Научная статья на тему 'Особенности проведения антитеррористических мероприятий в аэропортах (на примере аэропорта «Уфа»)'

Особенности проведения антитеррористических мероприятий в аэропортах (на примере аэропорта «Уфа») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
830
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / ТЕРРОРИЗМ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ДОСМОТР / AIRPORT / TERRORISM / SECURITY / AIR TRANSPORT / AIRCRAFT / INSPECTION / AIRPLANE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зеленский М.А., Скоморохов О.Н., Газизов Д.И.

В статье рассматриваются некоторые вопросы проведения антитеррористических мероприятий в аэропортах Российской Федерации (на примере аэропорта г. Уфы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of anti-terrorist measures in airports (for example, the airport “Ufa”)

The article discusses some of the issues of anti-terrorist measures in the airports of the Russian Federation (for example, the airport of Ufa).

Текст научной работы на тему «Особенности проведения антитеррористических мероприятий в аэропортах (на примере аэропорта «Уфа»)»

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В АЭРОПОРТАХ (НА ПРИМЕРЕ АЭРОПОРТА «УФА»)

FEATURES OF ANTI-TERRORisT MEAsuREs IN AIRpORTs (for example, the airport “uFA”)

УДК 614.862:323.28

М.А. ЗЕЛЕНСКИЙ, О.Н. СКОМОРОХОВ,

кандидат юридических наук, доцент кандидат педагогических наук

(Белгородский юридический институт МВД России) (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: mzelenski_531@mail.ru e-mail: 79056781779@yandex.ru

M.A. ZELENSKIY,

candidate of Jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

O.N. SKOMOROKHOV,

candidate of Jurisprudence,

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Д.И. ГАЗИЗОВ

(линейный отдел полиции в аэропорту г. Уфы)

D.I. GAZIZOV

(linear Police Department at the airport of Ufa )

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы проведения антитеррористических мероприятий в аэропортах Российской Федерации (на примере аэропорта г. Уфы).

Ключевые слова: аэропорт, терроризм, обеспечение безопасности, воздушный транспорт, воздушное судно, досмотр.

Abstract: the article discusses some of the issues of anti-terrorist measures in the airports of the Russian Federation (for example, the airport of Ufa).

Keywords: airport, terrorism, security, air transport, aircraft, airplane, inspection.

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

84

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности пассажирских и грузовых перевозок на воздушном транспорте определён ст. 84 «Обеспечение авиационной безопасности» и ст. 85 «Предполётный и послеполётный досмотры» Федерального закона Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», которые направлены на предотвращение террористических актов на объектах воздушного транспорта. По профилактике безопасности полетов разработан и имеется дополнительный план мероприятий со службой авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт Уфа», где принимаются меры по усилению в обеспечении авиационной безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, выявления лиц, вынашивающих намерения совершения терактов:

- постоянно в Международном аэропорту «Уфа» проводятся предполётный и послеполётные досмотры, а также службой авиационной безопасности САБ ОАО «МАУ» проводятся дополнительные (специальные) досмотры воздушных судов в аэропорту «Уфа», в соответствии с инструкцией по проведению предполётного досмотра ВС и по дополнительному досмотру ВС, разработанной в соответствии с требованиями Правил производства досмотра гражданских воздушных судов, введённых в действие приказом ФАС России от 29.07.1998 года № 238;

- пункты досмотра пассажиров, багажа, членов экипажей ВС, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, авиаперсонала гражданской авиации, бортовых запасов оснащены сертифицированными техническими средствами досмотра, средствами связи, тревожной сигнализацией, системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация в которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и кабинами (помещениями) для личного досмотра.

Организация обеспечения безопасности воздушных судов в аэропорту «Уфа» осуществляется в соответствии с требованиями «Инструкции по охране воздушных судов и объектов ОАО «Международный аэропорт Уфа»», разработанной в соответствии с требованиями Наставления по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации (НОВСО ГА-93), утверждённого приказом ДВТ Минтранса России от 26.08.1993 № ДВ-115.

Обеспечение постоянной, круглосуточной охраны воздушных судов в аэропорту Уфа

осуществляется сотрудниками САБ ОАО «МАУ» по охране воздушных судов, объектов аэропорта и режиму, для чего выставляются круглосуточные посты охраны САБ. Усиление охраны воздушных судов обеспечивается использованием возможностей системы видеонаблюдения. Обеспечение охраны ВС при кратковременной стоянке ВС в период их подготовки к вылету осуществляется сотрудниками отдела по охране ВС САБ, объектов аэропорта и режиму и членами экипажей ВС. Стоянки воздушных судов оборудованы охранным освещением.

Два раза в неделю (вторник, пятница) организовано патрулирование и обследование периметрового ограждения комиссией в составе сотрудников: ЛОП, САБ, ОПК, инспекции по БП и СКК. Результаты обследования оформляются актом, созданы группы досмотра воздушных судов перед вылетом с участием сотрудника-кинолога.

