УДК 656.71:604
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Л.И. КАРПОВА, Д.А. НИКИТИН
Статья представлена доктором философских наук, профессором Панфёровым К.Н.
Раскрываются некоторые вопросы совершенствования и развития современной авиационной безопасности. Впервые в научный оборот вводятся новые архивные материалы.
Ключевые слова: авиационная безопасность, аэропорт, контроль пассажиров и багажа, технические средства досмотра, металлоискатель, интроскоп, выборочная проверка пассажиров, биометрические технологии, «карточка проверенности клиента».
Современный транспорт (в особенности воздушный) является одним из наиболее уязвимых объектов для осуществления террористических акций. Терроризм на транспорте проявляется в самых разных формах: захват транспортных средств, пунктов управления; угроза их взрывов и т.д. Террористические акции на транспорте приводят к весьма значительным политическим и экономическим последствиям. Когда в 1970 г. в аэропорту Сухуми Бразинскасы захватили рейсовый самолет Ан-24, убив при этом бортпроводницу Н. В. Курченко и тяжело ранив пилотов, Ассамблея ИКАО вынуждена была принять соответствующие рекомендации и стандарты по борьбе с террористами, а в СССР была создана служба авиационной безопасности (САБ) и введен досмотр пассажиров и их багажа; тогда же впервые в мировой практике кабины пилотов в наших самолетах отделили от пассажирских салонов бронированными стенками и дверьми, а членов экипажей вооружили пистолетами.
Совершённые 11 сентября 2001 г. террористические акты в США выявили слабые стороны системы безопасности в авиации всего мира и доказали принципиальную неготовность обеспечить защиту граждан. На XXIII сессии Ассамблеи ИКАО (конец сентября 2001 г.) была принята «Декларация о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве уничтожения и о других террористических актах, затрагивающих гражданскую авиацию» и рассмотрен вопрос о создании Универсальной программы ИКАО по проведению проверок в сфере авиационной безопасности. В США незамедлительно приняли Закон «Об авиационной и транспортной безопасности» и образовали специальную администрацию с годовым бюджетом в 3 млн. долларов. Одновременно в 400 аэропортах на бюджетные средства заменили устаревшее досмотровое оборудование и создали службу так называемых «воздушных маршалов» для тайной охраны регулярных рейсов. В Канаде на мероприятия по авиационной безопасности выделили 2,2 млн. долларов, а в Великобритании, помимо финансовых и других мер, ужесточили предполетный контроль пассажиров и багажа, коснувшийся даже прохладительных напитков и туалетной воды, под видом которых, по мнению специалистов, на борт самолета можно пронести жидкую взрывчатку [7, с. 30-31].
Первостепенным компонентом развития и совершенствования обеспечения защиты деятельности гражданской авиации был и остается высококвалифицированный персонал. В Государственной службе гражданской авиации Минтранса РФ действует Департамент авиационной безопасности, для подготовки персонала создан Государственный центр «Авиационная безопасность», имеется необходимая законодательная база, проводится обязательная сертификация юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности. По замыслу создателей Закона РФ «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте» от 21 марта 2005 г., на борт самолета не должен бесконтрольно попасть ни один человек, ни один предмет. Однако масштабы террористической деятельности значительно расширились и приобрели устойчивую тенденцию к росту. В 1997 г. на объектах транспорта Российской Федерации было зафиксировано 32 акта терроризма, в 1998 г. - 21, в 1999 г. - 20, в 1998 г. - 135, в 1999 г. - 327, в 2000 г. - более 330. А уже в 2006 г. в России не допущено ни одного угона и захвата воздушных судов, а также терактов на объектах ГА. Несмотря на крайне низкую оснащенность аэропортов техническими средствами, сотрудниками САБ в 2006 г. при предполетном досмотре пресечено свыше 59 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ (по сравнению с 55 тыс. в 2002 г.), изъято 12,8 тыс. ед. различных видов оружия и свыше 47 тыс. боеприпасов (в 2002 г. - более 6 тыс. ед. и 45 тыс. шт. соответственно), 0,16 т взрывчатых и 12 т легковоспламеняющихся веществ, 5,6 т ядовитых, коррозирующих и других опасных веществ. В то же время в самолетах перевезено более 80,3 ед. оружия, которые в законном порядке были сданы пассажирами на период полета [7, с. 32-33].
