Научная статья на тему 'Методы снижения рисков и повышения уровня пожаровзрывобезопасности на воздушном транспорте при одновременном улучшении качества обслуживания пассажиров'

Методы снижения рисков и повышения уровня пожаровзрывобезопасности на воздушном транспорте при одновременном улучшении качества обслуживания пассажиров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / AVIATION SAFETY / THREAT PREVENTION / EXPLOSIVE SUBSTANCES / FIRE-DANGEROUS SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкарев А. Н., Бочкарев И. А.

Рассмотрены вопросы предотвращения угрозы применения в качестве средств диверсий взрывчатых, ядовитых и других опасных веществ и предметов на объектах гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочкарев А. Н., Бочкарев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Decrease of Risks, Increase of Fire-and-Explosion Safety Level on Air Transport at Simultaneous Improvement of Quality of Passengers Service

The questions of threat prevention of application as means of diversions explosive and poisonous substances on objects of civil aircraft are considered.

Текст научной работы на тему «Методы снижения рисков и повышения уровня пожаровзрывобезопасности на воздушном транспорте при одновременном улучшении качества обслуживания пассажиров»

А. Н. БОЧКАРЕВ, канд. соц. наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности Московского государственного технического университета гражданской авиации, г. Москва, Россия И. А. БОЧКАРЕВ, аспирант Московского государственного технического университета гражданской авиации, руководитель группы супервизоров аэропорта "Шереметьево", г. Москва, Россия

УДК 658/562:621.396:681.5

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ

Рассмотрены вопросы предотвращения угрозы применения в качестве средств диверсий взрывчатых, ядовитых и других опасных веществ и предметов на объектах гражданской авиации.

Ключевые слова: авиационная безопасность; предотвращение угроз; взрывчатые вещества; пожароопасные предметы.

Вероятность риска актов незаконного вмешательства (АНВ) в аэропортах и на воздушных судах с использованием промышленных взрывоопасных предметов и самодельных взрывных устройств, которые могут быть спрятаны в одежде и обуви авиапассажиров, очень высока. Это подтверждается многочисленными примерами:

• декабрь 1994 г.: террорист проносит средство инициирования взрыва (взрыватель) в обуви на борт ВС "Боинг" 747 Филиппинских авиалиний, выполнявшего рейс из Манилы в Токио, собирает бомбу в туалете, после чего выходит в промежуточном аэропорту. Взрыв происходит во время полета: один пассажир убит, многие ранены. Экипажу удается совершить экстренную посадку и спасти пассажиров;

• декабрь 2001 г.: террорист-смертник проносит бомбу в подошве обуви на борт пассажирского самолета, выполнявшего рейс из Парижа в Майами. При попытке привести ее в действие (поджечь фитиль) обезврежен пассажирами;

• май 2010 г.: в аэропорту Карачи (Пакистан) задержан пассажир, пытавшийся сесть на рейс Тайских авиалиний до Маската. При досмотре его обуви в ходе спецконтроля были обнаружены компоненты бомбы (батарейки, электрическая цепь).

Проведенный нами анализ и обзор материалов показывают, что для противодействия террору необходим комплексный подход к обеспечению безопасности на воздушном транспорте. Этот вопрос регулируется национальным законодательством по транспортной безопасности любого государства.

© Бочкарев А. Н., Бочкарев И. А., 2012

В России предполетный досмотр пассажиров включает обязательное снятие обуви с последующим сканированием ее на рентгенотелевизионных установках, за исключением тех случаев, когда техническое состояние помещения пункта досмотра позволяет "просветить", просканировать, осмотреть и проверить обувь другим способом.

Следует отметить, что при досмотре пассажиров в ВИП-залах, центрах деловой авиации существуют определенные проблемы, связанные со снятием обуви пассажиров. Предполагается, что пассажиры с высоким статусом ничего спрятать в обуви не могут. Однако потенциальный террорист может пройти и через центр деловой авиации или бизнес-центр, поэтому правила авиационной безопасности (АБ) должны являться обязательными для всех категорий лиц, всех авиапассажиров, во всех аэропортах мира. Тем не менее в ряде стран мира досмотр обуви пассажиров до настоящего времени не проводится. Такой разный подход к досмотру обуви в различных странах и аэропортах мира по отношению к различным категориям пассажиров создает реальный риск и потенциальную угрозу совершения АНВ в гражданской авиации (ГА).

