Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОМАНДНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАСКАДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Людмила Николаевна, Толстых Ольга Сергеевна

Несмотря на наличие ряда исследований по проблеме формирования безопасного поведения младших школьников остается открытым вопрос о способах повышения результативности этого процесса. Актуальность исследования заключается в том, что авторы предлагают вариант решения через разработку организационно-технологической модели формирования безопасного поведения младших школьников. Преимущество данной модели: она основана на каскадной технологии, в которой заложена естественная последовательность и разворачивание стадий безопасного поведения: уклонения от опасности, преодоления опасности, предвидения опасности. Особенность модели заключается в том, что формирование безопасного поведения младших школьников осуществляется в условиях командно-игровой деятельности. В статье раскрыты характеристики элементов, составляющих модель. Описаны результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели, на основе которых подтверждена ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Людмила Николаевна, Толстых Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATIONAL AND TECHNOLOGICAL MODEL OF FORMING SAFE BEHAVIOR IN ELEMENTARY SCHOOL-AGED CHILDREN

Despite the fact that there are several studies of the issue of forming safe behavior in elementary school-aged children, the problem of how to increase the effectiveness of this process is still to be discussed. The authors propose developing an organizational and technological model of forming a safe behavior in elementary school-aged children as a solution, which makes the study relevant. The advantage of this model is that it is based on cascade technology, in which there is a natural sequence and unfolding of the stages of safe behavior like evasion of danger, overcoming danger and anticipation of danger. The peculiarity of the model is that safe behavior in elementary school-aged children is formed through team-game activity. The article presents characteristics of the elements of the model. The results of a pedagogical experiment to implement the model, proving its effectiveness, are described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научная статья УДК 37.013

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Людмила Николаевна Давыдова10, Ольга Сергеевна Толстых2

1 Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия

2Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

1lugena2003@mail.ruH, http://orcid.org/0000-0002-3196-8351 2Olga.srv@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8063-9714

Аннотация. Несмотря на наличие ряда исследований по проблеме формирования безопасного поведения младших школьников остается открытым вопрос о способах повышения результативности этого процесса. Актуальность исследования заключается в том, что авторы предлагают вариант решения через разработку организационно-технологической модели формирования безопасного поведения младших школьников. Преимущество данной модели: она основана на каскадной технологии, в которой заложена естественная последовательность и разворачивание стадий безопасного поведения: уклонения от опасности, преодоления опасности, предвидения опасности. Особенность модели заключается в том, что формирование ©Давыдова Л. Н., Толстых О. С., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

безопасного поведения младших школьников осуществляется в условиях командно-игровой деятельности. В статье раскрыты характеристики элементов, составляющих модель. Описаны результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели, на основе которых подтверждена ее эффективность.

Ключевые слова: стратегии безопасного поведения, безопасное поведение младших школьников, организационно-технологическая модель, командно-игровая деятельность, каскадная технология

Для цитирования: Давыдова Л. Н., Толстых О. С. Организационно-технологическая модель формирования безопасного поведения младших школьников // Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95.

General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical

sciences)

Original article

ORGANISATIONAL AND TECHNOLOGICAL MODEL OF FORMING SAFE BEHAVIOR IN ELEMENTARY SCHOOL-AGED

CHILDREN

Ludmila N. Davydova10, Olga S. Tolstykh2

1Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia

2Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia 1lugena2003@mail.ruH, http://orcid.org/0000-0002-3196-8351 2Olga.srv@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8063-9714

Abstract. Despite the fact that there are several studies of the issue of forming

safe behavior in elementary school-aged children, the problem of how to increase the ©Давыдова Л. Н., Толстых О. С., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

effectiveness of this process is still to be discussed. The authors propose developing an organizational and technological model of forming a safe behavior in elementary school-aged children as a solution, which makes the study relevant. The advantage of this model is that it is based on cascade technology, in which there is a natural sequence and unfolding of the stages of safe behavior like evasion of danger, overcoming danger and anticipation of danger. The peculiarity of the model is that safe behavior in elementary school-aged children is formed through team-game activity. The article presents characteristics of the elements of the model. The results of a pedagogical experiment to implement the model, proving its effectiveness, are described.

Keywords: strategies of safe behavior, safe behavior in elementary school-aged children, organisational and technological model, team-game activity, cascade technology

For citation: Davydova L. N., Tolstykh O. S. Organisational and technological model of forming safe behavior in elementary school-aged children. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(4):77-95. (In Russ.).

