Научная статья на тему 'Организационные и правовые аспекты обеспечения досмотровых и режимных мероприятий на предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации'

Организационные и правовые аспекты обеспечения досмотровых и режимных мероприятий на предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСМОТР ЭТО ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ К ПЕРЕВОЗКЕ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ / ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ РУЧНОЙ КЛАДИ И ГРУЗОВ / ОХРАНЯЕМЫЙ ОБЪЕКТ АВИАЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ АЭРОПОРТА ПЕРВОГО / ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарев И. Е., Бутаков В. И.

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечению досмотровых и режимных мероприятий на воздушном транспорте. В ней рассматриваются организационно-правовые вопросы проведения досмотров пассажиров, багажа и грузов, перевозимых авиационным транспортом. Отмечаются имеющие место недостатки в работе транспортной милиции по данному направлению деятельности. На основе анализа рассматриваемой проблемы даются конкретные рекомендации по совершенствованию этой работы органов внутренних дел на транспорте по профилактике и пресечению угроз терактов, транспортировке взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, а также формулируются предположения, направленные на улучшения организационно-правового обеспечения проводимых досмотровых и режимных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочкарев И. Е., Бутаков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF PROVISION OF INSPECTION AND REGIME ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TRANSPORTATION FACILITIES

Of the article «Organizational and legal aspects of provision of inspection and regime activities of the Russian Federation transportation facilities» written by lieutenant colonel of militia I.E. Bochkarev, the research student of the Academy of Management of the Ministry of the Interior and colonel of militia V.I. Butakov, the head of headquarters of the North-East Main Office of the Interior for Transport. The article is based on the acute problem of provision of inspection and regime activities at air transportation facilities. The author studies organizational and legal aspects of provision of inspection of passengers, luggage and cargo transported by air. Faults in the work of transport militia in this field are underlined. Based on the analysis of this problem the author provides certain recommendations for improvement of work of the bodies of the interior aimed at prevention of terror threats, transportation of explosives, weapons and ammunition. Recommendations are made to improve organizational and legal basis for provision of inspection and regime activities.

Текст научной работы на тему «Организационные и правовые аспекты обеспечения досмотровых и режимных мероприятий на предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации»

вынесения постановления (распоряжения) о назначении судебной экспертизы, обязаны удостовериться в личности лица, которому они намерены поручить производство экспертизы, его компетентности, выяснить его отношения с подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и лицом, подвергаемым экспертизе, и проверить, нет ли оснований для отвода эксперта.

159.2. После выяснения необходимых сведений и получения с лица согласия на участие в производстве экспертизы в качестве судебного эксперта дознаватель, следователь, прокурор, судья и суд выносят постановление (распоряжение) о назначении судебной экспертизы, вручают его эксперту, разъясняют ему права и обязанности, предусмотренные ст. 46 настоящего Кодекса, и предупреждают об ответственности, установленной статьями 254 и 257 УК Монголии, о чем делается запись в постановлении (распоряжении) и удостоверяется подписями.

159.3. Ходатайства, заявленные экспертом в связи с производством экспертизы, фикси-

руются в постановлении (распоряжении) о назначении судебной экспертизы».

В новой редакции норм содержатся новации принципиального значения для законодательства Монголии, связанные, например, с получением с частного лица согласия на участие в производстве экспертизы в качестве судебного эксперта, с процессуальной фигурой руководителя экспертного учреждения и его правами и обязанностями, а также с альтернативным вариантом отбора эксперта и экспертного учреждения. Что касается мнения сотрудников правоохранительных органов относительно новых редакций, то они не вызвали особых споров и возражений среди опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов (89%).

