личности в свободном владении информационными и коммуникационными технологиями. А любая активность при несоблюдении правил и порядка ее реализации может быть сопряжена с опасностью. Таким образом, вместе с колоссальными возможностями информационной сферы человечество приобрело и потенциальный риск.

В киберпространстве, несмотря на отсутствие прямых физических контактов между людьми, существуют угрозы материальных потерь для пользователей Сети, а также утраты здоровья и даже жизни. В 2017 г. по стране прокатилась волна суицидов среди подростков, причиной которой стало влияние групп, созданных в социальных сетях («Синий кит», «Тихий дом» и т.д.). В них были вовлечены сотни детей по всей стране. Все это обнажило необходимость формирования основ безопасного поведения в киберпространстве у обучающихся, а значит, и пересмотра подходов к процессу целенаправленной подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач такого типа.

Понятие «кибербезопасность» активно разрабатывается учеными в разных плоскостях. С точки зрения Д.Б. Дубининой, она представляет собой некую совокупность мер, реализуемых с целью защиты систем, сетей и программных продуктов от целенаправленных вредоносных цифровых атак, направленных на получение доступа к персональной информации человека, ее изменение, уничтожение (Дубинина, 2019).

В свою очередь Н.А. Моисеева обращает внимание на умение будущих педагогов оценивать возможные риски социальной инженерии при работе в цифровом пространстве, отмечает необходимость владения ими знаниями по защите персональных данных, понимания негативного влияния гаджетов на психическое и физическое развитие человека, особенно ребенка (Моисеева, 2021).

Проблема кибербезопасности достаточно хорошо разработана с различных сторон. Так, технологическую ее составляющую изучали такие исследователи, как Н.Н. Акимов (2018), П.А. Замятин (Байгутлина, Замятин, 2021), В.М. Московченко, М.А. Гудков, О.С. Лаута (Московченко и др., 2018) и др. Правовые аспекты кибербезопасности раскрываются в трудах Е.О. Елизаровой, В.М. Настич, С.С. Чекулаева (Елизарова и др., 2020), Е.С. Шкодиной, Е.Г. Шихановой (Шкодина, Шиханова, 2021) и др. Социально-гуманитарные аспекты кибербезопасности освещаются в работах Т.А. Бороненко1, Е.И. Пустовой, Т.Н. Шарыповой (Пустовая, Шарыпова, 2020) и др.

Педагогические исследования по проблемам кибербезопасности появились сравнительно недавно, и здесь можно назвать такие имена ученых, как А.С. Зуфарова (2022), Н.А. Моисеева (2021), Г.Ю. Яламов (2020). Специфика организации образовательного процесса в контексте кибербезопасности рассматривается в работах К.С. Итинсон, В.М. Чирковой (Итинсон, Чиркова, 2021), В.Е. Быкова, А.Ю. Бурова, Н.П. Дементиевской (Быков и др., 2019), Н.Н. Паньгиной (2017) и др.

Несмотря на достаточную степень научной разработанности проблемы, педагогическая практика испытывает значительное число трудностей в реализации образовательного процесса в изучаемом контексте. Это связано с рядом позиций:

1. Отсутствие в учебных планах образовательных программ по педагогическому направлению подготовки учебных дисциплин, связанных с формированием умений безопасного поведения в киберпространстве. Справедливости ради отметим, что согласно положениям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование2 и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями)3 дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» должна в обязательном порядке входить в содержание образовательной программы. Анализ учебного курса позволяет говорить об отсутствии в нем дидактической единицы, ориентированной на подготовку будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве.

1 Основы цифровой грамотности и кибербезопасности / Т. А. Бороненко [и др.]. СПб., 2021. 431 с.

2 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование : приказ от 22.02.2018 № 121 [Электронный ресурс] // ФГОС. URL: https://clck.ru/36rs3D (дата обращения: 26.11.2023).

3 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки : приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38749 (дата обращения: 2б.11.2023).

