Научная статья на тему 'Предупреждение и профилактика хищений на объектах воздушного транспорта'

Предупреждение и профилактика хищений на объектах воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
570
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ / ДОСМОТР ПАССАЖИРОВ / ДОСМОТР РУЧНОЙ КЛАДИ И БАГАЖА / CRIME PREVENTION / AIR TRANSPORT / AVIATION SECURITY / PASSENGER SCREENING / BAGGAGE SCREENING AND BAGGAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврентьева М. С., Туркин М. М.

В статье на основе анализа опыта иностранных государств, а также сложившейся в России практики рассматриваются основные направления, средства и методы профилактики хищений на объектах воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврентьева М. С., Туркин М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPHYLAXIS AND PREVENTION OF THEFT AT THE FACILITIES OF AIR TRANSPORT

This article, based on the experiences of foreign countries, as well as current practices in Russia are considered the main directions, means and methods of prevention of theft at the facilities of air transport.

Текст научной работы на тему «Предупреждение и профилактика хищений на объектах воздушного транспорта»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ХИЩЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

М.С. ЛАВРЕНТЬЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры доцент кафедры административной

деятельности ОВД Московского университета МВД России

М.М. ТУРКИН,

преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского

университета МВД России

Аннотация. В статье на основе анализа опыта иностранных государств, а также сложившейся в России практики рассматриваются основные направления, средства и методы профилактики хищений на объектах воздушного транспорта.

Ключевые слова: профилактика преступлений, воздушный транспорт, безопасность на воздушном транспорте, досмотр пассажиров, досмотр ручной клади и багажа.

PROPHYLAXIS AND PREVENTION OF THEFT AT THE FACILITIES OF AIR TRANSPORT

M.S. LAVRENT'EVA, candidate of Law, Associate Professor of the department of administration of internal affairs, Moscow University, Ministry of Internal Affairs of Russia

M.M. TURKIN,

lecturer of the of the department of administration of internal affairs, Moscow University, Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract: This article, based on the experiences of foreign countries, as well as current practices in Russia are considered the main directions, means and methods of prevention of theft at the facilities of air transport.

Keywords: crime prevention, air transport, aviation security, passenger screening, baggage screening and baggage.

ОВД на воздушном транспорте были созданы в 1971 г. Гарантия надежности воздушных перевозок потребовала создания этих специальных подразделений. Специфической функцией нарядов милиции на воздушном транспорте является оказание помощи сотрудникам аэропортов при проведении досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.

С 1 января 1998 г. сотрудники милиции были поэтапно выведены из технологии производства досмотра на объектах воздушного транспорта и направлены на усиление борьбы с преступностью.

После совершения террористических актов на воздушных судах в августе 2004 г. в состав досмотровых групп службы авиационной безопасности были введены сотрудники милиции, которые принимают непосредственное участие в производстве предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади и багажа. Особое внимание уделяется рейсам Северо-Кавказского региона.

Все досмотровые мероприятия направлены на транспортную безопасность, которая представляет собой состояние системы России, позволяющее обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности.

С развитием международных воздушных сообщений координация требований к функционированию авиационной транспортной системы по обеспечению авиационной безопасности начала осуществляться в международном масштабе на основе дву- и многосторонних соглашений.

В настоящее время в мире созданы и функционируют разные международные организации гражданской авиации. Основные из них: Между-

народная организация гражданской авиации (ИКАО); Европейская комиссия по гражданской авиации; Международная автотранспортная ассоциация.

Среди всех международных организаций авторитетной и общепризнанной является ИКАО. Это одно из специализированных учреждений ООН со штаб-квартирой в Монреале. Создано 7 декабря 1944 г. 52-я государствами в Чикаго, подписавшими Конвенцию о международной гражданской авиации. В настоящее время в ИКАО входит около 180 суверенных государств.

