Научная статья на тему 'О необходимости и экономической целесообразности использования многофункциональных средств транспортной безопасности на пунктах досмотра пассажиров'

О необходимости и экономической целесообразности использования многофункциональных средств транспортной безопасности на пунктах досмотра пассажиров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / AVIATION SECURITY / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ / THREAT AVOIDANCE / ОБНАРУЖЕНИЕ СКРЫТЫХ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕДМЕТОВ / DISCOVERING CONCEALED DANGEROUS SUBSTANCES AND ITEMS / ТРЕБОВАНИЯ К ДОСМОТРОВОЙ ТЕХНИКЕ / REQUIREMENTS FOR INSPECTION EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкарев А.Н.

Рассмотрены новые технические средства досмотра и обнаружения скрытых опасных веществ и предметов, приводится методика расчета срока их окупаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the necessity and economic rationale for the use of multi-functional transport security instruments at passenger inspection points

The article looks at new technical instruments for inspection and discovering concealed dangerous substances and items, and provides a method for calculating their recoupment period.

Текст научной работы на тему «О необходимости и экономической целесообразности использования многофункциональных средств транспортной безопасности на пунктах досмотра пассажиров»

О необходимости и экономической целесообразности использования многофункциональных средств транспортной безопасности на пунктах досмотра пассажиров

А. Н. Бочкарев,

к.с.-х.н., профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

в статье рассматриваются новые технические средства досмотра и обнаружения скрытых опасных веществ и предметов, приводится методика расчета срока их окупаемости.

Д

"ля устранения все более возрастающих угроз международного терроризма следует использовать многофункциональные средства обеспечения авиационной и транспортной безопасности в аэропортах - например, такие как детектор «Блокпост DETECT ONE» с датчиками взрывчатых, радиоактивных веществ и металлопоиском для обнаружения всего комплекса запрещенных предметов, паров взрывчатых веществ, радиоактивных веществ, оружия, металлических предметов, проверки биометрических данных (табл. 1, 2).

Для обнаружения взрывчатых веществ используется высокочувстви-

301-312 31>1-312

тельный детектор паров взрывчатых веществ, работающий по технологии спектрометрии приращения ионной подвижности, и обладающий уникальной чувствительностью к молекулам взрывчатых веществ. В течение 20 секунд прибор анализирует воздух в досмотровой кабине на предмет присутствия паров основных используемых типов взрывчатых веществ (таких как ТНТ, гексоген, ТЭН, ДНТ, нитроглицерин, АСДТ, ЭГДН, тетрил, нитроцеллю-лозные составляющие пороха, а также смеси на их основе).

Для увеличения давления насыщенных паров внутри шлюзовой кабины, способной за минуту обработать до

"^^Щтазпотвьи^Л^

таблица 1. технические характеристики детектора Блокпост DETECT ONE:

Габариты: 1150*1265*2725 мм

Масса (в зависимости от варианта и монтируемого оборудования) ~ 900 кг

• кабина 75 Вт;

Потребляемая мощность отдельных • детектор взрывчатых веществ (ВВ) 75 Вт; • воздушный насос 60 Вт; • система воздухообмена 400 Вт; • обогрев 3000 Вт

элементов:

Пропускная способность От 3 до 4 чел./мин (в одном направлении)

Привод дверей Реверсивные электронные двигатели 24 V постоянного тока

Время обнаружения До 20 секунд с момента входа человека в шлюзовую кабину

Электроника На базе программируемого микропроцессора

Устройства безопасного прохода С инфракрасными датчиками

Режим работы Автоматический / ручной в одном / двух направлениях

Ширина и высота детектора 700*2000 мм

Минимальный порог чувствительности металлодетектора 30 Ед

напряжение отдельных элементов:

Шлюз 12-24 V, постоянный ток

Газоанализатор 24 V, постоянный ток

Воздушный насос 220 V, переменный ток

Воздухообмен и подогрев 220 V, переменный ток

• Система голосового оповещения • Детектор паров взрывчатых веществ • Детектор радиоактивного излучения

трех человек, создаются рассчитанные воздушные потоки и поддерживается повышенная температура. Человек, проходящий досмотр, обдувается нагнетаемым воздухом, который потом подается на исследование в газоанализатор, определяющий наличие паров взрывчатых веществ в обследуемом воздухе. Кроме проверки на наличие металлических предметов (оружия, оболочных и безоболочных взрывных устройств) датчик проверяет человека и на наличие радиоактивных материалов.