2. Содержание практической подготовки будущих педагогов на базах образовательных организаций (в рамках проведения практических занятий по учебным дисциплинам, прохождения различных видов практики) также не включает задания, призванные способствовать формированию методических основ и отработке приемов и способов безопасного поведения обучающихся в киберпространстве.

3. Задания для итоговой и промежуточной аттестации по профессионально направленным дисциплинам также не содержат разработанные оценочные средства, способные выявить сфор-мированность готовности будущего педагога решать профессиональные задачи, связанные с форсированием безопасного поведения обучающихся в киберпространстве.

Для получения более подробной информации и обнаружения области образовательных затруднений среди будущих педагогов в контексте рассматриваемой проблемы мы провели анкетирование, охватившее 175 студентов. Анализ полученных данных показал, что абсолютно все респонденты (100 %) определяют проблему формирования безопасного поведения в киберпространстве в качестве актуальной и считают целесообразным проводить специально организованную образовательную деятельность, начиная уже с дошкольного возраста. Однако соответствующей подготовки будущих педагогов к решению данных профессиональных задач в условиях вуза практически не ведется (так ответили 77 % опрошенных). В процессе практической подготовки на базе дошкольных образовательных организаций 69 % респондентов не сталкивались с проблемой попадания детей в проблемную ситуацию в ходе какой-либо деятельности в киберпространстве. В то же время 31 % будущих педагогов не смогли однозначно определить интернет-пространство в качестве относительно безопасного. 92 % респондентов считают, что ребенок сможет избежать риска, если будет знать правила и возможные последствия своего поведения в киберпространстве.

Кроме того, для того чтобы выявить степень сформированности у педагогов умений решать профессиональные задачи, связанные с трансляцией основ безопасного поведения обучающегося в киберпространстве, мы предложили респондентам рассмотреть ряд проблемных ситуаций, таких как получение фишингового письма, блокировка учебной записи абонента, случайное открытие ссылки из рекламы и пр. Как показало данное исследование, у будущих педагогов нет четкого понимания алгоритма решения профессиональных задач подобного типа. Они опираются на личный опыт, а также на знания из области педагогики и психологии.

Полученные нами данные позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Целенаправленная, системная работа в условиях вуза по формированию готовности будущего педагога решать профессиональные задачи, связанные с формированием безопасного поведения обучающихся в киберпространстве, не осуществляется. В содержании образовательной программы (в том числе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности») отсутствует дидактическая единица, связанная с формированием основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве.

2. Практическая подготовка студентов по педагогическим специальностям, а также содержание фондов оценочных средств не ориентированы на формирование реальных практических умений решать профессиональные задачи данного типа.

Для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения в киберпространстве у обучающихся мы выстроили образовательный процесс согласно двум группам условий: содержательных и процессуально-технологических. К первым мы отнесли следующие:

1. Разработка и реализация в реальном образовательном процессе педагогического вуза элективного курса «Основы безопасности в киберпространстве».

Выбор данного условия обусловлен рядом причин:

• содержание элективных курсов обновляется в достаточной степени динамично исходя из процессов, происходящих в системе образования;

• направленность образовательного процесса по выборным дисциплинам может отражать наиболее актуальные направления подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности;

• элективные курсы, как правило, носят ярко выраженный практикоориентированный характер;

• содержание предметов по выбору основано на синтезе ряда дисциплин учебного плана, представляя собой междисциплинарную интеграцию содержательных аспектов деятельности будущего педагога.

Вводное занятие в рамках данного курса имело целью прежде всего формирование мотивации у будущих педагогов быть готовыми самим и подготовить обучающихся к встрече с потенциальными угрозами в киберпространстве, обеспечение осознания реальности киберугроз и их последствий.

В содержание данного курса были заведены следующие дидактические единицы: «Виртуальная среда», «Разновидности информационных угроз», «Условно-опасный ресурс», «Кибербез-опасность», «Алгоритм действий в ситуации киберугрозы», «Формы, средства и методы формирования основ безопасного поведения в киберпространстве у детей и подростков» и т.д.

