Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОПАСНОСТИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / АДЕКВАТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОПАСНОСТИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Чикенева Ирина Валерьевна

Статья посвящена решению актуальных проблем формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера. Авторами определено, что в структуру формирования безопасного поведения у обучающихся при техногенной опасности входит: личностно-мотивационная сфера обучающихся; когнитивная сфера обучающихся; праксикологическая сфера обучающихся. Доказано, что процесс формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера будет эффективным, если в образовательный процесс внедрить следующие педагогические условия: развитие мотивационной сферы обучающихся в области безопасного поведения; внедрение активных методов педагогического взаимодействия при обучении (тайм-менеджмент, решение ситуационной задачи, моделирование, проблемный диалог); развитие способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Чикенева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SAFE BEHAVIOR IN TRAINEES IN CONDITIONS OF DANGEROUS SITUATIONS OF MAN-MADE NATURE

The article is devoted to the solution of actual problems of formation of safe behavior in school children in the conditions of dangerous situations of technogenic character. The authors have determined that the structure of the formation of safe behavior in students with man-made hazards includes: the personal-motivational sphere of students; the cognitive sphere of students; the praxicological sphere of students. It is proved that the process of forming safe behavior in dangerous school children of a technogenic nature will be effective if the following pedagogical conditions are introduced into the educational process: the development of the motivational sphere of students in the field of safe behavior; the introduction of active methods of pedagogical interaction during training (time management, solving situational problems, modeling, problem dialogue); the development of the ability to plan adequate actions in the event of a possible technogenic danger.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Педагогика

УДК 371

кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ

СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера. Авторами определено, что в структуру формирования безопасного поведения у обучающихся при техногенной опасности входит: личностно-мотивационная сфера обучающихся; когнитивная сфера обучающихся; праксикологическая сфера обучающихся. Доказано, что процесс формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера будет эффективным, если в образовательный процесс внедрить следующие педагогические условия: развитие мотивационной сферы обучающихся в области безопасного поведения; внедрение активных методов педагогического взаимодействия при обучении (тайм-менеджмент, решение ситуационной задачи, моделирование, проблемный диалог); развитие способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

Ключевые слова: безопасное поведение, опасности техногенного характера, педагогические условия, развитие мотивационной сферы у обучающихся, активные методы педагогического взаимодействия, адекватные действия обучающихся при опасности техногенного характера.

Annotation. The article is devoted to the solution of actual problems of formation of safe behavior in school children in the conditions of dangerous situations of technogenic character. The authors have determined that the structure of the formation of safe behavior in students with man-made hazards includes: the personal-motivational sphere of students; the cognitive sphere of students; the praxicological sphere of students. It is proved that the process of forming safe behavior in dangerous school children of a technogenic nature will be effective if the following pedagogical conditions are introduced into the educational process: the development of the motivational sphere of students in the field of safe behavior; the introduction of active methods of pedagogical interaction during training (time management, solving situational problems, modeling, problem dialogue); the development of the ability to plan adequate actions in the event of a possible technogenic danger.

Keywords: safe behavior, danger man-made nature, pedagogical conditions, development of the motivational sphere among school children, active methods of pedagogical interaction, adequate actions of school children case of technogenic hazards.

Введение. В современной техносфере происходит постоянный рост новых негативных факторов; что обуславливает не только ухудшение условий проживания, но и отрицательно влияет на адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

При возникновении техногенных опасностей наносится значимый экологический ущерб, в связи с масштабным загрязнением воды, нарушение биотических связей, атмосферы опасными для окружающего пространства химикатами, способствует деградационным процессам в экосистеме, влияет на возникновение человеческих жертв, ущерба для самочувствия людей и некоторые материальные потери. В связи с этим необходимо повысить уровень готовности людей к безопасной жизнедеятельности в условиях техногенной опасности.

В связи с этим большое значение приобретает необходимость в подготовке обучающихся общеобразовательных организаций к постановке приоритета и цели, планированию безопасных действий, аналитического мыслительного процесса, что позволит обеспечить формирование теоретической и практической готовности обучающихся к безопасному поведению при условии возникновения техногенной опасности.

Решение проблем обеспечения безопасности подрастающих поколений определяется сегодня как национальный приоритет, достижение результативности в рамках рассматриевомого вопроса направлено на формирование аналитического и межпредметного мировоззрения у обучаемых, что способствует осмысленному подходу к изучению новой информации, проявлению высокой познавательной активности и актуализации практической предметной подготовки к безопасному поведению для решения проблемы минимизации последствий от техногенной опасности.