Обзор научно-методических источников в проблемном поле формирования безопасного поведения показал, что в педагогической науке и практике имеются существенные наработки, которые могут выступать платформой для дальнейших исследований. Вместе с тем остается открытым вопрос о способах повышения результативности процесса формирования безопасного поведения обучающихся ступени начального общего образования.

Актуальность исследования заключается в том, что авторы предлагают вариант решения рассматриваемой проблемы через разработку организационно-технологической модели формирования безопасного поведения младших школьников, основанной на каскадной технологии и организованной в командно-игровой деятельности.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

Прежде чем рассматривать варианты повышения результативности

процесса формирования безопасного поведения младших школьников, необходимо определиться с основными понятиями.

В процессе анализа научной литературы по заявленной проблеме выявлены разные точки зрения исследователей относительно феномена «безопасное поведение». Это неудивительно, поскольку авторы применяют различные научные подходы к рассмотрению изучаемого феномена и условий его формирования. Так, одни исследователи (Е. М. Благодырь, И. И. Близнюкова, Л. Н. Гладкова, М. В. Гордиенко, И. С. Зимина, В. В. Мошкин, М. Э. Паатова, К. В. Планкин и др.), используя социально-личностный подход, акцентируют внимание на воспитании определенных качеств личности, составляющих ее социальную основу и способствующих становлению «личности безопасного типа поведения». Другие ученые (Д. В. Егоринков, И. Ю. Кокаева, Н. Ю. Марчук, Ю. Л. Науменко, Т. В. Панченко, Е. Ф. Сайфутдиярова, Л. А. Сорокина, Л. Ф. Фатихова и др.), исходя из деятельностного подхода, отстаивают позицию о необходимости приобретения умений, навыков, опыта безопасного поведения на основе готовности и способности применять их в типовых и новых ситуациях. Несмотря на полярные позиции отечественных исследователей при формулировке понятия «безопасное поведение», они все-таки солидарны и отталкиваются от сущности безопасности, которая предусматривает отсутствие опасности.

Зарубежные исследователи придают особое значение безопасности детей, поскольку считают, что существует прямая зависимость ее от детского травматизма. Так, Х. Дубовиц, С. Фейгельман и другие специалисты, рассматривая необходимость профилактики детских травм, разработали программу «Безопасная среда для каждого ребенка» (SEEK) с целью оказания профилактической помощи в начальной школе [1].

А. Хоуп, создавая образы потенциальных опасностей и используя социокультурный контрдискурс, изучал предполагаемые преимущества

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

определенных рискованных действий в образовательных учреждениях. Результаты предназначались практикам, помогая им более творчески подходить к образовательному процессу и пониманию другого «проблемного» поведения обучающихся [2].

Общие выводы по результатам зарубежных исследований включали рекомендации не только по обеспечению безопасности при использовании оборудования на детских площадках, но и по повышению осведомленности субъектов о рисках.

Однако в результате научного поиска нами была выявлена закономерность безопасного поведения, которая предопределена естественным механизмом развертывания стадий (фаз) безопасного поведения и позволяет определить развитие стратегий безопасного поведения (без необходимости возврата) в следующей последовательности: уклонение, преодоление, предвидение.

На основе этого нами конкретизировано понятие «безопасное поведение младших школьников», оно рассматривается как интегрированная характеристика личности, основанная на готовности и способности реализовать действия стратегий уклонения от опасности, преодоления и предвидения ее.

Формирование безопасного поведения младших школьников нами представляется как целостный процесс ознакомления и поэтапного освоения действий и способов стратегий (уклонения, преодоления, предвидения).

Стратегия уклонения в контексте формирования безопасного поведения подразумевает подлинное значение слова «уклонение»: избегание, увертывание, уход от прямого воздействия опасности [3, с. 762]. Вместе с тем стратегия рассматривается как разумная разновидность конструктивного действия защиты и обеспечения безопасности. При реализации этой стратегии могут быть использованы различные приемы: изменение угла уклона, маскировка, изоляция, разрыв дистанции и увеличение расстояния между объектом опасности и др.

Стратегия преодоления в контексте формирования безопасного поведения основана на понимании сущности слова «преодоление»: проявление ©Давыдова Л. Н., Толстых О. С., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

усилий, позволяющих справиться, совладать с чем-либо, превозмочь временные трудности [3, с. 536]. Однако проявление поведенческих усилий, направленных на активное изменение ситуации (вплоть до полной ликвидации опасности), требует определенных навыков, ловкости, осторожности и смекалки. При коллективной реализации данной стратегии многое зависит от конструктивных действий участников.