Если проанализировать мировую практику досмотра, то необходимо отметить, что выборочный и обязательный досмотр обуви пассажиров с использованием различных методов и технических средств проводится в таких странах мира, как Израиль, Япония, США, Германия, Пакистан, Таиланд. А вот в Швейцарии, Италии, Египте, Доминиканской Республике, на Кубе и в некоторых других странах досмотр обуви пассажиров не проводится вообще.

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №2

35

Отметим, что снятие обуви пассажирами на пунктах предполетного досмотра усложняет процедуру досмотра и создает значительные неудобства для самих авиапассажиров (повышается стоимость перелета, снижается качество обслуживания, уровень комфорта и т. д.). Например, в аэропорту Брюсселя пассажирам предлагается для прохождения досмотра приобрести бахилы за один евро, однако многие пассажиры не приобретают их из-за повышения стоимости перелета. Кроме того, обязательное снятие обуви в зонах спецконтроля приводит к созданию очередей на пунктах предполетного досмотра, что снижает уровень сервиса пассажиров и увеличивает время их обслуживания. Некоторые зарубежные авиакомпании выступают с предложением об упрощении процедуры досмотра обуви пассажиров.

Для решения возникшей проблемы нами предлагается использовать современные технические средства досмотра, в частности специально предназначенные для досмотра обуви пассажиров ме-таллодетекторы. Это упростит процедуру досмотра пассажиров, а также повысит качество сервиса и уровень обеспечения авиационной безопасности. Например, в этих целях рекомендуется применять металлодетекторы для досмотра обуви компаний "I. D. O. Magshoe" (Израиль), "Shoe Analyzer Metal Detector" (Италия), а также новые отечественные разработки (устройство "Ратиопластина", ООО "Лаборатория АВК").

Металлодетектор для досмотра обуви типа "Magshoe" (рис. 1) имеет следующие достоинства:

• автоматический режим работы, компактность, портативность, удобство в использовании и обслуживании;

• надежное обнаружение металлических предметов без снятия обуви;

• обнаружение как черных, так и цветных металлов за короткое время (1,6 с);

• легкость интегрирования в уже существующую систему досмотра.

Используя настройку самой высокой чувствительности, с помощью устройства можно обнаруживать такие маленькие предметы, как, например, лезвие ножа для резки картона. Внешние датчики

Рис. 1. Металлодетектор "Magshoe" (Израиль)

расширяют зону обнаружения детектора, что позволяет обнаруживать металлические объекты такого размера, как части оружия или пистолеты.

Некоторые технические характеристики металлодетектора для досмотра обуви пассажиров

• Простота индикаторов блока управления:

- "Power" — желтый индикатор включения;

- "Under test" — желтый индикатор проверки;

- "Warning" — красный индикатор наличия металла (индикатор включен до начала следующей проверки);

- "Pass" — зеленый индикатор отсутствия металла (индикатор включен до начала следующей проверки).

• Электропитание:

- внешнее — сеть 220 В (110 В);

- внутреннее — аккумуляторная батарея 12 В со встроенным зарядным устройством (время работы — до 4 ч).

• Масса прибора: 25 кг.

• Габаритные размеры: 60x50 см.

• Высота ступени: 16 см.

В аэропортах России меры по обеспечению авиационной безопасности от актов незаконного вмешательства имеют свои особенности. Однако все они опираются на технические стандарты, рекомендованные ИКАО по предотвращению любых актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда обычные процедуры (изученные авиапассажирами и потенциально опасными лицами) не срабатывают, и запрещенный предмет, скрытый в обуви, попадает в контролируемую зону аэропорта и создает угрозу объектам ГА и сохранности ВС. Для того чтобы сократить вероятность возникновения подобного события, необходимо вложить денежные средства для обустройства каждого пункта предполетного досмотра во всех терминалах, включая терминалы для деловой авиации и бизнес-авиации, ме-таллодетекторами для досмотра обуви, а в будущем — и средствами биометрической идентификации.

Проведем технико-экономическое обоснование мероприятий, направленных на совершенствование мер авиационной безопасности аэропорта с пропускной способностью 20 млн. пассажиров в год.

