Научная статья на тему 'Воздушное пиратство и методы борьбы с ним'

Воздушное пиратство и методы борьбы с ним Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1242
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНОЕ ПИРАТСТВО / МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ВОЗДУШНЫМ ПИРАТСТВОМ / ВОЗДУШНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / AIR PIRACY / METHODS OF DEALING WITH AIR PIRACY / AIR TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шоховец А.О., Сафронов В.В.

Раскрывается понятие «воздушного пиратства», содержит ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в данной области. Также приводятся возможные методы борьбы с воздушным пиратством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR PIRACY AND METHODS OF DEALING WITH IT

This article reveals the concept of «air piracy», contains references to regulations governing the relations in this area. The article also describes the different methods of dealing with air piracy.

Текст научной работы на тему «Воздушное пиратство и методы борьбы с ним»

УДК 341.226

ВОЗДУШНОЕ ПИРАТСТВО И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМ

А. О. Шоховец Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ice.snek@mail.ru

Раскрывается понятие «воздушного пиратства», содержит ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в данной области. Также приводятся возможные методы борьбы с воздушным пиратством.

Ключевые слова: воздушное пиратство, методы борьбы с воздушным пиратством, воздушный терроризм.

AIR PIRACY AND METHODS OF DEALING WITH IT

A. O. Shohovets Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ice.snek@mail.ru

This article reveals the concept of «air piracy», contains references to regulations governing the relations in this area. The article also describes the different methods of dealing with air piracy.

Keywords: air piracy, methods of dealing with air piracy, air terrorism.

Впервые в отечественном уголовном законодательстве ответственность за угон воздушного судна была установлена Указом Президиума ВС СССР от 3 января 1973 г. Введению этого уголовно-правового запрета предшествовали два события. Во-первых, конкретный факт угона советского самолета, получивший широкую огласку. В 1970 г. Отец и сын Бразинскасы, являясь пассажирами АН-24, совершавшего рейс из Батуми в Краснодар, осуществили захват этого самолета. В ходе перестрелки, открытой преступниками, была убита бортпроводница, которая пыталась не пустить их в кабину пилотов, а два члена экипажа получили ранения. По требованию угонщиков самолет приземлился в Турции (где они были осуждены).

Во-вторых, принятие в 1970 г. Международной конвенции (Гаагской) о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, ратифицированной Советским Союзом. Как указывается в ее преамбуле, она была принята, исходя из того, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру в безопасность гражданской авиации и что в целях предотвращения таких актов имеется настоятельная необходимость обеспечить принятие соответствующих мер для наказания преступников.

Необходимо затронуть и статистику данных преступлений в России. В 1997 г. было зарегистрировано 20, в 1998 г. - 18, в 1999 г. - 10, в 2000 г. - 12, в 2001 г. - 8, в 2002 г. - 10, в 2003 г. - 9, 2004 г. - 7, в 2005 г. - 10, в 2006 г. - 8, в 2007 г. - 3, в 2008 г. - 5, в 2010 г. - 1, за полгода 2011 г. -2 случая таких преступлений, в 2012, 2013 и 2014 годах данных преступлений зарегистрировано не было.

Общественная опасность угона (захвата) судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава заключается в том, что такими действиями не только дезорганизуется нормальная работа указанных видов транспорта, но и создается реальная угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта в связи с возможностью катастроф, крушений или аварий этих транспортных средств, что, как правило,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

сопровождается гибелью людей или причинением им тяжкого или иного вреда здоровью, либо наступлением крупного материального ущерба.

Суда воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав являются предметом преступлений, предусмотренных ст. 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава», а такие разновидности судов водного транспорта, как морские и речные суда - еще и преступлений, предусмотренных ст. 227 УК РФ «Пиратство».

Указанные деяния сравнительно не часто встречаются на практике. Так, в 2005 г. было зарегистрировано 10 преступлений, предусмотренных ст. 211 УК РФ, и ни одного, предусмотренного ст. 227 УК РФ. Однако общественная безопасность таких деяний очень велика. Они имеют резонансный характер, способны посеять панику среди населения, причинить колоссальный вред и потому нуждаются в тщательной терминологической разработке, способствующей успешной деятельности органов предварительного расследования и судов [1].

Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом и заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте:

1. Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенные на борту ВС;

2. Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС:

3. Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию).

Цели обеспечения защиты деятельности ГА:

• предупреждение нападения;

• сведение к минимуму ущерба при нападении;

• поддержание системы общей безопасности аэропорта в экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия, отказ аварийных систем и т. п.).

Меры обеспечения авиационной безопасности:

• составление Программ безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта);

• планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА;

• подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности;

• обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности;

• ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;

• оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны);

• охрана аэропорта и жизненно важных объектов;

• организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима аэропортов;

• специальный предполетный осмотр ВС на безопасность;

• досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра;

• производство специальной досмотровой техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых типов такой техники;

• создание и совершенствование национального законодательства в области авиационной безопасности страны.

Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполняться на земле, до посадки пассажиров в ВС.

В настоящее время борьба с воздушным терроризмом приобретает все большее значение в деятельности мирового сообщества.

Во многих странах мира созданы высокопрофессиональные подразделения по борьбе с терроризмом [3].

В области совершенствования международных и национально-правовых норм о запрете пиратства можно выделить следующие проблемы: во-первых, определение пиратства, содержащееся в ст. 101 Конвенции по морскому праву, имеет ряд недостатков. Во-вторых, национальное уголовное право государств либо не учитывает международно-правовое определение пиратства, либо вообще не включает специальную норму о его запрете. В-третьих, проблемой является неопределенность юрисдикции государств по борьбе с этим преступлением. В-четвертых, ст. 227 УК РФ о пиратстве требует доработки.

Уголовная ответственность за пиратство первоначально появилась в национальном уголовном праве. Международно-правовое определение пиратства сформулировано относительно недавно в ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Пиратством в силу Конвенции является любое из перечисленных ниже действий:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

- в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

- против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте «а» или «б» [2].

Библиографические ссылки

1. Алехин В. П. Исторический анализ и Международный опыт борьбы с угонами воздушных судов // Научный журнал КубГАУ. № 106(02). 2015. С. 3-5.

2. Хатам-заде Ф. Э. Международно-правовая квалификация преступления пиратства как разновидности международного терроризм // ЕврАзЮж. № 1(8). 2009. С. 4-5.

3. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.net/1_21381_borba-s-terrorizmom-na-vozdushnom-transporte.html (дата обращения: 15.03.2015).

© Шоховец А. О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.