О необходимости и экономической целесообразности использования многофункциональных средств транспортной безопасности на пунктах досмотра пассажиров
А. Н. Бочкарев,
к.с.-х.н., профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации
в статье рассматриваются новые технические средства досмотра и обнаружения скрытых опасных веществ и предметов, приводится методика расчета срока их окупаемости.
Д
"ля устранения все более возрастающих угроз международного терроризма следует использовать многофункциональные средства обеспечения авиационной и транспортной безопасности в аэропортах - например, такие как детектор «Блокпост DETECT ONE» с датчиками взрывчатых, радиоактивных веществ и металлопоиском для обнаружения всего комплекса запрещенных предметов, паров взрывчатых веществ, радиоактивных веществ, оружия, металлических предметов, проверки биометрических данных (табл. 1, 2).
Для обнаружения взрывчатых веществ используется высокочувстви-
301-312 31>1-312
тельный детектор паров взрывчатых веществ, работающий по технологии спектрометрии приращения ионной подвижности, и обладающий уникальной чувствительностью к молекулам взрывчатых веществ. В течение 20 секунд прибор анализирует воздух в досмотровой кабине на предмет присутствия паров основных используемых типов взрывчатых веществ (таких как ТНТ, гексоген, ТЭН, ДНТ, нитроглицерин, АСДТ, ЭГДН, тетрил, нитроцеллю-лозные составляющие пороха, а также смеси на их основе).
Для увеличения давления насыщенных паров внутри шлюзовой кабины, способной за минуту обработать до
"^^Щтазпотвьи^Л^
таблица 1. технические характеристики детектора Блокпост DETECT ONE:
Габариты: 1150*1265*2725 мм
Масса (в зависимости от варианта и монтируемого оборудования) ~ 900 кг
• кабина 75 Вт;
Потребляемая мощность отдельных • детектор взрывчатых веществ (ВВ) 75 Вт; • воздушный насос 60 Вт; • система воздухообмена 400 Вт; • обогрев 3000 Вт
элементов:
Пропускная способность От 3 до 4 чел./мин (в одном направлении)
Привод дверей Реверсивные электронные двигатели 24 V постоянного тока
Время обнаружения До 20 секунд с момента входа человека в шлюзовую кабину
Электроника На базе программируемого микропроцессора
Устройства безопасного прохода С инфракрасными датчиками
Режим работы Автоматический / ручной в одном / двух направлениях
Ширина и высота детектора 700*2000 мм
Минимальный порог чувствительности металлодетектора 30 Ед
напряжение отдельных элементов:
Шлюз 12-24 V, постоянный ток
Газоанализатор 24 V, постоянный ток
Воздушный насос 220 V, переменный ток
Воздухообмен и подогрев 220 V, переменный ток
• Система голосового оповещения • Детектор паров взрывчатых веществ • Детектор радиоактивного излучения
трех человек, создаются рассчитанные воздушные потоки и поддерживается повышенная температура. Человек, проходящий досмотр, обдувается нагнетаемым воздухом, который потом подается на исследование в газоанализатор, определяющий наличие паров взрывчатых веществ в обследуемом воздухе. Кроме проверки на наличие металлических предметов (оружия, оболочных и безоболочных взрывных устройств) датчик проверяет человека и на наличие радиоактивных материалов.
Проведем технико-экономическое обоснование мероприятий, направленных на внедрение нового многофункционального детектора, совершенствование мер авиационной и транспортной безопасности аэропорта с пропускной способностью 20 млн пассажиров и персонала в год. Это требует использовать ряд показателей.
Общим показателем экономической эффективности мероприятий является чистый дисконтированный доход, (ЧДД), который не только характеризует величину дисконтированного потока платежей для погашения единовременных капитальных вложений, но и опре-
деляет срок окупаемости единовременных затрат:
N ____N
: = -1С + ^
чдд = 2
CFt
CFt
(i + ty
'(1 + 0(
1С = К = (С, + С ) * КНДС,
вл у оф мои' НДС'
где Квл — первоначальные капитальные вложения на внедрение нового типа металлодетектора для досмотра пассажиров;
Смон — стоимость монтажа;
КНДС — налог на добавленную стоимость.
Полную стоимость внедрения ме-таллодетектора можно определить по формуле
С, = С, + С, + С + С ,
оф обор об эл пр'
где Собор — затраты на покупку оборудования (согласно данным завода-изготовителя, стоимость устройства 592 тыс. руб. за 1 шт.); Соб — затраты на обучение персонала;
прочих статей.
Затраты на покупку оборудования составят:
С б = 592 000 * 58 * К = 592 000 * 58 *
обор дос
* 1,001 = 34 370,4 тыс. руб.,
где 58 шт. — число детекторов, необходимое для оборудования всех пунктов предполетного досмотра во всех терминалах аэропорта; Кдос — коэффициент доставки, принятый 1,001.
Затраты на обучение персонала составят
С б = N * С ,
об гр зан'
где Л/гр — количество обучаемых групп;
Сзан — стоимость обучения группы из 29 человек,
которая составляет 20 тыс. руб. за одно занятие.
1=0 £=1 где 1С - первоначальные инвестиции (капитальные вложения);
СРГ - денежный поток, дисконтированный с учетом времени;
I - ставка дисконтирования (! = 0,1); t - номер года, в котором производится расчет показателя ЧДД (в пределах заданного горизонта расчета Л).
ЧДД, накапливаясь, постепенно достигает величины первоначальных инвестиций (капитальных вложений). Тот год, когда ЧДД впервые превысит нулевое значение и из отрицательного станет положительным, указывает на срок окупаемости данного хозяйственного мероприятия (проекта).