Общим показателем экономической эффективности таких мер является чистый доход (NPV), который не только характеризует величину дисконтированного потока платежей, направленную на погашение единовременных капитальных вложений, но и определяет срок окупаемости единовременных затрат:

кру = - ек+Е [пчист /(1 + л)' ],

(1)

где ЕК — дополнительные капитальные (единовременные) затраты;

Пчист — дополнительная чистая прибыль; Я — коэффициент дисконтирования; Я = 0,1; ? — количество лет.

Показатель КРУ снижается до того момента, пока не станет равен нулю. Этот момент и будет сроком окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Дополнительные капитальные (единовременные) затраты ЕК определим как сумму полной стоимости окупаемых основных фондов Со.ф и стоимость монтажа Смон, умноженные на налог на добавленную стоимость (КНдС):

ЕК = Квл = (Со.ф + Смон) КНДС ,

где Квл — капитальные (единовременные) затраты на внедрение металлодетекторов для досмотра обуви на все пункты предполетного досмотра аэропорта;

Соф — стоимость металлодетекторов для досмотра обуви.

Полную стоимость внедрения металлодетекто-ра можно определить по следующей формуле:

где С,

обор

Со.ф Собор + Соб + Сэл + Спр ,

затраты на покупку оборудования; по данным завода-изготовителя Собор = 592 тыс. руб. за 1 шт.;

Соб — затраты на обучение персонала; Сэл — затраты на электроэнергию; Спр — прочие расходы, определяемые в процентах от прочих статей.

Затраты на покупку оборудования определяются по формуле

Собор = 592000-58КдоС!

где 58 — количество металлодетекторов, необходимое для оборудования всех пунктов предполетного досмотра во всех терминалах аэропорта;

К

коэффициент доставки; принимается

Кдос = 1,001.

Отсюда

Собор = 592000 • 58 • 1,001 = 34370,4 тыс. руб.

Затраты на обучение персонала определяются по формуле

Соб = —гр Сзан ;

где N — количество обучаемых групп;

Сзан — стоимость обучения; для группы из 29 чел.

Сзан =10 тыс. руб. за одно занятие.

Тогда

Соб = 8 • 10000 = 80 тыс. руб.

Затраты на электроэнергию составят:

Сэл = 1200 • 58 = 69,6 тыс. руб.,

где 1200 — стоимость электроэнергии, необходимой для работы одного металлодетектора для досмотра обуви "Ма§8Ьое" в течение года (согласно нормам оплаты электроэнергии для промышленных предприятий); 58 — общее количество работающих металло-декторов для досмотра обуви. Прочие расходы Спр примем равными 0,03 % от основных затрат, что составит 103 тыс. руб. Таким образом, получим:

Со.ф = Собор + Соб + Сэл + Спр =

= 34370,4 + 80 + 69,6 + 103 = 34623 тыс. руб.

Рассчитаем стоимость монтажа Смон. Трудоемкость установки каждой единицы оборудования в здании аэропорта равна 1 чел.-ч, следовательно затраты на оплату специалистов составят:

Сосн =222-1-58 ~ 13 тыс. руб.

С учетом того что отчисления на социальные нужды составляют 34 %, или 4,4 тыс. руб., получим:

Смон = 13 + 4,4 = 17,4 тыс. руб.

Отсюда дополнительные капитальные (единовременные) затраты составят:

ЕК = Квл = (Со.ф + Смон) КНДС =

= (34623 + 17,4) • 1,18 = 40875,6 тыс. руб.

Предотвращенный ущерб авиапредприятия, связанный с АНВ, складывается из следующих составляющих:

Уп — непосредственный возможный ущерб от АНВ; Уп =160 млн. руб.;

У

2

потери дохода авиапредприятия из-за снижения объема пассажиропотока; У ^ = 42 млн. руб.;

3 3

У п — расходы на восстановление и ремонт; Уп = = 8 млн. руб.;

Уп — расходы на заработную плату работникам, принимавшим участие в предотвращении АНВ; Уп4 = 1,8 млн. руб.;

Уп — издержки производства в результате АНВ; Уп = 4,5 млн. руб.;

Уп6 — расходы, связанные с расследованием АНВ, приглашением экспертов по авиационной безопасности; Уп6 = 3,2 млн. руб.; Уп — затраты на возмещение ущерба третьим лицам; У7 = 10 млн. руб.