Проведем технико-экономическое обоснование мероприятий, направленных на внедрение нового многофункционального детектора, совершенствование мер авиационной и транспортной безопасности аэропорта с пропускной способностью 20 млн пассажиров и персонала в год. Это требует использовать ряд показателей.

Общим показателем экономической эффективности мероприятий является чистый дисконтированный доход, (ЧДД), который не только характеризует величину дисконтированного потока платежей для погашения единовременных капитальных вложений, но и опре-

деляет срок окупаемости единовременных затрат:

N ____N

: = -1С + ^

чдд = 2

CFt

CFt

(i + ty

'(1 + 0(

1С = К = (С, + С ) * КНДС,

вл у оф мои' НДС'

где Квл — первоначальные капитальные вложения на внедрение нового типа металлодетектора для досмотра пассажиров;

Смон — стоимость монтажа;

КНДС — налог на добавленную стоимость.

Полную стоимость внедрения ме-таллодетектора можно определить по формуле

С, = С, + С, + С + С ,

оф обор об эл пр'

где Собор — затраты на покупку оборудования (согласно данным завода-изготовителя, стоимость устройства 592 тыс. руб. за 1 шт.); Соб — затраты на обучение персонала;

прочих статей.

Затраты на покупку оборудования составят:

С б = 592 000 * 58 * К = 592 000 * 58 *

обор дос

* 1,001 = 34 370,4 тыс. руб.,

где 58 шт. — число детекторов, необходимое для оборудования всех пунктов предполетного досмотра во всех терминалах аэропорта; Кдос — коэффициент доставки, принятый 1,001.

Затраты на обучение персонала составят

С б = N * С ,

об гр зан'

где Л/гр — количество обучаемых групп;

Сзан — стоимость обучения группы из 29 человек,

которая составляет 20 тыс. руб. за одно занятие.

1=0 £=1 где 1С - первоначальные инвестиции (капитальные вложения);

СРГ - денежный поток, дисконтированный с учетом времени;

I - ставка дисконтирования (! = 0,1); t - номер года, в котором производится расчет показателя ЧДД (в пределах заданного горизонта расчета Л).

ЧДД, накапливаясь, постепенно достигает величины первоначальных инвестиций (капитальных вложений). Тот год, когда ЧДД впервые превысит нулевое значение и из отрицательного станет положительным, указывает на срок окупаемости данного хозяйственного мероприятия (проекта).

Первоначальные капитальные затраты (1С) в данном случае определим как сумму полной стоимости покупаемых основных фондов (Соф) и стоимость монтажа оборудования Смон, увеличенную на величину налога на добавленную стоимость (КНДС):

С б = N * С = 7,5 х 20000 = 150 тыс.

оп. гп зан '

руб.

Произведем расчет прочих расходов.

Сп примем равным 0,03 % от основных затрат, что составит 103 тыс. руб. Таким образом, получим: С, = С, + С, + С = 34370 +150 + 103

оф обор об пр

= 34 623 тыс. руб.

Рассчитаем стоимость монтажа

(Смон).

мон

Трудоемкость установки каждой единицы оборудования в здании аэропорта составляет 1 чел.-ч; следовательно, затраты на оплату специалистов составят:

С = 222 * 1 * 58 - 13 тыс. руб.

зпл осн

Общие отчисления на социальные нужды составят немного более 30 %, или 4,4 тыс. руб.

С = 13 + 4,4 = 17,4 тыс. руб.

мон

Отсюда капитальные вложения (1С) составят:

1С = (С , + С ) = (34623 + 17,4) =

оф мон

С — стоимость внедрения металлодетекторов;

Сп — прочие расходы, определяемые в доле от

№2 (69) 2017

«Транспорт Российской Федерации» | 57

таблица 2. технические параметры детектора взрывчатых веществ

параметр описание

Аналитический принцип детектирования Нелинейная зависимость подвижности ионов от напряженности электрического поля

Способ ионизации Коронный разряд

Пороговая чувствительность к тринитротолуолу (ТНТ) 10-14 г/см3 (1 рр^) для паров

Типы обнаруживаемых ВВ ТНТ, гексоген, ТЭН, ДНТ, нитроглицерин, АСДТ, ЭГДН, октоген, тетрил, нитроцеллюлозные пороха и др.