В современной литературе достаточно широко представлена проблема формирования безопасного поведения обучающихся в условиях техногенной опасности. Среди многообразия педагогических взглядов нами выявлены: компетентностная позиция, раскрытая в изысканиях В.И. Байденко, А.А. Вербицого, Э.Ф. Зеера, Л.А. Акимовой и иных педагогов; развивающая позиция, раскрыта в работе многих исследователей (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); личностно-ориентированная позиция, имеет место в публикациях В.Д. Шадрикова, В.И. Слободчикова, И. С. Якиманской; смысловая позиция, вошла в основу работ многих педагогов (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцовая, Е.А. Ямбург); контекстная позиция, рассмотрена в трудах А.А. Вербицкого; системно-деятельностная позиция, именно этой идеи уделено значительное внимание у Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.

Многие исследователи высказывали идеи о необходимости освоения теоретико-практических аспектов личной безопасности (В.И. Бачевский, E.H. Литвинов, В.В. Поляков, Ю.В. Репин, А.Т. Смирнов, Л.А. Акимова).

Э.Я. Егоровой, И.В. Иовенко, В.Р. Лукьяновым, В.Н. Мошкиным, A.A. Сергиным и В.В. Токаревым изучены методологические проблемы подготовки обучаемых на базе общеобразовательной организации к безопасному поведению.

Выявлением оптимальных методов педагогического взаимодействия в области формирования у обучающихся общеобразовательных организаций безопасного поведения техногенного происхождения

занимались многие педагоги-исследователи. В данном контексте нами проанализированы работы С.В. Баскакова, Э.Я. Егоровой, Н.В. Елисеевой, В.А. Сидоркина, Л.Ю. Скрипника, A.M. Столяренко, Т.Н. Султанова, В.С. Фролова и др.

Цель статьи: теоретически обосновать и доказать опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа выполнена на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Оренбурга.

В опытно-экспериментальной работе мы обследовали обучаемых восьмых классов, общее количество которых составило 80 респондентов, по 40 обучающихся в каждой группе.

Исследовательская работа нами проведена в несколько периодов:

1. Содержание исследования определило логику первого (подготовительного) этапа, в рамках которого удалось раскрыть структурно-содержательную основу процесса формирования у обучающихся безопасного поведения в условиях техногенной опасности.

Определено, что в структуру формирования безопасного поведения у обучающихся при техногенной опасности входит: личностно-мотивационная сфера обучающихся; когнитивная сфера обучающихся; праксикологическая сфера обучающихся.

2. Целевые задачи исследования определили логику второго (формирующего) этапа, в рамках которого нами определено планирование опытно-экспериментальной работы, разработка адаптированной программы в части реализации оптимальных педагогических условий ее реализации. К эффективным педагогическим условиям нами отнесены следующие: развитие мотивационной сферы обучающихся в области безопасного поведения; внедрение активных методов педагогического взаимодействия при обучении (тайм-менеджмент, решение ситуационной задачи, моделирование, проблемный диалог); развитие способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

1. Развитие мотивационной сферы обучающихся в области безопасного поведения.

В процессе активизации и стимулирования познавательной инициативы обучающегося можно умение к адекватному реагированию обучаемых на возникшую опасную ситуацию, обучаемые смогут преодолевать трудности при опасности, кроме того, это поможет развить проблемно ориентированные способы овладения новой информацией.

2. Внедрение активных методов педагогического взаимодействия при обучении (тайм-менеджмент, решение ситуационной задачи, моделирование, проблемный диалог).

Методы тайм-менеджмента направлены на определение цели и выявление путей их достижения. Обучаемые могут разрабатывать планирования эвакуационных мероприятий в различных предлагаемых педагогом, условиях.

Среди педагогических задач может быть планирование деятельности группы спасателей, врачей, населения, администрации при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера. Кроме того, педагог привносит изменения в потенциальной развитие опасной ситуации и обучающийся должен научиться корректировать планы действий, выходить за рамки алгоритмов, осуществлять поиск ошибок, решение задач на планирование, изображение маршрутов, установку причинно-следственных связей.

Метод решения ситуационных задач, который целесообразно включить в учебную деятельность позволяет обучающимся понимать, осуществлять оценку информации, уровня опасности, принятию оптимального варианта деятельности среди предложенного портфеля решений, соотносить свои действия с поставленной задачей.

Проблемные ситуации и их решение способствует накоплению смысловых взглядов, оценок, внутреннего отношения, поведенческой диспозиции.