Нововведение не претендует на охват всех проблем, связанных с уголовно-процессуальной регламентацией назначения и производства судебной экспертизы, но направлено на повышение результативности судебно-экспертной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСМОТРОВЫХ И РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.Е. БОЧКАРЕВ,

адъюнкт кафедры Управления ОВД Академии управления МВДРоссии,

подполковник милиции В.И. БУТАКОВ,

начальник штаба Северо-Восточного УВД на транспорте МВДРоссии,

полковник милиции

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме — обеспечению досмотровых и режимных мероприятий на воздушном транспорте. В ней рассматриваются организационно-правовые вопросы проведения досмотров пассажиров, багажа и грузов, перевозимых авиационным транспортом. Отмечаются имеющие место недостатки в работе транспортной милиции по данному направлению деятельности. На основе анализа рассматриваемой проблемы даются конкретные рекомендации по совершенствованию этой работы органов внутренних дел на транспорте по профилактике и пресечению угроз терактов, транспортировке взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, а также формулируются предположения, направленные на улучшения организационно-правового обеспечения проводимых досмотровых и режимных мероприятий.

Ключевые слова: досмотр — это выявление запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, запрещенных предметов ручной клади и грузов.

Охраняемый объект — авиационное мероприятие аэропорта первого, второго и третьего класса.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF PROVISION OF INSPECTION AND REGIME ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TRANSPORTATION FACILITIES

I.E. BOTCHKAREV, V.I. BUTAKOV

Annotation. Of the article «Organizational and legal aspects of provision of inspection and regime activities of the Russian Federation transportation facilities» written by lieutenant colonel of militia I.E. Bochkarev, the research student of the Academy of Management of the Ministry of the Interior and colonel of militia V.I. Butakov, the head of headquarters of the North-East Main Office of the Interior for Transport.

The article is based on the acute problem of provision of inspection and regime activities at air transportation facilities. The author studies organizational and legal aspects of provision of inspection of passengers, luggage and cargo transported by air. Faults in the work of transport militia in this field are underlined. Based on the analysis of this problem the author provides certain recommendations for improvement of work of the bodies of the interior aimed at prevention of terror threats, transportation of explosives, weapons and ammunition. Recommendations are made to improve organizational and legal basis for provision of inspection and regime activities.

В последнее десятилетие в Российской Федерации проблемы авиационной безопасности существенно обострились. Правовое обеспечение авиационной безопасности в этот период не отвечало современным требованиям. Так, например, в 1997 г. было принято решение об упразднении службы досмотра пассажиров, багажа и грузов, которые осуществляли в аэропортах страны органы внутренних дел на транспорте1. До упразднения службы досмотра обслуживали 125 аэропортов, федерального, регионального значения и местных воздушных авиалиний из 150 аэропортов, находившихся на оперативном обеспечении транспортной милиции2.

Указанные изменения в правовом регулировании этого вопроса были проведены в целях реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, возложивших функции досмотра на службы авиационной безопасности аэропортов, и эксплуатан-тов транспортных средств3.

После принятия этих нормативных актов сотрудники органов внутренних дел на транспорте, которые обеспечивали данную функцию, были переведены в службы и подразделения, непосредственно обеспечивающие основные задачи транспортной милиции4. Однако после серии террористических актов на воздушном транспорте в 2005 г. снова было принято решение о привлечении органов внутренних дел на транспорте к решению вопросов обеспечения авиационной безопасности5. В связи с этим соответствующие изменения были

внесены в организационно-штатную структуру органов внутренних дел на транспорте.

В 2005 г. в Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала аэропортов были внесены дополнения, касающиеся участия сотрудников ОВДТ в производстве досмотра6, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, а в 2006 г. утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров совместно с работниками Службы авиационной безопасности и сотрудниками органов внутренних дел на транспорте7.

Необходимо отметить, что принято достаточное количество нормативных документов, регламентирующих проведение досмотровых и режимных мероприятий на объектах воздушного транспорта, в структуре ОВДТ воссозданы штатные досмотровые подразделения, разработаны соответствующие методики их работы. Однако, по нашему мнению, до сих пор четко не определен правовой статус органов внутренних дел на транспорте в вопросах обеспечения авиационной безопасности и их компетенция, а правовая деятельности транспортной милиции нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Правовой статус подразделений досмотра органов внутренних дел на транспорте в настоящее время регламентируется множеством нормативных актов МВД России и Министерством транспорта Российской Федерации. Од-

нако четкого определения правового статуса в этих нормативных актах нет. При его оценке мы присоединяемся к мнению Ю.В. Степаненко о том, что подобный полицентризм порождает трудности во взаимоувязке норм и затрудняет определение правового статуса конкретного управленческого субъекта8.