Предупредительная работа по недопущению актов терроризма на объектах авиационного транспорта в первую очередь связана с организацией 100% досмотра грузов, пассажиров, багажа; с обучением персонала мерам безопасности. Оснащение аэропортов современной досмотровой техникой является одной из актуальных проблем, требующих первоочередного решения. В целом потребность ГА РФ в досмотровой технике оценивается в объеме около 100 млн. долларов. Здесь не обойтись без разработки специальной программы по государственной поддержке. Россия, как и все 187 государств ИКАО, вносит свою лепту в выработку практических рекомендаций для снижения уровня этого риска [1].
С 1970-х гг. в гражданской авиации многих стран большое внимание уделяется специальному контролю пассажиров и багажа в аэропортах с целью обнаружения запрещенных к перевозке металлических предметов, взрывчатых веществ, наркотиков. В плане мероприятий Центрального аппарата Министерства гражданской авиации СССР по выполнению Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 625, в частности, предусматривалось: «разработать проектно-сметную документацию на типовое устройство ограждения перронов и аэропортов с учетом использования на них технических средств охранной сигнализации; подготовить совместно с заинтересованными управлениями МГА предложения по организации на объектах местных воздушных линий охраны и противопожарных мероприятий и обеспечению подразделений охраны противопожарными средствами, оружием, боеприпасами, вещевым имуществом и спецодеждой; определить аэропорты, подлежащие оборудованию техническими средствами для досмотра пассажиров, багажа и ручной клади» [4].
Отечественные и зарубежные фирмы в аэропортах стали использовать комплекс аппаратуры, включающий стационарные и ручные металлоискатели, рентгено-телевизионные интроскопы, приборы поиска взрывчатых веществ. В рентгено-телевизионном интроскопе итальянской фирмы Gulardoni обеспечивалось изменение масштаба отдельных частей досматриваемых предметов, поворот изображения на угол 360°, плавное изменение контрастности изображения и другие операции. В рентгеновской установке фирмы American Science and Engineering (США) использован остро направленный луч, который обеспечивает высокую четкость изображения и пониженное рассеивание рентгеновских лучей в окружающее пространство. Установка не создает радиационной опасности для персонала и не повреждает фотоматериалов или магнитных лент в багаже. В состав установки входит цифровое запоминающее устройство для запоминания рентгеновского изображения в процессе его формирования.
Совершенствование стационарных металлоискателей шло по пути использования метода импульсных магнитных полей, позволяющих не реагировать на бытовые металлические
предметы (авторучки, большие ключи, зажигалки и т.д.). Подобный метод применен в металлоискателе фирмы Intex (США).
В январе 1980 г. в международном аэропорту Цинциннати (США) была установлена контрольная автоматическая телевизионная система, основным преимуществом которой является скрытностью обнаружения лиц (или лица), совершающих незаконный провоз запрещенных вещей или намеревающихся совершить противозаконные действия. Это дает возможность проследить злоумышленников и обезвредить их в местах наименьшего скопления пассажиров. Система включает ряд телекамер, в основном, скрытно установленных во всех помещениях, что позволяет проследить практически любое лицо от входа в аэровокзал и до его выхода. В систему входит ряд микрофонов, сигнализационных устройств и т.д.
В аэропорту Далласа (США) с 1982 г. эксплуатировалась полностью автоматизированная система контроля багажа фирмы Westinghouse. Производительность системы - 1200 ед. багажа в 1 час, или 20 ед. в 1 мин. Производительность, которая может быть и выше, ограничивается принятой организацией досмотра. В этой системе багаж перемещается по конвейеру через устройство с гамма-излучением, направленным на содово-йодный детектор. Аппарат может одновременно выявлять оружие и взрывчатые вещества. Более высокую производительность (1500 единиц багажа в час) имеет установка Mirco-Dose фирмы American Science and Engineering Inc. Максимальные размеры контролируемого багажа 76,2х73,6 см, длина не ограничена. Установка безопасна для окружающих, на экране воспроизводится четкое изображение содержимого чемоданов с 13 градациями яркости. Конвейер установки шириной 76,2 см имеет две поступательные скорости и может регулироваться по высоте. Пульт оператора размещается на удалении 15 м от источника рентгеновских излучений. В комплект установки входит звуковая сигнализация.