Стратегия предвидения в контексте формирования безопасного поведения подразумевает конкретное суждение о реальной или потенциальной опасности, определение действий по ее предупреждению [3, с. 532]. Эта стратегия безопасного поведения является достаточно сложной, поскольку базируется на знаниях, опыте, наблюдательности, здравом смысле и требует наличия критического мышления, аналитических способностей, позволяющих адекватно оценить ситуацию, выявить причинно-следственные связи, своевременно заметить признаки опасности и определить ее последствия.

Необходимо отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) среди результатов освоения основной образовательной программы (ООП) указывается формирование у младших школьников установки на безопасность жизнедеятельности и освоение способов безопасного поведения. В силу этого безопасное поведение можно рассматривать как образовательный результат, а процесс формирования безопасного поведения младших школьников считать неотъемлемой частью образовательного процесса. Отмечается, что освоение ООП осуществляется через урочную и внеурочную деятельность [4].

Цель исследования заключалась в разработке организационно -технологической модели формирования безопасного поведения младших школьников и проверке ее эффективности.

Как известно, в педагогике модель используется с целью изучения и глубокого представления о педагогическом процессе [5; 6]. Модель наглядно позволяет увидеть взаимосвязь и взаимовлияние элементов исследуемого процесса, но при этом наблюдается сжатие информации. Конечно, организационно-технологическая модель не предоставляет возможности ©Давыдова Л. Н., Толстых О. С., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

подробно описать содержательные аспекты, но позволяет сосредоточить внимание на некоторых значимых составляющих частях модели, от которых зависят ее результаты (рис. 1).

Рисунок 1 - Организационно-технологическая модель формирования безопасного поведения младших школьников (с обратной связью)

Следует заметить, что разработанная нами организационно-технологическая модель формирования безопасного поведения младших школьников сохраняет признаки педагогической системы и ее системообразующим элементом выступает цель. В данном случае генеральная

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

цель была направлена на формирование безопасного поведения младших школьников. Источником целевых установок выступают ФГОС НОО и ООП, причем последние разрабатываются самостоятельно образовательной организацией.

Основными элементами модели выступают методы, средства, формы и технология, которые используются для достижения запланированного результата.

Данная модель формирования безопасного поведения младших школьников предусматривала различные формы организации их деятельности: фронтальную (всеми участниками выполняется одинаковое задание с несложными действиями или в виде «круговой тренировки»), индивидуальную (выполнение задания или упражнения индивидуально), парную (при выполнении задания вдвоем), групповую (временное деление обучающихся на малые группы по 3-5 человек), командную (деление на звенья или команды).

Реализация многообразия форм осуществлялась с помощью широкого арсенала методов и средств. Поскольку формирование безопасного поведения младших школьников проходило в условиях командно -игровой деятельности, преобладающими методами выступали игровой, соревновательный и проектный. Игровой метод интересен тем, что его основу составляет упорядоченная определенным образом игровая деятельность в соответствии с образным или реальным сюжетом и установленными правилами. Однако достижение поставленной цели разрешалось только допустимыми способами, исключающими опасность для себя и других. Игровой метод может быть применен для любых физических упражнений (бег, прыжки, метание и т. д.). Соревновательный метод является одним из вариантов активизации интереса и стимулирования деятельности обучающихся, принимающих установку на победу или достижение высокого результата в каком-либо состязании при соблюдении правил. В начальной школе получил применение и проектный ©Давыдова Л. Н., Толстых О. С., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

метод. Активное использование этого метода связано с тем, что он дает возможность обучающимся приобретать знания и умения в системно организованной деятельности, включающей планирование и выполнение постепенно усложняющихся задач. В свою очередь, этот метод позволяет развивать у младших школьников самостоятельность, интеллектуальную и творческую инициативу, ответственность за результат деятельности.

На наш взгляд, чередование разных форм, методов и видов деятельности активизирует развитие способностей и возможностей младших школьников, что обеспечивает формирование безопасного поведения.

