Научная статья на тему 'Современные проблемы и риски в деятельности гражданской авиации, новые комплексные методы и средства обеспечения авиационной безопасности'

Современные проблемы и риски в деятельности гражданской авиации, новые комплексные методы и средства обеспечения авиационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2790
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубков Борис Васильевич, Бочкарев Александр Николаевич

В статье рассматриваются проблемы и риски, новые комплексные методы и обеспечения авиационной безопасности на объектах воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубков Борис Васильевич, Бочкарев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SYSTEMS INTENDED TO ENSURE SECURITY OF AIR TRANSPORT

Processing, analyzing, and classification on obtained information about discovered deficiency in aviation security system.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и риски в деятельности гражданской авиации, новые комплексные методы и средства обеспечения авиационной безопасности»

2007 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 122

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК 658/562:621.396:681.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, НОВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Б.В. ЗУБКОВ, А Н. БОЧКАРЕВ

В статье рассматриваются проблемы и риски, новые комплексные методы и обеспечения авиационной безопасности на объектах воздушного транспорта.

Актуальным направлением противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации является постоянная оценка рисков и проблем авиационной безопасности в аэропортах России, разработка и внедрение в производство новых комлексных методов и средств обеспечения авиационной безопасности.

В настоящее время в России насчитывается 373 аэропорта гражданской авиации, надежная и безопасная работа которых напрямую связана с научно обоснованной системой организации авиационной безопасности. Состояние авиационной безопасности в аэропортах России остается довольно сложным и требует постоянного внимания. Например, в 2003 году в аэропортах России досмотрено свыше 17 тысяч авиарейсов, проверено около 600 тыс. мест багажа, при этом изъято 79 единиц огнестрельного оружия, 218 единиц холодного оружия, 12 единиц газового оружия, 1646 штук боеприпасов, 97 газовых патронов.

В аэропорту г. Калиниграда за период с 1990 по 1999 годы обнаружено и изъято при досмотре 7 кг взрывчатых веществ, два взрывных устройства, 48 боевых гранат, 21 единица огнестрельного оружия. В аэропорту г. Самары (Курумоч) за период с 2002 по 2003 годы сотрудниками САБ было изъято 26 единиц оружия, задержано 128 человек, пытавшихся пронести в самолет запрещенные предметы. В аэропорту г. Владивостока в 2001 году сотрудниками САБ изъято 26 единиц оружия, 137 боеприпасов, задержано 25 человек, пытавшихся пронести в самолет запрещенные предметы.

Эффективным методом предотвращения попадания оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ на борт воздушных судов является организация конвейерной, многоуровневой системы предполетного досмотра багажа пассажиров с использованием аппаратуры обнаружения взрывчатых веществ. При этом багаж пассажиров должен поступать со стоек регистрации на общий конвейер и проходить через 1-й уровень рентгенотелевизионных систем, типа «MVT», осуществляющих автоматическое обнаружение опасных веществ и предметов и выводящих изображение досматриваемого багажа на удаленное рабочее место (монитор). Досмотренный багаж, прошедший контроль 1-го уровня подается для последующей транспортировки к самолету. Багаж, не прошедший контроль 1-го уровня, попадает через рольганговый стол на томографическую систему обнаружения взрывчатых веществ 2-го уровня, типа «Examiner». После прохождения контроля 2-го уровня багаж, в случае подозрений на наличие в нем оружия и боеприпасов, выводится с конвейера для дальнейшего обследования. После досмотра такого багажа в присутствии пассажира, безопасный багаж может быть возвращён в общий поток и направлен по транспортёру в зону сортировки. Багаж авиапассажиров, содержащий взрывоопасные предметы, задерживается для обезвреживания и проведения расследования. В конвейерную систему не должен поступать негабаритный багаж. При организации работы по предполетному досмотру негабаритного багажа пассажиров требуется наличие интроскопа типа «Лайнскан-231 » (с большим туннелем), который устанавливается в зоне комплектации.

Проблемой организации авиационной безопасности при перевозке грузов воздушным транспортом являются случаи занесения грузоотправителями ложных сведений о характере груза в перевозочные документы. Под такими названиями, как «Оборудование», «Медикаменты», «Товары народного потребления» и другие, могут оформляться и загружаться на борт самолета грузы содержащие опасные предметы и вещества, что может стать причиной возникновения нештатной ситуации. В настоящее время в аэропортах России для досмотра багажа и грузов все шире применяются новые рентгено-телевизионные системы типа «Лайнскан» и «Хискан». Их широкое использование объясняется гибкой ценовой политикой производителей - фирмы “L 3” ( США) и фирмы «Smiths Heimann» (Германия).