В целях оказания помощи государствам в обеспечении безопасности гражданской авиации путем разработки правовых рамок, практики и правил, в соответствии с требованиями безопасности ИКАО разработала Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Стратегические (первоочередные) задачи ИКАО в области авиационной безопасности:

- всеобъемлющий досмотр зарегистрированного багажа;

- разработка мер безопасности для обеспечения того, чтобы только разрешенный багаж проносился на борт воздушного судна;

- улучшение досмотра пассажиров и ручной клади;

- разработка мер безопасности в отношении груза, почты, бортпитания, курьерских и срочных отправлений;

- улучшение контроля доступа в аэропорты.

Все эти задачи призвана решать служба авиационной безопасности совместно с ОВД на транспорте.

Обнаружение и изъятие предметов, представляющих опасность и запрещенных к перевозке, является основой безопасности, предотвращает террористические акты, следовательно, снижает риск пассажиров и членов экипажей во время полетов. Необходимо отделить предполетный и послеполетный досмотр (далее досмотр) от личного досмотра, предусмотренного ст. 27.7 КоАП. Если личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения, либо предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.7), т.е. является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27), то на его проведение распространяются правила, предусмотренные КоАП.

Досмотры пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты, проводятся сотруд-

никами службы авиационной безопасности с участием сотрудников ОВД на транспорте, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.

Досмотры в случаях их проведения в соответствии с п. 31 ст. 10 и п. 21 ст. 11 Закона РФ «О милиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты, проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников ОВД. Проведение досмотров не исключает возможности проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством.

При выполнении международных полетов воздушных судов досмотры в случае их проведения проводятся после осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами России и федеральными законами, и иных видов контроля.

При отказе пассажира воздушного судна от досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

Правила проведения досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

Решение о проведении послеполетного досмотра принимает старший смены подразделения ОВД на транспорте по досмотру с письменным уведомлением начальника смены службы авиационной безопасности. В аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет сотрудников ОВД на транспорте, досмотры проводятся с участием сотрудников территориальных ОВД.

При проведении послеполетного досмотра выявляются такие административные правонарушения, как мелкие хищения чужого имущества (ст. 7.27 КоАП). Основным предметом мелкого хищения на воздушном транспорте является хищение алкогольной продукции с бортов воздушных судов, которые совершаются бортпроводниками, авиатехниками, уборщиками воздушных судов и другими работниками аэропортов. Хищения осуществляются авиапассажирами, и в этом случае предметом краж являются спасательные жилеты и пледы. Для определения стоимости похищенного, а соответственно, решения вопроса о квали-

фикации деяния, сотрудниками милиции в адрес авиаперевозчика направляются запросы о предоставлении сведений по стоимости похищенного предмета, истребуются накладные на поставку на борт воздушного судна и сдачи предметов с него по прилету в аэропорт базирования. Затем, исходя из стоимости похищенного предмета (см. примечание к ст. 7.27) принимается решение о возбуждении уголовного дела либо привлечении лица к административной ответственности. Получение этих документов требует определенных временных затрат, что нередко способствует прекращению дел об административных правонарушениях по истечении сроков давности (п. 6 ст. 24.5).

На аэродромах местных воздушных линий или посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, предполетный досмотр проводит командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.

Производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра. При досмотрах применяются технические и специальные средства: стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлои-скатели, портативные (ручные) металлоискатели, рентгенографические сканеры, системы интро-видения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра и др., сертифицированные в установленном порядке, а также служебные собаки кинологических подразделений.

Организация проведения досмотров возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющих досмотр. Эти лица обеспечивают выполнение рекомендаций аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, создаваемой в соответствии с Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Досмотры вещей, находящихся при пассажире, проводятся в присутствии пассажира. Досмотры багажа могут производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствие. Досмотры багажа в отсутствие пассажира, связанные с необходимостью вскрытия багажа, по совместному решению руководителей службы авиационной безопасности и ОВД на транспорте проводятся комиссией, в состав которой входят сотрудники службы авиационной безопасности и ОВД на транспорте, в присутствии двух свидетелей, а при необходимости — представителей иных государ-

ственных контрольных органов, осуществляющих разные виды контроля.

Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается. При поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно проводится повторный предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

При задержке отправления пассажира, связанной с проведением предполетного досмотра, должностные лица администрации аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющие досмотр, принимают меры для отправки пассажира очередным рейсом.

При досмотрах грузов и багажа применяются стационарные технические и специальные средства, а также служебные собаки кинологических подразделений. Досмотры почтовых отправлений осуществляются без их вскрытия. Почтовые отправления с нарушенной упаковкой к перевозке на борту воздушного судна не допускаются.

Бортовые запасы воздушного судна в разных видах упаковки досматриваются в специально оборудованных пунктах досмотра в аэропорту.

Досмотренный багаж, бортовое питание, грузы и почта подлежат маркировке номерными сти-керами уполномоченными лицами служб авиационной безопасности. Контроль над соблюдением технологического процесса досмотров возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля (надзора) на транспорте, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел.

Таким образом, досмотр как профилактическое мероприятие проводится по следующим трем основным схемам:

1) «выход на перрон» досмотр производится непосредственно перед посадкой пассажиров на борт воздушного судна на пункте досмотра у выхода на перрон, который ведет к воздушному судну. Досмотр проводится после объявления посадки пассажиров на борт воздушного судна и открытия выхода на перрон;

2) «накопитель» досмотр проводится на входе в зону, специально предназначенную для «накопителя» всех пассажиров, ожидающих посадки на конкретный рейс. Эта зона отгораживается стенами или соответствующими барьерами. Для сохранения «стерильности» эта зона охраняется и в период, когда не используется;

3) «зал ожидания» досмотр производится при входе в зал ожидания, посадочную галерею или

отдельный павильон, связанный с главным зданием аэровокзала и имеющий несколько выходов.

Досмотр имеют право проводить только специально подготовленные работники службы авиационной безопасности. При поступлении информации о наличии у пассажира оружия, боеприпасов, взрывчатого устройства или других опасных вещей и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства, досмотр в обязательном порядке производится с привлечением сотрудников ОВД на воздушном транспорте. В некоторых случаях к проведению досмотра привлекаются сотрудники территориальных ОВД.

Досмотр проводится с использованием оборудования и устройств, предназначенных для обеспечения безопасности, а также путем ручного досмотра или сочетания этих методов в соответствии с законодательством и установленными правилами.

Перед производством досмотра пассажиры информируются о своих правах и обязанностях, о целях и порядке производства досмотра, о запрещенных для перевозки на гражданских воздушных судах веществах и предметах и об ответственности за нарушение установленных правил.

В зоны контроля (пункты досмотра) допускаются только пассажиры очередных рейсов по предъявлению авиабилета и документа, удостоверяющего их личность.

Досмотр проводится на всех рейсах международных, внутренних и местных воздушных ли-

ний, выполняемых авиакомпаниями и эксплуа-тантами воздушных судов России, стран СНГ и других зарубежных стран, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Основное правило заключается в том, что все пассажиры, их ручная кладь и багаж должны пройти досмотр до того, как им будет разрешено подняться на борт воздушного судна.

Специфика работы по обеспечению авиационной безопасности, использование для этого высокотехнологичного оборудования, необходимость знания психологии и поведения человека в стрессовых ситуациях, нужные при работе с пассажирами, а также умение правильно оценивать обстановку (ситуацию) и принимать необходимые меры пресечения в случаях возникновения угрозы безопасности пассажирам и авиаперсоналу, предъявляют к сотрудникам групп досмотра особые требования. Специалисты по досмотру должны иметь образование не ниже среднего, сертификат авиационной безопасности по специальности «Предполетный досмотр» и должны быть допущены приказом к выполнению возложенных функциональных обязанностей.

Хорошо подобранный, подготовленный и высококвалифицированный персонал групп досмотра службы авиационной безопасности, осуществляющий свои функциональные обязанности в тесном взаимодействии с сотрудниками ОВД -ключ к успеху в обеспечении авиационной безопасности на требуемом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.