В рамках заявленного курса аттестация по образовательным модулям проводится в виде конкурса «Кибербезопасность в образовании» по следующим направлениям: «Лучший конспект занятия / урока по кибербезопасности в образовании», «Лучший видеоролик "Алгоритм действий для безопасного поведения в киберпространстве для школьников (начальная школа, среднее звено, основное звено школы)"», «Конкурс листовок и социальной рекламы на тему "Я выбираю кибербезопасность"», «Лучший веб-квест по кибербезопасности» и др. В качестве форм аттестации по модулям выступают творческий диктант, дебаты и др.

1. Специализированное наполнение информационно-образовательной среды. Актуальным и эффективным средством профессиональной подготовки будущего педагога является электронный образовательный портал университета, позволяющий организовывать как процесс передачи новых знаний, так и промежуточный мониторинг и контроль уровня усвоения уже изученного. Размещение контрольных материалов в электронном пространстве позволяет провести тестирование студентов в короткие сроки и получить оперативные данные о степени усвоения предложенного материала. Такие ресурсы весьма эффективны для проведения промежуточных срезов, что позволяет выявить наиболее «западающие» области знания и произвести своевременную коррекцию работы.

Теоретический материал, представленный на образовательном портале и определяющий структуру электронного образовательного ресурса, должен обладать структурированностью, полнотой, интерактивностью, наглядностью, открытостью.

В рамках данного условия были размещены:

- видеоматериалы, содержащие в себе информацию о сайтах и порталах, где можно найти актуальную информацию по основам безопасного поведения в киберпространстве;

- методические рекомендации и видеоматериалы по курсу «Безопасность будущего»;

- записи вебинаров для педагогического сообщества по курсу «Безопасность поведения в киберпространстве»;

- конспекты уроков по различным аспектам формирования навыков безопасного поведения обучающихся в киберпространстве и др.

Процессуально-технологическими условиями подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения у обучающихся в киберпространстве выступили: организация квазипрофессиональной деятельности в виде моделирования ситуаций, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности студентов, а также проведение инструктивных сборов. Целью квазипрофессиональной деятельности студентов являлось формирование комплекса профессиональных компетенций, позволяющих решать задачи, связанные с развитием у обучающихся навыков безопасного поведения в киберпространстве.

Проведение инструктивных сборов было призвано создать условия для отработки практических умений будущих педагогов в условиях, максимально приближенных к реальным. Данная форма работы может быть определена как квазипрофессиональная и ориентирована на перевод усвоенной учебной информации в формат направленной деятельности по специальности. В качестве образовательного результата инструктивных сборов отмечаем повышение профессиональной мотивации будущих педагогов, формирование ориентировочной и операциональной основ действия, развитие организаторских способностей и коммуникативных умений.

Инструктивные сборы в профессиональной подготовке будущих педагогов выполняют следующие функции:

- мотивационную, раскрывающуюся в становлении и развитии смыслообразующих элементов трудовой деятельности;

- квазипрофессиональную, ориентированную на условное погружение студентов в работу школы (детского сада) и выполнение функций педагога образовательной организации;

- образовательную, предусматривающую активизацию междисциплинарных связей, призванных анализировать предлагаемые педагогические ситуации с позиции целого спектра дисциплин психолого-педагогической направленности;

- коммуникативную, ориентированную на формирование умений выстраивать конструктивное взаимодействие с потенциальными участниками образовательных отношений, а также социальными партнерами.

Инструктивные сборы имеют стационарный характер (на территории университета). В процессе их организации и проведения (по субботам на протяжении 3 месяцев) создаются ситуации, максимально приближенные к реальным условиям профессиональной деятельности (проведе-

ние занятия / урока, внеурочных мероприятий), организация групповой работы и включение студентов в совместную подготовку общешкольных мероприятий по формированию основ безопасного поведения в киберпространстве у обучающихся, подготовка видеоматериалов и прочее.