Данные системы обладают высокой пропускной способностью, довольно просты в управлении и эксплуатации, а самое главное показали хорошую надежность в работе. Кроме того имеют высокую разрешающую способность по обнаружению опасных предметов запрещенных к перевозке воздушным транспортом. Следует отметить, что фирмы «L 3” и « Smiths Heimann» постоянно работают над усовершенствованием своих систем и имеют огромный опыт работы в производстве рентгеновских установок. Сейчас фирма “ L 3” предлагает наряду с зарекомендовавшими себя образцами, такими как “Лайн-скан” 112, 205 208, 215 и другие, новые модели, а именно: РХ-107, РХ-208, РХ-231, РХ-М, РХ-160Р. Фирма « Smiths Heimann» предлагает использовать для досмотра грузов «Хискан» 85120, 100100 V, 100100 Т, 145180, 180180, системы EDS, EdtS, HDX с автоматическим обнаружением взрывчатых веществ.

Одной из проблем обеспечения авиационной безопасности является досмотр бортового питания, с использованием современных технических средств досмотра. В данном случае провести предполетный досмотр бортового питания у трапа воздушного судна довольно сложно. Тем более, что для производства качественного досмотра необходимо вскрыть каждую порцию, в условиях, которые не отвечают действующим санитарным требованиям. Следовательно, качественный досмотр бортового питания, с использованием технических средств досмотра, должен быть выполнен в пункте предполетного досмотра, расположенном непосредственно в цехе комплектации бортового питания. После чего, контейнеры должны быть опломбированы и в сопровождении сотрудника авиационной безопасности доставлены на воздушное судно.

Методы решения проблем организации авиационной безопасности при перевозках грузов, почты и бортовых запасов:

• создание в аэропортах хорошо оборудованных современной аппаратурой для обнаружения взрывчатых веществ пунктов предполетного досмотра грузов, почты и бортовых запасов;

• строгий контроль за перечислением взимаемых средств от ставок аэропортовых сборов и тарифов за обеспечение авиационной безопасности на техническое переоснащение служб авиационной безопасности аэропортов (единых операторов по предполетному досмотру пассажиров, грузов, почты и бортовых запасов);

• техническое оснащение грузовых терминалов аэропортов техническими средствами и приборами для обнаружения ядовитых, отравляющих, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ, которые бы отвечали все возрастающим современным требованиям;

• повышение профессиональной подготовки сотрудников служб авиационной безопасности, занятых досмотром и обработкой грузов и почты, бортовых запасов;

• скорейшее внедрение в производство новых информационных систем обеспечения авиационной безопасности при перевозках пассажиров, грузов, почты и бортовых запасов.

Как показывает проведенный анализ, одной из проблем обеспечения авиационной безопасности являются случаи обстрела воздушных судов (далее ВС) во время полета в районе аэродрома (на взлете и посадке) из огнестрельного и ракетного оружия. В качестве ракетного оружия террористы используют ПЗРК (переносные зенитные ракетные комплексы). При изучении данных актов незаконного вмешательства (далее АНВ) установлено, что в основном обстрел ВС производится с территории вблизи аэропорта. По данным ФБР США, за последние годы зарегистрировано 29 случаев обстрела гражданских самолетов с земли, в результате чего погибли 550 человек.

Методами противодействия обстрелу ВС ракетами является строжайший контроль за производством и использованием ПЗРК всеми государствами мира, а также оборудование гражданских воздушных судов бортовыми лазерными станциями активных помех. Например, такие станции разработаны в России, в Самарском конструкторском бюро автоматических систем. Лазерную систему активных помех (против ракет с инфракрасной головкой самонаведения) можно легко разместить в двух контейнерах весом по 150 кг, расположив их по обоим бортам ВС. Система имеет круговую зону действия по азимуту (360 град.) и от -45 град. до +30 град. по углу возвышения. Датчик способен обнаружить атакующую ракету при любом азимуте ее пуска с вероятностью не менее 90 %. После этого атакующая ракета захватывается на сопровождение лазерным лучом, который в течение одной секунды с вероятностью 80% «ослепляет» инфракрасную головку самонаведения ракеты и уводит ее в сторону от самолета.

Для того, чтобы устранить обстрел ВС около аэродрома на взлете и посадке из огнестрельного и ракетного оружия следует проводить постоянный контроль в целях безопасности и наблюдение за территорией вокруг аэропорта на расстоянии 10 км, а также за возвышенностями местности и расположенны-

ми высотными зданиями возле аэродрома, в том числе с использованием добровольных наблюдателей, как это делается в аэропортах Канады. Здесь добровольцы оснащены мобильными телефонами для связи с полицией, биноклями, имеют расписание полетов, сканеры для считывания аэронавигационных частот, справочники по типам воздушных судов.

Новой проблемой в авиационной безопасности является использование воздушных судов гражданской авиации в качестве диверсионных средств для производства взрывов и тарана правительственных, административных, коммерческих, производственных объектов и жилых зданий. Данные преступления совершаются обычно террористами - смертниками и самоубийцами.

