Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СФЕРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ / READINESS OF STUDENTS TO ACT IN EMERGENCY SITUATIONS OF TECHNOGENIC NATURE / PEDAGOGICAL CONDITION / THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE SPHERE AND THE SPHERE OF ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Чикенева Ирина Валерьевна

Статья посвящена решению актуальных проблем формирования у обучающихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Авторами определены ключевые понятия исследования. Установлено, что разработка и внедрение педагогической модели, основанную на реализации следующих педагогических условий: развитие познавательного интереса; повышение познавательной активности; повышение теоретических представлений; развитие эмоциональной устойчивости; формирование практического опыта; повышение физической подготовки позволит проследить положительную динамику данного процесса через последовательное развитие когнитивной сферы и деятельностной сферы у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Чикенева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS 'READINESS FOR ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS OF TECHNOGENIC CHARACTER

The article is devoted to the solution of actual problems of formation of readiness for actions in emergency situations of technogenic character in students. The authors defined the key concepts of the study. It is established that the development and implementation of a pedagogical model based on the implementation of the following pedagogical conditions: development of cognitive interest; increase of cognitive activity; increase of theoretical concepts; development of emotional stability; formation of practical experience; increasing physical training will allow us to trace the positive dynamics of this process through the consistent development of the cognitive sphere and activity sphere in students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-5, свободный (Vestnik of Minin University. 2019. Том 7. № 1.) (20.11.2019).

15. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания / А.И. Титаренко. М., 1974. 253 с.

16. Фришман, Ирина Игоревна. Игровое взаимодействие в детских объединениях: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Ярославль, 2001. 340 с.

17. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

18. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России. 2000. 112 с.

Педагогика

УДК: 371

кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования у обучающихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Авторами определены ключевые понятия исследования. Установлено, что разработка и внедрение педагогической модели, основанную на реализации следующих педагогических условий: развитие познавательного интереса; повышение познавательной активности; повышение теоретических представлений; развитие эмоциональной устойчивости; формирование практического опыта; повышение физической подготовки позволит проследить положительную динамику данного процесса через последовательное развитие когнитивной сферы и деятельностной сферы у обучающихся.

Ключевые слова: готовность обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, педагогические условия, развитие когнитивной сферы и деятельностной сферы у обучающихся.

Annotation. The article is devoted to the solution of actual problems of formation of readiness for actions in emergency situations of technogenic character in students. The authors defined the key concepts of the study. It is established that the development and implementation of a pedagogical model based on the implementation of the following pedagogical conditions: development of cognitive interest; increase of cognitive activity; increase of theoretical concepts; development of emotional stability; formation of practical experience; increasing physical training will allow us to trace the positive dynamics of this process through the consistent development of the cognitive sphere and activity sphere in students.

Keywords: readiness of students to act in emergency situations of technogenic nature, pedagogical condition, the development of the cognitive sphere and the sphere of activity of students'.

Введение. Изучение нормативно-правовой документации в сфере образования в области основ безопасности жизнедеятельности позволят нам определить целый ряд направлений в формировании культуры безопасного поведения обучающихся общеобразовательных организаций. Важнейшим условием обеспечения безопасной жизни каждого человека и в целом всего общества является необходимость в развитии готовности к возможным опасностям, что, безусловно, влияет на актуализацию вопросов в области разработки научно-методических ресурсов. Соответственно обязательным аспектом мы можем выделить необходимость проведения ранней адаптации обучающихся к безопасному поведению в условиях возможной опасности.

По мнению педагогов-исследователей, обучающиеся школьного возраста имеют все психофизиологические возможности, которые обеспечивают формирование у личности чувств индивидуальной и коллективной безопасности. В условиях основной школы можно сформировать мотивационную сферу обучающегося, побуждающую их к соблюдению норм и правил безопасной деятельности в условиях возможных чрезвычайных ситуаций. Анализ современных проблем в мире безопасной жизнедеятельности позволил определить, что техногенная катастрофа или стихийное бедствие носит не предсказуемый характер и может возникнуть в любой момент. Поэтому сегодня имеется необходимость в обучении обучающихся основной школы основам безопасного поведения при техногенной опасности.