Еще одним недостатком, на наш взгляд, является отсутствие у досмотровых подразделений транспортной милиции властных полномочий. Их правовая регламентация является важным структурным элементом нормативного правового акта любого органа управления. Властная природа — не единственный компонент управленческих отношений, побуждающий управляемые объекты к подчинению, но это обязательный признак, атрибут этих отношений9.

В правовых документах, регламентирующих проведение досмотровых мероприятий на авиационных объектах, кроме обозначения участия транспортной милиции в структуре групп досмотра, полномочия сотрудников органов внутренних дел на транспорте, осуществляющих эти функции, никак не обозначены10.

В настоящее время не определено, кто руководит мероприятиями по досмотру и кто конкретно обеспечивает координацию деятельности соответствующих служб органов внутренних дел на транспорте и службы авиационной безопасности при его проведении, а также кто несет персональную ответственность за возможные нарушения при проведении данных досмотровых мероприятий.

Необходимо в действующих нормативных актах четко обозначить субъекты и объекты управления как при организации досмотровых мероприятий, так и при обеспечении авиационной безопасности в целом. Для этого целесообразно внести соответствующие изменения в действующую нормативно-правовую базу.

Современные реалии таковы, что обеспечение авиационной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты авиационной и иной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации11. Ответственность за обеспечение транспортной безопасности, в том числе авиационной, несут собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Органы внутренних дел на транспорте непосредственно не упоминаются в рассматриваемом правовом акте. Таким образом, ведущим субъектом управления как по обеспечению предполетного и послеполетного досмотров в аэропортах, так и внут-риобъектового режима на транспортном комп-

лексе законодатель называет непосредственно транспортные предприятия. А органам внутренних дел на транспорте при этом отводится не вполне понятная роль такого участника процесса досмотра без каких-либо полномочий.

Необходим комплексный подход к обеспечению транспортной безопасности, в том числе и авиационной. Целесообразно в современных условиях противодействия преступности разработать четкие алгоритмы работы, а также системы управления на основе исследований ведущих ученых-управленцев. В своем историческом развитии органы внутренних дел на транспорте уже неоднократно проходили периоды передачи полномочий тем или иным правоохранительным органам и иным структурам, однако в случае возникновения реальной угрозы и обострения криминогенной обстановки на объектах транспорта практика показывала, что только органы внутренних дел на транспорте способны реально решать вопросы безопасности.

Авторы убеждены в необходимости централизованного управления деятельностью по обеспечению транспортной безопасности и полагают, что руководство антитеррористической защитой аэропортов, речных и морских портов должны осуществлять досмотровые подразделения транспортной милиции МВД России. Координацию и оперативное управление Службой авиационной безопасности, ведомственной охраной транспортных предприятий, ЧОП при проведении досмотровых и режимных мероприятий должно взять на себя МВД России в лице органов внутренних дел на транспорте.

МВД России в директивных документах подчеркивает, что результаты межведомственных комплексных обследований международных аэропортов свидетельствуют о неспособности ряда администраций объектов авиакомплекса обеспечить собственными силами выполнение федеральных авиационных правил, определяющих требования по инженерной ук-репленности и технической оснащенности аэропортов. Работа по заключению с подразделениями вневедомственной охраны договоров на охрану объектов международных аэропортов необоснованно затягивается.

Целесообразно скорейшее разграничение полномочий в области обеспечения безопасности аэропортов между службами авиационной безопасности, ведомственной охраной Минтранса России, органами внутренних дел на транспорте и другими заинтересованными ведомствами и организациями12.