Фирмой Scanray Corp. (США) разработана еще более производительная установка рентгеновского контроля багажа пассажиров Line Scan System One, рассчитанная на контроль 2200 мест багажа в час при скорости движения конвейера 12,8 м/с. Вместо телевизионной камеры и видеоусилителя в этой установке применены смонтированные в один ряд детекторы, воспринимающие узкий рентгеновский луч после прохождения им через контролируемый объект. Сигналы от детекторов по мере движения мест багажа развертываются в линии телевизионного изображения содержимого багажа. Установка характеризуется высокой четкостью и контрастностью изображений [12, с. 38-39].
В аэропортах нашей страны в 1970-80-е гг. использовались рентгено-телевизионные интроскопы «Луч-1», включавшие комплекс рентгеновской аппаратуры (КРА). В КРА выпуска 1980-1981 гг. применялись рентгеновские трубки УИТ-1, имевшие гарантийный ресурс 375 ч. По заданию Министерства машиностроения СССР Ленинградское производственное объединение «Светлана» Минэлектронпрома СССР разработало специально для КРА рентгеновскую трубку РТИЗ-01 с ресурсом 1000 ч, которая стала использоваться в КРА. В 1982-1983 гг. с целью повышения качества и надежности КРА в 1983 г. была введена замена капралона ПА-6, используемого в качестве изолятора, на полиамид литьевой, имевший больший разброс по электрической прочности, что привело к повышению гарантийного ресурса трубки до 2000 ч [5].
Признанные эксперты в вопросах безопасности полетов предупреждают, что в настоящее время одними техническими новшествами угрозу захвата террористами гражданского самолета устранить невозможно. Ряд зарубежных специалистов предлагают создать подконтрольную государству многоуровневую, невосприимчивую к ошибкам систему авиационной безопасности, которая, в основном, будет полагаться на информацию и наблюдение за людьми, желающими совершить перелет. Государство должно учитывать стандарты и добиваться их выполнения. Не менее важны и второстепенные превентивные меры (контроль в аэропорту, например, пропуск пассажиров, багажа и груза через детекторы незаконных предметов (оружия и взрывчатых веществ), установка на борту взрывостойких грузовых контейнеров, защищенных
дверей кабины пилотов, вооружение пилотов и наличие сотрудников службы безопасности на борту.
Многоуровневый подход должен полагаться в первую очередь на работу с пассажирами, а уже затем на оборудование. До этого контролирующий персонал в основном смотрел не на людей, а на их вещи. CAPPS - комплексная система FAA, предваряющая досмотр пассажиров, пока не связана с базами данных правоохранительных органов и федеральных структур, но может быть изменена, если государство возьмет на себя контроль за системой безопасности. Смысл новой системы предполетного досмотра пассажиров - в разделении их на потоки «знакомых» и «незнакомых» пассажиров. «Знакомые» пассажиры проходят ускоренную процедуру досмотра, «незнакомые» подвергаются углубленному физическому контролю и исследуются биометрическими методами. База данных «зарегистрированных путешественников», связанная с компьютерными сетями правительства и органов правопорядка, дает возможность уделять больше времени «незнакомым» пассажирам.
В израильском аэропорту Бен-Гурион с 2001 г. используется «карточка проверенности клиента» (trusted traveler card). Компания EDS зашифровывает в карточке более чем 90 параметров руки пассажира и другие биометрические показатели. В аэропорту 21 кабинка со сканером руки. «Знакомые» пассажиры, имеющие карточку, проходят досмотр по сокращенной программе (время уменьшается с 2 часов до 15 минут), «незнакомые» (не имеющие карточки или неопознанные) проходят полный цикл - так из «незнакомых» пассажиров выявляются потенциально опасные (которые не могут получить карточку).
В октябре 2003 г. в токийском аэропорту Нарита японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA) также начала эксперимент с инновационной системой электронной регистрации пассажиров на рейс, основанной на биометрических технологиях. Пассажиры международных рейсов ANA, добровольно согласившиеся опробовать на себе новую систему регистрации, должны за день до вылета пройти процедуру сканирования лица. Полученная информация вносится в базу данных авиакомпании. В аэропорту личность путешественника устанавливается автоматически, когда он проходит через сканирующие ворота во время регистрации на рейс и еще раз у выхода на посадку [9].