Метод моделирования позволяет обучающимся найти затруднение в собственной деятельности, определить причинно-следственные связи возникших затруднений, выбрать максимально адекватные безопасные средства и способы, обеспечивающие достижение поставленных целей. Обучающиеся научатся процессам сравнения, анализа, формулированию выводов, мнений и позиций, координации различных позиций в процессе сотрудничества.

Методы проблемного диалога позволяют стимулировать познавательную активность обучаемого, развивает мотивационную составляющую личности современного обучающегося и так же формирует сферу его интересов. Данная технология основана на аналитической работе с проблемными вопросами, фактами на основе межпредметной интеграции.

Данные технологии позволяют обучающемуся продемонстрировать свою позицию, нравственные взгляды, принять мнение опытного наставника, адекватно оценивать безопасность действий иных участников учебного процесса, развивать навыки конструктивного взаимодействия.

Обеспечение процесса развития регулятивных универсальных учебных действий качественно влияет на эффективность образовательной деятельности всех участников образовательной деятельности.

Это качественно отразится на приобретение конкретного знания, умения, компетентности обучающегося в контексте изучения опасностей техногенного характера. Внедрение инновационных методов, деятельностных методов позволит развить новообразования обучаемого, что позволит ему охотнее и качественнее освоить изучаемую тематику.

3. Развитие способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) направлены на обеспечение таких возможностей образовательной среды как управление, стимулирования и активизация познавательной и учебной деятельностью обучающихся через постановку цели, целеполагания, контрольной деятельности, коррекционных мероприятий по ходу оценке уровня и успешности усвоенной информации.

Развитие этой группы УУД позволит последовательно перейти к процессам самоуправления и саморегуляции при выборе адекватных действий в условиях опасности техногенного характера.

3. Гипотетические предположения исследования определили логику третьего (контрольного) этапа, в рамках которого выявлена необходимость оценки промежуточных и итоговых результатов, проведен анализ, обобщение результатов, формулирование выводов.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера.

1. Диагностика уровня сформированности у обучающихся теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности (по Н.Н. Кувшиновой));

В процессе проведения количественного мониторинга нами выявлено повышение уровня сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности.

Так, у обучаемых экспериментальной группы зафиксированы следующие результаты: 35% - показали высокий уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности; 45% - показали достаточный уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности; 20% - показали относительный уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности; обучающихся, которые показали низкий уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности - нет.

У обучаемых контрольной группы зафиксированы следующие результаты: 15% - показали высокий уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности; 40% - показали достаточный уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности; 40% -показали относительный уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности; 5% - показали низкий уровень сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности.

Таким образом, процент качества сформированности теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения в условиях техногенной опасности на итоговом этапе исследования составляет в экспериментальной группы - 80%, а в контрольной группы - 55%.

2. Уровень сформированности у обучающихся мотивации в области безопасного поведения (по В.Б. Бондаревскому).

В процессе проведения количественного мониторинга нами выявлено повышение уровня сформированности мотивации в области безопасного поведения.

Так, у обучаемых экспериментальной группы зафиксированы следующие результаты: 40% - показали высокий уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения; 45% - показали достаточный уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения; 15% - показали относительный уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения; обучающихся, показавших низкий уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения - нет.

У обучаемых контрольной группы зафиксированы следующие результаты: 15% - показали высокий уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения; 45% - показали достаточный уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения; 30% - показали относительный уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения; 10% - показали низкий уровень сформированности мотивации в области безопасного поведения.

Таким образом, процент качества сформированности мотивации в области безопасного поведения на итоговом этапе исследования составляет в экспериментальной группы - 85%, а в контрольной группы - 60%.

3. Уровень сформированности у обучающихся способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности (по А.З. Заку).

В процессе проведения количественного мониторинга нами выявлено повышение уровня сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

Так, у обучаемых экспериментальной группы зафиксированы следующие результаты: 40% - показали высокий уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности; 40% - показали достаточный уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности; 15% - показали относительный уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности; 5% - показали низкий уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

У обучаемых контрольной группы зафиксированы следующие результаты: 15% - показали высокий уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности; 40% - показали достаточный уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности; 35% - показали относительный уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности; 10% - показали низкий уровень сформированности способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

В процессе исследования установлено, что внедрение выявленных педагогических условий будет способствовать формированию у обучающихся теоретической и прикладной готовности к обеспечению безопасного поведения у обучающихся в условиях техногенной опасности, развитию мотивации в области безопасного поведения и способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

Выводы. В рамках исследования нам удалось раскрыть структурно-содержательную основу процесса формирования у обучающихся безопасного поведения в условиях техногенной опасности.