11 сентября 2001 года 19 террористов-смертников (прошедшие подготовку в коммерческих летных школах) захватили 4 пассажирских самолета в США, два из которых протаранили башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, один - здание Пентагона. Погибли свыше 3 тыс человек.

В декабре 2001 года едва не закончился трагедией (для 185 пассажиров и 12 членов экипажа) рейс №63 Париж-Майами авиакомпании « Amerikan Airlines». Террорист-смертник (по британскому паспорту Ричард Рид) попытался в полете привести в действие взрывное устройство спрятанное в ботинках. Только, благодаря решительным действиям пассажиров и членов экипажа террорист-самоубийца был обезврежен [119].

В январе 2002 года 15-летний Чарльз Бишоп на легком самолете «Сессна» протаранил 42-этажный филиал «Бэнкоф Америка» в городе Тампа (штат Флорида США). На теле самоубийцы полиция нашла записку, в которой подросток признавался в симпатиях террористам, совершившим теракты 11 сентября 2001 года в США.

4 января 2003 года во Фракфурте-на-Майне (Германя) 31-летний Франц Страмбах, угрожая пилоту пистолетом, захватил легкий одномоторный самолет и связавшись с диспетчером аэропорта заявил, что намерен протаранить здание Европейского центрального банка. Вылетевшим по тревоге военным истребителям удалось предотвратить трагедию и заставить « камикадзе» посадить самолет в аэропорту.

17 сентября 2005 года в Новой Зеландии неизвестный преступник угнал легкий пассажирский самолет и, выйдя на связь с полицией, угрожал врезаться в самое высокое строение города Окленда -башню « Sky Tower». Однако из-за наступления темноты самолет с самоубийцей пролетел мимо 328метровой башни и упал в море недалеко от гавани.

Методы противодействия кризисным ситуациям, связанными с незаконными полетами воздушных судов над населенными пунктами и актам незаконного вмешательства, при использовании воздушных судов гражданской авиации в качестве средств диверсии должны включать:

• оснащение самолетов системами предотвращения угонов. В настоящее время в России разработана бортовая активная система «Безопасность полетов». При отклонении самолета от маршрута данная система выключает пилота из контура управления, возвращает воздушное судно на маршрут, обеспечивает посадку на запасном аэродроме в автоматическом режиме за счет работы пилотажнонавигационных средств и наземных служб;

• внедрение в аэропортах программ раннего предоставления сведений о пассажирах (АПИС). Установку специального оборудования необходимого для считывания информации с виз;

• внедрение в аэропортах инженерно-технических средств биометрической идентификации пассажиров;

• тщательную проверку в целях безопасности слушателей и курсантов коммерческих летных школ на возможную их причастность к террористическим группам, авиационной безопасности на местном аэродроме.

Как показывает проведенный анализ, новой проблемой авиационной безопасности является использование в качестве средств диверсий на воздушном транспорте ядовитых, отравляющих, легковоспламеняющихся и радиоактивных веществ.

Необходимость научных исследований в этой области и разработки практических методов предотвращения АНВ и кризисных ситуаций в гражданской авиации, связанных с применением ядовитых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных веществ, обусловлена все более участившимися случаями угроз, а также использованием вышеуказанных веществ в целях террора и диверсий на объектах гражданской авиации и незаконным провозом их на воздушном транспорте.

В 2002 году в Китае произошел один из беспрецедентных случаев с использованием легковоспламеняющейся жидкости, незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Пассажир больной раком (перед вылетом он застраховал себя на крупную сумму, чтобы обеспечить семью) пронес

в салон самолета через пункт досмотра бутылку с бензином. В полете он поджег бензин в результате чего на борту ВС возник пожар, приведший к катастрофе и гибели всех находившихся на борту людей.

8 мая 2002 года в аэропорту г. Чикаго (США) был задержан Абдулла Аль Муджахир, прибывший из Пакистана. Задержанный планировал совершение нескольких терактов, в том числе с использованием оружия массового поражения или «грязной бомбы».

21 августа 2002 года в США в пассажирском Терминале-Б аэропорта Майами произошел выброс неизвестного отравляющего вещества. Пострадали около 40 пассажиров. Признаки поражения: резь в глазах, затрудненность дыхания, головная боль. Проведена эвакуация всех пассажиров и обслуживающего персонала. Работа аэропорта была временно блокирована.

19 сентября 2002 года в Сингапуре были арестованы боевики из группировки « Джемаа Исламиа» (21 человек), которые готовили одновременные диверсии в аэропорту Чанчжи и на химическом заводе.

В феврале 2003 года была проведена эвакуация пассажиров из международного аэропорта Окленда (США) в связи с появлением в воздухе токсического вещества, от которого у пассажиров начался кашель, а затем проблемы с дыханием. Работа пассажирского терминала была заблокирована в течение одного часа.