Соответственно у обучаемых необходимо формировать осознанное, самостоятельное и ответственное отношение личной безопасности и безопасного пребывания окружающих, провести работу по воспитанию готовности к эффективному и обоснованному поведению в условиях техногенной опасности. В процессе выполнения поставленных государственных задач необходимо обеспечить подготовку обучающихся основной школы к безопасной деятельности посредством реализации комплекса педагогических условий.

В процессе исследования нами осмыслен понятийно-категориальный аппарат: «готовность обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» рассматривается в трудах Акимовой Л.А., Баевой И.А., Белова С.В., Мошкина В.Н. [2; 8]; теоретические и методологические положения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения (Бачевский В.И., Литвинов E.H., Поляков В.В., Репин Ю.В., Смирнов А.Т., Акимова Л.А., Чикенева И.В. и др.) [3; 6]; теоретические и методологические положения в области медицины катастроф; теоретические и методологические положения в области психологии (Беспалов О.В., Давыдова Т.Ю., Земцов В.А., Казанков В.В., Шидловский А.Л., Харин Ю.И.) [1; 4]; теоретические и методологические положения в области физического воспитания (Ильинич В И., Кабачков В.А., Коровин С.С., Полиевский С.А., Раевский Р.Т.) [5; 7].

Сегодня в педагогической практике активно реализуются государственные и авторские образовательные программы, однако в основном они носят теоретический характер, а поэтому внедрять их в полном объеме,

без оптимизации образовательного процесса является не достаточно эффективным при формировании практических аспектов безопасной жизнедеятельности в условиях возможных опасностей.

Проблема формирования у обучающихся основной школы готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера обусловлена следующими противоречиями: между повышением требований общества к безопасности во всех сферах жизни, а так же необходимостью в сохранении собственного здоровья и низким уровнем готовности к безопасному поведению у обучающихся общеобразовательных организаций; между новыми идеями и концепциями в формировании у обучающихся основной школы готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.

Цель статьи: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность модели формирования у обучающихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Изложение основного материала статьи. Под готовностью обучающихся в контексте данной работы мы понимаем сумму свойств обучаемого, которые характеризуются определенным уровнем сформированности комплекса качеств индивидуально-личностной направленности, важным аспектом является способность демонстрировать необходимые навыки, определяющие степень развития безопасного поведения. Признаками готовностью обучающихся к безопасным действиям в опасности техногенного характера являются сознательное отношение к опасной ситуации, уровень просвещения в области возникающей проблемы, умение актуализировать мир познания в условиях возникшей сложности, уровень практической готовности к обеспечению безопасности и способность оперативно осуществить деятельность, уровень прикладной физической подготовки.

К основным компонентам модели нами представлены: содержательный компонент, обусловленный необходимостью в когнитивной подготовке обучаемых; практический компонент, обусловленный необходимостью в деятельностной подготовке обучаемых.

Содержательный компонент включает в себя различные блоки.

1. Правила поведения в процессе решения проблем защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и последствий их возникновения. При подготовке к теоретическим занятиям необходимо пересмотреть и адаптировать изучаемую информацию ориентируясь на специфику техногенных опасностей, деятельность спасателей, технические возможности, а также индивидуальные личностные качества обучающихся.

2. Психологическая безопасность в условиях возможной техногенной опасности. При отборе содержательной части образования нами учтены важные аспекты отношения человека к опасности, жизни, здоровью, что тесно связано с обеспечением грамотной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3. Основы выживания в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Осуществляется изучение основ сердечно-легочной реанимации, умение оказать помощь при утоплении, в процессе поражения отравляющими средствами, разнообразие методов и средств оказания помощи.

Практический компонент включает в себя различные блоки.

1. Формирование практического опыта.

2. Повышение прикладной физической подготовки. Данное направление представляет собой развитие общей выносливости, ловкости, волевых качеств и оперативность мышления.