В конце октября 2003 г. в Вашингтоне Министерство национальной безопасности продемонстрировало свою новую систему US-VISIT, учитывающую всех иностранных граждан, получивших визу и прибывающих в США. Хранящиеся в базе данных системы отпечатки пальцев и фотографии помогут контролировать въезд в страну и выезд из нее. В ноябре 2003 г. в международном аэропорту Хартсфилд (г. Атланта) началась установка оборудования и обучение сотрудников таможенной и пограничной служб. С 5 января 2004 г. в 115 аэропортах США была введена в действие часть системы US-VISIT, связанная с контролем прибывающих граждан, и в 30 - покидающих страну. В течение года оборудование для контроля выезжающих иностранных граждан установили еще в 50 аэропортах страны.
В международном аэропорту Финикс (США) службы безопасности в 2007 г. начали обкатывать совсем уж необычную новинку - сканирование пассажиров сквозь одежду. Специальное устройство получает исключительно высококачественные снимки как бы обнаженного человеческого тела, «отфильтровав» при этом одежду. Это дает возможность без труда обнаруживать спрятанные на теле оружие, взрывчатку или наркотики. Уровень радиации в таких устройствах значительно ниже, чем привычных рентгеновских установках [7, с. 31].
Существующие в российских аэропортах технические средства досмотра (ТСД) в настоящий период на 75% выработали ресурс и морально устарели. С учетом необходимости 100% контроля багажа и грузов потребность в современных ТСД составляет более 1000 комплектов, что оценивается примерно в 100 млн. долларов. По данным 2006 г., укомплектованность аэропортов интроскопами для досмотра ручной клади и багажа составила 58%, грузов - 34%; металлоискателями стационарными оснащены 52% аэропортов, переносными - 59%; рентгенографические сканеры имеют 11% аэропортов, детекторы паров
взрывчатых веществ - 24%, системы видеонаблюдения в аэропортах, на перронах и стоянках воздушных судов - 35%, системы охраны периметра аэродромов - 30%, системы контроля доступа - 23% и устройства для принудительной остановки автотранспортных средств - 26% аэропортов. В 2002 г. государство выделило отрасли 139 млрд. руб., на которые были приобретены 212 ед. ТСД для 14 аэропортов. В 2005 г. 15 федеральных аэропортов получили 150 млн. руб. [7, с. 31-32].
В ГосНИИГА - ведущем предприятии отрасли в области разработки и внедрения отечественных ТСД - почти прекращено проведение НИОКР. С 1993 г. на объекты российской гражданской авиации почти не поступали современные отечественные ТСД, хотя отечественная промышленность выпускает ТСД, по своим техническим характеристикам не уступающие зарубежным аналогам. Около 10 лет на рынке досмотрового оборудования работает российская фирма «Дельта». Научно-производственное объединение «Спецтехника» выпускает рентгенотелевизионные интроскопы «Рентех» трех модификаций, широкий спектр ручных и стационарных металлоискателей, детекторов взрывчатых веществ, системы охранной и противопожарной безопасности и др. [6].
Одним из мировых лидеров в производстве различных электронных систем, устанавливаемых в аэропортах, является международная компания Schneider Electric. Оборудование этой фирмы установлено во многих аэропортах мира. В терминале № 5 аэропорта Хитроу, в парижских аэропортах Орли и имени Шарля де Г олля также установлено электротехническое оборудование и системы автоматизации компании. Первые поставки в СССР Schneider Electric осуществила в 1970-е гг. Электротехника фирмы используется в аэропорту Ханты-Мансийска, аэропортах Шереметьево, Внуково, Пулково. Schneider Electric разработала и активно воплощает в жизнь новую концепцию эффективного управления системами электроснабжения и автоматизации с помощью патентованной Интернет-технологии Transparent Ready. Данная коммуникационная структура позволяет человеку, уполномоченному принимать решения, вне зависимости от его местонахождения получать требуемую информацию от различных систем в режиме реального времени. Таким образом, электрические распределительные устройства и системы автоматизации отличают согласованность, гибкость и открытость управления. Одним из примеров применения Интернет-технологий в аэропортах является управление погрузкой/разгрузкой багажа. В связи с участившимися случаями терроризма в транспортном секторе осуществляются попытки стандартизировать процедуры проверки багажа. Чтобы при этом оставить скорость обработки багажа на прежнем уровне, всю инфраструктуру перевозки, контроля, сортировки, хранения (при необходимости) и выдачи багажа пассажирам необходимо переработать. Элементы инфраструктуры Transparent Ready внедрены в аэропортах Марселя и Дублина [8].