Предлагаемая организационно-технологическая модель позволяет использовать традиционные и инновационные формы, методы, средства, а также современные цифровые ресурсы в процессе формирования безопасного поведения младших школьников. Следует отметить в качестве положительного момента, что используемые средства жестко не привязаны к этапам процесса. Педагогические (беседа, рассказ, наблюдение, убеждение, инструктаж, упражнения, проекты, игры, квесты и др.), семиотические (знаки, символы, плакаты, памятки и др.) и тренировочные (бег, ходьба, прыжки, лазание, мячи, обручи и др.) средства могут диффузно применяться педагогом на всех этапах модели с учетом сложности поставленных задач.

Особенность данной модели заключается в том, что формирование безопасного поведения младших школьников осуществляется при обеспечении следующих педагогических условий: организации командно-игровой деятельности и применении каскадной технологии.

Командно-игровая деятельность рассматривается как вид коллективной деятельности младших школьников в форме команд, основанной на игровом методе и предусматривающей личный вклад каждого участника в достижение результата.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

Организационно-технологическая модель формирования безопасного

поведения младших школьников спроектирована на каскадной технологии. Согласно словарному толкованию, слово «каскад» означает водопад, созданный на основе ступеней, расположенных на разных уровнях [7, с. 522]. Однако использование понятия «каскад» в разных научных отраслях приводит к выводу о том, что оно может рассматриваться как множество, очередь, последовательность. Следовательно, каскад правомерно определять как совокупность этапов, расположенных в рамках одного процесса и рассматривать как ступени, связанные между собой и расположенные последовательно друг за другом.

Вместе с тем А. Г. Кузнецова, Д. Ф. Ильясов и другие отмечают, что, согласно методологии каскадного обучения в его модели, заложен механизм обучения команды, предусматривающий последовательное прохождение этапов при обязательном завершении предыдущего [8; 9].

Каскадная технология, применяемая в модели формирования безопасного поведения младших школьников и основанная на естественной природе последовательности и механизме развертывания стадий (фаз) безопасного поведения с постепенным формированием и усложнением стратегий уклонения, преодоления и предвидения, используется на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности в формате школьных мероприятий по внеклассной воспитательной работе.

Цепочка школьных образовательных событий предусматривала поэтапное формирование стратегий безопасного поведения у младших школьников без необходимости возврата к предыдущему (рис. 2).

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

Рисунок 2 - Этапы формирования стратегий безопасного поведения

1 этап - СТРАТЕГИЯ УКЛОНЕНИЯ

2 этап - СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

3 этап - СТРАТЕГИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ

Отмеченное выше позволило сформулировать гипотезу исследования, которая предполагала, что за счет каскадного построения процесса освоения обучающимися стратегий безопасного поведения, сочетания разных организационных форм и средств, а также организации командно-игровой деятельности будет достигаться повышение результатов сформированности безопасного поведения младших школьников.

В данном исследовании нами определено применение каскадной технологии формирования безопасного поведения младших школьников в командно-игровой деятельности. Она основана на последовательности трех этапов, соответствующих стратегиям безопасного поведения. ©Давыдова Л. Н., Толстых О. С., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

Общепринято, что урок считается основной формой образовательного

процесса. При этом урок физкультуры регламентирован, но обладает возможностью предоставления информации о рисках командно-игровой деятельности за короткое время с оптимальной затратой ресурсов при массовом обучении. При систематическом характере урока физкультуры, его упорядоченности достигается прочность усвоения знаний о рисках в командно-игровой деятельности и способах безопасного поведения путем постоянного соблюдения правил техники безопасности. Однако следует отметить, что эта форма получения знаний и навыков чаще всего репродуктивная и применение знаний осуществляется в типовых заданиях.

Образовательный процесс в школе может реализоваться через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его элементов [10].

Следовательно, многообразие и совокупность определенных форм образовательного процесса дополняют друг друга и обеспечивают полноценную организационную основу формирования безопасного поведения младших школьников в командно-игровой деятельности.

В соответствии с формами организации образовательного процесса предполагается применение методов, которые реализуются в единстве с определенными средствами формирования безопасного поведения младших школьников в командно-игровой деятельности.

К педагогическим средствам формирования безопасного поведения младших школьников в командно-игровой деятельности добавляются тренировочные (бег, ходьба, прыжки, мячи, кегли и т. п.) и семиотические (знаки, символы и т. п.) средства.

Еще раз подчеркнем, что урочная форма организации процесса формирования безопасного поведения предполагает обязательную связь с внеурочной деятельностью. Во внеурочной деятельности выделялись внеклассные школьные мероприятия в рамках воспитательной работы по ©Давыдова Л. Н., Толстых О. С., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

физкультурно-спортивному направлению, они организовывались согласно школьному плану, а их цели определялись в контексте формирования безопасного поведения младших школьников.