Таблица 1

Модель формирования у обучающихся основной школы готовности к действиям в чрезвычайных

ситуациях техногенного характера

содержательный компонент

практический компонент

1 этап - мотивационно-информационный 2 этап - тренировочный 3 этап - творческий

х и к

Педагогические условия

о н в и т к а

й о н

вд

ве ор

с и

й о н

н

о

и ц

о

о

ев Я я н ^ ий во зт ас

я о ак

оФ

й о н

дал

ки р

д

о п

ч

ыи вз ои Пф

Методы формирования

Методы формирования

- демонстрации;

- встречи со специалистами медицинскими работниками и др.;

- ситуационное моделирование;

- объяснения;

- беседы;

- разработка проектов;

- имитационные технологии._

МЧС,

- тренинги;

- консультации;

- практические занятия;

- мастер-классы;

- решение ситуационных задач;

- упражнения;

- тренировки;

- соревнования._

Развитие когнитивной сферы обучающихся

Развитие деятельностной сферы обучающихся

Этапы реализации модели:

1 этап - мотивационно-информационный. На этом этапе обучаемые изучали опасности окружающей среды, знакомились с признаками и причинами возникновения техногенных опасностей, анализировали последствия возникновения техногенной опасности. Выявляли пути безопасного поведения в повседневной жизни, которые позволят минимизации и преодолению последствий техногенной опасной ситуации.

2 этап - тренировочный. На этом этапе обучаемые формировали умения выбирать способы взаимодействия в условиях возможной техногенной опасности, адекватному поведению в соответствии с опасностью, развивали умения использовать средства защиты в условиях техногенной чрезвычайной ситуации.

3 этап - творческий. На этом этапе обучаемые овладели способами самостоятельного принятия управленческих решений в условиях техногенной опасности; умению планировать и контролировать, регулировать и оценивать свои действия и поступки.

В научно-исследовательской работе приняли участие обучающиеся 8 классов в количестве 50 человек Научно-исследовательская работа выполнена на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 87» и МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Оренбурга, по 50 обучающихся в 8 «А» и в 8 «Б» классах исследуемых общеобразовательных организаций. Результаты формирования у обучающихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1. Определение уровня развития познавательного интереса у обучающихся (по методу С. Епифановой). Посредством анализа результатов, полученных в ходе диагностических мероприятий мы оценили уровень сформированности развития познавательного интереса у респондентов на контрольном этапе эксперимента в 8 «А» классе: 48% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 44% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 8% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя; а в 8 «Б» классе: 24% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 44% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 32% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя.

Полученные результаты позволяют провести сравнение по ходу которого нами определено, что все респонденты показали повышение уровня развития познавательного интереса на контрольном этапе эксперимента, особенно в экспериментальной группе (в 8 «А» классе).

2. Определение уровня развития познавательной активности у обучающихся (по методу Т.С. Паниной). Посредством анализа результатов, полученных в ходе диагностических мероприятий мы оценили уровень сформированности развития познавательной активности у респондентов на контрольном этапе эксперимента в 8 «А» классе: 40% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 48% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 12% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя, а в 8 «Б» классе: 20% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 48% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 32% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя.

Полученные результаты позволяют провести сравнение, по ходу которого нами определено, что все респонденты показали улучшение в повышении уровня познавательной активности в двух группах, однако результаты в эксперимантальной группе (8 «А» класс) значительно лучше, чем в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента.

3. Определение уровня сформированности знаний у обучающихся в области безопасных действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (по методу А.Т. Смирнова). Посредством анализа результатов полученных в ходе диагностических мероприятий мы оценили уровень сформированности знаний в области безопасных действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на контрольном этапе эксперимента в 8 «А» классе: 44% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 20% респондентов продемонстрировали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; респондентов, которые продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя нет, а в 8 «Б» классе: 20% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 32% респондентов продемонстрировали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; 12% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя.

Следовательно, реализация оптимальных педагогических условий при подготовке обучающихся к безопасной деятельности в условиях техногенной опасности будут способствовать повышению уровня знаний в области безопасных действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на контрольном этапе эксперимента.

4. Определение уровня развития эмоциональной устойчивости (по методу Н.Н. Нарицына). Посредством анализа результатов, полученных в ходе диагностических мероприятий мы оценили уровень развития эмоциональной устойчивости у респондентов на контрольном этапе эксперимента в 8 «А» классе: 40% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; -44% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 16% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя, а в 8 «Б» классе: 20% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 44% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 36% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя.