Для выполнения целевых ориентиров, представленных в «Концепции преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности»" в образовательных организациях Российской Федерации»1, в образовательный процесс были включены ситуативные задачи. Данный метод относится к числу имитационных неигровых и призван научить оценивать ситуацию, описанную в ней угрозу, принимать обоснованное решение, применять знания и умения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ситуативная задача представляет собой некий объект мыслительной деятельности, предусматривающий описание конкретной проблемной (вопросительной) ситуации, содержащей условия, требования к принятию решения, а также функциональные зависимости2.

Такой тип задач выполняет в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов следующие функции:

- дидактическую, которая проявляется в строго заданной содержательности и тематической направленности ситуативной задачи, потребности в получении нового знания, а также умения систематизировать уже имеющийся запас предметного знания, умения выстраивать междисциплинарные связи;

- воспитательную, которая раскрывается в мировоззренческом, идеологическом контексте задачи, что позволяет не только совершенствовать когнитивную составляющую, но и воспитывать ряд профессионально и личностно значимых качеств будущих педагогов;

- эвристическую, которая проявляется в возможности развивать у будущих педагогов гибкость профессионального мышления, умения видеть ситуацию с различных сторон и т.д.;

- развивающую, находящую отражение в совершенствовании рационального мышления студентов, умения логически выстраивать и обосновывать свои действия, предусматривать различные варианты развертывания событий.

Таким образом, социальные вызовы, с которыми предстоит сталкиваться в своей профессиональной деятельности будущему педагогу, стремительно трансформируются, что обусловливает смену содержательных векторов профессиональной подготовки в условиях вуза. Алгоритм обучения студентов, выстроенный согласно предложенным нами содержательным и процессуально-технологическим условиям, продемонстрировал свою эффективность не только в образовательном процессе в стенах вуза при решении различных профессиональных задач, но также и в процессе практической подготовки студентов в условиях школы (детского сада). Целостность и охват обозначенными условиями всех компонентов деятельности позволяет нам говорить о повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся в киберпространстве.

Список источников:

Акимов Н.Н. Анализ методов оценки риска кибербезопасности АСУ ТП // Информационные системы и технологии ИСТ-2018. Нижний Новгород, 2018. С. 459-462.

Байгутлина И.А., Замятин П.А. Геоинформационные технологии, киберспорт и кибербезопасность // Славянский форум. 2021. № 2 (32). С. 316-326.

Быков В.Е., Буров А.Ю., Дементиевская Н.П. Кибербезопасность в цифровой учебной среде // Информационные стратегии и средства обучения. 2019. Т. 70, № 2. С. 313-331.

Дубинина Д.Б. Проблема медиабезопасности и кибербезопасности личности школьника и студента в современном информационном пространстве // Экология медиасреды. М., 2019. С. 96-101.

Елизарова Е.О. Настич В.М., Чекулаев С.С. Правовое регулирование цифровой безопасности в России и странах АТР и ее соотношение с кибербезопасностью // Юридическая наука. 2020. № 6. С. 42-46.

Зуфарова А.С. Информационная безопасность в образовательном процессе // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12, № 2. С. 236-240.

Итинсон К.С., Чиркова В.М. Обеспечение кибербезопасности в образовательных учреждениях: осведомленность, правила, стратегия // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 4 (37). С. 99-102. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1004-0022.

Моисеева Н.А. Кибербезопасность как важный компонент цифровой грамотности поколения Z // Цифровизация и кибербезопасность: современная теория и практика. Омск, 2021. С. 191-196.

Московченко В.М., Гудков М.А., Лаута О.С. Робототехническая система анализа кибербезопасности информационных систем и сетей связи // НБИ технологии. 2018. Т. 12, № 2. С. 30-38. https://doi.org/10.15688/NBIT.jvolsu.2018.2.5.

1 Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. 24.12.2018 Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Болтянская Т.О. Ситуативные задачи как средство формирования финансово-экономического мышления студентов техникума : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 183 с.

Паньгина Н.Н. Современная цифровая образовательная среда: вопросы кибербезопасности школьников // Безопасность в сети Интернет. СПб., 2017. С. 22-34.