Определено, что в структуру формирования безопасного поведения у обучающихся при техногенной опасности входит: личностно-мотивационная сфера обучающихся; когнитивная сфера обучающихся; праксикологическая сфера обучающихся.

Доказано, что процесс формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера будет эффективным, если в образовательный процесс внедрить следующие педагогические условия: развитие мотивационной сферы обучающихся в области безопасного поведения; внедрение активных методов педагогического взаимодействия при обучении (тайм-менеджмент, решение

ситуационной задачи, моделирование, проблемный диалог); развитие способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 336 с.

2. Акимова, Л.А. Обеспечение безопасности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной организации / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Теория и практика физической культуры. - 2019 - № 970. - С. 65-66.

3. Акимова, Л.А. Нормативная обусловленность и педагогическое обеспечение становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя / Л.А. Акимова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. -№ 7 С. 132-136. п.л. 0,4 DOI: 10.17513/snt.37601

4. Жабин, Д.А. Формирование у обучающихся культуры безопасного поведения / Т.С. Витковская, Д.А. Жабин // Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности: сборник статей к Международному научно-практическому форуму (21-23 марта 2019 г.). - Оренбург: Экспресс-печать, 2019. -С. 44-48

5. Лутовина, Е.Е. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»» / Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - № 11 - 2016. - С. 104-108.

6. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 149-152.

7. Чикенева, И.В. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / И.В. Чикенева, А.М. Суздалева. - Оренбург: ОГПУ, 2012. - 164 с.

8. Чикенева, И.В. Педагогические условия сохранения здоровья у учащихся в общеобразовательной организации / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // сб. материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта». Актобе: Изд-во Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова. 2018. - С. 147-154.

9. Akimоvа, L.A., Chikeneva, I.V. SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL DESIGN. Humanities & Social Sciences Reviews, 7 (5), 510-515. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7558

Педагогика

УДК 37.2

доктор философских наук, профессор Лях Валентина Ивановна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доктор экономических наук Королева Нина Алексеевна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема места междисциплинарного подхода в образовательном процессе вуза в контексте формирования медиакультуры студентов. В современный научный дискурс органично вошел концепт «медиакультура», интегрирующий его лексическую и семантическую потребность. Его можно рассматривать с двух сторон: как определенную историческую систему материальных и интеллектуальных ценностей, их воспроизводств и функционирования в социуме; как уровень развития человека, который, усваивая новые знания, занимается медиатворчеством, анализируя, оценивая, и воспринимая медиатекст [11. В качестве перспективного направления изучения медиакультура рассматривается как трансмедийный сторителлинг, важное достоинство которого, вовлекая преподавателя в активное взаимодействие со студентами, создавать смешанную реальность, полифоничное коммуникационное полотно, которое объединяет онлайн и офлайн-коммуникации. Опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что использование медиа культуры как междисциплинарного концепта в образовательном процессе вуза позволяет создать новый формат общения со студентами на основе коллаборации, т.е. многосубъектности условий для активного участия их в учебном процессе.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, образовательный процесс, вуз культуры, медиакультура, студенты.

Annotation. The article discusses the actual problem of the place of the interdisciplinary approach in the educational process of the university in the context of the formation of students' media culture. The concept of "media culture" has organically entered modern scientific discourse, integrating its lexical and semantic need. It can be viewed from two sides: as a certain historical system of material and intellectual values, their reproduction and functioning in society; as a level of development of a person who, assimilating new knowledge, engages in media creativity, analyzing, evaluating, and perceiving media text [11. As a promising area of study, media culture is viewed as transmedia storytelling, an important advantage of which, involving the teacher in active interaction with students, to create mixed reality, a polyphonic communication canvas that combines online and offline communications. Based on the above, we can conclude that the use of media culture as an interdisciplinary concept in the educational process of a university allows creating a new format of communication with students on the basis of collaboration, i.e. the multi-subject nature of the conditions for their active participation in the educational process.

Keywords: interdisciplinary approach, educational process, university of culture, media culture, students.

Введение. XX век в истории общества стал веком больших потрясений и кардинальных перемен, связанных с расширением информационного пространства и появлением новой дефиниции «медиакультура», которая при помощи междисциплинарного подхода активно включается в образовательный процесс учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.