Следует добавить, что на внеклассных мероприятиях повышается активность и роль участия младших школьников, широкая возможность использования командных форм деятельности обучающихся усиливает значимость прикладных знаний и метапредметных результатов образования. При этом отсутствует шаблон, а имеет место вариативность решений, которые выдвигаются по инициативе младших школьников. Внеурочная деятельность обучающихся в процессе внеклассных воспитательных мероприятий также способствует воспитанию качеств личности младшего школьника, влияющих на формирование безопасного поведения.

Следует отметить, что внеурочные мероприятия обладают большими временными ресурсами и возможностями для проявления творчества обучающихся.

Кроме того, отсутствует показательное подражание и систематическое повторение с четкой подачей техники применения конкретного способа безопасного поведения, это предоставляет больше свободы в выборе способов реализации стратегий безопасного поведения.

В ходе исследования был организован педагогический эксперимент по проверке эффективности модели, который проводился на базе общеобразовательных школ г. Краснодара. Участниками эксперимента выступали младшие школьники четвертых классов (311 человек). Из них 152 человека составили контрольную группу (КГ), а 159 - экспериментальную (ЭГ). Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в изучении исходного состояния сформированности безопасного поведения младших классов. После математической обработки полученных эмпирических материалов обобщенные результаты исходного среза представлены в таблице 1.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

Таблица 1 - Результаты исходного среза сформированности безопасного поведения младших школьников

Кол-во респондентов Уровни

КГ ЭГ низкий средний высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

152 159 Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

99 65 108 68 41 27 37 23 12 8 14 9

Для статистического сравнения данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, использовалась формула процентного коэффициента уровня сформированности безопасного поведения младших

школьников: К^= ^ — , где щ - количество младших школьников уровней

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сформированности безопасного поведения; Ь - числовой коэффициент данного уровня; М - количество младших школьников, участвующих в эксперименте; В - числовой коэффициент высшего уровня сформированности безопасного поведения.

Приведем пример расчета, подтверждающего достоверность данных.

_ „„ .. 108-1 + 37-2 + 14-3 „ппп.

Для ЭГ: К1 ---100 % = 47 %.

^ 1 159-3

99-1+41-2 + 12-3

Для КГ: К2 = 99 1+41 2+12 3 . 100 % = 47 %.

^ 2 152-3

Для определения достоверности различий по полученным результатам КГ и ЭГ высчитывалась разность процентных коэффициентов по формуле:

Д % = К1 - К2= 56 % - 56 % = 0 %. Средняя ошибка разности процентных коэффициентов определяется по формуле:

МД %=JW +

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

где Б1 = 100 % - К1 = 53 %; Б2 = 100 % - К2 = 53 %; Pi - количество

младших школьников в ЭГ; Р2 - количество младших школьников в КГ.

Д %

Результаты Д % и МД % сравнили по формуле: Т = о/ = 0. Известно,

что при Т > 2, различия между двумя процентными числами считаются достоверными. Так как Т = 0 < 2, следовательно, не выявлено значимых различий по эмплицированности показателей безопасного поведения в КГ и ЭГ на этапе констатирующего эксперимента.

Далее (в соответствии с логикой исследования) был проведен формирующий эксперимент, направленный на внедрение организационно-технологической модели с целью повышения результативности формирования безопасного поведения младших школьников. Результаты контрольного среза формирующего этапа эксперимента после математической обработки представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты контрольного среза сформированности безопасного поведения младших школьников

Кол-во респондентов Уровни

КГ ЭГ низкий средний высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

152 159 Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

92 60,5 28 18 48 31,5 59 37 12 8 72 45

В результате сравнительного анализа полученных данных было выявлено, что положительная динамика по уровням сформированности безопасного поведения младших школьников более выражена в ЭГ, чем в КГ.

На наш взгляд, незначительные изменения, наблюдаемые по уровням в КГ, связаны с влиянием традиционной организации процесса формирования безопасного поведения младших школьников. В свою очередь, считаем, что существенная позитивная динамика результатов в ЭГ достигается за счет

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

применения разработанной нами организационно-технологической модели на основе каскадной технологии формирования безопасного поведения младших школьников и педагогических условий, поддерживающих ее функционирование.