2 февраля 2004 года были отменены 10 трансатлантических рейсов из аэропортов Парижа и Лондона, а также один рейс из Глазго в Лос-Анджелес, из-за угрозы, что террористы попытаются пронести «грязную бомбу» - химическое оружие - на борт самолетов авиакомпаний Air France, Britisch Airways, Continental.

В августе 2004 года британскими спецслужбами были арестованы 13 человек, подозреваемых в подготовке терактов с использованием оружия массового поражения и подстрекательстве к ним. Полиция считает, что они имеют отношение к планам осуществить теракт в аэропорту «Хитроу». В апреле этого года в Лондоне был признан виновным ажирец Камель Бургас в подготовке химической атаки и взрыве бомбы. При его задержании (два года назад) полиция обнаружила в одной из квартир на севере Лондона лабораторию по производству химического оружия.

16 декабря 2004 года в аэропорту Франкфурт-на-Майне в терминале № 1 неизвестные преступники распылили ядовитый газ. В результате «химической атаки» с жалобами на раздражения глаз и затруднение дыхания обратились к медикам 61 человек. Аэровокзал был закрыт на длительное время для проветривания, при этом 4 рейса вылетели с большим опозданием.

7 января 2005 года в аэропорту г. Ницца (Франция) было получено послание с угрозой применения паров синильной кислоты. Как выяснила полиция, к угрозе оказались причастны экстремисты «Европейского фронта борьбы против глобализации». Угроза оказалась реальной и стала поводом для проведения в аэропорту масштабных учений с участием военных и сотрудников правоохранительных органов.

Авторами разработаны новые методы обнаружения и диагностики ядовитых и отравляющих веществ, а также противодействия вышеуказанным кризисным ситуациям, связанным с возможным использованием ядовитых и отравляющих веществ, в качестве средств диверсий на объектах гражданской авиации. Новой проблемой для гражданской авиации являются диверсии на воздушных судах и других объектах гражданской авиации, которые маскируются террористами под технические неполадки различных систем и оборудования, приводящие к катастрофам воздушных судов.

В мае 1981 года в Индии совершена техническая диверсия на пассажирском самолете, на котором премьер-министр страны Индира Ганди должна была отправиться в зарубежную поездку. Во время предполетного осмотра самолета было выявлено, что кто-то умышленно повредил четыре кабеля, в результате чего самолет должен был через некоторое время после взлета потерять управление и потерпеть катастрофу.

7 сентября 2005 года в аэропорту Стамбула (Турция) во время посадки пассажиров на самолет авиакомпании «Аэрофлот» неизвестный преступник пробрался на крыло самолета и бросил неопределенный предмет в воздухозаборник двигателя. Преступник был задержан и передан правоохранительным органам Турции для проведения следственных мероприятий.

Методы противодействия данным АНВ: установка на стоянках ВС и самолетах систем видеонаблюдения, постоянный контроль за обслуживанием ВС на стоянке со стороны работников служб авиационной безопасности, тщательный предполетный досмотр ВС, проверка перед вылетом работоспособности всех основных систем, агрегатов и оборудования ВС.

Другой новой проблемой для гражданской авиации являются участившиеся случаи вооруженных нападений преступниками на объекты аэропортов, а также на отдельных руководителей и специалистов

авиапредприятий.

Одним из методов противодействия указанным АНВ являются специальные мероприятия, проводимые правоохранительными органами, а также тщательная, современная организация охраны жизненно важных объектов аэропорта, в том числе служебных кабинетов генеральных директоров аэропортов и авиакомпаний. Для защиты отдельных специалистов и руководителей гражданской авиации от возможных АНВ, следует использовать оружие самообороны и охранников-телохранителей.

Научный подход в решении проблем и возникающих рисков, а также изучение перспективных комплексных систем и методов организации авиационной безопасности, с использованием новых технических средств для досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, позволит обеспечить надежную защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишняков Я.Д. Основы противодействия терроризму. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Нерадько А. В. О принятии на оснащение аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации сертифицированных технических средств обеспечения авиационной безопасности. - М.: ИнфАвиа, 2001.

MODERN SYSTEMS INTENDED TO ENSURE SECURITY OF AIR TRANSPORT

Zubkov B.V., Bochkarev A.N

Processing , analyzing, and classification on obtained information about discovered deficiency in aviation security system.

Сведения об авторах

Зубков Борис Васильевич, 1940 г.р., окончил КИИГА (1966), действительный академик Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 120 научных работ, область научных интересов - вопросы обеспечения безопасности полетов и жизнедеятельности, авиационной безопасности.

Бочкарев Александр Николаевич, 1956 г.р., окончил УСИ (1979), заместитель начальника отдела Дирекции по авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор 65 научных работ, область научных интересов - проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности и авиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.