КПП № 1 предназначен для допуска в контролируемую зону аэропорта «Уфа» авиаперсонала и работников аэропорта, членов экипажей ВС при выполнении наземной подготовки, лиц сторонних организаций и транспортных средств аэропорта и сторонних организаций, досмотр автотранспортных средств на въезде на контролируемую территорию аэропорта осуществляется совместно с кинологами со служебно-розыскными собаками, с применением специального устройства для дистанционного исследования и воздействия на минно-взрывные устройства «Хобот-Ди» и досмотровых зеркальных устройств. КПП оборудован рентгено-телевизионным интроскопом, стационарным и ручным металлодетекторами, телефонной и радиосвязью, турникетом, системой видеонаблюдения, тревожной сигнализацией, металлическими воротами с автоматизированной системой открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, смотровой площадкой, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, средствами принудительной остановки транспорта (ПДЗУ), системой контроля и управления доступом персонала.

КПП № 2 предназначен для допуска в контролируемую зону аэропорта «Уфа» авиаперсонала и работников аэропорта, членов экипажей ВС при выполнении наземной подготовки, лиц сторонних организаций. КПП оборудован рентгено-телевизионным инт-роскопом, стационарным и ручным металлодетекторами, телефонной и радиосвязью,

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

85

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

турникетом, системой видеонаблюдения, тревожной сигнализацией, системой контроля и управления доступом персонала.

КПП № 3 предназначен для допуска в контролируемую зону аэропорта «Уфа» авиаперсонала и членов экипажей ВС. КПП оборудован рентгено-телевизионным инт-роскопом, стационарным и ручным металлодетекторами, телефонной и радиосвязью, турникетом, системой видеонаблюдения, тревожной сигнализацией, системой контроля и управления доступом персонала.

Международный аэропорт «Уфа» оборудован системами видеонаблюдения с выводом в дежурную часть ЛОП в аэропорту г. Уфы и САБ ОАО «МАУ». С внутренней стороны в аэровокзальном комплексе внутренних авиалиний видеокамеры обеспечивают наблюдение за всеми пунктами досмотра на внутренних воздушных линиях, входом в здание аэровокзала, залами ожидания, стерильной зоной, кассами, зоной выдачи багажа, с наружной стороны по периметру здания видеокамерами обеспечивается наблюдение за перроном и привокзальной площадью.

В Международном аэропорту «Уфа» обеспечена 50-метровая зона безопасности аэровокзальных комплексов, оснащённая бетонными заграждениями, выработан единый алгоритм действий сотрудников ЛОП в аэропорту г. Уфы и САБ ОАО «МАУ» по противодействию терроризму на 5 рубежах объектов аэропорта.

1- й рубеж - привокзальная площадь.

На привокзальной площади проводятся мероприятия по проверке граждан и их личного автотранспорта, прибывающих в аэропорт общественным и частным транспортом, на предмет выявления лиц с признаками подозрительного поведения. Для этого используется выборочная проверка документов, досмотр автотранспорта на привокзальной площади осуществляется патрулем САБ (кинолог) и нарядом ППСП Отдела МВД России по Уфимскому району, ГИБДД, ведётся визуальное наблюдение за привокзальной площадью системой видеонаблюдения. Обнаруженные нарушения фиксируются и оформляются в установленном порядке.

2- й рубеж - контроль за входящими в аэровокзальные комплексы пассажирами и посетителями. На втором рубеже с помощью стационарных металлодетекторов и рентгено-телевизионных интроскопов проводится первичный досмотр всех лиц, входящих в

аэровокзальные комплексы терминала № 1 и № 2, при необходимости проводится досмотр багажа и ручной клади. При необходимости сотрудники ЛОП в аэропорту г. Уфы выборочно проводят проверку паспортного режима с использованием специальной техники в целях выявления лиц, находящихся в розыске, следят за соблюдением общественного порядка в аэровокзалах. Вход в аэровокзал оснащён камерой видеонаблюдения.

3- й рубеж - предполетный досмотр авиапассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, их ручной клади и багажа с использованием технических средств досмотра (ТСД). С помощью стационарных металлодетекторов и рентгено-телевизионных интроскопов производят 100% досмотр авиапассажиров, личный досмотр в комнате личного досмотра, досмотр производится методом «ощупывания» после прохождения через металлодетектор в целях выявления взрывчатых веществ, производится досмотр багажа пассажиров с использованием служебно-розыскных собак. При входе в досмотровую зону (на первом номере) при помощи специальной техники «Кейс КПМ» сотрудником полиции проводится 100% проверка паспортов граждан Российской Федерации, паспортов граждан иностранных государств и лиц без гражданства в целях нахождения их в розыске. В процессе досмотра с помощью специальной техники LQTEST - 2.8, «МО-2Д», «МО-2М» проверяются жидкости, опасные для здоровья граждан, в закрытых емкостях, хроматограф газовый переносной ГХС-02 определяет тип взрывного вещества. С помощью специальной техники - портативной мини-лаборатории MOBIL TREIS (анализатор веществ) - на молекулярном уровне определяются вещества, можно определить, к какому типу они относятся, к взрывчатому или наркотическому.