После аналогичных математических вычислений Т = 3,58. Следовательно, различия между двумя процентными числами достоверны.

В заключение можно сделать вывод о том, что в нашем случае констатируется эффективность внедрения организационно-технологической модели и педагогических условий, обеспечивающих повышение результативности формирования безопасного поведения младших школьников.

Список источников

1. Dubowitz H., Feigelman S., Lane W., Kim J. Pediatric primary care to help prevent child maltreatment: The Safe Environment for Every Kid (SEEK) model. Pediatrics. 2009. Vol. 123 (3). P. 858-864.

2. Hope A. Risk taking, boundary performance and intentional school internet «misuse». Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2007. Vol. 28 (1). P. 87-99. URL: https://www.researchgate.net/publication/228878785.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н. Ю. Шведовой. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1973. 846 с.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo.

5. Борытко Н. М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 11-15.

6. Киргуева Ф. Х., Тонова М. Х. Современные представление о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 404-412.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

7. Современный словарь иностранных слов: толкование,

словоупотребление, словообразование, этимология / Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. М.: Изд-во Цитадель, 2000. 928 с.

8. Каскадная модель организации консультационного и тьюторского сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов школ, которым оказывается поддержка в рамках мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: Практическое пособие / Сост. М. И. Солодков, Д. Ф. Ильясов, А. В. Ильина, А. В. Коптилов, А. В. Машуков, А. Г. Обоскалов. Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2020. 80 с.

9. Кузнецова А. Г. Командная каскадно-сетевая модель подготовки работников образования // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 2 (74). С. 12-18.

10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб заведений. 9-е изд. М.: Изд-во «Академия», 2008. 576 с.

References

1. Dubowitz H., Feigelman S., Lane W., Kim J. Pediatric primary care to help prevent child maltreatment: The Safe Environment for Every Kid (SEEK) model. Pediatrics. 2009;(123(3)):858-864.

2. Hope A. Risk taking, boundary performance and intentional school internet «misuse». Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2007;(28(1)):87-99. URL: https://www.researchgate.net/publication/228878785.

3. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language / S. I. Ozhegov; Ed. by Dr. Sc. (Philology), prof. N. Yu. Shvedova. Moscow: Publishing house «Sov. Entsiklopedia»; 1973. 846 p. (In Russ.).

4. Federal State Standard of Primary General Education. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

5. Borytko N. M. Modeling in psychological and pedagogical research.

Izvestia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Izvestia of Volgograd State Pedagogical University. 2006;(1):11-15. (In Russ.).

6. Kirgueva F. Kh., Tonova M. Kh. Modern ideas about modeling in Pedagogy. Sovremennie problemi nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2015;(3):404-412. (In Russ.).

7. Modern dictionary of foreign words: interpretation, word usage, word formation, etymology / L. M. Bash, A. V. Bobrova et al. Moscow: Citadelle; 2000. 928 p. (In Russ.).

8. Cascade model of organising consulting and tutor support for improving the professional competence of school teachers who are supported in the framework of measures aimed at improving the quality of education in schools with low learning outcomes and schools operating in unfavorable social conditions: A practical guide / Comp. M. I. Solodkov, D. F. Ilyasov, A. V. Ilyina, A. V. Koptilov, A. V. Mashukov, A. G. Oboskalov. Chelyabinsk: Publishing house of Chelyabinsk Institute of Retraining and advanced training of educators; 2020. 80 p. (In Russ.).

9. Kuznetsova A. G. Team cascade-network model of training education workers. Uchenie zapiski IUO RAO = Scientific Notes of IME RAE. 2020;(2(74)):12-18. (In Russ.).

10. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiuanov E. N. Pedagogy: textbook for students of higher educational institutions. 9th ed. Moscow: Publishing Center «Academia»; 2008. 576 p. (In Russ.).

Информация об авторах Л. Н. Давыдова - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры дошкольного и начального образования;

О. С. Толстых - старший преподаватель кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 77-95. Pedagogical Research. 2022. Vol. 4. P. 77-95.

Information about the authors

Ludmila N. Davydova - Doctor of Science in Pedagogics, Professor;

Professor of the Chair of Preschool and Primary School Education;

Olga S. Tolstykh - senior lecturer of the Chair of Biochemistry, Biomechanics

and Natural Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 2.11.2022; одобрена после рецензирования 16.11.2022; принята к публикации 6.12.2022.

The article was published 2.11.2022; approved after reviewing 16.11.2022; accepted for publication 6.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.