Первоначальные капитальные затраты (1С) в данном случае определим как сумму полной стоимости покупаемых основных фондов (Соф) и стоимость монтажа оборудования Смон, увеличенную на величину налога на добавленную стоимость (КНДС):
С б = N * С = 7,5 х 20000 = 150 тыс.
оп. гп зан '
руб.
Произведем расчет прочих расходов.
Сп примем равным 0,03 % от основных затрат, что составит 103 тыс. руб. Таким образом, получим: С, = С, + С, + С = 34370 +150 + 103
оф обор об пр
= 34 623 тыс. руб.
Рассчитаем стоимость монтажа
(Смон).
мон
Трудоемкость установки каждой единицы оборудования в здании аэропорта составляет 1 чел.-ч; следовательно, затраты на оплату специалистов составят:
С = 222 * 1 * 58 - 13 тыс. руб.
зпл осн
Общие отчисления на социальные нужды составят немного более 30 %, или 4,4 тыс. руб.
С = 13 + 4,4 = 17,4 тыс. руб.
мон
Отсюда капитальные вложения (1С) составят:
1С = (С , + С ) = (34623 + 17,4) =
оф мон
С — стоимость внедрения металлодетекторов;
Сп — прочие расходы, определяемые в доле от
№2 (69) 2017
«Транспорт Российской Федерации» | 57
таблица 2. технические параметры детектора взрывчатых веществ
параметр описание
Аналитический принцип детектирования Нелинейная зависимость подвижности ионов от напряженности электрического поля
Способ ионизации Коронный разряд
Пороговая чувствительность к тринитротолуолу (ТНТ) 10-14 г/см3 (1 рр^) для паров
Типы обнаруживаемых ВВ ТНТ, гексоген, ТЭН, ДНТ, нитроглицерин, АСДТ, ЭГДН, октоген, тетрил, нитроцеллюлозные пороха и др.
Сигнал оповещения об обнаружении ВВ Подача звукового сигнала и визуализация на дисплее типа ВВ
Время обнаружения менее 20 секунд
Калибровка Не требуется, используется автоматическая подстройка к окружающим условиям
Вероятность ложных срабатываний Не более 1 %
= 34 640,4 тыс. руб.
В примере монтажные работы выполняются силами специализированной организации.
Ущерб авиапредприятия, связанный с предотвращенными актами незаконного вмешательства (АНВ), складывается из следующих составляющих:
Уп1 — непосредственный возможный ущерб от АНВ; Уп1= 160 млн руб.;
Уп2 — потери дохода авиапредприятия из-за снижения объема пассажиропотока; Уп2= 42 млн руб.;
Уп3 — расходы на восстановление и ремонт; Уп3 = 8 млн руб.;
Уп4 — расходы по заработной плате работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий АНВ; Уп4 = = 1,8 млн руб.;
Уп5 — издержки производства в результате АНВ; Уп5= 4,5 млн руб.;
Уп6 — расходы, связанные с расследованием АНВ, приглашением экспертов по авиационной безопасности; У 6 = 3,2 млн руб.;
Уп7 — затраты на возмещение ущерба третьим лицам; Уп7 = 10 млн руб.
Таким образом, суммарный предотвращенный ущерб составит
У = 160 + 42 + 8 + 1,8 + 4,5 + 3,2 + 10 =
П сумм 7 7 7
= 229,5 млн руб.
Согласно приведенным данным, суммарный предотвращенный ущерб, связанный с АНВ в деятельности аэропорта, составляет 229,5 млн руб. Попытки провоза запрещенных и/или взрывоопасных предметов составляют примерно 15 % от общего количества АНВ. Таким образом, предотвращенный ущерб может равняться 34,5 млн руб. (по данным статистики АНВ и ущерба от них, приведенным Ю. М. Волынским-Басмановым, 2005 г.).
Экономическая выгода от оборудования всех пунктов предполетного досмотра пассажиров, определяемая как величина предотвращенного ущерба от возможных АНВ, составляет
Пбал = 34,5 млн руб. = СР(
Эта выгода (предотвращенные потери аэропорта) эквивалентна получению дополнительной прибыли от основной деятельности. Если из предотвращенных потерь вычесть соответствующую величину налога на прибыль (НП), то разность можно условно приравнять к дополнительной прибыли:
П = Пб - НП = 34,5 - 6,2 =
чист бал ' '
= 28,3 млн руб.,
где НП — налог на прибыль 18 % (аэропорт находится в Центральном регионе России).
Эту величину (дополнительную прибыль вследствие предотвращения возможных потерь от АНВ) можно принять в качестве величины потока реальных денег (cash flow), генерируемого рассматриваемой в данном примере установкой детекторов в аэропорту. То есть CF= Пчист.
Далее найдем чистый дисконтированный доход:
ЧДД = -IC + ICFt/ (1+i)t (тыс. руб.), ЧДД 1 год = - 34 640,4 + 28 300/(1+0,1)1 = - 8913,1 тыс. руб.
ЧДД 2 год = -34 640,4 +28 300/(1+0,1)
1 + 28 300/(1+0,1)2 =14 475,3 тыс. руб. Таким образом, для условий, принятых в рассмотренном примере, срок окупаемости внедрения нового типа многофункционального металлоде-тектора для досмотра персонала и пассажиров, установленного на пунктах досмотра аэропорта с пропускной способностью 20 млн пассажиров в год, составит 2 года. □
Литература
1. Указ президента РФ № 403 от 31.03.2010 г. «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте
2. Белый О. В., Сазонов А. Е. Информационные системы технических средств транспорта. СПб.: Элмор , 2001.