4- й рубеж - оперативное сопровождение из стерильной зоны пассажиров, их багажа, груза до борта ВС, встреча по прилету и сопровождение их до выхода с перрона с целью недопущения передачи запрещенных предметов и веществ на борт ВС в пути следования, исключения посторонних контактов, уклонения от маршрута при следовании с борта ВС. Обеспечение стерильности багажа, грузов, предотвращение хищения имущества пассажиров.

5- й рубеж - встречный досмотр рейсов, прибывающих из Северо-Кавказского региона, досмотр ВС с целью выявления лиц,

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

86

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

имеющих намерения совершения террористических актов, поиск предметов, веществ, запрещенных к перевозке, которые могут быть оставлены на борту ВС. Пересечение неконтролируемого передвижения граждан из районов со сложной криминальной обстановкой, лиц, представляющих оперативный интерес, а также предотвращения незаконного ввоза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств.

В 2014 году в ЛОП в аэропорту г. Уфы зарегистрировано 2 факта «лазерного ослепления»:

- КУСП №104 от 05.03.2014 года ЛОП в аэропорту г. Уфы.

05 марта 2014 года в 23:50 часов московского времени в ДЧ ЛОП в аэропорту г. Уфы по телефону от сменного заместителя генерального директора ОАО «Международный аэропорт Уфа» Иванова С.А. поступило сообщение о том, что ему поступила информация от командира воздушного судна «Боинг-737-500», выполняющего авиарейс № 363 сообщением «Москва (ВНК) - Уфа», что в 23:48 по московскому времени при заходе на посадку в аэропорт «Уфа» в районе населенного пункта Нижегородка Уфимского района в кабину их воздушного судна был направлен луч зеленого цвета (предположительно лазерный). 05.03.2014 года в 23:50 по московскому времени воздушное судно благополучно совершило посадку в аэропорту Уфа. Материал проверки направлен в ОМВД России по Уфимскому району по территориальности.

12 июля 2014 года в 00:55 по московскому времени в ДЧ ЛОП в аэропорту г. Уфы по телефону от диспетчера КИПС ОАО «Международный аэропорт Уфа» Кривошеевой И.А. поступило сообщение о том, что ей от руководителя полетов аэропорта «Уфа» Хисматуллина Р.Г. поступила информация о том, что в кабину пилотов воздушного судна «Ембраер120» номер борта VQBCB, выполняющего авиарейс №7R-59 сообщением «Екатеринбург - Уфа», в 00:55 по местному времени при заходе на посадку в аэропорт Уфа на удалении 25 километров на высоте 600 метров азимут 080 в районе населенных пунктов Кабаково и Николаевка Кармаскалинского района РБ в течение 1-2

минут был направлен луч зеленого цвета (предположительно лазерный). В 00 часов 59 минут местного времени самолет благополучно совершил посадку в аэропорту «Уфа». Материал проверки направлен в МО МВД России «Кармаскалинский» по территориальности.

Со всеми службами имеется взаимодействие. В аэропорту «Уфа» с целью пресечения предупреждения правонарушений и преступлений ежедневно при заступлении на службу из САБ выделяется в среднем 3 сотрудника, которые при поступлении какой-либо информации в ДЧ ЛОП в а/п г. Уфы переходят в подчинение оперативного дежурного, который ставит определенные задачи, находящиеся в введении САБ. Что касается авиакомпаний, то каких-либо проблем не возникает, в основном от них нужна своевременная информация, которая, как правило, всегда передается вовремя в ДЧ. С территориальными ОВД имеются все контактные телефоны, в т.ч. «Коралл», и при поступлении от центра организации ВД информации о том, на каком приблизительно квадрате произошел факт направления луча на ВС, информация сразу же передается в отдел полиции, который обслуживает территорию. Как правило, в первую очередь до прибытия группы опрос и отработку местности производит участковый уполномоченный полиции.

С целью недопущения фактов «лазерного ослепления» воздушных судов ЛОП в аэропорту г. Уфы налажено взаимодействие с территориальными ОВД, находящимися в районах взлета и посадки воздушных судов, по проведению профилактических мероприятий в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости к аэропорту. Уполномоченными участковыми полиции территориальных ОВД проводятся разъяснительные беседы с населением о мерах ответственности за совершение данного вида нарушения. Отлажено взаимодействие с диспетчерской службой предприятия ОАО «Международный аэропорт Уфа» и командирами воздушных судов по незамедлительному сообщению координат использования «лазера» для дальнейшего оперативного реагирования.

(Статья сдана в редакцию 14.10.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.