Научная статья на тему 'Организация деятельности системы авиационной безопасности'

Организация деятельности системы авиационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / AVIATION SAFETY / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION / ИНЦИДЕНТ / INCIDENT / ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / TECHNICAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарёв А.В., Геращенко В.В., Лукасов В.В.

Авторы показывают значимость авиационной безопасности в гражданской авиации, ее уровень развития и дальнейшие перспективы, а также вносят свои предложения по повышению уровня защиты пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACTIVITY OF SYSTEM OF AVIATION SAFETY

Authors, having prepared this work, show the importance of aviation safety in civil aviation, its level of development and further prospects, and also make also the offers for increase of level of protection of passengers.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности системы авиационной безопасности»

Решетнеескцие чтения. 2015

УДК 629.73

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. В. Пономарёв, В. В. Геращенко, В. В. Лукасов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: vladisav.gerashchenko@mail.ru, monomax1213@gmail.com

Авторы показывают значимость авиационной безопасности в гражданской авиации, ее уровень развития и дальнейшие перспективы, а также вносят свои предложения по повышению уровня защиты пассажиров.

Ключевые слова: авиационная безопасность, гражданская авиация, инцидент, технические системы.

ORGANIZATION OF ACTIVITY OF SYSTEM OF AVIATION SAFETY

A. V. Ponomarev, V. V. Gerashchenko, V. V. Lucasov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vladisav.gerashchenko@mail.ru, monomax1213@gmail.com

Authors, having prepared this work, show the importance of aviation safety in civil aviation, its level of development and further prospects, and also make also the offers for increase of level ofprotection ofpassengers.

Keywords: aviation safety, civil aviation, incident, technical systems.

Система авиационной безопасности (АБ) в гражданской авиации является основным комплексом мер, предназначенным для защиты экипажа и пассажиров от незаконного вмешательства. Незаконное вмешательство - это противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий [1].

В России первый акт незаконного вмешательства в деятельность ГА произошел 25 октября 1958 года. Это попытка захвата АН-2 в аэропорту Н. Кресты (Якутия). Тогда обошлось без жертв. Реакцией соответствующих служб были создание режимно-охранных подразделений, реализация в ГА стандартов и практики ИКАО, совершенствование структуры управления режимом и охраной аэропортов [2].

В гражданской авиации внедряются специальные технические системы, которые способны:

- обнаружить металл, оружие и взрывчатые вещества (стационарные и переносные металлоискатели, аппаратура обнаружения взрывчатых веществ);

- защитить периметры объектов, здания и помещения (ультразвуковые, СВЧ и емкостные датчики);

- выявить авторов анонимных сообщений об угрозе взрывов или других терактов.

Главная причина чрезвычайных происшествий в том, что авиабезопасность в аэропортах осуществлялась разными ведомствами (МВД, ФСБ, ФСКН и т. д.). Авиационный инцидент - это событие, связанное с летной эксплуатацией летательного аппарата, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна или жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием [3].

В таблице приведена информация по количеству авиационных инцидентов с 2006 по 2015 гг.

Основой создания в стране комплексной федеральной системы обеспечения защиты деятельности ГА от незаконных вмешательств является документ под названием «Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности», которым предусмотрено, чтобы воздушные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, оснащались надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона; сигнализационными и переговорными устройствами для связи экипажа с бортпроводниками; устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей; запираемыми помещениями для хранения изъятых на время полета у пассажиров предметов и веществ и другими специальными устройствами [4].

Количество авиационных инцидентов с 2006 по 2015 гг.

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2013 2014 2015

Количество инцидентов 34 33 13 6 14 11 13 16 8

Эксплуатация и надежность авиационной техники

К основополагающим направлениям развития АБ в ГА России можно отнести:

- анализ последствий актов незаконного вмешательства в деятельность авиакомпаний и разработка соответствующих рекомендаций (мер, процедур), способствующих их выявлению и предотвращению;

- разработка систем сбора, анализа, координации и распространения (обмена) информации по АБ;

- анализ практики применения авиакомпаниями различных аспектов (процедур) обеспечения АБ и определение возможности их применения;

- разработка политики участия международных и национальных органов в мероприятиях по обеспечению АБ и совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения АБ [5].

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод о том, что авиационная безопасность играет ключевую роль в развитии гражданской авиации.

На сегодняшний момент времени авиационная безопасность должна и будет развиваться благодаря новейшим разработкам ученых, а также использованию дополнительных мер (телекамеры скрытого наблюдения, технические средства для обнаружения взрывчатых и наркотических веществ, передовой опыт других аэропортов).

Библиографические ссылки

1. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.airdisaster.ru/ (дата обращения: 20.09.2015).

2. Авиафорум [Электронный ресурс]. URL: http://aviaforum.ru/forums/flight_safety/ (дата обращения: 20.09.2015).

3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/content/gosudarstvennaya-programma-obespecheniya-bezopasnosti-poletov-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy (дата обращения: 20.09.2015).

4. Авиационная безопасность : курс лекций по дисциплине [Электронный ресурс]. URL: http://aireo.ucoz.ru/load/34-1-0-93 (дата обращения: 20.09.2015).

5. Воздушный кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 13744 (дата обращения: 20.09.2015).

References:

1. Aviation incidents, incidents and plane crashes in Russia [An electronic resource]. URL: http://www.airdisaster.ru/ (on September 20, 2015).

2. Aviaforum [An electronic resource]. URL: http://aviaforum.ru/forums/flight_safety/ (on September 20, 2015).

3. State program of safety of flights of aircrafts of civil aviation [An electronic resource]. URL: http://www.ato.ru/content/gosudarstvennaya-programma-obespecheniya-bezopasnosti-poletov-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy (on September 20, 2015).

4. A course of lectures on discipline "Aviation safety" [An electronic resource]. URL: http://aireo.ucoz. ru/load/34-1-0-93 (on September 20, 2015).

5. Air code of the Russian Federation [An electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ law_13744 (on September 20, 2015).

© Пономарёв А. В., Геращенко В. В., Лукасов В. В., 2015

УДК 620.169.1

АНАЛИЗ ВИДА КОРРОЗИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ 2012-2015 ГОДОВ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-8 НА ПРЕДПРИЯТИИ

«КРАСНОЯРСКИЙ АСЦ»

А. В. Рыбков, Н. В. Никушкин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Leshka.89@mail.ru

Производится анализ статистических данных с целью распределения коррозионных повреждений по уровню влияния на безопасность полета, а также по частоте возникновения коррозии отдельно взятого элемента.

Ключевые слова: анализ коррозии, коррозия, статистика коррозионных повреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.