Сигнал оповещения об обнаружении ВВ Подача звукового сигнала и визуализация на дисплее типа ВВ

Время обнаружения менее 20 секунд

Калибровка Не требуется, используется автоматическая подстройка к окружающим условиям

Вероятность ложных срабатываний Не более 1 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 34 640,4 тыс. руб.

В примере монтажные работы выполняются силами специализированной организации.

Ущерб авиапредприятия, связанный с предотвращенными актами незаконного вмешательства (АНВ), складывается из следующих составляющих:

Уп1 — непосредственный возможный ущерб от АНВ; Уп1= 160 млн руб.;

Уп2 — потери дохода авиапредприятия из-за снижения объема пассажиропотока; Уп2= 42 млн руб.;

Уп3 — расходы на восстановление и ремонт; Уп3 = 8 млн руб.;

Уп4 — расходы по заработной плате работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий АНВ; Уп4 = = 1,8 млн руб.;

Уп5 — издержки производства в результате АНВ; Уп5= 4,5 млн руб.;

Уп6 — расходы, связанные с расследованием АНВ, приглашением экспертов по авиационной безопасности; У 6 = 3,2 млн руб.;

Уп7 — затраты на возмещение ущерба третьим лицам; Уп7 = 10 млн руб.

Таким образом, суммарный предотвращенный ущерб составит

У = 160 + 42 + 8 + 1,8 + 4,5 + 3,2 + 10 =

П сумм 7 7 7

= 229,5 млн руб.

Согласно приведенным данным, суммарный предотвращенный ущерб, связанный с АНВ в деятельности аэропорта, составляет 229,5 млн руб. Попытки провоза запрещенных и/или взрывоопасных предметов составляют примерно 15 % от общего количества АНВ. Таким образом, предотвращенный ущерб может равняться 34,5 млн руб. (по данным статистики АНВ и ущерба от них, приведенным Ю. М. Волынским-Басмановым, 2005 г.).

Экономическая выгода от оборудования всех пунктов предполетного досмотра пассажиров, определяемая как величина предотвращенного ущерба от возможных АНВ, составляет

Пбал = 34,5 млн руб. = СР(

Эта выгода (предотвращенные потери аэропорта) эквивалентна получению дополнительной прибыли от основной деятельности. Если из предотвращенных потерь вычесть соответствующую величину налога на прибыль (НП), то разность можно условно приравнять к дополнительной прибыли:

П = Пб - НП = 34,5 - 6,2 =

чист бал ' '

= 28,3 млн руб.,

где НП — налог на прибыль 18 % (аэропорт находится в Центральном регионе России).

Эту величину (дополнительную прибыль вследствие предотвращения возможных потерь от АНВ) можно принять в качестве величины потока реальных денег (cash flow), генерируемого рассматриваемой в данном примере установкой детекторов в аэропорту. То есть CF= Пчист.

Далее найдем чистый дисконтированный доход:

ЧДД = -IC + ICFt/ (1+i)t (тыс. руб.), ЧДД 1 год = - 34 640,4 + 28 300/(1+0,1)1 = - 8913,1 тыс. руб.

ЧДД 2 год = -34 640,4 +28 300/(1+0,1)

1 + 28 300/(1+0,1)2 =14 475,3 тыс. руб. Таким образом, для условий, принятых в рассмотренном примере, срок окупаемости внедрения нового типа многофункционального металлоде-тектора для досмотра персонала и пассажиров, установленного на пунктах досмотра аэропорта с пропускной способностью 20 млн пассажиров в год, составит 2 года. □

Литература

1. Указ президента РФ № 403 от 31.03.2010 г. «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте

2. Белый О. В., Сазонов А. Е. Информационные системы технических средств транспорта. СПб.: Элмор , 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.