Уже около 15 лет на изготовлении техники для досмотра и выдачи багажа специализируется компания Gate Technologies Ltd., выпускающая также различное технологическое оборудование для аэропортов. Продукция фирмы нашла применение в аэропортах Ханты-Мансийска, Южно-Сахалинска, Риги, в аэропортах Шереметьево и Борисполь [6].
В апреле 2004 г. немецкая компания Hochtief приступила к работам по модернизации терминала № 2 аэропорта Шереметьево. Программа модернизации предусматривает как косметический ремонт терминала, так и модернизацию скрытой от пассажиров «начинки», в частности, установку новой багажной системы, что позволит ввести 100% досмотр багажа. Предлагается кардинально изменить подход к обслуживанию пассажиров. Главный декларируемый принцип - упрощение и либерализация пограничного и таможенного контроля. Таможенный контроль должен превратиться в неявный и быть совмещен с контролем безопасности. Рентгеновские установки, используемые сейчас для таможенной проверки багажа, окажутся не нужны, так как эта форма контроля будет совмещена со 100% досмотром багажа. Также планируется убрать разделительные стены в зоне вылета и объединить все залы
ожидания и зону беспошлинной торговли. Число стоек регистрации будет увеличено, должна быть введена система свободной ускоренной и автоматической регистрации. Модернизацию терминала компания Hochtief выполняла в течение 17 месяцев без остановки его работы; часть чартерных рейсов была перенесена в терминал № 1 [10].
В аэропорту Домодедово специалистами группы компаний «Ист Лайн» в 2004 г. внедрена система согласования багажа (Baggage Reconciliation System). Она предназначена для того, чтобы не допустить погрузку на борт багажа не явившегося на посадку пассажира, а также отслеживает размещение багажа в контейнере. Это позволяет сократить время поиска багажа при неявке пассажира в самолет [2]. В Домодедово широко используются скрытые от посторонних глаз видеокамеры, позволяющие контролировать ситуацию в аэровокзале на всех этапах нахождения в нем пассажиров и тех, кто их встречает или провожает. Одна из самых последних новинок домодедовцев - бесконтактный арочный детектор Entry Scan-3, который безошибочно видит в багаже пассажира взрывчатку и наркотики. К этому следует добавить и кинологическую службу, где используют собак, специально натасканных на поиск взрывчатки и наркотиков [7, с. 32-33].
В июне 2008 г. Европарламент приступил к обсуждению законопроекта, согласно которому во всех самолетах, принадлежащих европейским авиакомпаниям, в обязательном порядке будут установлены специальные видеокамеры и микрофоны. С их помощью сотрудники специальной наземной службы смогут определять среди поднявшихся на борт пассажиров потенциальных преступников. Однако, по мнению аналитиков, данный законопроект - очередной инструмент по установлению в Европе тотальной слежки и контроля за гражданами.
27 августа 2007 г. Министерством транспорта РФ были введены новые меры по обеспечению авиационной безопасности в отношении провоза жидкостей в ручной клади. В рамках Международного салона «Комплексная безопасность-2008» (Москва, ВВЦ, 14-18 мая) «Рособоронэкспорт» представил ряд новинок, созданных российскими разработчиками оружия и спецсредств для подразделений силовых структур, в частности, прибор LQtest, способный распознавать специфические жидкости в закрытых емкостях. LQtest предназначен для выявления огнеопасных и взрывоопасных жидких веществ (бензин, спирты, эфиры, зажигательные смеси и т.п.) и их отличия от алкогольных, безалкогольных и молочных напитков. Примечательно, что при эксплуатации прибора не требуется нарушать целостность и герметичность тары. Кроме этого, LQtest является единственным в мире тестером, без труда определяющим даже малые объемы потенциально опасных веществ. От зарубежных аналогов (например, от разработки японских инженеров) отечественный прибор выгодно отличается компактностью, портативностью и низкой стоимостью (35 тыс. руб.). На практике LQtest уже успешно применяется органами правопорядка нескольких российских аэровокзалов. Вскоре LQtest появился в московских аэропортах Домодедово и Шереметьево. По мнению создателей прибора, его использование в работе служб безопасности аэропортов позволит пассажирам в обход ныне действующих правил беспрепятственно проносить на борт самолета любые безопасные жидкости. Не меньший интерес проявили посетители выставочного стенда ФГУП «Рособоронэкспорт» и к разработке белорусских специалистов - аналитической информационно-поисковой системе исследования наркотических средств «АИПСИН АнтиНаркотики». Как утверждают эксперты, новинка по объему и качеству данных не имеет мировых аналогов, а европейским странам на создание подобного информационного комплекса понадобится не менее четырех лет напряженной работы [14].