Таким образом, суммарный предотвращенный ущерб составит:

Уп.сумм = 160 + 42 + 8 + 1,8 + 4,5 + 3,2 + 10 = = 229,5 млн. руб.

{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №2

37

Согласно приведенным данным суммарный предотвращенный ущерб, связанный с AHB в деятельность аэропорта, достигает 229,5 млн. руб. Провоз и попытки провоза запрещенных или взрывоопасных предметов составляют примерно 15 % от общего количества AHB. Таким образом, ущерб может достичь 34,5 млн. руб., включая все вытекающие из AHB последствия.

Экономическая выгода от оборудования всех пунктов предполетного досмотра аэропорта метал-лодетекторами для обуви "Magshoe" составляет балансовую прибыль Пбал = 34,5 млн. руб.

Дополнительная чистая прибыль составит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пчист Пбал — НП + Аам

= 34,5 - 6,9 + 3,4 = 31 млн. руб.,

где НП — налог на прибыль, равный 20 %;

Аам — годовая сумма амортизационных отчислений; Аам = 0,1 Собор=0,1- 34370,4=3437,04 тыс. руб.;

0,1 — годовая норма амортизации.

Результаты полученных расчетов представлены в таблице.

Далее найдем чистый приведенный доход NPV (тыс. руб.) за 1 год (NPV1) и 2 года (NPV2) по формуле (1):

NPV1 =-40875,6 + 31000/1,1 = = -12693,7 тыс. руб.;

NPV2 =-12693,7 + 31000/1,21 = = 12926,1 тыс. руб.

Таким образом, срок окупаемости внедрения ме-таллодетекторов для досмотра обуви типа "Magshoe", установленных на все пункты предполетного досмотра аэропорта с пропускной способностью 20 млн. пассажиров в год, составит 2 года. Установка метал-лодетекторов для досмотра авипассажиров улучшит качество обслуживания авиапассажиров и повысит уровень обеспечения авиационной безопасности.

Заслуживает внимание предложение представителей ИАТА о разделении авиапассажиров на три группы: "доверенные" пассажиры, "высокорисковые" пассажиры и все остальные. B ходе спецконтроля с биометрического датчика в паспорте считывается информация, и пассажир направляется в один из трех

Экономическое обоснование внедрения металлодетекто-ров для досмотра обуви типа "МадБИое" на пунктах предполетного досмотра в терминалах аэропорта с пропускной способностью 20 млн. пассажиров в год

Показатель экономической эффективности Тыс. руб.

1. Дополнительные единовременные затраты 2К, в том числе: 40875,6

- стоимость внедрения ТСД Со.ф 34623

- затраты на покупку оборудования Собор 34370,4

- затраты на обучение персонала Соб 80

- затраты на электроэнергию Сэл 69,6

- прочие расходы, определяемые в процентах от прочих статей, Спр 103

2. Дополнительная балансовая прибыль Пбал 34500

в том числе предотвращенный ущерб Уп 229500

3. Дополнительная чистая прибыль Пчист 31000

Рис. 2. Предлагаемая ИАТА схема трех коридоров при проведении спецконтроля авиапассажиров

коридоров (рис. 2). Для "доверенных" лиц процедура досмотра обуви может быть упрощена, тем самым время проверки сокращается. В будущем идентификация по биометрическим данным паспорта может быть заменена отпечатком сетчатки глаза.

Широкое внедрение современных методов и технических средств досмотра, в том числе обуви пассажиров, а также упрощение отдельных процедур для "доверенных" авиапассажиров позволит повысить качество обслуживания авиапассажиров и надежно защитить воздушный транспорт от актов террора и незаконного вмешательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АшфордН., СтентонХ.П. М., МурК. А. Функционирование аэропорта/ Пер. с англ. В. И. Нозд-рина. —М. : Транспорт, 1990.

2. Бар-Нир И. М., Коль Р. Л. Устранение угрозы взрыва бомб в гражданской авиации // Журнал ИКАО. — 1989. — № 2.

Материал поступил в редакцию 27 ноября 2011 г. Электронный адрес авторов: markvort@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.