Показательным также является тот факт, что в течение 2006 г., т.е. в период, когда уже

активно работали подразделения досмотра транспортной милиции, на воздушном транспорте Российской Федерации не произошло ни одного террористического акта13.

Однако правового закрепления необходимости единого управления, территориальными органами внутренних дел и органами внутренних дел на транспорте, находящимися в системе МВД России, при обеспечении транспортной безопасности, пока не последовало.

Более того, если первоначально при разработке дополнительных мер по реализации Федерального закона № 20-ФЗ от 21 марта 2005 г. предусматривалось, что подразделения ведомственной охраны при органах внутренних дел по охране международных аэропортов находятся в оперативном подчинении соответствующих органов внутренних дел на транспорте, тов дальнейшем данное положение из указанного Федерального закона было исключено.

В соответствии с указанным Федеральным законом сейчас установлено, что при охране международных аэропортов подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел на основании планов комплексного использования сил и средств милиции (единой дислокации) и программ обеспечения авиационной безопасности аэропортов совместно с соответствующими подразделениями органов внутренних дел на воздушном транспорте и (или) территориальных органов внутренних дел осуществляют:

1) предупреждение и пресечение противоправных посягательств на охраняемые объекты, а также иных преступлений и административных правонарушений в зонах постов и маршрутов патрулирования;

2) проведение обследований охраняемых (подлежащих охране) объектов на предмет антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности;

3) выработку и реализацию управленческих решений по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности на обслуживаемых объектах;

4) проведение совместных инструктажей, командно-штабных и оперативно-тактических учений, учебно-тренировочных занятий;

5) контроль за несением службы нарядами милиции.

Исходя из анализа текста указанного закона видно, что единого руководства органами внутренних дел в настоящее время нет. В соответствии с законом на подразделения вневедомственной охраны возложены функции выработки и реализации управленческих решений по вопросам обеспечения правопорядка

и безопасности на охраняемых объектах транспорта. Фактически часть функций органов внутренних дел на транспорте вновь передана другим правоохранительным структурам.

По нашему мнению, понятие «обеспечение правопорядка и безопасности» включает в себя весь объем функций, выполняемых органами внутренних дел на транспорте.

Необходимо в процессе решения вопросов научного обеспечения деятельности органов внутренних дел на транспорте разработать научно обоснованные предложения, в том числе проекты ведомственных нормативных актов, реализация которых будет способствовать развитию правового регулирования деятельности ОВДТ, что послужит укреплению транспортной безопасности Российской Федерации.

1 См.: Указание МВД России №1/9187 от 21 мая 1997 г. «О приведении деятельности ОВД на воздушном транспорте в соответствие с действующим законодательством».

2 По данным Департамента охраны правопорядка на транспорте МВД России.

3 Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (с изм. от 22 апреля 1997 г., 6 марта 1998 г., 14 мая 2003 г.); ФЗ от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»; Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФПЗ (с изм. от 8 июля 1999 г.).

4 В большинстве ОВДТ за счет высвободившейся штатной численности были усилены подразделения милиции общественной безопасности, в основном относящиеся к патрульно-постовой службе.

5 Закон Российской Федерации № 20-ФЗ от 21 февраля

2005 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по осуществлению мер авиационной безопасности на воздушном транспорте»; приказ МВД России № 681дсп от 28 ноября 2005 г. «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ и обеспечению авиационной безопасности органами внутренних дел».

6 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 102 (с изм. и доп. от 30 сентября 2005 г.).

7 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 126 от 23 октября 2006 г. «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра работниками САБ и сотрудниками ОВДТ».

8 Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: Дис. ... д-ра юрид. наук. С. 115.

9 Аверьянов В.Б. Организация аппарата государственного управления (Структурно-функциональный аспект). Киев, 1985. С. 99-100.

10 Пункт 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 102 (с изм. и доп. от 30 сентября 2005 г.).

11 Пункт 1 ст. 4 Закона Российской Федерации №16-ФЗ от 2 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности».

12 Протокол заседания Коллегии МВД России от 30 мая

2006 г. № 3КМ.

13 По данным ГИАЦ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.