Пустовая Е.И., Шарыпова Т.Н. Кибербезопасность в наше время // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 24. С. 1489-1491.

Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М., 2010. 356 с

Шкодина Е.С., Шиханова Е.Г. Правовоe регулирование кибербезопасности: постановка проблемы // Онтологические и социокультурные основания альтернативного проекта глобализации. Екатеринбург, 2021. С. 378-381.

Яламов Г.Ю. О современном состоянии обучения кибербезопасности // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 3 (53). С. 52-60. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2020.53.3.06.

References:

Akimov, N. N. (2018) Analysis of the Methods of Evaluating Cyber-Security Risk In Industrial Control System. In: Informatsionnye sistemy i tekhnologii IST-2018. Nizhnii Novgorod, рр. 459-462. (In Russian).

Baygutlina, I. A. & Zamyatin, P. A. (2021) Geoinformation Technologies, E-Sports and Cybersecurity. Slavic Forum. (2 (32)), 316-326. (In Russian).

Bykov, V. Yu., Burov, O. Yu. & Dementievska, N. P. (2019) Cyber Security in a Digital Learning Environment. Informatsionnye strategii i sredstva obucheniya. 70 (2), 313-331. (In Russian).

Dubinina, D. B. (2019) The Problem of Media Security and Cybersecurity of the Student and Student in the Modern Information Space. In: Ekologiya mediasredy. Moscow, рр. 96-101. (In Russian).

Elizarova, E. O., Nastich, V. M. & Chekulaev, S. S. (2020) Legal Regulation Of Digital Security In Russia And The Apr Countries And Its Relationship With Cyber Security. Yuridicheskaya nauka. (6), 42-46. (In Russian).

Itinson, K. S. & Chirkova, V. M. (2021) Cybersecurity in Educational Institutions: Awareness, Rules, Strategy. Baltic Humanitarian Journal. 10 (4 (37)), 99-102. Available from: doi:10.26140/bgz3-2021-1004-0022. (In Russian).

Moiseeva, N. A. (2021) Cybersecurity is the Important Component of Generation Z' Digital Literacy. In: Tsifrovizatsiya i kiberbezopasnost': sovremennaya teoriya ipraktika. Omsk, рр. 191-196. (In Russian).

Moskovchenko, V. M., Gudkov, M. A. & Lauta, O. S. (2018) Robotechnical System for Analyzing Cyber-Security of Information Communication Systems and Networks. NBI Technologies. 12 (2), 30-38. Available from: doi:10.15688/NBIT.jvolsu.2018.2.5. (In Russian).

Pan'gina, N. N. (2017) Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda: voprosy kiberbezopasnost shkol'nikov [Modern digital educational environment: cybersecurity issues for schoolchildren]. In: Bezopasnost' vsetiInternet. St. Petersburg, рр. 22-34. (In Russian).

Pustovaya, E. I. & Sharypova, T. N. (2020) Kiberbezopasnost' v nashe vremya [Cybersecurity in our time]. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. (24), 1489-1491. (In Russian).

Robert, I. V. (2010) Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskii i tekhnologicheskii aspekty) [Theory and methodology of informatization of education (Psychological, pedagogical and technological aspects)]. Moscow. 356 р. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shkodina, E. S. & Shikhanova, E. G. (2021) Cybersecurity as a Legal Category: Problem Statement. In: Ontologicheskie i sotsiokul'turnye osnovaniya al'ternativnogo proekta globalizatsii. Ekaterinburg, рр. 378-381. (In Russian).

Yalamov, G. Yu. (2020) About the Current State of Cybersecurity Education. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. (3 (53)), 52-60. Available from: doi:10.25688/2072-9014.2020.53.3.06. (In Russian).

Zufarova, A. S. (2022) Information Security in the Educational Process. Education Management Review. 12 (2), 236-240. (In Russian).

Информация об авторе И.В. Мыльченко - кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=784685

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author I.V. Mylchenko - PhD in Biology, Associate Professor, Department of Medical and Biological Disciplines and Life Safety, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=784685

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.