В начале 2009 г. в российских аэропортах было введено временное правило выборочной проверки пассажиров, прибывающих рейсами из опасных районов страны. В аэропортах был усилен паспортный контроль и проверка багажа вылетающих пассажиров, ужесточилась проверка документов на право ношения оружия. Контроль в аэропортах был усилен еще в сентябре 2008 г. после взрыва жилых домов в Москве. Как показала практика, дополнительные
меры безопасности не мешают большинству пассажиров, хотя оборудования для досмотра аэропортам все еще не хватает [13].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что довести систему безопасности на воздушном транспорте до абсолюта невозможно, однако вполне реальной выглядит задача существенного уменьшения вероятности совершения актов незаконного вмешательства, снижения или полного исключения риска человеческих жертв и причинения крупного материального ущерба.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В. Безопасность - категория экономическая // Авиатранспортное обозрение. - 2003. - № 49. -Ноябрь - декабрь. - С. 29.
2. Комаров А. Пошаговое продвижение // Авиатранспортное обозрение. - 2003. - № 49. - Ноябрь - декабрь. -С. 42-43.
3. Крофт Д. Новая система авиационной безопасности // Авиатранспортное обозрение. - 2001. - № 37. -Ноябрь - декабрь. - С. 44-45.
4. РГАЭ, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 1903, л. 64-67.
5. РГАЭ, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 4180, л. 39-47.
6. Ташаев Ю., Тихонов В. Отечественные средства предполетного досмотра // Авиапанорама. - 2003. -Сентябрь - октябрь. - С. 27.
7. Трошин А. Стриптиз для пассажиров // Гражданская авиация. - 2007. - № 2 (753). - С. 30-34.
8. Управление энергоснабжением и автоматизация аэропортов на базе оборудования Schneider Electric //Авиатранспортное обозрение. - 2003. - № 48. - Сентябрь - октябрь. - С. 20-22.
9. Фетисов А. Аэропортовый фэйс-контроль // Авиатранспортное обозрение. - 2003. - № 48. - Сентябрь -октябрь. - С. 76.
10. Фетисов А. Третий пошел // Авиатранспортное обозрение. - 2003. - № 49. - Ноябрь - декабрь. - С. 15.
11. Хьюз Д. Добро пожаловать в США! // Авиатранспортное обозрение. - 2003. - № 49. - Ноябрь - декабрь. -С. 26-27.
12. Черников В.И. Методы и средства повышения пропускной способности аэропортов // Итоги науки и техники, серия Воздушный транспорт: сб. статей ВИНИТИ АН СССР - М.: 1984. - № 12. - С.4-67.
13. http://pda.lenta.ru/russia/2009/01/28/bomb/avia.htm.
14. http://transbez.com/info/avia/antiterror.html.
THE MODERN FORMS OF AVIATION SECURITY
Karpova L.I., Nikitin D.A.
Some of important problems in improvement and development of the contemporary aviation security are stood up. The new archive materials are put in scientific use firstly.
Key words: aviation safety, airport, passenger processing and baggage screening equipment, metal detector, INTROSCOPE, spot checks of passengers, biometric technology, "Card reliable clients.
Сведения об авторах
Карпова Любовь Ильинична, окончила МГУ им. Ломоносова (1975), кандидат исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, действительный член Международной педагогической академии, заведующая кафедрой ГиСПН МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - философия истории России, проблемы становления и развития российской цивилизации, история гражданской авиации.
Никитин Дмитрий Александрович, 1973 г. р., окончил МГТУ ГА (1995), младший научный сотрудник НИЛ-17 МГТУ ГА, автор 22 научных работ, область научных интересов - история науки и техники.