Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1
УДК 629.73
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕТОДОМ СКАНИРОВАНИЯ БАГАЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НЕСКОЛЬКИМИ ВИДАМИ
ИЗЛУЧЕНИЙ
В. В. Геращенко Научный руководитель - П. Р. Чирков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Автор, подготовив эту работу, показывает значимость авиационной безопасности в гражданской авиации, ее уровень развития и дальнейшие перспективы, а также вносит и свои предложения для повышения уровня защиты пассажиров.
Ключевые слова: авиационная безопасность, гражданская авиация, технические системы.
ENSURING AVIATION SAFETY BY SCANNING OF THE LUGGAGE COMPARTMENT
WITH SEVERAL TYPES OF RADIATIONS
V. V. Gerashchenko Scientific Supervisor - P. R. Chirkov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Author, having prepared this work, show the importance of aviation safety in civil aviation, its level of development and further prospects, and also make also the offers for increase of level of protection ofpassengers.
Keywords: aviation safety, civil aviation, technical systems.
В последние годы в стране и за рубежом резко возросла террористическая активность, что грозит стать глобальной угрозой. Наиболее привлекательными для террористов являются объекты транспортных средств, как наиболее уязвимые по сравнению с другими. Террористические акты на транспорте, как правило, сопровождаются большим количеством жертв, парализуют деятельность важнейших сфер экономики и дестабилизируют обстановку в обществе и стране. Наиболее часто террористические акты происходят на объектах воздушного транспорта, так как влекут за собой наибольшее количество жертв и представляют минимальную угрозу для террористов [5].
Террористический акт-это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях [2].
Впервые наше государство узнало о терроризме в сфере воздушных перевозок 15 октября 1970 года, когда отец и сын Бразинскасы угнали Ан-24 с 46 пассажирами на борту, следовавшим из Батуми в Сухуми. Самолёт приземлился в Турции. Выдать угонщиков правительство Турции отказалось, впоследствии Бразинскасы эмигрировали в США. Впоследствии 46-летний Бразинскас-младший 6 декабря 2002 года был осуждён на 16 лет тюрьмы за убийство на бытовой почве своего 77-летнего отца. Во время угона погибла бортпроводница Надежда Курченко [1].
На сегодняшний день в Российской Федерации существует определенный свод федеральных законов, регулирующих деятельность всех структур, необходимых для обеспечения защиты своего народа и народа других государств в сфере воздушного транспорта от терроризма.
Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
Как показывает практика и время, применение в совокупности федеральных законов, государственных служащих, специального оборудования и определенных мер, носит опрометчивый характер и пример этому, катастрофа Airbus A320 над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года, когда в результате заложенной бомбы погибли 217 пассажиров и 7 членов экипажа.
Для повышения авиационной безопасности необходимо ужесточать правила перелетов, применять передовые разработки ученых, совершенствовать законы и оборудования для досмотра. К одному из таких совершенствований и нововведений, может быть предложено использование автономного сканера в багажном отделении самолета для поиска взрывчатых веществ перед вылетом. При помощи спектроскопии, гамма-излучения и эффекта-комптона будет происходить сбор данных на сканер и дальнейший вывод информации на табло командира воздушного судна. Сам сканер представляет собой сферу (источник излучения), которая располагается в центральной части грузового отсека самолета под обшивкой или полом самолета и восемь отражающих экранов небольшого размера, создающих барьер для защиты пассажиров и обслуживающего персонала [4].
Основа данного сканера - это молекулярный сканер химического состава SCIO. Принцип работы SCiO основан на методе спектроскопии ближней инфракрасной области. Физической основой этого метода анализа веществ является то, что каждый тип молекулы вибрирует уникальным образом, и эти вибрации взаимодействуют со светом для создания своей собственной уникальной оптической сигнатуры. SCiO содержит источник света, который облучает образец, а затем оптический датчик-спектрометр собирает отраженный от образца свет. Спектрометр разбивает свет на отдельные спектры, которые включают всю информацию, необходимую для обнаружения результата этого взаимодействия между отраженным светом и молекулами в образце.
Для увеличения проникающей способности будут совмещены инфракрасное и гамма - излучения при помощи собирающей линзы, а для увеличения длины волны применим эффект-комптона, суть которого заключается в следующем: упругое рассеяние электромагнитного излучения на свободных электронах, сопровождается увеличением длины волны [3].
Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости и эффективности данного сканера в сфере воздушного транспорта для повышения авиационной безопасности и противостоянии будущим террористическим актам. Основные методы и сканер можно применять не только в гражданской авиации, но и в других транспортных областях и сферах для уменьшения преступности и террористических актов.
Библиографические ссылки:
1. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.airdisaster.ru/ (дата обращения: 30.03.2016).
2. Авиафорум [Электронный ресурс]. URL: http://aviaforum.ru/forums/flight_safety/ (дата обращения: 30.03.2016).
3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/content/gosudarstvennaya-programma-obespecheniya-bezopasnosti-poletov-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy (дата обращения: 30.03.2016).
4. SCiO - ручной молекулярный сканер для анализа состава вещества [Электронный ресурс]. URL: https://www.overclockers.ru/hardnews/60627/SCiO_ruchnoj_molekulyarnyj_skaner_dlya_analiza_ sostava_produktov_i_lekarstv.html#sel=7:1,7:16/ (дата обращения: 30.03.2016).
5. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение [Электронный ресурс]. URL: http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1083&more=1/ (дата обращения: 30.03.2016).
© Геращенко В. В., 2016