Следовательно, при подготовке обучающихся к безопасной деятельности в условиях техногенной опасности реализация разработанной модели обеспечит развитие эмоциональной устойчивости у респондентов, как элемента развития деятельностной сферы обучающихся в области готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

5. Определение уровня сформированности практического опыта у обучающихся, посредством решения ситуационных задач (по методу И.В. Ситка). Посредством анализа результатов, полученных в ходе диагностических мероприятий мы оценили уровень сформированности практического опыта в области безопасных действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на контрольном этапе эксперимента в 8 «А» классе: 40% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 40%

респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 16% респондентов продемонстрировали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; 4% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя, а в 8 «Б» классе: 20% респондентов продемонстрировали высокий уровень изучаемого показателя; 36% респондентов продемонстрировали средний уровень изучаемого показателя; 36% респондентов продемонстрировали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; 12% респондентов продемонстрировали низкий уровень изучаемого показателя.

Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности практического опыта в области безопасных действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на контрольном этапе исследования, особенно в экспериментальной группе (8 «А» класс).

6. Определения уровня физической подготовки у обучающихся посредством оценки по тесту К. Купера. Посредством анализа результатов, полученных в ходе диагностических мероприятий, мы оценили уровень физической подготовки обучающихся на контрольном этапе эксперимента в 8 «А» классе: 8% респондентов продемонстрировали превосходный уровень изучаемого показателя; 20% респондентов продемонстрировали отличный уровень изучаемого показателя; 32% респондентов продемонстрировали хороший уровень изучаемого показателя; 28% респондентов продемонстрировали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; 12% респондентов продемонстрировали плохой уровень изучаемого показателя, респондентов, которые продемонстрировали очень плохой уровень изучаемого показателя нет, а в 8 «Б» классе: 4% респондентов продемонстрировали превосходный уровень изучаемого показателя; 12% респондентов продемонстрировали отличный уровень изучаемого показателя; 16% респондентов продемонстрировали хороший уровень изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; 24% респондентов продемонстрировали плохой уровень изучаемого показателя, 4% респондентов продемонстрировали очень плохой уровень изучаемого показателя.

Полученные результаты позволили установить, что внедрение педагогической модели в образовательный процесс позволяет повысить уровень физической подготовки на контрольном этапе.

Выводы:

1. Аналитический обзор источников литературы и научно-методических материалов позволило нам определить актуальность проблемы исследования и определить содержание понятия «готовность обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера». Установлено, что готовностью обучающихся к безопасным действиям в опасности техногенного характера является сознательное отношение к опасной ситуации, уровень знаний в области возникающей проблемы, умение актуализировать причинно-следственные связи в условиях возникшей опасности, уровень практической готовности к обеспечению безопасности, способность оперативно действовать.

2. В процессе исследования выявлены педагогические условия формирования у обучающихся основной школы готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. К выявленным оптимальным педагогическим условиям относятся следующие: развитие познавательного интереса; повышение познавательной активности; повышение теоретических представлений; развитие эмоциональной устойчивости; формирование практического опыта; повышение физической подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели формирования у обучающихся основной школы готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Выявлено, что разработанная модель будет способствовать развитию когнитивной сферы и деятельностной сферы у обучающихся, что являются важными показателями готовности обучающихся к развитию безопасного поведения в условиях техногенной опасности.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания: учебное пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.

2. Акимова, Л.А. Обеспечение безопасности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной организации / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Теория и практика физической культуры 4, 2019 №970. С. 65-66.

3. Коровин, С.С. Теоретические и методические основания воспитания двигательных способностей обучающихся: учебное пособие / С.С. Коровин, П.П. Тиссен. - Оренбург: Типография ИП Кострицин,

2017. - 164 с.

4. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности будущего учителя безопасности жизнедеятельности к педагогическому сопровождению образовательной деятельности школьников / Е.Е. Лутовина // Ценностный потенциал образования в формировании личности: методология и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2018г.). - Оренбург: Экспресс-печать,

2018. - С. 175-181

5. Лутовина, Е.Е. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»» / Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - № 11 - 2016. - С. 104-108.

6. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28). С. 149-152.

7. Лутовина Е.Е. Методологические аспекты формирования безопасного поведения обучающихся в общеобразовательных организациях / Е.Е. Лутовина, Н.А. Пирская // сборник статей к Международному научно-практическому форуму «Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности» (21-23 марта 2019г.). - Оренбург, Экспресс-печать, 2019. - С. 103-106

8. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. - Т. 8. - № 3(28). - С. 149-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.